Как характеризует эпизод суд морозки гл 5 морозку и левинсона

Обновлено: 26.04.2024

Главной причиной и безответственности, и трусости, и слабости «образованного», «чистенького», «городского» Мечика Фадеев считает его чрезмерно развитое чувство личности. Предательство, по Фадееву, — естественный финал, к которому приходит (и не может не прийти!) интеллигент, не связанный глубинными корнями с народом, с массами, с пролетариатом и его партией. Однако Фадеев показывает, что и в среде интеллигентов есть люди, преданные делу революции. Это люди «особой породы».

Домашнее задание

Подобрать эпизоды, характеризующие образ Левинсона.

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма

В романе А. А. Фадеева «Разгром»

Цели урока: раскрыть авторский замысел — изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

I. Слово учителя

В Левинсоне Фадеев воплотил образ человека, «идущего всегда во главе», гармонично сочетающего в себе инстинкт, волю и разум. Это «особенный человек». В композиции романа ему тоже посвящена отдельная глава (IV). Левинсон открывает и закрывает роман: он выступает в первом и последнем абзацах романа.

Самое важное в общем движении действия — судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

Фадееву было очень важно художественно воспроизвести в «Разгроме» особый тип взаимоотношении коммуниста-руководителя с партизанами: «На своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие, — говорил он. — Эту мысль… мне хотелось подчеркнуть в романе «Разгром». Фадеев показывает, как коренные, классовые интересы людей подчас идут вразрез с их частными, временными интересами, желаниями и представлениями. В глазах Фадеева Левинсон — средоточие именно этих главных, коренных интересов народа.

II. Беседа

— Как рисует Фадеев образ Левинсона?

Левинсон представляется непререкаемым авторитетом, человеком несгибаемой воли, уверенным в себе, рожденным, чтобы руководить. Фадеев рисует образ Левинсона через отношение к нему других персонажей: «никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет». Поэтому он казался всем. человеком особой, правильной породы». Каждый партизан думал, что Левинсон «все понимает, все делает как нужно. Поэтому нельзя не доверять и не подчиняться такому правильному человеку. » Автор подчеркивает в Левинсоне природное, интуитивное чувство правды, умение ориентироваться в обстановке: «особенный нюх. шестое чутье, как у летучей мыши»; «он был на редкость терпелив и настойчив, как старый таежный волк, у которого, может быть, недостает уже зубов, но который властно водит за собой стаи — непобедимой мудростью многих поколений» (глава III).

— Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

Воспоминания о детстве Левинсона, его внешность находятся в противоречии с его образом «человека особой породы». «В детстве он помогал отцу торговать подержанной мебелью, а отец его всю жизнь хотел разбогатеть, но боялся мышей и скверно играл на скрипке» — таких вещей Левинсон никому не рассказывал. Левинсон вспоминает «старинную семейную фотографию, где тщедушный еврейский мальчик — в черной курточке, с большими наивными глазами — глядел с удивительным, недетским упорством в то место, откуда, как ему сказали тогда, должна вылететь птичка». Со временем Левинсон разочаровался «в лживых баснях о красивых птичках» и пришел к «самой простой и самой нелегкой мудрости: «Видеть все так, как оно есть, — для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

— Какова роль портретной характеристики?

Внешность Леви совсем не геройская: «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Мечику Левинсон напоминает «гнома из сказки». Фадеев подчеркивает физическую слабость, внешнюю неказистость героя, выделяя, впрочем, его «нездешние глаза», глубокие, как озера. Эта портретная деталь говорит о незаурядности, значительности личности.

— Каковы основные черты характера Левинсона?

В сцене суда над Морозкой Левинсон показан жестким, подчиняющим себе людей: «Морозка заколебался. Левинсон подался вперед и, сразу схватив его, как клещами, немигающим взглядом, выдернул из толпы, как гвоздь». Морозка «был уверен, что командир «видит все наскрозь» и обмануть его почти невозможно». Левинсон может говорить «удивительно тихо», но его все слышат, ловят каждое его слово. Слова его убедительны, хотя он может внутренне колебаться, не иметь плана действий, чувствовать себя растерянно. Однако он никого не пускает в свой внутренний мир.

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей — основные его черты.

— Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

Левинсон глубоко верил в то, что людьми движет не только чувство самосохранения, но и другой, «не менее важный инстинкт, не осознанный даже большинством из них, по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью». Этот инстинкт, считает Левинсон, «живет в людях под спудом бесконечно маленьких, каждодневных, насущных потребностей и забот о своей — такой же маленькой, но живой — личности, потому что каждый человек хочет есть и спать, потому что каждый человек слаб». Люди передоверяют «самую важную свою заботу» таким, как Левинсон.

Комментарий-учителя:

Мы видим, что роль личности сводится здесь Фадеевым к инстинктивным, мелочным потребностям. Левинсон же умеет эти насущные потребности подавить, взять ответственность за «слабых» людей на себя. В Левинсоне соединяются жалость и жестокость. Он и «с» отрядом и «над» отрядом. Смысл жизни его «в преодолении скудости и бедности»; «жила в нем огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Вспомним образ Человека у Горького.

— Как реализуется в романе идея об оправдании любых средств «конечной целью»?

Перед Левинсоном стоит задача «сохранения отряда как боевой единицы». Это — главное, все остальное — второстепенно. Поэтому, когда появляется необходимость, Левинсон действует решительно, как «сила, стоящая над отрядом»: «С этого дня Левинсон не считался уже ни с чем, если нужно было раздобыть продовольствие, выкроить лишний день отдыха. Он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, но даже Морозка видел, что это совсем не похоже на кражу дынь с Рябцева баштана». Левинсон убежден, что сила его «правильная». Гуманизм «абстрактный», по мнению Фадеева, должен быть заменен гуманизмом «классовым».

III. Дискуссия

Комментарий учителя:

Истинная сила Левинсона — в его нравственном воздействии на людей, для которых он был человеком «другой, правильной породы». Левинсон давно расстался с детскими иллюзиями. Но не станет ли его мечта о «новом, прекрасном, сильном и добром человеке», которого можно воспитать в революции, еще одной иллюзией, заблуждением?

Гуманизм «абстрактный» и гуманизм «революционный» сталкиваются в романе в непримиримом противоречии. Жестокие поступки Левинсона, которые осуждает Мечик, видятся Фадеевым как осознанная необходимость. Однако не надо называть жестокую, трагическую неизбежность войны актом гуманизма; нельзя именовать гуманным жертвование одним во имя многих.

Образовательные цели: дать представление о личности писателя; раскрыть авторский замысел - переделка героя под влиянием революционных событий и руководителей; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Развивающие цели: развивать умение выделять главное, уметь анализировать, синтезировать при работе с художественным текстом.

Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, умение давать объективную оценку, размышлять о вечных проблемах бытия.

I. Вступительное слово

А.А.Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя СССР, и закончился этот путь трагически.

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956), прозаик.

Родился 11 декабря 1906 г. в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912 - 1919). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21. Был ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов "Октябрь" и "Молодая гвардия". В "Молодой гвардии" в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева "Против течения".

Роман "Разгром", увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи "Последний из Удэге". Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А.Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 50-х. В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков "Ленинград в дни блокады" (1944).

В 1945 вышел в свет роман "Молодая гвардия", о героях которого Фадеев писал "с большой любовью, отдал роману много крови сердца". Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете "Правда" роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман.

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А.Фадеев 13 мая 1956 кончает жизнь самоубийством. Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: "Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы. физически истреблены или погибли. лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте. Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни".

II. Слово учителя.

Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жесткий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро эти вопросы встали перед представителями интеллигенции. Возникали вопросы, связанные с истинным и ложным гуманизмом. Характерной для того времени была романтизация гражданской войны. Страшная трагедия, имевшая необратимые последствия, в художественных произведениях была окутана неким ореолом. Автор «Разгрома», вышедшего в 1927 году, был молодым писателем, не понаслышке знавшем о событиях гражданской войны. Он был непосредственным участником, очевидцем. Сам Фадеев видел идею своего романа в переделке «человеческого материала» в ходе революции под руководством коммуниста-организатора: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе».

«Происходит переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса – коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

Цель нашего урока – дать ответы на вопросы:

Как происходит переделка людей?

Почему происходит переделка людей?

Кто эти передовые люди, которые руководят революцией?

Какие нравственные проблемы затрагиваются в ходе этой переделки?

Слайд 5. Слайд 6. О каком герое идет речь?

«Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен. Но, вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, улавливал в них внятные, ему одному тревожные нотки».

- Каким вы представили Левинсона?

- Что необычного в портретной характеристике можно отметить?

(Физическая слабость, внешняя неказистость, незаурядность)

- Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми?

(Левинсон предан революции. Ради нее он сдерживает других, а в первую очередь себя самого. Он сознательно подавляет личные чувства, которые могли бы отвлечь его от высокой, добровольно принятой на себя миссии. Все время – он командир и представитель партии, которому доверили руководить людьми. В самоотречении - сила героя.)

Фрагмент фильма 1. «Ловля рыбы на обед. Воспитание парня из отряда»

- Как эпизод характеризует Левинсона?

- Как Левинсон понимает свою ответственность перед людьми?

- Какая основная задача стоит перед командиром?

- Как достигает своих целей Левинсон?

- конфискация свиньи у корейца («Страда» с.100);

- решение судьбы Фролова.

Можно ли назвать поступки Л. гуманными?

(Диспут. Многие решения можно назвать бесчеловечными. Но они были в данных ситуациях просто вынужденными. В Левинсоне соединяются жалость и жестокость).

Назовите черты Левинсона - передового представителя, который ведет за собой людей.

Сверить ответы обучающихся с ответами на слайде.

- человек особой правильной породы;

- умение ставить общественные интересы выше личных;

- умение признать свои слабости и видеть слабости других людей;

- уметь повести за собой людей,

- ответственность за людей.

III. Проследить формирование характера Морозки (Гл.1,5,8,13,15,16)

- Кем был герой до появления в отряде?

- Можно назвать Морозку дисциплинированным бойцом? (Кража дынь и суд)

Кадр фильма. «Суд Морозки»

Как характеризует эпизод Морозку и Левинсона?

(Это один из самых напряженных эпизодов. Именно Левинсон устроил для Морозки суд, и он же умело и незаметно снял нависшую над Морозкой опасность изгнания из отряда. Левинсон все время действует по своему плану, а Морозка все делает необдуманно. Левинсон в процессе суда стремится добиться закрепления и развития всех лучших качеств, которые есть в Морозке.

- Морозка понимает, зачем он в отряде? (Тянется к лучшему, к «правильным» людям. Гл.12 )

- Расскажите о взаимоотношениях Морозки с Варей и Мечиком?

- Как характеризует Морозку сцена пьянки после гибели его коня.

(Сцена пьянки показывает сложность становления личности).

- Какие сцены показывают Морозку героем?

- Какие черты характера можно отметить у Морозки?

Черты характера Морозки (сверить с записью на слайде):

- стихийность натуры Морозки;

- неразвитость его сознания;

- высокое чувство долга за доверившихся ему людей;

- способность совершить героические поступки.

IV. Выводы по уроку

В последней части происходят кульминационные события. Отряд изображается в сражениях. Именно здесь показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность. Безусловно, героизм Морозки и трусость Мечика. Вспыхнувшая вражда партизан не обескураживает Левинсона, он моментально ее отсекает. Ответственность за отряд дает возможность найти быстрое решение и спасти хотя бы часть отряда.

Таким образом, под воздействием передовых представителей рабочего класса, революционных событий происходит переделка человека.

Образовательные цели: дать представление о личности писателя; раскрыть авторский замысел - переделка героя под влиянием революционных событий и руководителей; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Развивающие цели: развивать умение выделять главное, уметь анализировать, синтезировать при работе с художественным текстом.

Воспитательные цели: воспитание чувства патриотизма, умение давать объективную оценку, размышлять о вечных проблемах бытия.

I. Вступительное слово

А.А.Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя СССР, и закончился этот путь трагически.

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956), прозаик.

Родился 11 декабря 1906 г. в городе Кирмы Тверской губернии в семье фельдшеров, профессиональных революционеров. Раннее детство провел в Вильно, затем в Уфе. Большая часть детства и юности связана с Дальним Востоком, с Южно-Уссурийским краем, куда родители переселились в 1908. Любовь к этому краю Фадеев пронес через всю жизнь.

Учился во Владивостоке, в коммерческом училище, но ушел, не окончив восемь классов (1912 - 1919). Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 21. Был ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Х Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. Уже в 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов "Октябрь" и "Молодая гвардия". В "Молодой гвардии" в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева "Против течения".

Роман "Разгром", увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. Жизнь и исторические события на Дальнем Востоке, свидетелем которых он был, привлекли его творческое воображение. Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи "Последний из Удэге". Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А.Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 50-х. В годы войны был одним из руководителей Союза писателей, автором большого количества публицистических статей, очерков. Был на Ленинградском фронте, три месяца провел в блокадном городе, результатом чего стала книга очерков "Ленинград в дни блокады" (1944).

В 1945 вышел в свет роман "Молодая гвардия", о героях которого Фадеев писал "с большой любовью, отдал роману много крови сердца". Первая редакция романа пользовалась заслуженным успехом, но в 1947 в газете "Правда" роман был подвергнут резкой критике за то, что писатель не показал связи комсомольцев Краснодона с коммунистами-подпольщиками. В 1951 Фадеев переработал роман.

После XX съезда КПСС, чувствуя невозможность продолжать свою жизнь, А.Фадеев 13 мая 1956 кончает жизнь самоубийством. Медицинская комиссия, назначенная тогда правительством, заявила, что эта трагедия случилась в результате расстройства нервной системы из-за хронического алкоголизма. Только в 1990 было опубликовано предсмертное письмо Фадеева: "Не вижу возможности жить дальше, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы. физически истреблены или погибли. лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте. Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивались подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни".

(Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.)

II. Слово учителя.

Революция и гражданская война, расколовшие общество и страну надвое, заставляли каждого сделать жесткий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем я? за кого я? Особенно остро эти вопросы встали перед представителями интеллигенции. Возникали вопросы, связанные с истинным и ложным гуманизмом. Характерной для того времени была романтизация гражданской войны. Страшная трагедия, имевшая необратимые последствия, в художественных произведениях была окутана неким ореолом. Автор «Разгрома», вышедшего в 1927 году, был молодым писателем, не понаслышке знавшем о событиях гражданской войны. Он был непосредственным участником, очевидцем. Сам Фадеев видел идею своего романа в переделке «человеческого материала» в ходе революции под руководством коммуниста-организатора: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе».

«Происходит переделка людей. Эта переделка людей происходит потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса – коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

Цель нашего урока – дать ответы на вопросы:

Как происходит переделка людей?

Почему происходит переделка людей?

Кто эти передовые люди, которые руководят революцией?

Какие нравственные проблемы затрагиваются в ходе этой переделки?

Слайд 5. Слайд 6. О каком герое идет речь?

«Он был такой маленький, неказистый на вид – весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен. Но, вслушиваясь в растрепанные мужицкие голоса, улавливал в них внятные, ему одному тревожные нотки».

- Каким вы представили Левинсона?

- Что необычного в портретной характеристике можно отметить?

(Физическая слабость, внешняя неказистость, незаурядность)

- Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми?

(Левинсон предан революции. Ради нее он сдерживает других, а в первую очередь себя самого. Он сознательно подавляет личные чувства, которые могли бы отвлечь его от высокой, добровольно принятой на себя миссии. Все время – он командир и представитель партии, которому доверили руководить людьми. В самоотречении - сила героя.)

Фрагмент фильма 1. «Ловля рыбы на обед. Воспитание парня из отряда»

- Как эпизод характеризует Левинсона?

- Как Левинсон понимает свою ответственность перед людьми?

- Какая основная задача стоит перед командиром?

- Как достигает своих целей Левинсон?

- конфискация свиньи у корейца («Страда» с.100);

- решение судьбы Фролова.

Можно ли назвать поступки Л. гуманными?

(Диспут. Многие решения можно назвать бесчеловечными. Но они были в данных ситуациях просто вынужденными. В Левинсоне соединяются жалость и жестокость).

Назовите черты Левинсона - передового представителя, который ведет за собой людей.

Сверить ответы обучающихся с ответами на слайде.

- человек особой правильной породы;

- умение ставить общественные интересы выше личных;

- умение признать свои слабости и видеть слабости других людей;

- уметь повести за собой людей,

- ответственность за людей.

III. Проследить формирование характера Морозки (Гл.1,5,8,13,15,16)

- Кем был герой до появления в отряде?

- Можно назвать Морозку дисциплинированным бойцом? (Кража дынь и суд)

Кадр фильма. «Суд Морозки»

Как характеризует эпизод Морозку и Левинсона?

(Это один из самых напряженных эпизодов. Именно Левинсон устроил для Морозки суд, и он же умело и незаметно снял нависшую над Морозкой опасность изгнания из отряда. Левинсон все время действует по своему плану, а Морозка все делает необдуманно. Левинсон в процессе суда стремится добиться закрепления и развития всех лучших качеств, которые есть в Морозке.

- Морозка понимает, зачем он в отряде? (Тянется к лучшему, к «правильным» людям. Гл.12 )

- Расскажите о взаимоотношениях Морозки с Варей и Мечиком?

- Как характеризует Морозку сцена пьянки после гибели его коня.

(Сцена пьянки показывает сложность становления личности).

- Какие сцены показывают Морозку героем?

- Какие черты характера можно отметить у Морозки?

Черты характера Морозки (сверить с записью на слайде):

- стихийность натуры Морозки;

- неразвитость его сознания;

- высокое чувство долга за доверившихся ему людей;

- способность совершить героические поступки.

IV. Выводы по уроку

В последней части происходят кульминационные события. Отряд изображается в сражениях. Именно здесь показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность. Безусловно, героизм Морозки и трусость Мечика. Вспыхнувшая вражда партизан не обескураживает Левинсона, он моментально ее отсекает. Ответственность за отряд дает возможность найти быстрое решение и спасти хотя бы часть отряда.

Таким образом, под воздействием передовых представителей рабочего класса, революционных событий происходит переделка человека.

Клянусь исполнять свои обязанности честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела и ничего, кроме них, разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку.

Оглашение обвинительного заключения (зачитывает секретарь)

В годы гражданской войны, на Тудо–Вакском тракте, боец Мечик вместе с ординарцем Морозкой был послан в дозор командиром отряда – Левинсоном.

По дороге Мечик наткнулся на казаков. Он, тихо вскрикнув, соскользнул с седла и, сделав несколько унизительных телодвижений, вдруг стремительно покатился куда–то под откос.

Он больно ударился руками о мокрую колоду, вскочил, поскользнулся, – несколько секунд, онемев от ужаса, барахтался на четвереньках, и, выправившись наконец, побежал вдоль по оврагу, не чувствуя своего тела, хватаясь руками за что попало и делая невероятные прыжки. За ним гнались: сзади трещали кусты и кто–то ругался со злобным придыханием.

Тем временем Морозка знал, что впереди еще один дозорный, тоже плохо следил за тем, что творилось вокруг него.

Так как Мечика впереди уже не было, то он выехал прямо на засаду. Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено. Морозка погиб. Сигнал был услышан. Отряд, услышав выстрелы, был вынужден принять бой. Из всего отряда в живых осталось 19 человек.

  1. находясь в разведке, не предупредил отряд об опасности, не дал условного сигнала, нарвавшись на засаду;
  2. не вступил в перепалку с врагами;
  3. бежал, оставив место боя, и в результате чего погиб почти весь отряд.

Дают показания свидетели.

Бакланов предложил мне послать дозор. Я согласился и попросил его распорядиться. Через минуту меня кто–то обогнал. Мне показалось что–то неправильное в том, что Мечик едет в дозор, но я не смог заставить себя разобраться в этой неправильности и тотчас же забыл об этом. Потом еще кто–то проехал мимо. Бакланов крикнул Морозке, чтобы они не теряли друг дружку из вида. Мечик ехал первым, за ним – Морозка.

Спустя какое–то время я услышал выстрелы, они прозвучали так неожиданно, что я не воспринял их, а понял их значение тогда, когда раздался залп по Морозке.

Потом я выхватил шашку и сказал: “На прорыв!”, – и отряд помчался. Затем что–то грохочущее обрушилось на меня, и я полетел над какой–то пропастью, когда очнулся, снова сидел в седле, только в руке не было шашки. Услышав стрельбу, понял, что это стреляют по нам. Когда все закончилось, я оглянулся и увидел, что осталось в живых 18 человек. Я спросил: “Где Бакланов?”, и Гончаренко ответил, что его убили. Варя заплакала. Так в живых осталось 18 человек.

О судьбе подсудимого больше ничего не знал.

В разведку были посланы Мечик и Морозка. Сначала ехал Мечик, за ним мой муж. Спустя некоторое время мы услышали выстрел. Командир отряда Левинсон поднял шашку, и все поняли, что нужно принимать бой.

В бою много человек погибло.

В живых осталось только 18 человек. Что случилось с моим мужем, я узнала потом, вернее догадалась.

Преступление, совершенное Мечиком, было закономерным. Все его действия, поступки предрасполагали к такому концу, каким мы его сегодня увидели. Не так давно, шагая из города с путевкой в сапоге и револьвером в кармане, Мечик очень смутно представлял себе, что его ожидает. Он бодро насвистывал “веселенький городской мотивчик”, ему хотелось борьбы и движения. А что это за борьба и что она принесет ему, он не знал, да, наверное, и не очень хотел знать.

До встречи с партизанским отрядом Мечик представлял людей совсем другими. На самом же деле “они издевались над Мечиком по всякому поводу – над его городским пиджаком, над правильной речью, над тем, что он не умеет чистить винтовку, даже над тем, что он съедает меньше фунта хлеба за обедом”.

А не мстил ли Мечик этим людям за то, что они не признавали его?

Не по этой ли причине он не стал их защищать и предупреждать об опасности. Ведь если они не любили его, значит, и он не любил их.

Что касается Морозки, то, по–моему, его он просто ненавидел. И думать о нем в эту страшную минуту ему и в голову не пришло. Ведь Морозка, по словам подсудимого, насмехался над ним.

А ведь этот человек забыл, что именно Морозка когда–то спас его и привел в отряд.

А если вспомнить разведку Мечика и Бакланова? Как, после всего случившегося, Мечик чувствовал дикую радость избавления и то, как в горячей пыли корчится убитый им японец, исходя последними смертными муками”.

Разве может человек с нормальной психикой и железными нервами испытывать радость от мук другого человека? Конечно, нет. Значит, в голове Мечика могла возникнуть кровавая идея отмщения за честь, за свои переживания, за муки. Ведь, как считал сам подсудимый, Морозка был лучше его по многим качествам, в том числе он был смелее его. Он желал Морозке всяческого зла и только “сам не мог причинить его из трусости”.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основания для преступления все–таки у Мечика были, и, что самое удивительное, преступление было совершено умышленно, а не случайно. Слишком много страдал наш обвиняемый от потерпевших.

Уважаемый суд! Мечик совершил преступление неумышленно. По сути своей, он человек добрый и легкоранимый. Господин обвинитель говорил, что Мечик очень смутно представлял себе, что его ожидает. И потом, подзащитному все–таки “хотелось борьбы”. Он не отсиживался дома в такое трудное для страны время.

В отряде к нему относились не так, как бы ему хотелось, над ним даже “издевались по всякому поводу”.

И тем не менее Мечик не испытывал ненависти к таким людям. Он понимал, что им так же трудно в таких условиях.

Что касается Морозки, то, на мой взгляд, у подзащитного не было особых причин его ненавидеть, как утверждает уважаемый коллега. Он, наоборот, чувствовал благодарность к ординарцу, ведь он его спас, а Морозка сразу невзлюбил Мечика. А почему? Они принадлежали к разным социальным слоям. И как Морозке мог понравиться интеллигентный парень?

Что касается Вари, то, на мой взгляд, никакой ревности со стороны Мечика тут не было. Ведь между подсудимым и “милосердной сестрой” были нормальные человеческие отношения. Она ухаживала за ним, и в отличие от других партизан, относилась с теплотой и пониманием. Мечик ей был за это благодарен.

В разведке с Баклановым мой подзащитный ведет себя вполне нормально. Ведь шла война, а на войне либо ты, либо тебя. Так вот, если бы Мечик не убил японца, тот убил бы его. Это только инстинкт самосохранения.

Господин обвинитель утверждает, что у Мечика была кровавая идея отмщения. Такой человек не может мстить в силу своего характера и отношения к людям. Для этого он слишком мягкий и добрый. Ведь он сильно раскаивается в содеянном, испытывает страшные муки от своего поступка. Мечик не хотел никому причинять зла. Все произошло очень быстро. И Мечик не успел осознать весь ужас своего положения. Можно ли строго судить человека за то, что он пытался сохранить себе жизнь, сразу не оценил создавшуюся обстановку?

Люди ведь все очень разные, с разными характерами и темпераментами. Морозка был сильно горяч, а подзащитный слишком спокойный.

Господин судья и господа присяжные, по–моему мнению, Мечик не может быть сурово наказан. Он чистосердечно признал свою вину и полностью ее осознал. Прошу Вас не выносить суровый приговор.

В романе Александра Александровича Фадеева «Разгром» одним из главных героев является грубоватый шахтер Морозка.

Краткое описание названного персонажа звучит следующим образом: революционер в самом настоящем и правильном его проявлении. Правда, знакомство с ним Фадеев начинает по-другому и представляет его несколько иначе. Только на протяжении всего романа раскрывается сущность партизана Морозки, обрисовывается весь его истинный облик. Непривлекательный молодой человек в конце произведения становится народным героем и заслуживает наше уважение и любовь.

Рассмотрим же, как меняется образ этого партизана.

В самом начале Морозка очень подозрителен к командиру отряда Левинсону, наверное, отчасти из-за своей природной мнительности. Он никогда не признает своей вины, готов обвинить во всех бедах и печалях кого-нибудь другого, но только не себя. Живет просто и ни о чем не задумывается. Такая легкость в отношении своего существования поначалу не вызывает одобрения. Но когда мы все больше узнаем героя, начинаем проникаться к нему иными чувствами.

Морозка идет за толпой, куда все, туда и он. Не лезет грудью на амбразуру, но и в сторону не свернет. Шахтерское братство для этого героя всегда стояло на первом месте. Беспечный и легкий, молодой человек был твердым и последовательным в своих убеждениях и принципах. Основная идея романа «Разгром» - огромнейшая переделка людей, и именно Морозка – тот герой, который станет необходимым материалом для революционного преобразования.

Жизнь не благоволит к Морозке, она ставит перед ним задачи нравственного выбора, и герой понемножку начинает задумываться о значимости своего существования. На показательном суде, устроенным Левинсоном, за кражу дынь с бахчи партизан предстает совершенно в ином, не характерном для него свете. Мы не слышим из его уст оправданий, он не трусит, а честно и по-взрослому раскаивается в проступке. Неумело подобранные слова позволяют почувствовать всю силу преданности Морозки отряду, всю широту и открытость его доброй души.

Он никогда не поступил бы, как Мечик, не погнался бы за спасением собственной шкуры, тем самым навредив людям, с которыми прошел тяготы и лишения военной жизни и боевых сражений.

Этот герой проходит большой путь становления, изменяется на наших глазах. Показателен эпизод на пароме, когда узнав о панике среди мужиков, Морозка вместо того, чтобы напугать их еще больше, а раньше бы он так и сделал, начинает успокаивать взволнованных людей. Это был первый и самый важный шаг на пути к переменам в личности героя, в его принятии себя, в способности видеть врага в себе, а не в других. Морозка никогда уже не станет прежним, он избавился от ненужной шелухи, все теперь стало просто и понятно. Грубый и необразованный шахтер сделал все, чтобы спасти родной отряд, он совершил настоящий подвиг.

Морозка – истинный партизан, революционер, новый человек, способный изменить судьбу своей страны и послужить ей верой и правдой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: