Как государство охраняет право народа на свой язык

Обновлено: 02.05.2024

1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

3. Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Комментарий к Ст. 69 Конституции Российской Федерации

Рассматриваемая норма — новелла в Конституции. Ее появление согласуется с конституционной характеристикой российского государства как демократического, федеративного, правового и социального, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Включение же данной нормы в главу Конституции «Федеративное устройство» подчеркивает, что вопросы, связанные с указанными народами, составляют важный элемент национальной и региональной политики России.

Национальное меньшинство отличается от национальности, давшей имя государству или национально-государственному образованию, на территории которого проживает это меньшинство, национальными, языковыми и другими признаками.

Полиэтничность российского общества уникальна. Его своеобразие заключается не только в наличии более 140 наций, национальностей, но и в большой «амплитуде» их социально-экономического развития, необычайно сложном расселении этносов и этногрупп.

Коренные малочисленные народы можно рассматривать в качестве разновидности национальных меньшинств. Они, как и любые из этих меньшинств, численно значительно уступают иным группам населения, не доминируют в обществе, имеют отличия в культуре, языке, религии, обычаях и стремятся к сохранению своей самобытности. Однако выделяющая их особенность состоит в образе жизни и культуре, для которых характерна неразрывная связь с землей и занятие традиционными промыслами — оленеводством, рыболовством, охотой, сбором дикоросов. Это, в свою очередь, обусловливает специфику притязаний и правового положения коренных малочисленных народов.

В отличие от иных национальных меньшинств, коренные малочисленные народы не имеют государственных образований за пределами Российской Федерации или не имеют их вообще; издревле проживают на территориях своих предков в инонациональной среде, но сохраняют самобытность языка, культуры, хозяйственной деятельности и в целом образа жизни, несущего на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития.

Комментируемая статья определяет основы отношений государства с коренными малочисленными народами — народами, проживающими на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющими традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающими в России менее 50 тыс. чел. и осознающими себя самостоятельными этническими общностями. Количественный рубеж в 50 тыс. чел. является наиболее целесообразным. Он относительно стабилен, и народы, насчитывающие менее 50 тыс. чел., не смогут его преодолеть в результате естественного воспроизводства в течение длительного времени. Самые крупные из этих народов в настоящее время не достигли и 35 тыс. человек.

Таким образом, коренной малочисленный народ должен соответствовать следующим критериям:

1) осознавать себя национальным меньшинством, т.е. самоидентифицироваться в качестве таковой;

2) характеризоваться историческим единством;

3) обладать самобытной культурой, т.е. ярко выраженными культурными характеристиками;

4) иметь общий родной язык, т.е. культурно-лингвистическое единство;

5) иметь специфическую среду обитания, национальные промыслы, т.е. особое экономическое пространство;

6) характеризоваться социально-психологической общностью, т.е. способностью к проявлению общей воли во взаимодействии с институтами власти и другими этническим группами, стремлением к учреждению собственных национальных институтов власти;

7) иметь численность населения менее 50 тыс. человек.

Этот статус обретается не автоматически при наличии названных признаков, а только после включения соответствующего народа по представлению органа государственной власти субъекта Федерации, на территории которого он проживает, в Единый перечень коренных малочисленных народов, утвержденный Правительством РФ*(365), принятый во исполнение Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 83-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»*(366).

В него вошли 45 коренных малочисленных народов Российской Федерации: в Корякском автономном округе (алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эскимосы, эвены), Хабаровском крае (неги-дальцы, орочи, удэгейцы, ульчи, нанайцы, нивхи, эвенки, эвены), Красноярском крае (долганы, кеты, нганасаны, селькупы чулымцы эвенки) проживает большинство народностей.

Комментируемая статья закрепляет наиболее существенные элементы статуса коренных малочисленных народов. Из нее следует, что эти этнические общности официально выделяются в специальную группу в составе многонационального народа России, именуемую «коренные малочисленные народы»; признается их своеобразие, право на традиционный образ жизни, а также необходимость особого государственно-правового регулирования; допускается наличие специфических прав (статуса) данных народов, в том числе быть субъектом права; государство берет на себя постоянную обязанность гарантировать их права; в решении указанного вопроса Российская Федерация ориентируется на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, намерена руководствоваться ими при принятии необходимых законов и в правоприменительной практике; коренные малочисленные народы и их объединения вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих международно-правовым нормам.

Малочисленные этносы находятся как бы в трех ипостасях: они и народы, и национальные меньшинства, и особые этнические общности. Сообразно с этим на них распространяются три группы международно-правовых норм, содержащих разные по своему юридическому значению положения (гарантии).

Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров. В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, соглашениях в рамках СНГ и межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), признанная мировым сообществом эталоном демократизма; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948 г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.); Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него (1973 г.); Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995 г.).

Такой подход типичен для государств, где проживают подобные этнические общности (Канада, Норвегия, Финляндия, Дания), и отвечает требованиям Конвенции N 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятой Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 г.*(367) Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами, Конвенция содержит положения о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к коренным народам, с целью смягчения переживаемых ими трудностей. Декларируется право указанных народов выбирать собственные приоритеты развития, а также право на традиционно занимаемые земли, пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях, получение компенсации за убытки и ущерб, наносимый в связи с использованием данных земель. Правительствам предлагается вырабатывать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты, где будут приниматься во внимание обычаи названных народов и особенности их экономического, социального и культурного положения. Подчеркивается, что при определении характера и масштаба мер, которые следует предпринимать в целях применения Конвенции, проявляется гибкость с учетом условий, характерных для каждой страны.

Детально определенные стороны жизни таких народов регламентируют Конвенция 1992 г. о биологическом разнообразии*(368), которая признает большую и традиционную зависимость коренного населения от биологических ресурсов и роль их знаний и практики для сохранения биологического разнообразия, а также Конвенция 1946 г. по регулированию китобойного промысла*(369), предусматривающая добычу китов для нужд аборигенов (в России это затрагивает интересы чукчей).

Презентация к уроку ОРКСЭ (ОДНК) в 4 классе о русском языке и о том как объединяются люди России.

ВложениеРазмер
Презентация К уроку ОРКСЭ (ОДНК) УМК "Начальная школа XXI века" 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русский язык – государственный язык России. ОДНК народов России. 4 класс Составила учитель начальных классов Гловацкая Татьяна Павловна

Справедливы ли для сегодняшнего дня слова, сказанные Михаилом Васильевичем Ломоносовым в XVIII веке? «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью месте, где он господствует, но купно и своим собственным пространством и довольствием велик перед всеми в Европе».

Статьи Конституции РФ о государственном языке и других языках России. Сделай вывод: «Как государство охраняет право народа на свой язык?» Государственным языком РФ на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.

. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

C алям ! Сэлэм ! Уимахуа фыуа ! Мэнд ! Добрый день! Шумбрат ! Чеч буреч ! Санбойна ! Йшпыху ! Дорообо !

Владимир Иванович Даль

Вывод: Российское государство объединило разные народы. Уже много веков они живут в мире и дружбе, сохраняя свою национальную культуру. Сплачивает народы и русский язык – государственный язык России.

Когда люди объединяются

Когда люди объединяются Как мы понимаем статью Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Как российский народ защищал свою Родину от врагов?

Памятник Мусе Джалилю в Казани

Красная ромашка. Все ромашки на заре В свете первого луча Просыпались в серебре, Улыбаясь , лепеча … Освежали поутру Белоснежную красу, Отряхали на ветру Серебристую росу. Ветерок, лаская луг, Завивал им лепестки. Что такое? Видят вдруг Чудо белые ц ветки! Плачет младшая сестра, Словно нет вокруг весны, И, как отблески костра, Лепестки её красны.

Все ромашки как одна – Чистота и белизна. Эта – издали видна. Отчего ж она красна? И ромашки вперебой Ей, пунцовой, говорят: «Эй, сестричка, что с тобой? Где взяла ты свой наряд?!» Отвечает им сестра, Чей наряд пунцово-ал: Ночью здесь из-за бугра По врагам солдат стрелял. Против дюжины, храбрец, Как он бился, не пойму… Но пронзил врага свинец На заре плечо ему: Крови хлынула струя, И омылась я в крови, Заалела к утру я, Как Чулпан , звезда любви! И теперь в тоске горю Кровью огненной его, Выходя встречать зарю Без героя моего…»

Народы России всегда объединялись, когда Родине угрожала опасность. Дружба и взаимоподдержка помогали победить любого врага, который переступал границы нашего государства.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык.


Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский .

Русский язык – государственный зык России. Когда люди объединяются


"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс).


Конспект по культуре добрососедства "Родной язык. Государственный язык" 1 класс

Конспект урока по культуре добрососедства по теме "Родной язык. Государственный язык" 1 класс.


Русский язык-государственный язык

Презентация к уроку.


Разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Русский язык - государственный язык России"

Данный урок разработан по УМК "Школа 21 века" . Тема "Русский язык - государственный язык России" рассматривается в разделе "Гражданин и государство". Урок спланирован с .

Справедливы ли для сегодняшнего дня слова, сказанные Михаилом Васильевичем Ломоносовым в XVIII веке? «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью месте, где он господствует, но купно и своим собственным пространством и довольствием велик перед всеми в Европе».

Статьи Конституции РФ о государственном языке и других языках России. Сделай вывод: «Как государство охраняет право народа на свой язык?» Государственным языком РФ на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.

. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

C алям ! Сэлэм ! Уимахуа фыуа ! Мэнд ! Добрый день! Шумбрат ! Чеч буреч ! Санбойна ! Йшпыху ! Дорообо !

Владимир Иванович Даль

Вывод: Российское государство объединило разные народы. Уже много веков они живут в мире и дружбе, сохраняя свою национальную культуру. Сплачивает народы и русский язык – государственный язык России.

Когда люди объединяются

Когда люди объединяются Как мы понимаем статью Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Как российский народ защищал свою Родину от врагов?

Памятник Мусе Джалилю в Казани

Красная ромашка. Все ромашки на заре В свете первого луча Просыпались в серебре, Улыбаясь , лепеча … Освежали поутру Белоснежную красу, Отряхали на ветру Серебристую росу. Ветерок, лаская луг, Завивал им лепестки. Что такое? Видят вдруг Чудо белые ц ветки! Плачет младшая сестра, Словно нет вокруг весны, И, как отблески костра, Лепестки её красны.

Все ромашки как одна – Чистота и белизна. Эта – издали видна. Отчего ж она красна? И ромашки вперебой Ей, пунцовой, говорят: «Эй, сестричка, что с тобой? Где взяла ты свой наряд?!» Отвечает им сестра, Чей наряд пунцово-ал: Ночью здесь из-за бугра По врагам солдат стрелял. Против дюжины, храбрец, Как он бился, не пойму… Но пронзил врага свинец На заре плечо ему: Крови хлынула струя, И омылась я в крови, Заалела к утру я, Как Чулпан , звезда любви! И теперь в тоске горю Кровью огненной его, Выходя встречать зарю Без героя моего…»

Народы России всегда объединялись, когда Родине угрожала опасность. Дружба и взаимоподдержка помогали победить любого врага, который переступал границы нашего государства.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн.


Русский язык - государственный язык России. Как люди объединяются.

Презентация к уроку ОРКСЭ (ОДНК) в 4 классе о русском языке и о том как объединяются люди России.

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл.


Интегрированный урок русского и английского языка по теме"Звуки речи и буквы в русском и английском языке: общее,особенное, единичное"

Урок проведен для 2 класса. Технология Способа диалектического обучения.

Русский язык – государственный зык России. Когда люди объединяются


Конспект по культуре добрососедства "Родной язык. Государственный язык" 1 класс

Конспект урока по культуре добрососедства по теме "Родной язык. Государственный язык" 1 класс.


Разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Тема: "Русский язык - государственный язык России"

Данный урок разработан по УМК "Школа 21 века" . Тема "Русский язык - государственный язык России" рассматривается в разделе "Гражданин и государство". Урок спланирован с .

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Комментарий к Ст. 68 Конституции Российской Федерации

1. В части 1 комментируемой статьи закрепляется наличие в Российской Федерации государственного языка.

Языки народов Российской Федерации — национальное достояние. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства.

Статья 68 определяет официальный статус русского языка как государственного, устанавливает соотношение государственных языков Федерации и ее субъектов, а также предусматривает сохранение и развитие языков всех этнических групп и народов, которые являются национальным достоянием российского государства, важным элементом культуры, основной формой проявления национального и личностного самовыражения.

Россия объединяет многонациональный народ, в ее границах проживают лица свыше 170 национальностей.

Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями. В любом многонациональном государстве ни один народ не может находиться в духовной изоляции. Язык межнационального общения — эффективный инструмент консолидации общества, разрешения общих политических и экономических проблем, приобщения народов к достижениям мировой и отечественной науки, техники, культуры. Утвердившееся в нашей стране двуязычие и многоязычие не было навязано «сверху». Это объективная потребность совместного бытия народов федеративного государства. Русский язык стал средством межнационального общения исторически, в силу фактического признания его таковым всеми многочисленными народами нашего обширного государства.

Государственным языком Российской Федерации является язык самой многочисленной этнической группы — русских, составляющих в России более 80% населения. Русским языком, как свидетельствуют данные переписи населения, свободно владеет и большинство представителей иных национальностей.

Государственный язык Российской Федерации является юридически обязательным языком. Он представляет собой важную коммуникационную основу целостности и единства России. На государственном языке Российской Федерации ведется работа во всех органах государственной власти и местного самоуправления, на нем представляются проекты федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, публикуются федеральные правовые акты, он используется при подготовке и проведении выборов и референдумов в России, в судопроизводстве, в деятельности организаций, предприятий и учреждений, в официальном делопроизводстве, обучении, в географических наименованиях*(355).

Установление русского языка в качестве государственного обязывает государство особо заботиться о его развитии и функционировании.

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» отнес данный вопрос к ведению высших органов государственной власти Российской Федерации (ст. 6). Им также предусмотрено, что русский язык найдет отражение в программах сохранения, изучения и развития языков народов России (ч. 1 ст. 7); он в обязательном порядке изучается в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, причем в тех из них, которые имеют государственную аккредитацию, изучение русского языка как государственного регулируется государственными образовательными стандартами (ч. 2 ст. 10); граждане России, не владеющие русским языком, вправе выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют; в случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод (ч. 2, 3 ст. 15).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 68 республики Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, что фиксируется в их конституциях. В органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственные языки республик — один из элементов конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ст. 66, ч. 1 Конституции РФ) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ст. 5, ч. 3 Конституции РФ).

В силу указанных принципов федеративного устройства и исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе основ государственной языковой политики и содействие развитию государственных языков республик, к ведению Российской Федерации (ст. 71, п. «б», «е»), федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определить общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении *(356), должны быть нормативно закреплены надлежащие предпосылки для признания языка в качестве государственного и вытекающих из такого признака правовых последствий и исключены произвольная трактовка языков в качестве государственных, чрезмерные языковые требования.

В целях обеспечения функционирования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, употребления его в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях на всей ее территории предусмотрено его изучение в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, которое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, регулируется государственными образовательными стандартами; при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством.

В конституциях республик гарантируется право каждого на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Субъекты Российской Федерации не могут ограничивать права граждан в области образования, закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством, в том числе права, связанные с изучением и преподаванием русского языка как общефедерального государственного языка на всей территории Российской Федерации. Изучение второго языка должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы*(357).

Использование (употребление) языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме. Поэтому обязательным и важным компонентом правового статуса государственного языка является графическая основа его алфавита, т.е. системы знаков, употребляемых в письменности.

Установление той или иной графической основы алфавита государственного языка (кириллицы, латиницы или другой), как свидетельствует исторический опыт, обусловливается не только и не столько особенностями фонетики языка, сколько происходящими в обществе переменами социально-культурного и национально-исторического характера, а также интересами государства на разных этапах его развития, в том числе в сфере международных отношений. Следовательно, смена графической основы алфавита государственного языка должна осуществляться с учетом исторических и политических факторов, национальных и культурных традиций, быть научно обоснованной и отвечать общественным ожиданиям, что, в конечном счете, требует проявления суверенной воли государства.

Установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии — существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы.

Вместе с тем федеральный законодатель не исключил возможности изменения графической основы алфавитов государственных языков республик, употреблявшейся ими на момент принятия Конституции РФ, если изменение преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, не ограничивает конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным.

В большинстве республик наряду с русским языком официальным также признается язык титульной нации или несколько языков, перечисленных в конституции: в Республике Адыгея — адыгейский; в Республике Алтай — алтайский; в Республике Башкортостан — башкирский; в Республике Бурятия — бурятский; в Республике Дагестан — языки народов Дагестана; в Республике Ингушетия — ингушский; в Кабардино-Балкарской Республике — кабардинский и балкарский; в Республике Калмыкия — калмыцкий; в Карачаево-Черкесской Республике — абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский, при этом языком межнационального общения является русский язык; в Республике Коми — коми; в Республике Марий Эл — марийский (горный, луговой); в Республике Мордовия — мордовский (мокшанский, эрзянский); в Республике Саха (Якутия) — язык саха; в Республике Северная Осетия — Алания — осетинский (иронский и дигорский диалекты); в Республике Татарстан — татарский; в Республике Тыва — тувинский; в Удмуртской Республике — удмуртский; в Республике Хакасия — хакасский; в Чеченской Республике — чеченский; в Чувашской Республике — чувашский.

3. Языковая государственная политика в Российской Федерации направлена на гарантирование всем ее народам права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что соответствует требованиям международных стандартов*(358).

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств*(359) предусматривает, что ее участники будут обеспечивать развитие языков национальных меньшинств, защищать их представителей от дискриминации по языковому признаку, создавать условия для использования данных языков в частной и публичной жизни, способствовать изучению языков национальных меньшинств и получать на них образование. Более развернутые меры в указанном отношении содержит Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств*(360).

В Декларации о государственном суверенитете РСФСР*(361) и Декларации о языках народов России*(362) провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» объявляет языки народов России национальным достоянием; гарантируются равные их права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические); предусматривается финансирование соответствующих государственных программ, возможность создавать письменность на родном языке, проводить исследования всех языков народов России, организовывать воспитание и обучение на родном языке независимо от численности представителей этнических групп и в соответствии с их потребностями; признается допустимым в местах компактного проживания иноязычного населения использование наряду с государственными языками в официальных сферах общения (делопроизводстве органов государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, топонимике) языка данного населения.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании»*(363) устанавливает, что язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения; государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов России, не имеющих своей государственности (ч. 3, 7 ст. 6).

Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.*(364) закрепляют права национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка (ст. 21).

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация разработана к уроку по Основам религиозных культур и светской этики в 4 классе. Данная презентация содержит в себе слайды, где рассматриваются основные символы России, многонациональность РФ, основные статьи Конституции РФ, соблюдение прав и свобод граждан, равенство всех народов РФ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Русский язык – государственный язык России. ОДНК народов России. 4 класс Составила учитель начальных классов Иванова Ирина Николаевна

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Справедливы ли для сегодняшнего дня слова, сказанные Михаилом Васильевичем Ломоносовым в XVIII веке? • «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью месте, где он господствует, но купно и своим собственным пространством и довольствием велик перед всеми в Европе».

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Статьи Конституции РФ о государственном языке и других языках России. Сделай вывод: «Как государство охраняет право народа • Государственным языком РФ на на свой язык?» всей её территории является русский язык. • Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ.

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

. РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. • Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Вывод: • Российское государство объединило разные народы. Уже много веков они живут в мире и дружбе, сохраняя свою национальную культуру. Сплачивает народы и русский язык – государственный язык России.

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Когда люди объединяются • Как мы понимаем статью Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». • Как российский народ защищал свою Родину от врагов?

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Красная ромашка. Все ромашки на заре В свете первого луча Просыпались в серебре, Улыбаясь, лепеча… Освежали поутру Белоснежную красу, Отряхали на ветру Серебристую росу. Ветерок, лаская луг, Завивал им лепестки. Что такое? Видят вдруг Чудо белые цветки! Плачет младшая Словно нет вокруг сестра, весны, И, как отблески костра, Лепестки её красны.

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Все ромашки как одна – Чистота и белизна. Эта – издали видна. Отчего ж она красна? И ромашки вперебой Ей, пунцовой, говорят: «Эй, сестричка, что с тобой? Где взяла ты свой наряд?!» Отвечает им сестра, Чей наряд пунцово-ал: Ночью здесь из-за бугра По врагам солдат стрелял. Против дюжины, храбрец, Как он бился, не пойму… Но пронзил врага свинец На заре плечо ему: Крови хлынула струя, И омылась я в крови, Заалела к утру я, Как Чулпан, звезда любви! И теперь в тоске горю Кровью огненной его, Выходя встречать зарю Без героя моего…»

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

• Народы России всегда объединялись, когда Родине угрожала опасность. Дружба и взаимоподдержка помогали победить любого врага, который переступал границы нашего государства.

Презентация к уроку по ОРКСЭ "Русский язык - государственный язык России"

Презентация к уроку по ОРКСЭ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: