Как государство борется с безработицей

Обновлено: 01.05.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Закон о тунеядстве в России на начало 2020 года не принят. Хотя проект разрабатывали на протяжении всего 2019 года. На данном этапе эксперты считают, что документ содержит множество недоработок, которые необходимо устранить до принятия. Чтобы разрешить вопрос с занятостью трудоспособных россиян, которые уклоняются от работы, за основу хотят взять опыт СССР и Республики Беларусь.

  1. Как боролись с тунеядцами в СССР
  2. Наказание иждивенцев в Белоруссии
  3. Кто не попадает в тунеядцы
  4. Изменения в налоге
  5. Тунеядство в России
  6. Борьба с безработицей в развитых странах

Бробанк расскажет, кто такие тунеядцы, какими способами их наказывали в Советском Союзе и как проходит борьба с тунеядством в России, Белоруссии и развитых странах.

Как боролись с тунеядцами в СССР

До возникновения СССР борьба с тунеядцами не велась. Такое явление только получало социальное неодобрение. Когда к власти пришли большевики, началась перестройка всей политической системы. Для этого требовались деньги и трудовые ресурсы. Новое Правительство считало, что тунеядцев нужно перевоспитывать.

Такие идеи отразились в декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. По этому документу все жители Советского Союза, которые получали доход не от полезного обществу труда или использовали наемных работников, лишались политических прав. В 1951 году вышел указ о борьбе с иждивенцами. Но исполнение указа ограничилось осуждением только 1% безработных из 150 тысяч.

Серьезнее подошли к делу уже в 1961 году, когда вышел закон об ужесточении способов борьбы с иждивенцами. Наказанием для «паразитирующих» граждан стало переселение в специально отведенные регионы с конфискацией всего имущества и принудительной работой до 5 лет. Наказывали даже тех людей, которые получали доход от личного имущества — квартиры или автомобиля. Труд стал обязательным для всех граждан страны.

Только за 3 года, после вступления закона в силу, отправили в ссылку 37 тысяч человек. Под категорию тунеядцев в СССР порой попадало даже нетрудоспособное население. Наказывали в том числе и деятелей культуры и науки — поэта Иосифа Бродского, публициста Андрея Амальрика, актера Николая Годовикова.

В СССР тунеядство рассматривали в 3 формах:

  • бродяги;
  • попрошайки;
  • лица, ведущие «паразитический образ жизни».

Полезными обществу считались только граждане, которые работали по найму в государственных организациях или на предприятиях. Самозанятость в современном понимании тогда порицали.

Во времена СССР тунеядцам грозило 4 года исправительных работ

Еще активнее бороться с «паразитирующими» гражданами начали в 1982 году. В учреждения сферы услуг отправляли наряды милиции. Если находили граждан, которые не работали в течение 4 месяцев, им присваивали статус лица без определенного рода занятий. Тем, кому был присвоен такой статус, грозило 4 года исправительных работ.

Уголовное наказание за тунеядство в России отменили в 1991 году. Тогда приняли указ «О занятости населения» и ввели понятие безработных граждан.

Наказание иждивенцев в Белоруссии

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

Кто не попадает в тунеядцы

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ

Также налог могут не выплачивать те граждане, которые участвуют в финансировании государственных расходов. Например, служащие по призыву, участники творческого союза, студенты дневной формы обучения, священнослужители.

Изменения в налоге

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Тунеядство в России

Идеи о введении налога для иждивенцев в России возникали у законодателей несколько раз. В 2016 году в Министерстве труда и социальной защиты РФ поднимали вопрос о введении налога для безработных граждан. Позже предлагали установить административную и уголовную ответственность для тунеядцев в России. Несмотря на то, что в обществе идею восприняли негативно, разрабатывать форму сбора средств с иждивенцев продолжали. Правительство опиралось при этом на опыт соседней Белоруссии.

С неофициальной занятостью в России также пытаются бороться. Уже введен закон о налогообложении доходов самозанятых граждан. Но о налоговых сборах с иждивенцев эксперты отзываются отрицательно. Потому что после принятия такой инициативы могут пострадать некоторые граждане и организации:

Кто пострадает Причина
Жители небольших населенных пунктов В маленьких городах меньше рабочих мест и низкие заработные платы.
Центры занятости Увеличится наплыв граждан в центры занятости за получением статуса безработного, как это происходило в Белоруссии. От этого возрастут траты на пособия по безработице и перепрофилирование граждан с неконкурентоспособными профессиями.
Домохозяйки Закон не учитывает многочисленных женщин ведущих домашнее хозяйство без официальной работы, которых содержат их мужья.

С неофициальной занятостью (или тунеядством?) в России также пытаются бороться

Кроме того налоговые отчисления растут из-за повышения НДС. Более радикальные способы наказания в России за нежелание работать применить не могут, так как принудительный труд запрещен по Конституции. В последний раз создание закона о безработице упоминали в 2018 году. После этого вопрос больше не поднимали.

Борьба с безработицей в развитых странах

Европейские страны тратят большие суммы на поддержку неработающих лиц. Это порождает социальную проблему: граждане не хотят работать из-за того, что пособия для безработных сопоставимы с минимальным доходом трудящегося населения. Разница составляет 150-200 долларов. Другая социальная несправедливость — трудоустроенные граждане не получают льготы, которые положены безработным.

Но государства Европы принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан. Они предлагают поощрение работающим — открывают новые рабочие места, трудоустраивают только что окончивших вуз и без опыта. Кроме того, в Европе деятельность налоговой службы по выявлению неофициального заработка очень эффективна.

Государства Европы в качестве борьбы с тунеядством принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан

В Америке безработные не смогут получить пенсию при достижении законодательно установленного возраста, хотя пособие по безработице достаточно велико. Оно составляет около 350 долларов в неделю. Выплачивают его тем лицам, которых сократили после более чем 3 месяцев работы. Однако срок выдачи пособия ограничен, его выдают только в течение 26 недель.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Кризисная ситуация заставляет искать новые решения традиционных экономических и социальных проблем, таких, например, как безработица. И здесь может пригодиться опыт, казалось бы, совсем другой исторической эпохи.

Заводы стоят

В 1994 году в России в условиях перехода к рыночным отношениям сложилась напряженная ситуация с занятостью. Заводы останавливались из-за неплатежей и падения спроса, и многим угрожала потеря работы. По сравнению с 1993 годом число граждан, поставленных на учет как безработные, выросло на 60%. Из них почти две трети имели опыт работы и уволились из-за остановки предприятия.

Официальная статистика того времени фиксировала, что 25% работников предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта и связи, науки и научного обслуживания были отправлены в вынужденные административные отпуска (естественно, без оплаты), а 16% были переведены на режим неполного рабочего времени. Общая численность работающих неполное рабочее время или находившихся в административных отпусках составляла 4,8 млн человек.

Полностью был задействован и ресурс вторичной занятости — совместительство и подработки в других секторах экономики. До 1,5 млн человек спасались челночным бизнесом или мелкой торговлей.

Ситуация грозила стать неуправляемой. Массовая безработица могла привести к социальному взрыву, а ведь еще свежа была память о трагических событиях октября 1993 года в Москве. Но ресурсов у правительства практически не было. Доходная часть федерального бюджета составляла 124,4 трлн руб., а расходная — 194,4 трлн руб., дефицит достигал 36% от расходов.

Фото: Oli Scarff/Getty Images

В Москве может освободиться 1,5 млн кв. м офисов: что с ними делать

Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

Как отличить конфликтного кандидата на интервью: 7 признаков

Фото: Shutterstock

Что такое амнистия капитала и зачем она нужна владельцам криптовалют

Фото: David Ryder / Getty Images

Спать по 8 часов в день и лениться: здоровые привычки Джеффа Безоса

Фото: Shutterstock

Цена на золото нарисовала «крест смерти». Что это такое и чем он опасен

Капитализм участия. Глобальная экономика, которая работает на прогресс, людей и планету

Надо было действовать нетривиально. Еще в 1993 году специалисты Минтруда предложили изменить правила использования средств Фонда содействия занятости населения. Фонд, в который работодатели отчисляли 2% от зарплат, был рассчитан на традиционные подходы: регистрация в статусе безработного и получение помощи только в этом качестве. Понятно, что это была практика, взятая у благополучных стран, которые давно не сталкивались с такими социально-экономическими катаклизмами, какие испытала в 1990-е годы Россия. После долгих споров (сторонники свободы рынка считали, что помогать не надо, рынок сам все расставит по местам) правительство согласилось применить чисто российскую новацию — предоставление действующим предприятиям специальных субсидий для сохранения персонала.

Только в 1994 году по программе содействия занятости получили компенсационные выплаты примерно 970 тыс. работников, находившихся в простое или отправленных в отпуска без содержания. Это сработало. Фонд сыграл роль финансового резерва, с помощью которого можно было принимать превентивные меры против роста безработицы.

Исторические параллели

В наше время такой структуры нет, хотя ситуация на рынке труда не менее сложная. В чем-то она напоминает период 1994–1995 годов. Во-первых, практика административных отпусков, создающая реальную угрозу потери дохода работников. Во-вторых, высокая занятость в бюджетных отраслях (это имеет свои негативные стороны, но обеспечивает стабильные рабочие места и доходы). В-третьих, отсутствие у служб занятости возможности трудоустроить большое количество безработных. Заявленные ранее вакансии на глазах становятся неактуальными.

Но гораздо больше отличий. Немалая доля занятости сосредоточена в сервисных отраслях и в малых компаниях. Предприятия уже не несут расходы по содержанию находящихся на их балансе жилых домов. В 1990-е это была распространенная практика, которая позволяла лишившимся доходов работникам хотя бы не платить коммунальные платежи. Теперь это невозможно, большинство граждан приватизировали свои квартиры и должны кроме «коммуналки» платить налоги и вносить отчисления на капремонт. Нет возможности и начать челночный бизнес: он умер с началом капитализма в стране.

Вдобавок граждане, которых сократили по соглашению сторон, уволившиеся по собственному желанию, работавшие в серой зоне (по оценке Росстата, это до 14,5 млн человек) по действующим законам не имеют права на пособия.

С другой стороны, у правительства сейчас есть немалые финансовые ресурсы в виде Фонда национального благосостояния.

Что можно сделать? Учитывая опыт предыдущих лет, надо создавать механизм субсидирования предприятий. Субсидии могут выделяться при условии сохранения занятости и организации переобучения на рабочих местах, совершенствования производственного процесса. Объем субсидии должен быть не менее одного МРОТ в месяц в расчете на одного работника. Это намного лучше, чем допустить увольнения без денег и в будущем спровоцировать волну неплатежей по ЖКХ и личных банкротств.

Имеет смысл и предоставлять таким работникам рассрочки по выплатам кредитов. Банкам же нужно дать возможность получить бесплатные кредиты от ЦБ под «замороженные» потребительские и предпринимательские кредиты и снизить требования к нормативам, как это делают в США и в Европе. Это поможет стабилизировать финансовый сектор.

А вот финансировать создание безработными своих собственных предприятий надо очень осторожно, поскольку вероятность их удачного старта крайне мала — это подтверждает практика 1990-х.

Самое главное — не паниковать и делать расчетливые и точные шаги, опираясь на ранее приобретенный опыт.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Как государство борется с безработицей, и почему та только растет? Поможет наш потенциал выживания

Численность безработных, по методологии Международной организации труда (МОТ), уже в августе составляла 4,71 миллиона человек. По оценкам Конфедерации труда России, реальные цифры могут быть в разы выше — до 8 млн человек.

Какой возраст безработных лидирует?

В августе из 4,8 миллиона безработных (по методологии МОТ) в возрасте 15 лет и старше 21,8% составляет молодежь в возрасте до 25 лет, то есть более 1 млн молодых людей не могут найти работу (годом ранее в этой категории было чуть меньше 800 000 человек). Выросло и количество безработных в возрасте старше 50 лет — по итогам августа 2020 года их доля в общей структуре составляет 15,9%, или чуть более 760 000 человек (менее 600 000 было в августе 2019 года). Средний возраст безработного составляет 35,6 года.

Как государство борется с безработицей

В рамках борьбы с безработицей государства реализуют следующие действия: создание новых рабочих мест государственными, финансовое и правовое стимулирование предпринимательства, как малого, так и среднего, воздействие на рынок труда, перераспределяя спрос на труд – уменьшение рабочего времени.

Вот основные направления по регулированию рынка труда:

  • разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;
  • программы по стимулированию роста занятости;
  • социальное страхование безработицы;
  • выделение средств на различного вида пособия по безработице;
  • государственная поддержка частным предпринимателям;
  • предоставление обучения;
  • переквалификация безработных;
  • предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);
  • международное сотрудничество (миграция);
  • организация общественных работ.

А реально что?

Наверное, миграция – самая реальная и эффективная из всех мер поддержки населения. Остальное – лишь на бумаге: в документах, постановлениях и указах. На самом деле мало кто из граждан почувствовал заботу государства в поиске работы. Даже те, кто стоят в центрах занятости, вынуждены ездить на собеседования совсем не по своей специальности, а что под руку попадется. Многие начали переучиваться. Но и там вакансий кот наплакал. А пожилые люди так вообще для работодателей, как красная тряпка для быка. Мало того, возраст и физиология нового работника, так еще и уволить потом будет невозможно – уголовная ответственность работодателя. Вот и скитаются пожилые люди в поисках лучшей жизни, но все тщетно.

Кроме всего, количество вакансий, на которые могли бы претендовать оставшиеся без работы россияне, сократилось вдвое. По подсчетам компании FinExpertiza, в июне на одну вакансию приходилось почти двое официально безработных (1,8).

Замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников смело прогнозирует: «Даже если безработица вырастет с 4,5 до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку». Бюджет, может быть, и выдержит, а вот как отдельно взятые люди.

Какой у нас всех потенциал выживания?

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

Теперь ставших безработными решили переучивать. Правительство уже выделило на эти цели 3 млрд рублей. Более 2,95 млрд получит российский союз WorldSkills, который уже разработал соответствующие программы. Остальные деньги уйдут в Роструд, который создаст общероссийскую базу вакансий на портале «Работа в России». Инициатива еще дорабатывается.

Михаил Мишустин: «Уверен, что новые навыки откроют тем, кто пострадал, дополнительные возможности на рынке труда и помогут преодолеть трудности».

На деле переобучившиеся не могут устроиться и по новой специальности. Вот одно мнение: «У меня подруга проходила обучение на 3D-моделировании. Ну я посмотрела, что она сделала, и могу с полным знанием дела сказать – никогда и никуда она не устроится. Ну, может, куда-то совсем в госконтору, чертежи делать, да и то вряд ли. Там даже уровень определить сложно, это просто что-то типа компьютерной грамотности для бездарных. Я к тому, что при таком уровне обучения выбирайте лучше парикмахера – практика на бабулях и повышение квалификации дадут перспективу. А плохим поваром будете тарелки в общепите мыть. Я не знаю, кто переобучился и до пенсии доработал по новой специальности, неоднократно переобучают и по объективным причинам ВСЕ ОПЯТЬ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ».

Уж мы их учили, учили, а они опять в центры ползут. Что не работается? Не нравится охранником по 12 часов стоять за 10 000? Или медсестрой за 12 000 горшки выносить? Так ведь государство вам все для этого дало – значит, и стойте, и выносите… Примерно, видимо, так рассуждают те, кто напринимал эти законы и тратит на неэффективные решения огромные деньги. Отдайте эти же 2,95 млрд на то, чтобы в 2020 и 2021 годах (во время пандемии) люди вышли досрочно или, вернее, по старому стилю, на пенсию, а не мучьте стариков обучением по новой специальности. Из них уже точно не получится отличных парикмахеров, поваров, дизайнеров… Да и места освободятся для более молодых и легко обучаемых людей.


Аннотация
Анализируются виды безработицы, сложности борьбы с ней в условиях нехватки вакансий. Детализируются факторы, провоцирующие рост безработицы, выявляются направления государственной политики, способствующие росту занятости населения. Формируются предложения и рекомендации по формированию новых рабочих мест и оптимизации подготовки специалистов.


Abstract
Kinds of unemployment, complexity of struggle with it in conditions of shortage of vacancies are analyzed. The factors provoking growth of unemployment are detailed, the directions of a state policy promoting growth of employment of the population come to light. Offers and recommendations on formation of new workplaces and optimization of preparation of experts are formed.

Безработица представляет собой сложную научную проблему, решение которой имеет большое социально-экономическое значение в России, особенно в настоящий период в условиях затянувшегося кризиса, сопряженного с падением ВВП, ускорением инфляции и сокращением уровня доходов населения [1, 2, 3].

Она является серьезной угрозой для общества и всех цивилизованных форм отношений между людьми. Борьбе с безработицей в России (как и в других странах) всегда уделялось повышенное внимание. В экономической политике государства программа улучшения занятости занимает одно из ведущих направлений (стимулирование россиян к открытию своего дела выступает одним из эффективных методов сокращения количества безработных) [4, 5, 6].

Новые предприниматели не только обеспечивают себя работой, но и нанимают персонал, что создает дополнительный экономический эффект за счет создания рабочих мест. Безработица является одной из главных проблем рыночной экономики. Борьба с безработицей это одно из первых направлений экономической политики любого развитого государства [7, 8].

Безработица – это ситуация на рынке труда (социально-экономическое явление), при которой часть работоспособного населения не имеет работы вследствие отсутствия достаточного платежеспособного спроса со стороны предпринимателей на фактор производства “труд” [9, 10, 11]. В макроэкономике важнейшим показателем является занятность. Под занятостью понимается количество лиц, которые обладают трудоспособностью и достигли возраста 16 лет. В экономике используют различные показатели для подсчета безработицы, но общепринятым считается норма безработицы [12, 13, 14]. Она определяется общим количеством безработных к числу трудоспособных граждан и выражается в процентах. Основные виды безработицы: институциональная, структурная, сезонная, фрикционная, циклическая.

Институциональная безработица существует вследствие недостатка (ограниченности) информации работников о вакансиях или работодателя о желании работников найти работу, которую он предлагает. Еще одним фактором институциональной безработицы принято считать пособие по безработице [15, 16]. Когда уровень пособия велик, а заработная плата мала, то не всегда возникает необходимость и желание индивидов в получении самой работы. Такая ситуация называется ловушкой безработицы. В результате данной ситуации безработица начинает расти, и общество несет потери от занижения уровня национального продукта и необходимости выплачивать завышенные пособия [17, 18].

Структурная безработица возникает в связи с изменениями технологических процессов в разных отраслях, которые меняют структуру спроса на рабочую силу. Когда спрос на работников в данной области падает, то появляется безработица. Работники не могут быстро поменять профессию, квалификацию или регион проживания. Данный вид безработицы может быть достаточно продолжительным [19, 20].

Сезонная безработица подразумевает наличие спроса на определенный вид работ в определенный промежуток времени. В отраслях, где сезонная работа пользуется спросом, фирмы предпочитают не уменьшать заработную плату, а увольнять сотрудников. Работники в этих отраслях соглашаются на труд по разным причинам: из-за страховых пособий, более высокой заработной платы, длительного отпуска [21, 22].

Фрикционная безработица зависит от динамики рынка труда. Она возникает в ситуации, при которой количество предлагаемых вакансий примерно равно количеству работников. Например, работник решил поменять место работы в поисках более высокой заработной платы или просто был уволен по собственному желанию. Фрикционная безработица в среднем длится от одного до трех месяцев, связана с поиском новой работы [23, 24].

Циклическая безработица возникает из-за экономического спада или в результате экономического застоя. Иногда ее называют безработицей недостаточного спроса. Для решения проблемы циклической безработицы государство разрабатывает и реализует различные программы, способствующие развитию и разрешению национальных экономических проблем [25, 26].

Безработица в России очень специфична, ей присущи черты разного характера. К причинам ее существования можно отнести мировой кризис, экономическую нестабильность, географическое перемещение населения, избыточную населенность в отдельных регионах.

Острая безработица в России приходится в основном на регионы двух типов. В первом случае это регионы с высоким уровнем естественного прироста населения, например, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Калмыкия [27, 28]. Во втором случае это регионы с преобладанием проблемных (кризисных) отраслей (моногорода, зависящие от одного предприятия).

В результате безработицы не реализуются все производственные возможности, что приводит к замедлению темпов роста экономики. Часть населения лишается заработков, следовательно, средств к существованию. Люди, которые лишены работы, теряют свою квалификацию [29, 30]. Сокращается объем налогов уплачиваемый физическими и юридическими лицами государству. Помимо экономической проблемы, есть еще и социальная, которая не уступает по важности первой. Типичными спутниками высокой безработицы являются: пьянство, кризис семейных отношений, рост преступности, рост психических расстройств и падение общественной морали.

Бездеятельность может повлечь за собой полную деградацию личности. Люди теряют уважение к себе, уверенность, что ведет к постоянным стрессам. На фоне стресса происходит ухудшение здоровья, возникают различные заболевания, на лечение которых не хватает средств. Безработица повышает и без того высокий уровень преступности. Молодежь становится легкой добычей пополнения кадров криминальной деятельности [31, 32, 33]. Важно подчеркнуть, что к безработным относятся не только люди, сокращенные по различным причинам, но и лица, добровольно оставившие свою работу в попытке найти новую. Фрикционная и структурная безработица считается экономистами неизбежной. Кроме того, полная занятость не означает отсутствия безработицы: принято говорить о естественном уровне безработицы [34, 35].

Например, «фрикционным» безработным нужно определенное время на поиски вакантных мест. Когда количество людей, ищущих работу, равно количеству свободных рабочих мест, то уровень занятости называется полным, что происходит в результате сбалансированности рынков рабочей силы [36, 37, 38].

Главную роль в борьбе с безработицей играет государство. Для регулирования рынка труда государство работает в разных направлениях, основными из которых можно считать:

- разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;

- программы по стимулированию роста занятости;

- социальное страхование безработицы;

- выделение средств на различного вида пособий по безработице;

- государственная поддержка частным предпринимателям;

- предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);

- международное сотрудничество (миграция);

- организация общественных работ [39, 40, 41].

Важнейшим государственным органом в системе борьбы с безработицей является Биржа труда. Это специализированное учреждение, которое осуществляет свою деятельность посредническими функциями между соискателями и работодателем. Деятельность бирж труда основывается на регистрации безработных и вакантных мест, обеспечении трудоустройства и переквалификации, повышении квалификации работников.

На региональном уровне происходит внедрение различных мер: от организации общественных работ до транспортного и производственного строительства. На местном уровне ведется вся практическая работа от обучения до выплаты пособий по безработице [42, 43].

В Российской Федерации существует государственный фонд занятости, средства которого идут на социальную защиту безработных. Он формируется за счет взносов работающего населения, работодателей, доходов от размещения средств на депозитах Центробанка.

Для регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства государство разработало целый ряд типовых мер, своего рода систему контролирующего, исполнительного и законодательного вида. Также государство отвечает за взаимодействие основных процессов по регулированию финансов, контроль и управление ресурсами, управление в сфере производства. Если рассмотреть отдельную региональную иерархию, то здесь государство регулирует экономику на региональном и федеральном уровне. Основные принципы государственного регулирования основываются на стратегии вложения определенного капитала в социально значимые отрасли и поддержание частного бизнеса [44, 45]. Государство не должно никоим образом конкурировать с частным бизнесом. Налоговая, финансовая и кредитная политика должны способствовать как экономической стабильности, так и ее росту. Вмешательство государства в процессы рынка эффективно лишь тогда, когда оно само имеет рыночную форму. И конечно должно быть регулирование общехозяйственного кризиса на международном уровне. Государственное регулирование экономики выделяет три цели:

1. Минимизировать неизбежные отрицательные рыночные последствия.

2. Создать политический, социальный и финансовый плацдарм для корректной работы рыночной экономики на всех ее уровнях.

3. Обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых типов рыночного общества [46, 47].

Методы для достижения этих целей разделяются на два типа: косвенные и прямые. К косвенным методам относится налогообложение, кредиты и разного рода инвестиции.

Прямые методы делятся на две группы. Первая регулирует ценообразование путем фиксирования цен, а вторая группа представляет собой административные и законодательные ограничения. Нарушение этих ограничений может караться как определенным штрафом, так и полной ликвидацией производителя.

К внешнеэкономическим мерам можно отнести таможенные пошлины, ограничения импорта/экспорта, миграции рабочей силы, льготы для иностранных инвесторов [48, 49].

В данной работе я рассмотрел основные виды безработицы. Разобрал приблизительно в цифрах процент безработных по всей стране. Оказалось половина субъектов Российской федерации превышает средний уровень безработицы.

Подводя итоги, стоит заметить, что последствия безработицы представляют социально-экономическую угрозу. Проблема безработицы может быть решена только путем различных комбинаций мер, таких как грамотное регулирование экономики в целом, повышение уровня квалификации различных специалистов и совершенствование народного хозяйства.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

Закон о тунеядстве в России на начало 2020 года не принят. Хотя проект разрабатывали на протяжении всего 2019 года. На данном этапе эксперты считают, что документ содержит множество недоработок, которые необходимо устранить до принятия. Чтобы разрешить вопрос с занятостью трудоспособных россиян, которые уклоняются от работы, за основу хотят взять опыт СССР и Республики Беларусь.

  1. Как боролись с тунеядцами в СССР
  2. Наказание иждивенцев в Белоруссии
  3. Кто не попадает в тунеядцы
  4. Изменения в налоге
  5. Тунеядство в России
  6. Борьба с безработицей в развитых странах

Бробанк расскажет, кто такие тунеядцы, какими способами их наказывали в Советском Союзе и как проходит борьба с тунеядством в России, Белоруссии и развитых странах.

Как боролись с тунеядцами в СССР

До возникновения СССР борьба с тунеядцами не велась. Такое явление только получало социальное неодобрение. Когда к власти пришли большевики, началась перестройка всей политической системы. Для этого требовались деньги и трудовые ресурсы. Новое Правительство считало, что тунеядцев нужно перевоспитывать.

Такие идеи отразились в декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. По этому документу все жители Советского Союза, которые получали доход не от полезного обществу труда или использовали наемных работников, лишались политических прав. В 1951 году вышел указ о борьбе с иждивенцами. Но исполнение указа ограничилось осуждением только 1% безработных из 150 тысяч.

Серьезнее подошли к делу уже в 1961 году, когда вышел закон об ужесточении способов борьбы с иждивенцами. Наказанием для «паразитирующих» граждан стало переселение в специально отведенные регионы с конфискацией всего имущества и принудительной работой до 5 лет. Наказывали даже тех людей, которые получали доход от личного имущества — квартиры или автомобиля. Труд стал обязательным для всех граждан страны.

Только за 3 года, после вступления закона в силу, отправили в ссылку 37 тысяч человек. Под категорию тунеядцев в СССР порой попадало даже нетрудоспособное население. Наказывали в том числе и деятелей культуры и науки — поэта Иосифа Бродского, публициста Андрея Амальрика, актера Николая Годовикова.

В СССР тунеядство рассматривали в 3 формах:

  • бродяги;
  • попрошайки;
  • лица, ведущие «паразитический образ жизни».

Полезными обществу считались только граждане, которые работали по найму в государственных организациях или на предприятиях. Самозанятость в современном понимании тогда порицали.

Во времена СССР тунеядцам грозило 4 года исправительных работ

Еще активнее бороться с «паразитирующими» гражданами начали в 1982 году. В учреждения сферы услуг отправляли наряды милиции. Если находили граждан, которые не работали в течение 4 месяцев, им присваивали статус лица без определенного рода занятий. Тем, кому был присвоен такой статус, грозило 4 года исправительных работ.

Уголовное наказание за тунеядство в России отменили в 1991 году. Тогда приняли указ «О занятости населения» и ввели понятие безработных граждан.

Наказание иждивенцев в Белоруссии

Среди государств бывшего СССР продолжают наказывать за тунеядство в Белоруссии. Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ. Суть документа в том, что граждане, которые оставались без работы в течение 183 дней и более за год, обязаны оплатить налог в размере 20 базовых величин в год. Сумма этого налога составляла 3,6 млн. белорусских рублей или почти 14 тыс. российских рублей. А минимальный доход в Белоруссии составлял в 2015 году чуть больше 2 млн белорусских рублей.

От уплаты налога за тунеядство в Белоруссии освободили:

  1. Мать или отца ребенка до 7 лет.
  2. Предпринимателей, занятых творчеством или ремеслом. Но они обязаны подтвердить работу специальным документом.
  3. Адвокатов.
  4. Нотариусов.
  5. Студентов, пенсионеров, инвалидов, лиц до 18 лет и нетрудоспособных граждан.
  6. Лиц, которые оформлены как безработные и состоят на учете в Центре занятости населения Беларуси.

Если гражданин не оплачивал налог, ему начисляли штраф в размере до 2750 российских рублей. Но вместо оплаты налога жители обращались в службы занятости населения, чтобы получить статус безработного. Оплатили налог только 54 тыс. граждан, это 11,5% от общего количества тунеядцев, выявленных в РБ.

Во второй половине 2017 года граждане Беларуси начали протестовать, и властям пришлось идти на уступки. Штрафы за тунеядство отменили, а тем, кто уже заплатил его, вернули деньги. Но полностью налог не отменили. В 2018 году Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». По последним новостям в Белоруссии тунеядцами считают не работающих, не обучающихся и тех, кто не занят предпринимательством.

Кто не попадает в тунеядцы

В новом Декрете прописан список граждан, с которых не взимают налог:

  • несовершеннолетние;
  • инвалиды и нетрудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • родитель ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, трех и больше несовершеннолетних детей;
  • граждане, которые находятся на территории страны менее 183 дней ежегодно, что подтверждено штампом о въезде-выезде из страны.

Денежные сборы с безработных стали обязательными с 2015 года по декрету Президента РБ

Также налог могут не выплачивать те граждане, которые участвуют в финансировании государственных расходов. Например, служащие по призыву, участники творческого союза, студенты дневной формы обучения, священнослужители.

Изменения в налоге

По сравнению с прошлыми декретами, нынешний документ указывает на изменения в форме сбора денег, но отношение к уклоняющимся от работы гражданам не изменилось. Основные положения нового закона о тунеядстве в Белоруссии:

  1. Понятия налога на тунеядство больше нет. Его не применяют для финансирования расходов государства.
  2. Внесенные платежи возвращают гражданам.

Кроме того, те, кто попал в категорию тунеядцев, должны оплачивать коммунальные услуги в 100% объеме. В то время как остальным гражданам государство оказывает субсидирование в оплате за горячее водоснабжение, газ и тепло. Безработные по неуважительным причинам граждане с 1 января 2019 года оплачивают по полному тарифу горячую воду, а с 1 октября — газ и теплоснабжение.

Неработающих без объективных причин граждан Беларуси переименовали в «социальных иждивенцев». Вероятно, экономическое давление на эту категорию белорусов продолжится, предположительно через оплату всех остальных социальных благ.

Тунеядство в России

Идеи о введении налога для иждивенцев в России возникали у законодателей несколько раз. В 2016 году в Министерстве труда и социальной защиты РФ поднимали вопрос о введении налога для безработных граждан. Позже предлагали установить административную и уголовную ответственность для тунеядцев в России. Несмотря на то, что в обществе идею восприняли негативно, разрабатывать форму сбора средств с иждивенцев продолжали. Правительство опиралось при этом на опыт соседней Белоруссии.

С неофициальной занятостью в России также пытаются бороться. Уже введен закон о налогообложении доходов самозанятых граждан. Но о налоговых сборах с иждивенцев эксперты отзываются отрицательно. Потому что после принятия такой инициативы могут пострадать некоторые граждане и организации:

Кто пострадает Причина
Жители небольших населенных пунктов В маленьких городах меньше рабочих мест и низкие заработные платы.
Центры занятости Увеличится наплыв граждан в центры занятости за получением статуса безработного, как это происходило в Белоруссии. От этого возрастут траты на пособия по безработице и перепрофилирование граждан с неконкурентоспособными профессиями.
Домохозяйки Закон не учитывает многочисленных женщин ведущих домашнее хозяйство без официальной работы, которых содержат их мужья.

С неофициальной занятостью (или тунеядством?) в России также пытаются бороться

Кроме того налоговые отчисления растут из-за повышения НДС. Более радикальные способы наказания в России за нежелание работать применить не могут, так как принудительный труд запрещен по Конституции. В последний раз создание закона о безработице упоминали в 2018 году. После этого вопрос больше не поднимали.

Борьба с безработицей в развитых странах

Европейские страны тратят большие суммы на поддержку неработающих лиц. Это порождает социальную проблему: граждане не хотят работать из-за того, что пособия для безработных сопоставимы с минимальным доходом трудящегося населения. Разница составляет 150-200 долларов. Другая социальная несправедливость — трудоустроенные граждане не получают льготы, которые положены безработным.

Но государства Европы принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан. Они предлагают поощрение работающим — открывают новые рабочие места, трудоустраивают только что окончивших вуз и без опыта. Кроме того, в Европе деятельность налоговой службы по выявлению неофициального заработка очень эффективна.

Государства Европы в качестве борьбы с тунеядством принимают меры по стимулированию трудоспособных граждан

В Америке безработные не смогут получить пенсию при достижении законодательно установленного возраста, хотя пособие по безработице достаточно велико. Оно составляет около 350 долларов в неделю. Выплачивают его тем лицам, которых сократили после более чем 3 месяцев работы. Однако срок выдачи пособия ограничен, его выдают только в течение 26 недель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: