Как формируется состав епархиального суда и какие вопросы он решает

Обновлено: 28.04.2024

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем, является органом управления епархией.

Епархиальный совет образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года.

В случае нарушений членами Епархиального совета вероучительных, канонических или нравственных норм Православной Церкви, а также в случае их нахождения под церковным судом или следствием они отстраняются от своей должности решением епархиального архиерея.

Председателем Епархиального совета является управляющий Оренбургской епархией митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин.

Епархиальный совет заседает регулярно, но не реже одного раза в полгода. Кворум Епархиального совета составляет большинство его членов. Епархиальный совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом.

Архиерей назначает секретаря Епархиального совета из числа его членов. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний. Если при разборе дела возникают разногласия, то дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес имеет голос председателя. Журналы заседаний Епархиального совета подписываются всеми его членами.

Епархиальный совет в соответствии с указаниями епархиального архиерея:

  • выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, отчитывается перед ним о проделанной работе;
  • устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания;
  • подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения по повестке дня;
  • представляет Епархиальному собранию свои годовые отчеты;
  • рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии;
  • заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов;
  • определяет границы благочиний и приходов;
  • рассматривает отчеты благочинных и принимает по ним соответствующие решения;
  • наблюдает за деятельностью Приходских советов;
  • рассматривает планы на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов;
  • ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской Православной Церкви: храмов, молитвенных домов, часовен, монастырей, Духовных учебных заведений и других подразделений епархии, а также имущества епархии;
  • в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно здания, сооружения, земельные участки могут отчуждаться только на основании решения Епархиального совета;
  • осуществляет ревизию епархиальных учреждений;
  • заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников;
  • обсуждает приготовительные мероприятия к юбилеям, общеепархиальным празднованиям и иным важным событиям;
  • решает любые другие дела, которое епархиальный архиерей направляет в Епархиальный совет для их решения или для изучения с целью представления ему необходимых рекомендаций;
  • рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины.

ЧЛЕНЫ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА В 2017 -2020 гг.:

1. протоиерей Алексий Асеев (секретарь), настоятель Никольского кафедрального собора города Оренбурга,

2. протоиерей Стефан Лищенюк, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского города Абдулино,

3. протоиерей Анатолий Семенюк, настоятель храма Михаила Архангела села Шарлык Шарлыкского района,

4. протоиерей Димитрий Сурай, настоятель Введенского храма города Оренбурга,

5. игумен Варнава (Соколов), настоятель Димитриевского мужского монастыря города Оренбурга,

6. протоиерей Иоанн Качанкин, настоятель Казанского собора города Оренбурга.

ЕПРАХИАЛЬНЫЙ СУД

Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде.

Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается:

а) соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства;

б) признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами Русской Православной Церкви судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

в) высшим судом — судом Архиерейского Собора.

Канонические прещения, такие как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются Патриархом Московским и всея Руси или епархиальным архиереем с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

Порядок наделения полномочиями судей церковных судов устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде. Судебные иски принимаются к рассмотрению церковным судом в порядке и на условиях, установленных Положением о церковном суде. Вступившие в законную силу постановления церковных судов, а также их распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие предписания являются обязательными для всех без исключения клириков и мирян. Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое.

Епархиальный суд является судом первой инстанции.

Судьями епархиальных судов могут быть священнослужители, наделенные епархиальным архиереем полномочиями осуществлять правосудие во вверенной ему епархии. Председатель суда может быть либо викарным архиереем, либо лицом в пресвитерском сане. Членами суда должны быть лица в пресвитерском сане. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает по представлению епархиального архиерея не менее двух членов епархиального суда. Срок полномочий судей епархиального суда — три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок. Досрочный отзыв председателя или члена епархиального суда осуществляется по решению епархиального архиерея. Церковное судопроизводство осуществляется в судебном заседании при участии председателя и как минимум двух членов суда. Компетенция и процедура судопроизводства епархиального суда определяются Положением о церковном суде. Решения епархиального суда вступают в законную силу и подлежат исполнению после их утверждения епархиальным архиереем, а в случаях, предусмотренных статьей 5 главы IX Устава Русской Православной Церкви, — с момента утверждения Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви). Епархиальные суды финансируются из епархиальных бюджетов.

СОСТАВ ЕПАРХИАЛЬНОГО СУДА:

- Председатель епархиального суда - иерей Вадим Татусь - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Акбулак Акбулакского района,

- Заместитель Председателя – протоиерей Николай Сопижук – настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Нежинка Оренбургского района,

- Секретарь епархиального суда — иерей Алексий Колыванов,

- Член епархиального суда - протоиерей Георгий Горлов - ректор Оренбургской православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, настоятель храма святителя Луки Крымского города Оренбурга,

- Член епархиального суда - иеромонах Дамиан (Крыжановский) - насельник Димитриевского мужского монастыря города Оренбурга.

в) по жалобам духовных и светских лиц на духовных лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьб о побуждении к оплате бесспорных долгов.

2) Люди светского звания:

а) по делам о браках, совершенных незаконно;

б) по делам о прекращении и расторжении браков;

в) по случаям, в которых нужно удостоверение действительности бракосочетаний и рождения детей в законном браке;

г) по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии.

149. Люди духовного звания подлежат светскому суду в установленных присутственных местах:

а) в делах между собой и светскими лицами тяжебных и исковых по неисполняемым договорам и обязательствам и по взысканию за нарушение прав ущербами, убытками и самоуправным завладениям;

б) в случаях нарушения государственных постановлений, по которым существуют особые правила о судопроизводстве и взысканиях, как-то: в пристанодержательстве и укрывательстве беглых, в нарушении Устава в питейном сборе, в порубке лесов, в неисполнении карантинных и таможенных постановлений, и

в) в тяжких уголовных преступлениях.

Глава I. О проступках и преступлениях лиц духовного звания против должности, благочиния и благоповедения

Отделение I. О порядке судопроизводства

157. Чем важнее преступление, тем скорее должно быть преступлено к следствию и суду.

158. Для скорейшего исследования Преосвященный, по местной близости, может предписать о сем прямо духовному правлению с тем, чтобы оно произведенное исследование со своим мнением представило в Консисторию, или же может возложить наследование непосредственно на доверенных духовных лиц, и полученные от них дела обращают в Консисторию для рассмотрения и постановления приговора.

159. Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение смотря по обстоятельствам, какие помещены в самом оговоре и какие открываются при следствии, и смотря по прежнему поведению подсудимого. Распоряжение о сем вверяется собственному усмотрению местного Архиерея, обязанного пещись, чтобы обвиняемые в важных преступлениях против благоповедения по заповедям Божьим не приступали к служению Алтарю Господню, коль скоро есть уже достаточная причина предусматривать, что они обвиняются справедливо.

160. Епархиальное начальство наблюдает за скорейшим и правильным производством следствия.

161. Подсудимым и причастным к делу предоставляется произведённое на месте исследования прочитать, подписывать на листе, и в подписи объяснять, довольны ли они следствием, если недовольны, то в чем именно.

162. Консистория, получив следствие, обозревает, произведено ли данное согласно с установленными формами и правилами, вполне ли обнимает и уясняет дело, и если есть от подсудимого и прикосновенных сделанные в подписи возражения на неполноту следствия, то учинены ли по данным дополнительные взыскания, и если будут не учинены, то по основательным ли причинам. Если окажутся какие-либо недостатки, то Консистория предписывает дополнять следствие прежним производителям или же другим.

163. Если сделанные подсудимым при допросе показания представляются почему-либо неполными или неудовлетворительными, то Консистория обязана требовать его налицо, и допросить подробней, или же, смотря по расстоянию места, где живет подсудимый, поручат прежним следователям или другим лицам взять от него дополнительные показания.

164. Тех из подсудимых и причастных к делу, которые находятся налицо и не подписывали следствия, допускать в Консисторию, если будут сами просить, к прочтению следствия или составленной из данного записки и к рукоприкладству.

165. Для прочтения краткого следствия или краткой записки и для рукоприкладства назначается шесть дней, а на прочтение записки, заключающей в себе до 50 листов, и на учинение рукоприкладства – две недели, полагая соразмерно тому срок и на прочтение записок, в коих более 50-ти листов, с тем, что если подсудимыми и прикосновенными к делу в течение помянутых сроков рукоприкладство учинено не будет, то и без данного предлагать записку из дела или подлинное дело к слушанию. Срок для прочтения следствия или записки и рукоприкладство увеличиваются вдвое в случаи болезни рукоприкладчика, обязано представить об этом врачебное свидетельство. Если по истечении сего последнего срока рукоприкладчик не выздоровеет и не уполномочит никого за себя к прочтению следствия или записки и к рукоприкладству, то докладывать дело без рукоприкладства.

166. Доколе дело не решено в Консистории, подсудимые не имеют права просить о переносе этого Святейший Синод. Все свои оправдания они должны приносить при следствии и изъяснять в рукоприкладстве под следствием и под делом.

167. На медленность или неправильное действие следователей или Консистории могут быть приносимы частные жалобы Епархиальному Архиерею, а в случаи неудовлетворения от него – и Святейшему Синоду.

168. Запрещается подсудимым по одному делу присоединять посторонние предметы, неимеющие никакого отношения к данному делу.

169. Консистория при производстве дела обязана наблюдать, чтобы это не наполнялось посторонними предметами. Только для собственного соображения о подсудимом Консистория обращается к подробной справке о всех делах, которые до него касались и касаются.

170. Всякое дело должно получать особое решение, и строго воспрещается откладывать приговор о каком-либо поступке до окончания следствия о других.

171. Священнослужители, присуждаемые решением епархиального начальства к лишению сана, а причетники – к исключению из духовного ведомства, допускаются к объявлению удовольствия или неудовольствия на такое решение. Если подсудимый объявил удовольствие или не объявит неудовольствие в недельный срок, или же объявит в этот срок неудовольствие, не подаст в течение месяца апелляционного отзыва, – решение приводится в исполнение, и об этом, касательно священнослужителей, доносится Священному Синоду к сведению. Но если подсудимый объявит в срок неудовольствие и потом в течение месяца (со дня подписания неудовольствия) подаст апелляционный отзыв, то исполнение останавливается, и решение епархиального начальства представляется Святейшему Синоду с самим делопроизводством, с запиской из этого, подробной справкой о подсудимых и апелляционным отзывом.

172. В отзывах подсудимые должны изъяснять, в чем они считают приговор неправильным, и каким именно законам он противоречит.

173. Священнослужитель, приговоренный к лишению сана и объявивший неудовольствие, не может священнодействовать до решения в Святейшем Синоде дела. Если в этом положении он окажется в каких-либо предосудительных поступках, то об этом донесется немедленно Святейшему Синоду.

174. Решение епархиального начальства, которым подсудимые подвергаются прочим мерам взыскания или исправления, приводится в исполнение без допущения к объявлению удовольствия или неудовольствия. На такое решение обвиненные могут приносить Святейшему Синоду частные жалобы.

175. Если священнослужители приговариваются к лишению сана решением уголовных присутственных мер за какое-либо уголовное преступление, если епархиальное начальство к оправданию их ничего не имеет, то по приведении того решения со своей стороны в исполнение, оно доносит об этом Святейшему Синоду для сведения.

Примечание. В местностях, где введены в действия Судебные Уставы 20 ноября 1864 года касательно приведения в исполнение со стороны епархиального начальства приговоров уголовного суда, влекущих снятия с осужденных духовного сана, наблюдается статья 1028 (Т. XV, ч. II Устава Уголовного Судопроизводства, изд. 1876 г.).

Отделение II. О мерах взыскания и исправления

176. Меры взыскания и исправления, которым могут подвергаться лица духовного звания по епархиальному суду, суть следующие:

1) Лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества, с исключением из духовного ведомства.

2) Лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующих сана, с оставлением в одном монашестве на покаяние.

Если лишение сана, с определением на низшие должности, окажутся после всего в неблагочинных поступках, то исключать их из духовного звания и отсылать в местное губерневое правление (ст. 213 Т. XIV Уст. о пред, и преопрест., изд. 1876 г.).

Священнослужителя, осужденного на лишение сана, если он вдове, не возбраняется, по его прошению, принимать в монастырь с надеждой пострижения, когда принесет достойный плод покаяния, но без возвращения ему священнослужительского звания.

Если случится, что священник, имеющий орден или другой знак отличия, установленный для духовенства и жалуемый с Высочайшего соизволения, подвергнется извержению из сана и низведению навсегда в причетники, в таком случаи снятие с него знака представляется Святейшему Синоду для испрошения Высочайшего разрешения.

3) Временное запрещение в священнослужение.

Источник: Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.) : учебное пособие. – Москва : Проспект; Екатеринбург, Издательский дом Уральского государственного юридического университета, 2017. – 400 с.

Деятельность Епархиального суда регулируется разделом II Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), которое было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г. (с изменениями, принятыми в 2017 г.):

РАЗДЕЛ II. ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СУД

Статья 23. Порядок создания епархиального суда

1. Епархиальные суды создаются по решению епархиального архиерея (глава VII Устава Русской Православной Церкви).

2. В порядке исключения (по благословению Патриарха Московского и всея Руси) функции епархиального суда в епархии могут быть возложены на епархиальный совет.

В этом случае полномочия председателя епархиального суда осуществляет епархиальный архиерей либо уполномоченный им член епархиального совета; полномочия заместителя председателя епархиального суда и секретаря возлагаются по усмотрению епархиального архиерея на членов епархиального совета.

Епархиальный совет осуществляет церковное судопроизводство в порядке, предусмотренном настоящим Положением для епархиальных судов. Решения епархиального совета могут быть обжалованы в Высший общецерковный суд второй инстанции либо пересмотрены Высшим общецерковным судом в порядке надзора по правилам, предусмотренным настоящим Положением для решений епархиальных судов.

Статья 24. Дела, подлежащие ведению епархиального суда

Епархиальный суд рассматривает:

в отношении клириков — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, увольнения за штат, временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви;

в отношении мирян, относящихся к разряду церковно-должностных лиц, а также монашествующих — дела по обвинению в совершении церковных правонарушений, предусмотренных утвержденным Священным Синодом перечнем и влекущих за собой канонические прещения (наказания) в виде освобождения от должности, временного отлучения от церковного общения или отлучения от Церкви;

иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют исследования, включая дела по наиболее существенным спорам и разногласиям между клириками, предусмотренным статьей 2 настоящего Положения.

Статья 25. Состав епархиального суда

1. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан.

2. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея.

3. Срок полномочий судей епархиального суда — три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок (без ограничения числа переназначений (переизбраний).

4. Все судьи епархиального суда перед вступлением в должность (на первом заседании суда) дают присягу в присутствии епархиального архиерея.

5. Досрочное прекращение полномочий судей епархиального суда по основаниям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения, осуществляется решением епархиального архиерея. В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей епархиального суда (до назначения или избрания судей в установленном порядке) принадлежит епархиальному архиерею. По поручению епархиального архиерея заместитель председателя епархиального суда может временно исполнять обязанности председателя епархиального суда. Лица, временно исполняющие обязанности председателя или судей епархиального суда, имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Положением, соответственно, для председателя или судей епархиального суда.

6. Дела по обвинению клириков в совершении церковных правонарушений, влекущих за собой канонические прещения в виде пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви епархиальный суд рассматривает в полном составе.

Иные дела епархиальный суд рассматривает в составе не менее трех судей, включая председателя епархиального суда или его заместителя.

7. Бывший судья епархиального суда может по решению епархиального архиерея быть назначен советником епархиального суда с правом присутствия и совещательного голоса на заседаниях последнего. Прекращение или приостановление полномочий советника епархиального суда осуществляется в порядке и на основаниях, предусмотренных для судей церковного суда в настоящем Положении (статья 8).

Статья 26. Обеспечение деятельности епархиального суда

1. Обеспечение деятельности епархиального суда возлагается на аппарат епархиального суда, сотрудники которого назначаются епархиальным архиереем.

2. Епархиальный суд финансируется за счет средств епархиального бюджета.

3. Рассмотренные епархиальным судом дела хранятся в архиве епархиального суда в течение пяти лет с момента окончания производства по делу. По истечении данного срока дела передаются на хранение в архив епархии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем, является органом управления епархией.

Епархиальный совет образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года.

В случае нарушений членами Епархиального совета вероучительных, канонических или нравственных норм Православной Церкви, а также в случае их нахождения под церковным судом или следствием они отстраняются от своей должности решением епархиального архиерея.

Председателем Епархиального совета является управляющий Оренбургской епархией митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин.

Епархиальный совет заседает регулярно, но не реже одного раза в полгода. Кворум Епархиального совета составляет большинство его членов. Епархиальный совет работает на основании повестки дня, представляемой председателем. Председатель руководит заседанием в соответствии с принятым регламентом.

Архиерей назначает секретаря Епархиального совета из числа его членов. Секретарь ответственен за подготовку необходимых для совета материалов и составление журналов заседаний. Если при разборе дела возникают разногласия, то дело решается большинством голосов; при равенстве голосов перевес имеет голос председателя. Журналы заседаний Епархиального совета подписываются всеми его членами.

Епархиальный совет в соответствии с указаниями епархиального архиерея:

  • выполняет решения Епархиального собрания, относящиеся к ведению совета, отчитывается перед ним о проделанной работе;
  • устанавливает процедуру избрания членов Епархиального собрания;
  • подготавливает заседания Епархиального собрания, включая предложения по повестке дня;
  • представляет Епархиальному собранию свои годовые отчеты;
  • рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, органов управления и иных подразделений епархии;
  • заботится об изыскании средств на удовлетворение материальных нужд епархии, а при необходимости и приходов;
  • определяет границы благочиний и приходов;
  • рассматривает отчеты благочинных и принимает по ним соответствующие решения;
  • наблюдает за деятельностью Приходских советов;
  • рассматривает планы на строительство, капитальный ремонт и реставрацию храмов;
  • ведет учет и принимает меры для сохранности имущества Русской Православной Церкви: храмов, молитвенных домов, часовен, монастырей, Духовных учебных заведений и других подразделений епархии, а также имущества епархии;
  • в пределах своей компетенции решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом приходов, монастырей и иных канонических подразделений епархии; недвижимое имущество канонических подразделений, входящих в епархию, а именно здания, сооружения, земельные участки могут отчуждаться только на основании решения Епархиального совета;
  • осуществляет ревизию епархиальных учреждений;
  • заботится об обеспечении заштатного духовенства и церковных работников;
  • обсуждает приготовительные мероприятия к юбилеям, общеепархиальным празднованиям и иным важным событиям;
  • решает любые другие дела, которое епархиальный архиерей направляет в Епархиальный совет для их решения или для изучения с целью представления ему необходимых рекомендаций;
  • рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины.

ЧЛЕНЫ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА В 2017 -2020 гг.:

1. протоиерей Алексий Асеев (секретарь), настоятель Никольского кафедрального собора города Оренбурга,

2. протоиерей Стефан Лищенюк, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского города Абдулино,

3. протоиерей Анатолий Семенюк, настоятель храма Михаила Архангела села Шарлык Шарлыкского района,

4. протоиерей Димитрий Сурай, настоятель Введенского храма города Оренбурга,

5. игумен Варнава (Соколов), настоятель Димитриевского мужского монастыря города Оренбурга,

6. протоиерей Иоанн Качанкин, настоятель Казанского собора города Оренбурга.

ЕПРАХИАЛЬНЫЙ СУД

Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде.

Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается:

а) соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства;

б) признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами Русской Православной Церкви судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

в) высшим судом — судом Архиерейского Собора.

Канонические прещения, такие как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются Патриархом Московским и всея Руси или епархиальным архиереем с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

Порядок наделения полномочиями судей церковных судов устанавливается священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви и Положением о церковном суде. Судебные иски принимаются к рассмотрению церковным судом в порядке и на условиях, установленных Положением о церковном суде. Вступившие в законную силу постановления церковных судов, а также их распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие предписания являются обязательными для всех без исключения клириков и мирян. Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое.

Епархиальный суд является судом первой инстанции.

Судьями епархиальных судов могут быть священнослужители, наделенные епархиальным архиереем полномочиями осуществлять правосудие во вверенной ему епархии. Председатель суда может быть либо викарным архиереем, либо лицом в пресвитерском сане. Членами суда должны быть лица в пресвитерском сане. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает по представлению епархиального архиерея не менее двух членов епархиального суда. Срок полномочий судей епархиального суда — три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок. Досрочный отзыв председателя или члена епархиального суда осуществляется по решению епархиального архиерея. Церковное судопроизводство осуществляется в судебном заседании при участии председателя и как минимум двух членов суда. Компетенция и процедура судопроизводства епархиального суда определяются Положением о церковном суде. Решения епархиального суда вступают в законную силу и подлежат исполнению после их утверждения епархиальным архиереем, а в случаях, предусмотренных статьей 5 главы IX Устава Русской Православной Церкви, — с момента утверждения Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви). Епархиальные суды финансируются из епархиальных бюджетов.

СОСТАВ ЕПАРХИАЛЬНОГО СУДА:

- Председатель епархиального суда - иерей Вадим Татусь - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Акбулак Акбулакского района,

- Заместитель Председателя – протоиерей Николай Сопижук – настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Нежинка Оренбургского района,

- Секретарь епархиального суда — иерей Алексий Колыванов,

- Член епархиального суда - протоиерей Георгий Горлов - ректор Оренбургской православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, настоятель храма святителя Луки Крымского города Оренбурга,

- Член епархиального суда - иеромонах Дамиан (Крыжановский) - насельник Димитриевского мужского монастыря города Оренбурга.

19 июля Указом Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Рославльского, утвержден новый состав епархиального Церковного суда. О деятельности этого органа епархии мы беседуем с его председателем игуменом Тарасием (Ланге).

2016-07-22_301


– Отец Тарасий, в начале нашей беседы поясните, пожалуйста, что находится в компетенции епархиального суда?

– В статье 2 Положения о церковном суде говориться, что «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви». Итак, церковный суд имеет дело с нарушениями церковных установлений и главной своей целью имеет восстановление нарушенного порядка.

– Как подбирается состав епархиального суда? Кто может стать его членом? Обязательно ли председателем становится монашествующий иерей?

– Согласно Положению о церковном суде «Епархиальные суды создаются по решению епархиального архиерея (глава VII Устава Русской Православной Церкви). Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти человек, имеющих епископский или священнический сан. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея» (статья 23, п. 1; статья 25, п. 1,2). Конечно, желательно, чтобы члены суда, включая председателя, имели высшее богословское образование, были канонистами, но прямым, непременным условием это не является. Председателем может быть как монашествующий, так и женатый священник, это не имеет значения. Важным является пастырский опыт, преданность Церкви и приверженность ее каноническому строю, отсутствие канонических прещений, авторитет среди собратьев-священников.

– Расскажите о новых членах суда, утвержденных Указом правящего архиерея…

– Изменение состава епархиального суда произошло с целью актуализации его деятельности, с тем, чтобы сделать работу суда регулярной и обстоятельной. Согласно Положению о церковном суде председатель, заместитель председателя и секретарь суда назначаются указом правящего архиерея. Согласно указу № 042 от 19.07.2016 г. председателем суда назначен игумен Тарасий (Ланге), заместителем председателя – протоиерей Андрей Мельничук, секретарем суда – иерей Андрей Попов. Протоиерей Николай Морозов был избран членом суда епархиальным собранием, и его полномочия остаются неизменными, также членом суда стал благочинный церквей города Смоленска протоиерей Павел Петровский.

В Положении о церковном суде четко определены обязанности всех членов суда: «Председатель церковного суда назначает время заседаний церковного суда и ведет эти заседания; осуществляет иные полномочия, необходимые для церковного судопроизводства. Заместитель председателя церковного суда по поручению председателя церковного суда проводит заседания церковного суда; выполняет иные необходимые для церковного судопроизводства поручения председателя церковного суда. Секретарь церковного суда осуществляет прием, регистрацию и представление соответствующему церковному суду заявлений о церковном правонарушении и иных документов, адресованных церковному суду; ведет протоколы заседаний церковного суда; рассылает вызовы в церковный суд; несет ответственность за ведение и хранение архива церковного суда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением. Члены церковного суда участвуют в судебных заседаниях и иных действиях церковного суда в составе и порядке, предусмотренном настоящим Положением» (статья 7, пп. 1-4). Правящий архиерей, митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, выразил надежду, что работа суда в новом составе будет более эффективной.

– Какие вопросы сейчас преимущественно рассматриваются в епархиальных судах? Касаются ли рассматриваемые дела клириков или мирян тоже?

– Как уже было сказано, церковный суд может рассматривать дела, переданные ему правящим архиереем, как в отношении клириков, так и в отношении мирян. В отношении клириков рассматриваются дела о нарушении ими канонов Церкви, влекущее запрещение в священническом служении на определенный срок или пожизненно, а в некоторых случаях – извержение из священного сана.

Миряне подпадают под церковный суд либо относясь к разряду церковно-должностных лиц, либо являясь монашествующими. И те и другие, посвятив свою жизнь служению Церкви, добровольно принимают на себя обязанности и обеты, нарушение которых недопустимо. Отлучение же мирян от Церкви или даже отлучение их от причастия на длительные сроки по суду практически отсутствует.

Но есть ряд крайне сложных и печальных дел в отношении мирян. Это судебные решения о возможности отпевания самоубийц. Церковный суд не судит человека, самовольно ушедшего из жизни, но решает вопрос о возможности его отпевания и церковного поминовения. Сюда же следует отнести и дела о расторжении церковного брака.

– Бракоразводные дела тоже входят в компетенцию епархиальных судов?

– Этот вопрос широко обсуждался и в результате был оставлен на усмотрение правящих архиереев. В Положении о церковном суде Русской Православной Церкви (статья 24) перечислены дела, находящиеся в ведении церковного суда, также указано, что в его ведении могут находиться и «иные дела, которые по усмотрению епархиального архиерея требуют исследования». В некоторых епархиях бракоразводные дела рассматривает дисциплинарная комиссия. В нашей епархии бракоразводные дела отнесены к ведению церковного суда. Причиной такого решения стала тяжесть греха расторжения брака, необходимость выяснения причин развода, решение о назначении епитимии, так как лицам, по вине которых расторгнут брак, разрешается вступление во второй брак только при условии «покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами» (Социальная концепция Русской Православной Церкви, X.3).

– Кто может обращаться в церковный суд? Зависит ли это от его вероисповедования?

– В Положении о церковном суде сказано: «Церковным судам Русской Православной Церкви, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения “церковные суды”, подсудны дела в отношении лиц, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви» (статья 1, п. 4). Это значит, что церковное судопроизводство может совершаться только в отношении христиан, членов Русской Православной Церкви. По делам, связанным с исповедованием веры, совершением Таинств, исполнением пастырских обязанностей, свидетелями и обвинителями могут быть только христиане православного исповедования, не замешанные в церковных преступлениях и не участвующие в расколах, не находящиеся под судом или церковным отлучением. Но в отношении преступлений нравственного характера, совершенным лицом православного исповедания, свидетелем и даже обвинителем может быть любой человек, независимо от вероисповедования. Так апостол Павел в послании к Тимофею пишет, что клирик должен «иметь доброе свидетельство от внешних [т.е. не христиан – прим.], чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим.3:7).

– Всегда ли заседания церковного суда, в отличие от гражданского, носят закрытый характер? Возможно ли присутствие на суде представителя православной прессы?

– В Положении о церковном суде (статья 5, п. 2) сказано: «Рассмотрение дел в церковном суде является закрытым». Если сделать заседание церковного суда открытым, есть опасность, что на него могут прийти как православные, так и не православные, а также люди, по разным причинам враждебно относящиеся к Церкви. Указывая на неуместность такой ситуации, апостол Павел пишет: «брат с братом судится, и притом перед неверными» (1Кор.6:6). Для церковных судов публичность неуместна, потому что предметом исследования на таких судах являются вопросы сугубо церковные, которые часто не укладываются в представления о преступлении нецерковных людей. Например, нецерковным людям будет трудно понять состав преступления клирика, отказавшегося, вопреки указу правящего архиерея, перейти с одного места служения на другое, или, напротив, самовольно оставившим свое служение. Или понять состав преступления монаха, давшего обеты, но в последствие разочаровавшегося в своем выборе и оставившего монастырь.

– Чем вызвано отсутствие в церковных судах института адвокатов?

– Церковный суд ищет не осуждения христианина, члена Церкви, а его исцеления. Сам Господь, обращаясь к недоумевающим иудеям, сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Так и церковный суд, даже лишая клирика возможности служить, тем самым призывает его к покаянию, ограждает Церковь и самого нарушителя от большего греха. В этом смысле сам церковный суд и осуществляет защиту, скорее побуждая грешника к покаянию, чем к тому, чтобы он отстаивал свои права. Чаще всего обвинение строится на добровольном признании нарушителем канонов своей вины. Именно на доверительных, откровенных отношениях, уместных между христианами, основывается деятельность церковного суда.

– Благодарю Вас, отец Тарасий, за уделенное время! Помощи Божией Вам на нелегком поприще!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: