К методам исследования истории государства и права относится системно структурный метод

Обновлено: 25.04.2024

Под методом истории государства и права России понимается то, как мы ее изучаем. То есть, совокупность различных научных приемов и способов, с помощью которых мы изучаем данную науку.

Методология науки и учебной дисциплины «История государства и права России» охватывает систему методов, которые используются в рамках научно-исследовательской деятельности. Методы, применяемые при изучении истории государства и права России могут быть как общими, так и частными. Сущность общих (общенаучных) методов заключается в том, что они могут применяться в любой науке. К ним относятся диалектический, исторический, метод сравнительного анализа, системно-структурный, статистический и другие.

Среди общенаучных методов необходимо отметить сохраняющий свое основополагающее значение метод диалектического подхода к рассматриваемым явлениям, требующий изучать и анализировать факты во всеобщей связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из законов материалистической диалектики. Применим этот метод при анализе не только природы, но и общества.

Важнейшим инструментом овладения нашей наукой является метод историзма. Метод историзма (исторический метод) требует подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. При этом ни в коем случае нельзя забывать основной исторической связи, смотреть на каждое явление с точки зрения того, как и когда оно возникло, какие главнее этапы в своем развитии это явление проходило и во что это явление превратилось в настоящее время.

Метод сравнительного анализа наряду с историческим методом эффективно изучает процессы развития государства и права России. В данном случае этот метод позволяет выявить, с одной стороны, специфику развития России, с другой – некоторые тенденции государства и права в общем, в мировом контексте. Кроме того, он позволяет сравнить аналогичные процессы, происходящие в России и зарубежных странах.

Особенностью системно-структурного метода является то, что он изучает сложные многослойные элементы какой-либо системы в целом и определяет положение их отдельных элементов структуры в частности, исследует взаимное влияние отдельных элементов друг на друга и на систему в целом. Например, при изучении истории государства и права России, данный метод эффективно используется при анализе всей системы права конкретного исторического периода в целом и его отдельных отраслей в частности.

Если вышеназванные методы определяют качественную сторону тех или иных изучаемых исторических процессов, то статистический метод необходим для определения их количественных сторон.

Другие, частные (частнонаучные) методы в отличии от общенаучных методов не могут применяться повсеместно, во всех отраслях научного знания. Они могут использоваться в отдельных, конкретных областях знания и не могут применяться в других. К ним можно отнести: сравнительно-исторический (сравнительно-правовой) метод, конкретно-социологический метод, формально-юридический метод, правовой эксперимент и другие.

Особое место среди них занимает сравнительно-исторический (сравнительно-правовой) метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. К примеру, можно сопоставлять абсолютную монархию в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии и других стран. При этом выявляются как их общие черты, так и различия, обусловленные особенностями развития. Могут сравниваться отдельные институты права одной страны в их развитии, либо разных стран. Например, понятие «преступление», «наказание», «цели и виды наказаний» в германской Каролине 1532 г. и Судебниках 1497 г. и 1550 г., в Соборном уложении 1649 г. и Воинских артикулах 1715 года. В результате такого сравнения можно проследить изменения этих понятий и их причины. Можно сравнивать последующий период в развитии государства и права с предшествующим, сравнить аналогичные процессы, происходящие параллельно в России и зарубежных странах. Сравнительный метод дает возможность применять его при изучении и других государственно-правовых институтов России.

Особенностью конкретно-социологического метода является то, что он изучает государственно-правовые явления в результате анализа информации, которую получили в результате обобщения юридической практики и архивных источников по конкретным историческим фактам, исследовании исторических документов. Реже при изучении истории государства и права России используется опрос и анкетирование.

Формально-юридический метод, применяемый в истории государства и права России был заимствован у теории государства и права. На основе этого метода можно понять сложную структуру государства и права на различных этапах их возникновения, развития и функционирования через призму общетеоретических понятий.

Метод правового эксперимента заключается в практической проверке теоретических научных разработок. В основном данный метод основан на статистическом методе и методе моделирования. Если в первом случае объект является оригинальным, то во втором – моделью.

При изучении истории государства и права России могут быть использованы и другие научные методы познания.



Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад


Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад


Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад


Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад


Дарья неделю назад

Иван, помощь с обучением неделю назад

Предмет и методы истории государства и права России

История государства и права России может рассматриваться двояко — как юридическая наука и как юридическая дисциплина, содержащая сведения, накопленные наукой и подлежащие усвоению в процессе подготовки студентов-юристов.

История государства и права России как наука изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие правовой системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Становление государственных и правовых явлений рассматривается наукой «История государства и права России» в определенных временных и пространственных пределах. Временные границы — с момента возникновения государственности до современных государственной и правовой систем; пространственные границы — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX-XX вв.).

В истории государства России изучаются как отдельные факты, прежде всего юридические, так и закономерности исторического развития, основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов рассматриваются как в отдельности, так и в системе, создавая цельную картину их эволюции и взаимодействия.

В истории права России изучаются возникновение правовых систем, кодификаций, отдельных правовых актов; возникновение различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, процессуального и т.д.); анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм (памятников права и т.п.).

В истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и т.п.).

Главная методическая предпосылка курса — историческая преемственность в развитии государства и права. Все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. «Связь времен» позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе.

Развитие может осуществляться плавно или скачками (эволюционным или революционным путем); возможны возврат к утраченным институтам (полный или частичный), разрыв или прекращение дальнейшего развития.

Философской (мировоззренческой) основой историко-правовой науки выступает диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и сознания. Наиболее общими законами диалектики являются: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны историко-правового явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства.

В процессе изучения государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

Общенаучные методы — это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся системно-структурный метод, функциональный метод, метод моделирования, общие логические приемы.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) государства и права, а также исследование связей как между их составными частями, так и с родственными явлениями и институтами.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Метод моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться соответствия так, что, зная характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание модели абстрактного государства, или абстрактной системы права, изучение созданной модели, а затем распространение полученных знаний на государственные и правовые институты, имеющие место в реальной жизни.

Общие логические приемы являются своеобразными инструментами научной деятельности:

  1. анализ — выделение составных частей того или иного явления и их изучение;
  2. синтез — обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении;
  3. гипотеза — научное предположение о направлении развития исследуемого явления в будущем;
  4. дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам;
  5. индукция — способ рассуждения от частных положений (фактов) к общим.

Все указанные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, то есть расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например структуру государственного механизма, системы права и т.д. В свою очередь, синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа.

С анализом и синтезом непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные знания. Соответственно дедукция может быть условно названа обратным синтезом, поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений.

Специальные методы — это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К таким методам относятся социологический метод, статистический метод, метод экстраполяции (распространения), хронологический метод, сравнительный метод и др.

Частнонаучные методы — это приемы и способы познания, выработанные конкретной наукой. Это методы сравнительного правоведения, формально-юридический метод и др.

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Каждый этап истории общества есть одновременно ступень развития государства и права и вместе с тем ступень их постижения, изучения. Но необходимо знать не только что познается, но и как это делается, т. е. какими методами изучаются такие сложные явления, как государство и право.

Термин «метод» греческого происхождения и в переводе означает «способ», «путь следования». Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией. В литературе встречается и такое определение методологии: это теория, обращенная к практике исследования. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания. Вместе с тем некоторые ученые подчеркивают, что методология не является самостоятельной наукой, она не существует изолированно от всей системы наук и призвана обслуживать любое научное знание, любой научный поиск (чл. – кор. РАН Д.А. Керимов).

Методология занимает важное место в теории государства и права: она не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов и явлений. Как и предмет, методы исследования по своей природе одновременно объективны и субъективны. Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества и т. д. Но они субъективны, так как определяются мировоззрением исследователей, а отсюда выбор способов и приемов познания.

Методология не является неизменной. В значительной степени она зависит от конкретной цивилизации, духовной жизни общества в тот или иной исторический период.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ. Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической или материалистической мировоззренческой основе. Мировоззрение исследователя – его принадлежность к той или иной школе или направлению в науке – определяет его отношение к конкретным проблемам, его профессиональную ориентацию и позицию.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля (384–322 до н. э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются выводы о том, что:

а) государство и право – реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного идеализма, которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление – субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к методологии. Существует мнение, что общефилософским фундаментом для изучения государства и права остается диалектический материализм, который доказал свою действенность и теоретически, и практически, так как распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, движении, многовариантности развития, борьбе старого с новым и т. д. Именно материалистическая диалектика позволяет объективно познать государство и право как основополагающие ценности общества, исследовать закономерности их развития и функционирования, всеохватывающе раскрыть сущность и социальное назначение государственно-правовой действительности и получить возможность результативно воздействовать на нее.

Представляется, что все философские методы имеют право на существование, могут быть использованы в изучении государства и права. Следовательно, важно исходить из плюрализма в использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой действительности. Надо подчеркнуть, что все философские методы действуют не изолированно друг от друга. Напротив, каждый из них углубляет представления о той или иной стороне государственно-правовых явлений, а в совокупности все философские методы раскрывают эти явления в их целостности, единстве с их разносторонними проявлениями.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

В основе системного (системно-структурного) метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений. Однако отдельные элементы целого, объединяясь в систему, получают иную качественную характеристику, которая не сводима к сумме свойств входящих частей. Иначе говоря, целое качественно отличается от суммы частей целого. В системе главное не ее элементы, а качество самой системы. Выявление же связей элементов, их отношений, взаимного влияния имеет подчиненное значение. Например, норма права включает в свой состав элементы – гипотезу, диспозицию и санкцию и, в свою очередь, образует первичный, исходный элемент системы права. Таким образом, любое государственно-правовое явление представляет собой элемент системы более высокого уровня и одновременно содержит в своей структуре элементы системы более низкого уровня.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Некоторые ученые среди общенаучных методов называют генетический. Он позволяет ответить на вопрос о происхождении государственно-правовых явлений, определить условия и факторы, которые вызвали появление или исчезновение конкретных явлений и процессов. Этот метод тесно связан с историческим, так как учитывает хронологию в развитии явлений. Но главное в генетическом методе не хронология, а причинная обусловленность явлений и процессов, поэтому он используется для установления генезиса государства, права, других явлений.

Иногда указывают на существование аксиологического (ценностного) метода, который способствует выявлению в связях полезного и значимого для человека и общества.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят следующие.

Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.

Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод неоднократно применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.

Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий – прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т. д.

Синергетический метод в юридической науке стал применяться только в последнее время. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «synergos» и означает совместнодействующий, т. е. эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся систем и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправления, т. е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно. Однако синергетика как современная теория динамических систем находится в стадии своего формирования, поэтому ее возможности в познании государственно-правовых явлений не до конца выяснены.

В последнее время в теории государства и права обращается внимание на так называемый метод альтернатив, который направлен на решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных теорий. Истоком этого метода считают философию Сократа (469–399 гг. до н. э.), который называл метод раскрытия противоречий майевтикой (помощь в рождении нового). Разработчиком этого метода в современную эпоху был британский философ и социолог Карл Поппер (1902–1994 гг.). Суть метода состоит в том, чтобы отыскать в познании того или иного явления альтернативы имеющимся гипотезам и, подвергая их критике, выявлять новое знание об объекте. Метод носит прикладной характер и может найти применение в области менеджмента, государственного управления и др.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

Формально-юридический метод, илидогматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Таким образом, методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и способов познания государственно-правовых явлений. В зависимости от целей исследования возможно применять те или иные методы. При этом не следует считать какие-то из них главными, ключевыми, а другие второстепенными. Каждый из методов полезен при исследовании конкретных государственно-правовых процессов или феноменов.

Методы и принципы изучения истории отечественного государства и права

Для изучения особенностей развития государства и права России применяются следующие научные методы познания общественных явлений: методы анализа и синтеза, системно-структурный, статистический, формально-юридический, историко-правовой и другие методы. Необходимость сравнения многочисленных фактов и событий из истории разных народов обуславливает использование сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить общие закономерности развития государственно-правовых систем, на различных территориях и в конкретные исторические эпохи. Для нашего многонационального государства эта проблема была всегда актуальной, таковой она остается и на современном этапе развития.

Важной методологической предпосылкой курса является историческая преемственность в развитии государства и права, заключающаяся в том, что все государственные и правовые явления зарождаются на основе предшествующих и преобразуются затем эволюционным или революционным путем в новые формы.

Методология познания историко-правовых явлений основывается на принципах историзма, объективности, системности, развития и плюрализма.

Принцип историзма способствует выявлению характера закономерностей возникновения и развития отечественного государства и права, а также перехода от одного исторического этапа к следующему с учетом особенностей данной трансформации.

Принцип объективности предполагает, что процесс освоения знаний не будет зависеть от предвзятости мировоззренческих суждений исследователя, принадлежащего к той или иной социальной прослойки общества, а также от конъюнктурных политических пристрастий.

Принцип системности основан на целостном представлении о государстве и праве России в их единстве и развитии, обеспечивая при этом изучение данной учебной дисциплины и ее составных частей как единого целого, как системы.

Важное значение имеет методологический принцип развития, ориентирующий историко-правовое познание на осмысление процесса становления государства и права, а также их эволюции от простых форм организации к более сложным и разнообразным. Данный принцип тесно связан с принципом историзма.

Принцип плюрализма базируется на многогранности в познании историко-правовых явлений, учитывающей не только все факторы, способствовавшие становлению и развитию государства и права, но и различные воззрения исследователей об их происхождении, сути и перспективах развития.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: