К каким островам подошли китайские суда в 10 веке

Обновлено: 04.05.2024

Смерть хана Мункэ в 1259 г. отсрочил падение царства Сун. Экспансию на юг продолжил Хубилай. Для этого ему пришлось приложить колоссальные усилия, так как на пути монголов стояло множество препятствий. Монгольская армия не умела вести войну на море, тогда как такое умение было обязательным, ввиду множества портов и крупных рек на юге Китая. Поэтому монголы начали обзаводиться флотом. С необходимостью действий на море монголы не сталкивались вплоть до 1231 г., когда они вторглись в Корею. Но эта кампания преподала монголам множество ценных уроков. Первоначально монголы действовали только на суше. Но при осаде Кудзю на территории нынешней Северной Кореи сложилась патовая ситуация. Корейский царь вместе со своим двором покинул Кэсон и укрылся на острове Канхва. Здесь царь создал правительство в изгнании. Монголы ничего не могли противопоставить ему, хотя от материка остров отделял пролив шириной несколько сот метров!

Экспансию на юг Китая сдерживало также то обстоятельство, что южные районы отделяли несколько крупных рек. Климат и растительность южного Китая также были незнакомы монголам. Первая операция монгольского флота произошла в 1265 году — крупное сражение при Дяою в провинции Сычуань. Монголы не только выиграли сражение, но и захватили 146 кораблей противника, которые и составили ядро монгольского флота. Скорость, с какой рос монгольский флот, достойна удивления. Один китайский историк отмечал: «Готовность, с какой монгольская нация кочевников, понятия не имевшая о море, занялась созданием военно-морского флота, поражает».

Монголы потерпели еще ряд поражений от Южного Сун. Чтобы исключить возможность поражений в будущем, монголы ввели в строй еще 500 кораблей. Интересно происхождение этих кораблей. В устье Янцзы находится несколько наносных островов. На самом крупном из них — Чунмине — находилась база пиратов Чжу Циня и Чжан Сюаня. Пираты предложили свои услуги монголам и их предложение было принято. Благодаря помощи пиратов монголам удалось переломить ситуацию в Корее. Корейскому царю пришлось бежать со своего острова. Был заключен мир, по которому корейский флот отходил к монголам. В 1274 г. монголы предприняли первую попытку вторгнуться в Японию. Ход этой операции хорошо известен. Фактически, это была разведка боем, а не полномасштабное вторжение.


Ша-чуань или дзянсу — морская джонка, ставшая прототипом многих вариантов китайских кораблей, в том числе океанских боевых джонок. Самые большие представители этого класса имели в длину до 60 м, но данный экземпляр диной 26 м.

Затем монголы обрушились на Южный Сун, применяя свои новые навыки ведения осадной и морской войны. В 1275 г. Байян форсировал Янгцзы. С 1277 г. монголы один за другим занимали порты на юге Китая. Решающее сражение произошло в 1279 г. в районе Гуандуна. Монголы блокировали китайский флот, который попытался прорваться. В сражении погиб император империи. По свидетельству очевидцев, увидев безнадежность положения, он взял в руки наследника и прыгнул в море.

Покорив Южный Сун, хан Хубилай основал новую династию китайских императоров — Юань. В дальнейшем он снова обратил свое внимание на Японию. В 1281 г. он предпринял второе вторжение, но и оно оказалось неудачным. Монгольский флот попал в тайфун — «божественный ветер» или камикадзе. В течение следующего года монгольский флот занимался охраной конвоев с зерном, шедших из южного Китая в Пекин. Эту задачу возложили на бывших пиратов Чжу и Чжана. Морские конвои оказались достойной альтернативой речному транспорту. Кроме того, монголы получили опыт, которым воспользовались в ходе своих дальнейших морских экспедиций в Юго-Восточную Азию.


Речной флот династии Западный Хань атакован брандерами повстанцев, 200 г. до н. э.

Ранняя (Западная) династия Хань заняла место династии Цзинь в 202 г. до н. э. Здесь изображено речное сражение между правительственным флотом и повстанцами, которые пустили вниз по течению простые брандеры. Большинство деталей конструкции боевых кораблей династии Хань показаны предположительно, поскольку до нас дошли лишь грубые рисунки и свидетельства очевидцев. Большие многоэтажные корабли строились как плоты, установленные на двух плоскодонных корпусах, наподобие катамарана. Многоярусная башня напоминала свадебный торт. Вдоль нижней палубы по периметру шел фальшборт. Такого же типа фальшборт шел и вдоль каждого следующего яруса башни. Командующий занимал место на носу корабля. На верхнем ярусе башни стоял барабан. Множество флагов развевалось в воздухе, вдохновляя воинов на бой. Наступательное вооружение корабля состояло из ручных арбалетов.

Рядом с большим кораблем идут лодки. Самая крупная из них реконструирована по деревянной модели речной лодки, обнаруженной в княжеской гробнице. Благодаря этой модели мы имеем представление о том, как выглядели простые боевые лодки эпохи правления династии Хань. Это плоскодонный баркас, приводимый в движение веслами. На корме в простой рубке находится рулевой. Рядом видны две меньшие лодки, у одной из них на носу окованный железом таран. Таран представляет собой бревно, проходящее вдоль лодки по всей ее длине. Наконец, здесь показаны боевые каноэ с экипажами из пяти человек. Детали экипировки солдат взяты из знаменитой терракотовой армии императора Цзинь, а также из резных изображений периода династии Ранний Хань. Шлемы из кожи или железа выглядят необычно на наш взгляд. Брандеры представляют собой простые сампаны, наполненные горючими веществами.


Простой рисунок китайского боевого корабля, приспособленного для плавания в открытом море. Экипаж корабля занят повседневными работами.


Реплика китайской джонки в стиле династии Юань. Такие джонки использовались при попытке монголов вторгнуться в Японию. Корабль спят в порту Хирадо, Япония.


Транспорт с зерном на Большом Канале, начало правления династии Мин. Некоторые боевые корабли, участвовавшие в сражении на озере По ян, походили на этот транспорт.


Простейший способ путешествия по воде, применявшийся в Китае до последнего времени, представляет собой плавание на надутой шкуре. Надутые шкуры можно использовать по отдельности, или связывать их между собой, формируя плоты. Подобные надувные плоты известны в различных культурах мира.


Сампан. Китайское слово «сампан» буквально означает «три доски».

ПОЯВЛЕНИЕ Т-34-85

ПОЯВЛЕНИЕ Т-34-85 По иронии судьбы одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне – под Курском – была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда

Появление АНТ-25

Появление АНТ-25 Впервые о завоевании мирового рекорда дальности полета в СССР было заявлено в августе 1931 г. – именно тогда при Реввоенсовете (РВС) республики образовали специальную комиссию под руководством К. Е. Ворошилова.Действительно, уже в августе 1931 г. в ЦАГИ

Появление линкоров

Появление линкоров В первые часы пятницы 13 ноября 13 американских кораблей шли вдоль берега Гуадалканала. Когда они подошли к острову Саво, где в августе американцам был учинен страшный разгром, радар сообщил, что навстречу идут вражеские корабли. Это были линкоры «Хиэй»

Появление камикадзэ

Появление камикадзэ После потери Марианских островов командование японского военно-морского флота сформировало на Филиппинах 1-й воздушный флот, которому была поручена оборона архипелага. В ходе атак самолетов Оперативного Соединения 38, проведенных 9 и 24 октября, 1-й

Бой. Появление камикадзэ

Бой. Появление камикадзэ Когда остатки Таффи-3 оказались в безопасности, в переделку попала самая южная группа эскортных авианосцев – Таффи-1. Контр-адмирал Томас Спрэгью, командовавший всеми эскортными авианосцами, одновременно являлся и командиром этой группы,

Появление Королевского Флота

Появление Королевского Флота Во время боев за Окинаву впервые на сцене появилось английское авианосное соединение. Англичане обещали, что после поражения Германии они отправят свои вооруженные силы на Дальний Восток для участия в заключительном наступлении на

Появление на свет

Появление на свет Дела на заводе шли хорошо. Тео Кронейс очень преуспел с реконструкцией завода и строительством жилья для инженеров и рабочих. Завод продолжал строить самолеты по лицензии, построил первую партию из шести Bf-108 и закончил 1934 год с прибылью более 2,5 миллиона

31. Друг монгольского народа чекист Гриднев

31. Друг монгольского народа чекист Гриднев Живая и многообразная работа по организации и практическому осуществлению взаимодействия советских пограничников со своими коллегами ряда стран дальневосточного региона поглощала сполна внимание и силы Вячеслава

1. Эскадра на учениях Северного флота, Военно-Морского флота и Вооруженных Сил СССР и РФ

1. Эскадра на учениях Северного флота, Военно-Морского флота и Вооруженных Сил СССР и РФ 1968 год в июне-июле корабли 7 ОПЭСК принимали участие в ЗКШУ «Север-68» и КШУ «Арктика» под руководстовм ГК ВМФ.1969 год с 12 по 15 августа учение «Кольский берег» под руководством ГК ВМФ. В

Появление танков

Появление танков Такой явно нереализуемый «гусеничный бронепоезд» с командой в 200 человек, вооруженный пушками и митральезами, по мнению Буйена, должен был стать «самым грозным орудием войны» (1874 г.)15 сентября 1916 года на реке Сомме вышли в бой первые 32 английских танка.

Появление БМП

Появление БМП Парижский договор 1990 года об обычных вооруженных силах в Европе дал следующее определение боевой машины пехоты: «БМП — это боевая бронированная машина. для транспортировки боевого пехотного отделения, которая обычно обеспечивает десанту возможность

ГЛАВА 3 ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА (XIII — середина XV в.)

ГЛАВА 3 ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА (XIII — середина XV в.) С XI в. древнерусское государство Киевская Русь начинает утрачивать свое могущество и наконец распадается на мелкие княжества. К XIII в. феодальная раздробленность на Руси достигает

5.2. Появление маньчжуров

5.2. Появление маньчжуров Следующий этап нашего движения на Амур неразрывно связан с именем Ерофея Хабарова.В 1648 году открыт был новый, более западный и более короткий путь к Амуру. После предварительной разведки отправилась из Якутска вторая партия казаков из 50 человек

2.3. ПОЯВЛЕНИЕ ТОРПЕД НА ВООРУЖЕНИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ИХ ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

2.3. ПОЯВЛЕНИЕ ТОРПЕД НА ВООРУЖЕНИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА И ИХ ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Во второй половине XIX века на вооружении флотов появилось новое оружие — торпеда. В освоении этого оружия большая роль принадлежала российским морякам, впервые успешно применившим его в

В начале XV века лучшие в мире суда строили в Китае. Огромная флотилия, которой командовал адмирал Чжэн Хэ, бороздила воды Индийского океана. Китай находился на пороге великих географических открытий. Корабли Срединной империи готовы были обогнуть Африку и устремиться в Европу. Но тут случилось невероятное…

В испуге рыбаки поспешно поворачивали лодки. Странное зрелище представало пред ними. Линия горизонта дрогнула, и дальняя окраина моря стала покрываться бесчисленными парусами. Вот уже огромной стеной вознеслись они, и стена эта накатывалась на берег. Было невозможно пробиться сквозь нее, миновать ее. Едва причалив, растерянные туземцы побросали свои жалкие суденышки и врассыпную метнулись в ближайший лес. На опустевший прибрежный песок легла громадная тень. Невиданная никогда прежде армада подошла к побережью мирной южной страны.

В начале XV века подобные сцены нередко разыгрывались у берегов Индии, Индонезии, Африки. Воды Индийского океана бороздила флотилия, равной которой в ту пору не было. Более трехсот кораблей насчитывала она — и каких кораблей! Самые величественные, самые красивые, самые мощные суда строили на рубеже XV века в Китае. Командовал этой грозной силой адмирал и императорский евнух Чжэн Хэ. у. Девять мачт возвышалось на нем. (Для сравнения заметим: в XV веке в Европе только начали строить трехмачтовые каравеллы. Суда длиной 25 метров считались у европейцев весьма крупными.)
Страх объял людей, находившихся на берегу. С замиранием сердца следили они за маневрами, что совершали корабли. Многие туземцы бежали прочь. Наконец разноцветная армада застыла. Что сулило ее появление жителям здешних мест? Смерть и разрушение? Плен и рабство?
Дальше события разворачивались самым неожиданным образом. С невероятной помпой на берег спустился сам адмирал Чжэн Хэ. «Челом подобен он тигру, — сообщает хронист, — брови его точно мечи», лицо же его «шершаво как апельсин».
Всюду, куда бы ни прибывал Чжэн Хэ, он немедленно направлялся к правителю сего города или страны — к царю, султану, князю, вождю. Адмирал спешил передать ему самые радушные приветствия от «сына неба», Чэнцзу, императора Китая (1403—1424). Затем посланник осыпал владыку дорогими подарками и просил об одной небольшой уступке: уплатить дань «сыну неба» и покориться ему.
Что в эту минуту испытывал обескураженный царек? Растерянность от того, что его владения завоевывали столь необычным способом? Или же страх мучил его душу, то же чувство, что отгоняло от берега рыбаков, — страх перед громадной эскадрой, настороженно нависшей над его городом? Впрочем, что бы ни наполняло его душу, он неминуемо приходил к тому же решению, что и другие туземные царьки — он покорялся силе и лести. Особых жертв от него не требовалось: только шепнуть, только признаться, согласиться, сказать «да», кивнуть — и тут же на покоренного династа дождем просыпались дары. Так красноречивыми посулами и молчаливыми угрозами верный слуга империи адмирал Чжэн Хэ подчинял ей земли, лежавшие вдоль Муссонного пути.
На взгляд европейцев, подобная практика колониальных захватов чересчур расточительна и граничит с безумством. Однако с точки зрения китайского императора, следовало поступать именно так — и никак иначе. Китай был «пупом Земли», величайшей, богатейшей державой мира. Все прочие народы уступали ему и духовно, и уровнем развития культуры и техники. Поэтому, считал император, все иноземцы вправе были почитать за счастье, что им предлагают покориться великой империи и, покорившись, учиться у ее сынов, собственному процветанию способствуя. Подарки же призваны были подсказать, сколь сладостно быть в подчинении у самого просвещенного из народов.

Специалисты единодушно считают, что китайцам вполне было по силам достичь мыса Доброй Надежды, обогнуть южную оконечность Африки и, следуя вдоль берегов Черного континента, добраться до Европы, дабы осыпать дарами и смутить чередой кораблей ну, например, кастильского короля. Что же помешало китайцам открыть морской путь в Европу? Обо всем по порядку.
Чжэн Хэ родился в 1371 году в южнокитайской провинции Юньнань в семье правоверных мусульман. За несколько лет до его рождения, в 1368 году, мощное народное восстание свергло Монгольскую династию (Юань) и привело к воцарению династии Мин. Детство и юность будущего героя пришлись на эпоху смуты, разрухи, народных бедствий. Предание сообщает, что солдаты армии Мин схватили юного Чжэн Хэ и кастрировали его. По-видимому, они собирались его продать, ведь евнухи в ту пору ценились. В богатых семьях непременно держали кастратов — слуг и надсмотрщиков, следивших за женами и наложницами.
На тему евнухов в Китае не мало довелось интересного прочитать, в том числе и при при императорском дворе. Со временем — словно желая отомстить за свое постыдное увечье — евнухи приобретали огромную власть над «сыном неба». Они завладевали его мыслями и душой. Лишь они одни — не считая домочадцев — могли заходить в покои императора и посещать его гарем. Постоянно пребывая подле монарха, евнухи знали все его желания, все его тайные помыслы, все его капризы. Знали они одни и никто другой, ведь по традиции «сын неба» держался очень замкнуто, он был отгорожен от внешнего мира. Это создавало простор для манипуляций. Евнухи, делясь с императором сплетнями, рассказывая ему об интригах и новостях, говорили лишь то, что укрепляло их позиции при дворе. Даже министры не могли побеседовать со своим повелителем — они посылали ему письменные доклады.
Так евнухи становились ключевыми фигурами при дворе. Происходили они обычно из низших слоев общества. Никаких перспектив в жизни у них не было. Добиться успеха они могли, лишь всецело завладев вниманием своего патрона. Когда же их благодетель умирал, то верных евнухов — всемогущих временщиков — без жалости вышвыривали из дворца. Если они не успевали дотоле сколотить себе состояние, их ждал жалкий конец.

Мы не знаем, когда Чжэн Хэ оказался при дворе «сына неба». Несомненно, ему быстро удалось завоевать расположение императора Чэндзу. Кстати, последний пришел к власти, свергнув своего племянника. Тот сумел бежать, он скрылся «где-то за морем». В 1405 году победитель повелел разыскать беглеца. Вот ради чего пустилась в плавание флотилия, верная Чэндзу. Была перед командующим Чжэн Хэ поставлена и другая задача: покорить как можно больше земель.
В том же 1405 году из гавани близ Шанхая отправились в путь 62 больших корабля (в ту пору знаменитый впоследствии город был скромной рыбачьей деревушкой). Каждый из этих кораблей, как писал позднее хронист, достигал 44 чжа-нов в длину и 18чжанов в ширину (один чжан составляет около 3,2 метра). С летним муссоном флотилия двинулась на юго-запад: в Индокитай, на Яву, Суматру, Шри Ланку, в Каликут (город на Ма-лабарском побережье Индии; не следует путать его с Калькуттой, основанной в 1690 году). Вот лишь некоторые «варварские земли», где побывал за два года Чжэн Хэ. Всего же его флот посетил около тридцати стран и островов.

«В девятом месяце 1407 года Чжэн Хэ и остальные возвратились. Послы от всех стран прибыли с ними и предстали перед императором. Император был очень доволен, наградив всех титулами в соответствии с заслугами», сообщает «Минская история».
Китай в то время был крупнейшей морской державой мира. В экспедициях Чжэн Хэ участвовало до 37 000 человек. В отдельные времена численность флотилии достигала 317 судов. Знаменитая «Непобедимая армада» была скромнее. Летом 1588 года она состояла из 134 тяжелых кораблей и некоторого количества мелких вспомогательных судов. В походе на
Англию принимали участие более 20 000 матросов. Впрочем, довольно отступлений. Наш «список кораблей» мы прочли лишь до середины.
Во флотилии Чжэн Хэ имелось также от сорока до шестидесяти джонок. На них доставляли подарки, которые вручали покоренным властителям. Подобные суда могли перевозить от 500 до 800 тонн груза. Кроме того, в составе флотилии имелись и особые грузовые суда — на них везли запасы продовольствия, а также хорошо снаряженные военные корабли.
Длина пятимачтовых военных кораблей составляла 60 метров. Своим бронированным носом они могли таранить и топить неприятельские суда. На кораблях подобного типа имелось четыре палубы. На самой нижней размещался балласт, придававший судну остойчивость; выше была жилая палуба. Находясь на третьей палубе, матросы управлялись с парусами. Наконец, на верхней палубе были выставлены пушки.

Уже в те времена китайские корабелы оборудовали суда герметичными переборками. Поэтому, получив незначительную пробоину, корабль оставался на плаву. В Европе подобные суда стали строить лишь в XVIII веке.
В дороге ориентировались по звездам, пользовались компасом. Капитаны кораблей, служившие под началом Чжэн Хэ, наносили путь, пройденный судном, на линованную карту. Правда, понятия долготы и широты были еще неведомы китайским мореплавателям.
Использовали они и опыт, накопленный арабами. Так, на китайской карте, изображающей Африку и датируемой 1402 годом, показаны Нил, Судан и Занзибар. Очертания континента переданы довольно точно: треугольный профиль, обращенный вершиной к югу. Европейцы тоже считали Африку громадным треугольником, однако вершину его направляли на восток.
Возможно, сведения об Африке китайцы почерпнули отнюдь не из вторых рук. Судя по археологическим находкам из
Восточной Африки, китайцы довольно рано установили торговые отношения с этим регионом. По всему побережью — от Сомали до Занзибара — встречаются многочисленные фарфоровые черепки и монеты, относящиеся к династиям Сун (960—1279) и Мин (1368—1644). Еще в 1154 году арабский географ Аль-Идри-си сообщал о появлении китайских торговцев на африканских рынках.
Адмирала Чжэн Хэ не очень-то интересовал торговый профит. Важнее ему было возвеличить своими деяниями Поднебесную империю, простереть власть Китая над всеми народами, жившими на берегу Океана и на его островах. Он покорял страну за страной без особых усилий, без риска. За годы плаваний он всего трижды попадал в опасные переделки, но всякий раз его солдаты брали верх. В истории мореплавания трудно найти другой пример подобного бескровного покорения мира. Обычно, как гласит история, раз к берегу приближается неприятельский флот, жди выстрелов из пушек. Солдаты Чжэн Хэ не проходили земли огнем и мечом, не грабили города, не захватывали рабов, не строили крепости, не обращали «язычников» в свою веру.
Наоборот, в вопросах веры они проявляли необычайную терпимость. Пример тому — памятник, сохранившийся в городе Галле на Шри Ланке: каменная табличка, датированная 1409 годом. Надписи на ней рассказывают о прибытии адмирала Чжэн Хэ. Сделаны они на трех языках и обращены к трем богам. Китайский текст превозносит могущество Будды, персидская надпись прославляет Аллаха, а тамильские словеса воздают хвалу индуистскому богу Вишну. Кроме того, каждый из «богов всех стран» удостоен был тысячи золотых слитков, пяти тысяч серебряных слитков, ста тюков шелка и 3300 литров благовонных масел. Им преподнесены были также разнообразные культовые бронзовые фигурки.

Всякий раз по возвращении флотилии в Китай император выказывал искреннюю радость. Вновь и вновь он направлял Чжэн Хэ в западные моря. Всего же до 1433 года адмирал предпринял семь экспедиций. Его корабли причаливали к побережью Никобарских и Мальдивских островов, бывали в гаванях на берегу Персидского залива, в Адене, Могадишо (Сомали), Малинди (Кения), на Занзибаре. Морские операции достигли такого размаха, что адмиралу пришлось поделить свой флот. Тихоокеанская эскадра, созданная им, посетила острова Рюкю (близ Японии), Филиппины, Борнео и Тимор. Кстати, остров Тимор лежит всего в 600 километрах к северу от Австралии. Таким образом, китайские мореплаватели едва не открыли пятый континент.
Давно была позабыта главная цель экспедиций. Мало кто вспоминал, что армада кораблей отправилась в поход только для того, чтобы поймать законного императора, свергнутого его дядей, узурпатором Чэндзу. На второй план отходили и дипломатические мотивы. Теперь мореплавателей интересовали прежде всего диковинные животные, растения, снадобья, драгоценные камни и слоновая кость. Все находки доставляли во дворец императора и в его зверинец. Возвращение адмирала Чжэн Хэ неизменно вызывало в столице фурор. Особенно запомнилось хронистам событие, происшедшее в 1414 году. В тот год китайцы впервые увидели живого жирафа.
В 1424 году император Чэндзу, покровитель прославленного флотоводца, умер. Новые правители Поднебесной доверяли советам чиновников-конфуцианцев, а не нашептываниям честолюбивых евнухов. Прагматичные столоначальники посчитали, что морские плавания разорительны для казны. К чему сие рвение? Арабские и индийские купцы и так заискивают перед Китаем. Недаром в гавани Кантона скопилось множество торговых судов из этих отдаленных стран. Их капитаны жадно скупали китайский шелк и фарфор.
Итак, чиновники решили, что флот является для страны ненужной, непозволительной обузой. Вместо кораблей надо строить амбары, в которых хранились бы запасы зерна на случай голодной годины, вместо путешествия на сказочные Мальдивы следует рыть каналы и прокладывать дороги, дабы проще было добраться до отдаленных сельских районов Поднебесной.

Когда в 1433 году Чжэн Хэ возвратился в Срединную империю, он увидел, что по воле новых правителей страна отгородилась от внешнего мира. На Китай опустился «шелковый занавес». Преемники Чэндзу строжайшим образом запретили путешествия в другие страны. Ослушникам, покидавшим Китай, грозила — в случае их поимки — смертная казнь. Придворные чиновники уничтожили или «потеряли» большую часть донесений Чжэн Хэ. В 1474 году из четырехсот военных судов в Поднебесной осталось всего 140 кораблей. Начиная с 1500 года строительство крупных морских джонок считалось особо тяжким преступлением. Корабли спешно уничтожались, моряков арестовывали. Морские плавания приравнивались к измене родине.
Предприимчивый Чжэн Хэ не дожил до этих тяжких времен, до этого разгула ксенофобии. Он умер в 1433 году в возрасте 62 лет. Его экспедиции по праву можно сравнить с плаваниями другого — более знаменитого первооткрывателя — португальца Васко да Гамы, совершившего в 1497—1499 годы путешествие из Португалии в Индию. Впрочем, португальцу никогда бы не снискать славы, если бы не внезапные перемены в китайской политике. Если бы не это обстоятельство, китайские моряки еще в первой половине XV века непременно достигли бы берегов Европы и Васко да Гаме пришлось бы плыть хорошо известным маршрутом.
Однако эпохальное открытие так и не состоялось. Китай повернулся ко всему остальному миру спиной. Слава о подвигах адмирала Чжэн Хэ не достигла Европы, а память о нем вскоре была искоренена в Китае.

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ


Посреди современных башен Нанкина стоит дивной красоты лодка 20 джанов длиной и 9 джанов в ширину. А её мачты так высоки, что касаются нижних небес. Великая история – фундамент великой нации. Приятно видеть великих предков в своем роду. А если их нет, то нужно придумать. Легко можно стать героями морских походов, которые завершились 600 лет назад. Если к восстановлению исторической памяти приложит руку государство. Прошлое обещает стать еще интереснее! На календаре – 1405 год. Из устья Янцзы выходит «золотой флот» под командованием адмирала Чжэн Хэ. Сотни кораблей. Десятилетия масштабных походов в Индию, Азию и Африку. Китайская эпоха Великих географических открытий – за сотню лет до Колумба! Что осталось от них? Сегодня мы расскажем про деревянный Титаник из Средневековья. На таких кораблях отважный адмирал Чжэн Хэ совершал свои семь плаваний под ветрами южных морей. Впечатляющий образец кораблестроения XV века, каким-то чудом уцелевший в круговороте эпох.

Для археологов большая удача – найти античную триеру или полуистлевший драккар, от которых остались обломок киля и пара шпангоутов. Значимым событием стало обнаружение «Бременского винтика» – остов небольшого торгового баркаса XV века. В Азии были найдены средневековые джонки, у которых даже удалось различить способ крепления обшивки. Время беспощадно к деревянным шедеврам. Мы видим останки кораблей, но их истинный облик неведом. Они растворились в прошлом.


Корабль «золотого флота» Чжэн Хэ такой один. Его красота неподвластна времени, а изящные обводы бортов выполнены из благородного железобетона.

В 2008 году, в канун Олимпиады в Пекине, китайские реставраторы воссоздали «сокровищницу» в натуральную величину. Разумеется, восстановить реплику настоящего «баочуаня», который имел в длину 44 джана и 4 чи при ширине корпуса 18 джанов, реставраторы не решились. Если перевести китайские меры длины в метрическую систему (1 джан ≈ 3 м, 1 чи ≈ 0,3 м), то последуют странные результаты. Нижняя граница водоизмещения таких судов оценивается в 19 000 тонн. Верхние границы водоизмещения флагманов Чжэн Хэ лежат в пределах 30 000 тонн.

Самый доверчивый человек, увидев «баочуань» вблизи, выразил бы сомнение в возможности китайцев строить «деревянные Титаники» в позднем Средневековье.

Энтузиасты-реставраторы предпочитают не акцентировать внимание на необычайных размерах «сокровищниц» Чжэн Хэ, а для самых внимательных зрителей сделано пояснение, что перед ними модель среднего размера.

Среднеразмерный «баочуань» длиной 63 метра (≈21 джан), несомненно, смотрится более реалистично. Хотя по-прежнему вызывает вопросы.

Имеются ли другие, более достоверные свидетельства существования «золотого флота» минской империи? Таких свидетельств нет. Если бы нашлись — все дальнейшие вопросы были бы исчерпаны.

В музее судоверфи Лунцзян демонстрируется 11-метровый деревянный брус, который выдается за ось руля гигантского корабля (само перо руля, разумеется, не сохранилось). Как вы понимаете, данный экспонат вполне мог иметь любое другое назначение.


Больше ничего нет. Только картинки и легенды.

Данные о китайских «сокровищницах» берутся из Династийных летописей империи Мин (1368–1644 гг.) и ряда других документов, представленных китайскими историками на официальном уровне в начале 2000-х годов. Среди них – иллюстрированное произведение «Сказание о Небесной Деве, хранящей Высокого духом по повелению Великого Владыки». Это единственный дошедший до нас источник, в котором содержатся хоть какие-то внятные подробности об облике и конструкции кораблей «золотого флота».

«Сокровищница» представляет собой «франкенштейна», который слеплен из европейской каравеллы и традиционной азиатской джонки с неестественным соотношением параметров. Согласно общепринятому мнению специалистов по истории Китая, архитектура крупных джонок более позднего периода, с развитой носовой и кормовой надстройками (например «Циин», XIX в.) постепенно сформировалась под влиянием европейских галеонов, с которыми китайцы познакомились в XVI веке.

Все обнаруженные китайские суда XIV–XV веков имели другой облик. Они, вообще, оказались другими – как по размерам, так и по конструкции. Но это лишь начало истории.

При создании технической системы большое значение имеют индивидуальные конструкторские решения. Каждый проект содержит элементы творчества, уникальный авторский замысел.

С другой стороны, есть объективная реальность, препятствующая развитию заведомо бредовых и ошибочных конструкций.

Исходя из представленного облика «сокровищниц», они строились с нарушением известных принципов кораблестроения, о которых мастера-корабелы знали с древнейших времен.

Так, длина корпуса «сокровищницы» превосходила её ширину менее, чем в два с половиной раза. Невероятно малое соотношение для крупного корабля (L/B=2,4), якобы предназначенного для плаваний в открытом море.

«Баочуань» – скорее плод фантазии дизайнера, а не инженера. Он бы прекрасно смотрелся в качестве декорации для фильма в жанре фэнтези. Но выходить на таком корабле в море — риск на грани безумия.

О чем свидетельствует любой пример, взятый из мирового кораблестроения. Никто и никогда не строил таких судов. Даже в раннюю эпоху парусного флота.

«Каракка» из экспедиции Колумба имела удлинение корпуса 3,5.

У флагмана адмирала Нельсона – громадного линейного корабля «Виктори» значение составляло 4,3.

Обнаруженные в 1973 году обломки (названные «кораблем у Цюаньджоу») принадлежат китайской джонке XIII века с соотношением размеров корпуса 3,5 (L/B=3,5).

Трехмачтовая китайская джонка «Циин», совершившая в XIX веке плавание в Америку и Европу, имела корпус с типичным для того времени соотношением параметров 4 (L/B=4).

Возвращаясь к деревянному «Титанику» династии Мин, такой корабль не смог бы держаться на курсе под влиянием течений и ветров. Ситуацию еще более усугубляла его плоскодонная конструкция.

Короткий и широкий корпус гарантировал неудовлетворительные скоростные качества. Впрочем, для этого имелась и более веская причина — недостаточная площадь парусов.

Крупный ганзейский корабль «Питер фон Данциг» (1462) приводилcя в движение c помощью 760 квадратных метров полотнищ. При водоизмещении около 800 тонн.

3500-тонному кораблю линии «Виктори»/Victory требовались паруса площадью 5428 кв. м. Высота его мачт достигала 67 метров. Грот-мачта была собрана из стволов семи сосен, скрепленных воедино стальными обручами и канатами.


Строительство «Виктори» (с момента закладки её киля до спуска на воду) заняло у англичан шесть лет. Без учета десятилетнего процесса заготовки и выдержки древесины элитных сортов. А также времени потраченного на оформление проекта, в котором использовались готовые чертежи от предшественника «Ройал Джордж». После спуска корабля на воду последовали работы по дооснащению и оснастке «Виктори», а также исправление крена на правый борт (дефект при постройке) и ходовые испытания.

За весь XVIII век в мире было построено всего два десятка подобных гигантов. Пожалуй, самые дорогостоящие и сложные технические сооружения эпохи.

Строительство крупного деревянного корабля требовало особых знаний, которые накапливались поколениями мастеров-корабелов. Быть готовыми к неизбежным искажениям формы корпуса и знать, как бороться с дефектами. Представьте – открытый стапель и деревянные детали высотой с пятиэтажный дом. Холодное утро, жаркий полдень, сырая и прохладная ночь. Утром солнце справа, а после обеда — слева.

Англичане знали, где проверять и как удержать деформацию в пределах нормы, добавляя элементы жесткости в определенном порядке. А после спуска на воду они компенсировали возникающий крен дополнительным балластом. Голландцы в XVIII веке предпочитали спускать корабли на воду с недостроенным бортом и собирали их на плаву, внося необходимые изменения в конструкцию.

Технология создания «баочуаней» Минской эпохи доподлинно неизвестна. В Китае по взмаху руки императора распускались увядшие цветы, а из брошенных на землю косточек вырастали деревья со спелыми персиками. И все на земле и в небе подчинялось воле Священного Государя, «Владыки десяти тысяч лет».

Поэтому у китайцев не возникло никаких проблем построить за несколько лет шестьдесят кораблей водоизмещением 19 тысяч тонн.

Стоит отметить, что самым большим из когда-либо построенных деревянных парусников считается 137-метровая шхуна «Вайоминг», имевшая водоизмещение 8000 тонн. Прочность дерева оказалась недостаточной, чтобы выдержать такие нагрузки. Сквозь деформированную обшивку внутрь корпуса непрерывно проникала вода, с которой едва справлялись водооткачивающие помпы. Штормовой ночью в марте 1924 года шхуна бесследно исчезла со всем экипажем.

Представитель поздней эпохи винджаммеров, барк «Крузенштерн» имеет водоизмещение свыше 6 тысяч тонн и парусное оснащение площадью 3553 кв. м. (которые размещены на четырех мачтах, достигающих в высоту 56 метров).

«Крузенштерн» – пример из другой реальности (1926). Экстремальная для парусника длина корпуса (114 метров) позволила добиться оптимального расположения мачт и наибольшей эффективной поверхности парусов, позволяя им не затенять друг друга. Быстрое и эффективное управление парусным вооружением обеспечивают электрические лебедки. При свежем попутном ветре узкий корпус барка (L/B=8) вспарывает волну на скорости 17 узлов.

Невероятные «винджаммеры» (дословно — выжиматели ветра) стали возможны с появлением изобретений начала ХХ века. Среди которых — вспомогательные машины и электропривод для управления такелажем.

Строить из дерева такой узкий и длинный корпус водоизмещением 6400 тонн было бы рискованным решением. «Крузенштерн» построен целиком из стали.

У китайцев в XV веке ничего из перечисленного быть не могло.

Их задачей было просто сдвинуть с места широченное корыто водоизмещением 19 000 тонн. Даже если принять всерьез откровения китайских историков, что скорость 2…2,5 узла была достаточной для трансокеанских походов, остается главный вопрос.

«Баочуаню» требовались мачты высотой 100 метров.

Один ствол дерева является недостаточным для обеспечения продольной жесткости столь высокой конструкции. Необходимо скрепить несколько бревен в основании мачты и продлевать её вверх. Нет никаких доказательств о наличии материалов и технологий для создания сборных мачтовых конструкций такой высоты во времена династии Мин.

Согласно китайским историческим изысканиям, крупные «баочуани» несли по девять относительно невысоких мачт, расположенных не вдоль, а по диагонали, в три ряда от диаметральной оси.

Скептики, напротив, обращают внимание на затенение и бесполезность значительной части парусного оснащения при таком количестве мачт и расположении парусов. Также не решена проблема с распределением нагрузок при внезапном изменении силы и направления ветра. По мнению скептиков, деревянный титаник с девятью, мачтами немедленно развалится под натиском морской стихии.

Несмотря на всю неправдоподобность легенды, история с «золотым флотом» Чжэн Хэ сейчас преподносится, как известный исторический факт, свидетельствующий о морском превосходстве и великих достижениях средневекового Китая.

Легенда тиражируется на популярных ресурсах. При этом её сторонники даже не замечают масштабов абсурда. Ширина корпуса «баочуаня» превышает ширину супертанкера класса «панамакс».

Отсутствие физических свидетельств. Невероятные сроки постройки. Фантастические размеры и сомнительная конструкция.

Помимо чисто технических моментов, остаются без ответа вопросы социально-экономического характера. Например, для чего императорам Минской империи понадобилось затратить колоссальные ресурсы на создание «золотого флота», когда все интересы и основные угрозы лежали на сухопутных границах империи.

Или — почему государство, обладавшее таким превосходством в технологиях, никак не использовало их для укрепления своей роли в мире.

Пожалуй, наилучшим образом об этих событиях высказался западный историк Р. Финлэй:

«Минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».


«Корабль сокровищ» и португальская каравелла. В одном масштабе.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!


Тезис о высоком уровне кораблестроения и мореходства в древнем и средневековом Китае очень часто приводится для доказательства существования "китайских Колумбов" задолго до 1492 года. Конечно, история географических исследований не принадлежит одним лишь европейцам. Вклад китайских ученых, строителей и моряков в развитие мировой географической науки был велик.

"Изучение лика Земли, — пишет географ Я.М.Свет, — ни в древности, ни на протяжении средних веков, ни в новое время не было и не могло быть исключительной привилегией европейцев" [219] .

Когда же в Китае были построены первые мореходные парусные корабли?

Хотя иероглиф "фан", означающий "парус", появился еще до 1000 года до н. э… а плетенные из тростника паруса описаны в текстах начала эпохи Хань (около III–II века до н. э..), у нас нет документов, подтверждающих, что китайцы использовали паруса до 200 года. Знаменитые китайские джонки с плоским дном и почти вертикальными носом и кормой (модели из гробниц династии Хань) появились в начале нашей эры [220] . Но особенно много сведений о китайском кораблестроении и мореплавании дошло до нас из эпохи средневековья.

Известно, что с конца X века завязались тесные сношения с жителями острова Борнео. Китайцы проникли на Филиппины, на Малые Зондские острова, откуда открывался прямой путь к Молуккским островам (Индонезия) — "стране пряностей". Они установили прочные контакты с Явой, Суматрой, Цейлоном и Индией. Встретились там и сумели поладить с энергичными арабскими купцами — "да-ши". Это было время бурного развития кораблестроения, навигации и географии в Поднебесной. Уже с конца XI века на китайских кораблях стала применяться "югоуказующая игла" ("чжи-нань-чжэнь") — магнитный компас, которым арабы начали пользоваться лишь в середине XII века, а европейцы освоили не ранее чем в конце XII — начале XIII века.

Вот как описывает китайские корабли и китайскую торговую и навигационную практику средневековый историк Чу Ю в своем трактате "Бин чжоу го тань" (1119 год):

"Корабли имеют почти квадратную форму, подобно меркам для зерна. Если нет ветра, мачты не снимают — они закреплены намертво; паруса свисают по одну сторону мачт, и их поворачивают относительно мачт, подобно двери. Корабли эти имеют паруса из тростникового плетения и называются цзя ду, а слово это чужеземное.

В море они ходят не только при ветре с кормы, но и при ветрах, дующих от берега или к берегу. Только при лобовых ветрах они не могут продвигаться вперед; (моряки) называют это (т. е. использование ветров, дующих с кормы и с бортов) курсом на ветрах трех направлений. Когда же ветер дует прямо в лоб, бросают якорь и останавливаются.

На больших морских кораблях выходит в путь несколько сот человек (торговых гостей), на малых — сто и более, и они выбирают наиболее достойного купца, и тот со своим помощником вершит разные дела…

В море не опасаются ни ветра, ни волн. Страшны мели, ибо говорят, что если корабль прочно сядет на мель, то сдвинуть его оттуда нельзя никаким способом…

Кормчим ведомы очертания берегов, и ночью они определяют путь по звездам, днем — по солнцу. Если же солнце скрыто за тучами, то пользуются они югоуказуюшей иглой" [221] .

Ибн-Баттута, великий арабский путешественник, в 40-х годах XIV века посетивший Китай, описывает колоссальные корабли, которые строят на верфях Зайтона (Цюнчжоу) для дальних плаваний в открытых океанских водах.

"Каждый из них, — говорит Ибн-Баттута, — имеет на борту 1000 человек—600 моряков и 400 солдат, и сопровождают его три посыльных судна. На больших кораблях четыре палубы и от трех до двенадцати парусов из тростниковых циновок, и там имеется множество отдельных помещений для торговых людей, ретирады и все прочие удобства…" [222].

Плавания флота Чжэн Хэ к берегам Африки в XV веке показали всему миру, в том числе и гордой Европе, что накануне Великих географических открытий китайским мореплавателям не было равных. В семи экспедициях участвовало 62 корабля. Крупнейшие из них достигали 142 метра в длину и 57 метров в ширину. На их борту находились 27 800 человек [223] .

"Китайские экспедиции XV века не были исторической случайностью. Семикратный поход в далекие западные моря флотоводца Чжэн Хэ увенчался успехом потому, что к этому времени китайские мореплаватели накопили огромный опыт. Это был не только китайский опыт; история великого азиатского морского пути неразрывно связана с историей народов Юго-Восточной Азии, Индии, Ближнего Востока, и итоги многовековой навигационной практики мореходов этих стран во многом определили возможности осуществления грандиозных экспедиций Чжэн Хэ" [224] .

Таковы были блестящие достижения тысячелетней китайской цивилизации уже к концу XV века. Теоретически почти все типы мореходных кораблей Поднебесной могли пересечь с запада на восток Тихий океан в его северной части и достигнуть берегов Америки. Благоприятствовали этим плаваниям и господствующие там ветры и течения. Тем не менее ученые крайне редко встречают следы таких посещений в культурах доколумбовой Америки.

Ю. В. Кнорозов объясняет это так:

"Морская торговля в северной части Тихого океана практически не велась в связи с трудными условиями мореплавания. Японские и китайские суда, особенно рыбачьи лодки, унесенные бурей в открытый океан, могли быть отнесены течением Ойя-Сиво и ветрами на побережье Америки. Таких примеров немало. Индейские рыбаки имели полную возможность ознакомиться с обломками судов, потерпевших кораблекрушение, а в отдельных случаях к берегу могло прибить и целое судно (с мертвой или даже живой командой). Так, очевидно, попали к индейцам различные японские и китайские изделия (монеты, статуэтки, оружие)…

Китайцы, ведя оживленную морскую торговлю, по-видимому, уже в первые века н. э. посылали разведывательные экспедиции на север. Некоторые из них добирались до берегов Северной Америки и возвращались обратно. Однако тяжелые условия плавания и отсутствие перспектив для торговли привели к прекращению таких экспедиций. Китайцы и японцы стали развивать морскую торговлю в южном направлении" [225] .

Что касается прямых контактов Америки и Азии через центральную часть Тихого океана в древности, то современная наука располагает данными о двух сомнительных случаях таких связей и одном бесспорном (полинезийцы)[226].

Русское наследство для Поднебесной

Русское наследство для Поднебесной Китайский проект очень прост. Китайцы не собираются нас захватывать. Они просто медленно расселяются, растворяют, вовлекают другие земли в сферу своих экономических и политических интересов.Чтобы правильно понять суть китайского

СОСЕДИ ПОДНЕБЕСНОЙ: КОРЕЯ, БОХАЙ, ТИБЕТ

СОСЕДИ ПОДНЕБЕСНОЙ: КОРЕЯ, БОХАЙ, ТИБЕТ За пределами Китая в эпоху раннего Средневековья существовали различные государства. Все они в той или иной степени испытали влияние китайской цивилизации. Однако каждое из государств сохранило свои оригинальные черты и

Переселенцы из Поднебесной Империи

Переселенцы из Поднебесной Империи Среди китайских золотоискателей, промышлявших в окрестностях Вивервила, были две воюющие между собой группировки. Причины возникшего между ними конфликта неизвестны, и никто не знает, к какому тайному обществу принадлежали участники

Корабли-призраки, корабли-убийцы

Корабли-призраки, корабли-убийцы Если посчитать, сколько кораблей погибло или пропало без вести на просторах океана за всю историю мореплавания, то Бермудский треугольник покажется детской игрушкой. Но несмотря ни на что, корабелы вновь и вновь строят лайнеры, фрегаты и

Загадки Запретного города в столице Поднебесной

Загадки Запретного города в столице Поднебесной © А. Н. Корсун, H. Е. Лавриненко, 2010Китай — удивительная страна, которая имеет многотысячелетнюю историю, это родина чая и шелка, фарфора и рецептов долголетия. Всем известно то, что Китаю принадлежат «четыре великих мировых

Запретный город в столице Поднебесной

Запретный город в столице Поднебесной Китай — удивительная страна, которая имеет многотысячелетнюю историю, родина чая и шелка, фарфора и рецептов долголетия. Всем известно, что Китаю принадлежат «четыре великих мировых открытия» — бумага, книгопечатание, компас и

Коминтерн в Поднебесной

Коминтерн в Поднебесной По образному выражению Мао Цээдуна, «орудийные залпы Октябрьской революции донесли до нас марксизм-ленинизм». Ему же принадлежат и такие слова: «Китайцы обрели марксизм в результате его применения русскими». И все это — сущая правда.Зачинателем

Уроки для Поднебесной

Уроки для Поднебесной В Китае, считаясь с российскими и международными реалиями, приглушают, но не прекращают критику событий в СССР 20-летней давности…Еще 12 июня 2002 г., в День России, главный печатный орган КНР — газета ЦК Компартии Китая (КПК) «Жэньминь жибао» сделала

Сын неба — владыка Поднебесной

Сын неба — владыка Поднебесной Писать о жизни и деяниях правителей Китая — дело сложное: их повседневная жизнь отгораживалась глухой стеной от посторонних взоров, и история не оставила об этом достоверных данных. Такие сведения не подлежали огласке.Тысячелетние

Когда, что и сколько пьют жители Поднебесной?

Когда, что и сколько пьют жители Поднебесной? Много ли пьют в Китае? В каких случаях личной, деловой и общественной жизни алкоголь помогает людям находить общий язык? Разумеется, при любых обобщениях, касающихся почти полуторамиллиардного народа, неизбежны тысячи и даже

«Пятое изобретение» Поднебесной

«Пятое изобретение» Поднебесной Качество китайского фарфора проверяется каплей воды С Поднебесной принято связывать «четыре великих изобретения». Это компас, порох, бумага, книгопечатание. Но когда речь доходит до прикладного искусства, нельзя не вспомнить о пятом

Истоки Поднебесной

Истоки Поднебесной Если рассматривать историю Китая в аспекте территориальном, начинать надо с синантропов. Эти ископаемые гоминиды, сородичи питекантропов, жили здесь более 200 тысяч лет назад. Впервые их останки обнаружили на рубеже 1920-х – 1930-х гг. в пещере под Пекином,

Глава 7. XУHHУ ПОСЛЕ РАСПАДА ЕДИНОЙ ДЕРЖАВЫ. ХУННУ И КИТАЙЦЫ. ШАНЬЮЙ ЧЖИЧЖИ ПРОТИВ ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ

Глава 7. XУHHУ ПОСЛЕ РАСПАДА ЕДИНОЙ ДЕРЖАВЫ. ХУННУ И КИТАЙЦЫ. ШАНЬЮЙ ЧЖИЧЖИ ПРОТИВ ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ Тяжелейшие военные поражения, обрушившиеся на хунну стихийные бедствия, гибель большого числа воинов и убыль главного источника существования — домашнего скота


Нашёл довольно интересную, на мой взгляд, статью, с которой предлагаю ознакомиться.

Первые китайские военные корабли представляли собой адаптацию к военным нуждам гражданских судов. Некоторые из старых китайских авторов приписывают историю первого корабля императору Фу Си, одному из пяти великих правителей легендарного периода 2852–2205 гг. до н. э. Фу Си был прорицателем и философом, подарившим китайскому народу плот, это уникальная особенность Китая, где прототипом кораблей была не долблённая лодка, а плот. На юге и в центре Китая в изобилии растёт бамбук, из которого удобно делать плоты, буквально до последнего времени для строительства плотов на Хуанхэ использовали овечьи и козьи шкуры, наполненные воздухом. Большие плоты могли достигать в длину 12 метров и покоиться на 200 шкурах. Первое известное нам изображение китайского боевого корабля сделано на бронзовой вазе, датированной IV в. до н. э. Надпись на кувшине гласит, что это корабли эпохи Враждующих государств (463–221 гг. до н. э.). На изображении показан двухэтажный корабль: гребцы занимают нижний этаж, тогда как на верхнем этаже находятся воины, вооружённые топорами и короткими мечами, а также развеваются флаги. Другое похожее изображение относится к раннему периоду Хань (202–209 гг. до н. э.). Здесь заметно больше лучников, на правом корабле один солдат бьёт в барабан.

В 486 г. до н. э. в период Чунь-Цю («Весна и Осень») мы встречаем упоминания о боевых кораблях, по характеристикам похожих на те, что применялись и веком позже, особенно крупной была экспедиция в Корею в 108 г. до н. э. Известны подробности боевого применения кораблей в период Трёх Царств (221–265 г.). Это был период расцвета китайского военного романа, письменные источники сообщают нам о двухкорпусных кораблях, которые атаковали небольшие лодки, на носу которых стоял окованный железом таран. Тремя столетиями позднее, в 584 г. гениальный флотоводец Ян Су сверг династию Чень, а позднее построил однокорпусной корабль с пятиэтажной башней. В годы правления династии Тан в VIII в. трёхэтажные корабли имели «бастион, гербы, флаги и катапульты». В это же время китайцы освоили «греческий огонь» и стали активно применять его в ходе морских сражений.


На этой иллюстрации изображён бой на реке Янцзы у Нандзина в 975 г. между флотами династий Сун и Тан. Башенный корабль (лоу-чуань) династии Тан представляет собой классический китайский боевой корабль многоярусной конструкции. По бортам имеются амбразуры и другие отверстия для арбалетов и пик. На верхнем ярусе башни установлены требюше и переносная жаровня, на которой раскаляются снаряды. Широкий изогнутый нос украшен изображением свирепой тигриной морды. Дверь открывает доступ в носовое отделение.


Боевая джонка конструктивно походит на башенный корабль, но имеет меньшие размеры, состоит только из одного яруса и намного хуже защищена. Как и на башенном корабле, на боевой джонке гребцы сидели по бортам. На корме джонки надстройка, из которой капитан руководит боем. Китайская тактика корабельного боя делала акцент на артиллерийской дуэли, избегая абордажа. Корабли перестреливались из катапульт и арбалетов. Для того, чтобы не допустить ближнего боя применяюсь так называемое «ударное оружие», представлявшее собой длинную 15-метровую жердь с тяжёлым поперечным железным наконечником. Здесь корабль династии Тан несет по три таках устройства на каждом борту. Когда корабль противника приближался на опасное расстояние, ударное оружие высвобождаюсь, и под собственной тяжестью падаю, пробивая наконечником палубу противника. Небольшие лодки можно было даже потопить таким ударом, тогда как более крупные корабли оказывались блокированными. Теперь, когда противник не мог начать абордаж, более крупный корабль спокойно расстреливал его из арбалетов или применял греческий огонь. Впрочем, греческий огонь представлял опасность не только для противника, но и для стороны, его применяющей. Известны случаи, когда неблагоприятный ветер или встречное течение гнало огонь назад. Здесь корабль династии Тан поливает зацепленную джонку противника греческим огнём, а солдаты джонки отстреливаются из арбалетов.


Династия Сун правившая с 960 по 1279 г. активно развивала флот, с этой целью была основана крупная верфь в Ханчжоу и ряд других верфей. Первый император династии Сун уделял кораблестроению большое внимание и часто лично посещал верфи, оно и понятно – литература и романы хорошо, но государство состоит из сплошных рек и морского побережья. Поначалу флот строился для борьбы с пиратством, но вскоре флот оказался кстати и в войне с государством Цзинь, всё происходило на фоне ожесточённых морских сражений яванцев, камбоджийцев и цейлонцев (не буду вдаваться в подробности). В 1234 г. царство Цзинь прекратило своё существование, после оккупации монголами, которые тут же вторглись в Сун и воевали уже до победы. С необходимостью действий на море монголы не сталкивались вплоть до 1231 г., когда они вторглись ещё и в Корею.

Первая операция монгольского флота произошла в 1265 году — крупное сражение при Дяою в провинции Сычуань. Монголы не только выиграли сражение, но и захватили 146 кораблей противника, которые и составили ядро монгольского флота. Скорость, с какой рос монгольский флот, достойна удивления. Один китайский историк отмечал: «Готовность, с какой монгольская нация кочевников, понятия не имевшая о море, занялась созданием военно-морского флота, поражает». Чтобы исключить возможность поражений от успешно огрызавшейся Сун в будущем, монголы ввели в строй ещё 500 кораблей. Интересно происхождение этих кораблей: в устье Янцзы находится несколько наносных островов. На самом крупном из них — Чунмине — находилась база пиратов Чжу Циня и Чжан Сюаня. Пираты предложили свои услуги монголам и их предложение было принято. Благодаря помощи пиратов монголам удалось переломить ситуацию в Корее, был заключён мир, по которому корейский флот отходил к монголам. В 1274 г. монголы предприняли первую безуспешную попытку вторгнуться в Японию.


Покоряя Южный Сун, хан Хубилай основал новую династию китайских императоров — Юань. В дальнейшем он снова обратил свое внимание на Японию. В 1281 г. он предпринял второе вторжение, но и оно оказалось неудачным. В течение следующего года монгольский флот занимался охраной конвоев с зерном, шедших из южного Китая в Пекин. Эту задачу возложили на бывших пиратов Чжу и Чжана. Морские конвои оказались достойной альтернативой речному транспорту. Кроме того, монголы получили опыт, которым воспользовались в ходе своих дальнейших морских экспедиций в Юго-Восточную Азию.
Юго-Восточная Азия встретила монголов густыми джунглями, длинными реками, тучами насекомых и тропическими болезнями. Первой жертвой монголов стал Вьетнам: туда отправился отряд численностью 5000 человек на 100 кораблях. Царь Чампа ушел в горы и развязал партизанскую войну против монголов, вынудив тех отступить. В устье Красной реки у Хайфона, где несколько веков назад вьетнамский полководец разбил китайцев, Тран Хунг Дао повторил победу, на этот раз разбив монголов. Он подождал высокого прилива и заманил монгольский флот туда, где дно было заранее утыкано кольями из железного дерева (их нашли, стоят в музее). Когда прилив сменился отливом, монгольские корабли сели на мель и повредили себе днища. В 1292 году монголы предприняли морскую экспедицию против Явы.

Вскоре династия Юань «утратила мандат небес на правление». Повстанческая армия Чжу Юаиьчжаня заняла Наньчан, превратив город в свою базу. Отсюда Чжу Юаньчжань развернул боевые действия против монголов и других повстанческих командиров, пытавшихся занять место верховного командующего повстанцами. В сражении на озере Поян в 1363 году он одержал победу над монголами, в 1368 году занял Пекин и в том же году провозгласил себя первым императором новой династии Мин. Флот Мин стяжал славу империи. Такие командующие, как евнух Чжен Хэ провел впечатляющие походы на Суматру, Цейлон, Индию и даже Африку, откуда в 1419 году он привёз в Китай львов, леопардов, верблюдов и жирафов.

Как выглядел корабль Колумба по сравнению с китайским флагманом


Типы китайских кораблей и технологии кораблестроения

Первые цельнодеревянные китайские корабли называются словом, вошедшим почти во все языки мира. Это слово сампан. Оно состоит из двух корней: «сан» — три и «пан» — доска. По-видимому, сампаны происходили от плотов с тремя продольными досками рамы. Для улучшения мореходных качеств плота со временем к нему добавилась нос и корма. Первое изображение китайского сампана относится к 147 г. н. э. Сампан показан ведущим морской бой. Лодки на рисунке имеют характерную форму. Солдаты на лодках вооружены мечами и щитами, у одного из них имеется лук со стрелами. На корме лодки сидит гребец, который приводит сампан в движение.


Вечная китайская джонка

Наиболее распространённый тип китайского корабля — джонка. В европейском письменном источнике первое упоминание о джонке датируется 1555 годом. По-видимому, слово «джонка» происходит от китайского чуань, означающего «лодка». Хотя в современных европейских языках слово «джонка» приобрело пренебрежительные коннотации, в своё время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Для сравнения можно назвать такие конструктивные особенности китайских джонок как водонепроницаемый корпус, сбалансированное перо руля и лисели появились на джонках задолго до того, как их изобрели в Европе. За столетия конструкция джонки отточена до совершенства и возведена в канон. От канона допустимы минимальные отклонения, но они не должны противоречить основным принципам конструкции. Методы строительства варьировались в зависимости от места строительства, типа и размера джонки, но в целом процесс строительства проходил стереотипно.

На первом этапе строительства поверх киля укладывались доски днища. Доски соединялись с помощью кованных железных скоб, образуя неразъёмный щит. Затем по всей длине днища с необходимыми интервалами устанавливались поперечные ребра, закреплявшиеся на днище. Плотники работали без линеек. Доски днища обрезали по натянутой верёвке. Затем укладывались доски обшивки борта, притягивались верёвками и прибивались гвоздями. Палубные бимсы, обычно из твёрдой древесины, врезались в верхнюю доску борта. Далее устанавливались шпангоуты, состоявшие из двух-трёх деталей, соединённых в замок и закреплённых толстыми гвоздями. Нос и корма сооружались подобным образом, их конструкция несколько различалась в разных районах страны. После того, как корпус был готов, настилали палубу. Зазоры между досками обшивки конопатили. Для этой цели использовали смесь извести и древесного масла. Полученная смесь затвердевала в течение 48 часов, образуя водонепроницаемый слой.

Морские торговые джонки строились в большом количестве на протяжении периодов правления династий Сун и Юань. Китайская джонка изображена на барельефе в Ангкор-Томе в Камбодже, датированном 1185 г. Похожие по конструкции корабли монголы использовали в качестве боевых кораблей в ходе своих заморских кампаний. Изображение монгольских джонок мы находим на Свитке Монгольского вторжения, посвящённому походам монголов в Японию в 1274 и 1281 гг. Джонки имеют одну палубу с небольшими надстройками, большое перо руля и четыре мачты, на китайских джонках имелись водонепроницаемые переборки — вещь совершенно неизвестная в Европе. Надо также упомянуть «песчаные корабли», которые в действительности были вполне мореходными кораблями «с плоским днищем и широким корпусом, благодаря чему они могли свободно двигаться вблизи песчаных отмелей без риска сесть на мель». Фактически, это были джонки без киля.


Боевые корабли: Лoy чуань

Буквально название этого типа переводится как «башенный корабль». Это были трехэтажные боевые корабли с укрепленными верхними палубами. В отличие от многоэтажных кораблей эпохи Хань, у башенных кораблей имелись сплошные борта поверх одного корпуса. Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей — лоу чуань — в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти корабли. Они были многоэтажными, в их бортах имелись бойницы для стрельбы из арбалетов и действия пиками. Требюше (тяговый и с противовесом) устанавливался на верхней палубе рядом с переносной жаровней, предназначенной для накаливания железных снарядов. Позднее, уже во времена династии Мин, вместо требюше стали использовать пушки и другое огнестрельное оружие. Широкий и выгнутый нос украшался изображением свирепой тигриной морды. Из центральной башни в носовую часть корабля и к борту можно было попасть через двери. Вся конструкция, если верить описаниям, напоминала крепостную стену.


Колёсные боевые корабли

В 1842 г. во время Опиумных войн в устье Янцзы произошло сражение между китайским и британским флотом. Командующий английский флотом в рапорте отмечал, что в составе китайского флота также имелись колёсные корабли, хотя и работавшие не на энергии пара, а приводившиеся в движение мускульной силой человека. Командующий завершил свой рапорт снисходительным предположением о том, что по-видимому, китайцы пытались скопировать английские технологии, но за неимением паровых машин решили проблему имеющимися средствами. На самом деле, все обстояло прямо противоположным образом.

Под топчаками здесь следует понимать небольшие колеса, внутри которых бегали заключённые. Китайские топчаки представляли собой сравнительно компактные устройства, в виде оси, из которой радиально отходили педали. На эти педали и наступали рабочие. Поскольку все китайские тексты отмечают большую скорость колёсных кораблей, можно предположить, что между гончаком и гребным колесом имелся какой-то редуктор.


Во времена империи Южный Сун колёсные корабли играли большую роль в войне. После того, как династия Сун отступила под натиском династии Цзинь за Янцзы, река превратилась в границу, по которой постоянно курсировали колёсные корабли, предотвращавшие попытки северян прорваться на южный берег. В 1130 году флот Сун сумел отрезать войска Цзинь, прорвавшиеся за Янцзы, а в 1132 г. в рапорте говорилось, что для обороны речной границы протяженностью в тысячи ли требует флота. Автор затем добавляет, что был построен «боевой корабль — летучий тигр» с четырьмя колёсами на борт. Каждое колесо имело восемь лопастей и вращалось четырьмя матросами. Корабль мог проходить в сутки тысячу ли (500 км).

Наиболее известный случай применения китайских колёсных кораблей произошёл в ходе эпической осады Сянъяна (современный Сянфан в провинции Хубей) в 1267–1272 гг. Это было отчаянное сопротивление Южного Сун наступающим с севера монголам. В ходе осады Сянъяна были впервые применены требюше с противовесом. Широкое применение нашли и колёсные корабли. Два героя царства Сун повели конвой из 100 колёсных кораблей, груженных различными припасами, в осаждённые города Сянъян и Фанчен, лежавших друг напротив друга по берегам реки. Конвой подождал наступления темноты, прежде чем пуститься в обратный путь, но монголы подожгли по берегам стога сена, осветив реку. Корабли принят прямоугольный строй, каждый корабль был вооружён требюше с запасом бомб и древесного угля, а также тяжёлыми арбалетами. Корабли шли по реке, держа красные фонари в качестве позиционных огней, монголы начат обстрел флота из требюше. Палуба китайских кораблей была «по лодыжки залита кровью». Конструкция колёсных кораблей позволяла использовать их как в наступлении, так и в обороне, поскольку фальшборт состоял из раздвижных щитов, которые можно было открыть и метать в противника стрелы и гранаты.

Анализируя литературу времён империи Южный Сун, посвящённую колёсным кораблям, можно заметить, что большие корабли часто имели нечётное число колёс. Это означает, что одно колесо находилось на корме. Манёвренность корабля во многом определялась независимой работой колёс правого и левого борта, благодаря чему корабль мог разворачиваться практически на месте, даже без помощи рулевого пера. Таким образом, рулевое перо становилось ненужным, а на освободившееся место можно было поставить дополнительное колесо. Интерес представляет численность колёсных экипажей. Так в 1203 г. четырёхколёсный корабль приводился в движение 28 матросами, тогда как более крупный, но также четырёхколёсный корабль требовал экипажа в 42 человека. Наиболее многочисленный колёсный экипаж, отмеченный в письменных источниках, составляет 200 человек. При этом, вероятно, использовалась та же система, что практиковалась вплоть до XIX века, когда с помощью нескольких соединительных тяг и эксцентриков три топчака соединяли с одним колесом.

Источник периода правления династии Мин (XV в.) даёт нам живое представление о том, что происходило, когда колёсный корабль сближался с противником. Этот опыт можно смело экстраполировать и на более ранние времена, так как он относится к периоду до распространения огнестрельной артиллерии:

«Палуба над трюмом позволяла проходить по кораблю от носа до кормы. Большой бимс поддерживал бортовые проходы, закрытые щитами шириной два фута и длиной пять футов. Щиты можно было раздвигать наподобие оконных рам. При появлении противника в него метали бомбы, зажигательные гранаты и огненные пики. При этом противник не видел что происходит внутри корабля. Когда противник ослабевал, щиты внезапно распахивались, а за ними в готовности стояли солдаты. Кроме того, для защиты экипажа растягивались невыделанные бычьи шкуры. Изнутри корабля солдаты метали зажигательные гранаты и ядовитые дымовые шашки, а также метали дротики с железными наконечниками и забрасывали абордажные крючья. Благодаря всем этим мерам вражеский корабль сгорал».

Китайские колёсные корабли действительно представляли собой грозные боевые единицы. Конечно, в открытом море их возможности были сильно ограничены, но в устьях и на реках они доминировали на протяжении столетий, служа всем правившим в эти века династиям.

Применение колёсного движителя дало возможность китайским кораблестроителем надежно защитить свои корабли и даже оснастить их настоящим бронированием, невозможным на гребных и парусных кораблях. На китайских боевых кораблях использовалось и железное бронирование. Поначалу корабли обшивали тонкими металлическими листами с целью защитить их от разрушения. Основная тактика ведения морского боя у китайцев — стрельба на значительных дистанциях, абордаж применялся значительно реже. Поэтому надводные части корабля также защищали металлическими листами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: