Изречения чингисхана в которых определялся порядок ведения суда

Обновлено: 16.05.2024

свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию неписаного монгольского обычного права и содержала преимущественно перечень наказаний за тяжкие преступления. В последующем (по-видимому, в период завоевательных походов Чингисхана в Среднюю Азию и Китай) Я. Ч. была изменена и дополнена. Текст Я. Ч. не сохранился. Известны только фрагменты её в передаче персидских, арабских и армянских авторов 13 в.

Лит.: Попов П., Яса Чингисхана, «Записки Восточного отделения Русского археологического общества», 1907, т. 17, с. 150—164; Рязановский В. А., Монгольское право (преимущественно обычное), Харбин, 1931; Vernadsky G., The scope and contents of Chingis Khan's Jasa, «Harvard Journal of Asiatic Studies», 1938, v. 3.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Яса Чингисхана" в других словарях:

ЯСА ЧИНГИСХАНА — (яса тюрк, форма монг. джасак, букв. закон) свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206, осн. памятник права монг. средневековья. Первоначально, вероятно, представляла собой… … Советская историческая энциклопедия

Яса Чингисхана — Яса (монг. жасак «запрет», отт. «наказ, закон», также «налог, подать») название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монгольском подлиннике … Википедия

Яса — (монг. Их засаг хууль закон великой власти; Қазақ/Түркі Ұлы Жасақ) название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Содержание 1… … Википедия

Яса — ( запрет , отт. наказ, закон , также налог, подать ) название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курилтае (см.) и которое постоянно подтверждалось его преемниками. Ни в монг. подлиннике, ни в полном… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Чингисхан — У этого термина существуют и другие значения, см. Чингисхан (значения). монг. Чингис хаан … Википедия

Великая Монголия — Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

Великая держава монголов — Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

Великий Монгольский Улус — Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

Йекэ Монгол Улус — Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

Монгольские завоевания — Монгольская империя Монголын Эзэнт Гүрэн 1206 1368 … Википедия

Как утверждает Валерий Цечоев, автор издания «История органов и учреждений юстиции России», «яса» переводится с монгольского как «закон». Великая Яса или Основной закон – это заслуга Чингисхана. Наряду с вполне привычными даже для современного человека правилами в ясе содержались и довольно необычные.

Великая Яса для государства

Как отмечает составитель издания «Сокровенное сказание монголов. Великая Яса» А.В. Мелехин, подлинный текст «Великой Ясы» до наших дней не дошел. Однако такие восточные исследователи XIII-XV веков как персидский историк Рашид ад-Дин, арабский ученый Макризи и сирийский историк Григорий Аб-уль-Фарадж утверждали, что подобные списки существовали на самом деле. Мало того, упомянутые авторы цитировали «Великую Ясу», изучали ее, пытались структурировать. Именно основываясь на данных этих ученых, можно смело сказать о том, что на Великом хуралдае в 1206 году была принята первая редакция данного уложения Чингисхана.

Бертольд Шпулер, автор книги «Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223–1502», называя Чингисхана не только талантливым полководцем, но и великим государственным деятелем, уверенно заявляет, что свод законов, о котором идет речь, был незыблем. Любое изменение ясы, по мнению Чингисхана, могло привести к гибели государства. Чингисхан говорил: «Если государи не будут крепко соблюдать ясы, дело государства потрясется и порвется». Именно поэтому правитель еще при жизни назначил хранителем ясы своего сына. А вообще потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться для того, чтобы удостовериться в том, что никто не нарушил ни одного закона. Нарушитель же лишался головы.

Запрещено под страхом смерти

Впрочем, смертная казнь довольно часто фигурирует в тексте «Великой Ясы». Так, если верить Олегу Бажанову, автору издания «Чингиз-хан», согласно своду законов Чингисхана, под страхом смерти было запрещено провозглашать себя императором, если на то не имелось решения Курултая. Также под страхом казни воинам запрещалось грабить врагов и мародерствовать. Подобные действия они имели право совершать лишь с разрешения командующего. В связи с этим Фрэнк Маклинн на страницах издания «Чингисхан. Человек, завоевавший мир» отмечает, что новаторство Чингисхана заключалось в том, что он решил карать смертью даже те поступки, которые, согласно обычаям степей, считались лишь мисдиминорами (наименее опасными).

Подвергались смертной казни также офицеры и вожди, которые не явились по зову хана или не выполнили то или иное задание. Под страхом смерти запрещалось проходить по тому месту, где была ставка хана. Наказывался смертью в соответствии с «Великой Ясой» и тот, кто был замечен в супружеской неверности. Кроме того, как пишет Юлия Мизун в своем труде «Становление России», запрещалось под страхом смерти купаться и стирать белье в проточной воде во время грозы. К казни приговаривались также те, кто давал кров, пищу и одежду беглым рабам. То же самое касалось и тех, кто не возвращал раба его хозяину. Никакого наказания, кроме казни, не было предусмотрено Чингисханом для шпионов, лжесвидетелей и колдунов.

А что разрешено?

Однако «Великая Яса» содержала не только запреты. Так, например, Чингисхан разрешил употреблять в пищу кровь и внутренности животных, что прежде было запрещено. Солдатам с позволения командования разрешалось делить трофеи, добытые в боях, после того, как определенная часть уплачивалась императору. Военная добыча должна была делиться следующим образом: 3/5 доставалась войску, 1/5 доставалась руководителю похода, 1/5 – императору. К слову, согласно уложению, представители некоторых профессий вообще освобождались от всяческих податей: это омыватели тел, врачи и служители культа. По крайней мере, так пишет в своей книге «Сокровенное сказание монголов. Великая Яса» А.В. Мелехин.

В сущности, если верить Э. Филлипсу, автору издания «Монголы. Основатели империи Великих ханов», в своде законов Чингисхана были отражены и вполне гуманные заповеди, например: почитать добродетельных и невинных, уважать ученых и мудрецов (причем любого народа), любить друг друга, делиться пищей, оказывать помощь, не прелюбодействовать, не предавать, защищать стариков и бедных, уважать все религии. Не зря арабский историк Ибн Баттута писал о монголах: «Между ними не было ссор, драк и убийств. Друг к другу они относились дружески, а потому тяжбы между ними были редкостью. Жены их были целомудренны. Грабежи и воровство среди них неизвестны». У монголов, по словам Баттуты, не существовало даже распространенного в те времена повсеместно конокрадства.


Известный монгольский полководец Чингисхан является одним из самых одиозных правителей в мировой истории. Он отличался не только отважным характером, но и был мудрым правителем. Яркий тому пример – его наследие. Оно состоит из свода правил, основу которых составили моральные принципы.

Законы Чингисхана – Великая Яса

Психологи советуют растить детей в любви и окружить заботой. Но если взглянуть в историю, самые выдающиеся люди в юном возрасте проходили серьезные испытания. Например, каково это, когда правитель умирает, когда его наследнику было всего 13 лет, и тут же власть фактически переходит в руки вождя вражеского племени? В последующие 4 года наследник с семьей был вынужден прятаться по горам, оставаясь в голоде и холоде. Из огромного 40-тысячного племени, регулярной десятины, земель и несчетного количества живности осталось всего 8 лошадей, которых тоже угнали воры.

Отец - вождь умер рано

Каково это: не имея за душой ничего, собирать армию вокруг себя и в 17 лет выдержать первую битву, где его 13-тысячное войско уничтожило 40-тысячную армию врага за одну ночь? Или история знает еще одного полководца, чья армия была способна за 1 час истребить полтора миллиона людей? По мнению историков, у него нет аналогов. И имя ему – Чингис хан.

Чингис – это титул, а не имя. Звали его Тимучином. По поводу национальной принадлежности до сих пор не утихают споры. Время правления – начало 11 века, в Монголии. Не владея письмом и не видев ни одной книги в своей суровой юности, он сумел покорить значительную часть мира и передать свою власть сыну, который правил после него около четверти века.

Масштабы захвата земель сравнивают с Наполеоном. Но все знают, что его империя распалась еще при его жизни, а сын был лишен возможности участвовать в государственных делах. Чингисхан прожил 65 лет.

Чем отличался?

Он был глубоко верующим человеком. Законы Чингисхана, построенные на принципах справедливости, прямо свидетельствуют об этом. Каждый день, иногда несколько раз в день, он поднимался на возвышенное место рядом со своей юртой и возводил руки к небесам. Так он просил Бога помочь собрать преданных людей вокруг него.

Историки также отмечают небывалую жестокость правителя. Законы Чингисхана гласят, что предатели, прелюбодеи и воры заслуживают самого строгого наказания. Также есть факты, когда он велел бросать предателей в кипящую жидкость живьем. Но позже он отступает от практики мучительных наказаний и даже запрещает пытки. Но смертная казнь действовала. Она должна была быть исполнена таким образом, чтобы наказанный не мучился, а умер быстрой смертью.

4 года прятался от врагов

Великий Курултай

В 1206 году прошел великий Курултай – собрание представителей со всех владений Чингисхана. Это было почти полмира: Россия, Китай, тюркские и монгольские племена и множество других мелких государств. Он был единственным правителем, который собрал все монгольские племена воедино.

Держать все под контролем, при этом соблюдать твердую дисциплину, помогала армия, состоящая из ветеранов-воинов. Законы Чингисхана назывались Яса. Яса затрагивала почти все аспекты жизни. В нем можно встретить как советы философского толка, так и простые рекомендации мужчинам о том, как важно не пытаться понимать женщину умом.

О Боге

Монголы в то время были язычниками. Чингисхан создал империю, в которую входили народы не только различной национальности, но и вероисповедования. Свод законов Чингисхана призывал верить в единого Бога, который создал Землю и Небеса, который дарит жизнь всем живым существам и отнимает ее в определенный час. Таким образом, подчеркивается абсолютность и единство в Бога.

Кроме того, определенная категория, имеющая отношение к ритуальной религиозной деятельности, и религиозные служители различных конфессий были освобождены от налогов. В эту категорию входили монахи, священники, муэдзины, народные целители и те, кто занимался погребальными услугами. Тем не менее религиозные служители, наряду со всеми остальными, должны были непрекословно подчиняться императору. Запрещалось присваивание титулов и званий кому бы то ни было, если он таковым не избирался народом.

О военных

Возможно, законы Ясы Чингисхана не вызывали бы столько удивления со стороны современных специалистов-историков, если бы в них не было мудрых законов относительно военной деятельности. Он придумал и внедрил систему деления армии на тумены – группы по 10, 100, 1000 и 10 000 воинов с командиром во главе. Такая классификация позволяла легко вести учет и быстро мобилизовать армию при необходимости.

в 17 выиграл первую битву

Поведение на территории врага

Законы Чингисхана урегулировали поведение воинов не только в пределах собственного племени. Был введен ряд правил, касающихся земель, богатств и людей, находящихся на завоеванных ими территориях. Прежде всего, запрещались грабежи до получения соответствующей команды. Если такая команда прозвучала, то воин имел право взять то, что ему нравится, но с условием выплаты десятины в пользу ханской казны. Для сбора средств и вещей назначался отдельный человек.

Законы Чингисхана отличались глубиной и мудростью. Например, он рекомендовал командующим армией всегда учитывать потенциал воинов, думать о них и заботиться об их здоровье. Например, у Чингисхана был воин, который управлял десяткой воинов, но был не прочь показать себя в более широких масштабах, управляя сотней людей или тысячной армией. Сам воин отличался невероятной выносливостью. Мог сутки напролет вести активный бой, невзирая на холод, голод или рану на теле.

Однако Чингисхан отказал ему в повышении. Мотив примерно следующий: он силен, но никогда не понимал, что другие воины не обладают такой выносливостью. Пользуясь властью, он мог сильно нагружать свою армию испытаниями, что приводило к утрате их сил и неспособности эффективно воевать.

Большая охота

Особое внимание уделялось питанию и подготовке воинов. Как известно по урокам истории, монголы употребляли в пищу мясо и молоко животных. Охота была способом добычи мяса. Поэтому в весенне-летнее время запрещалось убивать животных в лесу, мясо которых ценилось в качестве еды. К таким видам животных относились: зайцы, дикие ослы, козлы, олени и косули.

Законы Чингисхана - свод законов Яса местами содержит странные правила. Например, запрещается перерезать горло трофею, если он предназначен для употребления в пищу. Охотник должен был поймать животное, привязать, разрезать грудину и извлечь сердце вручную. По мнению психологов, такой подход скорее имел психологическое значение, чем практическое.

Также с внедрением Ясы можно было употреблять в пищу внутренности и кровь животных, что раньше было запрещено.

Постоянно воевал за новые территории

Порядок рабовладения

Несмотря на то что законы Чингисхана назывались одними из мудрейших законов в истории, элементы феодализма в них сохранялись. Рабами могли быть представители других народов, потерпевших поражение в битве и принявших подданство империи Чингисхана. Но монгол не мог быть рабом ни в коем случае.

Рабы привозились из завоеванных территорий. Основной принцип рабовладения и всего общественного устройства сводился к одному принципу: беспощадно приносить в жертву всех в пользу монголов.

Монголам запрещалось укрывать, кормить, помогать рабам. В случае неповиновения ожидала смертная казнь. Такой подход должен был предотвратить бегство рабов.

Дисциплина

Дисциплина поощрялась во всем. Но все требования выдвигались в отношении мужчин. Они должны были воевать. Юноши призывались к военной службе с 13 лет и почти всю оставшуюся жизнь проводили на битвах. Тот, кто не хотел воевать, должен был работать в пользу государства бесплатно.

Военные подчинялись строго установленным правилам. Смертная казнь ожидала тех военнослужащих, которые не откликнулись на призыв хана. Это было особо актуально для дальних частей империи.

Доспехи военных в мирное время обслуживались специально нанятыми людьми. Военные сдавали все после битвы. Оружие надежно охранялось, а другие нанятые люди чистили и приводили его в порядок. В мирное время военным не разрешалось носить оружие с собой. Чингисхан понимал опасность явления, когда сотни тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов могут разгуливать по нескончаемым просторам его владений.

Большинство сами сдавались

Семейные отношения

Законы Чингисхана кратко рассматривают и вопросы брака и семьи. Каждый юноша, по достижении определенного возраста (обычно это 15-17), должен был найти себе невесту. Но невеста не должна быть родственницей первого или второго круга. Также разрешалось многоженство.

Обязательствами мужчин были только охота и военное дело. Женщины были вольны в своих действиях. В основном, они занимались обустройством семейного очага, могли торговать на свое усмотрение и воспитывать детей. Одному мужчине разрешалось брать в жены сразу двух сестер. Также женами считались наложницы.

Если наложница рожает ребенка, то он признается наравне с детьми, рожденными от жен. Но право наследства имели дети только от первого брака. Наследство не делилось между другими детьми.

Действовал строгий порядок

Как указывают законы великой Ясы Чингисхана, судьбы детей в отношении брака могли решать родители. Они сватались, когда мальчик и девочка были совсем маленькими, и женили их, когда те достигали совершеннолетия. Брачный договор между родителями действовал, даже если жених погибал на войне, не дожидаясь свадьбы - его родители могли забирать девушку к себе домой.

Границы морали

Существовал список тяжелых проступков, за которые полагалась смертная казнь. Например, это:

  • прелюбодеяние;
  • воровство коня или его уздечки;
  • воровство общего плана;
  • предательство в отношении императора;
  • колдовство;
  • ослушание военных начальников.

При этом историки отмечают особый подход к исполнению строгих законов. «Справедливость выше закона» - Чингисхан придерживался такого подхода. Он мог кого-то помиловать, если обстоятельства вынудили совершить преступление, но в целом законы соблюдались неукоснительно.

Умер в 65 лет

Гроза, вода и монголы

До эпохи правления Чингисхана монголы имели странную особенность – они прыгали в воду во время грозы, так как сильно боялись. Свод законов, принятых Чингисханом, запрещал им это делать. Спустя значительное время, на другом континенте научно обосновали, что мощный разряд электричества, выделяемый во время грозы, имеет высокую вероятность приземления в воду, нежели на сушу. Но как мог знать об этом вождь кочевнических племен, который не умел писать и читать? Правда, письменность появилась у монголов во время правления Чингисхана. Но науки как таковой не было.

Любопытные факты из личной жизни

Недавно группа ученых сделала любопытное заявление: каждый 200 современный житель земли является потомком Чингисхана, так как имеет идентичную структуру ДНК. Другие ученые подсчитали необходимое количество жен, чтобы спустя 800 лет его потомки населяли всю планету. Оказалось, Чингисхану нужно было иметь около 1800 жен. Но история сообщает только о 3 женщинах, находящихся с ним в официальном супружестве. Остается только предполагать, что остальные дети могли родиться от наложниц. Согласно другой версии ученых, количество его детей было около 20 000.

Особая грусть грызёт, когда понимаешь: благодаря полному документу многие вопросы развития общественного строя, государства и права «монголов» — стали бы бесценным достоянием Истории. Меньше плодилось бы «ниспровергателей» и альтернативщиков. Но. Не время лить скупую мужскую слезу об утратах, поехали…

Отдельно благодарен Читателю «Lkhagvasuren Ichinkhorloo». За сжатые и емкие перечисления исторических документов, обоснования их подлинности и причины столь редкого нахождения оных в современных архивах. С этого и начнем…

Источники ,

на которые можно опереться в исследовании, большей частью на персидском и арабском языках. Столь странный и скудный набор объясняется жестокой борьбой, которую объявляли наследию Чингисхана несколько раз. Самой логикой распада Империи — в том числе. Многие архивы пропали во время кутерьмы смены Ханов. Всех Улусов. Если брать нашу родную Федерацию — Золотую Орду… Вообще удивлен, как от нее хоть воспоминания остались. После «великой замятни» и Амира Тимура, обратившего в пепел всё, что могло представлять материальную память когда-то великого Улуса Джучи.

В китайских локациях после воцарения династии Мин существовала государственная доктрина: «Убивай татар, уничтожай татарские книги!» Не шучу, законами прописано. В 1410 г. войска императора Мин Юн Лэ вдумчиво окружили, долго и тщательно потрошили и грабили Карахорум (Каракорум). Жгли внимательно все архивы и книги, на уйгурском или древнемонгольском. Доложили: уничтожено абсолютно всё. Вплоть до последней жерди и клочка пергамента. Ищите теперь город, на здоровье.

Есть отчеты времен Тогон Тэмур-Хагана. Об уничтожении сотен мигрирующих в коренные земли монгольских семей. Доклады о казни книжников, везущих библиотеки. Всё сжигалось, ученые — убивались. Во времена правления маньчжурских императоров Юн Чжэня и Цянь Луна получили распространение поддельные «монгольские книги». По имперскому Указу всё было перевернуто вверх дном в Империи. Найденные старинные рукописи изымались, взамен выдавались религиозные буддийские книги. Было это безобразие — государственной доктриной маньчжур на протяжении 200 лет.

Все, что уцелело, —

было вне юрисдикции новых императоров и династий, в чужих руках. Главные поставщики информации об «Их засаг хууль» (Великой Ясе Чингисхана): «Сокровенное сказание монголов», «Чингисхан: история завоевателя мира», «История Абу Фараджи», «Сборник летописей», «История народа стрелочников», «История Юаньской династии», «Книга государства Гууль», «Хроники царей: записи о государстве Иль-хана».

Найдены были в арабских библиотеках, Южном Китае, Корее. Тоже не оригиналы, монголофилов прошу не перевозбуждаться сказками в комментариях. Всё — сплошь списки да копии. На основе документальных источников, официальных государственных актов, не спорю. Многое почерпнуто из записок путешественников, посетивших Империю монголов.

Исходники изучены вдоль и поперек, выявлены все временные горизонты написания, найдены искажения части фактов. Содержание более ранних — отличается от написанных в последующее время. Доказаны многие сокращения и преувеличения, даже на прямой лжи ловили кое-каких хронистов.

Суть «Великой Ясы».

Это список деяний, которые разрешены или запрещены в границах Империи Чингисхана. По структуре разделены на пять частей: преступления, караемые смертью; война, её ведение и военное устройство; семья и семейный строй; похвальные доблести; запреты. На сегодняшний день известно 36 пунктов, проверенные перекрестными источниками, с различной степенью доверия — приняты в академический оборот. Не буду постить версту текста — ознакомьтесь в «Википедии». Там вариант от Харольда Альберта Лэмбла дан, вполне пристойный. Нас источники интересуют, из которых знание выкопано было…

«Сокровенное сказание монголов» —

летописный источник периода правления Хубилай-хана. Самый спорный в подлинности документ. Содержит ценные сведения: установление правил поведения в монгольском обществе. Некоторые ключевые слова, которые заставили академическую науку отнестись к нему серьезно, исключают подделку. Как сам статус документа. Это было крайне малотиражное издание. Читать, прикасаться к нему имели право только чингизиды, потомки первого Великого Хана. Древняя практика. «Особые библиотеки» часто были доступны только «избранным» правителям, императорам…

«Сокровенное сказание монголов» даже теоретически нельзя подделать. Мошенники должны были знать несколько тюркских наречий (уже мертвых), которые использовались в XIII-XV вв., великолепно владеть древнеуйгурским официальным языком документооборота времен Империи. Знать в совершенстве литературный халха-монгольский. Использовать слова, сохранившие свой важный юридический смысл веками. Например, «заса», «засаг», «хууль», «зарлик», «зарга», «ёс». Пришедшие в «тодо-бигич», сохранившие древние правовые определения.

«Сокровенное сказание» сегодня признано не просто историческим источником. А памятником Права. Там содержатся нормы о службе хэшигтэнов, организации уртонов, военной службе, порядке наследования, браке и семье.

Самый ранний

источник по истории монгольской империи: произведение персидского историка Малика Джувейни (1226-1283 гг.) «Чингисхан: история завоевателя мира». Основано на документах. Рукописи редакций хранятся в научных библиотеках России, Франции, Англии, Ирана. Джувейни дважды посещал Каракорум, лично встречался с Великими Ханами. Первые главы писал там же. Но по долгу дипломатической службы закончил свое произведение под закат жизни. Имел доступ ко многим государственным архивам.

Произведение Джувейни сконструировано из трёх больших глав: первая посвящена описанию истории жизнедеятельности монгольских Ханов: Чингисхана, Угэдэя, Гуюка, Хубилая, Бату, Чагатая. Сначала эта часть называлась «Ясагийн их дэвтэр» («Большая книга Ясы»). Отдельный раздел описывает законодательство. Другие — упоминания некоторых подзаконных норм. Как человек, не имевший доступ к самой Ясе (и не мог иметь), — многое описал умозрительно. Джувейни даже не удалось объяснить значение слова «Яса».

Автор «История Абу Фараджи» — епископ яковитской церкви Григорий «Бар-Эбрей» свидетельствовал: монголы не знали собственной письменности. По указу Чингисхана, их детей стали обучать книгам на уйгурском. Как это было с египтянами (зубрили греческий) и иранцами-согдийцами (изучали персидский). От этого святого отца мы знаем, что по указанию Чингисхана был создан некий Великий Закон, по которому жила вся его держава.

Книга персидского историка Рашид-ад-Дина (1247-1318 гг.) «Сборник летописей» — это коллективный труд. Писалось монгольским нойоном Болдом, который прибыл в Иран из Китая в 1286 году. Арабским историком Абдулахом Кашани, индийским ламой провинции Кашмир, двумя неизвестными и безымянными китайскими учёными (с секретарями). В «Сборник…» положены сведения монгольской «Алтан дэвтэр» (Золотой Книги). Труд Рашид ад-Дина создавался на протяжении длительного периода времени. Начинал ее он сам, служа визирем во дворце одного из потомков Чингисхана.

«Алтан дэбтэр»

еще один священный литературный памятник, не дошедший до настоящего времени. «Золотая книга» являлась официальной историей Чингисхана, его предков и потомков. В государственном архиве Хулагидов «Алтан дэбтэр» хранилась в виде листов, отдельных отрывков, непонятно как систематизированных. Рашид ад-Дин, во всяком случае, — не разобрался. Написана всё было на «монгольском языке», монгольскими письменами «монгол бигич» (сохранились на забайкальском «Камне Чингиса»).

Книга тоже была священной, доступ к ней имели только члены правящей династии и знатнейшие монгольские вельможи. Не имея возможности напрямую держать ее в руках и не зная языка — Рашид ад-Дин записывал всё с уст эмира Болада, хранителя текстов. И записывая за «владельцем» — ильханом Газаном. Никто более не имел доступа, особенно чужеземцы. Но есть подозрения — пересказ «Алтан дэбтэр» есть в китайском «Описании личных походов священно-воинственного». И переведенное потом архиепископом Палладием в виде «Старинного китайского сказания о Чингисхане».

Еще один документ ,

«Дарованный волей Неба закон (Яса) предписывал бережно относиться друг к другу, не совершать грешные действия, такие как кража, лживая присяга, предписывал относиться с уважением к престарелым, с вниманием к бедным. В случае нарушения данных предписаний нарушителя приговаривали к наказанию».

Дальше. По указу Хакана государства Мин Жу — Сун Лянь (1310-1381 гг.) и Ван Вэй (плюс 16 китайских чиновников) составили историю Юаньского государства — Хронику «Юань-ши». Туда вошел богатый и ценный материал истории монгольского Юаньского государства. Был приведён ряд статей «Их засаг», которые имели юридическую силу законов. Действовали в Юаньском государстве. Многое становится понятно, если использовать дипломатическую переписку, официальные донесения, приказы.

В главе, посвящённой биографии Тайцзун-Каана, название Закона написано на монгольском языке «Их засаг» (Великий закон). Есть другие источники, содержащие сведения о «Великой Ясе». Хубилай-хан в 1264 году издал Указ с такими строками:

«Для распространения спокойствия и счастья повелеваю повторно опубликовать закон государства. Булга, Хуг, Тумэн, Ариг, Тогос за дезорганизацию моего государства будут наказаны согласно «Их засаг» Чингисхана».

«Мы следуем законам предков, мы не будем следовать законам других государств. Во время войны не убивай простого человека (гражданское население). Следует наказывать смертью опасных преступников».

До наших дней дошло несколько редакций «Юань-ши», в них немало разночтений, ошибок, даже противоречий. Но сути не меняет. Везде приводятся изречения Чингисхана об организации уртонов (почты), введении должности «дарагчи», многое другое. Что является подтверждением — это было в самом Великом Законе. Поскольку писался со слов первого Великого Хана.

Есть еще один документ, с ним пока работают японцы и корейцы. Свод законов Монгольской Империи (датируемый 1345 г.). Трудности с ним немалые. Писан на корейском, многие монгольские слова крайне исковерканы. Судя по публикациям научных журналов — финиш близок.

В обзор основных источников изучения Великой Ясы попадает ал-Умари (1330-1384 гг.) с «Хроникой царей. Записи о государстве Иль-хана». Это подробный разбор произведений Джувейни «История завоевателя мира» и Макризи (1364-1442 гг.) «Отражение Египта». Там тоже упомянуты статьи «Их засаг».

Прочий нарратив .

Это записки путешественников, описывающие быт, традиции, культуру, обычаи средневековых монголов. Наиболее интересны два китайских источника: «Записки о путешествии даосского монаха Чан Чуня в западные страны» и «Мэн-да бэй-лу». Не стоит сбрасывать со счетов (при должном критическом осмыслении) отчеты Плано Карпини «История мунгалов…» и Гильома Рубрука «Путешествие в восточные страны». Там нет прямых указаний на Великую Ясу. Как и точных сведений о структуре, содержании закона «Их засаг». Но они полны информации о государственном порядке, правилах поведения, порядке наследования в монгольском обществе.

Что почитать…

Сложный вопрос, могу дать несколько рекомендаций. Из настольного у аффтора: русский исследователь «Великой Ясы» В. Рязановский. Доподлинно вычленил 26 статей — у Макризи, 10 — у Мирховенда, Ибн Батуты, Вартана. Условно можно считать оригиналом, многие его выводы крайне убедительны. Более любопытен Г.Вернадский. Он впервые провел правовой анализ статей Ясы. Сравнительный, в том числе. Неплох А. Полиак в своем исследовании монгольского государства, оригинален Тамура и Айлон…

Что же такое Яса? Не уверен доподлинно, была ли она вообще письменным памятником. Вполне может быть, в традиции нирун и дарлекин — передавалась изустно. «Великая Яса» — это речи и приказы Чингисхана, произнесенные им в разные годы. Только потом, во времена Угэдея, из них составили некий священный Сборник. Для внутреннего чтения «Золотой Семьи».

До этого распространялась в безграмотной (по большей части) Великой Степи — стихотворными методами. Легкими к запоминанию, понятные даже пьяному табунщику-пастуху. Правдоподобным видится: это не только личные мысли Чингисхана. А переоформленные и сокращенные мудрости Степи. Почерпнутые из общеизвестных легенд, былин, других традиций изустного творчества.

«Великая Яса» — как сборник статей об опыте государственной организации, явно был составлен после правления Чингисхана. Существовала не стройным юридическим документом, а набором Священных Мудростей и распоряжений Великого. Никто из иноземцев не мог найти и систематизировать ее главы, как не пытался. Есть какой-то Закон. По нему все живут, его знают и исполняют. И всё…

Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти; Қазақ/Түркі - Ұлы Жасақ) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками.

Содержание

Этимология

Монгольский глагол "ᠵᠠᠰᠠ, заса" -- "правь, организуй" и с суффиксом "г" образует существительное "ᠵᠠᠰᠠᠭ, засаг".

Изучение и восстановление текста

Традиционно принято считать, что наиболее подробные сведения о составе Ясы Чингис-хана содержатся в трактате египетского писателя XV в. ал-Макризи [источник не указан 803 дня] . Именно у него черпали информацию о составе Ясы все интерпретаторы от П. де да Круа до В.Я.Рязановского и Г.В.Вернадского. Д.Айалон убедительно показал, что эти сведения о Ясе — вымысел автора. Ал-Макризи стремился опорочить правительство мамлюков и с этой целью пытался показать, что они включили монгольские юридические нормы в свои законы. Выводы Айалона были также поддержаны и развиты Д.Морганом и Д.Эгль.

И. де Рахевильц полагает, что Яса существовала как устный свод запретов и правил, в который было запрещено вносить изменения. Однако Яса не представляла собой четко разработанного юридического кодекса, скорее это была компиляция различных установлений, правил и табу, установленных Чингисханом с некоторыми дополнениями в правление Угэдэя. Текст Ясы не сохранился, однако многие сюжеты известны в пересказе других средневековых источников. С течением времени значение Ясы упало вследствие разделения Монгольской империи на несколько самостоятельных частей, в которых определяющую роль имели местные юридические традиции.

Ясой также занимался П. Рачневский. Он полагал, что при Чингис-хане так называемая Яса представляла собой совокупность записей различных изречений и распоряжений хана, высказанных по разным поводам и в течение длительного периода времени. Эти изречения нельзя считать юридическим документом систематического характера.

Синолог В. Васильев, познакомившись с Ясой по изложению персидского историка Рашид ад-Дина, отказывался видеть в Ясе свод законов. По его мнению, Яса — вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана, ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречений, Васильев указывал на статью «Домашние изречения Канси» [5] .

Структура

Восстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:

  • преступления, караемые смертью
  • война, её ведение и военное устройство
  • семья и семейный строй
  • похвальные доблести
  • различные запреты.

Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, организован по китайскому образцу.

О содержании

Достоверных данных о содержании ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Нижеприведённый список не является ни исчерпывающим, ни однозначно достоверным и приводится в переводе по книге Харольда Альберта Лэмба (англ. Harold Albert Lamb ) «Genghis Khan: The Emperor of All Men», Garden City Publishing, 1927 год:

  1. Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью.
  2. Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
  3. Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.
  4. Под страхом смертной казни, запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.
  5. Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы. О войне:
  6. Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.
  7. Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
  8. Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.
  9. Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.
  10. Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.
  11. Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародерствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.
  12. Военная добыча должна делиться следующим образом:
    • ³/5 доставалось войску
    • 1 /5 доставалась джихангиру (руководителю похода)
    • 1 /5 доставалась императору
  13. Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.
  14. Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану. О браке:
  15. Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сестрах, равно как и иметь несколько конкубинаток.
  16. Всякий замеченный в адюльтере (прелюбодеяние) наказывается смертью и виновные в нём могут быть убиты на месте.
  17. Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другой девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу. О быте:
  18. Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
  19. Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце.
  20. Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.
  21. Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё или купаться в проточной воде во время грозы. О преступлениях:
  22. Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
  23. Под страхом смертной казни, запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. То же касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привел его к хозяину.
  24. Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти. и др.

В настоящее время

На современный монгольский язык слово «пошлина» переводится как «Ёс».

В турецком языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal».

Литература

Примечания

  1. ↑ См. «Geschichte des goldenen Horde» (Пешт, 1840, стр. 184—192)
  2. ↑ См. «Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева», в «Тр. Вост. Отд. Имп. Арх. Общ.», ч. VIII, СПб., 1864
  3. ↑ «Temutschin» , Лпц., 1862
  4. ↑ См. «History of the Mongol» , Лондон, 1876
  5. ↑ (в I т. кит. хрестоматии В. Васильева). См. «Записки Вост. Отд. Имп. Русск. Археол. Общ.» (т. IV, 1889, стр. 381)

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: