Судьбы ужасный приговор как понять

Обновлено: 27.03.2024

Данное стихотворение было написано Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1851 году, а спустя три года – в 1854 году — опубликовано в третьем номере журнала «Современник». Известно, что личная жизнь поэта не всегда была счастливой, но он транслировал свои переживания, любовные и нежные чувства в стихотворениях, посвящённых любимым и любящим женщинам.

История создания

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Жанр, направление, размер

  • «О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
  • Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Темы и проблемы

В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Основная идея

Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

  1. Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
  2. В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
  3. Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
  4. Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Анализ романа «Лето Господне» (И. C. Шмелев)

Автор: Самый Зелёный · Published 23.01.2022

Анализ стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы» (А.А. Фет)

Автор: Самый Зелёный · Published 03.08.2019

Анализ стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» (О. Мандельштам)

Автор: Самый Зелёный · Published 29.09.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья.

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло.
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

Так же я предлагаю план анализа:
1)Историко-биографический материал
2)Место стихотворения в творчестве поэта
3)Ведущая тема
4)Проблемы
5)Лирический сюжет
6)Композиция
7)Лирический герой
8)Преобладающее настроение, его изменение
9)Жанр
10)Строфа
11)Основные образы
12)Лексика
13)Изобразительные средства иносказания
14)Звукопись
15)Поэтический синтаксис
16)Размер
17)Ритм и рифма.Способы рифмовки

Предлагайте свои варианты,заранее спасибо.

всегда пожалуйста. прочитала с необыкновеным удовольствием. потрясающее стихотворение, делать анализ красоты - не поднимается.. . красотой слова лучше наслаждаться. а если вам это необходимо для доклада, курсвой и т. д. вы обратились не по адресу.

Стихотворение "О, как убийственно мы любим. " – одно из прекрасных стихотворений, посвященных Ф. Тютчевым Елене Александровне Денисьевой.

Тютчев в продолжение многих лет испытывал подлинную любовь к двум женщинам: Елене Денисьевой и. Эрнестине Пфеффель. При этом он испытывал острое чувство вины перед обеими, в основном от мысли, что он не отдает себя каждой из них всецело. Это чувство запечатлено в целом ряде стихотворений, в том числе и в стихотворении "О, как убийственно мы любим. ".

Незаконная, запретная любовь приносила Елене Александровне много страданий. Это хорошо видно в строках: "И на земле ей дико стало, очарование ушло.. . Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело". В этом стихотворении любовь поэта к Елене Денисьевой предстает как убитая, погубленная любовь:

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

Тютчев страдал потому, что не мог сделать Елену Александровну счастливой в том положении, в какое он ее поставил. Сознание этой вины увеличивало его горе и выражалось в укорах себе.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует молча.

Стихотворение написано очень эмоционально, об этом свидетельствует неоднократное употребление вопросительных и восклицательных знаков. Интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора, его взволнованность, его переживания, силу страданий.

В этом стихотворении Тютчев использует

Начинается и заканчивается стихотворение одними и теми же строками:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!. .

Этот повтор усиливает впечатление от прочитанного стихотворения, о силе чувств автора. Большое значение для выражения чувств имеет выбор эпитетов. "Убийственно любим" – необычное выражение, помогающее понять и глубину любви, и силу страданий поэта. В "Денисьевском" цикле с особой драматичностью раскрывается тема любви и страсти. Стихи Тютчева о любви носят психологический и философский характер.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!


Данное стихотворение было написано Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1851 году, а спустя три года – в 1854 году — опубликовано в третьем номере журнала «Современник». Известно, что личная жизнь поэта не всегда была счастливой, но он транслировал свои переживания, любовные и нежные чувства в стихотворениях, посвящённых любимым и любящим женщинам.

1 История создания
2 Жанр, направление, размер
3 Образы и символы
4 Темы и проблемы
5 Основная идея
6 Средства выразительности

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Жанр, направление, размер
«О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.
Образы и символы
На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.


«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Темы и проблемы
В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Основная идея
Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.


Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Средства выразительности
Тютчев использует достаточно много тропов.

Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

1. История создания стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и его место в лирике поэта.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году и входит в так называемый «денисьевский цикл».

«Денисьевский цикл» (название не авторское) посвящён Елене Александровне Денисьевой.

В 1850 году 47 – летний Тютчев познакомился с двадцатичетырёхлетней Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Елены Александровны, длился их союз, родилось трое детей. Поэт жил двойной жизнью, так как не мог оставить свою семью и жену. Денисьева умерла от чахотки в 1864 году, поэт винил себя в её смерти. При жизни Денисьева страдала, так как аристократический круг осудил её незаконную любовь и отвернулся от неё. Стихи Тютчева, посвящённые Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики. Несомненно, цикл несёт автобиографический характер: стихийная незаконная страсть, страдания и муки любимой, её болезнь и умирание, отношение общества к незаконному союзу. Но факт отторжения обществом героини усилен, придавая ей трагический и романтический характер. В реальной действительности Денисьева посещала светские вечера и не все её осуждали.

2. Тема и идея стихотворения «О, как убийственно мы любим…».

В стихотворении раскрывается тема любви. Идею лирического произведения помогает понять следующий лексический ряд: «убийственно… любим», «в буйной слепоте страстей», «при первой встрече роковой», «судьбы ужасным приговором», «губим». Любовь – это «поединок роковой», как написал поэт в стихотворении «Предопределение». Любовь – это стихийная роковая сила, которой невозможно противостоять, которая приносит любящим страдания.

3. Лирический сюжет.

Лирический сюжет развивается с нарушением хронологической последовательности. Сначала лирический герой выводит общий закон любви, который заключается в том, что люди чаще всего губят тех, кто милей всего их сердцу. Затем он обращается к началу любви, к своей «победе» над любимой, над её сердцем. Но спустя год лирический герой с горечью осознаёт, что он принёс возлюбленной одни страдания. Он снова обращает свой взгляд в прошлое, в момент первой «роковой встречи», когда любимая была прекрасной, «младенчески-живой». Лирический сюжет снова движется к настоящему, в котором лирическая героиня утратила свою красоту, а её существование превратилось в «жизнь отреченья, жизнь страданья».

4. Образ лирической героини.

В образе лирической героини ведущим является мотив страдания. Детали портрета героини говорят об «убийственности» любви: нет «роз ланит», исчезли улыбка уст и блеск очей. Мотив краткости, мгновенности любви: сон любви – «мимолётный гость», мотив жестокости и неотвратимости судьбы: «Судьбы ужасным приговором // Твоя любовь для ней была». Образ героини сопровождает мотив толпы, которая «в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья».

5. Образ лирического героя.

С образом лирического героя связан мотив его вины перед возлюбленной, здесь он ведёт диалог с самим собой, словно подводя итог году любви. Мотив «убийственной любви» усилен с помощью кольцевой композиции, которая подчёркивает диалектическую противоположность любви: «Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!». Определение любви даётся афористично: «в буйной слепоте страстей».

6. Художественные средства в создании образов.

Портрет лирической героини создаётся с помощью антитезы. Во время первой «роковой» встречи у неё были «волшебны взоры, речи // И смех младенчески- живой». Образу чистой, невинной девушки с волшебными взорами и младенчески-живым смехом противопоставлена героиня, которая через год безумных страстей утратила «улыбку уст и блеск очей». Теперь её померкнувшая красота показана с помощью метафор: «Всё опалили, выжгли слёзы // Горючей влагою своей». Двойной эпитет, излюбленный приём Тютчева, создаёт образ чистой, живой, непосредственной, невинной девушки, не знающей страданий и роковых страстей. Но этот прекрасный сон был недолговечен, он был мимолётным гостем, словно северное лето. Антитеза использована и в изображении противостояния героини и толпы: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Здесь противопоставлены цветущая, нежная душа героини и грубая толпа, которая втаптывает её душу в грязь. Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность поэтической речи. Метод «двойного портретирования», который характерен для романов Достоевского, позволяет увидеть, какие стремительные изменения произошли с лирической героиней, свидетельствующие о её муках и страданиях: «Куда ланит девались розы, // Улыбка уст и блеск очей? // Всё опалили, выжгли слёзы // Горячей влагою своей». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья». Внутреннее состояние героини раскрывает следующий лексический ряд: «на земле ей дико стало», «очарование ушло», «от долгого мученья», «боль злую, боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слёз!» Лексический повтор слова «боль» призван усилить мотив страданий героини, которая по накалу страстей и импульсивности не уступает героине романа Достоевского «Идиот» Настасье Филипповне.

7. Размер стихотворения, рифма, строфика.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, самым излюбленным размером русской классической лирики 19 века, придающим особую музыкальность, ясность и прозрачность поэтической речи. Женская и мужская рифмы чередуются, способ рифмовки перекрёстный: любим – губим; страстей – милей. Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего 10 катренов.

8. Эмоциональная тональность стихотворения.

Эмоциональная тональность стихотворения возрастает от начала к концу. Множество риторических вопросительных и восклицательных предложений придают речи особенную экспрессивность. В стихотворении раскрываются самые разнообразные чувства: горечь, страдание, вина, оскорблённая гордость, «злая боль ожесточенья».

Стихотворение производит большое впечатление накалом страстей, трагической историей любви, вызывает чувства сожаления и сострадания.

9. Картина мира, созданная в этом стихотворении.

В стихотворении Тютчев создаёт трагическую картину мира, картину сложных, драматических, противоречивых человеческих страстей. Любовь как основа человеческого бытия выступает в двух своих проявлениях: соединении душ и в их борьбе, «поединке роковом».


Мы видим перед собой монолог лирического героя, который называет свою любовь убийственной: за собственной страстью он даже не заметил, как погубил любимую женщину. Сначала поэт погружается в воспоминания, переносясь на несколько лет назад, когда впервые увидел девушку и полюбил её. Поэт счастлив тем, что ему удалось завоевать её сердце. Но о его любви узнала общественность.

Поэт рассказывает нам, к чему привело запретное чувство. Через год счастливая улыбка стёрлась с губ возлюбленной, в глазах её появились горошины слёз. Это произошло от того, что их страстная взаимная любовь стала для девушки позорным приговором. Из-за этого от неё отреклось общество. Людская толпа принялась втаптывать в грязь всё прекрасное и чистое, что жило в душе героини. У неё не осталось даже воспоминаний о чудесных днях. Общество оклеветало девушку, посеяв в её душе семена боли и ожесточения.

История создания

Произведение представляет собой настоящую историю любви Тютчева к Елене Денисьевой: его можно считать автобиографическим. Именно Елене поэт посвятил это стихотворение. Отношения зрелого Тютчева и юной воспитанницы Института Благородных девиц Елены Денисьевой начались, когда поэт был женат. Они хранили свой роман в тайне ровно до тех пор, пока Елена не родила любимому внебрачного ребёнка в 1851 г.

С этого момента всё пошло по наклонной: общество осудило любовников. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Поэт метался между женой и любовницей, которая вскоре родила ему ещё одного ребёнка. Это продолжалось вплоть до смерти Денисьевой от брюшного тифа. Мучительные отношения пары продлились долгих 14 лет.

Жанр, направление, размер

Перед нами чистая элегия. Произведения насыщено философскими раздумьями, тоской и грустью. Его относят к любовной лирике «Денисьевского цикла». Тютчев проявил себя как поэт литературного направления «Чистое искусство». Это означает, что стихотворение не касается социальных и бытовых тем. В нём воспеваются лишь красота мира и чувства самого автора.

Поэт использует четырёхстопный ямб: благодаря этому стихотворному размеру произведение читается легко, плавно, на одном дыхании. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

С формальной точки зрения стихотворение делится на десять катренов. С композиционной – это целостный монолог лирического героя, состоящий по смыслу из двух частей:

Первая часть – лирический герой размышляет над результатами своей убийственной любви.

Вторая часть – лирический герой размышляет над эволюцией отношений двух любящих сердец.

Эти две части не автономны: автор виртуозно сплетает их в единое повествование, предаваясь то воспоминаниям, то размышлениям. Отдельного внимания заслуживает особенность данного стихотворения – рефрен. Тютчев повторяет первую строфу, выражающую ключевую мысль, тем самым подчёркивая душевные терзания лирического героя.

Образы и символы

Особого читательского внимания заслуживают следующие смысловые образы произведения:

образ лирического героя – герой ведёт монолог сам с собой, обвиняя себя во всех несчастьях, случившихся с его любимой. Сначала он сосредоточивается на своей основной вине, затем подробно описывает собственные переживания и воспоминания о возлюбленной. Для героя роковой ошибкой становится его эгоизм в отношении любимой, обернувшийся трагедией;

образ возлюбленной – в нём передаётся слабость и жертвенность любящей женщины, которую любовь растаптывает, подобно дикому скакуну. Героиня ассоциируется с нежным цветком, погубленным из-за его собственной красоты и притягательности.

Темы и настроение

Основная тема произведения – несчастливая любовь и её трагические последствия. Сначала мы знакомимся с описанием раннего этапа любовных отношений лирического героя и его музы: здесь много радости, лёгкости, счастья. Вскоре «живой, младенческий смех» девушки сменяется на гримасу отчаяния и боли.

Тютчев открыто сообщает нам, что юную девушку сгубила его зрелая любовь. Сокровенные чувства невозможно защитить от грубого мнения общественной морали. Душу возлюбленной поэта «растоптала толпа».

Основная идея

Главная мысль произведения в следующем: любовь способна не только радовать, но и убивать. В ней скрыта не только великая сила созидания, но и сила разрушения. Связь двух любящих сердец будет особенно болезненной, если на их пути возникнут неожиданные препятствия.

Средства выразительности

Тютчев использует следующие выразительные средства для раскрытия чувственных переживаний лирического героя и создания портрета его возлюбленной:

эпитеты – «волшебные взоры», «встреча роковая»;

метафоры – «слепость страстей», «куда ланит девались розы»;

аллитерация – стихотворное настроение поддерживается чередованием согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: