Из какого дерева строили финикийцы свои суда

Обновлено: 04.05.2024

Несомненно, самыми искусными мореплавателями античности были финикийцы. Именно к ним перешло морское господство, когда в X в. до н. э. Египет стал приходить в упадок. Финикийцы, расширяя свои торговые связи, плавали по Нилу, Тигру, Евфрату, Персидскому заливу, Красному и Средиземному морям.

Они основали множество колоний, среди которых самой могущественной был Карфаген.

Слава о мастерстве финикийских мореходов гремела по всему Древнему миру. Есть даже предположение, что в VII-VI вв. до н. э. им удалось обогнуть африканский континент, пройдя через знаменитые «ревущие широты» - места около южной оконечности Африки, которые даже по сей день считаются небезопасными для мореплавания.

Историки считают, что столь беспрецедентная по тем временам экспедиция была организована по поручению фараона Нехо. Это означает, что сами египтяне не стыдились официально признать мастерство финикийцев. Наличие богатейших корабельных лесов на территории Ливана способствовало тому, что финикийцы были не только первоклассными мореходами, но и первоклассными мастерами древнего судостроения.

О кораблях Финикии мы можем судить по египетским фрескам и ассирийским барельефам VII в. до н. э. У этих кораблей был киль, высоко поднятый нос и обшивка по шпангоутам. Длина его составляла 30 и более метров при ширине 10 м, весла располагались в один ряд, а для управления имелось весло- руль, парус был прямоугольный, закрепляемый верхней кромкой на горизонтальном рее. На вершине мачты устанавливалась площадка для наблюдателя. Форштевень корабля выполнялся в виде головы лошади или осла. Корпус корабля красили в коричневый цвет, а парус, ахтерштевень и площадку наблюдателя - в красный.

Военные суда финикийцев были несколько иными. У них было два яруса весел, расположенных друг над другом. Самая мощная флотилия была у Карфагена. Состояла она преимущественно из больших судов - кинкерен, под охраной которых карфагенские торговые суда совершали плавания по Средиземному морю и выходили в океан, не опасаясь нападения пиратов.

Финикийские корабли VIII-VI ее. до н. э. На верхнем рисунке изображен торговый корабль, на нижнем - военный

Финикийские корабли VIII-VI ее. до н. э. На верхнем рисунке изображен торговый корабль, на нижнем - военный

Пунические войны дали мощный толчок судостроению на Апеннинском полуострове. Основой имперской политики римского государства постепенно становился сильный флот. Военные корабли Рима в основном были триремами и галерами. Галеры, по-другому их называли пентеры, строились по образцу финикийских кинкерен. Как и греческие суда, они были вооружены катапультами и приспособлениями для абордажа. Длина их достигала 70 м при 8 м ширины.
Кроме 300 гребцов судно могло принять на борт еще сотню воинов в полном снаряжении. Для борьбы с пиратами и несения патрульной службы римляне строили легкие быстроходные корабли - либурны - с одним- двумя рядами весел и единственной мачтой.

Внешним видом римские суда напоминали рыб, весла имели форму плавников, корму украшал веер, напоминавший рыбий хвост, а на носу рисовали рыбьи глаза, которые впоследствии стали заменять клюзами - отверстиями, через которые выбрасывают якорь.

Начало расцвета судостроения римлян пришлось на годы царствования императора Калигулы. Корпуса кораблей они делали из пинии (итальянской сосны), подводную часть покрывали слоем шерсти, просмаливали и оковывали свинцовыми листами.
На судах нередко ставили по три мачты и все чаще начинали применять треугольный «латинский» парус, который давал возможность кораблю двигаться против ветра. Активно строили корбиты - суда-зерновозы и понто - парусники для перевозки людей.
Последние суда отличались хорошо продуманным такелажем, благодаря которому экипажу было легче управляться с парусами. До нашего времени сохранились остатки только двух античных римских судов (транспортного и военного). Их подняли со дна осушенного озера Неми неподалеку от Рима.

Оживленная торговля мрамором, который до падения Священной империи в огромных количествах завозился в столицу из средиземноморских держав, заставила римских корабелов сделать следующий шаг вперед. Теперь новые транспортные суда были не только больше своих предтечей, но и обязательно имели по три мачты. Также было увеличено и их парусное оснащение. Можно смело утверждать, что именно древние римляне дали жизнь ставшему привычным для нас силуэту классического парусного судна.

Опыт римских мастеров-корабелов впоследствии охотно переняли византийцы. К VIII в. н. э. на их судах уже вовсю применялся латинский парус, имеющий римско-греческое происхождение. Основу флота Византии составляли дромоны - прообраз судов дау, которые впоследствии строили арабы. Дромоны несли два яруса весел, две мачты и были вооружены катапультами. Также существовали и небольшие корабли - прогулочные панфило и вспомогательные селандии. Византийские военные и торговые суда имели много общего с их римскими предшественниками.

Древнейшая акатия имела одну или две мачты, а также примитивный четырехугольный парус. Она выделялась значительной по тем временам длиной корпуса. Ее сменила маленькая тарида - одномачтовое судно с латинскими парусами и двумя боковыми рулями. Треугольный парус использовали и большие двухмачтовые грузовые усиеры. Также у византийцев были галеи, конструкция и вид которых практически копировали галеру.
Несмотря на то что корабелы Византии были склонны заимствовать чужие технические идеи, их вклад в развитие судостроения невозможно отрицать. Именно они внесли многие интересные новшества в устройство рангоута и бегучего такелажа.
Так, для латинского паруса византийцы первыми начали использовать косой рей, и они же изобрели гафель. Не исключено, что византийские мастера достигли большего, чем им приписывает история, но, к сожалению, подробных описаний византийских судов до нашего времени не сохранилось. Однако в принципе ясно, что корабли Византии были типичными представителями прекрасно развитой культуры средиземноморского кораблестроительства, корни которой следует искать в Древней Греции и Древнем Риме.

Из той породы которая была доступна в данном регионе.
Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до н. э. , была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус. Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.



Раньше целиком из дуба строили даже самые большие корабли. Прочность и долговечность дубовых корпусов поразительна. Со дна Стокгольмской бухты удалось поднять 64 - пушечный фрегат "Ваза", затонувший здесь, кстати сказать - от потери остойчивости при шквале, в августе 1628 г. ! Пролежавший на дне 333 года дубовый корпус сохранился так хорошо, что корабль превратили в музей. В Центральном военно- морском музее в Ленинграде можно увидеть выдолбленный из дубового ствола челн, который раз в десять "старше". Русские корабли строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб.
Из других лиственных пород и сейчас традиционно в судостроении используют вяз и ясень; их древесина имеет такую же прочность, как и древесина дуба. На верфях спортивного судостроения применяют легкую и очень красивую древесину красного дерева - мэхогони, привозимую из Африки и Южной Америки. С обшивкой из красного дерева строят яхты высшего качества, причем их надводную часть обычно не окрашивают, а только покрывают лаком. Древесина мэхогони коричневато - красного или бурого цвета; она почти не намокает, очень устойчива против гниения, почти не коробится и не растрескивается.

А про сосну забыли!
В кораблестроении употреблялись три сорта Корабельной сосны:
1. Жёлтая сосна. Вследствие своей лёгкости прочности, крепости и упругости шла главным образом на части рангоута.
2. Красная (рудовая) сосна. Употреблялась на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты.
3. Белая сосна (мендовая) . Употреблялась на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости, на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы.. .

Ну, и конечно, Корабельная сосна шла на МАЧТЫ!

В кораблестроении употреблялся преимущественно дуб, растущий в западных губерниях России и дуб итальянский (адриатический) . Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д. ; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний) .

Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах) , юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его — подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.

Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб) , внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.
Лиственница крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.

Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.

Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево) . Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.

Акация — растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.

Ясень — растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы) , на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.) ; на каютные и столярные работы.

Финикийцами было основано много колоний на Средиземном море. Самой значительной из них был Карфаген на северном побережье Африки. От периода между 12 и 9 вв. до н. э. до нас не дошло почти никаких сведений о Финикии.

Финикия — государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря (между Средиземным морем и Ливанскими горами) . На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Славилась Финикия и строительным лесом (ливанский кедр) .

Много было у финикийцев искусных ремесленников — ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. Финикийцы умели окрашивать ткани в пурпурный цвет.

Образец
финикийской письменности

Основное занятие финикийцев — торговля. Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Из страны в страну путешествовали отважные мореходы, получая немалую прибыль. Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать (занимались грабежом, похищали людей) . В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения — колонии. Это способствовало развитию торговли. Финикийские колонии появились вдоль побережья Средиземного моря (например, Карфаген) . Финикийцы первые совершили плавание вокруг Африки.

В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый значок (буква) соответствовал отдельному звуку (всего 22 буквы) , но букв для обозначения гласных звуков финикийцы не изобрели. Так появился первый алфавит.

Финикию не разрушили, а просто перестали так называть. Финикия (по-гречески) была частью славянского Ханаана. И климат был удобный, для садоводства, земледелия, рыбной ловли, мореходства и связанными с этим ремёслами и торговлей. Но не только климат отличал Финикию, например, от Египта и Вавилона, но и удобное расположение.
1.Название плодов фиников с пальмы скорее всего, произошло от названия народа финикийцы, а не наоборот. 2. Финикия по-гречески пурпурный. И паруса кораблей финикийцев были пурпурного цвета. Пурпур они получали из природного красителя - моллюсков из морских раковин, для окраски тканей для одежды, парусов и т. д. 3. Финикийцы - это народ славян-антов, имевших свою письменность более 4000 лет назад и умевших выплавлять металл и стекло и делать из них изделия, развитые ремёсла. 4. Мореплавание с торговлей приносило им больший доход.
В атласе Миллера 1519-го года Финикия ещё существовала в Малой Азии. Шведский придворный церемонемейстер Спарвенфельд называл себя в речи от 1697 года "истинным горького сердца фиником".
И сейчас остались, почти незаметные, следы Финикии в Турции. Это небольшой город Финике, между Демре и Кумлуджей. Недалеко от места расселения в старину, народа антов - Антальи.

Финикия (восточное побережье Средиземного моря) -одно из самых развитых рабовладельческих государств Передней Азии: богатые торговые города, мореплавание, торговля и ремесло, кораблестроение и навигация. Столица-г. Тир. Финикийцы первыми стали торговать захваченными в плен рабами. Основали множество колоний на побережье Средиземного моря (Карфаген). Создали древнейший в мире алфавит из 22 букв.

Финикия (Канаан) имеет свою особенность, если сравнивать ее с другими восточными государствами, она не считалась цельным государством, а была сформирована из многих городов и стран. В то время одними из крупных городов были Тир, Сидон и Библ. Именно Финикия объединяла такие страны как: Сирия, Ливан и Израиль. Нет точных данных, по которым можно было бы определить точную дату возникновения Финикии. Одно можно сказать, что закончило свое существование данное государство, после разграбления Тира А. Македонским.

Государство, которое не имеет следов зарождения, также оставило мало следов и памятников своего существования. Но, визитной карточкой данного государства является мореплавание. Вокруг Африки смогли проплыть только моряки Финикии, которые были в распоряжении фараона Египта Нехо II. Вероятнее всего, что египетскому правителю нужен был самый краткий путь от Красного моря до Средиземного. Но вот только размер континента оказался гораздо больше, чем он себе представлял. Несмотря на все трудности и незнание географии, через три года моряки сумели пройти вокруг материка и подойти к Нилу. Описывал эту экспедицию в своих писаниях известный греческий деятель Геродот. Он поверил во все, что ему рассказали, кроме одного. Моряки рассказали, что во время плавания, однажды солнце начало двигаться в другую сторону. Но, ведь это и есть доказательство того, что моряки все-таки пересекали экватор.

Но и до службы в Египте, моряки Финикии уже очень давно ходили по морю и океану. Некоторые источники утверждают, что именно финикийцы были службой доставки всех необходимых материалов и продовольствия для постройки пирамид в Египте. Многие сходятся во мнении, что именно финикийские корабли были первыми, кто имел шпангоуты и киль. Финикийцы служили египетскому фараону, и это способствовало развитию флота Египта. Моряки не только занимались доставками грузов, но они еще и передавали свой опыт в строительстве кораблей. Помимо этого, поставлялся лес, предназначенный для строительства кораблей. Кстати следует отметить, что Финикия очутилась на грани катастрофы в экологии, ведь приходилось уничтожать очень много леса.

Долгое время строение судов финикийцев оставалось закрытым. К великой радости историков, археологи нашли на дне два торговых судна в 1999 году. Это позволило более детально изучить строение и характеристики кораблей финикийцев. Суда были предназначены для большого количества грузов, поэтому были достаточно широкими.

Также известно то, что для моряков данного государства не составляло труда выходить в глубокие воды. Ведь моряки Финикии имеют очень древнюю историю, а за долгие годы накапливались огромные знания в мореплавательской сфере. Мало кто в то время имел такие знания, которые помогли бы научиться брать ориентир по Солнцу, а также по звездам.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Какова бы ни была политическая ситуация на родине, финикийские торговые корабли продолжали появляться во всех концах Средиземного моря и были хорошо известны народам живущим на его берегах. Финикийские мореходы неоднократно упоминаются в Библии. В Книге пророка Иезикиля сам город Тир поэтически сравнивается с богатым торговым кораблём:

« Из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои, брали из Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты, из дубов Васанских делали вёсла твои, скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских, узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагами, голубого и пурпурового цвета ткани с островов Элисы были покрывалом твоим.». Существует библейское свидетельство об организации тирским царём Хирамом и израильским царём Соломоном совместной морской экспедиции в таинственную страну Офир, богатую золотом: «И послал Хирам на корабле рабов своих — моряков, знающих море, с рабами Соломона. И прибыли они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать киккар (ок. 250 т), и доставили царю Соломону».

Событие имело место в X в. до н. э. Позже экспедиции в Офир за драгоценными металлом, камнями и древесиной стали обычной практикой для финикийских моряков. Но современные учёные теряются в догадках, пытаясь определить местонахождение этой загадочной страны. Офир помещали в в Южной Аравии, Эфиопии, Индии, Зимбабве, на Цейлоне и даже на Малаккском полуострове. Достоверно известно лишь, что страна Офир находилась на берегу Индийского океана и путь к ней лежал через Красное море.

В греческой литературе, также как и в древнеиудейской часто встречается колоритная фигура купца-финикийца. Видимо греки, сами народ морской и торговый, далеко уступали финикийским мореходам в смелости и предприимчивости. Геродот записал рассказ о плавании финикийцев вокруг Африки, осуществлённом в VII в. до н.э. по приказу египетского фараона Нехо: «Ливия ( Африка ), кажется, со всех сторон окружена водой, кроме той части, которая граничит с Азией. Первым из тех, кого мы знаем, это доказал Нехо, царь египтян. Оставив рытьё канала из Нила в Аравийский залив, он отправил на кораблях финикиян, приказав проплыть назад через Геракловы Столпы, пока не войдут в Северное ( Средиземное ) море, а через него в Египет. Финикияне двинулись из Эритрейского моря, вошли в Южное море ( Индийский океан)… Так прошло два года, а на третий год, обойдя Геракловы Столпы, финикияне прибыли в Египет. И говорят, по-моему, неправду, а другой кто-нибудь может поверит, что плывя вокруг Ливии, они имели солнце справа.». Именно последняя деталь, вызвавшая недоверие древнего грека, убеждает современного читателя в достоверности рассказа. Двигаясь на запад, путешественники имели солнце справа, на севере. Следовательно, они пересекли экватор и действительно проникли в южное полушарие.

В отличие от предпринятых спустя более, чем два тысячелетия экспедиций Диаса и Васко да Гамы путешествие посланцев Нехо прошло без практических последствий. Средиземноморский торговый путь с Востока на Запад контролировался египтянами и финикийцами. У них не было причин повторять сложный и долгий путь вокруг Африки, и экспедиция имела лишь познавательное значение.

Но самый распространённый образ финикийца – это не романтический путешественник в дальние неизведанные земли, а хитрый, предприимчивый купец. Образ этот порой даже приобретает зловещую окраску. Один из излюбленных сюжетов греческой литературы – рассказ о том, как коварный финикиец заманивает героя на свой корабль, чтобы потом продать его в рабство.

Хотя сама Финикия не была богата полезными ископаемыми, источником наибольших прибылей для её уроженцев стала торговля металлом. Мы уже упоминали об экспедициях за золотом в таинственную страну Офир. Но древних предпринимателей интересовали не только драгоценные металлы. Восточная часть Средиземноморья – Малая Азия и Египет, славится своими медными рудниками. Финикийцы в значительной степени контролировали средиземноморский медный рынок. Одни из первых они освоили и торговлю железом, при чём сами организовывали его добычу. Геродот, посетивший в V в. до н. э. Остров Фасос в Эгейском море видел там заброшенный железный рудник, некогда построенный выходцами из Тира.

В то время как Восток, поставлял золото и медь, с Запада доходили слухи, что где-то там, у самого края мира лежит страна богатая серебром и важнейшим компонентом бронзовых сплавов – оловом. Населена же она дикарями, не знающими всем этим сокровищам истинной цены. Нам неизвестны имена финикийских мореплавателей первыми достигших берегов Южной Испании, но мы знаем, что в 1112 г. до н. э. выходцами из Тира здесь была основана первая финикийская колония – город Гадир, ныне процветающий и известный под именем Кадис. В отличие от финикийских городов на восточном побережье Средиземного моря, Гадир не имел собственных земельных владений. Жители Южной Испании оказались не столь уж дикими. На момент прибытие финикийских мореплавателей здесь уже существовало государство Тартесс ( в финикийском произношении Таршиш).

В связи с необходимостью предпринимать столь далёкие путешествия был сконструирован особый тип корабля, получивший название «таршишский». Если в древних источниках встречается упоминание о таршишских кораблях, это не означает, что корабли непременно должны были совершать плавание именно в Таршиш. Термин «таршишский корабль» означал судно особой конструкции, предназначенное для дальних морских переходов. При этом оно могло направляться не в Южную Испанию, а, к примеру, в Офир.

Древнейшие финикийские корабли, предназначавшиеся для перевозки грузов на сравнительно небольшие расстояния, в пределах восточной части Средиземноморья имели небольшую осадку и единственную вертикальную мачту с четырехугольным парусом. . Парус закреплялся на двух реях; нижняя была подвешена на многочисленных тросах и, когда парус свертывался, поднималась наверх. Изменяя положение паруса по отношению к корпусу судна, можно было маневрировать. Вдоль бортов размещались два ряда вёсел. Такие суда чрезвычайно зависели от морских течений, поэтому путь от устья Нила до мыса Кармел (близ современного г. Хайфа) занимал всего одни сутки, в то время как на обратную дорогу требовалось от восьми до десяти суток. Обшивка судна делалась из досок, щели тщательно конопатились. Характерными особенностями финикийских судов были высоко вздымающиеся над уровнем бортов и палубы нос и корма, и отсутствие палубных надстроек. Все помещения для груза и экипажа размещались под палубным настилом.

В точности не известно как выглядели старейшие «таршишские» корабли, но уже в первой половине первого тысячелетия до н.э. они отличались от первоначального финикийского типа большей округлостью бортов, большей высотой корпуса и, соответственно, большими грузоподъёмностью и остойчивостью. Корпус крепился дополнительными продольными связями в виде балок или канатов, что увеличивало его прочность. Маневренность была усилена за счёт того, что на носу появилась ещё одна, наклонная, мачта, также как и основная, снабжённая четырёхугольным парусом. Кроме того, «таршишский» корабль был неплохо оснащён для морских сражений, так как купцы всегда могли стать жертвой нападения морских пиратов, а быть может, не прочь были выступить в роли последних. На носу корабля под ватерлинией помещался таран, которым в бою проламывали борт вражеского судна. Корма высоко поднималась над палубой и прикрывала ее от обстрела с тыла. Вдоль фальшборта прибивали воинские щиты.

На таких кораблях судах финикийцы пересекали Средиземное моря с востока на запад и обратно. Путь был не близкий и через некоторое время по североафриканскому побережью, вдоль которого они плыли, протянулась ещё одна цепочка портов: Утика, Гипгюн, Хадрумет, Лептис. Наконец, в 825 г. на берегу Тунисского залива был основан Карфаген, город ставший в последствии столицей одной из могущественных средиземноморских империй.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: