Искусство речи на суде на каком этапе риторического канона необходимо учесть его рекомендации

Обновлено: 06.05.2024

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

Содержание

  • Введение
  • Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Для современного юриста значимыми являются не только выступления в суде в качестве адвоката или государственного обвинителя, но и активные взаимодействия с оппонентами во время следственных процедур, во время отстаивания интересов клиентов в финансово-экономических инстанциях, будучи арбитром спорящих сторон при исполнении обязанностей мирового судьи и т.д. Следовательно, юристу нужно знание и использование риторических канонов во всех аспектах речемыслительной деятельности. Для того чтобы научиться создавать тексты разных жанров, в зависимости от ситуации общения, нужно овладеть коммуникативно-речевыми умениями. Одним из таких умений является умение изобретать содержание речи. Термин “изобретение” впервые встречается в античной риторике и означает нахождение мыслей и идей. Первая задача ритора заключается в том, чтобы найти, что сказать. Риторика дает рекомендации, которые помогают грамотно подготовить речь – устную и письменную. Эти, своего рода правила, образец, называемый риторическим каноном.

В данной работе рассмотрен такой этап работы над речью, как расположение изобретенного (диспозиция).

В работе были использованы следующие методы исследования: описание, обобщение, анализ, синтез.

Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Учение об убеждающей речи возникло в Древней Греции и называлось риторикой. Синонимом “риторики” является понятие “ораторское искусство”, под которым принято понимать прежде всего высокую степень мастерства публичного выступления, качественную характеристика публичной речи, искусное владение живым словом. Ораторская речь – . разновидность публичной речи, цель которой – воздействие на публику, стремление изменить ее взгляды, убеждения, настроения и даже поведение. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2007. – 592 с.С. 58

Важная особенность риторики – ее синтетический характер: ораторское искусство тесно связано с философией, логикой, психологией, педагогикой, языкознанием, этикой, эстетикой.

В отечественных риториках выделяются следующие основные сферы красноречия?

1) социально-политическая (выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права и т.д.);

3) судебная (речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатам, обвиняемым и т.д.);

4) социально-бытовая (приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.д.);

5) духовная или богословско-церковная (проповеди, речи на соборе).

Изучение ораторского искусства требует равного внимания ко всем стадиям ораторской деятельности: успех ожидает того, кто внимательно готовит каждое свое выступление, кто умеет хорошо держаться перед слушателями, кто тщательно анализирует каждое своё выступление и изучает опыт других ораторов.

Речь сначала нужно найти, т.е. разработать ее стратегию, затем изобрести (продумать тактику), расположить и лишь затем заняться ее словесным выражением, запоминанием и произнесением. Ефремов В.А. и др. под общ. ред. Черняк В.Д. Риторика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 430 с.С. 112

История риторики знала взлеты и падения. Последние, как правило, были связаны с принятием положений античной риторики в качестве догматических истин. Однако многие положения классической риторики не потеряли значимости и сегодня, прежде всего это учение о риторическом каноне, систематизирующее представления об этапах порождения речи.

По своему содержанию риторический канон включает пять этапов-элементов, которые раскрывают путь развития мысли к речи:

1) инвенция или изобретение (лат. inventio), т.е. нахождение, изобретение “изобрести что сказать”;

2) диспозиция или расположение (лат. dispositio), т.е. расположение изобретенного;

3) элокуция или словесное выражение (лат. elocutio), т.е. словесное оформление мысли, собственно красноречие – “украсить словами”;

4) меморио или запоминание (лат. memorio) – в античности речи учили наизусть, репетировали, часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь;

5) акцио или произнесение (лат. actio hypocrisis), т.е. актерское, театральное исполнение речи – этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается (греч. hypocrites – актер) с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора.

Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов “за” и “против”. Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи.

Диспозиция представляет собой этап, на котором происходит композиционное построение текста, установление смысловых частей, определение их последовательности.

Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся.

Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.

Рассмотрим более подробно диспозицию (расположение), отвечающую за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Диспозиция – это второй этап работы над речью, задача оратора на котором расположить собранный материал, четко представить последовательность утверждений и аргументов, в также прочих компонентов речи.

Этот этап риторического канона начинается со сбора информации, на нем говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. Важно узнать максимум о том, о чем оратор собирается говорить. Это наиболее важный этап подготовки речи, т.к. плохо подготовленному выступающему трудно отвечать на вопросы и участвовать в полемике, которая может возникнуть после.

Основные задачи диспозиции:

1) установить структуру речи (членение речи на части);

2) обеспечить внутреннюю связность между частями.

Структура речи, как правило, включает в себя три элемента:

2) основная часть;

Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами. Заключение имеет большее значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.

В любом высказывании традиционно выделяются три части: начало, середина и конец. В начале речи автор стремится сконцентрировать этическую составляющую высказывания (этос), чтобы определить позиции доверия и сотрудничества с аудиторией. В середине речи он концентрирует логическую технику аргументации (логос), поскольку аргументация оценивается в зависимости не только от логической убедительности и обоснованности, но и от степени доверия аудитории ритору. В завершении речи он концентрирует пафос, поскольку действие, которое должна будет совершить аудитория, требует волевого усилия.

Независимо от того, что станет произносить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки, затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.

Отдельное высказывание включено в систему аргументации и занимает в ней определенное место. Воздействие высказывания определяется тем, как оно развивает и воспроизводит предшествующие высказывания и направляет ход аргументации. Речь может содержать информацию, предназначенную для усвоения, побуждение к действию, побуждение к мысли, привлекать внимание к говорящему или обстановке и т.д.

Существует несколько способов описывать расположение: как развитие сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), как последовательное развитие мысли (положение, причина, подобное, противоположное, пример, свидетельство), как последовательность мотивов (внимание, интерес, визуализация, действие), как состав и последовательность речевых форм, оптимальных в начале, середине и конце высказывания. Преимущество последнего способа состоит в том, что, во-первых, расположение одновременно предстает как развертывание предложения в систему аргументов и как цепочка композиционных элементов, так называемых частей речи, которая может изменяться в зависимости от обстоятельств и замысла; и во-вторых, части расположения (диспозиции) представляют собой воспроизводящиеся речевые формы, построение которых подчиняется собственным правилам и может быть объяснено с помощью литературных примеров. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 355 с.С. 112

В традиционном представлении высказывание развертывается в следующем составе и определенной последовательности частей:

1) начало речи: вступление, предложение (теза), перечисление;

2) середина речи: изложение, подтверждение, опровержение;

3) завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение.

Во вступлении ритор представляет себя и основания своего обращения к аудитории; затем он высказывает свою позицию – предложение, которое связано в тезу с положением речи, чтобы аудитория сразу представила себе, что и на каком основании ей предлагается; затем в разделении ритор указывает состав и последовательность главного содержания высказывания – аргументации, чтобы аудитория смогла представить образ предмета; затем он излагает фактический материал, описывая предмет и повествуя о событиях; на основе изложенных фактов ритор переходит к обоснованию предложения доводами рассуждения, сводя или разводя факты с нормами в соответствии с положением речи; изложив факты, обосновав предложение, ясно сформулировав свою позицию, ритор переходит к опровержению, которое может быть продуктивным, только если определены предпосылки критики; разбор фактов и обоснование завершаются обобщением – рекапитуляцией, которая воспроизводит положение в отношении к аргументации, или выводами, которые обращают аудиторию к последующему развертыванию аргументации, и на основе которых (рекапитуляции или выводов) автор высказывания (ритор) побуждает аудиторию принять предлагаемое им решение.

Каждая позиция – начало, середина и конец высказывания – характеризуется составом частей речи, которые могут быть в ней представлены. Это в первую очередь варианты присущих данной позиции частей речи. Но высказывание может начинаться и изложением или опровержением. Рекапитуляция может находиться в различных позициях и завершать изложение, связанную группу аргументов, перечисление или вступление. Если высказывание пространно и сложно по содержанию, оно может состоять из повторяющихся и варьирующихся конструкций частей – описаний, рассуждений, рекапитуляций, побуждений, соединенных связками или разделенных выводами. Высказывание, таким образом, представляет собой сложную конструкцию повторяющихся элементов, строение которых, в свою очередь, модифицируется в зависимости от их назначения, соседства и смысловой связи и которые во взаимообусловленности образуют основу текста.

риторический канон юрист

Заключение

В данной работе выявлено, что ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов или как канон риторики, т.е. совокупность правил, приемов, которые твердо установлены, стали традиционными, общепринятыми, служащими нормативным образцом.

В работе рассмотрен такой этап работы над речью, как расположение изобретенного (диспозиция).

Диспозиция (расположение) – этап создания высказывания на композиционном уровне. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Автор выделяет основные смысловые части высказывания, располагает их в определенной последовательности, определяет не только порядок, но и расположение структурных составляющих каждого аргумента, т.е. очередность развертывания положения и обоснования каждого из аргументов, составляющих высказывание. В результате выступление приобретает завершенность как произведение слова, которое не только выполняет аргументативную задачу, но и является литературной формой, отвечающей жанровым и функционально-стилистическим нормам. Диспозиция создает высказывание как предмет понимания и оценки со стороны адресатов речи. Следовательно, можно сделать вывод, что диспозиция отвечает за структуру речи (как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение), в частности за расположение доводов в речи. Расположение изобретенного наиболее важный этап подготовки речи, т.к. плохо подготовленному выступающему трудно отвечать на вопросы и участвовать в полемике, которая может возникнуть после.

Список используемой литературы

1. Ефремов В.А. и др. под общ. ред. Черняк В.Д. Риторика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 430 с.

2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2007. – 592 с.

3. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 355 с.

В содержание всякой судебной речи входит двоякая оценка деяния, вменяемого в вину подсудимому: юридическая и нравственная.

Прежде всего судебный оратор обязан установить перед судьями, есть ли преступление в том, что было совершено, и какое именно. Это — уголовная задача, решение которой всякий без труда найдет в Уложении о наказаниях. Ясно, что эта оценка, то есть законное определение преступления, составляет чисто рассудочную деятельность, подчиненную исключительно формальным требованиям логики. Уголовная задача должна быть решена прежде этической. Хотя бы человек совершил величайшее нравственное злодеяние, он должен быть освобожден от суда, если не нарушен закон. Это безусловное требование, обязательно одинаковое для представителей обеих сторон в процессе. Но эта задача относится не к искусству речи, а к обязанностям обвинения и защиты. Поэтому мне не приходится говорить о знании и толковании закона. Это отнюдь не значит, что красноречие важнее юридического разбора дела. Напротив того. Сравните самые слова: риторика, красноречие — это как-то расплывчато, недокончено; закон — это звучит твердо, неумолимо. В этом случайном оттенке созвучий есть правда. Бывают случаи, когда решение задачи по статьям закона устраняет судебные прения. Установите, что в деянии нет одного из законных признаков преступления, что миновал срок давности, что совершивший неосторожное преступление не достиг совершеннолетия и т. п.,– и кто бы вы ни были, обвинитель или защитник,– "речи" не нужно. Первая, главная аксиома уголовного оратора: в основании обвинения и защиты лежит юридическая оценка события. Кто не сумел доказать факта или убедить судей, тот может быть достоин жалости, но не заслужил осуждения; тот, кто не сумел найти нужный закон, тот не исполнил долга, тот виновен. Незнание закона — преступление.

Правда, в наши обычаи вкралось лукавое правило: признайте факт; остальное дело Судебной палаты и Сената. Но с этим никогда не примирятся истинные судебные деятели.

Итак, читатель, мы предполагаем, что здесь пропущена длинная глава, заключающая в себе Уложение о наказаниях и Устав уголовного судопроизводства от первой до последней статьи, и вы не станете читать эту книгу, если не знаете тех наизусть.

Вот что значит быть во всеоружии закона. И вы должны знать, читатель, что пошехонец Иван Сидоров имеет право на такую же защиту в русском медвежьем углу, как британский подданный перед судом королевской скамьи в Лондоне.

Нужно ли пояснять, как важно знание всех тонкостей закона в делах, решаемых всякого рода коронными и смешанными судами, например, у нас в делах политических?

Основу классической риторики составляет риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте.

Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).

Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы – точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов «за» и «против». Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи.

В инвенции учитывается намерение оратора, аудитория перед которой он выступает. Так оратор должен иметь в виду три модуса убедительности: логос, этос, пафос. Логос представляет собой способ убеждения посредством апелляции к рассудку. Этос имеет дело с общими моральными принципами, разделяемыми аудиторией. Пафос связан с умением вызывать нужные чувства у аудитории, в зависимости от целей оратора (ненависть, сострадание, гнев, гордость и т.д.).

Топы бывают внешние и внутренние. Внешние топы отражают типовые связи анализируемого предмета или действия такие, как происхождение, причина и следствие, мотив, назначение или цель, отношение к другим объектам, обстоятельства, оценочное отношение к объекту. Внутренние топы связаны с типовыми характеристиками присущими самому анализируемому предмету такие, как качество, состояние, состав, название.

Диспозиция отвечает за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Структура речи, как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение.

Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами.

Заключение имеет больше значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.

Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся. Средства выразительности делятся на фигуры речи и тропы. Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении.

К тропам относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, литота, гипербола, антифразис. Фигуры речи – это особые формы высказываний, с помощью которых усиливается выразительность текста. Наиболее известные фигуры речи: синекдоха, эпифора, анафора, градация, риторический вопрос, оксюморон, асиндетон, полисиндетон, ассонанс, аллитерация.

Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.

Акцио – произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики.

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего нужен риторический канон?

2. Какие этапы работы над речью включает в себя риторический канон?

3. Дайте определение понятию «топ»?

4. Что такое диспозиция?

5. В чем отличие между фигурами речи и тропами?

6. Почему произнесение речи не «по бумажке» лучше воспринимается слушателями?

Искусство судебного оратора проявляется в умении четко определить тему спора (тезис, целевую установку), построить судебное выступление так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела, указать причины преступления или гражданского конфликта, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые выводы и убедить в этом судей и аудиторию.

Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору.

Говорить хорошо в суде - это говорить по существу, тщательно, всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Красноречие же как «умение говорить красиво» является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору акцентировать внимание суда на тех или иных деталях дела.

Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Только частые упражнения и желание добиться мастерства приведут к умению говорить публично. В искусстве судоговорения уметь говорить - значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказательствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение, знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своей позиции - важный признак культуры ораторского труда.

Высшим уровнем культуры речи является речевое мастерство, заключающееся в умении ясно (доходчиво), логично и убедительно раскрывать мысли, в богатстве словаря и разнообразии грамматических конструкций. Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно; не штампованными, надоевшими словами, а по-своему, самобытно, индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти наиболее точное, значит, наиболее подходящее для конкретной ситуации и стилистически оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает и умение пользоваться риторическими приемами, способствующими эмоциональному, психологическому воздействию.

Для того чтобы судебная речь воздействовала на окружающих, на слушающих ее людей, она должна обладать специфическими качествами, которые заключаются в следующем.

Цель судебной речи – убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Убедительная речь - речь, содержащая мысли, подтвержденные фактами, серьезными доводами; доказательная. Важными факторами убедительности речи являются убежденность оратора в правоте своей позиции по делу и культура его мышления. Убежденность - это твердая уверенность в истинности чего-либо.

Убедительность достигается приведением аргументов. Аргумент - это одно или несколько связанных между собой утверждений (суждений), предназначенных доя подтверждения истинности тезиса. В гражданском и уголовном процессе аргументы понимаются как судебные доказательства: это любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разбирательства уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного дел. Содержатся доказательства в показаниях, вещественных доказательствах, заключениях экспертов, протоколах и др. Различают доказательства прямые и косвенные. Прямые доказательства - те, из которых можно сделать однозначный вывод (при условии их достоверности) о существовании (или несуществовании) доказываемого факта. Косвенными являются те доказательства, из которых при условии их достоверности можно сделать предположительный вывод о существовании доказываемого факта. Ко всем доказательствам предъявляются требования относимости и допустимости.

Убедительность судебной речи во многом зависит от качества аргументов. Судьи оценивают правильность мыслей прокурора и адвоката прежде всего по степени значимости и ценности фактического материала. Только сила аргументов, их убедительность имеют значение для полного внутреннего убеждения судей.

Судебная речь должна быть понятна всем ее слушателям.

Ясность достигается глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов.

4) Доходчивость (простота)

Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако не следует путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, яркая метафора, риторический вопрос, фразеологизм оживляют выступление, делают его более доходчивым.

Точность - характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (это фактическая, предметная точность), соотношение речи и мышления - это понятийная, смысловая точность, которая зависит от того, насколько говорящий следит за значением употребляемых слов. Понятийная точность - это поиск слова или выражения, наилучшим образом соответствующего замыслу автора.

Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей судебной речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей.

Это соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить ее соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору.

Уместная речь обладает следующими признаками:

- соразмерностью языковых средств и содержания, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание.

- соответствием языковых средств обстановке.

- соответствием языковых средств оратору.

Речь юриста, выступающего в суде, должна быть чистой. Чистой считается та речь, в которой нет просторечных, диалектных, жаргонных слов. В чистой речи не может быть современных устойчивых словосочетаний, таких, как высокая крыша, лицо кавказской национальности, крыша поехала, встать на уши, лапшу на уши вешать и т.д. Засоряют речь различные заполнители пауз, например: а-а-а-а, м-м-м и др. Не является чистой и речь адвоката, о котором мы говорили выше.

Правильность предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка.

Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие.

Краткость речи должна сочетаться с ее глубоким содержанием, чему содействуют эмоциональность и экспрессивность.

13) Выразительность, эмоциональность, экспрессивность

Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Экспрессивность (выразительность) выступления оратора зависит от самостоятельности его мышления, от его интереса к тому, о чем говорит; от умения контролировать свою речь; от сознательного намерения говорить выразительно. Выразительная речь вызывает интерес у судей и присутствующих в зале суда граждан, поддерживает интерес к предмету разговора.[2]

Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средства. Однако каждое изобразительно-выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, а также выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность.

Одним из своеобразных средств воздействия на присяжных заседателей и аудиторию выступают термины оценочного характера, в которых имеется потенциальная оценочность за счет входящих в них слов оценочного значения: злостное хулиганство, особая жестокость, грубое нарушение правил, вредные последствия и т.д. Эти термины способствуют выполнению судебной речью профилактической функции.

Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) - умение говорить о самых знакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы - это шаблонные, часто употребляемые в речи и надоевшие слова и выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы люди используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь индивидуальности.

Для осуществления эффективного речевого взаимодействия нам следует понять и уяснить, как воз­никает и как организуется само содержание речи. Дру­гими словами, нам надо ясно и четко представлять, как зарождающийся в голове человека идеальный образ, идея превращается в добротную, риторически грамотную речь. Такую речь, которая пробуждает у собеседника определен­ные чувства, ответную мысль, его собственное живое слово. Можно ли сделать так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интереснее, чтобы доступно и отчетливо переда­вали собеседнику то, что желает передать ему говорящий?

Традиционная риторика учила строить тексты-монологи — ораторские публичные речи, письма, лекции, при этом в центре внимания ритора была письменная речь, заранее разработанная и тщательно подго­товленная. Нам необходимо учитывать осо­бенности речевого взаимодействия современного юриста. Для него значимыми являются не только выступления в суде в качестве адвоката или государственного обви­нителя, но и активные взаимодействия с оппонентами во время следственных процедур, во время отстаивания интересов клиентов в финансово-экономических инстан­циях, будучи арбитром спорящих сторон при исполне­нии обязанностей мирового судьи и т.д. Значит, юристу нужно знание и использование риторических канонов во всех аспектах речемыслительной дея­тельности.

Но для того, чтобы научиться создавать тексты разных жанров, в зависимости от ситуации общения, нужно овладеть коммуникативно-речевыми умениями. Одним из таких умений является умение изобретать содержание речи. Термин «изобретение» впервые встречается в античной риторике и означает нахождение мыслей и идей. Первая задача ритора заключается в том, чтобы найти, что сказать. Этот процесс проявляется «в способности найти уместное для данной аудитории содержание, развернуть доказательство, подобрать нужные аргументы, определить стиль общения с аудиторией». Итак, риторика дает рекомендации, которые помогают грамотно подготовить речь - устную и письменную. Эти своего рода правила, образец называемый риторическим каноном.

Это такой исходный элемент формулирования мыс­лей, их вербализации и передачи от одного собеседника к другому.

По своему содержанию риторический канон включает пять этапов-элементов, которые раскрывают путь развития мысли к речи:

1) инвенция (лат. inventio), т.е. нахождение, изобретение «изобрести что сказать»;

2) диспозиция (лат. dispositio), т.е. расположение изобретенного или элокуция (лат. elocutio), т.е. словесное оформление мысли, собственно красноречие— «украсить словами»;

3) запоминание (лат. memorio). В Античности речи учили наизусть, репетировали. Часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь;

4) произнесение (лат. actio hypocrisis), т.е. актерское, теа­тральное исполнение речи. Этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается (греч. hypocrites — актер) с соответствующим использованием жеста, мимики, голо­совых данных оратора.

Два последних шага — запоминание и произнесение в их современном виде мы рассмотрим ниже.

В своем «Кратком руководстве к красноречию» М. В. Ломо­носов указывает, что в красноречии существуют «правила трех родов»: «Первые показывают, как изобретать "содержание", что о предложенной материи говорить должно — "инвенция", "изобретение"; другие учат, как изобретенное украшать — "элокуция", "выражение"; третьи наставляют, как оное распо­лагать надлежит — "диспозиция", "расположение": и по сему разделяется риторика на три части, на изобретение, украшение и расположение».

1. Инвенция. Тема речи должна быть осмыслена, а это значит, что ее нужно разработать, т.е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Как это сделать? Античный образец предлагает уже готовую программу, смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам. Речь — карта местности, на которой каждая идея, каждое подразделение темы имело свое положение — место, позицию.

Мысли приходят и уходят; иногда они трудноуловимы. Как их вызвать, привлечь, поймать? Допустим, нам нужно писать (говорит) о праве.

Сначала полагается:

1) дать определение этого понятия;

2) затем доказать справедливость этого определения:

3) выделить разновидности права, сравнить их и т.д.

Разработка темы подразумевает и нечто более сложное: на данном этапе ставится задача отбора речевого материала в соответствии с ситуацией общения, то есть задача выбора способов убеждения слушателя. В конкретной ситуации не все элементы могут понадобиться, одни нужно оставить, другие опустить.

Аргументы и мысли для своей темы, которые потом будут отражены в структурно-смысловых частях текста, ритор выбирает из традиционных «общих мест». Прежде чем использовать ту или иную модель для развития идеи, т.е. для получения мыслей, говорящий определяет обдумывает систему способов убеждения, которая наилучшим образом позволит выступающему реализовать свою идею, основную мысль, цель выступления. Эти аргументы и мысли должны быть уместны и достаточны для понимания слушателями сущности предмета.

«Общие места» (Топы). Топика

В риторической практике в новое время «общее место» стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, то есть «расхожая истина». Однако это смысловые модели, источники изобретения. Знание топов помогает выразить мысль, подсказывает способ развития идеи, ее развертывания, изложения содержания. Преимущество топов в том, что они не требуют глубоких знаний. Главное – умение опознавать тип речевой ситуации и быстро приспособить схему или топ к условиям речевого общения. В античности выделяли достаточное большое количество топов: у Аристотеля – 38 топов, у Цицерона – 16, у М.В. Ломоносова – 16, у Н.Ф. Кошанского – 24.

Самые распространенные топы мы рассмотрим ниже.

Топика. Совокупность «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: