Личность это продукт деятельности только правового государства

Обновлено: 19.04.2024

Автор пишет, что в правовом государстве как отдельная личность, так и народ должны быть не только объектом, но и субъектом власти. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы участия граждан в осуществлении государственной власти.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Они слагаются из свободы совести, т. е. признания, что сфера мнений, убеждений и верований, религиозных и нерелигиозных, прежде всего должна быть безусловно неприкосновенна для государства. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова, устного и печатного. Для высказывания своих мнений и проповеди своих взглядов человек должен иметь свободу общения, поэтому неотъемлемым правом личности признаётся в правовом, или конституционном, государстве право принадлежать к любому обществу, устраивать союзы и организации. Но все эти, а также многие другие свободы или права, как, например, свобода передвижения, право на доброе незапятнанное имя, некоторые имущественные права, требуют своего дополнения в виде неприкосновенности личности. В правовом государстве недопустимо наказание иначе как по суду в строго определённой форме.

Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделённые субъективными публичными правами. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нём подданные лишены всяких гражданских прав, т. е. прав человека и гражданина. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует как своего дополнения свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них как их необходимое следствие.

В правовом государстве отдельные лица оказывают влияние на ход и характер законодательных работ через народное представительство. В избрании народного представительства должен участвовать, конечно, весь народ; никакие разделения народа и выделения из него привилегированных групп по отношению к праву избирать народных представителей, т. е. никакие ограничения избирательного права принципиально недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным, а для того, чтобы всеобщность и равенство были действительно обеспечены, голосование должно быть прямым и тайным. Требование всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов является теперь основным требованием демократизма.

В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нём как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом её.


Тип 17 № 11339

Как автор раскрывает смысл понятия «свобода совести»? Какие ещё гражданские свободы названы в тексте (укажите любые три гражданские свободы). Как автор поясняет суть понятия «неприкосновенность личности»?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например:

— сфера мнений, убеждений и верований должна быть безусловно неприкосновенна для государства;

2) ответ на второй вопрос, например:

— свобода слова, свобода собраний, свобода союзов, свобода передвижения;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)

3) ответ на третий вопрос, например:

— недопустимость наказания иначе как по суду в строго определённой форме.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правовая государственность – это форма организации государства, обеспечивающая подчиненность функционирования системы государственного управления нормам права, которые, в свою очередь, строятся на фундаментальных демократических принципах обеспечения прав личности, законности, справедливости, равенства и др.

Сущность и значение правовой государственности

Эволюция государства и права позволяет выявить следующий проблемный аспект во взаимоотношениях личности и государства:

  • очевидно, что прогрессивное развитие общества, а значит, государственности и права, не представляется возможным без гарантирования и обеспечения основных прав и свобод личности. Идеал современного государства – это государство, в основе которого лежит главный демократический принцип – обеспечение прав и свобод личности. В таком государстве каждая личность имеет возможность развиваться всесторонне, полно, вести достойное существование;
  • демократическое государство решает задачу представления всего населения. Фактически население наделяет государство суверенитетом, передавая ему возможность в своих интересах реализовывать государственную власть. Здесь возникает опасность, что государство перестанет рассматривать себя как средство обеспечения прав личности и станет самостоятельным субъектом, преследующим собственные интересы.

Правовая государственность призвана обеспечить следование системы государственного управления центральному принципу демократического государства – обеспечению прав личности. Право становится важнейшим регулятором не только общественных отношений между частными субъектами, но и отношений между государством и личностью. Вся система публичного управления обязана строго следовать предписаниям закона, который, в свою очередь, утверждает и раскрывает демократические ценности.

Так, в частности, действующая Конституция России в качестве основной цели функционирования государства называет обеспечение прав личности. Таким образом, Конституция закладывает основы взаимоотношений личности и государства, подчиненный характер государственности.

Итак, правовую государственность можно определить как демократическое устройство государства, при котором личность, ее права и свободы являются высшей ценностью, а их обеспечение – основной целью функционирования государственного механизма, при этом в качестве инструмента обеспечения такого устройства выступает подчиненность праву системы государственного управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика положения личности в условиях правовой государственности

Правовая государственность предполагает взаимную ответственность государства и личности как основы функционирования демократического государства и гражданского общества. Это предполагает, что:

  • государство, принимая от населения страны власть, реализует ее на демократических принципах исключительно в интересах личности в соответствии с демократическими разработанным и принятым законом. Всякое звено государственного механизма, начиная от должностного лица и заканчивая главой государства и отдельными органами публичного управления, функционирует исключительно для того, чтобы наиболее полно обеспечить закрепленные законодательством права и свободы личности. Когда же государство не реализует возложенные на него законом обязанности перед личностью, права и свободы остаются декларативными, а политический режим и форма правления перестают носить демократический характер. Государство больше не может называться правовым. Иначе говоря, правовая государственность предполагает не просто закрепление в законе основных прав и свобод личности, но выработку и реализацию механизмов обеспечения закрепленных законом прав и свобод личности, гарантии их защиты и восстановления в случае нарушения, в том числе действиями должностных лиц и органов публичного управления;
  • центральное место личности в правовом государстве не может быть обеспечено, если личность не активна в реализации и защите собственных прав. Полная реализация прав и свобод личности возможно только в том случае, если человек заинтересован в понимании инструментов осуществления защиты собственных прав, имеет активную политическую и гражданскую позицию и участвует в решении вопросов, имеющих значение для его жизни и жизни общества. Кроме того, правовая государственность в отношениях государства и личности предполагает следование личности демократически разработанным и принятым законам. Именно поэтому важнейшее значение для эффективного взаимодействия личности и государства в условиях правовой государственности имеет обеспечение развития правосознания населения, утверждение правовой культуры, понимание высокого смысла права и механизмов его практической реализации. Указанное напрямую связано со становлением гражданского общества, то есть с воспитанием ответственного гражданина, уважающего собственные права и права других лиц.

Таким образом, правовая государственность предполагает гарантирование прав личности, правопорядка, подчиненности государственного механизма праву и существование развитой в правовом и гражданском смысле личности, разделяющей демократические ценности.

Правовая государственность в России

Современная Россия характеризуется постоянным преобразованием политических, экономических и социальных процессов, которое направлено на обеспечение демократического устройства, становление правовой государственности, институтов гражданского общества.

Таким образом, правовая государственность составляет основу демократических преобразований в стране.

При этом на пути становления в России правовой государственности стоят факторы объективного и субъективного характера, в том числе:

  • широкое распространение коррупции в системе государственного управления;
  • подчиненное положение судебной власти по отношению к исполнительной;
  • отсутствие развитых институтов гражданского общества;
  • низкий уровень правовой культуры и правосознания и др.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.10.2021

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Понятия «гражданин», «государство», «личность», «право» тесно связаны между собой. Все люди при своем развитии осознают значение морали и становятся личностью. У каждого имеются права и обязанности. Для того, чтобы охарактеризовать личность человека в области юриспруденции используется понятие «гражданин». Любой человек, который родился в России, является гражданином по праву рождения.

Гражданство является особенной связью между государством и человеком. То есть у государства и граждан, живущих в стране, имеются взаимные права и обязанности. Гражданство выступает институтом, который нашел отражение в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , и является взаимоотношениями между гражданами и государством.

Гражданство – это стабильная связь между государством и гражданином, которая выражается в наличии взаимных обязанностей, прав и ответственности.

Гражданин – это человек, который принадлежит к населению определенного государства, пользуется его защитой и наделяется социальными, политическими и иными правами и обязанностями.

Правовое государство (rechtsstaat – нем.) – это особое государство, в котором вся его деятельность подчиняется нормам права и направлена на установление и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Для создания правового государства необходимы следующие предпосылки:

  1. Демократия, суверенитет народа, конституционализм,
  2. Политическое и правовое сознание людей, высокая правовая культура,
  3. Создание и работа единой системы законодательства,
  4. Отношения, которые основаны на многих формах собственности и свободе предпринимательской деятельности,
  5. Создание гражданского общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, при построении правового государства особенное внимание следует уделить гражданам, которые живут в государстве.

Права и свободы гражданина в правовом государстве

Исходя из определения правового государства, необходимо отметить, что важнейшим и центральным местом в правовом государстве являются права и свободы человека и гражданина. Представляется актуальным вкратце их рассмотреть.

В системе регуляторов жизни общества особое место уделено праву.

Свобода гражданина является широкими возможностями человека удовлетворять свои потребности без обращения за помощью к государству.

Прав гражданина охватывают личную область жизни, и распространяются на каждого. Являются неотчуждаемыми и принадлежат гражданину с рождения, вненациональны и находятся под международной правовой защитой.

Понятия «права человека» и «права гражданина» различны.

Права гражданина – это те права, которые закреплены за гражданином лишь в силу его принадлежности к какому-либо государству.

Права человека – это права, которые принадлежат от рождения каждому.

Права гражданина означают, что человек может участвовать в делах государства, в выборах, находится на государственной службе.

Конституция РФ в статье 55 закрепила, что права человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, здоровья и нравственности, для обеспечения безопасности государства. Однако, данные меры можно применять только в чрезвычайных ситуациях. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах гласит, что права могут быть ограничены, но об этом должно быть объявлено другим государствам.

Таким образом, гражданин в правовом государстве должен обладать всеми правами и свободами, которые регламентированы Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее страны и международными актами. Никто не может быть подвергнут произволу и ограничен в правах.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 19.10.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата. [Пример] Например, в СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС По данной теме мы уже выполнили контрольную работу ВКП подробнее , были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Наследственное право мусульманских стран подробнее странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. [/Пример] В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

Готовые работы на аналогичную тему

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Например, Конституция России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.


Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Наиболее широким из этих понятий является понятие «человек». Человек- это живое существо представитель человеческого рода. Понятие «человек» выражает биологическую сущность, то есть свойственные всему живому черты (рождение, питание, размножение). Но «человек» является и социальным существом, так как навыки мышления творческой деятельности, речи он приобретает только находясь в обществе. Личность- это устойчивая система социально значимых свойств «человека». Личность тоже является продуктом общества. Личностью человек становится в ходе социализации, особенно активно этот процесс происходит в юности. Гражданин это человек, который рассматривается в свете его отношений с государством, обладает определённым правовым статусом, продуктом государства. Если личностью становятся в ходе жизни, то статус гражданина человек приобретает с рождением и теряет только со смертью. Все три понятия взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны биологическое в человеке предопределяет возможности личности и правовой статус так, младенец, психически нормальный человек, не является полноценной личностью. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивает человеку определённый жизненный стандарт.

Право и личность. Правовой статус личности: понятие. структура, виды.Правовой статус личности юридически закрепленное положение индивида в обществе. Правовой статус – комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства. Она состоит из четырех элементов: 1) Права личности – это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в обществе. Обязанности – это установленные и гарантированные государством требования к поведении. Человека, официальная мера должного поведения. 2) Свободы личности, по сути, также являются правами личности. Однако, предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, свобода совести как право на исповедование или не исповедование любой религии. Никто не вправе указывать, какой именно выбор делать человеку, никто не может ограничивать его. Только сам человек решает, как использовать принадлежащую ему свободу совести. 3) Законные интересы , юридически оправданные, притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не предусмотрены. Это объясняется тем, что в юридических нормах нельзя заранее предусмотреть все жизненные ситуации. При определении законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм. 4) Юридическая ответственность состоит в обязательности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях противоправных и виновных действий, ненадлежащего исполнения юридических обязанностей. Принято различать три основных вида основного статуса личности: общий статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Содержание этого статуса составляют права, свободы, обязанности, предоставленные государством всем гражданам. Этот статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократии в государстве. Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предоставленные законом. Индивидуальный статус – это совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности и.д. Он динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами. Наряду с основными видами различаются такие: статус физического и юридического лица, статус иностранцев, лиц без гражданства, с двойным гражданством. Все названные статусы неразделимы. Каждый человек обладает всеми ими. Общий у всех один, специальных множество, индивидуальных ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса, лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.Права человека – это неотъемлемые права и свободы личности, принадлежащие человеку от рождения, а права гражданина устанавливаются государством. Права и свободы личности можно классифицировать по двум основаниям: по времени формирования и содержанию принято различать права и свободы первого, второго и третьего поколений. Права и свободы первого поколения представляют собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе первых буржуазных революций. К ним относятся свобода слова и совести, равенство всех перед законом, право на жизнь и безопасность, право на участие в государственных делах, право на защиту от произвольного ареста и изгнания из страны, право на беспристрастный суд. Сущность этих прав заключается в защите от государственного произвола. Права и свободы второго поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социально-экономического положения и представляют собой выражение социальных притязаний граждан. Это право на труд и свободный выбор профессии, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование и т.д. Осуществление этих прав требует поддержки со стороны государства. Третье поколение прав и свобод сформировалось после второй мировой войны. К ним относятся : право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на социальное развитие. С одной стороны эти права принадлежат одному человеку, с другой – человечеству в целом. Самой распространенной является классификация прав и свобод по их социальному назначению. Выделяют четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные и культурные. Политические права и свободы обеспечивают политическое самоопределение и свободу человека, его участие в управлении государством и обществом. К ним относится право на общественные объединения и партии, свобода митингов, шествий, демонстраций, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местное самоуправление, участие в референдумах. Социально-экономические права и свобода призваны обеспечивать удовлетворение социально-экономических потребностей человека. К их числу относятся: право на защиту чести и достоинства, труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, здравоохранение и т.д. Личные права и свободы ограждают человека от незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир. К ним относятся: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, свобода совести, право на неприкосновенность жилища, свободу передвижения и выбор места жительства. Культурные права и свободы обеспечивают возможность пользования культурными достопримечательностями и ценностями. К ним относятся: право на свободу образования, научного, технического и художественного творчества, пользования достижениями культуры.

Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание.Смысл и содержание идеи правового государства разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство держится на богатстве определенных слоёв общества, на использовании чужого труда и др. Так, например, Т. Мор считал, что при частной собственности не возможно говорить ни о какой справедливости ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости. Теория правового государства прослеживается еще в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Китая и т.д. Пифагор считал наихудшим для всех злом беззаконие, анархию, а высшей добродетелью соблюдение законов. Платон полагал что, там где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства. Наихудшим устройством является царство беззакония, произвола и насилия. Аристотель считал , что там, где отсутствует власть закона, там нет места какой либо форме государства. Полиби выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой. Цицерон понимал государство как соединение людей, связанных согласием в вопросах права. Права, по его мнению, должно основываться на разуме и справедливости, что права человека принадлежат ему по природе. Он сформулировал принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все граждане, что все люди равны. Рабы являются такими же людьми, с ними следует обращаться как с равными. В 17-20 ом веках развивались идей правового государства. Локк разработал принципы взаимодействия отдельных частей власти для предотвращения узурпации. Приоритет отдавался законодательной власти, исполнительная и судебная оказывают на неё активное воздействие. Народ может предотвратить тиранию, обладая суверенитетом. Монтескье довёл до логического завершения теорию разделения властей. Путём сдерживании и противовесов можно добиться стабильности. Кант предлагал идею господства права в государстве. Если государство откланяется от этого принципа, то оно рискует потерять доверие граждан. Идеи правового государства нашли отражение в работах современных юристов, политологов и социологов и закреплены в современных конституциях. В условиях плюрализма по-разному воспринимаются идеи правового государства, но основные положения всегда отражают общечеловеческие ценности и интересы.

Принципы правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод гражданина, правовое ограничение государственной власти, разделение властей, верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности и др.

1) Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина предполагает создание условий для нормальной деятельности гражданского общества, которое станет противовесом государству, не допустит беззакония. 2) Разделение властей необходимо для нормального функционирования государства. Ветви власти существуют независимо друг от друга, каждая выполняя сваю функцию контролирует другие ветви власти. 3) Верховенство закона означает, что не один государственный орган, коллектив, человек не освобождается от подчинения закону. Государство, вырабатывая законы, само выступает одним из субъектов права, то есть осуществляется равенство между государством и личностью. Верховенство закона означает что государство не может издавать законы противоречащее естественному праву. Все подзаконные акты должны строго соответствовать Конституции. Не допустимо подменять закон подзаконными актами. 4) Реальность прав и свобод гражданина понимается как не только провозглашение этих прав, но и их гарантии государством. гарантиями могут бать законодательное закрепления прав и свобод. Оно достигается путём создания механизма их всесторонней защищённости, установления гражданской, административной, уголовной ответственности за их нарушение. 5) Взаимная ответственность государства и личности - один из принципов правового государства она означает, что, как граждане несут ответственность перед государством, так и государство, в лице своих органов, несёт ответственность перед гражданами. 6) Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многочисленных политических организаций, партий, идеологий, веротерпимость, свободу изложения своих политических установок, пропаганду.

Проблемы становления правового государства в России.В конституции РФ Россия провозглашается правовым государством, для которого характерен политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека и его права и свободы. Это положения отражает не реальную действительность, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия, рост цен и инфляция, усиление бюрократизма и коррупция, замедляют этот процесс. Успешное формирование правового государства не возможно без создания реальных условий: 1) достижения высокого уровня политического и правового сознания людей. 2) Создания единого законодательства. 3) Ограничение вмешательства государства в сферу экономики. Прямое вмешательство в экономику посягает на экономическую свободу, а значит и создание правового государства. Однако в РФ ещё сильны традиции государственного регулирования экономикой, 17 августа 1998 года является следствием половинчатости экономических реформ. 4) Разработка продуманной политики и средств её реализации. В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов и территориальной целостности страны.

С межнациональными отношениями связанны вопросы суверенитета. Сегодня в РФ ещё существует крайние формы национализма, сепаратизма. Примером служит Чечня. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки.Гражданское общество это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Гражданское общество является особым периодом в истории человечества, оно возникает в результате отделения государства от социальных структур. Формирование гражданского общества заняло несколько веков и не завершено сегодня. Гражданское общество это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою инициативу, имеющих равные возможности, освобождённых от лишних запретов. В структуру гражданского общества входят: общественные объедения, политические партии и движения, сферы воспитания и образования, семья, церковь, не государственные средства массовой информации, не государственные социально-экономические средства (собственность, труд, предпринимательство). В современном гражданском обществе выделяют три уровня отношений. Первый уровень охватывает семью, быт, культуру, образование, то есть, связан с воспроизводством самого человека. Второй уровень охватывает область экономики: производство, распределение, обмен. Третий уровень связан с политикой и охватывает политические объединения граждан, партии движения. В условиях демократии часть государственной власти передаётся органам самоуправления. В отличие от государства гражданское общество имеет не вертикальную а горизонтальную систему связи, основанных на равенстве и личной инициативе, соглашениях и договорах. В РФ заложены основы гражданского общества: ведущее место в промышленности перешло к частным предпринимателям, профсоюзы стали силой рабочего класса, сложилась развитая система общественных движений, партий, организаций. Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм. Соотношение общества и государства.Взаимоотношения государства и общества зависят от зрелости самого общества: если гражданское общество расплывчато и примитивно, то государство является его «внешней формой». Государство может уничтожить гражданское общество и выступить единственным институтом власти. Лишь при условии наличии зрелого гражданского общества его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В западной юридической науке существует две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает его как социальную универсалию, обозначающую пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме. Вторая – гражданское общество представляет как феномен западной культуры, как конкретно-историческую форму существования западной цивилизации. Ее универсальность состоит в балансе трех сил: разделенных институтов власти гражданского общества и автономной личности. В современных условиях, отличающихся от эпохи свободной конкуренции и ранне-либерального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, не взирая на это, разделение на гражданское общество и государство не утратило актуальности.

Гарантии прав и свобод личности: понятие прав и свобод. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства. Гарантия основных прав и свобод – это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Государственная гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна лишь в условиях демократического правового государства. Статья первая Конституции РФ признает Россию таким государством. Принцип, закрепленный в этой статье Конституции – важнейшее условие государственной гарантированности соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Важной государственной гарантией является их признание непосредственно действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти. Государство гарантирует права и свободы человека и гражданина, относя их регулирование в исключительное ведение РФ, это призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории РФ. Гарантом прав и свобод является Президент РФ. Для усиления гарантий создана комиссия по правам человека при Президенте РФ. Защита прав и свобод – это недопущение правовыми и организационными способами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных. Важнейшей юридической гарантией является судебная защита, которая дана каждому, широко используются административно-правовые способы защиты прав и свобод человека. Гарантии такой защиты закреплены в статье 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ). В РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Глава 2 Конституции РФ направлена на обеспечение государственной правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. В ней нашли свое отражение важнейшие принципы судопроизводства. Среди них: презумпция невиновности, положение о том, что никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление, право осужденного на пересмотр дела вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом и т.д. Помимо конституционных гарантий правовой защитой прав и свобод личности существуют многочисленные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в нормах отраслевого законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право также обратиться за защитой своих прав и свобод в международные правозащитные организации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: