Исключительная собственность государства рб это

Обновлено: 10.05.2024

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Настоящий Закон направлен на защиту общегосударственных интересов в целях обеспечения территориальной целостности государства, национальной, экономической и энергетической безопасности, социальной защищенности населения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения историко-культурного и духовного наследия.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет объекты, находящиеся только в собственности государства, и виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на объекты, составляющие в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исключительную собственность государства (недра, воды, леса). Отношения, связанные с такими объектами, регулируются законодательством о недрах, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов.

Статья 2. Законодательство об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства

Законодательство об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Статья 3. Государственное регулирование в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности

Государственное регулирование в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов в пределах своей компетенции в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 4. Полномочия Президента Республики Беларусь в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности

Президент Республики Беларусь в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Объекты, находящиеся только в собственности государства, определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законами Республики Беларусь.

Отношения, связанные с объектами и видами имущества, находящимися только в собственности государства, регулируются настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 2. Объекты, находящиеся только в собственности государства

К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:

1. Природные ресурсы:

земли сельскохозяйственного назначения, а также другие земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность;

особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество;

дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь;

воздушное пространство Республики Беларусь;

2. Военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности:

военное имущество, находящееся в оперативном управлении воинских частей и соединений, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций министерств и других республиканских органов государственного управления, имеющих воинские формирования, перечень которого установлен законодательством Республики Беларусь;

боевая военная и специальная техника;

оборонные объекты, в том числе объекты гражданской обороны;

холодное, огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к нему, кроме видов оружия и боеприпасов к нему, приобретение которых разрешено физическим и (или) юридическим лицам законодательством Республики Беларусь;

специальные средства активной обороны и обеспечения операций, применяемые министерствами и другими республиканскими органами государственного управления при исполнении возложенных на них задач, кроме средств, являющихся средствами общего пользования в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

материальные ценности государственного и (или) мобилизационного материальных резервов.

3. Химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия, перечень которых установлен законодательством Республики Беларусь.

4. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств, а также предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия по переработке конопли; наркотические и психотропные вещества и средства, за исключением установленных законодательством Республики Беларусь лекарственных средств, применяемых по назначению врача.

5. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства;

сильнодействующие и ядовитые вещества, за исключением тех веществ, приобретение которых разрешено законодательством Республики Беларусь физическим и (или) юридическим лицам.

6. Взрывчатые вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

7. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением (кроме приборов и установок, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи), соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных веществ и материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь знак радиоактивной опасности.

8. Источники ионизирующих, акустических, электромагнитных и лазерного излучений, а также приборы и установки на их основе, имеющие военное назначение или предназначенные для поражения различных объектов, кроме приборов, установок и оборудования, приобретение и использование которых разрешено физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов.

9. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники;

находящиеся на подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых эвакуировано или отселено население, здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, принадлежавшие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию.

10. Предприятия по добыче, переработке руд ценных металлов и камней, калийных руд, радиоактивных и редкоземельных элементов.

11. Предприятия, находящиеся в ведении республиканских органов государственного управления по патентам; по стандартизации, метрологии и сертификации; по земельным ресурсам, геодезии и картографии.

12. Национальные эталоны единиц величин.

13. Находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона детские дошкольные учреждения, учебные заведения, специализированные предприятия по обеспечению образовательного процесса, внешкольные учебно-воспитательные учреждения всех типов, детские дома, Дома ребенка, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, интернаты и госпитали для детей и инвалидов, финансируемые из республиканского и местных бюджетов; организации и учреждения социальной защиты, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов; протезно-ортопедические предприятия.

14. Лечебно-профилактические и государственные санаторно-курортные учреждения, занимающиеся лечением больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями (включая СПИД, венерические и заразные кожные заболевания), лечением онкологических и психических (в агрессивных формах) заболеваний, медицинской экспертизой.

15. Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных предприятий:

водопроводно-канализационного хозяйства, уличного городского освещения, внешнего благоустройства городов и поселков городского типа;

электроснабжения: системообразующие и межгосударственные электрические сети и подстанции напряжением 220 кВ и выше; электрические сети и подстанции напряжением 0,4 - 110 кВ для одновременного электроснабжения различных групп потребителей;

теплоснабжения: магистральные тепловые сети; распределительные тепловые сети; центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжения различных групп потребителей;

газоснабжения: газораспределительные пункты, подземные емкости и хранилища сжиженного газа;

магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы.

16. Специализированные предприятия, а также иные предприятия и их обособленные подразделения по производству этилового пищевого спирта, ликеро-водочных изделий, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов; хлебные базы, осуществляющие хранение государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки.

17. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, предприятия государственного дорожного хозяйства, содержащие их на балансе и выполняющие работы по содержанию, ремонту и развитию, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского и местных дорожных фондов.

18. Объекты железнодорожного транспорта, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных фондов, средств государственных предприятий, а также предприятия и организации, входящие в состав Белорусской железной дороги.

19. Внутренние водные пути, инженерные и искусственные сооружения, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных фондов, средств государственных предприятий, а также предприятия внутреннего водного транспорта, непосредственно обслуживающие эти сооружения и выполняющие работы по содержанию водных путей.

20. Предприятия, объекты, системы и средства, связанные с управлением воздушным движением и контролем за воздушным пространством, центры метрологии и летно-испытательные станции гражданской авиации; аэродромы национальных аэропортов, военные аэродромы.

21. Метрополитен и городской электрический транспорт.

22. Предприятия, организации и учреждения лесного хозяйства, осуществляющие управление лесами, государственный контроль за лесопользованием, учет, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

23. Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, имеющие межхозяйственное значение, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных предприятий.

24. Учреждения Национального банка Республики Беларусь, обеспечивающие печатание банкнот национальной денежной единицы, чеканку монет, хранение неэмиссированных банкнот и монет, а также хранение печатных форм и штампов.

25. Предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение знаков почтовой оплаты, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг, а также предприятия по разработке и производству государственных знаков, бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, специальных материалов, других средств и по разработке методов их защиты от подделки.

26. Предприятия, обеспечивающие производство и хранение орденов и медалей.

27. Историко-культурные ценности, которые составляют Библиотечный фонд Республики Беларусь либо включены в Музейный фонд Республики Беларусь или в состав Национального архивного фонда Республики Беларусь и переданы государством на постоянное хранение государственным библиотекам, государственным музеям, государственным архивам, государственным галереям.

29. Информация, сведения, объекты и имущество, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам.

30. Межрайонные и районные станции и лаборатории, посты и другие организации республиканского органа государственного управления по гидрометеорологии, а также лаборатории и организации республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

31. Научные организации и организации научного обслуживания, входящие в состав Национальной академии наук Беларуси и Академии аграрных наук Республики Беларусь.

32. Имущество Национального банка Республики Беларусь, органов государственной власти и управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, находящееся на балансе этих органов, средства республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных фондов.

33. Объекты таможенной инфраструктуры.

34. Предприятия и объекты лечебно-производственных и исправительно-трудовых колоний.

35. Кладбища и крематории.

36. Ценности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, кроме ценностей, в отношении которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь принято решение о переходе права собственности.

37. Специализированные предприятия по сбору, переработке лома драгоценных металлов, драгоценных камней и отходов, их содержащих, по скупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней в ломе и изделиях, а также по изготовлению, ремонту, реставрации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, подведомственные республиканскому органу государственного управления по драгоценным металлам и драгоценным камням.

38. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского, местных бюджетов и других источников государственных средств.

39. Предприятия (объединения), организации и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор.

40. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.

41. Научно-производственные организации Белорусского государственного научно-производственного концерна межотраслевого машино- и приборостроения, Белорусского государственного научно-производственного концерна порошковой металлургии;

42. Геодезические пункты государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей и иные геодезические пункты, созданные за счет средств республиканского или местных бюджетов, геодезические и картографические материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Республики Беларусь, полученные в результате геодезической и картографической деятельности, осуществляемой за счет средств республиканского или местных бюджетов.

Статья 3. Владение, пользование и распоряжение объектами, находящимися только в собственности государства

Владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется уполномоченными государственными органами, государственными юридическими лицами и республиканскими государственно-общественными объединениями в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Распоряжение объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, находящиеся только в собственности государства.

Объекты, находящиеся только в собственности государства, не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Объекты, находящиеся только в собственности государства, в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь, могут являться объектами концессий.

Статья 4. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Юридические лица частной формы собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Особенности применения настоящего Закона

Положения настоящего Закона не распространяются на предприятия (организации, учреждения), находящиеся только в собственности государства, в случаях:

отчуждения неиспользуемого или неэффективно используемого имущества. Отчуждение данного имущества производится предприятиями (организациями, учреждениями) в процессе хозяйственной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь;

залога имущества, реализация которого при невыполнении залогодателем обеспеченного залогом обязательства не причинит ущерба основной деятельности предприятия (организации, учреждения);

передачи имущества в аренду. Передача имущества в аренду осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь без предоставления арендатору права на выкуп арендованного имущества;

передачи права пользования имуществом по концессионному договору в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Статья 7. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных актов, противоречащих настоящему Закону;

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом.

Совету Министров Республики Беларусь - по объектам республиканской собственности, областным и Минскому городскому Советам депутатов - по объектам коммунальной собственности в трехмесячный срок установить порядок формирования и утверждения перечня государственных предприятий (объединений), организаций и учреждений, отнесенных настоящим Законом к объектам, находящимся только в собственности государства и не подлежащих разгосударствлению и приватизации.

Признать утратившими силу Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 года "О предприятиях (объединениях), организациях и видах имущества, не подлежащих разгосударствлению и приватизации" в части утверждения перечня предприятий (объединений), организаций и видов имущества, не подлежащих разгосударствлению и приватизации (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 26, ст. 327; 1994 г., N 6, ст. 72) и Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 июля 1994 года "О видах имущества, не подлежащего разгосударствлению и приватизации" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 21, ст. 419).

1. К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:

1.1.1. сельскохозяйственного назначения;

1.1.2. природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

1.1.3. лесного фонда;

1.1.4. водного фонда;

1.1.5. под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

1.1.6. общего пользования;

1.2. земельные участки:

1.2.1. на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства;

1.2.2. на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (в зоне эвакуации (отчуждения), зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, с которых отселено население);

1.2.3. на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых;

1.2.4. которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций;

1.3. радиочастотный спектр;

1.4. капитальные строения (здания, сооружения) и иное имущество, находящиеся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (в зоне эвакуации (отчуждения), зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, с которых отселено население), за утрату которых организациями и гражданами получена компенсация, а также перешедшие в порядке, установленном законодательством, в собственность государства по иным основаниям;

1.5. химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для создания и производства химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия, перечень которых установлен законодательством;

1.6. объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь;

1.7. объекты использования атомной энергии (ядерные установки, ядерные материалы, отработавшие ядерные материалы, эксплуатационные радиоактивные отходы, пункты их хранения), за исключением объектов атомной электростанции и указанных объектов, необходимых для ее функционирования, изделия с применением ядерных материалов (кроме изделий, использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательством, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов), суда с ядерной энергетической установкой;

1.8. приборы и установки на основе ионизирующих, акустических, электромагнитных и лазерного излучений, имеющие военное назначение или предназначенные для поражения различных объектов, кроме приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов, а также приборов на основе ионизирующих, акустических, электромагнитных и лазерного излучений, приобретение и использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательством;

1.9. наркотические средства и психотропные вещества, включенные в список 1 и список 5 республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь;

1.10. сильнодействующие ядовитые вещества, за исключением веществ, приобретение и использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательством;

1.11. полигоны, сооружения (комплексы сооружений), предназначенные для захоронения твердых и жидких ядовитых химических отходов, продуктов, материалов;

1.12. средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы;

1.13. ценности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

1.14. материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;

1.15. особо режимные и режимные объекты, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

1.16. объекты военного и специального назначения, а также другое имущество, используемое в интересах национальной безопасности, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, в том числе:

1.16.1. имущество (продукция) военного назначения и специальная техника, находящиеся в оперативном управлении государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненных им воинских частей, организаций и подразделений;

1.16.2. оборонные объекты;

1.16.3. специальные средства защиты активной обороны, обеспечения специальных операций, обнаружения, обезвреживания и уничтожения взрывных устройств и неразорвавшихся боеприпасов, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, а также государственных организаций, подчиненных указанным государственным органам и государственным организациям, применяемые при исполнении возложенных на них задач (кроме средств, которые являются средствами общего пользования либо использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательными актами);

1.16.4. оружие, боеприпасы к нему, кроме видов оружия и боеприпасов, приобретение которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательными актами;

1.16.5. военные, военно-вспомогательные, пограничные суда;

1.17. взрывчатые вещества и взрывные устройства, кроме видов взрывчатых веществ и взрывных устройств, приобретение которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательными актами;

1.18. сети электросвязи специального назначения;

1.19. средства правительственной связи;

1.20. оборудование засекреченной связи и шифровальная техника (средства криптографической защиты информации), предназначенные для защиты государственных секретов;

1.21. государственные секреты;

1.22. находящиеся на постоянном хранении в государственных библиотеках или государственных музеях материальные культурные ценности (в том числе историко-культурные ценности), составляющие Библиотечный фонд Республики Беларусь или включенные в Музейный фонд Республики Беларусь, и государственная часть Национального архивного фонда Республики Беларусь;

1.23. геодезические пункты государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей и иные геодезические пункты, созданные за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Республики Беларусь, полученные в результате геодезической и картографической деятельности, осуществляемой за счет средств республиканского или местных бюджетов;

1.24. гидрометеорологические объекты государственной гидрометеорологической службы;

1.25. пункты наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

1.26. научные объекты, включенные в Государственный реестр научных объектов, которые составляют национальное достояние;

1.27. национальные эталоны единиц величин;

1.28. места погребения (за исключением мест погребения, расположенных на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательными актами религиозным или иным организациям для создания мест погребения), а также крематории;

1.29. находящиеся в государственной собственности на дату вступления в силу настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, создание (приобретение) которых осуществлялось полностью за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и (или) государственных внебюджетных фондов, и (или) средств государственных юридических лиц:

1.29.1. аэродромы и аэропорты, летно-испытательные станции гражданской авиации;

1.29.2. объекты гражданской обороны;

1.29.3. автомобильные дороги общего пользования;

1.29.5. сооружения и устройства, предназначенные для воздействия на водные потоки, забора, транспортировки, обработки и перераспределения вод, сброса сточных вод (плотины, каналы, насосные станции, скважины и иные подобные сооружения и устройства);

1.29.6. сооружения на внутренних водных путях, предназначенные для обеспечения судоходства;

1.29.7. межхозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, имеющие межхозяйственное значение, а также внутрихозяйственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения;

1.29.8. объекты инженерной инфраструктуры общего пользования:

теплоснабжения (магистральные тепловые сети, распределительные тепловые сети и центральные тепловые пункты для одновременного теплоснабжения разных потребителей);

наружного освещения улиц населенных пунктов;

городского электрического транспорта;

системообразующие линии электропередачи и подстанции напряжением 110 кВ и выше;

межгосударственные линии электропередачи всех классов напряжения, а также подстанции, к которым они присоединены, системы и средства управления указанными объектами;

1.29.9. капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, которые используются для:

подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;

размещения и обеспечения функционирования государственных учреждений образования, а также организаций, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования системы образования;

социального обслуживания государственными организациями, оказывающими социальные услуги;

размещения и обеспечения функционирования государственных организаций государственной системы здравоохранения;

размещения государственных санаторно-курортных организаций, осуществляющих лечение пациентов, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, дерматовенерологические заболевания, психические расстройства (заболевания);

осуществления содержания, ремонта и развития (строительства, реконструкции) автомобильных дорог общего пользования;

1.29.10. капитальные строения (здания, сооружения), предприятия как имущественные комплексы, изолированные помещения, оборудование, которые используются для хранения государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки;

1.29.11. капитальные строения (здания, сооружения), другие объекты недвижимости, используемые для размещения государственных органов и обеспечения выполнения ими возложенных на них функций;

1.30. капитальные строения (здания, сооружения) Государственного хранилища ценностей Министерства финансов;

1.31. капитальные строения (здания, сооружения), другие объекты недвижимости, закрепленные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за:

1.31.1. государственными организациями, подчиненными Министерству по чрезвычайным ситуациям и обеспечивающими сохранность государственного материального резерва;

1.31.2. органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовыми профилакториями;

1.31.3. Национальной академией наук Беларуси, научными организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук Беларуси и осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки;

1.32. капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками и национальными парками, и закрепленные на праве оперативного управления за этими государственными учреждениями;

1.33. капитальные строения (здания, сооружения), предприятия как имущественные комплексы, закрепленные за государственными организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на дату вступления в силу настоящего Закона и используемые для:

1.33.1. эксплуатации радиотелевизионных передающих станций;

1.33.2. эксплуатации оборудования, обеспечивающего охрану радиочастотного спектра и его эффективное использование;

1.35. объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, находящиеся в государственной собственности на дату вступления в силу настоящего Закона, вновь вводимые в эксплуатацию, создание (приобретение) которых осуществлялось полностью за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и (или) государственных внебюджетных фондов, и (или) средств государственных юридических лиц, а также переданные в государственную собственность объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

1.36. капитальные строения (здания, сооружения), оборудование магистральных трубопроводов, предназначенные для поставки газа, и объекты газораспределительной системы, предназначенные для снабжения газом потребителей газа, находящиеся в собственности государства на дату вступления в силу настоящего Закона;

1.37. капитальные строения (здания, сооружения), системы и средства, используемые для управления воздушным движением и контроля за воздушным пространством;

1.38. капитальные строения (здания, сооружения), расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;

1.39. жилые помещения государственного жилищного фонда, которые в соответствии с законодательными актами не подлежат приватизации;

1.40. другие объекты, предусмотренные законодательными актами.

2. Учет объектов, находящихся только в собственности государства, за исключением объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.6, 1.9, 1.10, 1.12 - 1.15, 1.18 - 1.21, 1.34 и 1.39 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном по объектам, находящимся:

2.1. в республиканской собственности, - Советом Министров Республики Беларусь;

2.2. в коммунальной собственности, - соответствующими местными Советами депутатов.

20 ноября, Минск /Екатерина Нечаева - БЕЛТА/. Перечень объектов, находящихся в исключительной собственности государства, планируется упорядочить и сократить. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил член Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Беларуси Алексей Кузьмич.

В настоящее время в парламенте идет работа над законопроектом об объектах, находящихся только в собственности государства, и о видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

Проект документа предусматривает упорядочение и сокращение перечня объектов, которые могут принадлежать только государству, рассказал Алексей Кузьмич. По его словам, при подготовке законопроекта проходит своего рода ревизия объектов госсобственности. "Это нужно для того, чтобы определить те из них, которые могут сменить собственника, а с государства, таким образом, снять финансовую нагрузку, уменьшить расходы из госбюджета на управление госимуществом", - отметил депутат.

Ожидается, что в государственной собственности останутся только те объекты и виды имущества, которые обеспечивают территориальную целостность государства, его экономическую и энергетическую безопасность, социальную защищенность населения. Например, без всяких сомнений государству будет принадлежать строящаяся АЭС. "А вот собственник отработанных шахт, где прекратили добычу угля, может и смениться. Зачем государству постоянно их содержать? Возможно, их кто-то захочет взять в аренду или выкупить", - считает Алексей Кузьмич.

Судьба тех объектов, которые исключат из перечня, будет решаться постепенно. Главное слово останется за коллективом. Объект будет оставаться государственным до тех пор, пока не найдется иной подходящий вариант. Но уже будут созданы правовые нормы для смены формы собственности. На объект сможет претендовать инвестор. У него появится право прийти и предложить свои условия.

В законопроекте также предлагается снять государственную монополию с отдельных видов деятельности. Например, хранением и переработкой отходов вполне могут заняться частники. А вот на издание бланков строгой отчетности сохранится исключительное право государства. "Во время работы над законопроектом обсуждали вопрос о том, можно ли передать в частные руки кладбища. Но пока решено оставить их в собственности государства", - рассказал парламентарий.

По его словам, необходимость пересмотреть перечень объектов госсобственности вызвана изменившейся экономической ситуацией в стране. Сейчас почти во всех сферах деятельности наряду с государственными юридическими лицами успешно работают и юрлица частной формы собственности. В проекте закона учтены принятые правительством страны решения о приватизации до 2011 года значительного числа госпредприятий. Это позволит увеличить приток инвестиций в реальный сектор экономики. Таким образом, будут созданы условия, чтобы привлечь отечественных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в долгосрочных экономических связях, готовых взять на себя обязательства по выполнению социальных условий.

Как ожидается, законопроект об объектах, находящихся только в собственности государства, и о видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства, будет рассмотрен депутатами в первом чтении на заседании текущей осенней сессии Палаты представителей.

Право собственности составляет неограниченное и исключительное господство лица над вещью. Правомочия собственника в отношении своей вещи определены в п. 1 ст. 210 ГК.

Так, ГК выделяет так называемую триаду возможностей собственника по отношению к своей вещи: это право владения, право пользования и право распоряжения. При этом названные правомочия могут реализовываться собственником как отдельно, так и в совокупности.

Кроме того, ГК наделяет собственника определенной властью над своей вещью. При этом осуществление власти над своей вещью должно происходить в порядке, установленном законодательством, и не противоречить ему. Соответственно, принадлежащие собственнику правомочия могут им осуществляться по своему усмотрению в пределах, допускаемых законодательством.

Таким образом, субъект права собственности может делать с принадлежащей ему вещью все, что ему прямо не запрещено. Это подтверждает теорию о том, что право собственности есть неограниченное господство над вещью.

В данном материале автор поднимает вопрос и рассматривает правовые последствия в случае, если собственник реализует свои правомочия по отношению к недвижимому имуществу в период так называемой правовой паузы, т.е. в период между госрегистрацией договора об отчуждении (в том случае, когда собственник еще не лишен возможности распоряжения имуществом) и моментом госрегистрации перехода права.

Госрегистрации подлежат недвижимое имущество, права на него и сделки с ним в случаях, предусмотренных законодательными актами .

Госрегистрация сделки и регистрация права во временном промежутке могут не совпадать .

По общему правилу бремя регистрации права собственности в равной степени возлагается как на покупателя, так и на продавца. Поэтому каждая из сторон в договоре в большей или меньшей степени имеет заинтересованность в скорейшей (или наоборот) передаче права собственности с соответствующим оформлением титула.

Вместе с тем практике известны случаи, когда стороны заключают договор купли-продажи недвижимости, регистрируют его, а вот с регистрацией перехода права собственности по тем или иным причинам решают немного повременить.

Следует отметить, что на такое имущество может быть наложен арест по долгам собственника.

Пример 1

Был рассмотрен спор, в ходе которое суд установил следующее. 07.12.2017 стороны заключили и зарегистрировали договор купли-продажи недвижимого имущества. Покупатель обратился за госрегистрацией перехода права лишь 30.08.2018. Однако в регистрации ему отказали в связи с наличием запрета судебного исполнителя от 24.08.2018 по исполнительному производству, в котором продавец являлся должником.

Данное суждение также подтверждается и п. 2 ст. 522 ГК, согласно которому исполнение договора продажи недвижимости сторонами до госрегистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Так, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Беларуси указала, что по смыслу указанной статьи для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвующих в деле, подлежащие госрегистрации права на имущества возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в госреестр, а не с момента совершения или фактического исполнения сделки .

Таким образом, до госрегистрации перехода права собственности к покупателю для третьих лиц собственником имущества остается продавец.

В этой связи представляется интересным тот случай, когда собственник в период так называемой правовой паузы совершит еще одну сделку по отчуждению имущества: будет ли данная сделка конкурировать со сделкой, заключенной ранее, и есть ли в таком случае приоритетность для кого-либо из покупателей относительно первоочередности заключенного договора; нарушит ли указанная сделка законные права третьих лиц.

Пример 2

По условиям договора между ЧУП «Б» и ИП В. право собственности на объект недвижимости переходит к ИП В. только при наличии в совокупности трех условий:

1) полной оплаты стоимости объекта;

2) подписания сторонами передаточного акта;

3) госрегистрации перехода права собственности на объект.

При этом оплата стоимости объекта недвижимости была произведена ИП В. только в части .

Таким образом, обстоятельства данного дела демонстрируют нам тот случай, когда в отношении одного и того же объекта недвижимости были совершены два правомочно-распорядительных акта, которые по своей сути являются сделками:

1) отчуждение недвижимости на основании договора — по воле собственника;

2) отчуждение недвижимости в виде изъятия ее путем обращения взыскания с последующей реализацией посредством электронных торгов — помимо воли собственника, но в установленном законом порядке принудительного изъятия.

Вместе с тем, несмотря на то, что это два абсолютно разных по своей правовой природе юридических факта, они влекут как для собственника, так и для третьих лиц совершенно одинаковые правовые последствия в виде передачи вещи и перехода права собственности на нее.

Отвечая на вопрос относительно конкуренции сделок (если продавец заключил несколько договоров купли-продажи в отношении одного и того же недвижимого имущества), необходимо отметить следующее.

В схожих по обстоятельствам ситуациях будет применяться ст. 369 ГК и, по мнению автора, в случае возникновения уже конкуренции требований приоритет будет иметь тот из кредиторов, кому вещь уже передана в фактическое владение. Если же факта передачи вещи не было то, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить — тот, кто раньше предъявит иск.

Автор полагает, что такой вывод вытекает из смысла ст. 520, 522 и 525 ГК. По договору продажи недвижимости отчуждению подлежит имущество, а причиной перехода права к покупателю является ее передача продавцом в собственность покупателя, т.е. переход права на вещь происходит вследствие передачи вещи. При этом вышеназванные нормы нельзя толковать и применять отдельно от ст. 224 ГК.

Также необходимо учесть, что для приоритетности по ст. 369 ГК равным образом имеет принципиальное значение именно факт передачи вещи покупателю в фактическое владение , поскольку владеющий вещью по смыслу ст. 369 ГК вправе требовать передачи вещи в собственность, а не признания права. Соответственно, требования кредиторов должны формироваться согласно очередности: если никому из кредиторов вещь в фактическое владение не передавалась, то применяется общее правило ст. 369 ГК, но если же кому-либо одному из данных кредиторов вещь уже передана в фактическое владение, то, по мнению автора, такой кредитор имеет приоритет в получении титула собственника над всеми остальными применительно к ст. 369 ГК, поскольку при наличии двух самостоятельных договоров право собственности у одного покупателя при передаче вещи во владение другому покупателю возникнуть не может. В таком случае остальным кредиторам остается только право на иск о взыскании убытков .

Таким образом, если недвижимое имущество не передано во владение покупателя, то последний вправе на основании ст. 369 ГК потребовать от продавца его отобрания с последующим предъявлением требования о госрегистрации перехода права собственности .

Вышеперечисленные правила о конкуренции сделок, по мнению автора, дают прямой ответ на одно из обстоятельств приведенного выше спора .

Автор полагает, что в описанной ситуации отказ регистратора в совершении регистрационного действия со ссылкой на подп. 1.3 п. 1 ст. 36 Закона N 133-З не является правильным по причинам того, что:

а) на момент обращения в регистрирующий орган вещь была передана судебным исполнителем участнику торгов (ООО «А») в фактическое владение по акту передачи имущества, следовательно данный участник имеет преимущество в получении титула собственника относительно покупателя по договору купли-продажи (ИП В.);

в) отсутствует как таковой субъект, чьи законные права нарушаются в результате совершения регистрационного действия, а само по себе наличие ранее заключенного договора купли-продажи недвижимого имущества не свидетельствует, что тем самым нарушается какое-либо законное право покупателя (ИП В.) по указанному договору.

Вместе с тем стоит учесть, что при отсутствии факта нарушения законных прав других лиц последовательная регистрация вышеуказанных сделок противоречит сущности и цели ЕГР недвижимого имущества.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, автор приходит к выводу, что любая сделка с недвижимостью — это очевидные риски с вероятностью наступления неблагоприятных последствий в результате ее проведения. И, как уже показывает практика, при ведении сделки органом принудительного исполнения наступление рисков нисколько не минимизировано.

Автор рекомендует заинтересованным лицам перед принятием решения о приобретении недвижимого имущества с целью оценки разнообразных рисков, связанных с инвестированием, не надеяться на юридическую чистоту сделки, сопровождаемую органом принудительного исполнения, а осуществлять сбор и анализ информации о приобретаемом объекте самостоятельно либо посредством юридического due diligence.

На заметку
Due diligence — это юридическая экспертиза, направленная на сбор, понимание и объективную оценку всех юридических рисков, связанных с процессом инвестирования.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: