Судебная система польши это

Обновлено: 24.04.2024

Судебная власть Польши - это ответственность, согласно определению конституции Польши , четырехуровневой судебной системы: Верховный суд Польши , общие суды, административные суды (включая Верховный административный суд Польши ) и военные суды . Следовательно, трибуналы (такие как Конституционный суд и Государственный трибунал ) в строгом смысле не являются частью польской судебной системы, но в широком определении они включены в нее.

Общие суды, разделенные на апелляционные , районные и региональные суды , обладают компетенцией в области уголовного, гражданского, экономического, трудового и семейного права.

Судьи судов в Польше назначаются Krajowa Rada Sądownictwa (Национальный совет судебной власти) и назначаются пожизненно президентом Польши .

Прокуратура в Польше формируется Генеральным прокурором , Национальной прокуратурой , региональными, районными и апелляционными органами прокуратуры, а также прокурорами Института национальной памяти .

Реформы судебной системы, проводимые с 2017 года правящей партией «Право и справедливость», вызвали много споров. [1] [2] [3] Правящую партию обычно обвиняют как в Польше, так и за рубежом в попытках установить контроль над судами. [4] Были случаи, когда судьи привлекались к дисциплинарной ответственности после вынесения постановления, противоречащего интересам партии или требованиям прокурора по конкретному делу. [5] [6] [7] [1] [8] [9]

Polish Advocacy, Palestra (организации юристов и стажеров-юристов) и Высший совет юристов [ pl ] не признают решения дисциплинарной палаты Верховного суда с приостановленным статусом. [10]


Одним из примеров репрессий против независимых судей является случай 18 января 2021 года, когда заместитель генерального прокурора Польши переводит нескольких прокуроров, работающих в профессиональных ассоциациях, критикующих правительство, с их нынешних мест работы в новые офисы, в основном более чем на 400 км. Некоторые из них - люди с детьми в школах и с ипотечными кредитами. [11] [12] [13]
Европейская ассоциация судей и прокуроров - ассоциация MEDEL решительно осуждает это решение и направляет письмо президенту Комиссии ЕС Вере Йоуровой , вице-президенту Комиссии ЕС Урсуле фон дер Ляйен и Дидье Рейндерсу комиссару ЕС для справедливости заявил, что "не случайно, что большинство переведенных прокуроров являются членами независимой ассоциации Lex Super Omnia [ pl ] a MEDEL, объединяющей независимых и смелых прокуроров, которые высказываются о ситуации в прокуратуре »и что они« выражают свою полную поддержку и солидарность с преследуемыми прокурорами ». [14] [15]
Также польский омбудсмен Адам Боднар вмешался в то, что прокуратура делегировала несколько сотен километров от дома и есть дети, и попросила объяснений у министра юстиции и генерального прокурора Збигнева Зебро. [16 ]

В результате событий 18 января 2021 года 78 судей Верховного суда выразили свое несогласие с преследованием прокуроров и судей и работой так называемой Дисциплинарной палаты. [17] [18]

380 юристов, судей, прокуроров, поверенных, юрисконсультов и нотариусов встали на защиту независимых, преследуемых прокуроров, которых отправили на работу за сотни километров. [19]

24 января 2021 года группа из 25 вышедших на пенсию судей Конституционного трибунала выразила твердое несогласие с нарушением верховенства закона, которое недавно было применено к судьям, прокурорам и омбудсмену Польши. Судьи подвергли критике слова президента Польши Анджея Дуды, который сказал, что « . прокуроры могут сменить профессию, если им не нравится нынешняя ситуация ». Они также отмечают, что нарушение конституционного принципа независимости судей законодательной и исполнительной властью становится все более частым. [20]

Содержание

Серия реформ в польской судебной системе, проведенных в конце 2010-х годов, оказалась неоднозначной. [21] [22] [23] [24] [25] [26]

Приостановлена ​​экстрадиция в Польшу

В пятницу, 31 июля 2020 года, судьи Амстердама из международного отделения суда Амстердама (IRK) заявили, что « суды Польши больше не независимы от правительства, и верховенство закона серьезно подорвано », и попросили Европейский суд вынести решение, если « подозреваемые все еще могут быть экстрадированы в Польшу или, если теперь это будет прекращено ». [27] Также суды Германии, Ирландии, Словакии и Испании, из-за сомнений в независимости судов в Польше, приостанавливают выдачу польских граждан. [28]
В ожидании результатов вопроса, заданного IRK Европейскому суду.3 сентября 2020 года единственный голландский суд, обладающий юрисдикцией для выдачи и передачи иностранных подозреваемых, проживающих в Нидерландах, объявил, что они больше не будут применять европейские ордера на арест в Польше, заявив, что: « на том основании, что польская судебная система больше не независимым и ожидает решения, ответившего на его предварительные вопросы относительно последствий утраты судебной независимости в Польше ". [29] [30]

ЕС: процедура статьи 7 против Польши


После победы на выборах 2015 года и после серии судебных «реформ», которые дали PiS прямой правительственный контроль над судами и взятие под контроль Конституционного трибунала , ситуация вокруг верховенства закона в Польше подверглась широкой критике со стороны Европейского Союза. В 2017 году Европейская комиссия инициировала статью 7 Договора о Европейском союзе против Польши, что, следовательно, может привести к прекращению получения европейских средств и членства с правом голоса в совете.
В сентябре 2020 года Европейский парламент принял еще одну резолюцию, в которой выражается обеспокоенность по поводу законодательной и избирательной системы, независимости судебной власти и основных прав в Польше, в которой было написано, что ситуация с независимостью судебной власти в Польше ухудшилась после активации статьи 7 и позвоните Вере Йоуровой, чтобы немедленно принять меры. Авторы резолюции заявили, что они « глубоко обеспокоены недавним арестом 48 ЛГБТИ-активистов в Польше и критикуют призывы польского епископата о терапевтическом лечении лиц LGTBI » [31] [32] [33].

Отчет о верховенстве закона за 2020 год

В Первом ежегодном отчете о ситуации с верховенством права в Европейском союзе, опубликованном 30 сентября 2020 года, Комиссия напоминает обо всех своих предыдущих опасениях по поводу « реформ, влияющих на Конституционный трибунал, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Национальный совет Судебная власть и прокуратура усилили влияние исполнительной и законодательной властей на систему правосудия и, следовательно, ослабили судебную независимость ".
Основными темами критики в адрес Польши являются: тот факт, что министр юстиции одновременно является прокурором Генерал и выражает обеспокоенность в отношении Центрального антикоррупционного бюро.Подчинение исполнительной власти, правовая база, касающаяся плюрализма СМИ, Комиссия выражает озабоченность по поводу независимости Национального совета по СМИ и Национального совета по телерадиовещанию - двух органов, которым поручено регулировать польские СМИ. Она также указывает, что « правовая база в отношении СМИ Прозрачность собственности не одинаково применима ко всем субъектам СМИ »и комментирует планы правящей коалиции относительно возможных законодательных изменений в отношении концентрации средств массовой информации, принадлежащих иностранным владельцам. Кроме того, решение некоторых регионов объявить себя «зонами, свободными от ЛГБТИ» вызвало серьезные сомнения в способности местных властей справедливо распределять средства ЕС между НПО. В отчете также говорится о важной роли, которую играетПольский омбудсмен в защите верховенства закона и личные нападки на него со стороны правящего политического большинства в некоторых СМИ. [34] [35]

Судебная система польского государства имеет много общего с аналогичными системами других демократических государств, но в то же время обладает интересными особенностями. Законодательной базой данной системы является восьмой раздел Конституции. Обеспечением правосудия занимаются Верховный суд, общие, административные и военные суды. На случай войны предусмотрен сбор исключительного суда и ускоренные процедуры.

Судей назначает президент Польши, основываясь на кандидатурах, которые предлагают члены Всепольского судебного совета. По закону такие специалисты считаются несменяемыми, так как в законодательстве не определены временные рамки для таких должностей. Причиной для увольнения может стать серьезное заболевание или утрата сил, мешающая судье выполнять возложенные на него обязанности.

О каждой инстанции следует поговорить отдельно:

Данный судебный орган был основан в 1917 году и считается судом высшей инстанции. На сегодняшний день в составе польского Верховного суда насчитывается 86 служащих. По закону «Об устройстве судов общей юрисдикции», действующему с 27 июля 2001 года, именно Верховный суд отвечает за контроль над работой инстанций общей юрисдикции, а также военных и административных судов. Его главной функцией считается детальное рассмотрение кассаций, а также гарантия правильной и целостной интерпретации законов.

Верховный судья имеет право рассматривать жалобы на проведенные выборы в сенат или сейм, президентские выборы и референдумы. Он также обязан контролировать деятельность нотариальных и адвокатских палат. Не менее важной сферой ответственности является оценка законопроектов.

Польские суды общей юрисдикции занимаются рассмотрением дел, которые не имеют отношения к учреждениям специальной юрисдикции. Они подчиняются непосредственно Верховному суду и занимаются решением вопросов, связанных с семейными делами, социальными и трудовыми вопросами. Также в их компетенцию входит работа с инстанциями, занимающимися исполнением наказаний, регистрационными палатами и торговыми судами.

Данные органы работают на основе соответствующего закона «Об устройстве военных судов», действующего с 21 августа 1997 года. В центре внимания военных судов находятся уголовные дела, касающиеся вооруженных сил. Сами суды находятся в подчинении военной коллегии, состоящей из 9 экспертов.

  1. Административный суд и Высший административный суд

Административные суды республики занимаются решением вопросов, касающихся контроля над деятельностью публичной администрации. Они отвечают за вступление в силу различных постановлений и нормативных актов, изданных органами местного управления. Именно Высший административный суд является главным контролирующим органом в таких делах. Инстанция была основана в 1980 году, но известно, что такая система юстиции существовала еще в довоенное время в годы второй Польской республики, но её упразднили в советское время.

Коммерческая палата отвечает за рассмотрение вопросов ведения бизнеса, функционирования таможни и торговли. Проблемными ситуациями с налогообложением и прочими финансовыми вливаниями в государственный бюджет занимается финансовая палата. Другие дела остаются на попечении палаты по общим вопросам административного права.

Польский арбитражный суд существует с 1950 года. С 1990 он работает на базе Польской торговой палаты в Варшаве и пользуется особой популярностью в Европе. Пятая часть дел, которые рассматривает арбитражный суд, носит международный характер. Такой суд не бесплатный и регламентируется специальными тарифами. Только за 50 лет работы организации было успешно разрешено больше 10 тысяч споров.

Согласно полномочиям арбитражного суда, он рассматривает обращения фирм из разных уголков планеты на основе заключенных ранее договоров, приведших к судебным спорам. Стороны могут самостоятельно выбирать арбитров из установленного перечня. Пользоваться услугами арбитражного суда могут не только польские граждане, но и любое заинтересованное лицо.

Судебная реформа польской республики 2017 года стала поводом для серьезных разногласий в правительстве. Законопроект, принятый Сенатом в июле 2017 года, автоматически переводит Верховный суд страны под контроль министерства юстиции. Его глава получает право единолично назначать судей окружных и апелляционных инстанций. Подбором членов совета будет заниматься парламент вместо судейского сообщества. Представители оппозиции критически отнеслись к таким изменениям, рассматривая их как попытку установления диктатуры.

Это повлекло за собой затяжное политическое напряжение на всей территории государства и повышенное внимание к действиям властей Польши со стороны европейского сообщества. Недавно побывавшая с визитом в Варшаве Венецианская комиссия планирует представить рекомендации по реформированию системы судопроизводства в декабре 2017 года.

Всё, что нужно знать о судебной системе Польши

Национальный судебный реестр

KRS, он же общепольский государственный судебный реестр, представляет собой централизованную компьютеризированную базу данных, которая включает в состав три отдельных реестра:

  • для предпринимателей;
  • для ассоциаций, организаций профессионального или социального типа, а также фондов и учреждений здравоохранения;
  • для неплатежеспособных должников.

Все компании, которые планируют работать в соответствии с польским законодательством, обязаны пройти процедуру регистрации в KRS. Получить информацию из национального судебного реестра можно совершенно бесплатно, так как он является общедоступным. Выписки, полученные таким образом, имеют полноценную юридическую силу.

Электронная версия данного реестра представлена на портале польского Министерства Юстиции. Она существенно упрощает процесс регистрации новой фирмы. Номера KRS, NIP и REGON присваиваются новой компании в автоматическом режиме. Если же делать это не через реестр, а традиционным способом, сбор и подача соответствующих бланков в районный суд займет гораздо больше времени.

Использование такого реестра также может быть полезным для иностранных граждан, занимающихся поиском официального трудоустройства в Польше. Для проверки информации о любой фирме достаточно просто знать её название.

Всё, что нужно знать о судебной системе Польши

Конституционный суд

Польский конституционный трибунал проверяет, соответствуют ли действующие нормативные акты Конституции страны. Судьи, работающие в этом органе правосудия, назначаются Сеймом по рекомендации депутатов. Служащие имеют право занимать такую должность на протяжении одного срока продолжительностью в 9 лет. Всего насчитывается 15 судей Конституционного суда польского государства.

История создания такой инстанции национального уровня началась еще до Второй мировой войны. Однако в тот период полякам не удалось организовать собственный конституционный суд. Судебная власть долгое время работала по аналогу французской доктрины государственного права, но она не предусматривала формирование такого отдельного органа. В послевоенные годы была распространена советская модель государства.

Только в 1985 году появился современный трибунал, управление которым осуществлял Сейм. Однако обновление польской конституции в 1997 позволило ему обрести полную независимость. Пост председателя с 2016 года принадлежит Юлии Пшеуэбска.

Помимо проверки нормативных актов и законов на соответствие Конституции данный суд располагает следующими полномочиями:

  • улаживание конфликтов, имеющих отношение к компетенции центральных конституционных органов страны;
  • соответствие профессиональной деятельности и целей политических партий главному документу республики;
  • устранение проблем с препятствием исполнения прямых обязанностей президента.

Спорные моменты между административными единицами и государственной властью, а также действительность референдумов или выборов не входит в перечень полномочий Конституционного суда. Тот факт, что польская судебная система переживает кризис, свидетельствует о наличии в республике серьезных проблем с независимым органом контроля. Если Польша не справится с ним самостоятельно, представители ЕС будут вынуждены вмешаться.

Судебная власть Польши представлена судами и трибуналами. Суды осуществляют непосредственное отправление правосудия и включают в себя Верховный суд, общие суды, административные суды и военные суды. В военное время могут создаваться чрезвычайные суды (ст. 175).

Верховный суд осуществляет рассмотрение решений, принятых общими и военными судами. Первый председатель Верховного суда назначается президентом республики на 6 лет из числа кандидатов, выдвигаемых Общим собранием судей Верховного суда (ст. 183).

Высший административный суд и административные суды осуществляют контроль за деятельностью государственных служащих. Такой контроль заключается в том числе и в контроле за соответствием решений государственных органов законодательству страны. Председатель Высшего административного суда также назначается президентом республики на 6 лет из числа кандидатов, выдвигаемых Общим собранием судей Высшего административного суда (ст. 184–185).

Важной составляющей судебной власти Польши является Всепольский совет юстиции. Его основная задача — гарантия независимости судебных институтов. Состав Совета носит весьма специфический характер. В него входят: первый председатель Верховного суда, председатель Высшего административного суда, министр юстиции, а также лицо, назначаемое президентом страны. Кроме того, в Совет входят 15 судей, выбираемых из числа судей Верховного суда, общих судов, административных судов, военных судов. Далее, Совет включает в себя 4 представителя Сейма и 2 представителя Сената. Из числа своих членов Совет выбирает председателя и двух его заместителей. Члены Совета избираются на 4 года (ст. 187).

Государственный и Конституционный трибуналы выступают органами судебной власти, непосредственно взаимодействующими с другими ветвями власти. Государственный трибунал осуществляет контрольную функцию. Перед ним ответственны практически все органы исполнительной и законодательной власти, а также органы, контролирующие национальные финансы и СМИ.

Конституционный трибунал разрешает споры о компетенции между центральными конституционными органами государства (ст. 189), разрешает дела о соответствии нормативных актов и международных соглашений конституции страны, о соответствии конституции целей и деятельности политических партий и др. (ст. 188). Конституционный трибунал обладает полномочием, несколько ограничивающим власть президента. Президент может (но не обязан) обратиться в Конституционный трибунал с запросом о соответствии законопроекта, утверждённого парламентом и переданного ему на подпись, конституции страны. Если Трибунал подтверждает такое соответствие, то президент не имеет права отказаться от подписи, если Трибунал не подтверждает соответствие, то президент обязан наложить на законопроект вето (ст. 122).

Как и в большинстве демократических государствах, в Польше власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституционные основы организации и функционирования судебной системы в Польше охватывают правовой и организационный статус судебных органов, судебные процессы и правовой статус судьи. Ст. 173 Конституции Польши предусматривает дуализм судебной власти.

Система судов состоит из:

  • Верховный суд
  • судов общей юрисдикции
  • административных судов, в том числе Верховного административного суда
  • военных судов.

Также Конституцией закреплен правовой статус Конституционного трибунала и Государственного трибунала.

Правовые и организационные основы функционирования судов общей юрисдикции закреплены в Конституции Республики Польша и Законе «О системе судов общей юрисдикции».

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по всем вопросам за исключением тех, которые закон относит к компетенции других судов.

Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются министром юстиции. Министр юстиции также определяет их расположение и территорию их юрисдикции, предварительно получив согласование в виде заключения Национального судебного совета. Суды общей юрисдикции подразделяются на:- местные суды, которые создаются для одной или нескольких общин, или, если это обоснованно, для одной общины может быть создано более чем один местный суд;- районные суды, создаваемые для территории юрисдикции по крайней мере двух местных судов;- апелляционные суды, создаваемые для территории юрисдикции по крайней мере двух районных судов. В настоящее время в Польше существует 376 судов общей юрисдикции — 11 апелляционных судов, 45 районных судов и 321 местный суд. Судей судов общей юрисдикции назначает Президент Республики Польша по представлению Национального судебного совета на неопределенный период времени. Судьи в Польше независимы, они руководствуются только Конституцией и законами, имеют неприкосновенность и не могут быть уволены с работы, то есть трудовые отношения разрываются в силу закона, когда судья уходит в отставку. Министр юстиции осуществляет общее руководство над судами общей юрисдикции. Этот надзор охватывает вопросы, связанные с финансовой и административной деятельностью судов, а также любые другие вопросы, касающиеся эффективного рассмотрения дел и надлежащего исполнения судебных решений. Это значит, что надзорные полномочия министра юстиции не позволяют ему вмешиваться в независимость судей, а именно формулировка постановлений и решений, корректность которых может рассматриваться только в порядке, предусмотренном законом. Национальный судебный совет является конституционным коллегиальным органом, предохраняет независимость судов и судей. Нынешняя система, сфера деятельности и порядок работы Совета определяются Конституцией и Законом «О Национальном судебном совете». Важнейшими задачами Совета являются:• рассмотрение и оценка кандидатов на должности судей и представление Президенту Республики Польша ходатайств о назначении судей Верховного суда, Высшего административного суда, судов общей юрисдикции, административных судов и военных судов;• предоставление заключений о соответствии нормам, касающихся судебной власти и судей, а также принятие резолюций по вопросам, которые передаются в Конституционный суд для рассмотрения их соответствия Конституции Республики Польша в части независимости судов и судей;• мониторинг соблюдения правил профессиональной этики судьями.

Совет состоит из 25 членов, его состав является смешанным, но судьи составляют большинство его членов. Совет состоит из: первого Председателя Верховного суда, Председателя Высшего административного суда, лица, назначенного Президентом Республики Польша, министра юстиции, четырех депутатов парламента, двух сенаторов, десяти судей, представляющих суды общей юрисдикции, двух судей Верховного суда, двух судей административных судов и судьи военного суда.

Судьей же согласно Закону Республики Польша «Об организации судов общей юрисдикции» может быть лицо, имеющее гражданство Польши, полное высшее образование в области права, возможность выполнять обязанности судьи по состоянию здоровья, неподкупное, высоконравственное, достигшее 29-летнего возраста, сдавшее экзамен на должность судьи или прокурора, получившее судейскую подготовку в Национальной школе судей и прокуроров Польши или имеет опыт работы прокурором минимум 3 года до подачи заявления на занятие должности судьи, для помощника судьи — 6 лет. Отдельно определены требования для занятия должности судьи к адвокатам, нотариусам, юристам, ученым в области права.

Однако несмотря на то, что на первый взгляд, в Польше очень стабильное судоустройство, в течении последних нескольких лет происходит существенное реформирование судебной системы в Польше. Январская сессия ПАСЕ прошла под знаком критики Польши по причине судебной реформы, которую проводит президент Польши Дуда и правящая партия «Право и справедливость» (далее – ПиС). Совет Европы осуществляет постоянный мониторинг процессов соблюдения в Польше верховенства права. На фоне ситуации с судьями, ЕС может наложить на Польшу ощутимые санкции или даже исключить ее. 4 февраля президент Польши Дуда подписал обновленные законы об общих судах и Верховном суде. Это — часть масштабной судебной реформы, которую партия власти «Право и справедливость» проводит уже пятый год. Эти законы позволяют уволить и лишить права на профессию тех судей, которые не признают судебной реформы, принимают решения в соответствии с нормами «евросоюзного», а не нового национального права, и публично критикуют действия правительства.

Фактически эта реформа объясняется необходимостью обновления судебной системы, «касты», которую, по мнению политиков, разбаловали судейские привилегии. Оппозиция же и ее сторонники взамен отмечают, что изменения призваны закрыть рот тем судьям, которые критикуют предыдущие попытки ПиС еще больше подчинить судебную власть исполнительной. По словам оппозиционеров, это «закон о репрессиях».

Вопрос иммунитета и подотчетности судей, которые несколько лет назад интересовали исключительно специалистов, сегодня является самой горячей темой польской политики и вызывают серьезное беспокойство в ЕС. Если правительство не сделает несколько шагов назад, Варшаве угрожают финансовые санкции и даже лишение членства в Евросоюзе, уверены некоторые эксперты. Судебная реформа для правительства ПиС стала самой длинной и проблемной.

Действия властей вызвали протесты, последовало обращение в Венецианскую комиссию, чтобы та выяснила, соответствует ли польская судебная реформа принципам законности.

В марте 2016 Комиссия подготовила оценку: конфликт вокруг Конституционного трибунала «имеет свой источник в деятельности Сейма предыдущего созыва», «и предыдущее, и нынешнее большинство в парламенте выполнили не отвечающие Конституции действия», а внесенные ПиС поправки в законодательство «создают угрозу верховенству права и функционированию демократии в стране».

Однако позиция совещательного органа Совета Европы не помешала ПиС продолжить выбор «своих» судей, а президенту Анджей Дуди — принять от них присягу. Это побудило Европейскую комиссию в декабре 2017 обратиться в Совет ЕС, чтобы тот признал существование «рисков нарушения принципа верховенства права» в Польше.

В марте 2018 с позицией Еврокомиссии согласился Европарламент, что впервые в истории ЕС открыло возможность применить по отношению к стране-члену санкции согласно 7 статье Трактата о Европейском Союзе. Эта статья позволяет лишить права голоса при принятии решений в Совете ЕС, государство, нарушающее нормы и ценности ЕС.

Вторым источником конфликта стали изменения в законы об общих судах и Верховном суде. В июле 2017 Сейм проголосовал за сокращение каденции судей Верховного суда, достигших 65 лет, объединение должностей генерального прокурора и министра юстиции, усиление роли парламентского большинства в избрании членов Государственного совета судопроизводства, который оказывает решающее влияние на избрание членов Верховного суда и председателей общих судов.

На этот раз по Польше прокатилась волна многотысячных митингов. Президент Дуда наложил на законы вето, их вернули в Сейм. Но когда тема сошла с первых полос, законы приняли с косметическими изменениями, и президент их подписал.

Теперь в Польше всех членов Государственного совета судопроизводства избирает Сейм, то есть — партия, которая выиграла выборы. В Верховный суд можно вносить жалобы на приговоры польских судов за последние 20 лет, а для наказания «непокорных» действует Дисциплинарная палата.

Таким образом, страна в последние годы живет в ситуации юридического дуализма: с одной стороны, действуют принятые законодателями изменения, с другой — приговоры Конституционного трибунала и постановления Верховного суда. Чтобы прояснить дело, Верховный суд направил несколько вопросов к Трибуналу юстиции ЕС в Люксембурге, который имеет решающий голос при оценке подобных ситуаций в странах Евросоюза.

В 2018 году Трибунал юстиции приостановил действие отдельных нововведений ПиС, в частности о сокращении каденции судей Верховного суда. А 19 ноября 2019 издал резонансный приговор. Суд признал, что организация судебной системы относится к компетенции стран-членов ЕС. Но при этом страны должны соблюдать законы ЕС, в том числе принципы верховенства права и независимости судебной власти от исполнительной и законодательной.

Но сейм все-таки принял изменения в закон, позволяющие наказывать судей, которые отрицают легитимность судебной реформы ПиС.

После подписи Дуды новый закон вступил в силу в конце февраля. В прокуратуру уже поступило более ста представлений о привлечении судей к уголовной ответственности. Часть – по причине «невыполнения обязанностей государственным служащим». Эту норму можно применить в отношении тех судей, которые оспаривают легитимность действий законодательной и исполнительной власти, а также признают приоритет решения Трибунала юстиции ЕС и Верховного суда.

Беспрецедентное напряжение между Варшавой и Брюсселем привело к тому, что польская оппозиция все чаще говорит об угрозе Polexit — выхода, или даже исключения Польши с ЕС.

Судебная реформа создала проблемы для Польши в отношениях не только с ЕС, но и с Советом Европы. Во время январской сессии, ПАСЕ уделила немало внимания «системным проблемам с демократией в Польше».

Еще на этапе подготовки решения ПАСЕ в текст попали фразы о польских «действия вопреки европейским нормам», «сомнения в независимости системы правосудия и приверженности государства принципам верховенства права». Результат сессии ПАСЕ — 140 против 37 делегатов проголосовали за то, чтобы ввести в отношении Польши специальный мониторинг соблюдения верховенства права. Такая процедура сегодня действует в отношении Албании, Грузии, Турции, Азербайджана, России.

11 января 2020 в Варшаве состоялась массовая манифестация, в которой приняла участие огромное количество судей и адвокатов со всей Европы.

Однако ради соблюдения справедливости надо отметить, что оппозиция так и не смогла для защиты независимого судопроизводства подготовить свой законопроект о судебной реформе, поскольку изменения в системе судопроизводства просто необходимы.

Тем не менее надо отметить что несмотря на такое активное противостояние между различными ветвями власти, судопроизводство постоянно движется в направлении автоматизации и прогресса. Свой путь к электронному судопроизводству Польша начала еще более 10 лет назад. И только на протяжении нескольких последних лет удалось реализовать этот проект. Однако электронный суд в Польше работает не совсем в таком формате как в Украине, где сканированы судами все дела, находящиеся в производстве суда, а также обеспечена возможность подавать все иски в электронном виде. Фактически суд в Польше так рассматривает только дела, связанные с электронными платежными производствами. Его юрисдикция распространяется на всю территорию страны. Производство осуществляется в электронном режиме, без участия сторон и на закрытом заседании.

Как удалось установить, на момент введения карантинных мероприятий в Польше законодательно предусмотрена возможность остановки рассмотрения дел. Судьи рассматривают только неотложные дела, к которым относятся применение и продлении ареста, иные неотложные судебные процессы. Кроме того, на сегодня в стране не проводятся судебные заседания в режиме видеоконференций, несмотря на запрос общества и эпидемию, поскольку этот вопрос законодательно не урегулирован. Хотя он неоднократно поднимался, в том числе в законодательном органе.

Судебная власть Польши ответственность, как определено конституция Польши, четырехъярусного корт система: Верховный суд Польши, общие суды, административные суды (в том числе Высший административный суд Польши ) и военные суды. Следовательно, трибуналы (такой как Конституционный суд и Государственный трибунал ) в строгом смысле не являются частью польской судебной системы, но в широком смысле включены в нее.

Общие суды, разделенные на апелляционные суды, районные суды и региональные суды, владеют уголовным, гражданским, хозяйственным, трудовым и семейным правом.

Судьи судов в Польше назначаются Krajowa Rada Sądownictwa (Национальный совет судебной власти) и назначаются пожизненно президент Польши.

Прокуратура в Польше формируется Генеральный прокурор, то Национальная прокуратура, областной, районной и апелляционной прокуратуры, а также прокуроры Институт национальной памяти.

Реформы судебной системы, проведенные с 2017 по 2020 годы правящей партией «Право и справедливость», вызвали много споров. [1] [2] [3] Правящую партию обычно обвиняют как в Польше, так и за рубежом в попытках установить контроль над судами. [4] Были случаи, когда судьи привлекались к дисциплинарной ответственности после вынесения постановления, противоречащего интересам партии или требованиям прокурора по конкретному делу. [5] [6] [7] [1] [8] [9]

Polish Advocacy, Palestra (организации юристов и стажеров) и Высший совет юристов [pl ] не признают решения приостановленной дисциплинарной палаты Верховного суда. [10]

Содержание

Реформы конца 2010-х и последствия

Серия реформ в польской судебной системе, проведенных в конце 2010-х годов, оказалась неоднозначной. [11] [12] [13] [14] [15] [16]

Приостановлена ​​экстрадиция в Польшу

ЕС: процедура статьи 7 против Польши


Поскольку выборы победили в 2015 году, и после серии судебных «реформ», которые дали PiS прямой правительственный контроль над судами и захват Конституционный суд, ситуация с верховенством закона в Польше широко критиковалась Европейским Союзом. В 2017 году Европейская комиссия инициировала статью 7 Договора о Европейском союзе против Польши, что, следовательно, может привести к прекращению получения европейских средств и членства с правом голоса в совете.
В сентябре 2020 года Европейский парламент принял еще одну резолюцию, в которой выражается обеспокоенность по поводу законодательной и избирательной системы, независимости судебной власти и основных прав в Польше, в которой было написано, что ситуация с независимостью судебной власти в Польше ухудшилась после активации статьи 7 и звоните Вера Йоурова предпринять немедленные действия. Авторы резолюции заявили, что они "глубокую озабоченность по поводу недавнего ареста 48 активистов ЛГБТИ в Польше и критику призывов польского епископата о терапевтическом лечении лиц LGTBI." [21] [22] [23]

Отчет о верховенстве закона за 2020 год

В Первом ежегодном отчете о ситуации с верховенством права в Европейском союзе, опубликованном 30 сентября 2020 года, Комиссия напоминает обо всех своих предыдущих опасениях по поводу «Реформы, затронувшие Конституционный трибунал, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Национальный совет судебной власти и прокуратуру, усилили влияние исполнительной и законодательной властей на систему правосудия и, следовательно, ослабили независимость судебной системы.".
Основными темами критики Польши являются: тот факт, что министр юстиции одновременно является Генеральным прокурором и выражает озабоченность по поводу Центральное антикоррупционное бюро Подчинение исполнительной власти, правовая база, касающаяся плюрализма СМИ, Комиссия выражает озабоченность в отношении независимости Национальный совет по СМИ и Национальный совет по телерадиовещанию - два органа, которым поручено регулировать польские СМИ. Он также указывает, что «Правовая основа прозрачности собственности СМИ не одинакова применима ко всем субъектам СМИ»И комментирует планы правящей коалиции относительно возможных законодательных изменений в отношении концентрации иностранных СМИ. Кроме того, решение некоторых регионов объявить себя «зонами, свободными от ЛГБТИ» вызвало серьезные сомнения в способности местных властей справедливо распределять средства ЕС между НПО. В отчете также говорится о важной роли, которую играет Польский омбудсмен в защите верховенства закона и личных нападках на него со стороны правящего политического большинства в некоторых СМИ. [24] [25]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: