Иски источника выбросов что это

Обновлено: 02.05.2024

III. Систематизация сведений об источниках выбросов

при проведении инвентаризации выбросов

11. Систематизация сведений о пространственном размещении выявленных ИЗАВ осуществляется путем определения координат ИЗАВ, присвоения ИЗАВ порядковых номеров и подготовки карты-схемы объекта ОНВ в целом или его части (далее - карта-схема).

12. Местоположение ИЗАВ определяется в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости .

13. Местоположение ИЗАВ может определяться в заводской системе координат, в этом случае в пояснении к карте-схеме приводятся параметры ее привязки к системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В случае, если в городском или ином поселении ведутся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются также параметры привязки системы координат карты-схемы к системе координат, в которой проводятся такие сводные расчеты.

14. При присвоении ИЗАВ порядковых номеров используется единая, последовательная (сквозная) нумерация:

отдельных территорий объекта ОНВ - в рамках территории объекта ОНВ в целом;

цехов - в рамках отдельных территорий объекта ОНВ;

участков - в рамках территорий цехов;

ИЗАВ - в рамках участков, цехов, отдельных территорий объекта ОНВ или объекта ОНВ в целом (при наличии только одной территории);

источников выделения, режимов (стадий) работы источников выделения, режимов выбросов - в рамках соответствующего ИЗАВ.

Нумерация начинается с N 0001 в возрастающей последовательности.

Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 0001 до 5999, всем неорганизованным источникам - с 6001.

Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации выбросов.

При появлении нового ИЗАВ ему присваивают номер, ранее не использовавшийся при инвентаризации выбросов. При ликвидации (консервации) ИЗАВ его номер в дальнейшем не используется.

Для объектов ОНВ, на которых функционирует более 50 ИЗАВ, допускается рассматривать отдельно каждое структурное подразделение (например, промплощадку, цех, обособленную территорию объекта ОНВ) и проводить независимую нумерацию ИЗАВ для этих структурных подразделений. В этом случае номер ИЗАВ, указываемый на карте-схеме, составляется из номера структурного подразделения объекта ОНВ и номера ИЗАВ внутри структурного подразделения. Так, первому ИЗАВ в цехе N 1 присваивается номер 1.0001 для организованных источников и 1.6001 - для неорганизованных.

Нумерация ИЗАВ на объекте ОНВ может быть многоразрядной, разряды в номере ИЗАВ отделяются друг от друга точкой и обозначают уровень (подуровень) структурного подразделения. Например, номер первого ИЗАВ, относящегося к восьмому участку третьего цеха, расположенного на второй производственной площадке: 2.03.08.0001. При использовании многоразрядной нумерации схема такой нумерации с пояснениями приводится при документировании результатов инвентаризации выбросов.

На реконструируемых или вновь строящихся объектах ОНВ для ИЗАВ, которые функционируют только в период строительства или реконструкции и в дальнейшем будут ликвидированы, присваиваются номера, начиная с 5501 для организованных ИЗАВ, и, начиная с 6501 - для неорганизованных ИЗАВ.

15. На карте-схеме с соблюдением принятого масштаба отображаются:

все сооружения, здания, корпуса, установки на объекте ОНВ, границы его территории, ИЗАВ с указанием их номеров;

границы санитарно-защитной зоны, ближайшей жилой застройки, зон с особыми условиями использования земельных участков, в том числе размещения объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства ;

Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 11, ст. 1636; N 24, ст. 3525).

масштаб (например, 1:500 или 1:1000), направления сторон света и принятая система координат.

Для объектов ОНВ, на которых функционирует более 50 ИЗАВ, при необходимости также составляется ситуационный план, схематично отображающий положение объекта ОНВ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 июля 2021 г. N 12-50/10552-ОГ "О системе автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ"


Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 июля 2021 г. N 12-50/10552-ОГ "О системе автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ"

Минприроды России рассмотрело Ваше обращение (вх. от 15.03.2021 N 04856-ОГ/50) по вопросу создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ и сообщает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 67 Закона N 7-ФЗ программа ПЭК для объектов I категории, указанных в пункте 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с Законом N 7-ФЗ.

Согласно пункту 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 263.

Обязательных требований об оснащении объектов II, III категории автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем, на предприятиях, вне зависимости от их категорий по уровню негативного воздействия на окружающую среду, широко распространена автоматизация процессов контроля и учета выбросов и сбросов.

Кроме того, статья 17 Закона N 7-ФЗ предусматривает возможность осуществления государственной поддержки деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, в частности, при реализации мероприятий по установке автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.

По мнению Минприроды России, при использовании в ходе проведения ПЭК автоматических и автоматизированных средств контроля выбросов или сбросов, соответствующая информация отображается в разделе Программы ПЭК "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений".

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, применении средств измерений, методик (методов) измерений регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению единства измерений, является Росстандарт.

Директор Департамента
государственной политики и
регулирования в сфере охраны
окружающей среды и экологической
безопасности
Р.А. Мальцев

Обзор документа

На предприятиях широко распространена автоматизация процессов контроля и учета выбросов и сбросов.

При использовании в ходе проведения программы производственного экологического контроля автоматических и автоматизированных средств контроля выбросов или сбросов соответствующая информация отображается в разделе программы "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений".

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ольга Захарова

До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.


Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:


Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Раздел «1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»

Для заполнения раздела необходимо в древовидном меню нажать на раздел «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами». В правой части экрана отобразится форма с вопросом. В случае, если у Вас есть объект, оказывающий негативное воздействие на атмосферный воздух, нажмите кнопку «Да» и затем кнопку «Сохранить». Далее заполните подраздел «Объект негативного воздействия». Обратите внимание, что данном разделе идет речь только о стационарных источниках выбросов. Плата за передвижные источники выбросов не берется.

Декларация о плате (добавления объекта)

Если объект НВОС не поставлен на учет, то в поле «Объект без регистрации (некатегорийный объект) нажмите на кнопку «Да». При этом автоматически проставиться галочка в поле «Объект без кода», а в поле «Код ОНВОС» автоматически отобразится нередактируемый системный номер объекта АА-0000-000000-П. При этом желательно помнить, что за не постановку объекта на учет предусмотрен значительный штраф до 100 тыс. руб.

Следующим этапом заполнения декларации о плате будет добавление разрешительных документов, полученных для данного объекта НВОС. Обратите внимание, что заполнение информации о имеющихся разрешительных документах осуществляется по периодам. Также здесь можно указать период полного отсутствия разорительных документов.

Декларация о плате (добавление разрешительных документов)

После заполнения информации о разрешительной документации переходим к заполоняю информации об источниках.

Следующий шаг в заполнении декларации о плате за НВОС – это заполнение данных по стационарным источникам расположенным на объекте НВОС и выбросам загрязняющих веществ (далее – ЗВ) на них.

В древовидном меню нажмите на подраздел с названием разрешительного документа. Под ним отобразятся подразделы «Стационарный источник» и «Корректировка размера платы».

Нажмите на подраздел «Стационарный источник». В отобразившейся форме имеется возможность добавить данные по источнику вручную или импортировать данные по источникам из реестра объектов НВОС (Если при постановке на учет объекта НВОС информация предоставлялась корректно, по источникам то кнопка импортирования данных сильно сократи время по заполнению информации по источникам). Но нужно иметь в виду, что если вы не являетесь официальным сотрудником предприятия и не получили права доступа в личном кабинете юридического лица дополнительных прав импортировать данные у вас не получится.

Декларация о плате (информация об источнике)

Для заполнения информации об источнике лучше всего воспользоваться таблицей «Параметры выбросов …» из проекта инвентаризации выбросов или ПДВ (проект допустимых выбросов). В форму добавляется следующая информация по источнику: номер, наименование, код ОКТМО и код в ИСКИ. Последний код выдается в РПН и является не обязательным, так что его можно смело игнорировать. После заполнения информации по источникам необходимо добавить расчет суммы платы исходя из разрешенных и фактических выбросов по каждому ЗВ. Для этого в древовидном меню нажмите на источник, в открывшейся форме нажмите на кнопку «+Добавить расчет по стационарному источнику».

В появившейся форме заполняем все обязательные поля. В поле «Загрязняющее вещество» начните вводить наименование ЗВ и далее из выпадающего списка, предложенного Программой, выберите нужное. Поиск производится как по наименованию вещества так и по коду вещества. В полях «Установленные выбросы(тонн) НДВ, ТН» и «Установленные выбросы(тонн) ВРВ» вводятся данные о разрешенных массах выброса в тоннах в соответствии с разрешительным документом по данному загрязняющему веществу (то есть заполняется соответственно норматив допустимого выброса или временно разрешенный выброс).

В поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн)» вводится фактическую массу выброса данного загрязняющего вещества. Данные в поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, НДВ, ТН (тонн)», «Фактический выброс загрязняющего вещества, в пределах ВРВ», «Фактический выброс загрязняющего вещества, сверх ВРВ, НДВ, ТН (тонн)» проставляются автоматически. Обратите внимание, что если у вас разрешение действовало не целый год, то вам нужно самостоятельно пересчитать разрешенный объем выброса пропорционально времени действия разрешения.

В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс в пределах ПДВ (Кнд) *» необходимо выбрать из списка требуемый коэффициент. Коэффициент Кнд, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН (далее — коэффициент Кнд), равный 1. С 1 января 2020 года за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ТН (технологических нормативов) после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, вместо коэффициента Кнд применяется коэффициент Кндт, равный 0, согласно пункту 5 статьи 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ. Для большинства предприятий выбираем коэффициент равный 1.

В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс в пределах ВСВ (Квр) *» указывается коэффициент, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ (временно разрешенный выброс) загрязняющих веществ на период реализации плана или программы, равный 25.

В поле «Коэффициент к ставке платы за выброс сверх лимит (Кср / Кпр) *» указывается коэффициент, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100 (коэффициент Кпр). Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25 (коэффициент Кср) (Подробней о коэффициентах).

В поле «Дополнительный коэффициент (Кот) *» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2 ( коэффициент Кот), применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1.

В поле «Поправочный коэффициент (Кинд) *» указывается поправочный коэффициент Кинд = 1,08 (коэффициент на 2021 год), применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Для загрязняющего вещества «Пыль каменного угля» автоматически проставляется Кинд = 1, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Сумма платы в полях «Сумма платы за (руб.) ПВД», «Сумма платы за (руб.) в пределах ВСВ», «Сумма платы за (руб.) сверхлимит», «Сумма платы, всего (руб.)» считаются автоматически.

Декларация о плате (расчет по воздуху)

Таким образом необходимо занести в систему информацию по всем объектам НВОС имеющимся у юридического лица, в них указать информацию по всем периодам действия разрешительной документации (периоды действия разрешении, КЭР, ДВОС, а периоды без разрешений), в каждом периоде добавляется информация по всем стационарным источникам выбросов, а уже в каждом источнике указывается информация по загрязняющим веществам и объемам выбросов. Структура расчета довольно тяжелая, но ничего не поделаешь, нужно набраться терпения. Массу выброса рассчитывается пропорционально количеству дней действия конкретного разрешающего документа.

Для удаления расчета по загрязняющему веществу необходимо в форме расчета нажать на пиктограмму ведерка в верхнем правом углу экрана.

Еще раз напомню, что информацию по источникам мы берем из тома инвентаризации выбросов или проекта ПДВ, разрешенные выбросы из КЭР (объекты I, II категории), декларации о воздействии (объекты II категории), отчету по ПЭК (объекты III категории), ну и если у вас еще остались действующие разрешения и лимиты то из них. Фактический выброс мы берем из расчетов, проводимых при составлении отчета 2ТП–воздух. Если 2ТП-воздух вы не сдавали, то придется эти расчеты сделать. Для этого открываем инвентаризацию и по каждому стационарному источнику пересчитываем фактический выброс исходя из фактических расходов сырья за отчетный год или фактического времени работы оборудования. Вполне достаточно сделать это по прямой пропорции фактического и нормативного времени работы оборудования (или по фактическому и проектному расходу сырья) и не забывайте хранить данные расчеты, чтобы при проверке не делать этого повторно.

Если в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности на этом источнике были проведены мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ, то из суммы платы вычитаются затраты на реализацию этих мероприятий, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов загрязняющих веществ).

Для внесения сведений о корректировке суммы платы в древовидном меню нажмите на раздел «Корректировка размера платы», в открывшейся форме нажмите на кнопку «+ Добавить корректировка размера платы».

В открывшейся форме заполните все обязательные поля. В поле «Загрязняющее вещество» будут доступны для выбора только те ЗВ, по которым был внесен расчет. В поле «Сумма мероприятий по снижению выбросов *» необходимо ввести сумму корректировки.

В поле «Сумма с учетом корректировки *» значение рассчитается автоматически: сумма платы в поле «Сумма платы, всего (руб.) *» минус сумма, указанная в поле «Сумма мероприятий по снижению выбросов *»

Раздел 1.1 декларации заполняется лицом, обязанным вносить плату, осуществляющим выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа, при непревышении объема, который соответствует предельно допустимому значению показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа. Предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр не более или равно 5%), случаи неприменения указанного показателя и особенности расчета платы принимаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа». Для большинства предприятий данный раздел не заполняется.

Для начала заполнения данного раздела нажмите в древовидном меню на раздел «1.1 Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках (при не превышении объема)». В правой части экрана отобразится форма с вопросом. В случае, если у Вас есть объект, оказывающий такое негативное воздействие, нажмите кнопку «Да» и затем кнопку «Сохранить». Далее заполните подраздел «Объект негативного воздействия».

Если у Вас нет объекта, оказывающего данный вид негативного воздействия, нажмите на кнопку «Нет» и затем на кнопку «Сохранить».

Подраздел «Объект негативного воздействия. В древовидном меню нажмите на подраздел «Объект негативного воздействия». Заполнение раздела производится в соответствии с описанием в разделе инструкции «Подраздел «Объект негативного воздействия». После сохранения данных по объекту НВОС в древовидном меню отобразятся подразделы «Характеристики сжигания» и «Нормоустанавливающий (разрешительный) документ».

Подраздел «Характеристики сжигания». В древовидном меню нажмите на подраздел «Характеристики сжигания». В открывшейся форме заполните обязательные поля и нажмите на кнопку «Сохранить».

Декларация 10

Далее в древовидном меню нажмите на подраздел «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ». Работа с подразделом осуществляется в соответствии с описанием в разделе «Подраздел «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ» описанный ранее.

После того, как будет добавлен разрешительный документ в древовидном меню станет доступен подраздел «Стационарный источник». Нажмите на подраздел «Стационарный источник». Работа с подразделом осуществляется в соответствии с описанием в разделах «Подраздел «Стационарный источник», «Расчет по стационарному источнику», так что не будем повторятся.

Раздел «1.2 Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках (при превышении объема)»

Раздел 1.2 декларации заполняется лицом, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр), либо при отсутствии средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр не более или равно 5%) и особенности расчета платы принимаются в соответствии с Постановлением № 1148.

Для начала заполнения данного раздела нажмите в древовидном меню на раздел «1.2. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках (при превышении объема)».

В правой части экрана отобразится форма с вопросом. В случае, если у Вас есть объект, оказывающий такое негативное воздействие, нажмите кнопку «Да» и затем кнопку «Сохранить». Далее заполните подраздел «Объект негативного воздействия» (как и в предыдущих разделах по сути нужно только выбрать необходимый объект из списка и данные по объекту будут подтянуты программой). После сохранения данных по объекту НВОС в древовидном меню отобразятся подразделы «Характеристики сжигания» и «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ».

Подраздел «Характеристики сжигания». В древовидном меню нажмите на подраздел «Характеристики сжигания». Заполнение раздела производится в соответствии с описанием в разделе «Подраздел «Характеристики сжигания» инструкции.

Подраздел «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ». В древовидном меню нажмите на подраздел «Нормоустанавливающий (разрешительный) документ». Работа с подразделом осуществляется в соответствии с описанием в разделе «Подраздел «Нормативоустанавливающий (разрешительный) документ» инструкции.

Подраздел «Расчет по стационарному источнику». В древовидном меню нажмите на подраздел «Расчет по стационарному источнику». В открывшейся форме нажмите на кнопку «+Добавить расчет по стационарному источнику». В открывшейся форме заполните все обязательные поля.

Декларация 11

В поле «Фактический выброс загрязняющего вещества, всего (тонн) *» указывается фактический выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период, содержащегося в сожженном и (или) рассеянном объеме попутного нефтяного газа, превышающем его объем, который соответствует предельно допустимому значению показателя сжигания (в тоннах).

Значение показателя по строке указывается как разность всей массы фактического выброса загрязняющего вещества и массы выброса данного вещества в фактическом объеме сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, который соответствует предельно допустимому значению показателя сжигания. При отсутствии средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями, измеряющих объем фактически добытого и сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, указывается фактический выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период (значение данного показателя рассчитывается как масса фактического содержания загрязняющего вещества в фактическом объеме сожженного на факельных установках и (или) рассеянного попутного нефтяного газа, с учетом особенностей, установленных Постановлением № 1148).

В поле «Ставка платы (руб./тонна)» автоматически проставляется ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух (в рублях за тонну) в соответствии с Постановлением № 913.

В поле «Повышающий коэффициент (Кср/Кпр) *» указывается коэффициент Кпр, применяемый для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100.

Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25.

В поле «Дополнительный коэффициент (Кнмм)*» указывается дополнительный коэффициент, применяемый к ставкам платы для новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых, степень выработанности которых по состоянию на 1 января 2017 г. составляет более 0,01, равный 1 (далее — коэффициент Кнмм). С 1 января 2020 года по 31 декабря 2030 года коэффициент Кнмм применяется равным 0,25, в соответствии с пунктом 2.1 Положения об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденного Постановлением № 1148.

В поле «Дополнительный коэффициент (Кот) *» в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1.

В поле «Поправочный коэффициент (Кинд) *» указывается поправочный коэффициент Кинд = 1,08, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен, устанавливаемый Правительством Российской Федерации на отчетный год.

Сумма платы в поле «Сумма платы за сверхлимит, всего (руб.)» рассчитывается автоматически.

В поле «Показатель покрытия затрат *» указывается показатель покрытия затрат (I), учитываемый при применении дополнительного коэффициента К в соответствии с Постановлением №1148.

Для сохранения введенных данных нажмите на кнопку «Сохранить».

Таким образом необходимо занести в систему информацию по всем объектам НВОС, в них указать информацию по всем периодам действия разрешительной документации (периоды действия разрешении, периоды без разрешений), в каждом периоде добавляется информация по всем источникам выбросов, а уже в каждом источнике указывается информация по загрязняющим веществам и объемам выбросов.

На этом расчет платы за загрязнение атмосферного воздуха заканчивается и мы переходим к рассмотрению расчета платы за сброс загрязняющих веществ водные объекты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: