Имущество адвокатской палаты это

Обновлено: 25.04.2024

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
2. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.
(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
3. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
4. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.
5. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.
6. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
6.1. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
7. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
Комментарий к статье 35
1. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации представляет собой основанную на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию, создаваемую для обеспечения корпоративных интересов адвокатского сообщества.
Федеральная палата адвокатов РФ является высшим органом адвокатского самоуправления. Так же, как и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, она относится к категории профессиональных ассоциаций адвокатов и создается с учетом международных правил. Подробнее см. комментарий к ст. 29 Закона.
2. Основные цели создания Федеральной палаты адвокатов, изложенные в п. 2 комментируемой статьи, направлены на реализацию Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и обеспечение защиты корпоративных интересов адвокатов. Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
С одной стороны, деятельность Федеральной палаты адвокатов должны быть направлена на обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами на территории России квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.
С другой стороны, Федеральная палата адвокатов создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять на уровне общероссийской организации представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечивать общую координацию деятельности адвокатских палат субъектов РФ. Понятие "координация" в Законе четко не определено. Однако с учетом принципов Закона под координацией следует понимать принятие органами Федеральной палаты адвокатов, в пределах их компетенции, очерченной ст. ст. 35 - 37 Закона, решений, общих для всех адвокатских палат, а также обеспечение реализации этих решений на практике.
Для выполнения своих задач органы палаты вправе: принимать кодекс профессиональной этики адвоката; разрабатывать единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников и стажеров адвокатов; организовывать информационное обеспечение адвокатов и обмен опытом работы адвокатов во всероссийском масштабе; утверждать формы бюллетеней для голосования на заседаниях квалификационных комиссий; защищать социальные и профессиональные права адвокатов; участвовать в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности; осуществлять иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.
Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ в комментируемой статье специально выделены полномочия Федеральной палаты адвокатов на представление интересов всех адвокатов и адвокатских палат в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов адвокатского сообщества в целом. Так, только Федеральная палата адвокатов может официально от имени адвокатского сообщества решать вопросы, связанные с выделением средств из федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению. Участие адвокатских палат субъектов РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне в Законе не предусмотрено. В то же время адвокатские палаты вправе направлять свои предложения по данному вопросу в Федеральную палату адвокатов.
3. Федеральная палата адвокатов является негосударственной некоммерческой организацией. Она отличается от организаций, создаваемых в соответствии с законодательством об общественных объединениях: по целям, функциям, субъектам правового регулирования, статусу своих членов и их обязанностям. Несмотря на наличие общих черт с такой формой объединения юридических лиц, как ассоциация, Федеральная палата адвокатов не является также и ассоциацией в смысле ст. 121 ГК РФ.
Так, Федеральная палата адвокатов основана не на добровольном объединении адвокатских палат субъектов РФ, а на их обязательном членстве в силу Закона. Ассоциация создается на основе учредительного договора, заключение которого не допускается при создании Федеральной палаты адвокатов. Договорная природа ассоциации предполагает прием новых членов, возможность свободного выхода из нее и исключение членов ассоциации по решению остающихся участников, тогда как Федеральная палата адвокатов действует в условиях определенного Законом членства и не допускает изменений в его составе. Федеральная палата адвокатов не может быть реорганизована, в том числе путем преобразования в какую-либо другую организацию, или ликвидирована по самостоятельному решению ее членов. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона (в настоящее время такой федеральный закон не принят). Для Федеральной палаты адвокатов Законом предусмотрена определенная организационная структура, очерчены полномочия органов управления.
Такое правовое положение Федеральной палаты адвокатов является одной из гарантий обеспечения независимости адвокатского сообщества как одного из видов юридических сообществ (аналогично судейскому сообществу и сообществу нотариусов).
Объединение адвокатских палат субъектов РФ в Федеральную адвокатскую палату не ограничивает их правоспособность, вытекающую из статуса юридического лица.
Правовое положение Федеральной палаты адвокатов, вопросы ее учреждения и деятельности регулируются, прежде всего, Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. В то же время в части, не противоречащей данному Закону, может применяться Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с учетом последующих изменений и дополнений). Иные Федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных видов организаций, в том числе сходных, на Федеральную палату адвокатов не распространяются. В частности, не могут применяться нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изменениями и дополнениями).
Федеральная палата адвокатов не относится и к общественным объединениям адвокатов, которые могут создаваться в соответствии со ст. 39 Закона.
4. Федеральная палата адвокатов как независимое объединение образуется не органами государственной власти, а Всероссийским съездом адвокатов, который является ее высшим органом. Правовой статус Всероссийского съезда адвокатов закреплен в ст. 36 Закона. Особенности проведения первого Всероссийского съезда адвокатов были определены в ст. 42 Закона.
Коллегиальным исполнительным органом избирается Совет Федеральной палаты адвокатов, а единоличным исполнительным органом - президент, который действует от имени палаты без доверенности (подробнее см. комментарий к ст. 37 Закона).
В отличие от адвокатских палат субъектов РФ, Федеральная палата адвокатов действует на основании не только Закона, но и устава, принимаемого Всероссийским съездом адвокатов. В то же время Закон не перечисляет сведения, которые должны содержаться в уставе. Поэтому при его подготовке, принятии и внесении изменений необходимо учитывать общие требования к учредительным документам юридического лица, изложенные в ст. 52 ГК РФ и ст. 14 Федерального закона о некоммерческих организациях.
Так, в уставе должно определяться наименование и место нахождения Федеральной палаты адвокатов, предмет и цели ее деятельности, порядок управления, права и обязанности адвокатских палат субъектов РФ, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в устав, другие сведения, предусмотренные законами для данного вида юридического лица. Следует учесть, что поскольку Федеральная палата адвокатов обладает специальной правоспособностью, определенной Законом, постольку в уставе предмет и цели ее деятельности не подлежат расширению, а могут только конкретизироваться. Помимо обязательных сведений в уставе могут предусматриваться и другие положения по решению Всероссийского съезда адвокатов, которые, однако, не должны противоречить законодательству.
Требования устава Федеральной палаты адвокатов обязательны для исполнения самой организацией, адвокатскими палатами и адвокатами.
Закон обеспечивает организационное единство адвокатского сообщества и не допускает создания в Российской Федерации параллельных самоуправляемых организаций с властными функциями по отношению к одним и тем же адвокатам. В связи с этим в п. 4 ст. 35 установлен запрет на образование других организаций и органов с функциями и полномочиями Федеральной палаты депутатов.
5. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Федеральная палата адвокатов должна иметь смету (в отличие от адвокатских палат, которые имеют самостоятельные балансы) и вправе в установленном порядке открывать расчетный и другие счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
Федеральная палата адвокатов имеет печать, штампы и бланки с адресом и своим наименованием на русском языке. Закон требует, чтобы наименование Федеральной палаты адвокатов содержало указание на ее организационно-правовую форму (общероссийская негосударственная некоммерческая организация).
Федеральная палата адвокатов создается без ограничения срока деятельности.
Федеральная палата адвокатов обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность и предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью палаты осуществляет ревизионная комиссия, избираемая Всероссийским съездом адвокатов.
Имущество Федеральной палаты адвокатов формируется на основании сметы расходов на ее содержание, которая утверждается Всероссийским съездом адвокатов. Такое имущество становится ее собственностью. В дальнейшем имущество, поступающее в распоряжение палаты, также переходит в собственность. Размер и порядок осуществления обязательных отчислений адвокатских палат субъектов РФ на общие нужды Федеральной палаты адвокатов должен определяться Всероссийским съездом адвокатов. Подробнее о формировании и распоряжении имуществом палаты см. комментарий к ст. ст. 36 - 38 Закона.
В отличие от адвокатских палат субъектов РФ, Федеральной палате адвокатов Закон прямо не запрещает осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако такой запрет установлен для Совета Федеральной палаты адвокатов (см. п. 9 ст. 37 Закона). В связи с последним, а также исходя из целей создания Федеральной палаты адвокатов, следует признать, что она не может осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Соответственно, указанная деятельность не может быть источником формирования имущества палаты.
В отличие от адвокатской палаты, в Законе не решен вопрос об ответственности Федеральной палаты адвокатов и ее членов по обязательствам друг друга. В данном случае необходимо применять общие правила об ответственности юридических лиц (ст. 56 ГК РФ). Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Соответственно, вопрос об ответственности адвокатских палат по обязательствам Федеральной палаты адвокатов может быть решен в ее уставе.
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи Федеральная палата адвокатов как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп.) (далее - Закон N 129-ФЗ). При этом особенности регистрации Федеральной палаты адвокатов установлены Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, что допускается ст. 10 Закона N 129-ФЗ.
Так, правовым основанием возникновения Федеральной палаты адвокатов является решение Всероссийского съезда адвокатов, который проводится в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Федеральная палата адвокатов создается в силу прямого указания данного Закона, а не на основании договора входящих в нее адвокатских палат. В связи с этим представления учредительного договора для регистрации не требуется. Однако, в отличие от адвокатских палат, Федеральная палата адвокатов действует не только в соответствии с положениями Закона, но и на основании своего Устава. Таким образом, для регистрации Федеральной палаты адвокатов необходимо представить решение Всероссийского съезда адвокатов об образовании палаты и устав, являющийся ее учредительным документом.
Закон N 129-ФЗ вступил в силу 1 июля 2002 г. и регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Согласно ст. 2 Закона N 129-ФЗ и Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц", обязанность производить государственную регистрацию начиная с 1 июля 2002 г. возложена на МНС России (ныне - Федеральная налоговая служба).
В связи с реализацией государственной политики упрощения и дебюрократизации процесса регистрации юридических лиц Законом N 129-ФЗ определен уведомительный порядок регистрации.
Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ, документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Таким уполномоченным лицом (заявителем) при регистрации создания Федеральной палаты адвокатов может быть ее президент или лицо, действующее на основании доверенности, выданной президентом.
Более подробно о процедуре регистрации, предусмотренной Законом N 129-ФЗ, см. комментарий к ст. 22 Закона.
7. Согласно ст. 5 Федерального закона о некоммерческих организациях и ст. 55 ГК РФ, адвокатская палата может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации (подробнее о филиалах и представительствах см. комментарий к ст. 22 Закона).
8. Поскольку Федеральная палата адвокатов объединяет все адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и создается для выполнения управленческих и организационных функций в рамках российского адвокатского сообщества, решения Федеральной палаты и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Принцип обязательности решений, принимаемых Федеральной палатой адвокатов и ее органами, закреплен в п. 7 ст. 35 Закона.

Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

1. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения указанных целей Федеральная палата адвокатов вправе обращаться в суд в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

4. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.

5. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.

6. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

6.1. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

7. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

8. Федеральная палата адвокатов для обеспечения доступа адвокатских палат и адвокатов к информации о своей деятельности обязана в порядке, определяемом Всероссийским съездом адвокатов, вести сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещать на нем информацию:

1) о годовой финансовой отчетности Федеральной палаты адвокатов;

2) о решениях, принятых советом Федеральной палаты адвокатов;

3) о сделках Федеральной палаты адвокатов, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета Федеральной палаты адвокатов.

1. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ в пункт 2 статьи 35 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для достижения указанных целей Федеральная палата адвокатов вправе обращаться в суд в порядке, предусмотренном статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.

Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

3. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

4. Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.

5. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.

6. Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

6.1. Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.

7. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Информация об изменениях:

Статья 35 дополнена пунктом 8 с 1 марта 2020 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 400-ФЗ

8. Федеральная палата адвокатов для обеспечения доступа адвокатских палат и адвокатов к информации о своей деятельности обязана в порядке, определяемом Всероссийским съездом адвокатов, вести сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещать на нем информацию:

1) о годовой финансовой отчетности Федеральной палаты адвокатов;

2) о решениях, принятых советом Федеральной палаты адвокатов;

3) о сделках Федеральной палаты адвокатов, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета Федеральной палаты адвокатов.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Адвокатская деятельность
    • Статья 2. Адвокат
    • Статья 3. Адвокатура и государство
    • Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре
    • Статья 5. Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе
    • Статья 6. Полномочия адвоката
    • Статья 6.1. Адвокатский запрос
    • Статья 7. Обязанности адвоката
    • Статья 8. Адвокатская тайна
    • Статья 9. Приобретение статуса адвоката
    • Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену
    • Статья 11. Квалификационный экзамен
    • Статья 12. Присвоение статуса адвоката
    • Статья 13. Присяга адвоката
    • Статья 14. Реестры адвокатов
    • Статья 15. Внесение сведений об адвокате в региональный реестр
    • Статья 16. Приостановление статуса адвоката
    • Статья 17. Прекращение статуса адвоката
    • Статья 18. Гарантии независимости адвоката
    • Статья 19. Страхование риска ответственности адвоката
    • Статья 20. Формы адвокатских образований
    • Статья 21. Адвокатский кабинет
    • Статья 22. Коллегия адвокатов
    • Статья 23. Адвокатское бюро
    • Статья 24. Юридическая консультация
    • Статья 25. Соглашение об оказании юридической помощи
    • Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно
    • Статья 27. Помощник адвоката
    • Статья 28. Стажер адвоката
    • Статья 29. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Собрание (конференция) адвокатов
    • Статья 31. Совет адвокатской палаты
    • Статья 32. Ревизионная комиссия
    • Статья 33. Квалификационная комиссия
    • Статья 34. Имущество адвокатской палаты
    • Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Статья 36. Всероссийский съезд адвокатов
    • Статья 37. Совет Федеральной палаты адвокатов
    • Статья 37.1. Комиссия по этике и стандартам
    • Статья 37.2. Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов
    • Статья 38. Имущество Федеральной палаты адвокатов
    • Статья 39. Общественные объединения адвокатов
    • Статья 40. Сохранение статуса адвоката
    • Статья 41. Проведение учредительных собраний (конференций) адвокатов
    • Статья 42. Проведение первого Всероссийского съезда адвокатов
    • Статья 43. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 44. Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также юридической помощи по назначению
    • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ
    "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г., 24 июля, 3 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г., 13 июля 2015 г., 2 июня 2016 г., 29 июля 2017 г., 2 декабря 2019 г., 31 июля 2020 г.

    Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Законом определяются правовые основы деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантируются их независимость как профессиональных некоммерческих организаций.

    Основными новеллами являются нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры; гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности; расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года, за исключением положения об обязанности адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, которое вступает в силу с 1 января 2007 года.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 июня 2002 г. N 100, в "Парламентской газете" от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 ст. 2102

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г., за исключением подпункта 6 пункта 1 статьи 7, который вступает в силу с 1 января 2007 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 400-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 1 марта 2022 г., подпункта "б" пункта 4 и абзаца четвертого и пятого подпункта "б" пункта 15 статьи 1, которые вступают в силу с 1 марта 2021 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 269-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ

    Действие подпункта 6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта "в" пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона

    Подпункт "в" пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    2. Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
    3. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
    4. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
    5. Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.
    Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
    6. Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.
    7. Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
    7.1. Адвокатская палата не подлежит реорганизации. Ликвидация адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может быть осуществлена на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом.
    (п. 7.1 введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
    8. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
    9. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
    10. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
    Комментарий к статье 29
    1. Статьи 29 - 38 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре посвящены системе органов управления адвокатурой как профессиональным сообществом адвокатов. На федеральном уровне образуется Федеральная палата адвокатов Российской Федерации (ст. ст. 35 - 38 Закона), а на уровне каждого субъекта РФ - адвокатские палаты субъектов РФ (ст. ст. 29 - 34 Закона).
    Адвокатская палата субъекта Российской Федерации представляет собой основанное на обязательном членстве объединение всех адвокатов, внесенных в региональный реестр одного субъекта РФ, создаваемое для обеспечения оказания ими квалифицированной юридической помощи в соответствии с требованиями Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и для защиты корпоративных интересов адвокатов.
    По своей природе адвокатские палаты субъектов Российской Федерации являются профессиональными ассоциациями адвокатов и создаются с учетом международных правил. Профессиональные ассоциации адвокатов играют важную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с органами власти и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.
    В связи с этим в соответствии с п. 24 Основных положений о роли адвокатов (1990 г.) адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки, поддержания их профессионального уровня. Исполнительные органы профессиональных ассоциаций избираются их членами и осуществляют свои функции без внешнего вмешательства. Профессиональные ассоциации должны кооперироваться с Правительствами для обеспечения права каждого на равный и эффективный доступ к юридической помощи, чтобы адвокаты были способны без неуместного вмешательства со стороны давать советы и помогать своим клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими правилами (п. 25 Основных положений о роли адвокатов). Аналогичные нормы содержатся и в Основных принципах, касающихся роли юристов (1990 г.).
    2. Основные цели создания адвокатской палаты, изложенные в п. 4 комментируемой статьи, направлены на реализацию Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и обеспечение защиты корпоративных интересов адвокатов. Данные цели можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
    С одной стороны, целями адвокатской палаты субъекта РФ являются обеспечение оказания входящими в нее адвокатами квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, доступность этой помощи для населения на всей территории данного субъекта РФ, в том числе путем организации оказания юридической помощи гражданам РФ бесплатно.
    С другой стороны, адвокатская палата создается и действует для решения внутренних задач адвокатского сообщества. В этой связи она призвана осуществлять представительство и защиту интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, а также обеспечивать контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.).
    3. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией. Она отличается от организаций, создаваемых в соответствии с законодательством об общественных объединениях, по целям, функциям, субъектам правового регулирования, требованиям, предъявляемым к претендентам на вступление в организацию, статусу своих членов и их обязанностям.
    Так, адвокатская палата основана не на добровольном объединении граждан, а на обязательном членстве входящих в нее адвокатов одного субъекта РФ. Адвокатская палата не может быть ликвидирована по решению ее членов. Членство в адвокатской палате является обязательным условием допуска к осуществлению адвокатской деятельности. Соответственно, адвокат не может беспрепятственно выйти из состава адвокатской палаты и продолжать заниматься адвокатской деятельностью. Адвокатское сообщество в лице квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты самостоятельно формирует состав соответствующей адвокатской палаты с помощью процедуры присвоения и прекращения статуса адвоката.
    Такое правовое положение адвокатских палат субъектов РФ является одной из гарантий обеспечения независимости адвокатского сообщества как одного из видов юридических сообществ (аналогично судейскому сообществу и сообществу нотариусов).
    Правовое положение адвокатских палат субъектов РФ, вопросы их учреждения и деятельности регулируются, прежде всего, Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. В то же время в части, не противоречащей данному Закону, может применяться Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с учетом последующих изм. и доп.).
    В пункте 2 комментируемой статьи подчеркивается, что адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Это означает, что иные федеральные законы, регулирующие правовое положение отдельных видов организаций, в том числе сходных, на адвокатские палаты не распространяются. В частности, не могут применяться нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с последующими изм. и доп.). Не предусмотрено законодательством и утверждение адвокатскими палатами собственных уставов, на основании которых действует большинство организаций.
    Комментируемым Законом предусмотрен также запрет на реорганизацию адвокатской палаты и особенности ее ликвидации. Так, ликвидация адвокатской палаты субъекта РФ может быть осуществлена в порядке, установленном федеральным законом. Основанием ликвидации палаты может быть только образование нового субъекта РФ. В настоящее время федеральных законов, содержащих специальную процедуру ликвидации адвокатской палаты, не принято.
    Адвокатские палаты не относятся и к общественным объединениям адвокатов, которые могут создаваться в соответствии со ст. 39 Закона.
    Адвокатские палаты субъектов РФ как независимые ассоциации адвокатов образуются не органами государственной власти, а учредительными собраниями (конференциями) самих адвокатов. Ранее коллегии адвокатов создавались при участии государственных органов. В соответствии со ст. 3 Положения об адвокатуре 1980 г. коллегии адвокатов образовывались по заявлению группы учредителей или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. При этом предложение об образовании коллегии адвокатов направлялось в Минюст РСФСР, которое при согласии с ним представляло его в Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.
    Поскольку адвокатская палата субъекта РФ объединяет всех адвокатов, включенных в соответствующий региональный реестр, и создается для выполнения управленческих и организационных функций в рамках адвокатского сообщества, постольку решения ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
    Высшим органом адвокатской палаты является собрание (конференция) адвокатов (подробнее см. комментарий к ст. 30 Закона). Коллегиальным исполнительным органом избирается совет адвокатской палаты, а единоличным исполнительным органом - президент, который действует от имени адвокатской палаты без доверенности (подробнее см. комментарий к ст. 31 Закона).
    4. Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Коллегия адвокатов должна иметь самостоятельный баланс и вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.
    Адвокатская палата имеет печать, штампы и бланки с адресом и своим наименованием на русском языке. Закон требует, чтобы наименование адвокатской палаты содержало указание на ее организационно-правовую форму (негосударственная некоммерческая организация) и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
    Адвокатская палата создается без ограничения срока деятельности.
    Адвокатская палата обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность и представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты осуществляет ревизионная комиссия (подробнее см. комментарий к ст. 32 Закона). Отчет ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты утверждается собранием (конференцией) адвокатов (подробнее см. комментарий к ст. 30 Закона).
    Имущество адвокатской палаты формируется на основании сметы расходов на ее содержание, которая утверждается собранием (конференцией) адвокатов (см. комментарий к ст. 30 Закона). Такое имущество становится ее собственностью. В дальнейшем имущество, поступающее в распоряжение адвокатской палаты, также переходит в собственность коллегии. Члены адвокатской палаты не отвечают по ее обязательствам, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам входящих в нее адвокатов.
    Закон не запрещает адвокатской палате иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.
    Источниками формирования имущества адвокатской палаты в соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях в денежной и иных формах могут быть:
    регулярные и единовременные поступления от адвокатов на содержание адвокатской палаты;
    добровольные имущественные взносы и пожертвования;
    другие не запрещенные законом поступления.
    Размер и порядок осуществления обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты должен определяться общим собранием (конференцией) адвокатов (см. комментарий к ст. 30 Закона). Следует учесть, что источником формирования имущества адвокатской палаты не может быть адвокатская или предпринимательская деятельность, поскольку п. 10 ст. 29 Закона адвокатской палате запрещено осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
    Запрет на занятие предпринимательской деятельностью соответствует ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, которая предусматривает возможность установления законодательством РФ ограничений на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Запрет на осуществление адвокатской деятельности связан с тем, что целью создания адвокатской палаты не является непосредственное оказание юридической помощи, чем должны заниматься адвокатские образования.
    5. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи адвокатская палата как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в общем порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 129-ФЗ). При этом особенности регистрации адвокатских палат установлены Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, что допускается ст. 10 Закона N 129-ФЗ.
    Так, единственным правовым основанием возникновения адвокатской палаты является решение учредительного собрания (конференции), которое проводится в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Поэтому для регистрации адвокатской палаты достаточно указанного решения и не требуется представления каких-либо иных учредительных документов (например, учредительного договора или устава), которые предусмотрены Законом N 129-ФЗ. Адвокатская палата создается в силу прямого указания Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре и действует не на основании устава или учредительного договора, а в соответствии с положениями данного Закона.
    Закон N 129-ФЗ вступил в силу 1 июля 2002 г. и регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
    Государственная регистрация юридических лиц является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Согласно ст. 2 Закона N 129-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" обязанность производить государственную регистрацию, начиная с 1 июля 2002 г., возложена на МНС России (в настоящее время - Федеральная налоговая служба).
    В связи с реализацией государственной политики упрощения и дебюрократизации процесса регистрации юридических лиц Законом N 129-ФЗ определен уведомительный порядок регистрации.
    Согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Таким уполномоченным лицом (заявителем) при регистрации создания адвокатской палаты может быть президент адвокатской палаты или лицо, действующее на основании доверенности, выданной президентом адвокатской палаты.
    Подробнее о процедуре регистрации, предусмотренной Законом N 129-ФЗ, см. комментарий к ст. 22 Закона.
    6. Исходя из смысла п. 8 ст. 29, в соответствии со ст. 5 Федерального закона о некоммерческих организациях и ст. 55 ГК РФ адвокатская палата может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации (подробнее о филиалах и представительствах см. комментарий к ст. 22 Закона). Однако на территории одного субъекта РФ может быть образована и действовать только одна адвокатская палата. В связи с этим комментируемая статья запрещает адвокатской палате вмешиваться в зоны действия и компетенцию иных адвокатских палат и образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Кроме того, Закон запрещает образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат.
    Указанные законодательные ограничения основаны на принципе территориальности в деятельности адвокатских палат и вызваны характером полномочий адвокатских палат по организации деятельности адвокатов, входящих в один региональный реестр, а также необходимостью обеспечения единообразия в контроле над адвокатской деятельностью на территории одного субъекта РФ.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: