Имеют ли право республики рф устанавливать свои государственные языки

Обновлено: 01.05.2024

Проектом закона РФ о поправке в Конституции РФ предлагается:

3) статью 68 изложить в следующей редакции:

"Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.";

Несомненно, предлагаемые новые поправки в этой новой статье Конституции РФ крайне важны, своевременны, необходимы, востребованы гражданским обществом, инициаторами этих новых поправок. Несомненно, они могут и должны быть в Конституции РФ. Вызывает сомнение только их «скученность» в одной новой статье 67; Конституции РФ и их формулировки.

К сожалению, при написании и принятии текста действующей Конституции РФ многие её положения, в том числе нормы и положения статьи 68, были сформулированы недостаточно чётко с правовой, юридической, историко-культурной и политико-экономической точки зрения. С одной стороны нормы этой статьи 68 имеют императивный характер властных установлений (часть 1), с другой стороны – диспозитивный, то есть допустимость свободного регулирования (часть 2), а с третьей стороны – декларативный или провозглашающий характер конституционной нормы (часть 3). При этом в части 3 статьи 68 допущена, возможно, существенная ошибка, потому что в качестве гаранта право всех народов на сохранение родного языка указана Российская Федерация как субъект права, как «она», как некто конкретно. Тогда как единственным гарантом исполнения и соблюдения действующей Конституции РФ является Президент РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 действующей Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Используя это конституционное определение, вставляя его в часть 3 статьи 68, получаем полное содержание конституционной нормы: «Российская Федерация – Россия, демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Даже в таком полном виде эта конституционная норма в части 3 статьи 68 не отвечает на вопросы: как, чем, каким образом Российская Федерация гарантирует… и т.д.

Не устану повторять: «Конституция не должна порождать вопросы и проблемы, она должна отвечать на главные вопросы правового регулирования различных отношений, устанавливать конституционные нормы конституционного системного порядка». Поэтому, несомненно, нормы и положения статьи 68 должны быть конкретизированы с точки зрения их законодательного и исполнительского выполнения соответствующими государственными органами, государственными должностными лицами, а также органами и должностными лицами местного самоуправления, институтами гражданского общества и общество в целом.

То же самое относится и к культуре многонационального народа Российской Федерации – России. Мало того, упоминание просто «культуры» в Конституции РФ явно недостаточно. Несомненно, историческая и традиционная культура России, как общемировой цивилизационный феномен, как славяно-русская цивилизация, как многонациональная культура всех народов и народностей, входящих в многонациональный народ Российской Федерации, заслуживает правового статуса достояния Российской Федерации, наравне с высшими ценностями – детьми, правами и свободами граждан, многотысячелетней историей страны и государства, территорией, суверенитетом, природными ресурсами, национальным характером, победами и свершениями, культурными и художественными ценностями, верой в любовь, добро и справедливость, хлебом, наконец…

Однако в предлагаемой редакции статьи 68 заложена ошибка и несоблюдение нормы действующей Конституции РФ, в частности, упоминание о «союзе равноправных народов Российской Федерации». Конституция РФ, прежде всего, высший нормативно правовой акт, то есть юридический документ, в котором каждое слово, каждое понятие, каждый термин и каждое определение, прежде всего, обладает правовым, юридическим содержанием.

Так, слово-понятие «союз» в праве – это ассоциация (союз; лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан с сохранением права последних вступать в другие объединения. Например, «союз (ассоциация) общественных объединений - это добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов» (Источник: ст. 1 Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»). Подобная норма содержится в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об общественных объединениях".

В действующей Конституции РФ нет слов-понятия «союз равноправных народов», зато есть точное определение народа (народов), населяющих территорию Российской Федерации, который является в действующей Конституции РФ носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации (часть 1 статьи 3) – многонациональный народ.

Использование слова-понятия-термина «союз равноправных народов» немедленно порождает вопрос и проблему заключения такого союза, юридического и документального оформления такого союза, закрепления его соответствующими подписями соответствующих полномочных представителей, а затем законодательного, организационного и экономического обеспечения.

Предложенная редакция статьи 68 делает упор (акцент) на государственную значимость русского языка, не упоминая о нём как о культурной ценности и историческом феномене, как о естественном языке межнационального общения на территории Российской Федерации, как достоянии многонационального народа Российской Федерации, славяно-русской цивилизации. В условиях, когда во всём мире ведётся необъявленная конкуренция идеологий, идеологических и политических систем, парадигм и схем глобального управления государствами и народами, значение национальных и межнациональных языков сильно возрастает. Пример тому, политика и отношение к русскому языку на Украине, в Прибалтике, на Западе в целом. Например, практически все современные эстрадные исполнители песен стремятся петь на английском, вернее, на американо-английском языке, чтобы прорваться со своим музыкально-песенным бизнесом на Запад, к западной публике, к владельцам сильных мировых валют, а значит, к высоким гонорарам и доходам, к прибыли. Есть и примеры, когда на государственном уровне наряду с русским и национальным языком вводится ещё один государственный язык – английский.

Кроме этого, живой русский язык, несомненно, закономерно подвержен законам развития и деградации языков, смешения языков, преобразования языка путём внедрения в него иноязычных слов и оборотов, насильственного или по глупости коверкания языка, а вместе с этим – утраты традиционного классического литературного языка. Поэтому убеждён, что русский язык на современном этапе развития России и современной истории нуждается в конституционной защите и конституционных гарантиях, так же, как все иные, другие национальные языки народов многонационального народа Российской Федерации.

На основании изложенного предлагаю другую формулировку статьи 68 поправки к Конституции РФ в следующей редакции:

3) статью 68 изложить в следующей редакции:

"Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, как язык исторически государствообразующего русского народа, единственный естественный и официальный язык межнационального общения многонационального народа Российской Федерации. Русский язык является важнейшим общим государственным и всенародным достоянием Российской Федерации, славяно-русской цивилизации, высшей культурной ценностью Российской Федерации.
2. Республики в составе Российской Федерации, присоединившиеся к России государства и самопровозглашённые государственные образования, союзное государство России с другими государствами вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик, присоединившихся к России государств и самопровозглашённых государственных образований, в союзном государстве России с другими государствами они используются и применяются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. В Российской Федерации всеми средствами и силами государства и гражданского общества гарантируется равное право на защиту, сохранение и развитие всех национальных и родных языков народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, в том числе государственного русского языка, создание равных и равноправных условий для их изучения, обучения и применения.
4. Культура многонационального народа Российской Федерации, равно как культуры, исторические и национальные традиции и обычаи народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, является уникальным цивилизационным наследием, высшей культурной ценностью, государственным и всенародным достоянием Российской Федерации. В Российской Федерации также гарантируется равное право на защиту, сохранение и развитие всех национальных культур, традиций и обычаев народов, народностей и национальных меньшинств многонационального народа Российской Федерации, в том числе русской национальной культуры, традиций и обычаев.

С уважением и надеждой на разумное и ответственное отношение к данному предложению, Александр Сергеевич Суворов.
Калуга, 07.03.2020 23:01

Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

1. Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию:

1) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

2) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

4) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;

5) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образца, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;

Статья 3. Правовое положение языков

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией Российской Федерации свои государственные языки.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

(п. 3 введен Федеральным законом от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

4. В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

(п. 6 введен Федеральным законом от 11.12.2002 N 165-ФЗ)

7. Порядок утверждения норм языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, правил орфографии и пунктуации этих языков определяется Правительством Российской Федерации.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Комментарий к Ст. 68 Конституции Российской Федерации

1. В части 1 комментируемой статьи закрепляется наличие в Российской Федерации государственного языка.

Языки народов Российской Федерации — национальное достояние. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства.

Статья 68 определяет официальный статус русского языка как государственного, устанавливает соотношение государственных языков Федерации и ее субъектов, а также предусматривает сохранение и развитие языков всех этнических групп и народов, которые являются национальным достоянием российского государства, важным элементом культуры, основной формой проявления национального и личностного самовыражения.

Россия объединяет многонациональный народ, в ее границах проживают лица свыше 170 национальностей.

Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями. В любом многонациональном государстве ни один народ не может находиться в духовной изоляции. Язык межнационального общения — эффективный инструмент консолидации общества, разрешения общих политических и экономических проблем, приобщения народов к достижениям мировой и отечественной науки, техники, культуры. Утвердившееся в нашей стране двуязычие и многоязычие не было навязано «сверху». Это объективная потребность совместного бытия народов федеративного государства. Русский язык стал средством межнационального общения исторически, в силу фактического признания его таковым всеми многочисленными народами нашего обширного государства.

Государственным языком Российской Федерации является язык самой многочисленной этнической группы — русских, составляющих в России более 80% населения. Русским языком, как свидетельствуют данные переписи населения, свободно владеет и большинство представителей иных национальностей.

Государственный язык Российской Федерации является юридически обязательным языком. Он представляет собой важную коммуникационную основу целостности и единства России. На государственном языке Российской Федерации ведется работа во всех органах государственной власти и местного самоуправления, на нем представляются проекты федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, публикуются федеральные правовые акты, он используется при подготовке и проведении выборов и референдумов в России, в судопроизводстве, в деятельности организаций, предприятий и учреждений, в официальном делопроизводстве, обучении, в географических наименованиях*(355).

Установление русского языка в качестве государственного обязывает государство особо заботиться о его развитии и функционировании.

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» отнес данный вопрос к ведению высших органов государственной власти Российской Федерации (ст. 6). Им также предусмотрено, что русский язык найдет отражение в программах сохранения, изучения и развития языков народов России (ч. 1 ст. 7); он в обязательном порядке изучается в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, причем в тех из них, которые имеют государственную аккредитацию, изучение русского языка как государственного регулируется государственными образовательными стандартами (ч. 2 ст. 10); граждане России, не владеющие русским языком, вправе выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют; в случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод (ч. 2, 3 ст. 15).

2. В соответствии с ч. 2 ст. 68 республики Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, что фиксируется в их конституциях. В органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственные языки республик — один из элементов конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ст. 66, ч. 1 Конституции РФ) и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ст. 5, ч. 3 Конституции РФ).

В силу указанных принципов федеративного устройства и исходя из того, что Конституция Российской Федерации относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития Российской Федерации, в том числе основ государственной языковой политики и содействие развитию государственных языков республик, к ведению Российской Федерации (ст. 71, п. «б», «е»), федеральный законодатель вправе урегулировать принципиальные вопросы статуса государственных языков республик, затрагивающие интересы всей Российской Федерации и конституционные права и свободы граждан, а также определить общие принципы правового регулирования этих языков, к которым должны предъявляться особые требования по сравнению с иными языками, не имеющими статус государственных.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении *(356), должны быть нормативно закреплены надлежащие предпосылки для признания языка в качестве государственного и вытекающих из такого признака правовых последствий и исключены произвольная трактовка языков в качестве государственных, чрезмерные языковые требования.

В целях обеспечения функционирования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, употребления его в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях на всей ее территории предусмотрено его изучение в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, которое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, регулируется государственными образовательными стандартами; при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством.

В конституциях республик гарантируется право каждого на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Субъекты Российской Федерации не могут ограничивать права граждан в области образования, закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством, в том числе права, связанные с изучением и преподаванием русского языка как общефедерального государственного языка на всей территории Российской Федерации. Изучение второго языка должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы*(357).

Использование (употребление) языка в качестве государственного в различных сферах государственной деятельности и в официальных отношениях предполагает его существование не только в словесной (устной), но и в письменной форме. Поэтому обязательным и важным компонентом правового статуса государственного языка является графическая основа его алфавита, т.е. системы знаков, употребляемых в письменности.

Установление той или иной графической основы алфавита государственного языка (кириллицы, латиницы или другой), как свидетельствует исторический опыт, обусловливается не только и не столько особенностями фонетики языка, сколько происходящими в обществе переменами социально-культурного и национально-исторического характера, а также интересами государства на разных этапах его развития, в том числе в сфере международных отношений. Следовательно, смена графической основы алфавита государственного языка должна осуществляться с учетом исторических и политических факторов, национальных и культурных традиций, быть научно обоснованной и отвечать общественным ожиданиям, что, в конечном счете, требует проявления суверенной воли государства.

Установив единую графическую основу алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, федеральный законодатель прежде всего констатировал и легитимировал исторически сложившиеся в Российской Федерации реалии — существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка, на графической основе кириллицы.

Вместе с тем федеральный законодатель не исключил возможности изменения графической основы алфавитов государственных языков республик, употреблявшейся ими на момент принятия Конституции РФ, если изменение преследует конституционно значимые цели, отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям, не ограничивает конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным.

В большинстве республик наряду с русским языком официальным также признается язык титульной нации или несколько языков, перечисленных в конституции: в Республике Адыгея — адыгейский; в Республике Алтай — алтайский; в Республике Башкортостан — башкирский; в Республике Бурятия — бурятский; в Республике Дагестан — языки народов Дагестана; в Республике Ингушетия — ингушский; в Кабардино-Балкарской Республике — кабардинский и балкарский; в Республике Калмыкия — калмыцкий; в Карачаево-Черкесской Республике — абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский, при этом языком межнационального общения является русский язык; в Республике Коми — коми; в Республике Марий Эл — марийский (горный, луговой); в Республике Мордовия — мордовский (мокшанский, эрзянский); в Республике Саха (Якутия) — язык саха; в Республике Северная Осетия — Алания — осетинский (иронский и дигорский диалекты); в Республике Татарстан — татарский; в Республике Тыва — тувинский; в Удмуртской Республике — удмуртский; в Республике Хакасия — хакасский; в Чеченской Республике — чеченский; в Чувашской Республике — чувашский.

3. Языковая государственная политика в Российской Федерации направлена на гарантирование всем ее народам права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что соответствует требованиям международных стандартов*(358).

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств*(359) предусматривает, что ее участники будут обеспечивать развитие языков национальных меньшинств, защищать их представителей от дискриминации по языковому признаку, создавать условия для использования данных языков в частной и публичной жизни, способствовать изучению языков национальных меньшинств и получать на них образование. Более развернутые меры в указанном отношении содержит Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств*(360).

В Декларации о государственном суверенитете РСФСР*(361) и Декларации о языках народов России*(362) провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» объявляет языки народов России национальным достоянием; гарантируются равные их права и средства защиты языков (социальные, экономические, юридические); предусматривается финансирование соответствующих государственных программ, возможность создавать письменность на родном языке, проводить исследования всех языков народов России, организовывать воспитание и обучение на родном языке независимо от численности представителей этнических групп и в соответствии с их потребностями; признается допустимым в местах компактного проживания иноязычного населения использование наряду с государственными языками в официальных сферах общения (делопроизводстве органов государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, топонимике) языка данного населения.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании»*(363) устанавливает, что язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения; государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов России, не имеющих своей государственности (ч. 3, 7 ст. 6).

Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.*(364) закрепляют права национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка (ст. 21).

АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы

Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, республиканские государственные языки, родные языки. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 ч. 1). Русский язык в многонациональной (многоэтничной) России выступает как основное средство массовой коммуникации в персональном и общественном развитии. Владение русским языком обеспечивает гражданину вне зависимости от его этнической идентичности на всей территории России социальную адаптированность и профессиональную конкурентоспособность, предоставляет возможности получения высшего образования и приобщения к общероссийским и мировым культурным ценностям.
Однако в законах, принятых в большинстве республик, русский язык определяется не как язык государства - Российской Федерации, а как государственный язык республики, занимая при этом вторую по значимости позицию. Так, в Законе Республики Татарстан О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан правовое положение языков определяется в статье 3: Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки . Аналогичные формулировки содержатся в законах республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия и др. Русский язык в республиканских законах не рассматривается в своем самостоятельном федеральном статусе и в таком толковании имеет статус республиканского государственного языка, имеющего вспомогательные функции.
Школьные учебники и учебно-методические пособия по русскому языку, изданные в республиках, часто не раскрывают богатое содержание и духовные ценности российской культуры, и это не способствует формированию положительного отношения к ней. Такие учебники сужают, минимизируют цели обучения русскому языку, ведут к упрощению духовного содержания русского языка и русской культуры. При таком подходе к обучению учащиеся не осознают исторически обусловленной консолидирующей роли русского языка и русской культуры в едином многонациональном государстве.
Ценность взаимообогащения культур народа Российской Федерации, о которой сказано в Федеральном Законе О государственном языке Российской Федерации , упускается составителями республиканских учебников. В учебниках обязательного использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений в ряде случаев отмечаются тексты произведений русской классики с некорректными высказываниями о национальной культуре, обычаях, традициях народов России. Практически с 5-го по 10-й класс в учебниках русской литературы встречаются выражения, задевающие национальное самосознание представителей различных этносов ( ворующие киргизы , жидовские побуждения , злы татаровья , незваный гость хуже татарина , свирепым татарином , татары или убьют, или уведут в горы , чтобы бусурманов били, и турков били, и татарву били бы , вонючая татарская спина и т.д.). Хотя татарва в XVIII - XIX веках и был собирательным образом, но на современном этапе развития общества это понятие ассоциируется с представителями татарского этноса. Все вышеописанные факты не способствуют формированию у обучающихся в общеобразовательных учреждениях с полиэтничным составом учащихся положительного отношения к русской культуре, русскому языку, консолидации полиэтничного общества.
_________________________
Федеральный Закон от 1 июня 2005 г. 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации . Приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. 349.

Конституция Российской Федерации признает за республиками Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68 ч. 2). Однако это не означает равноправия статуса государственных языков федерального и республиканского уровней. Федеральный Закон О языках народов Российской Федерации закрепляет только функциональное равноправие языков народов Российской Федерации в статусе родных языков, без подмены статуса государственного языка или исключения функций русского языка.
Государственный язык субъекта Российской Федерации - государственный язык республики в составе Российской Федерации. Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 25 языков в 19 республиках (см. табл. 5). Их статус закреплен Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации и республиканскими законами о языках. Республиканские законы закрепляют равноправное положение и равноправное функционирование государственных языков (включая русский) на всей территории субъекта Российской Федерации. Республиканские законы уравнивают количество часов на преподавание русского языка и республиканского государственного языка, предполагая их функциональное равноправие.
_________________________
Кроме того, в Республике Карелия не имеют статуса государственного, но пользуются аналогичными преференциями (имеются программы поддержки и развития) карельский, вепсский, финский языки. В Республике Дагестан та же ситуация в отношении 14 наиболее крупных по количеству носителей языков.

Конституция Российской Федерации гарантирует также всем народам Российской Федерации право на сохранение родного, в том числе и русского, языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68 ч. 3). При этом конституционные основы правового статуса личности включают равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (ст. 19 ч. 2). Кроме того, указаны право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 ч. 2).
Как видно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком. Это, в первую очередь, конституционные права граждан в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков, а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (ст. 44 ч. 2 Конституции РФ).
Для снятия возможных противоречий Конституция Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К ведению Российской Федерации Конституция относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой и образовательной сферах, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой являются государственная языковая и образовательная политика (ст. 71 пп. в , е ), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как ее компоненты - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 пп. б , е ).
Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик Российской Федерации как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы её граждан в сфере образования и культуры не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации. В реальной практике все вопросы, связанные с правовым регулированием языков народов Российской Федерации, статуса государственных языков республик, отданы в компетенцию субъекта Российской Федерации.
С введением в 1992 году Закона РФ Об образовании , гарантировавшего всем гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (ст. 6 п.2 Закона), роль родных языков в общеобразовательном процессе заметно возросла. В субъектах Российской Федерации понимание термина родной язык , как правило, толкуется как родной нерусский язык, вне зависимости от того, обладает ли он статусом государственного языка в данном субъекте. Таким образом, право получения образования на любом языке народов России предусмотрено федеральным законодательством.

© Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2008
© Правовое управление, Информационно-аналитическое управление 2000-2008

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: