Имеет ли преимущество судебная власть над другими ветвями власти

Обновлено: 25.04.2024

Сущность судебной власти и основные направления ее деятельности

Судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, защищающая конституционный строй, права, свободы и законные интересы граждан, государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, объединений. разрешающая конфликты субъектов правоотношений.

Судебная система является самостоятельным социально-политическим институтом в системе государственной власти. Судебная власть является системным образованием, это одна из государственных ветвей власти, представляющая собой систему государственных судебных органов.

Основные направления деятельности судебной власти:

  • охрана правопорядка от правонарушений и преступных деяний;
  • охрана прав, свобод и интересов граждан;
  • контроль за деятельностью государственных органов.

Судить правосудие от имени государства могут только суды. Никто не имеет права вмешиваться в деятельность судебной системы по вопросам осуществления правосудия. Решения судов обязательны для граждан, их объединений и организаций, государственных и муниципальных органов, высших органов государственной власти и управления.

Сущность судебной власти разные правоведы характеризуют по-разному:

  • судебная власть — это система судебных органов или учреждений государства, призванных к применению закона в порядке судебного производства;
  • судебная власть — это совокупность функций и полномочий судебных органов.

Судебная система обладает исключительными полномочиями на разрешение конфликтов с использованием установленной законом процедуры, реализуемыми в формах конституционного, административного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.

Судебная власть является базовой характеристикой общества, необходимым элементом общественной организации, без которого невозможны функционирование и жизнеспособность общества. Судебная власть регулирует взаимоотношения между государственно-правовыми, общественными институтами и гражданами. Современное государство и общество испытывают потребность в такой судебной власти, которая могла бы осуществлять свою деятельность независимо от политических приоритетов и пристрастий иных ветвей власти, в соответствии с государственными целями достижения и сохранения социального благополучия и мира правовыми методами, контролировать сохранение баланса личности и власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная власть в системе разделения властей

Разделение властей — это политико-правовая доктрина, лежащая в основе организации власти демократического государства и выступающая одним из основополагающих принципов, на которых строится политическая демократия.

Основное значение теории разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в рамках одного института, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и осуществляющего наказание.

Судебная власть является важнейшей составной частью власти в концепции разделения властей. Каждой из ветвей государственной власти характерны: особая система органов, выполняющая строго определенные функции; особые формы осуществления полномочий и возложенных функций.

Принцип разделения властей — это организация механизма государственной власти, которая состоит из трех самостоятельных ветвей (законодательной, исполнительной, судебной), действующих на основе баланса и взаимного контроля, взаимодействия и сотрудничества, системы сдержек и противоречий, направленных на решение стоящих перед государством задач для обеспечения прав, свобод и интересов граждан.

Самостоятельность каждой ветви власти не должна приравниваться в абсолютизации властных полномочий соответствующих органов или к ее автономности в государственном механизме. Смысл принципа разделения властей во взаимодействии всех ветвей власти, а не в обособленности.

Системой органов, выполняющей строго определенные функции судебной власти, являются:

  • суды (вся совокупность судебной системы) — созданная в законодательном порядке жестко структурированная система, деятельность которой осуществляется в детально и строго регламентированной процедуры;
  • правосудие — особая форма деятельности, направленная на разрешение разного рода конфликтов и споров (политических, экономических и т.д.) на основе действующего права, участниками которых являются граждане и их объединения, юридические лица, муниципальные органы и собственно само государство.

Кадровым составом судебной системы являются судьи, образующие специальный профессиональный слой — судейский корпус, обладающий особым правовым статусом. Судебная власть является независимой и самостоятельной, но, в тоже время, она тесно связана с другими ветвями власти. Законодательная власть обуславливает структуру судебной системы, статус судей, компетенцию судебных органов, размеры государственного финансирования. Законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса. От исполнительной власти зависит создание необходимых условий для деятельности судов, подготовка кадров и др.

Конституционные обязанности законодательной и исполнительной власти в отношении судебной власти ограничиваются организационными аспектами (формирование структуры и судейского корпуса). После назначения судьи ни один из уполномоченных органов законодательной или исполнительной власти не может вмешиваться в деятельность судьи, сместить его с должности, не может оказывать влияние на правоприменительную деятельность как отдельного суда, так и в целом всей судебной системы.

Одной из основных целей демократизации общества является идея создания правового государства, когда судебная власть должна стать важнейшим элементом структуры государственной власти совместно с законодательной и исполнительной ветвями. Правовое государство без судебной власти не может реализовывать функции охраны правопорядка, защиты прав, свобод и интересов граждан. Признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о ее самостоятельности указывает, что государство признает необходимость самоограничения власти, реализация которого реализуется посредством системы разделения властей.

Как сказано выше, государственная власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными органами. Выполняя возложенные на них полномочия, ветви власти взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние.

С одной стороны органы законодательной власти влияют на суды, создавая для них нормативно-правовую базу, которая охватывает организацию судебной системы, определяет полномочия, порядок образования (управления) и деятельности судов. Кроме того, органы законодательной власти определяют бюджет судов, участвуют в формировании судейского корпуса – назначении судей: Совет Федерации по представлению Президента РФ назначает судей высших федеральных судов – Конституционного, Верховного, но, будучи, назначенными на должность органами законодательной власти, судьи им не подчинены и принимаемые ими решения не подконтрольны органам законодательной власти.

Органы исполнительной власти также участвуют в создании нормативно-правовой базы для судов и формировании судейского корпуса.

Президент страны, будучи главой государства и высшим должностным лицом исполнительной власти, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда в РФ, назначает судей других федеральных судов, а также подписывает и обнародует федеральные законы. Органы исполнительной власти создают надлежащие условия для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.) и исполнения принимаемых ими решений.

С другой стороны, суды контролируют конституционность законов, принимаемых законодательной властью, а также законность правовых актов и действий органов исполнительной власти и могут признать их незаконными и недействующими.

Совет Федерации имеет косвенное влияние на назначение на должности и других федеральных судей, поскольку в соответствии со ст.11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Совет Федерации имеет право назначать 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Именно данная комиссия рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей всех федеральных судов (за исключением районных судов – их заявления рассматривают квалификационные коллегии судей субъектов РФ), а также судей федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет свои заключения по этим кандидатурам соответственно Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ.

Многообразными являются взаимоотношения суда и исполнительной власти (Правительства и министерств Российской Федерации).

Правительство РФ, обладая правом законодательной инициативы, вправе вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, касающиеся деятельности судов. Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции РФ разрабатывает федеральный бюджет, в том числе и в отношении судов, и осуществляет его исполнение. Это существенный фактор влияния на судебную власть, при том что, согласно существующему законодательству, суды имеют возможность активно участвовать в формировании бюджета и отстаивать свои права.

Кроме того, органы исполнительной власти, в т.ч. Правительство РФ, имеют и другие полномочия по созданию надлежащих условий для деятельности судов (предоставление служебных и жилых помещений, медицинское обеспечение и др.).

Судебная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей власти – законодательной и исполнительной, в свою очередь оказывает воздействие на их деятельность, уравновешивает их, выступает равной среди равных. К таким полномочиям судебной власти является наделение ее правом осуществлять конституционный судебный контроль и контроль над соответствием принимаемых исполнительными органами нормативных и индивидуальных правовых актов, а также совершаемых ими действий (или бездействия) федеральным законам.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют административный судебный контроль, который заключается в решении вопроса о соответствии или несоответствии нормативного акта органов исполнительной власти федеральному закону. Верховный Суд РФ в соответствии со ст.27 ГПК РФ и 34 АПК РФ по заявлению заинтересованных лиц рассматривают вопросы об оспаривании соответствия федеральному закону нормативных и ненормативных актов Президента РФ и Правительства РФ. Противоречащий федеральному закону оспариваемый правовой акт признается недействующим.

В суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут быть обжалованы действия (бездействие) других федеральных органов власти – министерств, служб и агентств, а также территориальных федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия у судов, позволяющие существенным образом оказывать влияние на исполнительную власть, появились в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 29 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Влияние судебной власти на законодательную и исполнительную власть осуществляется также при формировании судейского корпуса. Председатели Верховного Судов РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии вносят представления о назначении кандидатов на должности судей этих судов Советом Федерации и судей других федеральных судов Президентом РФ. При этом полномочия Президента РФ в выборе кандидатов на должности судей ограничены кандидатурами, представленными ему председателями высших судов.

Судебная власть - это одна из трёх ветвей государственной власти, призванная защищать права и законные интересы субъектов различных правоотношений.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила и закрепила принцип устройства государственной власти - разделения властей на законодательную, исполнительскую и судебную (ст. 10). При этом определено, что судебная власть является самостоятельным видом государственной власти, функционирующим независимо от чьей-либо воли и подчиняющимся только Конституции РФ и закону. Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач, функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Свойства судебной власти:

· объектив­ность проявляется не только в независи­мости и беспристрастности судьи при рассмотрении и разрешении де­ла. Объективность является свойством самой судебной власти и пред­полагает наличие у судебной власти определенной социальной основы. Такую основу составляет, прежде всего, право, как объектив­ный критерий правомерности действия судебной власти.

· легитимность показывает степень доверия общества к судебной влас­ти, его согласие на данную власть, готовность к исполнению ее велений.

· принуждение - судебная власть, как никакая другая, сопряжена с принуждением и без принуждения осуществляться не может. Однако принудительная способность судебной власти имеет свою специфику, связанную с тем, что судебная власть своими силами не может реализовать ни одной из мер принуждения, которые она провозглашает в своих властных актах. Принуждение судебной власти всегда отличается конкретностью, всегда персонально.

1. осуществляется только судами;

2. имеет полную самостоятельность;

3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

· закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

· соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

· признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

· закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

· финансирования судей из федерального бюджета.

Принудительная способность судебной власти имеет свою специфику, связанную с тем, что судебная власть своими силами не может реализовать ни одной из мер принуждения, которые она провозглашает в своих властных актах.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения. Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Взаимодействие властей - это координирование различных совместных вопросов, а также, осуществление определенного влияния друг на друга рассматриваемых ветвей власти.

Анализируя нормы Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и действующего законодательства можно понять, что судебная власть зачастую контактирует с остальными ветвями власти государства. Действующая схема взаимодействия выглядит следующим образом:

  • законодательная власть определяет систему судебных органов государства, правовой уровень судей, процессуальные стороны разрешения дел, реализует контроль за бюджетом;
  • власть исполнительная подготавливает кадры для судебных органов, формирует материальную базу для судов, обеспечивает судебные органы финансированием;
  • Президент РФ определяет к назначению судей высших судов, самостоятельно определяет судей федерального уровня нижестоящих судов, реализует право на помилование, принимает участие в реализации законодательной и исполнительной властей и не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти;
  • судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , рассматривать жалобы граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной властями

Органы законодательной власти воздействуют на работу судебных органов. Они формируют для них нормативно-правовую основу, охватывающую вопросы организации судебной системы.

Также, законодательная власть, посредством применения процессуального права, устанавливает режим деятельности судьи.

Законодательство принимается во взаимосвязи с правовыми предложениями, которые инициируют органы исполнительной и судебной власти.

Деятельность судебной власти в процессе взаимодействия с остальными ветвями власти выражается в том, что с ее стороны предоставляются различные материалы правоприменительной практики.

Также, судебная власть улучшает законодательную и исполнительную деятельность остальных ветвей власти, акцентирует внимание на правовых и моральных нормах, принципах конституции, которые подлежат обязательному соблюдению.

Существует некоторое противостояние между законодательной и судебной властями, которые выражается в периодических попытках законодательной власти изменить статус, компетенции либо отдельные полномочия конституционных и уставных судов. Причем, направлены данные действия в сторону их ослабления.

Например, за весь период осуществления деятельности Конституционного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее в адрес Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее поступило приблизительно около 50 предложений по изменению его компетенций.

Авторитет судебной власти в большей мере зависит от того, законодательство какого содержания принимается со стороны законодательной власти.

Исполнительная власть принимает участие в процессе формирования корпуса судебного состава, готовит и создает требуемые условия для осуществления деятельности судебных органов и реализации принятых решений.

Особенностью взаимодействия исполнительной и судебной ветвей власти между собой можно считать тот факт, что данный процесс несбалансирован.

Ветвь судебной власти в своем положении неоднозначна. Это сильная власть, поскольку, только в ее компетенции осуществление таких мер, которые не могут предпринять ни законодательная, ни исполнительная власти. Одновременно с этим, она и относительно слабая, поскольку она не опирается на поддержку непосредственно избирателей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: