Хозяйства каких стран с преобладанием государственной собственности

Обновлено: 05.05.2024

Россию часто упрекают, что приватизация у нас идет недостаточно активно, а государство контролирует чуть ли не всю экономику страны. Мне стало интересно, как мы выглядим на фоне других стран по ВВП госсектора?

Что входит в госсектор?

Тут все просто и к приватизации почти не имеет отношения. Это любые компании и учреждения, которые:

  1. Принадлежат государству;
  2. Управляются государством напрямую или через специально назначенных менеджеров.

Свой вклад в ВВП вносят и детские сады, и школы, и армия, и даже тюрьмы. Чем активнее государство инвестирует в социальный сектор экономики, тем выше будет показатель.

В целом, чем выше ВВП от государственного управления — тем более социальным является государство. Вложения в общество незаменимы, и кому как не государству ими заниматься? В конце статьи посмотрим, каковы успехи России на этой стезе…

Лидеры планеты

Я взял страны, предоставляющие отчетность по структуре ВВП не реже, чем 1 раз в квартал, и составил рейтинг. В скобках — период 2021 года и источник данных.

  • 5 место — Индия , $63 млрд (1 квартал, Центральное статистическое управление).
  • 4 место — Испания , $64 млрд (1 квартал, Национальный институт статистики).
  • 3 место — Германия , $178,5 млрд (1 квартал, Федеральное статистическое управление).
  • 2 место — Канада , $323 млрд (апрель-июнь, Управление статистики).
  • 1 место — США , $2181 млрд (1 квартал, Бюро экономического анализа).

Не удивляйтесь, что в топе нет Китая. Поднебесная ежеквартально публикует статистику по ВВП от производства, строительства, услуг, сельского хозяйства и даже транспорта. Но данные по госсектору на моей памяти Пекин ни разу не раскрыл . Почему — не знаю, но уверен, что если бы данные из Китая поступали, он был бы не ниже третьего места.

А где Россия?

На 13-м месте с показателем 22,2 млрд долларов . И это с учетом тех «непрофильных активов», которые до сих пор не приватизированы, то есть — не чисто социалка.

Страны нашего уровня — Австралия, Южная Корея, Швеция. Приятная компания, да?

Все бы ничего, но конечных бенефициаров социальной экономики — то бишь населения — в Корее в 3 раза, в Австралии в 6 раз, а в Швеции — в 14 раз меньше, чем в России . Соответственно, в то же количество раз меньше внимания и средств выделяет государство на общественный сектор экономики в пересчете на одного гражданина. И это — ненормально.

Институт прикладных экономических исследований

Лаборатория анализа институтов и финансовых рынков

Индекс государственной собственности ИПЭИ РАНХиГС 2000-2020 гг.

Набор индексов и прочих оценок государственного сектора позволяет оценить рост присутствия государства в экономике по ряду важнейших характеристик, включающих в себя долю государственного сектора в ВВП, на основе уникальной выборки секторов и компаний с данными о прямой и косвенной доле государства в структуре собственности.

Изменения по сравнению с прошлой версией:

  • Ряды данных продлены на 1 год (показатели расчитаны до 2019 г. включительно)

Индекс государственной собственности РФ (% от ВВП)

Индекс государственной собственности РФ (% от ВВП)

Компоненты Индекса государственной собственности РФ (% от ВВП)

Компоненты Индекса государственной собственности РФ (% от ВВП)

Индекс капитализации компаний с государственным участием (КГУ) (% от капитализации фондового рынка России в млрд.руб)

Индекс капитализации компаний с государственным участием (КГУ) (% от капитализации фондового рынка России и в млрд. руб.)

Таблица значений графиков:

При использовании материалов с данного ресурса просьба ссылаться на источник: Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора / А. Д. Радыгин, Р. М. Энтов, А. Е. Абрамов, М. И. Чернова, Г. Н. Мальгинов ; - М.: Издательсий дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 76 с.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Доля государственного сектора в добавленной стоимости в России составила 33% в 2016 году, подсчитали эксперты Международного валютного фонда (МВФ), что значительно ниже альтернативных экспертных оценок.

Авторы нового доклада МВФ попытались опровергнуть распространенное представление о значительном увеличении доли государства в российской экономике. «Доля российского государства в ВВП намного меньше, чем 70%», — подчеркивается в докладе (70% — это широко распространенная оценка доли госсектора в российской экономике. — РБК).

По подсчетам МВФ, доля государства в объеме производства составила 33% в 2016 году, незначительно увеличившись с 32% в 2012 году. Госуправление обеспечило 13,5% ВВП, а государственные предприятия — еще 19,3% ВВП в 2016 году. Бюджетные организации и крупнейшие госкомпании ответственны за 50% занятости в формальном секторе.

Оценка МВФ сопоставима с данными Европейского банка реконструкции и развития, который оценил долю государства в 35% в 2005–2010 годах, но значительно отличается от результатов альтернативных подсчетов.

Moody’s оценивает долю госсектора в российской экономике в 40–50% с учетом частично приватизированных компаний. Схожая точка зрения у Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2016 года. Оценка ФАС радикальнее: вклад госкомпаний в ВВП достиг 70% в 2015 году по сравнению с 35% в 2005-м.

Однако, утверждая о доле государства в 70%, в своем докладе ФАС ссылается на неназванных экспертов, обращает внимание директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Как измерить вмешательство государства в экономику

Сильный разброс в оценках доли государства в экономике объясняется проблемами методологии. Если считать по доле основных фондов в собственности государства, получится и вовсе 18%, подчеркивает Николаев.

В 2014 году МВФ заявлял, что величина госсектора в российской экономике превзошла 70% ВВП. Однако в новом обзоре в качестве ключевого показателя МВФ использует долю госсектора в добавленной стоимости, которую определяет на основе официальных данных о продажах или занятости в зависимости от сектора экономики. Например, в сферах образования и здравоохранения были проанализированы данные о занятости, поскольку эти услуги бесплатны и доходы невысоки. Для финансового сектора долю государства в добавленной стоимости МВФ оценил как отношение активов государственных банков к совокупным активам банковского сектора, поскольку официальные данные о продажах банков недоступны.

МВФ также включил в анализ дочерние компании 20 крупнейших контролируемых государством нефинансовых компаний, а это большинство дочерних предприятий таких компаний, как «Газпром» или «Роснефть», которые, как правило, классифицируются как частные в официальных данных.

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Фото: Shutterstock

Цена на золото нарисовала «крест смерти». Что это такое и чем он опасен

Фото: Shutterstock

Очиститься от шлаков и посадить печень: что не так с лечебным голоданием

Фото: Shutterstock

Вас здесь знать не знают: как компании выстроить репутацию в новой стране

Короткая тренировка для офиса. Расслабляем шею и грудной отдел

Фото: Unsplash

Палеодиета. Ешьте то, что предназначено природой, чтобы снизить вес и укрепить здоровье

Фото: Shutterstock

Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

«Это абсолютно справедливый расчет, 70% — завышенная оценка», — согласен с позицией МВФ директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Единственный правильный способ подсчитать, сколько производственных активов на самом деле принадлежит государству, — по производству», — уверен экономист.

«Оценка МВФ очевидно занижена, методология слишком консервативна», — возражает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. Главная проблема при расчетах, по его словам, в том, что относить к госсектору: «Компания с госучастием — государственная или нет?»

«По формальным показателям доля государства в экономике действительно около 30%. Но я скорее согласен с оценкой в 70%. Многие крупные компании в России по существу являются «квазичастными» и сильно зависимы от государственных субсидий», — подчеркивает Николаев.

Где экспансия государства критична

МВФ не оценивает, является ли нынешняя доля государства в российской экономике оптимальной, но анализирует ее влияние на развитие конкуренции.

Государственное присутствие велико в стратегических секторах экономики: добыче нефти и газа, обороне, естественных монополиях и государственных службах (электроэнергия, водоснабжение и канализация, отопление, трубопроводный и железнодорожный транспорт). Преимущественно частными отраслями являются сельское хозяйство и пищевая промышленность, большая часть обрабатывающей промышленности (исключая переработку нефти и газа) и торговля.

Специфической для России особенностью является доминирование государства в финансовом секторе. При этом экспансия государства расширяется. Более двух третей банковской системы России принадлежит государственным банкам (подразделяются на институты развития, такие как ВЭБ, коммерческие банки и гибридные банки). «Большинство государственных банков (кроме крупнейших) имеют более низкую доходность, чем частные», — подчеркивают эксперты МВФ.

Доминирование госсектора на финансовом рынке очевидно отрицательно влияет на конкуренцию и провоцирует высокие ставки по кредитам, подчеркивает Кривошапко. «Естественные монополии в транспортировке газа, нефти, электроэнергии, грузов — тоже очевидное зло. Все остальное некритично для структурного роста экономики», — считает экономист.

Для снижения доли государства в экономике Минэкономразвития предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, которые работают на конкурентных рынках, а также разработать план выхода Центробанка из капитала санируемых банков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: