Грачев и с пенсионное обеспечение военнослужащих в условиях социального государства

Обновлено: 29.04.2024

Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Министерства обороны, МВД, ФСБ и ряда других силовых ведомств. Многие воен­нослужащие после уволь­нения с военной службы продолжают трудовую деятельность в качестве наемных работников на должнос­тях, не относящихся к военной службе. В этом случае работодатели производят за них денежные отчисления в систему обязательного пенсионного страхования и при соблюдении определенных условий у военных пенсионеров возникает право на получение пенсии по линии ПФР.

Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС. Его можно получить, лично обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или фактического проживания.

Вторая пенсия по линии ПФР может быть назначена военному пенсионеру при одновременном соблюдении следующих условий:

Возраст. Достижение общеустановленного возраста – 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин (возраст определяется с учетом переходных положений приложений 5 и 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельным категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д.

Стаж. Наличие требуемого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (иными словами,

стажа на «гражданке»). В 2022 году он составляет 13 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году.

Коэффициенты. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов – на 2022 год она установлена в размере 23,4 и продолжает ежегодно повышаться до 30 в 2025 году.

Пенсия. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства.

Военным пенсионерам страховая пенсия по старости назначается без учета фиксированной выплаты.

Страховая пенсия ежегодно индексируется государством. Если военный пенсионер после назначения второй пенсии продолжает работать в гражданских учреждениях, то размер его страховой пенсии по старости подлежит беззаявительному перерасчету 1 августа ежегодно.


Социальная политика является важнейшей составляющей деятельности государства, направленной на удовлетворение общественных потребностей и достижение социальной стабильности в обществе. Социальное обеспечение населения связано с дистрибутивной функцией государства, то есть со справедливым перераспределением доходов и имущества с целью сокращения неравенства в обществе. В настоящее время в РФ существует два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности. расчет пенсии за выслугу лет имеет особенности в зависимости от вида военной службы и места проживания (несения службы) военнослужащего, что обусловлено компенсацией государством рисков, которые были понесены в ходе службы. Отличие порядка пенсионного обеспечения военнослужащих от общеустановленного, а также большое число особенностей формирования военной пенсии для отдельных категорий военнослужащих обуславливает необходимость внедрения электронного сервиса по расчету пенсии для всех категорий военнослужащих на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, военнослужащие расчет пенсий, пенсионное обеспечение.

Множество работ отечественных экономистов посвящено истории развития и становления системы пенсионного обеспечения как важнейшего элемента государственной социальной политики. Так, в работе Гареевой И.А описан опыт формирования системы социального обеспечения в ряде зарубежных стран, сделан акцент на становлении отечественной системы пенсионных выплат, однако достаточно сжато описан механизм формирования пенсий в современной России [1].

Нельзя не согласиться с тем, что длительная история развития системы пенсионного обеспечения свидетельствует о ее важности и необходимости для общественного развития. О значимости мер пенсионного обеспечения граждан также свидетельствует структура расходов федерального бюджета на социальную политику, в которой наибольшую долю (60 %) занимают расходы на пенсионное обеспечение [2].

Пенсионное обеспечение военнослужащих, являющееся одним из направлений социальной политики РФ, осуществляется в порядке, отличающемся от общеустановленного. Так, в работе Грачева И. С. произведен анализ нормативно-правовой базы в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих, дано краткое описание мер в этом направлении в ряде зарубежных стран, сделан вывод о недостаточности мер социальной поддержки военнослужащих в Российской Федерации, при отсутствии в работе детального рассмотрения и анализа таких мер поддержки в России [3]. Более подробно отечественный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих рассмотрен в работе Шахбановой Ю. А. [4] Автором отмечена особая значимость пенсионного обеспечения военнослужащих как для них самих, так и для государства в целом, описаны условия, виды и порядок назначения пенсии военнослужащим. В работе Иващенко А. В. отмечено отсутствие в российском законодательстве общих принципов военно-социальной политики при наличии большого числа нормативно-правовых актов в области социального обеспечения военнослужащих. Автор приходит к выводу о социально- экономической «ущемленности» военнослужащих и о падении в связи с этим престижа военной службы [5]. С этим трудно согласиться, так как за последние годы рост числа желающих поступить в военные вузы увеличился вдвое, что свидетельствует о повышении престижа военных профессий [6].

Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих закреплены в Федеральном законе № 4468–1 от 12.02.1993 г. Данный закон определяет условия и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также категории лиц, на которых распространяется данный вид пенсионного обеспечения [7].

В настоящее время в РФ существует два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности.

Кроме того, в случае гибели или смерти военнослужащего его семья приобретает право на получение пенсии по случаю потери кормильца при наличии условий закрепленных в Федеральном законе № 4468–1. Наибольший интерес представляет порядок расчета пенсии за выслугу лет.

Размер пенсии по выслуге лет зависит от общего страхового стажа и от размера денежного довольствия. При этом, под денежным довольствием, используемым для расчета пенсии за выслугу лет, понимаются оклады по воинской должности, воинскому званию (либо по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка (процентная надбавка) за выслугу лет, в том числе выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (ст. 43 ФЗ № 4468 -1).

Размер оклада по воинской должности определяется в зависимости от тарифного разряда по штатным воинским должностям (1–50), перечень которых утвержден Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N2700 [8]. Кроме того, военнослужащие, которым присвоена классная квалификация, получают ежемесячную надбавку к пенсии за выслугу лет в размерах к окладу по воинской должности: 30 % — за класс мастера, 20 %, 10 % и 5 % за первый, второй и третий класс соответственно.

Необходимо отметить, что для отдельных категорий военнослужащих расчет пенсии за выслугу лет имеет особенности, некоторые категории военнослужащих имеют право на надбавку к пенсии за выслугу лет, размер которой определяется законодательством. Таким образом, расчет пенсии за выслугу лет имеет особенности в зависимости от вида военной службы и места проживания (несения службы) военнослужащего, что обусловлено компенсацией государством рисков, которые были понесены в ходе службы.

Еще одним примером дополнительной поддержки отдельных категорий военнослужащих являются меры государственной поддержки Ветеранов Великой Отечественной войны. Так, например, в соответствии с законодательством они имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по инвалидности) [9], на получение страховой пенсии, на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), а также дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО). Кроме того, отдельные меры поддержки получают граждане, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», узники концлагерей.

Отличие порядка пенсионного обеспечения военнослужащих от общеустановленного, а также большое число особенностей формирования военной пенсии для отдельных категорий военнослужащих обуславливает необходимость внедрения электронного сервиса по расчету пенсии для всех категорий военнослужащих на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. Внедрение такого электронного сервиса («пенсионного калькулятора для военнослужащих») позволит разъяснить порядок формирования пенсионных прав военнослужащих, показать, какие факторы влияют на размер будущей пенсии (оклад по воинскому званию, оклад по воинской должности, общая продолжительность службы, надбавки за выслугу, за квалификационную категорию, надбавка летному составу, надбавка ветерану боевых действия, районный коэффициент) и сформировать представления об ориентировочных размерах будущей пенсии военнослужащего.

Таким образом, пенсионное обеспечение военнослужащих как форма материального обеспечения является важнейшим элементом государственной поддержки этой категории населения. Формирование пенсионных прав военнослужащих имеет свои особенности, определенные законодательством РФ (что во многом обусловлено их особым статусом).

Основные термины (генерируются автоматически): пенсионное обеспечение военнослужащих, пенсионное обеспечение, расчет пенсии, военнослужащий, воинская должность, выслуга, отдельная категория военнослужащих, военная служба, денежное довольствие, электронный сервис.


Согласно статье 7 Конституции РФ, наша страна является социальным государством, основным направлением политики которого является обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Одной из таких главных социальных гарантий является пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы.

В РФ существует целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих. Военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гарантированность и правильность назначения пенсий указанным лицам. Безусловно, некоторые аспекты пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в доработке и совершенствовании, однако прежде чем проводить новые реформы, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, которая будет построена на общих принципах формирования и функционирования.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, военнослужащие.

При исчислении пенсии за выслугу лет для военнослужащих не учитываются повышающие выплаты. В Законе РФ N4468–1, а именно в ст.43 определен перечень учитываемого денежного довольствия при исчислении пенсии. К нему относятся оклады по специальному или воинскому званию, по должности, а также процентная надбавка за выслугу лет, включающая выплаты с индексацией денежного довольствия. Проблема осложняется и тем фактом, что многие граждане, уволенные с военной службы, оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте — около 40 лет, однако отсутствие у них гражданского стажа и опыта препятствует им в поисках достойно оплачиваемой работы. В итоге пенсия становится основным источником доходов, при этом, как правило, такие пенсионеры имеют детей на иждивении. Правительством РФ активно обсуждаются меры поддержки граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет, рассматриваются вопросы о помощи в переподготовке/переквалификации указанных лиц, однако на сегодняшний день никаких существенных действий не предпринято.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по завершению военной службы, связанной с большой ответственностью и зачастую риском, они получат достойный уровень пенсионного обеспечения. При отсутствии такого уровня, привлекательность военной службы будет значительно снижаться, что отрицательно отразится на комплектовании кадров Вооружённых Сил и понизит уровень обеспечения военной безопасности РФ.

В расчет денежного довольствия военнослужащих для определения размера пенсии не включены многие из дополнительных надбавок и выплат, определенные в Законе о денежном довольствии военнослужащих, что ведет к значительному снижению размера пенсии.

Многими авторами [1] высказывалось предложение о внесении изменений в Закон о пенсиях военным в части включения в денежное довольствие, которое учитывается при исчислении пенсий военнослужащим, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, которые имеют постоянный характер.

Законом о трудовых пенсиях при исчислении размеров трудовой пенсии по старости предусмотрено, что пенсионный капитал, формируемый за счет страховых взносов в ПФ РФ, учитывается при расчете пенсии. Однако, не предусмотрена уплата взносов в государственные внебюджетные фонды с денежного довольствия военнослужащих, накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФ РФ у них отсутствуют. Все это ведет к тому, что размер пенсий по старости у военнослужащих значительно меньше, чем у граждан, на ИЛС которых проводятся накопления страховых взносов.

Для решения проблемы представляется необходимым предусмотреть в Законе о страховых взносах обязательность по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих.

Действующим Законом о трудовых пенсиях значительно ухудшено положение супругов военнослужащих по сравнению с законодательством, действовавшим ранее, чем нарушен общеправовой принцип неухудшения положения субъектов правоотношений. Общее правило предусматривает, что обратной силы закон, ухудшающий положение субъектов, не имеет, и распространяет свое действие на отношения, возникшие после вступления данного закона в силу. Тенденция, которая сегодня наблюдается в вопросах пенсионного обеспечения, тревожна: принимаются законы, которыми ухудшается положение субъектов правоотношений и действие таких законов распространяется и на существовавшие задолго до их принятия правоотношения.

Полагаем, что необходимо пересмотреть действующие нормы Закона о трудовых пенсиях и предусмотреть возможность включения в страховой стаж супругов военнослужащих периодов, в которые они не имели возможности работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства и по состоянию здоровья детей, которое связано с условиями проживания по месту военной службы супругов [2].

Считаем необходимым принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в направлении проводимых пенсионных реформ, в результате которых социальная значимость пенсий за выслугу лет для военнослужащих должна усилиться с учётом особого правового статуса данной категории лиц.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1 [3] и установить, что для исчисления пенсии будут учитываться иные повышающие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению. Введение данных поправок обусловлено прохождением службы в особых условиях, которые обуславливают преждевременное профессиональное старение и потерю трудоспособности.

Еще одной проблемой правового регулирования является изменение продолжительности службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет. На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, согласно которому с 2019 года будет изменена продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет. С точки зрения ряда ученых, в числе которых А. Г. Силуанова, изменения, отраженные в данном законопроекте, будут способствовать экономии денежных средств бюджета, что соответственно приведет к увеличению размера пенсии за выслугу лет военнослужащим, которые пойдут на пенсию в дальнейшем. Мы считаем, что данный законопроект повлечет большое количество негативных последствий, в частности: масштабную утечку кадров и массовые недовольства.

Мы считаем целесообразным не увеличивать продолжительность службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет до 25 лет для лиц, участвовавших в боевых действиях, ведь их работа выполняется в условиях больших рисков и ответственности; а для военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях изменить продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет, то есть разделить механизм назначения пенсии за выслугу лет.

Для устранения данных правовых проблем, мы считаем необходимым внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1, относительно учета других выплат, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению, при исчислении пенсии за выслугу лет, а также разделить механизм назначения такой пенсии для лиц участвовавших и не участвовавших в боевых действиях. Было бы целесообразно произвести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые позволят устранить вышеизложенные правовые проблемы.

Помимо этого, мы считаем, что Российской Федерации нужен консолидированный нормативно-правовой акт, объединяющий положения о назначении пенсии и ее размере, как военнослужащим, так и иным лицам, проходящим государственную службу, ведь именно такой акт был бы проявлением принципа равенства и социальной справедливости, который является одним из существенных условий существования и реализации политики социального государства, каким является Российская Федерация.

Необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 45 Закона, указав в ней, что повышение размеров пенсий распространяется не только на лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но и на членов семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца, либо исключить положения ч. 5 ст. 46 Закона.

Верховному Суду РФ следует принять постановление Пленума о судебной практике по применению Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо производить повышения пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц, перечисленных в ст. 45 закона, руководствуясь как ст. 45, так и ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

  1. Корякин В. М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2015.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изм. от 20.12.2016 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
  3. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” от 12.02.1993 N 4468–1 (ред. от 01.05.2019 г.)// «Российская газета” от 26 февраля 1993 г.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, пенсионное обеспечение военнослужащих, военная служба, военнослужащий, выслуга, денежное довольствие военнослужащих, исчисление пенсии, пенсия, денежное довольствие, пенсионное обеспечение.


Особенности правового статуса военных служащих в обществе обуславливаются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в тех или иных условиях, в том числе с риском для их жизни.

На сегодняшний день любое государство нуждается в вооруженной защите, и наше государство тому не исключение. В Российской Федерации такую функцию на себя принимают Вооруженные силы Российской Федерации. Однако, защищают наше государство не только служащие Вооруженных сил, но также и сотрудники внутренних органов, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и так далее. Именно относительно сотрудников всех этих структур в данном исследовании будет использоваться термины «военнослужащий», «военные».

Учитывая особую важность функций, которые принимают на себя военнослужащие, государство должно хотя частично компенсировать им и их семьям тот возможный вред, который они могут получить или получают при выполнении своих обязанностей в интересах всего государства и его граждан.

Проблема пенсионного обеспечения военных на сегодняшний день является острым и актуальным вопросом. Это и вызвано особым характером их обязанностей.

Целью исследования является анализ основных особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих, их семей, выделить наибольшие проблемы в поставленном вопросе, а также предложить пути решения.

Прежде, чем рассматривать особенности, основания, порядок назначения и другие отличительные черты пенсии для военнослужащих, необходимо дать определение самому понятие «военная пенсия». Так, согласно общепринятому определение, под таковой понимаются выплаты специального характера за особый род деятельности в силовых структурах. Одной из особенностей пенсионной пенсии является возраст, так называемого, пенсионера. Как правило, он значительно ниже общего пенсионного возраста, трудовой пенсии по старости [6].

Наименование этой пенсии уже говорит само за себя. То есть, говоря простым языком, назначение военной пенсии возможно тогда, когда человек нес военную службу. Рассматривая вопрос о субъектах, в праве которых получать военную пенсию, под призмой закона, можно сказать, что такое право принадлежит офицерам, прапорщикам, мичманам военной службы, солдатам, матросам, сержантам, старшинам военной службы по контракту [7, c. 53].

Нести военную службу гражданин Российской Федерации может в Вооруженных силах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, пограничной службе, военной прокуратуре, а также в военных следственных органах иных воинских формированиях. В целом, можно сказать, что количество военных пенсионеров в России остается практически неизменным, чего нельзя сказать о трудовых пенсионерах, количество которых то растет, то снижается. Статистика изменения количества пенсионеров представлена ниже, на рисунке 1.

Резкое снижение количества трудовых пенсионеров в 2019 году, очевидно, связано с проведением пенсионной реформы и повышением уровня пенсионного возраста в Российской Федерации.

Статистика количества пенсионеров за 2016–2019 года (по состоянию на 01.01), в млн. чел.

Рис. 1. Статистика количества пенсионеров за 2016–2019 года (по состоянию на 01.01), в млн. чел.

Необходимо отметить, что размер и назначение военной пенсии зависит от должности пенсионера, занимаемой на момент выхода на пенсию, от его выслуг лет и воинского звания. Решение вопросов назначения и выплат военной пенсии находится в пределах компетенции Министерства обороны Российской Федерации [6].

С правовой точки зрения, порядок назначения, основания, размеры военной пенсии и другие важные вопросы в этой области устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, необходимо поднять вопрос об основаниях назначения военной пенсии. Для этого нужно обратиться к статье 8 указанного Федерального закона, пункт 1 которой делает ссылку на Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468–1. Также, необходимо руководствоваться нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [9, c. 225].

Необходимо подчеркнуть, что в данных нормативно-правовых актах речь идет о пенсиях для лиц, которые не пользовались обязательным пенсионным страхованием в период прохождения службы, которые были уволены после первого января 2002 года, которые не приобрели право на пенсию за выслугу лет, по инвалидности либо на ежемесячное пожизненное содержание [7, c. 53].

Также, важно отметить, что основания назначения военной пенсии зависят от вида этой самой пенсии. Так, военная пенсия может быть назначена за выслугу лет, по инвалидности либо по потере кормильца. Кратко опишем основные условия назначения пенсии для каждого из них

Законодателем установлено, что выплата пенсии по выслуге лет для военнослужащего назначается лицам, имеющим соответствующих стаж работы в определенных службах Российской Федерации. К числу таких служб относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещества, а также служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом, интересно отметить, что военный пенсионер может «заработать» свою выслугу не в одной конкретной службе, а в нескольких из них. К примеру, изначально он может быть сотрудником органов внутренних дел, а потом перейти в уголовно-исполнительную систему. Другими словами, законом допускаются какие-либо сочетания видов служб. Также, руководствуясь Федеральным законом № 166-ФЗ, военная пенсия назначается лицам, которые проходили военную службу по призыву.

В качестве одного из основных условий назначения военной пенсии по выслуге лет выступает увольнение из рядов органов и служб, которые перечислены выше [6].

На основании указанных выше Федеральных законов, пенсия за выслугу лет назначается для выплаты военнослужащим, которые на день своего увольнения имеют общий стаж несения службы в указанных выше структурах от двадцати лет. Также, такая пенсия может быть назначена указанным лицам, которые были уволены со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, то есть в сорок пять лет, по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, которые имеют общий трудовой стаж от двадцати пяти календарных лет, из которых не менее двенадцати с половиной лет составляет одна из указанных выше служб.

В случае, когда после увольнения и назначения военной пенсии, гражданин вновь поступает на службу, то он лишается права на получение такой пенсии на весь период прохождения службы [8, c. 63].

Основанием назначения служащему военной пенсии по инвалидности является факт получения инвалидности во время прохождения им военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также в течении трех месяцев после увольнения со службы. Кроме того, пенсия по инвалидности может быть назначена позже установленного срока в том случае, когда причиной этой инвалидности стало ранение, контузия, увечья либо заболевания, полученные в период прохождения военной службы.

Основанием назначения военной пенсии по утере кормильца для членов семьи служащего (нетрудоспособным членам семьи) является смерть такового в период прохождения службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, в течении трех месяцев после увольнения со службы, либо позже этого срока, но когда причиной смерти стало ранение, заболевание, полученной во время прохождения службы [7, c. 54].

Как было определено ранее, существует три вида военной пенсии: за выслугу лет, по инвалидности и по потере кормильца. Получение пенсии военнослужащим за выслугу лет является наиболее распространенным видом военной пенсии, в подтверждение чему ниже представлен рисунок 2.

Военные пенсионеры по категориям

Рис. 2. Военные пенсионеры по категориям

Ранее, для того, чтобы получить право на такую пенсию, необходимо было просто нести службу на протяжении определенного срока. Сегодня же стаж несения службы на день увольнения должен составлять двадцать и более лет [9, c. 226].

Законодатель предусмотрел и учел нестабильность ситуации в нашем государстве, реорганизацию служб и ведомств, необходимость штатных мероприятий, в силу которых не всегда является возможным «набрать» полный военный стаж. В этой связи при увольнении служащего по причине достижения возраста сорока пяти лет общий стаж исчисляется двадцатью пятью годами, из которых двенадцать с половиной лет должны приходиться на службу в военных структурах и службах, предусмотренных законом.

Также, важно подчеркнуть, что в военных стаж включаются военная и остальные виды служб, приравниваемые в ней, служба в Военных силах СССР, учеба в военных училищах (а также академиях и других заведениях), период получение образования в гражданских Высших учебных заведениях, по окончанию которых было продолжено обучение в военных заведениях, учеба в гражданских Высших учебных заведениях с военными кафедрами (если выпускник был призван на службу из запаса по профессии) [7, c. 53].

Так, можно сказать, что военная пенсия по выслуге лет состоит из множества частей стажа за те или иные периоды жизни, в виду чего необходимо в обязательном порядке сохранять все записи в соответствующих документах [8, c. 64].

Если говорить о пенсии для военнослужащих по инвалидности, то статья 1 Закона Российской Федерации № 4468–1 устанавливает, что таковая предусматривается для следующих граждан:

– офицеры, мичманы, прапорщики, военные служащие, служащие «контрактники» (солдаты, сержанты, старшины, матросы);

– военные, которые служат на территории других государств, если имеется договоренность (соглашение) между Российской Федерации и той конкретной страной, и если законом предусматривается такой вариант пенсионного обеспечения;

– военные, которые проходят службы в других странах, но при отсутствии указанного выше соглашения, при отсутствии указания в законах о таков варианте пенсионного обеспечения;

– прапорщики, офицеры, мичманы вооруженных сил.

Законом Российской Федерации № 4468–1 предусматриваются две группы лиц, которые могут претендовать на получение военной пенсии по инвалидности:

– военные служащие, инвалидность которых обусловлена военной травмой (контузией, ранением, заболеванием), полученной в ходе боевых действий, службы на границе, других видов защиты государства, при пребывании в плену (если пленение носило насильственный характер, а сам служащий не совершил во время него преступления против Родины), при прохождении службы в действующей армии в качестве юнги и воспитанников;

– военные служащие, инвалидность которых была приобретена при прохождении службы, но при этом, она не связана с непосредственным выполнением служебных обязанностей [6].

Наконец, если говорить о военной пенсии по потере кормильца (то есть пенсия выплачивается семье военнослужащего), то основанием получения таковой является смерть (гибель) военнослужащего в ходе исполнения своего долга либо через три месяца после его увольнения, когда смерть стала последствием профессиональной травмы или заболевания.

В качестве получателей могут выступать следующие лица:

– несовершеннолетние и совершеннолетние в возрасте до двадцати трех лет дети, внуки, братья, сестры;

– бабушки и дедушки пенсионного возраста либо с инвалидностью, при отсутствии у таковых законных лиц, в обязанностях которых входит их содержание;

– безработные брат или сестра, дедушка или бабушка на иждивении которых находятся дети до четырнадцати лет [9, c. 225].

Также, вне зависимости от иных условиях, в обязательном порядке данная выплата назначается несовершеннолетним детям, родителям и супругам, при отсутствии у таковых средств к существованию, родителям и супругам погибшего, который проходил службу по призыву.

Для оформления пенсии по потере кормильца, претендент должен обратиться в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации со следующим пакетом документов: удостоверение личности, заявление, справка о смерти военнослужащего, материалы для подтверждения родства [8, c. 62].

Необходимо отметить, что размер военной пенсии зависит от множества факторов, которыми выступают, например, должностной оклад, служебные заслуги, воинское звание и должность. Тем не менее, основное значение придается именно размеру денежного довольствия военнослужащего. Также, кроме основного пособия военные вправе оформить дополнительные выплаты, в случае наличия наград за военные заслуги, при прохождении службы.

Основные термины (генерируются автоматически): военная пенсия, Российская Федерация, военная служба, служба, военный, инвалидность, основание назначения, пенсия, потеря кормильца, уголовно-исполнительная система.

Похожие статьи

Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из.

В настоящее время в РФ существует два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности. Кроме того, в случае гибели или смерти военнослужащего его семья приобретает право на получение пенсии по случаю потери кормильца при наличии.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы. В РФ существует целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих.

Ключевые слова: выслуга, пенсия, военная служба, пенсионное.

Пенсия за выслугу лет назначается за 20 и более лет выслуги, в том числе и в льготном исчислении. Также пенсия за выслугу лет может назначаться при общем трудовом стаже 25 и более календарных лет, 12 лет шесть месяцев из которых составляет военная служба или.

Проблемы пенсионного обеспечения нетрудоспособных лиц.

Ключевые слова: потеря кормильца, пенсионное обеспечение, безвестное отсутствие, пенсия, социальное обеспечение, Конституция РФ. В ч. 1 ст. 39 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и в случае потери кормильца.

Некоторые проблемы социальной защиты военнослужащих.

Ключевые слова: социальная защита, военная служба, военнослужащий, льготы и компенсации, накопительно-ипотечная система

В настоящее время остро стоит проблема социальной защиты военнослужащих. Государство заботится о своих гражданах в целом, и о.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца позволяет многим гражданам, которые потеряли кормильца, разрешить вопросы, связанные с финансовыми трудностями. Но несмотря на то, что государство старается всячески помогать гражданам, которые находятся в непростой.

Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения

инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо

Данная система обеспечивает условия исчисления и выплаты пенсий, что зависит от

С. Прилипко отмечает, что раньше чаще использовался термин «система пенсионного.

Элементы административно-правового статуса военнослужащих.

Военно-служебные права и обязанности разделяются на общие и должностные.

Они содержатся в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О

Гарантии прав и свобод представляются многообразной системой общественных отношений.

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное.

На основании ст. 39 Конституции РФ [4] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в иных случаях

Конституции РФ) — одна из форм защиты — система предоставления гражданам.


Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Министерства обороны, МВД, ФСБ и ряда других силовых ведомств.

Многие военнослужащие после увольнения с военной службы продолжают трудовую деятельность в качестве наемных работников на должностях, не относящихся к военной службе. В этом случае работодатели производят за них денежные отчисления в систему обязательного пенсионного страхования и при соблюдении определенных условий у военных пенсионеров возникает право на получение пенсии по линии ПФР.

Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС. Его можно получить, лично обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или фактического проживания.

Вторая пенсия по линии ПФР может быть назначена военному пенсионеру при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Возраст. Достижение общеустановленного возраста – 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин (возраст определяется с учетом переходных положений приложений 5 и 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельным категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д.
  • Стаж. Наличие требуемого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (иными словами, стажа на «гражданке»). В 2020 году он составляет 11 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году.
  • Коэффициенты. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов – на 2020 год она установлена в размере 18,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году.
  • Пенсия. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства.

Военным пенсионерам страховая пенсия по старости назначается без учёта фиксированной выплаты.

Страховая пенсия ежегодно индексируется государством. Если военный пенсионер после назначения второй пенсии продолжает работать в гражданских учреждениях, то размер его страховой пенсии по старости подлежит беззаявительному перерасчёту 1 августа ежегодно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: