Государство как легализованная властно распорядительная структура

Обновлено: 28.04.2024

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Юрий Александрович

Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванченко Юрий Александрович

The relationship between the concepts of legitimacy, legalization and legality of state power: theoretical aspects

In the article the sphere of legitimation of state power is explored in the context of the theoretical characteristics of the related concepts from different points of view.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий легитимности, легализации и легальности государственной власти: теоретические аспекты»

УДК 340.11 ББК 67.0

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЛЕГИТИМНОСТИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ И ЛЕГАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,

преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук,

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

Ключевые слова: легитимация, государственная власть, легализация, легальность.

Annotation. In the article the sphere of legitimation of state power is explored in the context of the theoretical characteristics of the related concepts from different points of view.

Keywords: legitimation, government, legalization, legality.

Как известно, ценность государственной власти проявляется в ее социальном назначении, в обеспечении нормального существования общества. Однако, государственная власть в обществе может играть не только позитивную, созидательную роль. При определенных условиях она может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. С теоретической точки зрения все это выражается в убежденности, присутствующей в общественном сознании, что государственная власть соответствует своему социальному назначению.

В общественном сознании находит свое отражение легитимность государственной власти. Согласие общества на моральное право государственной власти управлять им определяется не столько соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей ее оценки.

Легитимность есть следствие легитимации, в силу чего легитимация государственной власти как

динамический процесс достижения и формирования легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения государственной властью легитимного статуса, с другой, — оценивание государственной власти обществом, которое выражено в ценностях массового сознания. Другими словами, это процесс приведения деятельности государственной власти в соответствие с системой ожиданий общества, которые во многом определяются его особенностями и состоянием: в политизированном обществе, — соответственно, политические ожидания, в обществе потребления, — экономическая направленность деятельности государства на социальную сферу. Суть легитимации — придание государственной власти ценности, осознание ценности государственной власти.

Из этого следует, что государственная власть должна разделять ценности, которые общество ставит в качестве идеологических ориентиров, принимаемых большинством граждан и отражающихся в их сознании и поведении в виде так называемой «свободной лояльности». Последняя — синоним легитимности — состоит, по мнению И.А. Ильи-

на, в том, «чтобы добровольно вменять себе законы своего государства, стараться верно, понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности»1.

Как мы считаем, легитимность государственной власти представляет собой состояние, имеющее различные уровни. При этом уровень легитимности государственной власти определяется эффективностью форм реализации социальных ожиданий и оценок в отношении деятельности государственной власти. Поддержание уровня обоснованности государственной власти невозможно без осуществления в реальности форм легитимации государственной власти, характеризующих способность субъектов коммуникативной системы находить и устанавливать конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие определенным критериям. От того, как взаимодействуют органы государственной власти и общество зависит уровень легитимации государственной власти.

Источником процесса легитимации государственной власти, скорее всего, является государственное начало. Так как сущность легитимации заключается в признании и обосновании определенного интереса, то в случае легитимации государственной власти происходит объяснение собственной ценности, поэтому отсюда и возникает характерная направленность на государство. Государственная власть при взаимоотношениях с обществом изначально направлена на достижение компромиссов, однако если сущность государственной власти заключается в том, чтобы обосновать собственные интересы, то легитимация представляет собой самообъяснение.

Однако, необходимо понимать, что при таком варианте позиции государственной власти устойчивы при условии, если процесс постоянной общественной трансформации находится на уровне стагнации. В условиях, когда общество переходит из одного состояния в другое не плавно, а скачком, процесс формирования и отражения ценностей не успевает за изменяющейся реальностью. Прежние ценности переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые2. В этой динамичной ситуации происходит нарушение достигнутых государственной властью и обществом компромиссов.

Установление правопорядка связано с легальностью государственной власти как суверенной и определяет социально-правовую легитимность. Легальность и легитимность — два оценочных критерия, позволяющих дать представление о содержании и сущности государственной власти3.

Легитимность имеет, по крайней мере, две стороны: формальную и содержательную. С точки зрения формальной, она означает принятие власти надлежащим органом или лицом и в установленном порядке. Если эти требования соблюдены, то государственная власть, подчеркнем, формально легитимна, поскольку проблема легитимности не может быть сведена только к соблюдению установленных процедур, а легитимность не может рассматриваться и пониматься в отрыве от существа государственной власти, ее способов, методов и форм реализации.

Опыт различных государств показал, что государственная власть, будучи формально легитимной (легальной), т.е. полученная надлежащими органами или лицами и в надлежащем порядке, часто не получает поддержки людей, оставаясь при этом фактически нереализованной и в этом смысле фактически не легитимной. Именно эффективность деятельности органов государственной власти, видимые результаты этой деятельности являются определяющими критериями в решении проблемы легитимности государственной власти. Это и будет свидетельствовать о различии между формальной и фактической легитимностью.

С содержательной точки зрения, легитимность государственной власти зависит от различных ее составляющих, прежде всего, от ее сущности. Идеальным является совпадение содержательной легитимности и легальности государственной власти. Если такое совпадение достигается, проблема легитимности вообще не возникает: власть воспринимается как позитивное демократическое явление, ее действия воспринимаются положительно и она эффективно осуществляет свои функции.

Проблема легитимности возникает тогда, когда содержательная легитимность и легальность государственной власти не совпадают. В силу этого создается пространство для различных комбинаций: в

одних странах государственная власть может быть легальной, но нелегитимной, в других — легитимной, но нелегальной, в третьих — и легальной и легитимной.

В юриспруденции к вопросу о соотношении понятий легитимности и легальности следует подходить с учетом существования различных подходов к пониманию права. С позиции нормативного подхода рассматриваемые понятия будут тождественны независимо от содержательных характеристик при условии формального соответствия действующему законодательству. Иная ситуация будет в том случае, если соотношение этих понятий рассматривать с позиции широкого правопонимания, в рамках которого имеет место противопоставление права и закона. В данном случае легитимной будет признаваться лишь та государственная власть, которая опосредована законом, полностью соответствующим праву.

Как видим, легитимность и легальность государственной власти являются смежными, но не совпадающими понятиями. Легальность проявляется в юридическом оформлении государственной власти, которая выражается в принятии различного рода нормативных правовых актов, в том числе конституции. Также заметим, что легализованная государственная власть не всегда может быть легитимной, как и легитимная власть не обязательно легализована. Но каждая только что учрежденная власть, в первую очередь, старается легализовать себя на территории государства, что и происходит в большинстве случаев без особой сложности, в то время как обрести легитимность значительно труднее.

В таких характеристиках, как легальность и легитимность наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов государственной власти. Качество легальности выражает способность государственной власти действовать в рамках ею же устанавливаемых пределов, готовность нести ответственность. Нивелирование государственной властью этих аспектов нарушает коммуникативную систему отношений государственной власти и общества, и, следовательно, предопределяет дальнейшую неэффективность и неприемлемость этой власти для общества, а в конечном итоге — нелегитимность.

В связи с этим справедливо возникает вопрос о первичности легитимации или легализации государственной власти. Если легализация представляет собой следствие легитимации, то это, по сути, содержательное наполнение ее форм, а если легитимация есть следствие легализации, тогда это представляет собой процесс легитимации государственной власти по содержанию.

Для более четкого уяснения соотношения понятий легитимации и легализации государственной власти обратимся к проблеме функционирования правового государства. По нашему мнению, в правовом государстве легитимация первична: современное правовое государство становится правовым тогда, когда государство заботится о том, чтобы государственная власть была легитимирована. Это подразумевает, во-первых, внутреннее объяснение целесообразности той или иной деятельности государственной власти, во-вторых, ее законодательное оформление. В неправовом государстве, как мы видим, все происходит совсем наоборот: сначала издаются законы, а потом идет их объяснение.

В целом концептуальное различие между легализацией и легитимацией государственной власти не всегда улавливается сторонниками юридического подхода. Это происходит потому, что постоянное взаимодействие политического и правового регулятивных механизмов порождает их относительную самостоятельность. Возникает круговая зависимость легитимации (легализации) государственной власти и права в целом.

Подводя итог изложенному выше, сформулируем основные выводы.

1. Легитимность государственной власти является результирующим следствием взаимосвязи двух процессов — формирования позитивного восприятия государственной власти обществом и соответствующего ему отношения государственной власти к обществу.

2. Основным источником процесса легитимации государственной власти является сама государственная власть. Одной из важнейших задач, проистекающих из самой сущности государственной власти, является узаконение (легализация) своих собственных (государственных) интересов, в той или иной степени отличающихся от интересов всего общества. Тем самым легитимация представляет

собой самообъяснение и дальнейшее самовоспроизводство с помощью всего арсенала идеологических, политических, экономических и правовых средств. Но легитимация как процесс самообоснования государственной власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения легитимности государственной властью.

3. Идеальным случаем является совпадение легитимности и легальности государственной власти. Но в таком случае проблема легитимности вообще не возникает, так как государственная власть воспринимается обществом как полностью соответствующая своему социальному предназначению. Проблема легитимности возникает при несовпадении содержательной легитимности и легальности; государственная власть может носить легальный характер и, в то же время, быть нелегитимной.

4. Обретение и использование государственной власти даже в соответствии с установленны-

ми и принявшими форму права правилами еще не является прочной и стабильной основой для того, чтобы государственная власть могла считаться легитимной, потому что сам установленный властью порядок обретения легитимности еще нуждается в оправдании и принятии обществом. Государственная власть становится легитимной только в том случае, когда установленные законом правила обретения государственной власти и распоряжения ею получили обоснование в общественном сознании.

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 252.

2 Шабров О.Ф. Пространство легитимности и специфика легитимации политической власти в России // Материалы XXXIII Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». М., 2006. С. 133.

3 Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 8.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (В ТРЕХ ВЫПУСКАХ). ВЫПУСК ВТОРОЙ. ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК УЧЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В ДВУХ ЧАСТЯХ).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ КОНСТРУКЦИИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЧЕРВОНЮК,

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обоснован принципиально новый подход к пониманию полицейского права в качестве: (1) крупной нормативной общности, представленной как отдельными отраслями права, так и комплексными правовыми институтами и иными структурно упорядоченными нормативными образованиями внутригосударственного и трансграничного действия и предназначенной исключительно или главным образом для целей правоохраны; (2) науки о правоохране. Представлен анализ полицейского государства как типа государства, отчуждающего право от управления полностью или оставляющего для него локальные сферы действия, устанавливающего государственные порядки, основанные на умалении гражданских

Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы.

Легитимность государственной власти юридических актов.

Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности:

1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права.

2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships).

3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.

Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале.

В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:

1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти).

2. Структурно-полномочный тип (признание правомочности существующих органов власти действовать определенным образом).

3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера населения в то, что деятельность властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества).

Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:

1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).

2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права.

Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).

Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”).

Важнейшими показателями уровня легитимности являются:

1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями.

2. Степень игнорирования общественного мнения и оппозиции.

3. Наличие попыток свержения власти или призывов к этому.

4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс.

5. Совокупность оценочных суждений в прессе, электронных носителях, обыденных разговорах о существующей власти, нормах и порядках.

Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти.

Легитимность – это форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Легитимность стала означать не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существую­щие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно под­чиняться.

    • в широком смысле — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться;
    • в узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

    Таким образом, следует отличать

      1. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
      2. Легитимность представительных органов - на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов; эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти.
      3. Легитимность органов управления - путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

      Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

      Согласно классической теории Макса Вебера, легитимность характеризуют два фундаментальных признака:

        1. признание власти, реализуемой существующими институтами го­сударства;
        2. обязанность индивидов ей подчиняться.

        Одновремен­но с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

        Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие:

          • легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой,
          • легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

          Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

          Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

          О степени легитимности государственной власти можно судить:

          В современных условиях легализация государственной власти означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего, Конституцией; опору власти на закон.

          Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности:

            1. законным должно быть ее происхождение (узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны);
            2. законной должна быть организация власти (в современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа - выборов, референдума и др.);
            3. законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать;
            4. законными должны быть формы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти (они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей).

            В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).

            Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.

            В условиях антидемократических режимов конституции могут приниматься лишь внешне демократическими методами. Юридическая легализация государственной власти в таких условиях будет иллюзорной.

            Легитимация государственной власти

            Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти .

            Легитимность – это форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

            Легитимность стала означать не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существую­щие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно под­чиняться.

            Легитимность

              • в широком смысле — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться;
              • в узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

              Таким образом, следует отличать

                1. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
                2. Легитимность представительных органов - на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов; эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти.
                3. Легитимность органов управления - путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

                Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

                Согласно классической теории Макса Вебера, легитимность характеризуют два фундаментальных признака :

                  1. признание власти, реализуемой существующими институтами го­сударства;
                  2. обязанность индивидов ей подчиняться.

                  Одновремен­но с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти , присутствующее в их сознании.

                  Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие:

                    • легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой,
                    • легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

                    Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

                    Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

                    О степени легитимности государственной власти можно судить:

                    Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти . Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширил­ся.

                    Легитимность – это форма поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

                    Легитимность стала означать не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существую­щие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно под­чиняться.

                      • в широком смысле — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться;
                      • в узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

                      Таким образом, следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

                      Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

                      Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

                      Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес Макс Вебер.

                      Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака :

                        1. признание власти, реализуемой существующими институтами го­сударства;
                        2. обязанность индивидов ей подчиняться.

                        Одновремен­но с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти , присутствующее в их сознании.

                        Макс Вебер выде­лял три основных типа легитимности:

                          1. легитимность, базирующаяся на традиции («традицион­ная», например, монархическая, власть);
                          2. легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;
                          3. легитимность, основанная на рациональном (демократи­ческом) устройстве и процедурах государственной власти.

                          В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (впасть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновид­ности.

                          Харизматическая власть базируется на личной преданности вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де Голль) людей, убежденных в их необыкновен­ном даре. Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неог­раниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

                          Рациональная легитимность - это легитимность государст­венной власти, при организации и реализации которой строго со­блюдаются права человека, общие правовые принципы и право­порядок в целом. Здесь также выделяются демократическая ле­гитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способ­ностями управляющих).

                          Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов ле­гитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.

                          Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

                          Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

                          О степени легитимности государственной власти можно судить:

                          Автор статьи

                          Куприянов Денис Юрьевич

                          Куприянов Денис Юрьевич

                          Юрист частного права

                          Страница автора

                          Читайте также: