Государство и право как социальные надстройки

Обновлено: 25.04.2024

1. Право – часть надстройки над экономическим базисом классового общества.

2. Положение права в системе надстройки.

3. Право и государство.

4. Право в политической системе общества.

5. Право и социальное управление.

6. Право и формы общественного сознания.

7. Право в системе нормативного регулирования классового общества.

8. Право, нормы-обычаи, корпоративные нормы, мораль.

9. Право как социальная реальность.

1. Право – часть надстройки над экономическим базисом классового общества.

Экономический базис является основой общества как системы, интегрирующей все его части, его подсистемы в единый организм, обусловливающей, в конечном счете, их содержание, функционирование, развитие.

Что же касается основных управляющих (государство) и регулирующих (право) механизмов общества, то, надо полагать, определяющая роль экономического базиса по отношению к ним является не только такой же, как и по отношению ко всем другим подсистемам, входящим в надстройку, но и ближайшей, более непосредственной, прямой. Ведь государство и право – это расположенные непосредственно над базисом части надстройки, как бы дополняющие его управляющими и регулирующими механизмами. Они наиболее близки к базису, к материальному производству именно по своему организующему, регулятивному в обществе назначению. Оставаясь элементами надстройки, они, тем не менее, как управляющие, регулирующие факторы являются ближайшими «помощниками» базиса.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.163

Отсюда следует, что особенности права, как и государства, непосредственно обусловлены экономическим базисом не только потому, что такую роль он играет по отношению к надстройке вообще, но и потому, что функционирование экономического базиса и права как регулирующих, разумеется, разнопорядковых, и все же регулирующих факторов [1] , самым прямым образом взаимообусловлено.

Формирование и развитие национальных правовых систем повсеместно демонстрирует прямую, самую ближайшую связь права и общественно-производственных отношений собственности, трудовых отношений и др.

В литературе в принципе справедливо подмечено, что отношения собственности, прежде всего вещные отношения, отношения владения, в юридическом выражении, в виде юридических институтов, не только стали исходными и фундаментальными частями правовых систем [2], но и во многом определили особенности, свойства права как специфического социального феномена [3].

Подчеркивая прямую обусловленность права экономическим базисом, его ближайшую зависимость от материального производства, нужно вместе с тем не упускать из поля зрения сложность, многозвенность этой обусловленности, зависимости. Отмечая роль экономического базиса по отношению к надстройке, Ф. Энгельс писал: «Люди сами делают свою историю, однако, в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений» [4].

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.164

Воздействие общественно-производственных отношений на право имеет характер главной, стержневой линии. Наряду с ней существуют и другие, побочные, вторичные, перекрещивающиеся линии, которые выражают всю совокупность потребностей общественного развития и тянутся от производительных сил, от области государственно-политической, отношений идеологических, от общественного сознания, нравственных и иных, национальных отношений, от сферы личных, семейных, бытовых связей.

Кроме того, несмотря на ближайшее воздействие, на право общественно-производственных отношений, всех потребностей общественного развития, это воздействие является все же таким, которое проходит через ряд промежуточных звеньев. И дело не только в том, что требования экономического базиса, всего общественного развития должны пройти через волю государства и объективироваться в виде специфического социально-классового институционного образования. Существенно важно также то, что сами эти требования должны принимать, говоря словами Ф. Энгельса, форму «юридического мотива» [5]; и в этом своем качестве они первоначально нередко выступают как явления правосознания, выражающие непосредственно-социальные притязания, в том числе притязания на соответствующее юридическое урегулирование, на то, чтобы воплотиться в юридических установлениях. Именно здесь в процессе формирования права как институционного образования включаются субъективные факторы – юридическая наука, сложившиеся правотворческие традиции, правовая культура.

Главное же, что в данном месте необходимо отметить, – это относительную самостоятельность права по отношению к общественному бытию, к общественно-производственным отношениям. Относительная самостоятельность права выражается в наличии у него своих, относительно самостоятельных закономерностей, в возможности его относительно самостоятельного развития, в существовании разнообразных национальных систем, структурных общностей, семей правовых систем, в особой правовой культуре, в специфическом правовом прогрессе.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.165

Выражением относительной самостоятельности права как части надстройки над экономическим базисом классового общества является преемственность в праве [6], касающаяся в основном его технико-юридического содержания, а в правовых системах эксплуататорских типов – социально-политического содержания.

Наиболее же важным выражением относительной самостоятельности права является его активная роль, его обратное воздействие на экономический базис классового общества (вторая, встречная сторона соотношения экономического базиса и права). Право потому и представляет собой закономерный, неизбежный продукт экономического базиса классового общества, что без права невозможно в данных социально-экономических, социально-политических условиях сохранение, упрочение и развитие господствующих общественных отношений, функционирование общества как целостного социального организма.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке — исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него.

«Реальный базис», производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». К государству и праву от экономической структуры идет и линия причинно-следственной зависимости. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества. По словам Энгельса, «конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать.

Наряду с отмеченными отношениями детерминации политикоюридические институты связывают с экономической структурой и зависимость соответствия. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов — словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» (Маркс). Объясняя архитектонику и развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживают соответствующие этим производственным отношениям надстройки.

Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции, ритмов движения, присущих базису и «транслируемых» им «наверх». Сходство, параллелизм, обнаруживаемые между базисом и надстройкой, не стирают, понятно, специфики каждого из этих явлений, не ведут к утрате ими собственного социального качества.

Марксизмом утверждается, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это — всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются. Например, детерминация буржуазной государственности капиталистической экономикой не является по своим формам, методам, социально-психологическим рычагам и прочим факторам копией детерминации государств античного мира производственными отношениями того времени. Даже в границах одной общественно-экономической формации решающее воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах по-другому, нежели тогда, когда она клонится к закату. Дело тут в историческом «перепаде» состояний самой экономики, вследствие чего один и тот же экономический базис обнаруживает в своем проявлении, в своем влиянии бесконечные вариации и градации.

Не обладая монополией влияния на надстройку, «царство экономических отношений» к тому же оказывает на нее решающее воздействие, по общему правилу, косвенно и лишь «в конечном счете». Его определяющая роль реализуется через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественной жизни (социальными закономерностями, взаимоотношениями классов, историческим опытом и традициями культуры, внешнеполитическими условиями и т.д.).

Идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства и права в особенности). Обе эти идеи естественно дополняют друг друга; их единство образует теоретическую модель соотношения политико-юридических систем и социальноэкономической структуры классового общества.

Сущность такого состояния, как относительная самостоятельность, выявляет Марксова формула: «внутренняя зависимость и внешняя самостоятельность». «Внешняя самостоятельность» имеет несколько граней. Она обнаруживается в движении надстроечных институтов согласно законам, лишь им одним свойственным, в обратном воздействии этих институтов на базис способом, только им одним присущим. Ее характеризуют прохождение каждой частью надстройки своих специфических фазисов развития.

Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни (в частности, государство и право). Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.

Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. При этом можно выделить три основных направления соотношения государства и права, анализ которых позволяет вы-явить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений:

Экономика —одна из сторон материального производства в широком значении этого понятия, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека.

Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

Политика — это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти, государства, демократии. Борьба за власть и ее удержание, участие в делах государства, формирование и функционирование институтов демократии — это сфера политики.

Политика появилась вместе с государством. Другие субъекты политической системы (партии, общественные объединения и т.п.) формировались постепенно, приобретая навыки воздействия на разработку и осуществление политики. Политика может проводиться в разных территориальных рамках — государства, региона, области, города, района и т.п. Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру.

Базис — это совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономический строй общества. Исторический тип экономического базиса зависит в свою очередь от определенной ступени развития производительных сил. Ни один новый базис никогда не появляется раньше, чем в недрах старого строя созреют материальные условия (производительные силы), необхо-димые для его существования. Базис составляет как бы «экономический скелет» общества, который посредством и с помощью надстройки наполняется «плотью и кровью».

Надстройка — это обусловленная базисом система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных отношений, форм общественного сознания и других явлений духовной жизни, а также функционально связанных с ними учреждений и организаций.

Базис и надстройка есть понятия соотносительные и только во взаимодействии друг с другом раскрывают в самом общем виде механизм детерминации общественных явлений и отношений. Каждый исторически определенный базис имеет специфическую надстройку, которая в основном ему соответствует. Какова природа экономического базиса данного общества, таковы характерные черты политической и правовой надстройки.

Важнейшая функция политической и правовой надстройки проявляется в том, чтобы своими специфическими средствами служить существующему экономическому строю, защищать и укреплять его.

Отношения базиса и надстройки — это не одноплановые отношения, а диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость. Надстройка, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на экономический базис, на все стороны общественной жизни.

Данная статья будет более полезна в теоретическом плане, нежели в практическом и представляет собой интерес прежде всего для читателей, интересующихся вопросами государства и права как социальными явлениями, которые определяют политические и правовые отношения между гражданами в обществе, решают круг социально-значимых задач как для граждан, так и для политической элиты. Государство и право необходимо рассмотреть с общих теоретических позиций, которые раскрывают характеристику данных социальных институтов.
Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств. На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.
Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.
Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.
Формами государственного устройства являются: федерация, унитарное государство. Самыми популярными федерациями являются США, Индия, Швейцария, Российская Федерация. Федерация включает в себя несколько субъектов (регионов), которые являются составными частями единого государства, и обладают частичным суверенитетом ,т. е. политической и юридической самостоятельностью по отношению к федеральному центру. Суть федерации опасна, поскольку в геополитических войнах федерации имеют опасность подвергнуться расколу и выделению какого-либо субъекта из состава федерации и предоставлении ему качеств суверенного государства, что ведет к частичной утрате суверенитета со стороны федеративного государства. Известным всем примером является Чеченская республика, которая заявила о своем суверенитете и выходе из состава Российской Федерации. Унитарное государство является единым и целым, его составные части не являются государственными образованиями и полностью подчиняются высшим органам государства.
Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.
Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.
Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д.). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность. Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения). Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право,трудовое право, уголовное право,административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов. Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь. Наряду с субъективными правами существуют и обязанности. Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы - основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.
Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.

И всё-таки будущее за социальными государствами!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Специфика марксисткой историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Упомянутый подход основывается на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда и соотношения классовых сил в обществе.

Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все те институты, которые ее охраняли.

Ближайшая практическая цель пролетариата – завоевание политической власти.

Маркс и Энгельс были убеждены, что ими создана превосходящая все остальные учения наука об обществе и получено истинное знание капитализма в целой как общественно-экономической формации.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву стоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке – исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на реальный «базис» и в своем бытие зависят от него.

Марксизм утверждает, что базис – первичен и это – закон. Однако даже в границах одной общественно-экономической формации воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах, чем тогда, когда она клонится к закату. Один и тот же экономический базис в ходе исторического развития обнаруживает в своем проявлении бесконечные вариации.

Важнейшим элементом марксистского учения о государстве и праве является тезис об их классовом характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости. В это качество заключено два ряда свойств. Один ряд – общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право. Второй ряд – свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В их числе – тип связи законодательной, исолнительной и судебной властей (если они разграничены), принцип построения и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества и т.д.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных функций, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Все произведения Маркса и Энгельса проникнуты мыслью, что не может быть классово-нейтрального функционирования государства и законодательства.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто в социальной жизни такого общества не может быть объяснено вне контекста классовой борьбы.

Для марксизма характерно акцентирование в природе государства его принуждающего начала. Вся совокупность воззрений Маркса и энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: «государство – организация для систематического насилия одного класса над другим».

Фундаментальный характер идеи диктатуры пролетариата в общей системе марксистских воззрений на государство и право усматривается прежде всего из такой ее оценки самими создателями этого направления коммунизма. При этом насилие может выражаться как в прямой физической форме, так и в более мягких формах: ограничение свободы, ущемление в правах, идеологический прессинг.

Маркс и Энгельс различали три периода развития коммунистической формации:

1) переход от капитализма к социализму

2) низшую фазу коммунистического общества

3) высшую фазу коммунизма

На первых и второй стадиях государственность сохраняется, меняются только функции публичной власти.

На третьей стадии государство (с исчезновением классов) отмирает, а функции управления берут на себя все свободные и высокоорганизованные производители. Рабочие, кроме своего производительного труда, будут выполнять для себя еще и труд непроизводительный (управленческий).

Маркс и Энгельс осуждали «казарменный коммунизм» М.А. Бакунина, но остается неясным, как они предполагали его избежать.

Несмотря ни на что, марксистское учение в области государства и права составляет солидный пласт в истории политико-юридической мысли, без которого невозможно понять истинную картину политической жизни мира ХIХ и ХХ в.в.

В 1870-е годы стали периодом поистине революционного народничества, поскольку основными действующими лицами в нем стали анархисты. С именем М.А.Бакунина (1814-1876) связано зарождение идей так называемого коллективистского анархизма. Бакунин резко критиковал сторонников некритического восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее связано с преобразованием общины с помощью «прививки» опыта западной цивилизации. Он видел совсем иное – бунтарский и раскольнический опыт русского крестьянства. Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного анархизма не активного восприятия любых форм государственной и политической власти. Все юридические законы, в отличие от законов природы заурядного правила общежития является, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими.

Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным законам. В противопоставлении «человеческого права» и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей.

Среди требований Бакунина – контроль над государственной властью, «эмансипация общества» от государства. Завоевание свободы он связывал с классовой борьбой, однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам.

Соотношение социализма и свободы он выразил в следующей формуле: «Свобода без социализма – это привилегия, несправедливость; социализм без свободы -–это рабство и скотство».

Последним из плеяды всемирно известных русских анархистов наряду с Бакуниным и А.Толстым) был П.А.Кропоткин. Он стремился соединить учение монархии с результатами современной ему науки о природе и обществе, особенно с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который впоследствии этого стал бы господствующим.

Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо земледельцев, жрецы, судьи, профессиональные войны. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Кропоткин считал, что главная особенность государственно-властной организации – это «правительственная централизация», или «пирамидальная организация».

Сформулированный Кропоткиным «биосоциологический закон взаимной помощи» предполагал необходимость перехода к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производственного распределения. Такой переход, по Кропоткину, был возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей: государственной власти и частной собственности.

Маркс и Энгельс подвергли критике опубликованную в издании общества «Нродная расправа» (рупор М.А.Бакунина) статью «Главные основы будущего общественного строя». В ней говорилось, что при новых порядках производственная, коллективная и личная жизнь людей станет объектом самого тщательного регулирования. При новых порядках «стремлением каждого будет производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше». Маркс и Энгельс, критикуя эти представления, находят лаконичное определение, высвечивающее самую суть модели будущего общественного строя, -«казарменный коммунизм». Они осуждают сей порядок, провозглашающий добродетель, жертвенность и аскетизм. Остается, правда, неясным, как удастся избежать "«казарменного коммунизма"» если уничтожить частную собственность, если уничтожить существующий общественный строй.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: