Государство и право древней руси особенности социального строя

Обновлено: 28.04.2024

Русь в период правления Олега, Святослава и Владимира I

Период правления Олега, Святослава и Владимира I признается большинством обществоведов в качестве времени объединения союзов восточных славян «под короной» князей из династии Рюриковичей. На протяжении 250-ти лет, в X-XI веках, древнерусское государство обладало очень большим могуществом и являлось связующим элементом между странами Запада и Востока.

Благодаря победоносным походам князей Олега, Святослава и Владимира, территория Руси была расширена: на западе – от Новгорода и Киева до Карпатских гор, Двины и Балтийского моря; на юге – до порогов Днепра; на севере – до территорий современной Финляндии. На востоке, камскими булгарами было принято решение не вступать в конфронтацию с Русью.

Особую значимость для развития Древнерусского государства имели военные походы на Константинополь. В результате этих походов было принято христианство, а также стало возможным установление равноправных культурных и экономических связей с Византией. В свою очередь, благодаря христианству, которое стало государственной религией, стало возможным закрепление единства Руси, а также развитие архитектуры, письменности и живописи.

Территории Древней Руси являлись собственностью всего княжеского рода. Государство управлялось великим князем, в подчинении которого находились все удельные князья на подвластных землях.

Великий киевский князь выступал в качестве руководителя законодательной власти, верховного судьи, предводителя, а также собственника налогов. Укрепление великокняжеской власти происходило благодаря походами за данью (полюдье). После того, как древляны казнили Игоря, полюдье было отменено Ольгой, а размер, сроки и места выплаты дани были закреплены законодательно.

Правление страной, от начала признания на княжение новгородцами Рюрика, вплоть до кончины Ярослава Мудрого оставалось единоличным. Причиной такого положение было то, что у Рюрика в качестве наследника был лишь Игоря, поскольку Олег и Ярополк погибли, а Святополк убил собственных братьев – Святослава, Глеба и Бориса.

После смерти Ярослава Мудрого княжеский род стремительно разрастался. Очередность престолонаследования, которое получило название «лествичное восхождение» была очень громоздкой и часто становилось причиной различных недоразумений.

Согласно этой очередности, в случае гибели великого князя, Киевский престол должен был занять не его сын, а старший брат князя, оставшийся в живых. Территории, которые оставались после правления этого брата, наследовались следующему по старшинству члену княжеского рода. Сыновья тех князей, которые погибли до восхождения на великокняжеский престол навсегда утрачивали на него права.

Таких представителей рода называли «изгои». Для сохранения интересов собственной семьи, великие князья зачастую поступали с ними несправедливо, выделяя таким родственникам маленькие и отдаленные уделы, либо вообще лишали их всякой собственности.

Вместе с тем, уже во времена правления Владимира возникла тенденция к децентрализации власти великих князей, совместно с повышением автономии разрозненных удельных княжеств. Данные процессы находили различные проявления. Например, в 1014 году, жители города Новгород отказали великому князю в уплате дани.

Ярослав, взяв пример со своего отца – Владимира I Святославича, еще при жизни поделил территорию страны между своими сыновьями на конкретные уделы (области). Изяслав, на правах старшего сына, получал Новгород и Киев – главные пункты водных путей (из варяг в греки).

Святославу достались Рязань, Чернигов, Мором, Тмутаракань, а также земли вятичей; Всеволоду отходили Белоозеро, Суздаль и Ростов; Вячеславу – Смоленская область, а Игорю – Владимир Волынский.
После гибели Игоря и Вячеслава все русские территории были сосредоточены в руках трех братьев. Исключение составили лишь полоцкие земли, которые были отданы Ярославом под управление потомкам старшего сына Владимира – Изяславу, и, в частности – его внуку – Всеславу Брячиславичу.

Великим князем называли того, кто владел Киевом, остальные носили титулы удельных (младших) князей.

Первая половина удельного периода (1054 – 1157 годы) характеризовалась соблюдением порядка, по которому за старшими князьями закреплялись лучшие уделы, а после гибели великого князя, все удельные князья «перенаправлялись» по старшинству в иные уделы.

В начале XII века, торговый путь «из варяг в греки» стал утрачивать статус связующего элемента между Югом и Севером, а удельные князья утрачивали заинтересованность в поддержке князя киевского. Вместе с тем, нередко они и сами обладали собственными сильными дружинами, которые использовались как для охраны собственных территорий, так и для возможности борьбы за лучшие уделы и власть.

Результатом междукняжеских раздоров стало то, что набеги кочевников (среди которых были в основном половцы) получали все меньшее сопротивление. Киевское княжество стало опасным для жизни местом, а население постепенно начало переселяться в северные части Руси.

Позднее, Владимиром Мономахом, а затем и его сыном Мстиславом Великим, были предприняты попытки восстановления единства Киевской Руси, однако тенденция к разобщению превратилась в необратимый процесс разрушения.

В середине XII века, чеканка монет киевскими князьями была прекращена, а в 1169 году, благодаря действиям Андрея Боголюбского, столица Руси была даже подвергнута разграблению, что являлось обычным процессом в случае покорения вражеского города.

Особенности организации жизнедеятельности в Древнерусском государстве

Благодаря ослаблению Киева произошло усиление определенных удельных княжеств: Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского и прочих. Их число к концу XII века составило превысило несколько десятков, причем, каждое княжество обладало собственными великими и удельными князьями.

Кровопролитные битвы и раздробленность все более снижали уровень государственного могущества, основу которого составляли земли. Они распределялись между феодальными вотчинами и общинами. Вотчины, или отчины – отцовские владения могли передаваться по наследству. Вотчина принадлежала боярину, либо удельному князю.

Помимо людей, которые проживал в боярских и княжеских вотчинах, также имелось большое число крестьян-общинников, которые не были подвластны князьям или боярам. Крестьянские общины выплачивали дань непосредственно великому князю.

Все свободные жители Древней Руси назывались «людьми», исходя из чего, процесс сбора дани назывался «полюдье». На Руси не существовало единых норм дани, что становилось причиной конфликтов между населением и сборщиками. Только во времена правления Ольги было введено единое княжье право и единые обязанности для всех подданных.

Самая полная характеристика полюдья была сделана в X веке Константином Багрянородным – императором Византии. В ней содержались следующие записи: «Суровый зимний образ жизни этих самых россов является таким: при наступлении ноября месяца, их архонты (князья) тут же выходят со всем населением из Киева и отправляются в полюдье, которое означает «кружение» в славянские земли: дреговичей, древлян, кривичей, северян и иных народов, которые выступают нактиотами россов (данниками по договору).

Кормясь на протяжении всей зимы на этих территориях, затем, начиная с апреля, когда лед реки Дон растает, они возвращаются обратно в Киев. После этого, они, взяв свои однодеревки (моноксиды), тщательно их оснащают, после чего направляются в Византию (в Романию)». В других местах этого повествования Константин объяснил, что эти моноксиды прибывают в Киев из разных мест: из Чернигова, Смоленска, Новгорода и прочих городов.

Россы на самом деле для торговли отправлялись по Волге еще и в Болгарию, и в хазарскую столицу Атиль, в которой активную работу проводили жители многочисленной русско-славянской колонии.

Известен был также и путь через Чехию на запад, в германские земли, о чем свидетельствовали хазарские источники и торговый устав 907 года (так называемый Рафельштедский).

Так, в качестве приоритетной задачи русских князей первой половины X века стала организация полюдья, и, после этого – военно-торговых экспедиций, целью которых был сбыт собранной дани. Данные экспедиции были регулярными (согласно заметкам Константина – ежегодными), и их не следует приравнивать к военным походам Игоря и Олега, в рамках которых были заключены многочисленные договоры о регулярной торговле.

Основную массу сельского населения, которое зависело от князя, составляли смерды, которые могли жить в крестьянских общинах и нести повинность в вотчинах и на пользу государству. Сельские жители вотчины обладали более тяжелой зависимостью и, как правило, полностью могли утрачивать личную свободу.

В качестве одной из форм закабаления свободных граждан выступало закупничество – процесс, в котором разорившиеся крестьяне могли взять в долг у феодалов купу – скот, деньги, часть урожая (это и является причиной такого названия этой части населения закупами).

Закупы должны были работать на своего кредитора и подчиняться ему вплоть до полного возврата ему долга.
Кроме закупов и смердов, в боярской и княжеской вотчинах также были и рабы, которые назывались челядью, либо холопами. Их численность возрастала за счет разорившихся, либо взятых в плен соплеменников. В Древней Руси был распространен рабовладельческий строй.

Общественная жизнь Древней Руси и ее особенности

Специфика общественной жизни Древнерусского государства получил недостаточное освещение в исторических источниках. Однако, очевидно наличие существенных различий между феодальным строем Руси и западноевропейскими (классическими) образцами. Основные отличия касаются преобладанием в экономике государственного сектора – наличия большого количества свободных крестьянских общин, которые имели феодальную зависимость в отношении великокняжеской администрации.

Основу принципа обложения данью на Руси составляла собственность в виде пахотных земель. В качестве одного из способов обогащения представителей древнерусской знати стало право на сбор дани с конкретных территорий, которое предоставлялось местным боярам и князьям.

Земли выдавались боярам и князьям как бы «в кормление», что стало средством их содержания. Позже, в качестве таких «кормлений» начали выступать и города, а вассалы великого князя могли часть этих кормлений передавать уже своим вассалам, которыми являлись собственных дружинники. Это стало алгоритмом зарождения феодальной иерархии.

Феодальный уклад в экономике Древней Руси уживался с первобытно-патриархальными отношениями и рабством, исходя из чего, некоторыми историками «государство Русь» называлось страной с многоукладной экономикой.

Развитие русской экономики происходило параллельно с продолжавшимся расширением ее территории, за счет освоения Восточно-Европейской равнины. Повсеместно было распространено пахотное земледелие. Также происходило совершенствование орудий труда: археологами было найдено свыше 40 видов орудий труда, которые активно использовались в хозяйствах той эпохи.

Территория Руси пополнялась повсеместным возникновением новых феодальных вотчин, включая разного рода поселения. Перед азиатским вторжением, на Руси было зафиксировано примерно 300 городов – региональные центры торговли, культуры и ремесла.

Феодальные и княжеские вотчины, совместно с крестьянскими общинами, которые платили подати государству, функционировали в качестве натуральных хозяйств – то есть закрывали свои потребности с помощью внутренних ресурсов. Их связь с рынком была слабой и нерегулярной. Благодаря господству натурального хозяйства были созданы условия для разделения центра от регионов, совместно с возможностями ведения деятельности в качестве самостоятельных княжеств, или земель.

Разобщенность отдельных княжеств и земель стало причиной предопределения возникновения социальных конфликтов. Для того, чтобы их предотвратить, необходимо было создание сильной власти в регионах. Отдельные князья, при опоре на бояр, занимались активным укреплением собственной власти. Позже, между местными князьями и окрепшим боярством началось возникновение неизбежных противоречий, совместно с борьбой за власть уже внутри регионов.

На разных территориях это нашло различные проявления. Так, например, в Новгороде (а позже – и в Пскове), возникли и были утверждены боярские республики. На других территориях, где удельным князьям удалось своевременно подавить боярский сепаратизм, в качестве формы установленной власти находилась региональная монархия.

С начала X до середины XI века, развитие Руси происходило в благоприятных условиях. Было создано мощное государство, которое на своих землях объединило большую часть восточнославянских территорий: прежде всего это территории Среднего Приднепровья, под предводительством Киева, а также территории Северо-Западной Руси, во главе которых находился Новгород. Все это стало причиной освобождения части земельных территорий из-под влияния хазар.

Были укреплены пограничные селения. К территориям Руси были присоединены до этого спорные с Польшей западные города. Было активировано наступление также и на юго-западных, западных и юго-восточных территориях. Время от времени, границы Руси подступали к Дунаю.

После того, как была разгромлена Хазария, на Таманском полуострове и на Дону появились русские поселения. Были освоены новые пахотные земли, происходило развитие ремесла, совершенствовалось земледелие, укреплялись торговые связи как внутри страны, так и в ближнем зарубежье, происходило активное возникновение новых городов.

Эти перемены происходили благодаря содействию государственной власти. Вместе с тем, благодаря развитию государства происходила стабилизация и совершенствование органов ее власти. На верхних уровнях властной иерархии располагался князь, а также представители старшей дружины (в качестве которых и выступали бояре).

Более нижние уровни состояли из младшей дружины – менее знатных членов общества. И младшие дружинники, и бояре выступали в качестве княжеских слуг, которые выполняли его поручения разного характера: касающиеся военного дела, сферы управления, суда и расправ (исполнения наказаний), сферы сбора податей и дани, области дипломатических отношений с иными государствами, включая и отдельные уделы.

В подчинении князя были также и личные слуги (личная дружина), так называемые «детские» и «отроки». Они все входили в состав младшей дружины, и, одновременно оказывали помощь в княжеских делах и на территории великокняжеского дворца.

Старшая и младшая дружины, которые ранее выполняли только военные функции, начиная с конца X и на протяжении всего XI века все больше соединялись с управленческим аппаратом, со временем становясь рычагом государственной власти.
На территории городов, князь описался на посадников (состоящих из бояр), в армии – на воевод и тысяцких, которые обычно являлись представителями боярского рода.

Известно, что боярин Вышата был воеводой, который оказывал командование над пешим русским войском в период русско-византийской войны 1043 года. Позже, воеводой стал и его сын – Ян Вышатич.

В руках великого князя была сосредоточена большая власть: он руководил войском, возглавлял военные походы, организовывал оборону страны, управлял страной и вел судопроизводственные процессы. И чем больший распад наблюдался в остатках родоплеменного строя, тем сильнее возрастала роль великого князя и его управленческого аппарата.

Как правило, действия князя отражали интересы верхушки общества – младших дружинников или бояр, духовенства и богатого купечества. Представленные слои русского общества находились в наибольшей близости от княжеской власти, а также в наибольшей степени были заинтересованы в ее сохранении для защиты своих доходов и привилегий.

Одновременно с этим, они выступали в качестве наиболее динамичной и жизнеспособной части населения. Развитие общества в основном происходило благодаря организаторским усилиям и личным особенностям. Исходя из этого, союз данных слоев населения являлся закономерным и естественным.

Княжеская власть также отражала, поддерживала и охраняла интересы всего общества. Благодаря ее усилиям обеспечивалась оборона страны от иноземного вторжения, происходил контроль порядка внутри страны, а также реализовывались наказания за разного рода преступления и осуществлялась защита права собственности.

Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.

Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был с обственностью господина, своей собственности он не имел.

Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.

Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.

Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Государственное устройство Древней Руси

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

5. Правовая система Древней Руси

5. Правовая система Древней Руси Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм

19. Общественный строй Владимиро-Суздальской земли

19. Общественный строй Владимиро-Суздальской земли Состояние общества во Владимиро-Суздальском княжестве проще всего понять по его сословному составу, градуировав население по классовому, правовому и социальному положению.Класс феодалов состоял из князей, бояр, слуг

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания

20. Общественный и государственный порядок Руси во время монгольского завоевания Золотая Орда покорила Русь в 1240 г. После разгрома Ярослав Всеволодович начал платить дань Батыю в Золотую Орду. Эта эпоха затянулась до конца XV века. Орда была сильным военным государством,

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси

1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси Экскурс в историю образования слов «закон» и «право» позволяет говорить, что изначально для обозначения объективной системы регулятивно-охранительных норм использовалось слово «закон». Слово «право» –

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.

Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским».

Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях — Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.

Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги— византийские сборники церковно-гражданских постановлений ).

«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.

Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.

Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Общественный строй Древней Руси

3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило

4. Государственное устройство Древней Руси

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России

Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России 3.1. Законодательство о наказании и его исполнении в Древней РусиСреди памятников древнерусского права, содержащих нормы об

Система кормлений на Руси

Система кормлений на Руси В Московском государстве уезды нередко отдавались (жаловались) в управление княжеским наместникам из числа представителей знати.Пожалование получило наименование отдачи «в кормление», так как наместники и волостели (управляющие более мелкими

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

25. Система права, правовая система России

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси

1.5.1. Понимание закона и правды в Древней и Средневековой Руси Экскурс в историю образования слов «закон» и «право» позволяет говорить, что изначально для обозначения объективной системы регулятивно-охранительных норм использовалось слово «закон». Слово «право» –

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.

Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.Брахманизм Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «История государства и права России». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Предмет и задачи курса «История государствам и права России»
  • 2. Формирование государства у восточных славян
  • 3. Общественный строй Древней Руси
  • 4. Государственное устройство Древней Руси
  • 5. Правовая система Древней Руси
  • 6. Княжеско-церковные уставы Владимира и Ярослава
  • 7. Характеристика «Русской правды»
  • 8. Правовой статус населения по «Русской правде»
  • 9. Черты монархии в Древнерусском государстве
  • 10. Виды преступлений и наказаний по «Русской правде»
  • 11. Суд и процесс в Древнерусском государстве
  • 12. Государственное устройство Новгорода и Пскова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Общественный строй Древней Руси

Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.

Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп». Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственностью господина, своей собственности он не имел.

Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.

Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.

Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.


Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 5. Источники права Древнерусского государства
  • 6. Государственный строй Древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Государственный строй Древнерусского государства

Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.

Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).

Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: