Государство это союз объединенных общими началами права и общей пользы определение дано

Обновлено: 30.04.2024

Государство является центральным, базовым элементом политической системы общества и поэтому важнейшими задачами политологии является выяснение его сущности, социальной роли осуществляемых им функций, форм государственного правления и государственного устройства.

Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них: теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха); договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо); теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.

Однако, как показали многочисленные исследования, государства возникали и развивались под воздействием целого ряда факторов и причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой.

Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).

Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии”. Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.

В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.

Признаки государства. Государство как политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.) Основные из них следующие:

1. Публичная власть государства – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.

2. Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти на территории страны и независимость ее. Этот принцип обеспечивает государству самостоятельное, независимое существование и развитие. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.

3. Монопольное право на применение насилия. Государство располагает для этого специальными органами (армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура). Мировая практика еще не знала государства без механизмов и средств насилия.

4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования государственного бюджета, материального обеспечения государственной политики.

6. Только государство обладает международной правосубъктностью, что означает: только государство имеет право представлять всю страну и народ в других государствах и международных организациях; только государство имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; только государство имеет право от имени страны заключать юридически обязывающие международные соглашения, только государство имеет право использовать вооруженные силы страны за рубежом в рамках нормы международного права.

7. Только государство имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.

8. Только государство имеет охраняемую законом государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.

Функции государства. Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые отражают основные направления деятельности государства.

В политической науке существуют различные классификации функций государства. С точки зрения принципа разделения властей функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:

1. Политическая функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.

2. Экономическая функция регулирует экономические отношения.

3. Социальная функция осуществляет государственные программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, экологических, продовольственных, организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

4. Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.

5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.

Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

Указанные функции постоянно усложняются, становятся более многообразными. В последние годы проявляются миротворческие, функции, оказание гуманитарной помощи.

Главная Теория государства и права Раздел 2. Теория государства. II. Сущность и типология государств.

II. Сущность и типология государств.

1. Понятие государства.

В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:

- « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.

- «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.

- «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.

- «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.

- «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.

- «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.

- «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.

- «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.

- «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.

- «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.

- «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.

- «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.

- «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек

- «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.

2. Признаки государства.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

- Наличие аппарата власти и управления.

- Наличие аппарата принуждения.

- Наличие ограниченной территории государства.

- Наличие системы налогов и сборов.

- Наличие территориального деления.

- Наличие организационно-уставных документов.

- Наличие государственного суверенитета.

- Наличие государственных символов.

- Наличие права, как основы государства.

3. Сущность государства.

Сущность государства - это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.

Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:

- Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.

- Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.

- Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.

- Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.

- Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.

4. Типология государств.

Типология государств - классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.

Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.

Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.

В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:

Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках - культуре, религии, этнических и национальных особенностях.

В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):

Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:

- по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.

- по форме правления: монархические или республиканские государства.

- по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.

- в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.

Государство, являясь продуктом общественного развития, представляет собой сложное социальное явление, тесно связанное с уровнем экономического, политического и культурного развития общества и во многом предопределяемое им. Государство — это орудие, инструмент политической власти, которая тем не менее осуществляется не только посредством государства. В обществе действуют политические партии, союзы, религиозные организации и т. п. Государство, занимая собственное особое место в этом ряду, обладает характерными признаками, отличающими его от других политических институтов власти.

Государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как особая организующая и управляющая сила, которую никакая другая политическая организация не способна заменить. Бесспорно, Ф. Энгельс поспешил, заявив, что, как только исчезнет разделение общества на классы, государство будет сдано в музей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором. Такое время наступит еще не скоро, если вообще когда-нибудь наступит.

Более прав был И. К. Блунчли, который сказал, что государственная форма человеческого бытия необходима как вода рыбе или воздух птице.

Время, когда государства как организации не станет, наступит еще не скоро, если вообще когда-нибудь оно настанет. Французский государствовед А. Эсмен считает, что государство по своей природе вечно и его существование не допускает никакого перерыва.

Подтверждением его слов является то, что и сегодня человечество тянется именно к государственной организации своего благополучного, самостоятельного существования. В XIX в. в мире было 57 государств, к концу XX в. их стало более 200. Только в первом десятилетии XXI в. возникло 6 новых государств: Сербия, Черногория, Восточный Тимор, Южный Судан, Абхазия, Южная Осетия. Есть еще непризнанные государства, народ которых добивается признания, – Приднестровская республика. Возможны новые государства в перспективе, народы которых также добиваются самостоятельности, — Каталония, Шотландия, Квебек и др.

Л. Гумплович в этой связи писал: «Сколько существовало государствоведов и философов — столько существовало и определений государства». В данном суждении Гумплович не далек от истины в том смысле, что подход к понятию государства очень часто зависит от субъективной оценки и мировоззрения автора, дающего определение понятия государства. Упустил он лишь одно важнейшее обстоятельство: мировоззрение государствоведа почти всегда зависело от условий, в которых он жил и мыслил. Сам же он определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».

Научность этих взглядов на государство определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества. Нередко понятие о государстве основывается не на исторической действительности, а на некоем идеальном представлении. Вместо того чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть.

Методологическая задача определения понятия государства была правильно поставлена Г. Ф. Шершеневичем. Она состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что мы не должны привносить в понятие государства того, чего реально не существует, но в то же время должны охватить всю действительность, не допуская произвольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

Следует согласиться также с М. И. Байтиным в том, что разнообразие взглядов на государство свидетельствует, насколько сложным является этот вопрос, «сколь оправданно неоднократное возвращение к нему и сколь пристального внимания требует его дальнейшая творческая разработка».

Определения государства мы встречаем уже у мыслителей древнейших времен. Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство — это средство, обеспечивающее политическую жизнь народа).

Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, И. Кант считал, что государство — это объединение людей, подчиненных правовым законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». Со временем характеристики государства углубляются, становятся более широкими и точными.

Известный русский юрист Н. М. Коркунов считал, что государство — это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми. В цитируемом определении видится развитие понятия государства, высказанного еще Цицероном. Близко к этому и определение государства, данное русским юристом В. М. Хвостовым: государство — одна из форм человеческого общения, один из видов общественных союзов; государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной власти.

Весьма оригинальным и непохожим на многие определения государства в российской дореволюционной литературе было определение, предложенное Б. А. Кистяковским: государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, самостоятельной и первичной, т. е. ни от кого не зависимой, властью.

Оригинальность данного определения состоит в том, что государство, во-первых, именуется правовой организаций народа, а во-вторых, эта организация, по Б. А. Кистяковскому, не должна зависеть ни от какой другой власти. В этом определении усматриваются идеи народного суверенитета, мысли о правовом государстве, что для того времени было прогрессивным шагом в понимании государства.

После 1917 г. в отечественной юридической литературе на долгие годы утвердился односторонний подход к данному вопросу. Государство определялось только как политическая организация экономически господствующего класса, обладающая таким аппаратом принуждения, как классовая диктатура, аппарат классового насилия.

Подобные оценки и характеристика исходили из ленинского положения о государстве как о машине для поддержания господства одного класса над другим. Это определение государства на долгие годы стало и для юридической науки советского периода руководящим и направляющим.

Однако если научно дефиницию можно было на какое-то время законсервировать, то нельзя было остановить жизнь, человеческий прогресс. Уже в 60-х гг. XX столетия советским политикам и юристам стало ясно, что требуются новые подходы к пониманию и определению государства. В СССР появляется и обосновывается идея общенародного государства, которое никак нельзя было именовать «машиной для поддержания господства». Было решено, что характеристика государства как «машины» относится лишь к эксплуататорским государствам и частично к государству диктатуры пролетариата.

Характеристика государства как машины для поддержания господства одного класса над другим была оставлена для всех некоммунистических государств.

Новые возможности для всестороннего анализа и уяснения подлинного смысла государственной организации общества и понимания государства появились в 1990-х гг. Наряду с классовым подходом к определению государства (который является верным для определенных типов государств) предлагается общеконцептуальный подход, обусловливающий возможность более широкой и общей характеристики сущностных признаков государства.

В этой части российская юридическая наука вписывается в единое общечеловеческое понимание государства, поскольку использует не только труды классиков марксизма-ленинизма, но и достижения юридической науки в целом.

И вполне естественным выглядит более широкое определение государства, а именно как особой организации публичной власти одного класса, блока классовых сил, социальной группы, всего народа, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения и являющейся официальным представителем общества, руководящей им и обеспечивающей его интеграцию. Государственный аппарат тем не менее отделен от общества и не совпадает с ним, в определенных ситуациях являясь антиподом обществу, довлеющим над ним, что порождает серьезные противоречия между обществом и властью. В других обстоятельствах общество является системой, в которую государственный аппарат вписывается достаточно естественно, действуя адекватно общественным потребностям и интересам. Такое общество считается сильным гражданским обществом, а государство — правовым. К сожалению, примеров подобного взаимодействия немного.

Близкой к приведенному определению государства является и позиция других авторов: государство — суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

В двух последних определениях внимание обращается на такое важное качество государства, как его общесоциальная предназначенность, что, безусловно, делает их более содержательными и точными: руководство обществом и обеспечение его интеграции в первом определении и обеспечение нормальной жизнедеятельности людей — во втором. То, что многие годы в определениях государства отсутствовала эта его качественная характеристика, а упор делался лишь на классовый характер государства, как уже сказано выше, было не совсем правильным, поскольку обеднялась истинная ценность государства; его природа, сущность и социальное назначение характеризовались односторонне и, если оценивать их с научной точки зрения, в конечном счете искажались.

Нельзя не отметить, что определения понятия государства в российской юридической литературе, несмотря на некоторые расхождения, в последнее время не столь уж различны.

В. Н. Хропанюк определяет государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. А. Г. Хабибулин считает, что государство — прежде всего средство социального компромисса, механизм управления делами общества. М. И. Байтин, исходя из двуединой природы государства — классовой и общечеловеческой, — предлагает следующее его краткое общее определение: «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». С данным определением согласен М. Н. Марченко.

Подводя итог сказанному и анализируя имеющиеся определения государства, нельзя не высказать возражения против определений, в которых упущен такой его качественный признак, как наличие аппарата управления и принуждения. Даже государство гуманное, отвечающее интересам всех, не может обойтись без аппарата управления и принуждения, без этого имманентного свойства государственной власти. Баланс между управлением и принуждением в том или ином государстве может быть разным.

В одних исторических условиях усиливается элемент руководства, управления без активного использования принудительного ресурса, в других — наоборот. Однако это качество будет присуще государству всегда, в противном случае это будет уже другая организация, «возможно, более целесообразная, чем государство» (Ницше).

Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.
Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

Юридическая Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник

В данном учебнике освещается широкий спектр наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной теории государства и права, уточнения предмета теории государства и права, более правильного определения ее роли в системе юридических наук.
Для студентов юридических вузов и факультетов, магистрантов, аспирантов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проблемы теории государства и права. Учебник" (Радько Т.Н.) охраняются законодательством!

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство — это «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование. Долгое время в нашей науке господствовал марксистский подход к определению государства. Абсолютизация насилия как его сущности привела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях го‑сударство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ производства. Но после революции 1917 г. в России и Великой депрессии 1929—1933 гг. в странах Западной Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капитализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях верховенства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Изменилось и само общество. Статус человека и его принадлежность к какой‑либо социальной группе определяется сегодня не только отношением к средствам производства. Власть в государстве приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политического института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государ, ство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно‑территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее распространенным определением государства является следующее: государствоэто особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки.

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно‑территориаль‑ным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет — полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими странами.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств‑победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких‑либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значимыенаправления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным — оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно‑технический прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функцииэто основные направления деятельности государства внутри страны.. К внутренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

Такой набор функций государства — свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Внешние функцииэто основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

К внешним функциям относятся:

1) защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.):

2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно‑политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функцииэто деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функцииэто деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Они делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно‑правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

1) организационно‑регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);

2) организационно‑хозяйственная (оперативно‑техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно‑идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако, несвойственно.

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Так, древнегреческий философ Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни. Известный римский политик Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных началами права и общей пользы. Английский философ XVII в. Т. Гоббс полагал, что государство — это «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Русский юрист Г. Ф. Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Сущность государства — это то главное в данном явлении, что определяет его содержание и функционирование. Долгое время в нашей науке господствовал марксистский подход к определению государства. Абсолютизация насилия как его сущности привела К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина к утверждению, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, особый аппарат, использующий возможности политической власти для поддержания господства класса, владеющего основными средствами производства. Эта теория возникла в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, а классовые противоречия порождали революционные выступления. В этих условиях го‑сударство, выражая интересы экономически господствующего класса, осуществляло организованное насилие и защищало существующий способ производства. Но после революции 1917 г. в России и Великой депрессии 1929—1933 гг. в странах Западной Европы и США, поставивших вопрос о судьбе капитализма, изменились роль и назначение государства в обществе: из орудия классового господства оно превратилось в средство социального компромисса в условиях верховенства права. Государство стало инструментом примирения социальных противоречий, представляющим интересы всего общества. Изменилось и само общество. Статус человека и его принадлежность к какой‑либо социальной группе определяется сегодня не только отношением к средствам производства. Власть в государстве приносит также обладание информацией, квалификацией, талантами. Само насилие в отношении многих социальных групп перестало быть актуальным. Поэтому функции насилия у государства все более отходят на задний план, на передний же выдвигается общесоциальная деятельность. И государство рассматривается как политическая, структурная и территориальная организация современного общества.

Существование государства в качестве политического института обусловлено тем, что оно является особой организацией политической власти, регулирующей деятельность людей, упорядочивающей их взаимоотношения, обеспечивающей стабильность общества.

Как структурная организация государство находит выражение в наличии у него специального аппарата, особого разряда людей, обладающих властными полномочиями. От иных политических организаций (партий, профсоюзов и т. п.) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его многообразные функции.

Наконец, если негосударственные организации объединяют людей по мировоззрению, политическим взглядам, профессиональным интересам, то государ, ство объединяет население определенной территории с последующим разделением ее на административно‑территориальные единицы. Государство распространяет свою власть и законы на строго определенную территорию.

В современной юридической науке наиболее распространенным определением государства является следующее: государствоэто особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков. Часть из них отличает государства от организации власти в первобытном обществе. К ним относятся следующие признаки.

1. Наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним.

2. Государственная власть осуществляется особым слоем людей (бюрократией), профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций.

3. Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно‑территориаль‑ным единицам, по которым и осуществляется управление обществом.

4. Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.).

1. Суверенитет — полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Таким образом, суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими странами.

Иногда суверенитет того или иного государства является ограниченным. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств‑победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами ради достижения каких‑либо общих для этих государств целей либо в случае объединения их в федерацию и передачи ряда своих прав федеральным органам.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные, социально значимыенаправления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества.

Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и соответствующие им функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным — оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно‑технический прогресс, процессы информатизации и др.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функцииэто основные направления деятельности государства внутри страны.. К внутренним функциям государства относятся:

1) функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

2) функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);

4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т. д.);

5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6) экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7) идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т. д.).

Такой набор функций государства — свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Внешние функцииэто основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

К внешним функциям относятся:

1) защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.):

2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно‑политических блоках и союзах и т. д.).

Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функцииэто деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функцииэто деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному этапу утрачивают свое значение.

И наконец, по важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Они делятся на правовые и организационные. К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно‑правовых актов);

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права);

3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются следующие:

1) организационно‑регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);

2) организационно‑хозяйственная (оперативно‑техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);

3) организационно‑идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).

Государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако, несвойственно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: