Может ли реализация основных функций органов государственного управления оформляться договором

Обновлено: 18.04.2024

В деятельности органов государственной власти и местного самоуправления предоставление различных услуг гражданам и организациям занимает значительное место – тем большее, чем ближе к населению находится уровень и конкретные органы власти или их учреждения и предприятия. Это вытекает уже из самого понимания публичной власти, избираемой и нанимаемой многонациональным народом Российской Федерации.

Количество функций государства, его властных и управленческих органов чрезвычайно велик, но в контексте настоящего изложения важно соотнести само понятие публичной, т.е. государственной либо муниципальной, функции с понятием публичной же услуги.

При выработке методологии и методики разработки административных регламентов в Российской Федерации с самого начала сложилось противопоставление понятий «государственная функция» и «государственная услуга» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»).

Функция органа власти вообще, государственного или муниципального, – это определенный постоянный (регулярный) вид, направление деятельности данного органа, в условиях правового государства, как правило, закрепленный за ним законодательно и характеризующийся определенным конечным результатом. Каждая из них, в свою очередь, может включать функции нижестоящего порядка, исполняемые крупнейшими, а далее все более мелкими подразделениями вплоть до отдельных государственных или муниципальных служащих. При этом каждое подразделение или сотрудник, кроме нескольких основных функций, целиком закрепленных за ним, может принимать участие в осуществлении и иных функций совместно с другими подразделениями и сотрудниками не только того же самого уровня управления, но и выше(ниже)стоящего. Все это создает сложную ткань функционально-управленческих отношений, в которой регулярно возникают как дублирование исполнения определенных функций или их компонентов, так и функциональные «пробелы» - выпадение необходимых функций и их элементов из управленческой деятельности, что приводит к снижению ее эффективности.

Публичная услуга – это лишь один из видов функций органов власти либо уполномоченных ими учреждений, предприятий, организаций. Это деятельность какого-либо лица или организации в ответ на обращение к ним гражданина либо юридического лица, имеющая целью и результатом удовлетворение определенного круга потребностей или нужд, обусловленных их законными правами, интересами и возлагаемыми на них властью обязанностями. В этом смысле говорят об адресном характере услуг в отличие от таких функций, которые услугами не являются.

Огромное число как государственных, так и муниципальных функций исполняются без какого бы то ни было обращения граждан и юридических лиц в органы исполнительной власти и их учреждения (то есть имеют безадресный характер). Они направлены не на удовлетворение конкретных, непосредственных потребностей, запросов физических и юридических лиц, а на долговременные интересы граждан, организаций и общества в целом, которые составляют существенные условия общественной и личной жизни. Это может быть, например, деятельность по созданию материальной, финансовой, организационной, информационной, кадровой инфраструктур, необходимых для оказания определенных видов услуг, но сама по себе услугой не являющаяся, скажем: строительство дорог, автозаправок и сервисов, производство транспортных средств, проведение логистических и иных научно-практических исследований, инженерно-конструкторских разработок или строительство школ, подготовка учителей для них, разработка учебных программ, развитие педагогической науки и т.п.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные;

Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.;

Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание жизнедеятельности потребителя.

Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.».

Такое понятие услуги достаточно содержательно, однако имеет слишком широкий характер для целей стандартизации и регламентации публичных, то есть государственных либо муниципальных, услуг в отличие от частных. Уточнение этого понятия проведено в апреле 2007 г. внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, часть которых касаются управления муниципальными финансами.

Таким образом, неотъемлемым признаком публичных, т.е. государственных либо муниципальных, услуг является наличие задания исполнителю со стороны соответствующего органа исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти на их предоставление (оказание) гражданам и организациям.

Причем такими исполнителями могут быть не только государственные (муниципальные) учреждения, которые оказывают большинство услуг населению безвозмездно, хотя часть из них по решению властных органов может предоставляться и за определенную, не обязательно полную, плату. Иными юридическими лицами, оказывающими такого рода услуги, могут быть: некоммерческие, коммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия,

Публичные услуги оказываются, как правило (хотя и не всегда, тем более в условиях перехода к предоставлению все большего числа массовых социальных услуг на рыночной конкурентной основе), с использованием бюджетных средств, но обязательно с властным контролем за результатами, а в необходимых случаях и за процессом, оказания услуги. Причем, если эти услуги платные, то они предоставляются по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном соответствующими органами власти.

Контроль со стороны органов власти за результатами и процессом оказания публичной услуги предполагает наличие показателей, по которым оценивается их соответствие или несоответствие нормативно установленным требованиям. Совокупность такого рода требований составляет стандарт предоставления публичной услуги, который может быть оформлен как самостоятельный документ либо быть составной частью другого нормативного правового акта, получившего название административный регламент оказания публичной услуги. Именно стандарт оказания публичной услуги является основой как соответствующего административного регламента, так и государственного или муниципального задания исполнителю услуги.

В соответствии со статьей 69.2. Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:

1) выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

3) показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

4) порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

5) предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

6) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

7) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

4) внешне выраженное и юридически оформленное действие органа управления публичной власти (или должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции и вызывающее определенные правовые последствия

5) меры административно-правового принуждения, применяемые в связи с нарушением правовой нормы, охраняемой административно-принудительными средствами

3. Выберите наиболее точное определение термина «форма управления»:

1) характер управляющего воздействия

2) конкретное направление деятельности управленческих субъектов

3) основная идея управления 4) основное средство управляющего воздействия

5) внешнее выражение содержания управления

4. К неправовым формам деятельности органов исполнительной власти относятся:

1) организационные действия и материально-технические операции

2) только организационные действия 3) только технические операции

4) так называемые «иные юридически значимые действия»

5) правоприменительные формы

5. К организационным действиям не относится:

1) подготовка управленческих решений 2) издание нормативно-правовых актов

3) проведение совещаний 4) издание методических рекомендаций

6. Укажите положение, не являющееся признаком правовой формы управления:

1) установлена в нормативном акте 2) государственно-властная природа

3) не влечет юридических последствий

4) предоставляет возможность поступать определенным образом

5) зачастую носит правоохранительных характер

7. Эффективность использования форм управления обеспечивается закреплением в нормативно-правовых актах:

1) штатной численности организации 2) преамбулы

3) целей и задач государственного органа 4) процедуры их использования

5) компетенции должностного лица, их применяющего

8. Слово «акт» происходит от латинского слова, которое означает:

1) действие 2) форма 3) функция 4) норма 5) управление

9. К материально-техническим операциям не относится:

1) обработка информации

2) регистрация, оформление, размножение, рассылка документов

3) издание индивидуально-правовых актов 4) проведение исследований

5) составление справок

10. К формам управленческих действий не относится:

1) издание приказов 2) заключение публично-правовых договоров

3) издание нормативно-правовых актов

4) координация работы служб и подразделений

5) все перечисленное относится

11. Правовые формы государственного управления делятся на:

1) публичные и частные 2) правовые и неправовые

3) правотворческие и правоприменительные 4) действующие и архивные

5) традиционные и нетрадиционные

12. Неправовые формы государственного управления делятся:

1) на правотворческие и правоприменительные 2) нет верного ответа

3) на императивные и диспозитивные 4) регулятивные и охранительные

5) основные и второстепенные

13. По способу выражения формы управления делятся на:

1) письменные и устные 2) словесные и конклюдентные

3) конклюдентные и организационные 4) стратегические и тактические

5) простые и сложные

14. В негласной форме в основном осуществляется следующий вид государственной деятельности:

1) правоприменительная 2) административная

3) организационно-распорядительная 4) оперативно-розыскная

15. К элементам правоприменительной управленческой деятельности относятся:

1) установление фактических обстоятельств дела, поиск нужной правовой нормы, принятие решения по делу

2) сбор информации, анализ оперативной обстановки, принятие управленческого решения

3) установление общественных отношений, подлежащих регулированию, подготовка проекта нормативно-правового акта, утверждение проекта начальником государственного органа

4) рекогносцировка, анализ ситуации, разработка решения, реализация решения

5) поиск правовой нормы, составление процессуального документа, привлечение к ответственности

16. К так называемым «общим актам государственного управления» относятся:

1) акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие юридические нормы

2) решения субъектов государственной власти по конкретным вопросам, обращенным к конкретным лицам

3) акты, содержащие основные направления и перспективы развития в той или иной сфере

4) акты судебных и иных юрисдикционных органов

5) решения руководителей государственных органов по обращениям граждан

17. К видам правовых форм государственного управления не относится:

1) нормативные и индивидуальные 2) регулятивные и охранительные

3) социально-экономические и внешнеэкономические 4) внешние и внутренние

5) все относятся

18. К видам форм государственного управления относятся:

1) процедурные и материальные 2) императивные и диспозитивные

3) словесные и конклюдентные 4) международные и российские

5) гуманитарные и технические

19. Правовые формы государственного управления всегда влекут:

1) юридически значимые последствия 2) возникновение юридических обязанностей

3) юридическую ответственность 4) состояние наказанности

5) административную ответственность

20. Правовые акты управления, не соответствующие требованию законности, делятся на:

1) незаконные и нецелесообразные 2) ничтожные и оспоримые

3) эффективные и неэффективные 4) ущербные и неправовые

5) дефектные и незаконные

Можно ли нанесение дорожной разметки привести как пример в рамках одной из форм государственного управления?

1) да 2) нет 3) только на дорогах федерального значения

4) только в случае издания специального правового акта

5) только в населенных пунктах

Верно ли утверждение, что если действие совершено в правовой форме, оно должно сопровождаться составлением юридического документа?

3) да, только в случае совершения действия в отношении подчиненных

4) да, только в случае совершения действия в отношении посетителей или посторонних

5) да, если действие совершает сотрудник правоохранительных органов

23. Назовите основной признак, характеризующий административно-правовой акт управления:

1) индивидуальный характер 2) нормативный характер

3) рекомендательный характер 4) подзаконный характер

5) диспозитивный характер

24. Подзаконный характер актов управления означает, что они принимаются:

1) органами, не принимающими законы 2) на основании и во исполнение законов

3) органами, не осуществляющими правотворческую деятельность

4) представительными органами 5) на основе строгой процедуры

25. Что является правовым актом управления:

1) удостоверение сотрудника милиции 2) постановление Правительства РФ

3) водительское удостоверение

4) свидетельство о постановке на учет в налоговых органах

26. Укажите положение, не являющееся функцией правового акта управления:

1) обеспечение публичных интересов 2) обеспечение частных интересов

3) исполнительно-распорядительная функция

4) установление административно-правовых норм

5) изменение административно-правовых отношений

27. Выберите правильный вариант перечисления требований к актам государственного управления:

1) плановость, эффективность, позитивность

2) научность, объективность, профессионализм

3) преюдиция, фикция, конструкция

4) законность, культура оформления, целесообразность

5) обоснованность, императивность, конструктивность

28. К обязательным условиям вступления акта управления в юридическую силу относятся:

1) изучение общественного мнения

2) коллегиальное обсуждение акта

3) лингвистическая экспертиза проекта акта

4) подписание (утверждение) проекта уполномоченным должностным лицом

5) правовая экспертиза проекта

29. В зависимости от характера компетенции органов, правовые акты управления делятся на акты:

1) общего управления, отраслевого управления, межотраслевого управления

2) срочные и бессрочные 3) нормативные, индивидуальные и смешанные

4) рекомендательные и обязательные 5) императивные и диспозитивные

30. К так называемым «общим актам государственного управления» относятся:

1) правила, инструкции, наставления 2) приказы, решения, распоряжения, указания

3) концепции, программы, директивы 4) законы и указы

5) постановления, распоряжения и указания

31. «Официальный характер» правового акта управления означает, что он:

1) издается в строгом соответствии с законом

2) издается уполномоченным лицом государственного органа при исполнении служебных обязанностей

3) является односторонним властным волеизъявлением

4) выражает связь субъекта с объектом 5) вызывает правовые последствия

32. Выбор соответствующей формы управления зависит от:

1) конкретных целей субъекта управления 2) особенностей объекта управления

3) компетенции субъекта управления 4) характера вызываемых последствий

5) все ответы верные

33. По достигаемым результатам правовые формы управления делятся на:

1) нормативные и индивидуальные 2) регулятивные и охранительные

3) позитивные и негативные 4) внешние и внутренние

5) односторонние и многосторонние

34. Что из перечисленного относится к правовым актам управления:

1) протест прокурора 2) приговор суда 3) закон субъекта РФ

4) паспорт гражданина РФ 5) нет верного ответа

35. Требования технической эстетика оформления правового акта управления подразумевает:

1) применение документально-делового стиля изложения текста

2) наличие обязательных реквизитов акта

3) соблюдение компетенции при утверждении акта

4) строгое соблюдение композиции текста

5) исключение из текста эпитетов и метафор

36. Какой из перечисленных признаков не характеризует правовой акт управления:

1) официальность 2) подзаконность 3) авторитарность

4) двусторонность волеизъявления 5) оформленность

37. Какой термин не характеризует условия эффективности правового акта управления:

1) экономическое обоснование 2) своевременность

3) соответствие потребностям 4) подзаконность

5) материально-техническая обеспеченность

38. Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию:

1) в течение 15 дней 2) в течение недели с момента подписания

3) в течение 10 дней со дня подписания

4) в течение 3 дней с момента вступления в силу 5) немедленно

39. Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию:

1) в течение 5 дней 2) в течение 2-х недель с момента подписания

3) в течение 10 дней со дня подписания

4) не позднее 15 дней со дня их принятия 5) немедленно

40. Акты Президента РФ вступают в законную силу:

1) в течение недели с момента их принятия

2) по истечении 7 дней после дня их официального опубликования

3) в течение 2-х недель с момента подписания

4) по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

5) по истечении 7 дней после дня их государственной регистрации

Подборка наиболее важных документов по запросу Функции государственного управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Функции государственного управления

Судебная практика: Функции государственного управления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции" "Из приведенных норм следует, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной или муниципальной службы, в течение двух лет со дня увольнения вправе замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии, а в случае заключения трудового договора и (или) гражданско-правового договора обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте свой службы."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О противодействии коррупции" "Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что рассмотрение обращений ООО "РН-Юганскнефтегаз" и взаимодействие с ним не сводилось лишь к формальной работе - техническим действиям работников отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН по безусловному удовлетворению всех обращений ООО "РН-Юганскнефтегаз". При замещении истцом должности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по ХМАО - Югре в его должностные обязанности по смыслу пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" входили отдельные функции государственного (административного) управления в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз". Замещение истцом должности заместителя начальника отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности ООО "РН-Юганскнефтегаз" создает предпосылки возникновения конфликта интересов, в связи с наличием у истца возможности повлиять на своих бывших подчиненных - сотрудников отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН, а также на сотрудников территориальных отделов Управления Росреестра по ХМАО - Югре при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в интересах ООО "РН-Юганскнефтегаз"."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Функции государственного управления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: Учебник для магистров"
(под ред. С.А. Старостина)
("Проспект", 2017) К функциям государственного управления обычно относят прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).


В нашей стране законодательство предусматривает передачу имущества на праве оперативного управления. Право оперативного управления обычно применяют в отношении государственного или муниципального имущества. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает обо всех особенностях этой процедуры.

Оперативное управление как вещевое право


Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Это право возникает в отношении имущества, закреплённого за учреждением собственником или приобретённого им по иным основаниям. Оперативное управление — это вещное право, при котором учреждение владеет и распоряжается имуществом в пределах, установленных собственником, в соответствии с уставными целями и назначением самого имущества. Исторически данный вид права возник в советский период, когда преобладала в основном государственная собственность. Также при таком виде управления имущество может быть изъято собственником и использовано по своему усмотрению. Учреждение может отказаться от права оперативного управления относительно некоторого имущества. Главное понимать, что обладателем любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель – публично-правовое образование ( ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» , ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) ).

консультант плюс 30 лет

В СПС КонсультантПлюс есть Путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.

Передача имущества

Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.

Примерные условия, которые могут содержаться в решении:

  • вид передаваемого объекта собственности;
  • классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
  • назначение имущества;
  • номер и дата регистрации в реестре;
  • имеющиеся обременения.

Для движимого имущества это может быть:

  • идентификационный номер;
  • номер кузова;
  • государственный регистрационный знак;
  • марка, модель имущества.

Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.

По итогу передачи имущества может заключаться договор. Заключить его необходимо в том случае, если данное действие закреплено на нормативном уровне у учредителя. Некоторыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями утверждены типовые формы договоров.

Следует учесть, что на праве оперативного управления нельзя передать земельный участок, так как такой вид права при владении землёй не предусмотрен гражданским законодательством. В таких случаях оформляют право постоянного бессрочного пользования землей либо аренду.


При передаче недвижимости требуется регистрация права оперативного управления.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.
  • распорядительный акт о передаче имущества в оперативное управление;
  • акт приёма-передачи имущества;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.

Стоит отметить, что относительно федерального имущества, которое закрепляется за федеральными бюджетными учреждениями, есть интересное правило, которое заключается в том, что взаимодействие между органами относительно согласования решений, связанных с распоряжением имуществом, должно быть осуществлено только в электронной форме через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в интернете (далее — МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, включая обращения федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрение обращений по указанным вопросам, поступивших посредством бумажного документооборота, не осуществляется, за исключением обращений, имеющих ограничения в связи с возможностью разглашения служебной и государственной тайны, направление которых осуществляется в бумажном виде с указанием вида ограничения ( Росимущества от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882 «О порядке распоряжения федеральным имуществом» ).

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.


Приобретение имущества учреждением самостоятельно

Таким образом, использование учреждением своего имущества независимо от источника его появления будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя.


Вопрос

Может ли бюджетное учреждение получить от своего учредителя — субъекта РФ имущество? Как это оформить и зарегистрировать?

Ответ

Может, имущество передаётся на праве оперативного управления. Учредитель — субъект РФ вправе передать учреждению любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое. Для передачи издаётся решение о передаче имущества, подписывается акт приёма-передачи, в случае передачи недвижимости регистрируется право оперативного управления.

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Минцифры России вместе с МВД запустили онлайн-сервис купли-продажи автомобилей на портале «Госуслуги». Все типовые документы встроены в сервис, оформлять сделку можно без очной встречи продавца и покупателя.

Купить автомобиль онлайн

Минцифры совместно с МВД запустили электронный сервис, с помощью которого можно купить или продать машину. Об этом CNews сообщили представители министерства.

С помощью сервиса договор купли-продажи можно заключить в онлайн-формате, и он будет иметь ту же юридическую значимость, что и подписанный в бумажном варианте.

Заключить договор можно в рамках услуги по государственной регистрации автомобиля. Минцифры сообщает, что покупатель и продавец сэкономят время и усилия на заполнение договора: все данные сторон будут уже предзаполнены, так что вероятность ошибки снижается. Все типовые документы для купли-продажи встроены в сервис, и их можно заполнять без встречи участников сделки вживую.

auto6001.jpg

Заполнить и подписать договор можно за 10 минут, кроме того, в процессе сделки сервис автоматически проверит, все ли в порядке с машиной. Так, на «Госуслугах» проверяется, наложены ли на автомобиль какие-то ограничения, находится ли он в залоге у банке и не объявлен ли в розыск. Если с машиной что-то не так, заключить онлайн-договор не получится.

Какие требования есть

Чтобы воспользоваться сервисом, продавец и покупатель должны быть старше 18 лет и иметь подтвержденные учетные записи на портале «Госуслуги». У участников на смартфонах должно быть установлено приложение «Госключ» – оно необходимо для подписания юридически значимых документов в электронном виде.

Чтобы приобрести или продать машину, нужно пройти четыре этапа оформления электронного договора купли-продажи.

Первый: продавец начинает заполнять договор, машина выбирается из перечня транспортных средств, которые ему принадлежат.

Второй: Информация об автомобиле заполняется автоматически, идет его проверка. Если что-то не так, обе стороны сделки получают уведомление об этом.

Третий: Продавец и покупатель подписывают договор в приложении «Госключ».

Четвертый: Обладатель нового автомобиля регистрирует его в течение десяти суток. Для этого ему требуется полис ОСАГО, оформленный на него, и действующая диагностическая карты, если машина старше четырех лет.


Черновик заявления формируется автоматически с электронным договором во вложении.

Усиленная электронная подпись

Напомним, в апреле 2022 г. глава Правительства России Михаил Мишустин подписал постановление о расширении возможностей портала «Госуслуги», чтобы создать возможность заключения электронных сделок по продаже и покупке автомобилей.

На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 г. запуск сервиса анонсировал министр цифрового развития Максут Шадаев, пообещавший ввести сервис в промышленную эксплуатацию этим летом.

В основе сервиса лежит усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), которая согласно российскому законодательству имеет ту же силу, что подпись от руки.


«Данный сервис заслуживает внимания в связи с тем, что он ориентирован на секторы C2C - между физическими лицами, - объяснил CNews Сергей Кирюшкин, начальник удостоверяющего центра «Газинформсервис». - Дело в том, что сервисы с использованием электронной подписи главным образом сейчас используются органами власти и юридическими лицами. В остальном - это уже стандартная практика электронного юридически-значимого документооборота».

По словам эксперта, юридическая значимость электронных документов обеспечивается применением квалифицированной электронной подписи, которая равнозначна собственноручной подписи, согласно положениям Федерального закона №63-ФЗ «Об электронной подписи».

В России в электронном документообороте сегодня используется три вида подписи, которые различны по степени защиты и области применения. УКЭП имеет максимальный класс защиты и представляет собой две уникальные последовательности символов: ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи.

Два других вида подписей, которые доступны - простая и усиленная неквалифицированная. Простой, например, может считаться комбинация логина, пароля и SMS-кода при оплате услуг через мобильный банк. Усиленная неквалифицированная электронная подпись применяется, например, при покупке eSIM у некоторых операторов связи или при взаимодействии с налоговой службой.

УКЭП позволяет предпринимателям подавать отчетность в налоговую, принимать участие в электронных торгах и подключаться к порталу «Госуслуги». УКЭП устанавливается на ПК, при этом токен для нее хранится на USB-носителе или смарт-карте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: