Государственный служащий не являющийся должностным лицом может нести уголовную ответственность за

Обновлено: 05.05.2024

Феркалюк Ю.И., Международный институт экономики и права.

Аутентичное толкование ст. 292 УК РФ позволяет сформулировать вывод о том, что помимо должностного лица субъектом служебного подлога могут быть государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, которые по прямому указанию закона должностными лицами не являются.

Абсолютно правильно сформулировал критерии различия должностных лиц от государственных и муниципальных служащих, таковыми не являющихся, И.Б. Малиновский. Основное отличие, по мнению этого автора, государственного служащего и служащего органа местного самоуправления, не являющихся должностными лицами, от должностных заключается в том, что они не наделены по осуществляемой ими государственной или муниципальной службе полномочиями по реализации функций представителя власти либо выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций . Относительно анализируемой категории субъектов служебного подлога В.И. Динека писал: "Назначение служащего на должность, связанную с управлением коллективом, влечет за собой приобретение статуса должностного лица, поскольку в этом случае служащий наделяется по должности необходимыми полномочиями (должностные полномочия). В строго определенных случаях ему может быть предоставлено право принимать решения, выходящие за рамки руководимого им коллектива, ведомства. Эти решения могут носить обязательный характер для физических и юридических лиц. В этом случае в силу приобретенных полномочий его действия будут носить уже не ведомственный, а иной характер, что позволит такому служащему выступать в ином правовом качестве, представляя интересы органа государства" .

См.: Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих. М.: Московский университет МВД России, 2004. С. 58.
Динека В.И. Специальный субъект должностного преступления // Актуальные проблемы уголовного права: Сб. науч. статей. М., 2004. С. 7.

При отнесении данной категории лиц к субъектам рассматриваемого преступления следует опираться на эти критерии. Обоснованием правильности приведенных выше критериев может служить тот факт, что в ныне действующем уголовном законе статья, предусматривающая ответственность за подлог документов, называется "Служебный подлог", а не как в предыдущем - "Должностной подлог". Причина кроется именно в субъекте посягательства: если ранее субъектом должностного подлога (ст. 175 УК РСФСР ) могло быть только должностное лицо, то сейчас субъектом служебного подлога (ст. 292 УК РФ) является должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

См.: Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. Принят третьей сессией ВС РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г.

В уголовно-правовой литературе встречается точка зрения о том, что к указанной категории лиц, совершивших служебный подлог, нужно относить не тех должностных лиц, которые используют в рамках своей компетенции предоставленные им должностные полномочия, а других должностных лиц, совершающих действия, находящиеся вне рамок их компетенции, т.е. должностных лиц, занимающих иную должность . Указанная позиция является весьма спорной в связи с тем, что в правоприменительной практике за служебный подлог привлекаются лица, использующие свои полномочия преступно только в рамках своей юрисдикции, а совершение подлога документов (когда должностное лицо изготавливает ложный документ, составление которого относится к компетенции вышестоящего должностного лица, и подделывает его подпись) в данном случае может квалифицироваться как превышение должностных полномочий (ст. 286) и подделка документов (ст. 327).

См.: Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. / Под ред. А.В. Наумова. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

Некоторые авторы считают, что к данной категории субъектов служебного подлога могут быть отнесены глава органа местного самоуправления - префект, глава района, глава районной управы, глава администрации, т.е. выборные лица на территории муниципального образования, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на этой территории, которые наделяются компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования . Вместе с тем изучение компетенции указанных лиц позволяет с полной уверенностью отнести их к должностным лицам .

См.: Курс уголовного права. Т. 5. Особенная часть / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Г.Н. Борзенкова, докт. юрид. наук, проф. В.С. Комиссарова. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002.
См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. N 202. 2003. 8 окт.

Представляется, что к государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, не являющимся должностными лицами, относятся работники государственных органов и органов местного самоуправления, не являющиеся представителями власти и исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Российская газета. 2000. 23 фев.

Исследование правового положения отдельных государственных и муниципальных служащих в различных по юридической силе нормативных правовых актах позволило сделать вывод, что, например, помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по трудовому договору (контракту) на постоянной основе и являющийся федеральным государственным служащим категории "Б", не является должностным лицом, так как не обладает признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 .

См.: ст. 38 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.

В число федеральных государственных служащих категории "Б" в Администрации Президента Российской Федерации, учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, не являющихся должностными лицами, следует отнести старших референтов и референтов Президента РФ и других лиц . Этот вывод был сделан на основе анализа функций старших референтов и референтов Президента Российской Федерации, которые осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений Президента Российской Федерации, аналитических справок и записок, ведут информационно-консультативную работу, исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации , т.е. не обладают признаками должностного лица как элемента состава служебного подлога.

См.: Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. N 1234 "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Администрации Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3929.
См.: Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 (в ред. от 7 июня 2004 г.) "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 12.04.2004. N 15. Ст. 1395.

Не являются должностными лицами специалисты различных уровней власти, так как согласно законодательству специалисты - лица, замещающие должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций .

См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

К специалистам - государственным служащим, не должностным лицам, относятся федеральные государственные служащие, занимающие ведущие (консультант, специалист-эксперт), старшие (ведущий специалист), младшие (специалист I категории) должности в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания и Государственной Думе Федерального Собрания, Аппарате Правительства; старшие (консультант, главный специалист), младшие (ведущий специалист, специалист I категории, специалист II категории) должности в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти; ведущие (главный консультант, референт), старшие (старший консультант, главный специалист, консультант, ведущий специалист), младшие (специалист I категории, специалист II категории) должности в аппарате Конституционного Суда Российской Федерации; старшие (старший консультант, главный специалист, консультант), младшие (ведущий специалист, специалист I категории, секретарь суда, секретарь судебного заседания, специалист II категории) должности в аппарате Верховного Суда Российской Федерации и т.д. .

См.: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" // Российская газета. N 19. 1995. 25 янв.

К специалистам - муниципальным служащим, не являющимся должностными лицами, относятся лица, состоящие на старших (юрисконсульт городской Думы, администрации города (мэрии), района в городе; ведущий специалист городской Думы, администрации города (мэрии), ее управления, комитета (отдела), администрации района в городе, ее отдела) и младших муниципальных должностях (специалист I категории городской Думы, администрации города (мэрии), ее управления, комитета, отдела, администрации района в городе, ее отдела; специалист II категории городской Думы, администрации города (мэрии), ее управления, комитета, отдела, администрации района в городе, ее отдела; специалист городской Думы, администрации города (мэрии), ее управления, комитета, отдела, администрации района в городе, ее отдела) .

См.: Закон Тамбовской области от 16 июня 1998 г. N 25-З "О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 16 июня 1998 г.) // Тамбовская жизнь. 1998. 1 июля. N 126(21570).

Законодатель, сформулировав диспозицию ст. 292 УК РФ, признает субъектом служебного подлога сегодня только муниципального служащего, не являющегося должностным лицом.

Толкование ст. 292 УК РФ в настоящей редакции позволяет констатировать, что только муниципальный служащий не является должностным лицом, так как окончания слов в причастном обороте ". не являющимся должностным лицом. " говорят о единственном числе и свидетельствуют о том, что для данного причастного оборота главное слово - это служащий органа местного самоуправления. Достоверно зная, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, является не только муниципальный, но и государственный служащий, не являющийся должностным лицом, целесообразно причастный оборот ". не являющимся должностным лицом. " изменить на ". не являющимися должностными лицами. ", что согласно правилам русского языка при толковании уголовного закона обеспечит единообразное отнесение не только муниципальных, но и государственных служащих, не являющихся должностными лицами, к субъектам служебного подлога.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Согласно п.п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение действий (либо бездействие), которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. Кроме того, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, т.е. незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Уголовной ответственности также подлежат деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления

Согласно примечания к данной статье, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

В зависимости от тяжести совершения данного преступления, санкция статьи 285 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде штрафа до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Новомосковский городской прокурор С.А. Цурбанов

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

6 октября 2021, 16:29

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (г. Новомосковск)

Статьей 285 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Согласно п.п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение действий (либо бездействие), которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. Кроме того, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, т.е. незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Уголовной ответственности также подлежат деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления

Согласно примечания к данной статье, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

В зависимости от тяжести совершения данного преступления, санкция статьи 285 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде штрафа до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Новомосковский городской прокурор С.А. Цурбанов

Несоблюдение ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой (далее - гражданская служба), помимо прекращения государственно-служебных отношений может повлечь административную или уголовную ответственность. Так, если в результате проверки представленных гражданским служащим сведений о доходах обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, то руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, обязан известить об этом правоохранительные органы. Данное извещение может стать поводом для возбуждения в отношении гражданского служащего дела об административном правонарушении или уголовного дела .

Ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Рос. газ. 2004. 31 июля (далее - Федеральный закон о гражданской службе).
Ст. ст. 2.4, 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.
Ст. ст. 2.4, 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 1.

Административная ответственность гражданских служащих обычно не вызывает никакого сомнения в литературе о гражданской службе и в специальных исследованиях, посвященных юридической ответственности гражданских служащих. Однако этот вид ответственности рассматривается очень упрощенно, т.к. не учитывается разделение гражданских служащих на определенные категории (руководители, помощники руководителя, специалисты и обеспечивающие специалисты), которые выполняют различную роль в осуществлении властно-распорядительных полномочий государственного органа, в осуществлении служебно-правовых обязанностей при прохождении гражданской службы. Чаще всего не учитывается, что к административной ответственности могут привлекаться только должностные лица. Однако до настоящего времени ни в теоретическом, ни в практическом плане не решен вопрос о понятии и признаках должностного лица в аспекте гражданской службы. Различные понятия должностного лица дают Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс России. В связи с этим требует дополнительного исследования роль и место категории "должностное лицо" на государственной (гражданской) службе, а также возникает необходимость его легального определения в законодательстве о государственной, в т.ч. гражданской, службе. При этом возможны различные подходы: первый - дать универсальное определение должностному лицу, которое могло бы применяться в любой отрасли права, в т.ч. в государственном, административном, трудовом, уголовном и других отраслях законодательства (наиболее предпочтительный вариант); второй - дать отраслевые понятия должностному лицу применительно к особенностям отраслевых правоотношений; третий - ввести в отраслевое законодательство отсылки на административное право, в частности, на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Раскрытие особенностей применения уголовной ответственности гражданских служащих имеет те же недостатки, которые были отмечены при анализе административной ответственности. Здесь также необходимо на законодательном уровне уточнить, какие виды гражданских служащих являются должностными лицами, какие категории гражданских служащих могут привлекаться к уголовной ответственности.

Гражданские служащие несут уголовную ответственность за присвоение полномочий должностного лица и совершение в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 Уголовного кодекса России), или служебный подлог, т.е. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 Уголовного кодекса России).

Федеральный закон о гражданской службе в ст. 42 содержит общий запрет на распространение персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, без письменного согласия на это субъекта персональных данных. Виновные в нарушении этих требований гражданские служащие несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (ч. 2 ст. 42 Федерального закона о гражданской службе). В частности, по ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса России гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Уголовная ответственность может наступить, если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов. В случае если гражданский служащий способствует формированию неправомерных документов, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности .

Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Как видим, во всех составах преступлений, совершаемых в сфере государственной, в т.ч. гражданской, службы, субъектом преступления могут быть в основном должностные лица. На гражданской службе к уголовной ответственности, очевидно, может быть привлечен любой гражданский служащий, совершивший преступление не как частное лицо.

Для гражданских служащих, являющихся должностными лицами (как правило, это гражданские служащие, замещающие должности категории "руководители", в должностные обязанности которых входит исполнение властно-распорядительных функций и полномочий), действующим законодательством установлена повышенная уголовная ответственность за допущенные при исполнении должностных обязанностей нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Так, должностные лица гражданской службы несут ответственность за существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в случаях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России), их превышения (ст. 286 Уголовного кодекса России), халатности (ст. 293 Уголовного кодекса России).

Уголовное законодательство также предусматривает возможность отстранения от должности, в виде меры уголовного наказания. Статья 44 Уголовного кодекса России предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в ст. 47 Уголовного кодекса России изложены порядок и основания применения данной санкции.

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Компаративистский взгляд на правовой статус гражданских служащих в отдельных зарубежных странах дает возможность выявить положительный опыт в регулировании их ответственности. Так, в качестве имплементации позитивного зарубежного опыта регулирования административно-правового статуса гражданских служащих, на наш взгляд, следует: 1) дифференцировать категории гражданских служащих на квалификационные группы не только в зависимости от занимаемой должности, отнесения к той или иной категории, но и от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений; 2) усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности (в отдельных странах имеются специальные акты, регулирующие процедуру привлечения к ответственности, к примеру, Дисциплинарный устав в ФРГ); 3) установить для отстранения от должности определенные сроки; 4) предусмотреть коллегиальные процедуры принятия решения о привлечении гражданских служащих к отдельным видам дисциплинарных взысканий, таким как отстранение от должности, увольнение с гражданской службы (допустим, создание специальных "дисциплинарных" (служебных) судов (арбитражей) для урегулирования служебных споров с четким описанием подведомственности разных категорий служебных споров в зависимости от их тяжести и тяжести тех взысканий, которые при этом могут быть наложены); 5) увеличить срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности или дифференцировать их в зависимости от тяжести тех взысканий, которые могут быть наложены.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Буравлев Ю.М., доцент Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, кандидат юридических наук.

В системе государственной службы Российской Федерации действует презумпция правомерного поведения работников государственного аппарата, подавляющее большинство из которых добросовестно и ответственно исполняют свои должностные обязанности, достойно ведут себя вне службы. Однако злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество, иные преступления не такое уж редкое явление в среде государственных и иных публичных служащих.

Государственные служащие за совершение преступлений , независимо от их специального статуса либо должностного положения, несут уголовную ответственность наравне с гражданами Российской Федерации, иными ответственными лицами . Совершенное преступление в этом случае является основанием уголовной ответственности, а ее субъектом выступает состоящее на государственной службе физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.

Согласно ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания.
Это соответствует общеправовому принципу равенства всех перед законом, который закреплен в ст. 4 Уголовного кодекса (УК) РФ и упоминается во многих научных исследованиях. См., напр.: Козбаненко В.А. Юридическая ответственность государственных служащих. М., 2002. С. 46 - 47.

В действующем законодательстве отсутствует понятие "служебное преступление" , различные варианты такого определения предлагает наука административного права. Так, А.Ф. Ноздрачев пишет, что уголовные преступления государственных служащих - это все деяния, состоящие в злоупотреблении властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления . На наш взгляд, это довольно широкое определение, по ряду признаков близкое к понятию "коррупция".

Термин "служебное преступление" использует, например, Б.В. Волженкин. См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000.
См.: Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М., 1999. С. 488.

Не вдаваясь в подробный анализ иных (довольно малочисленных) определений, предлагаем следующее. Служебное преступление - совершенное в корыстных целях государственным служащим (должностным лицом) с использованием предоставленных ему служебных полномочий виновное деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов физических, а также юридических лиц.

Одна из особенностей уголовной ответственности госслужащих заключается в том, что российские чиновники несут такую ответственность либо в связи с исполнением своих должностных обязанностей (по специальным составам преступлений), либо за деяния, не связанные с их служебной деятельностью, как любое лицо, не обладающее специальным статусом.

Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ (УК РФ) принципиально по-новому решил многие проблемы ответственности за злоупотребления по службе, но отдельные криминальные по своей сути деяния, например коррупция, до сих пор уголовному преследованию не подлежат.

Глава 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включает в себя ст. ст. 285 - 293 , содержащие составы преступлений, посягающих на защищаемый законом объект - государственную власть.

Указанные составы описаны в ряде специальных изданий. См.: Черепанов В.В., Иванов В.П. Основы государственной службы и кадровой политики: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007. С. 316 - 318; Служебное право: Учеб. пособие / Общ. ред. Барциц И.Н. М., 2007. С. 343 - 349.

С учетом квалификационных видов в данной главе содержится описание 20 составов служебных преступлений. Из них в соответствии с классификацией, установленной ст. 15 (ч. 1) УК РФ: преступлений небольшой тяжести - 4, средней тяжести - 7, тяжких - 8, особо тяжких - 1. Названную категорию преступлений законодатель преимущественно рассматривает в качестве тяжких.

В главе 30 УК РФ не содержится понятия должностного преступления, но дается описание каждого конкретного состава. По мнению некоторых исследователей, общим для всей группы преступлений, входящих в названную главу, с известной долей условности можно считать определение злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) .

См.: Стренин А.С. Соотношение злоупотребления должностными полномочиями и служебного подлога // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. N 3. С. 122 - 132.

Анализируемые в данной главе преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления помещены в раздел X "Преступления против государственной власти". То есть законодатель признает государственную власть в качестве особого родового объекта таких преступлений.

Видовым объектом для преступлений, включенных в главу 30 УК РФ, являются государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, иначе говоря, нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, правоохранительных структурах по выполнению стоящих перед ними задач .

Примерно так определяют объект данной группы преступлений Ю.И. Ляпунов (Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова. С. 587), Келина С.Г. (Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 372), Здравомыслов Б.В. (Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 343; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С. 385) и др.

Как полагает Б.В. Волженкин, название главы 30 УК не полностью отражает объект посягательства преступлений, составы которых в ней изложены. Более правильным, по разделенному с автором мнению, явилось бы следующее название данной главы: "Преступления против интересов публичной службы", как это было сделано в Модельном уголовном кодексе для государств - участников СНГ .

См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 98.

Другим отличительным признаком преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что все они (кроме дачи взятки) совершаются специальными субъектами, т.е. лицами, характеризующимися определенными особенностями по сравнению с общим субъектом. Эти преступления совершаются как бы изнутри системы работниками органов публичной власти, наделенными таковой от имени государства и использующими свои возможности в преступных целях. В большинстве составов преступлений, включенных в главу 30 УК, таким специальным субъектом является только должностное лицо (ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293).

В то же время в п. 4 ст. 285 УК сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за такие преступления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не отнесенные к числу должностных лиц. Таких случаев два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288) и служебный подлог (ст. 292).

О характерных особенностях данного вида правонарушений в регионах Российской Федерации позволяют судить данные статистической отчетности Судебного департамента Рязанской области за последнее пятилетие. Государственными гражданскими и служащими правоохранительных органов ежегодно совершается от 50 до 100 преступлений. Конкретно по годам: в 2002 г. - 105, 2003 г. - 60, 2004 г. - 51, 2005 г. - 57, 2006 г. - 77, в 2007 г. - 21.

Наиболее распространены такие деяния, как кража - от 3 до 10% ежегодно, мошенничество составляет 4 - 6% от всех преступлений, совершенных госслужащими, присвоение или растрата колеблются в пределах от 8,5 до 10,4%.

Госслужащие совершают не только должностные, но и насильственные преступления. В названном регионе ежегодно фиксируются один-два случая преступлений по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); 2 - 4 факта преступных деяний, предусмотренных ст. ст. 115 - 116 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). Отмечены случаи хулиганства, грабежа, разбоя и даже убийства (по одному случаю в 2003 и 2007 гг.), в отчетности фигурируют также вымогательство, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, незаконное предпринимательство. Нередки случаи нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств сотрудниками правоохранительных органов и представителями судейского сообщества. Таких преступлений ежегодно фиксируется от двух до пяти, что составляет 5 - 6% от их общего числа.

Среди практических работников и представителей юридической науки наблюдается заметное единодушие в оценке латентности данного вида преступлений, истинные размеры которой никому не известны. Такое положение объясняется следующими причинами: отсутствием политической воли серьезно и решительно бороться с этим злом, сложностью раскрытия и расследования этих преступлений, недостаточно четкой законодательной регламентацией составов служебных преступлений, неясностью критериев отграничения служебных преступлений от иных правонарушений по службе, влекущих дисциплинарную либо административную ответственность.

Рассмотренными составами не ограничивается возможность привлечения к уголовной ответственности лица, злоупотребляющего своим служебным положением, однако ограниченные возможности данной статьи не позволяют рассмотреть данную проблему подробнее.

Отдельные общественно опасные деяния в сфере деятельности институтов публичной власти довольно специфичны по своему составу и реальному проявлению. Например, неправомерный отказ в предоставлении информации, предусмотренный ст. 140 УК РФ . Исследование особенностей данного деяния вскрыло ряд проблем, связанных с применением на практике этой статьи Кодекса .

См.: Мачковский Л. Неправомерный отказ в предоставлении информации // Законность. 2002. N 9. С. 26 - 28.
См.: Лебедева Н.Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 76 - 84.

По данным статистики, за период действия УК РФ 1996 г. в судах Российской Федерации не прошло ни одного уголовного дела об отказе в предоставлении информации. Эту правовую норму нередко называют "мертвой" и предлагают убрать, ссылаясь в числе прочих аргументов на мировой опыт. Такое предложение нам представляется преждевременным, а решение проблемы видится в совершенствовании правоприменения.

Проблему оптимизации ответственности государственных служащих попытались решить разработчики проекта Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации". Они намечали разделить ответственность государственного служащего на два направления:

  1. за виновное неисполнение должностных (служебных) обязанностей и причиненный вред государственному органу госслужащий должен нести дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы РФ" и иными федеральными законами;
  2. за виновные неправомерные действия - административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

В проекте названного документа предлагалось решение проблемы незаконного приказа (распоряжения), который государственный служащий вправе не исполнять с соблюдением определенных процедур.

Предусматривалась ответственность государственного органа перед своим работником. Предполагалось, что государственный орган добровольно или в судебном порядке должен возмещать материальный вред государственному служащему в связи с исполнением им, служащим, служебных обязанностей. Материальный вред намечалось возмещать по рыночной стоимости утраченного (поврежденного) имущества, включая упущенную выгоду, как правило, в денежной форме.

Допускалось возмещение морального вреда в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

К сожалению, многие полезные предложения не вошли в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" , что во многом предопределило его индифферентное отношение к вопросам юридической ответственности в системе государственной службы России.

СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

Анализ изученного материала позволяет выделить следующие типичные особенности уголовной ответственности госслужащих: 1) высокий уровень общественной опасности, соединенный с тяжкими последствиями, а нередко и со значительным материальным ущербом, который чаще всего в полной мере не возмещается; 2)особый объект посягательства - общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые законом права и законные интересы граждан; 3) специальный субъект ответственности - должностное лицо, работник государственного аппарата, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов; 4) преимущественно умышленную форму вины; 5) высокий уровень латентности; 6) довольно мягкие наказания за содеянное и, как следствие, утрату у населения веры в социальную справедливость.

Таким образом, уголовная ответственность госслужащих характеризуется определенными особенностями. Кроме того, существует проблема ее усовершенствования преимущественно путем безусловного обеспечения неотвратимости такой ответственности, что при необходимости не исключает ужесточение наказаний. Как подчеркнул Президент Российской Федерации, необходимо добиться такого положения, когда лицам, состоящим на государственной службе, станет невыгодно совершать преступления. Иначе говоря, устранив причины преступных проявлений в государственном аппарате, отпадает необходимость бороться со следствиями.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: