Государственный орган власти это субъект публичного права включенный в организационную систему

Обновлено: 01.05.2024

  • Глава 1. Общие положения (ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации
    • Статья 2. Принципы деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации
    • Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации
    • Статья 4. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в единой системе публичной власти в Российской Федерации
    • Статья 5. Государственные должности субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Участие органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления
    • Статья 7. Законодательный орган субъекта Российской Федерации как орган публичной власти
    • Статья 8. Основные полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 9. Право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации
    • Статья 10. Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации
    • Статья 11. Заседания законодательного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 12. Принятие законодательным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов
    • Статья 13. Обнародование и вступление в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
    • Статья 14. Досрочное прекращение полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 15. Избрание депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 16. Депутатские объединения (фракции)
    • Статья 17. Осуществление депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации своих полномочий
    • Статья 18. Гарантии деятельности депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 19. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью. Досрочное прекращение депутатских полномочий
    • Статья 20. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган публичной власти
    • Статья 21. Ограничения и запреты, связанные с замещением должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Требования, предъявляемые к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
    • Статья 22. Избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации гражданами Российской Федерации
    • Статья 23. Избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 24. Особенности представления кандидатур для избрания высшего должностного лица автономного округа, входящего в состав области, депутатами законодательного органа автономного округа
    • Статья 25. Основные полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
    • Статья 26. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
    • Статья 27. Временное исполнение обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
    • Статья 28. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
    • Статья 29. Меры ответственности, применяемые к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Порядок выражения законодательным органом субъекта Российской Федерации недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
    • Статья 31. Исполнительные органы субъекта Российской Федерации
    • Статья 32. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации
    • Статья 33. Основные полномочия высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации
    • Статья 34. Финансовый орган субъекта Российской Федерации
    • Статья 35. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации
    • Статья 36. Акты исполнительных органов субъекта Российской Федерации
    • Статья 37. Иные государственные органы, формируемые в субъекте Российской Федерации
    • Статья 38. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации
    • Статья 39. Порядок представления отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, внесенные в Государственную Думу
    • Статья 40. Порядок представления поправок к проектам федеральных законов по предметам совместного ведения, принятых Государственной Думой в первом чтении
    • Статья 41. Общие правила правового регулирования полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 42. Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 43. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации
    • Статья 44. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
    • Статья 45. Передача полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами
    • Статья 46. Особенности передачи отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 47. Изъятие полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 48. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении не переданных им полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения
    • Статья 49. Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 50. Договоры о разграничении полномочий
    • Статья 51. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий
    • Статья 52. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
    • Статья 53. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
    • Статья 54. Экономическая основа деятельности органов публичной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 55. Собственность субъекта Российской Федерации
    • Статья 56. Общие вопросы управления и распоряжения имуществом субъекта Российской Федерации
    • Статья 57. Порядок учета имущества субъекта Российской Федерации
    • Статья 58. Бюджет субъекта Российской Федерации
    • Статья 59. Особенности формирования и осуществления публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения
    • Статья 60. Особенности осуществления публичной власти на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на иных территориях
    • Статья 61. Взаимодействие законодательного органа субъекта Российской Федерации и исполнительных органов субъекта Российской Федерации
    • Статья 62. Разрешение споров и урегулирование разногласий между органами публичной власти субъекта Российской Федерации
    • Статья 63. Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов, входящих в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, и их должностных лиц
    • Статья 64. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 65. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ
    "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    14 марта 2022 г.

    Принят Государственной Думой 14 декабря 2021 года

    Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарий к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    21 декабря 2021 года
    N 414-ФЗ

    Принят Закон об общих принципах организации публичной власти в регионах. С 2023 г. он заменит Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти регионов.

    Установлено, что ФОИВ выполняют свои полномочия в регионе во взаимодействии с органами власти региона, органами МСУ и они в совокупности составляют единую систему публичной власти региона.

    Оговорены принципы деятельности указанных органов. В частности, это согласованное функционирование и взаимодействие, гарантии финансового обеспечения исполнения полномочий, обеспечение гласности, государственный, парламентский и общественный контроль.

    В систему органов власти региона входят законодательный орган, высшее должностное лицо, высший исполнительный орган и иные органы власти. Срок полномочий главы региона и депутатов законодательного органа составляет 5 лет.

    Высшее должностное лицо будет формировать правительство региона и принимать решение о его отставке. Также оно вправе самостоятельно возглавить высший исполнительный орган региона либо ввести отдельную должность председателя указанного органа.

    Определен порядок внесения законопроектов в Госдуму законодательными органами региона. В перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах включены региональные прокуроры.

    Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

    Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"

    Вступает в силу с 21 декабря 2021 г., за исключением глав 2, 3, 4 (за исключением части 5 статьи 36), 5 и 9, вступающих в силу с 1 июня 2022 г., части 5 статьи 36, глав 7 и 8, вступающих в силу с 1 января 2023 г.

    Статья 1. Организация публичной власти в субъектах Российской Федерации

    1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

    2. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

    3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации (далее также - органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации).

    4. Образование, формирование, деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    5. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

    6. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее также - уровни публичной власти) осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий).

    7. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам.

    8. В соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, органы государственной власти субъекта Российской Федерации участвуют в решении задач местного самоуправления, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    9. Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

    10. Организация публичной власти на федеральной территории устанавливается федеральным законом о соответствующей федеральной территории.

    Чертков Александр

    Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.

    Закон о поправке к Конституции РФ принят и одобрен всеми обязательными участниками законодательного процесса. Конституционный Суд РФ также дал на него положительное заключение.

    Важной новеллой Закона о поправке стало введение в Основной Закон категории «публичная власть», а также конституционное урегулирование основ ее организации. Данная новелла нуждается в осмыслении, в том числе «по горячим следам». Вслед за Конституционным Судом, который при оценке положений Закона решал «исключительно вопросы права», также ограничусь вопросами права в рассмотрении данного Закона.

    Закрепление категории «публичная власть» в новой редакции Конституции видится важным и своевременным шагом. На мой взгляд, следует согласиться с позицией КС о том, что «принцип единой системы публичной власти, хотя и не нашел буквального закрепления в главе 1 Конституции Российской Федерации, вместе с тем имплицитно следует» из многих конституционных положений. Данная позиция доказывалась многими российскими правоведами с момента принятия Конституции и до сегодняшнего дня.

    Убежден, что положения о единстве публичной власти создают потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в интересах граждан. Более того, они задают новый тренд конституционного развития страны.

    Организация публичной власти справедливо, на мой взгляд, отнесена к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). О единстве системы публичной власти и взаимодействии входящих в нее органов указано в ч. 2 ст. 80 Основного Закона.

    Вместе с тем, внося изменения в ст. 71 о предметах ведения РФ и в ст. 72 о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, разработчики поправок, на мой взгляд, не унифицировали понятийный аппарат, хотя данная проблема широко обсуждается в научных кругах. Так, при фактически идентичном подходе в законодательном регулировании одни предметы совместного ведения прямо названы в ст. 72 (п. «д» – природопользование…), другие – с помощью термина «общие вопросы» (п. «е» – общие вопросы воспитания, образования…), третьи – с использованием понятия «координация вопросов» (п. «ж» – координация вопросов здравоохранения).

    В то же время содержание категории «публичная власть» осталось нераскрытым. Думаю, это было бы уместно сделать в ст. 77, указав на все составляющие публичной власти.

    Значение обновленной главы 8 трудно переоценить. Ее нормы направлены на совершенствование организации местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью в интересах населения. Разумеется, сами по себе поправки не решат всех проблем организации и осуществления публичной власти – их созидательный потенциал необходимо реализовывать на уровне законодательства и правоприменительной практики.

    Новая редакция ст. 131 Конституции предусматривает широкий выбор способов территориальной организации местного самоуправления, участия госорганов в их формировании, изменении границ территорий, на которых оно осуществляется, а также специфики городского самоуправления. Именно федеральный закон провозглашен источником определения таких форм, он же стал и ограничителем вмешательства государства в дела местного самоуправления.

    Сам по себе такой подход представляется правильным, поскольку только закон должен определять взаимодействие двух подсистем публичной власти. Вместе с тем полагаю, что столь высокая роль федерального закона потребует от законодателя большей последовательности и ответственности, чем было проявлено в урегулировании вопросов местного самоуправления до настоящего времени. Обновленный статус федеральных парламентариев также требует высокого уровня профессионализма.

    В соответствии со ст. 132 Конституции не только федеральный закон, но и закон субъекта Федерации становится источником перераспределения полномочий между государственной и муниципальной властями, что предъявляет повышенные требования и к качеству регионального законодательства. Практика также настоятельно диктует необходимость развития гибкой системы перераспределения полномочий между регионами и муниципалитетами. Но, разумеется, главной новеллой ст. 132 стало провозглашение единства публичной власти, предусматривающего вхождение в нее всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также обязанность их взаимодействия в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач в интересах населения.

    Согласно ст. 133 Конституции органы местного самоуправления выполняют публичные функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти и, конечно, имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших при их осуществлении.

    В целом важно отметить, что конституционные поправки однозначно определили цель единства системы публичной власти и взаимодействия всех ее органов. Это означает, что вопрос должен решаться на том уровне, на котором это наиболее эффективно для граждан (поселенческом, районном (окружном) или региональном). Полагаю, что единство публичной власти не позволяет оправдывать неэффективность осуществления того или иного полномочия ссылками на относительную самостоятельность ее подсистем.

    Обновление Конституции в части регулирования публичной власти вызревало в ходе научных обсуждений и поиска оптимальных решений практических проблем. В отношении взаимодействия государственной и муниципальной властей дискуссия развивалась от гипертрофированных подходов к самостоятельности местного самоуправления до предложений построения системы местного госуправления и чуждости местного самоуправления для России. В связи с этим единство публичной власти с выделением подсистем государственной власти и местного самоуправления представляется сбалансированным и перспективным.

    Соглашусь с позицией КС, что изменения в главу 8 Конституции действительно «не предполагают искажения конституционной природы местного самоуправления как уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению». Они полностью соответствуют ст. 12 Основного Закона и иным нормам его глав 1 и 2. Конституционный Суд подчеркнул, что конституционные новации «не отрицают самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствуют о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти». В свою очередь, органы местного самоуправления «во всяком случае входят в единую систему публичной власти политического союза (объединения) многонационального российского народа. Иное, в частности, влекло бы нарушение государственного единства Российской Федерации что является конституционно-правовым нонсенсом».

    В нескольких статьях новой редакции Конституции провозглашен принцип единства публичной власти без всяких оговорок. Однако категория «публичная власть» включает не только органы власти двух подсистем (государственной и муниципальной), но и народовластие. Народ России, население субъектов Федерации, а также население муниципального образования любого типа могут и должны участвовать в решении публичных дел. Более того, местная власть рассматривается в науке как промежуточная подсистема между государственной властью и властью общества.

    К большому сожалению, в Конституции не нашла концентрированного отражения третья подсистема публичной власти – власть гражданского общества, или общественная власть. Полагаю, что вопросы гражданского общества могли бы стать не только новой статьей, но и новой главой Основного Закона, что способствовало бы развитию гражданского общества и демократизации социальной практики. Ведь публичная власть – не просто власть государства плюс местная. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Именно в такой интерпретации конституционные новеллы о публичной власти, на мой взгляд, дадут максимальный позитивный эффект, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике.

    Очевидно, потребуется корректировка федерального и регионального законодательства в обозначенном направлении с целью обеспечения реализации новых положений Основного Закона. Полагаю, будет весьма продуктивно, если работа по совершенствованию законодательства пройдет с участием гражданского общества.

    телефон нейтральное герб

    В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

    К федеральным относятся:

    Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

    Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

    Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

    Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

    Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

    Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

    Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

    Федеральное Собрание

    Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

    Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

    К ведению Совета Федерации относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

    назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

    лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

    назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

    проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

    проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

    прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

    заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

    К ведению Государственной Думы относятся:

    утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

    утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

    решение вопроса о доверии Правительству РФ;

    заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

    назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

    выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

    Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

    Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

    Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    Правительство РФ

    Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

    Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

    разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

    обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

    обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

    обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

    осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

    осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

    осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

    обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

    создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

    осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

    Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

    Судебная власть

    Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

    Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

    Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

    Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

    Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

    Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

    КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

    Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Конституция

    В Государственную Думу внесен проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Его авторами стали Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

    Законопроект подготовлен в развитие положений Конституции о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации публичной власти в субъектах Российской Федерации.

    Так, в соответствии с Конституцией, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ч. 3 ст. 132). Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80).

    Павел Крашенинников отметил, что «принцип единства системы публичной власти был закреплен в Конституции впервые». По словам парламентария, в дальнейшем также потребуются изменения в законодательство о местном самоуправлении.

    Законопроектом совершенствуются механизмы организации и взаимодействия органов публичной власти, действующих на территории субъектов РФ (федеральных, региональных, муниципальных). Продолжает выстраиваться модель единой системы публичной власти — на территории каждого региона.

    Закрепляются принципы деятельности указанных органов. В частности, обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; верховенство Конституции РФ; согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях — на федеральном, региональном и муниципальном; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.

    Определяются основы участия органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте РФ, в решении задач местного самоуправления.

    Указывается, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, высший исполнительный орган субъекта, иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

    На основе принципа единства системы публичной власти закрепляется, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора (в порядке и случаях, установленных федеральным законом).

    Корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие.

    Закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ. Указывается, что глава субъекта РФ осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов.

    В целях обеспечения стабильности системы публичной власти срок полномочий главы региона и законодательного органа субъекта РФ устанавливается 5 лет (сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать 5 лет).

    Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ — независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Государственной Думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте.

    В целях унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную Думу.

    В целях оптимизации законодательного процесса законопроектом также предлагается уменьшить срок рассылки ГД в регионы проектов федеральных законов по предметам совместного ведения. Так, предлагается установить срок рассылки законопроектов до первого чтения продолжительностью 15 дней (сейчас он составляет 30 дней).

    Для региональных законов, в свою очередь, предлагается установить общее правило, что законы субъекта РФ вступают в силу по истечении 10-ти дней после дня их официального опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Кроме того, законопроектом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. Предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта.

    Закреплено, что органы публичной власти региона обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности.

    Павел Крашенинников отметил, что положения законопроекта базируются на конституционных основах единства публичной власти в Российской Федерации и направлены на создание условий для комплексного, устойчивого социально-экономического развития страны и каждого ее субъекта в отдельности — в интересах граждан, общества и государства.

    Предусматривается, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 июня 2022 года. Отдельные главы (в том числе, общие положения, нормы о сроке рассылки законопроектов и о государственном контроле) вступают в силу со дня официального опубликования закона. Главы 7 и 8, регулирующие полномочия субъектов РФ и определяющие экономическую основу их деятельности, вступают в силу с 1 января 2023 года.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: