Государственный это лицо которое на законных основаниях занимает должность в государственных органах

Обновлено: 26.04.2024

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

2) представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.06.2013 № 116-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации";

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих; (В редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ; от 29.07.2017 № 275-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности гражданской службы

Статья 8. Должности гражданской службы

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 149-ФЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 11. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

5. Классные чины - классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции - присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - советник юстиции 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

9. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции - юрист 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

10. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

11. Классные чины гражданской службы Российской Федерации - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса и классные чины юстиции - действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса и действительный государственный советник юстиции Р

1. Государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:

Информация об изменениях:

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";

3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".

Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

2. Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей Российской Федерации.

3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. N 33

См. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. N 32

См. перечни государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 11 октября 2004 г. N 1294

См. Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Государственной технической комиссии при Президенте РФ для обеспечения ее деятельности, утвержденный Указом Президента РФ от 1 марта 2003 г. N 258

См. Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 20 декабря 1996 г. N 1748

О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Управлении делами Президента Российской Федерации см. Указ Президента РФ от 12 апреля 1996 г. N 530

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе

10.22. Участвует в проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), предусмотренных положениями Федерального закона от 27.07.2014 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемых структурным подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадровой политики.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 15, ст. 2139);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

19. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в Аппарате ЦИК России и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

1.1. Отраслевое соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне, разработано на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Минкомсвязи России, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Минкомсвязи России, подает заявление на имя представителя нанимателя.

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

21. Гражданский служащий Росархива, изъявивший желание участвовать в конкурсе, проводимом в Росархиве, подает заявление на имя руководителя Росархива.

- дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

- членство в профессиональном союзе;

- рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;

8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

3.9. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в аппарате Счетной палаты и изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя Председателя Счетной палаты.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2017, N 1 (ч. 1), ст. 46), Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 16 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 4, ст. 640) приказываю:

Главная Архив вопросов Пожалуйста помогите, не могу разобраться в определениях. Чем отличается государственный служащий от лица, замещающего государственную должность?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственные должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими, их правоотношения регулируются отдельными нормативными правовыми актами о статусе отдельных государственных должностей.

Государственные должности могут быть как выборными, так и назначаемыми в соответствии с трудовым законодательством.

Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.

Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 установлен Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации.

Статьей 25 Устава Пермского края установлен перечень государственных должностей Пермского края.

Государственная должность характеризует объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции соответствующего государственного органа, должность государственной гражданской службы, как часть организационной структуры государственного органа в рамках своей компетенции обеспечивает практическое осуществление его задач и функций.

Правовой статус государственных служащих определен Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

115-ФЗ обязывает компании тщательно изучать клиентов, которые занимают государственные должности. Их называют публичными должностными лицами. Разбираемся, что делать, если потенциальный клиент оказался ПДЛ, и можно ли принять его на обслуживание.

  • Кто такие публичные должностные лица: определение
  • Какие законы регулируют ПДЛ
  • Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ)
  • Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО)
  • Российские публичные должностные лица (РПДЛ)
  • Перечень публичных должностных лиц
  • Требования 115-ФЗ по работе с публичными должностными лицами
  • Что будет, если не выявлять публичных должностных лиц

Кто такие публичные должностные лица: определение

Публичное должностное лицо (ПДЛ) — это человек, у которого есть властные полномочия. Он занимает должность в законодательном, исполнительном, судебном или административном органе и выполняет государственные функции. Также к ПДЛ относятся руководители государственных предприятий или компаний с публичными целями. При этом неважно, избрали человека на должность голосованием или назначили, платят ему за работу или нет. Однако важен уровень служащего: должности среднего и низшего звена к ПДЛ не относятся. Так, в России публичными должностными лицами считаются депутат Госдумы, министр, судья Верховного суда, генеральный прокурор и другие.

К ПДЛ относятся не только физлица, которые непосредственно занимают должности в госорганах, но и связанные с ними люди. В России это супруги и близкие родственники: родители, дети, бабушки и дедушки, внуки, братья и сестры, усыновители и усыновленные. Государство в зависимости от культурных особенностей может расширить этот круг и включить в него сожителей ПДЛ, коллег, деловых партнеров, однопартийцев.

Чтобы публичные должностные лица не могли воспользоваться своим положением в преступных целях, компании — субъекты 115-ФЗ должны уделять им особое внимание, отслеживать все операции и устанавливать источники капитала.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Какие законы регулируют ПДЛ

Вопросы сотрудничества с публичными должностными лицами регулируют акты двух уровней: международного и государственного. К международному относятся:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003. . Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) — международная организация, которая разрабатывает правила по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов, а также следит, чтобы нормы стран-участниц соответствовали стандартам.

К государственному уровню относятся:

В каждой стране перечень должностей, которые относятся к ПДЛ, будет разным. Это связано с тем, что системы государственных органов отличаются друг от друга. Например, в Великобритании законы принимает парламент, который состоит из палаты лордов и палаты общин. А в Южной Корее правовые акты издает Национальное собрание, в котором палата всего одна. Законодательные органы Южной Кореи и Великобритании работают по-разному, порядок избрания членов у каждого свой. Но поскольку должностные лица обоих органов выполняют государственную функцию — принимают законы, их относят к ПДЛ.

Кто является публичными должностными лицами в России, закреплено в 115-ФЗ. В пп. 1 п. 1 статьи 7.3 115-ФЗ выделены три группы ПДЛ:

  • иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ);
  • должностные лица публичных международных организаций (ДЛПМО);
  • российские публичные должностные лица (РПДЛ).

Разберем каждую категорию публичных должностных лиц более подробно.

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ)

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) — это физлицо, которое занимает государственный пост или выполняет публичную функцию в иностранном государстве. Человек считается ИПДЛ, если замещает одну из должностей (п. 1 раздела II Методических рекомендаций):

  • глава государства или правительства (например, президент Франции, король Испании, канцлер Германии);
  • министр и его заместитель, высокий чиновник правительства;
  • руководитель высшего суда (например, Конституционного суда, Верховного суда);
  • прокурор и его заместители;
  • верховный главнокомандующий и другие военные начальники;
  • руководитель национального банка;
  • посол;
  • директор госкорпорации;
  • член парламента.

Перечень открыт. Его могут дополнить и другие должности в зависимости от структуры госорганов в стране.

ИПДЛ — клиенты с наиболее высоким риском, о них сложно выявить информацию, особенно на начальном этапе сотрудничества. ФАТФ рекомендует тщательно проверять таких клиентов и их операции.

Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО)

Международная организация — это форма объединения нескольких стран для достижения общей цели. Государства собираются вместе, чтобы решать задачи, с которыми в одиночку разобраться сложно: интернациональная преступность, глобальное потепление, голод.

Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО) — человек, который управляет международной организацией или выполняет другие важные функции. В группу ДЛПМО входят руководители и заместители:

  • ООН, Международного суда ООН;
  • Всемирного банка;
  • Международного валютного фонда;
  • Еврокомиссии, Европарламента, ЕСПЧ;
  • ОПЕК;
  • Международной организации труда;
  • ВОЗ;
  • МОК.

Все международные организации, перечисленные выше, — универсальные, то есть в них может вступить любая страна. Еще бывают региональные, в которые объединяются государства только определенного региона, например Лига арабских государств, ОДКБ, ОБСЕ. Лидеров региональных международных организаций тоже можно отнести к ДЛПМО.

Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Российские публичные должностные лица, как и ИПДЛ, занимают посты в госорганах или выполняют публичные функции, но только в России. К РДПЛ относятся:

  • президент;
  • глава правительства (премьер-министр), его заместители;
  • министры;
  • председатель, его заместители, члены комиссии Совета Федерации;
  • председатель, заместитель, руководитель фракции, член комиссии Госдумы;
  • судьи Конституционного и Верховного судов;
  • генпрокурор;
  • секретарь Совбеза и его заместитель;
  • председатель Следственного комитета;
  • уполномоченный по правам человека;
  • председатель, заместители и аудиторы Счетной палаты;
  • председатель, его заместители, члены совета директоров ЦБ РФ;
  • председатель и члены ЦИК;
  • судьи областных, районных, арбитражных судов;
  • губернаторы субъектов РФ.

Эти должности перечислены в Указе Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Перечень публичных должностных лиц

Собрали в одну таблицу список лиц, которые считаются публичными должностными лицами по статье 7.3 115-ФЗ.

  • Президент;
  • глава правительства, его заместители;
  • министры;
  • председатель, его заместители, члены комиссии Совета Федерации;
  • председатель, заместитель, руководитель фракции, член комиссии Госдумы;
  • судьи Конституционного и Верховного судов;
  • генпрокурор;
  • секретарь Совбеза и его заместитель;
  • председатель Следственного комитета;
  • уполномоченный по правам человека;
  • председатель, заместители и аудиторы Счетной палаты;
  • председатель, его заместители, члены совета директоров ЦБ РФ;
  • председатель и члены ЦИК;
  • судьи областных, районных, арбитражных судов;
  • губернаторы субъектов РФ
  • Глава государства и правительства;
  • министр и его заместитель, высокий чиновник правительства;
  • руководитель высшего суда: Конституционного суда, Верховного суда;
  • прокурор и его заместители;
  • верховный главнокомандующий и другие военные начальники;
  • руководитель Национального банка;
  • посол;
  • директор госкорпорации;
  • член парламента
  • ООН, Международного суда ООН;
  • Всемирного банка;
  • Международного валютного фонда;
  • Еврокомиссии, Европарламента, ЕСПЧ;
  • ОПЕК;
  • Международной организации труда;
  • ВОЗ;
  • МОК

Требования 115-ФЗ по работе с публичными должностными лицами

115-ФЗ устанавливает особые правила по работе с публичными должностными лицами. Все организации — субъекты 115-ФЗ при работе с клиентами — публичными должностными лицами должны (п. 1 ст. 7.3 115-ФЗ):

  • Выявлять ПДЛ среди новых и уже существующих клиентов в процессе идентификации. Для этого клиента просят заполнить анкету, где спрашивают о статусе ПДЛ. В ходе беседы информацию уточняют. А затем проверяют данные по открытым источникам: официальным сайтам органов и организаций, коммерческим информационным базам. Например, по таким как Контур.Призма. Данные о публичных должностных лицах нужно постоянно обновлять.
  • Принимать на обслуживание ИПДЛ только по письменному разрешению руководителя.
  • Тщательно изучать операции ИПДЛ, если есть сомнения в их законности.
  • Определять источник происхождения капитала ИПДЛ.
  • Сообщать о подозрительных операциях с участием ПДЛ в Росфинмониторинг. Срок — три рабочих дня.

Разберем на примере. Два человека обратились в агентство недвижимости, чтобы оформить сделку по купле-продажи квартиры. Цена недвижимости была в разы ниже рыночной, а покупатель оказался публичным должностным лицом. Сотруднику финмониторинга агентства недвижимости необходимо уделить повышенное внимание сделке и разобраться, почему цена ниже рыночной. Возможно, квартира дается публичному должностному лицу в виде взятки.

При проведении идентификации физлица в Контур.Призме вы увидите, если человек относится к РПДЛ. Данные отобразятся в блоке «Нахождение в списках». Сервис покажет:

  • ФИО публичного должного лица;
  • дату рождения (у некоторых лиц);
  • должность;
  • дату назначения;
  • реквизиты приказа.

Проверка физлиц. Блок Нахождение в списках.

Проверка физлиц. Блок Нахождение в списках.

В ходе идентификации юридического лица Призма также проверит, есть ли в списках РПДЛ бенефициар, учредитель или руководитель компании.

Что будет, если не выявлять публичных должностных лиц

Если субъект 115-ФЗ не выявляет среди клиентов ПДЛ и не сообщает в Росфинмониторинг о подозрительных операциях с их участием, организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП. Компании грозит штраф от 50 до 100 тысяч рублей, а сотруднику, который отвечает за внутренний контроль, — от 10 до 30 тысяч.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: