Современное правовое государство как институт предупреждения урегулирования и разрешения конфликтов

Обновлено: 23.04.2024

престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями. Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе. Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества. В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт — всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и

пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу. Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу. Современные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу

неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно-эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений. Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те которые непосредственно направлены на предмет конфликта. вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов. Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников. Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства.Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус — это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях.Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п. В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;

в) по форме: внутренние и внешние;

г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные),

политические, этнические, семейно-бытовые. В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан. Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно

недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

Понятие социальной группы. Молодёжь и семья как социальные группы

Прочитав текст, выполните задания и ответьте на вопросы

1. Выпишите в тетрадь определения следующих понятий: социальная структура, социальная общность, социальный институт, социальная группа.

Каковы характерные признаки молодёжи как социальной группы?

Какова главная функция молодёжи в обществе, с точки зрения К. Мангейма, и чем она обусловлена?

С чем связано появление различных форм молодёжной субкультуры?

Что такое семья?

Почему семья одновременно и социальный институт, и малая социальная группа?

Какие функции выполняет семья как социальный институт и как малая социальная группа?

8. Заполните таблицу:

Типы семейных структур

Тип Характер супружества Особенности родительства и родства Примечания

Каковы основные функции семьи в обществе?

10. Заполните таблицу:

Понятие брака

Брак в социологическом смысле Брак в юридическом смысле

Социальная группа входит в социальную структуру общества наряду с социальными институтами, и социальными общностями. Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также институтов и отношений между ними. Социальная общность – реально существующая совокупность людей, характеризующаяся едиными, связанными с жизнью общества признаками. Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющая общие исторически сложившиеся интересы, ценности, нормы поведения.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Молодёжь в значительной степени обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом для приспособления общества к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию. Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и

становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой

брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с

несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного

мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях

наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в патриархальных - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). С институтом семьи тесно связан институт брака. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Этнические общности

Прочитав текст, выполните задания и ответьте на вопросы

Управление, создание и обеспечение определенного порядка как социальное назначение государства. Его роль в общественной жизни. Социальный конфликт и пути его разрешения. Условия существования общественного государства, ориентиры соответственной политики.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.03.2011
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Российский государственный университет нефти и газа

Кафедра философии и социально-политических технологий

на тему: «Роль современного государства в предотвращении и решении социальных конфликтов»

Введение

Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем. Одной из таких проблем являются социальные конфликты общества, именно поэтому темой своего реферата я выбрала вопрос о роли современного государства в их урегулировании.

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государство возникает тогда, когда развития экономики достигают определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, различиям в уровне доходов, собственности, власти, престижа, что в свою очередь, неизбежно ведет к обострению общественных противоречий и конфликтам.

Социальный конфликт и пути его разрешения

Государство, как уже отмечалось ранее, - это организация, осуществляющая управление, руководство обществом, организация, создающая и обеспечивающая в обществе определенный порядок. В этом состоит социальное назначение государства, его основная роль в общественной жизни.

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Существуют различные теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.

Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества.

В отличие от Спенсера социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт -- всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Они утверждали, что различным общественно-экономическим формациям соответствуют различные конфликтные типы классовой структуры общества; между эксплуататорскими и эксплуатируемыми классами идет борьба за перераспределение собственности на средства производства. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.

Большое внимание теории социального конфликта уделил в своих исследованиях немецкий социолог Георг Зиммель. Он доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.

Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов. Эта чувственно-эмоциональная тревожность и раздражительность периодически перерастает в конфликтные столкновения субъектов общественных отношений.

Само конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те которые непосредственно направлены на предмет конфликта. Вспомогательные действия обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п. Оборонительные -- в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

Если ни одна из сторон не пытается пойти на уступки и уклониться от конфликта, то последний переходит в острую стадию. Он может закончиться сразу после обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно долго, изменяя форму (война, перемирие, опять война и т. д.) и разрастаясь. Разрастание конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило, сопровождается увеличением числа его участников.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус -- это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус не означает единогласия, поскольку добиться полного совпадения позиции сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы ни одна из сторон не высказывала прямых возражений; также при разрешении конфликта допускается нейтральная позиция сторон, воздержание от голосования и т. п.

В предотвращении и своевременном разрешении общественных конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством. Ее сутью является регулирование социально-экономических условий жизни общества и забота о благосостоянии всех его граждан.

Социальное законодательство, социальная политика

социальный государство общественный конфликт политика

Социальная политика - основополагающий компонент государственного управления. Под социальной политикой понимают часть внутренней политики государства, воплощенной в социальных программах и реальных условиях жизнедеятельности человека, с помощью которой оно регулирует отношения в обществе и удовлетворяет интересы различных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна: она играет большую роль в развитии материальной и духовной культуры общества. Государство, в котором социально ориентированная политика является основным направлением деятельности, называют социальным государством.

Идея социальной государственности получила широкое признание в мире во второй половине XX в. Ее формирование относится к концу XIX -- началу XX в. и обусловлено социально-экономическими процессами, происходившими в жизни буржуазного общества того времени, имущественное расслоение и поляризация которого грозили ему серьезными социальными потрясениями. И в этой ситуации классический принцип невмешательства государства в экономику уступил место принципу социального равенства, требовавшему от государства перейти к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Началось формирование понятия социального государства как государства, обладающего особыми функциями. В числе последних: поддержка социально незащищенных категорий населения, охрана труда и здоровья людей, борьба с безработицей, сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы.

В дальнейшем идея социального государства получила воплощение в практике и конституциях многих современных государств (ФРГ, Италии, Турции, Швеции, Японии и др.)

Сегодня социальным признается такое государство, политика которого направлена на создание своим гражданам условий для реализации социально-экономических и культурных прав человека (права на труд и равное вознаграждение за труд равной ценности, права на социальное обеспечение, права на образование, права на участие в культурной жизни и др.). Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий и создание в идеале социального равенства.

К основным условиям существования социального государства относят:

1) демократический режим и правовой характер государства;

2) наличие гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики;

3) высокий уровень экономического развития государства, социальная ориентация его экономики;

4) наличие развитого социального законодательства, закрепление понятия «социальное государство» в конституции страны.

Ст. 7 Конституции Российской Федерации гласит:

«1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Эти положения лежат в основе формирующейся в настоящее время законодательной базы, регулирующей социальные отношения в стране и регламентирующей предоставление социальной помощи населению. Помимо Конституции в состав социального законодательства входят законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства России, нормативные документы федеральных министерств и ведомств, законодательные акты и распоряжения органов власти субъектов Федерации, решения органов местного самоуправления.

Проводимая в настоящее время в Российской Федерации социальная политика ориентирована на самые различные социальные группы и включает в себя:

1) борьбу с безработицей, содержанием которой является не создание препятствий процессу высвобождения излишней рабочей силы в пределах социально приемлемых масштабов безработицы, а достижение максимальной эффективности работы системы социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан в случае потери ими работы;

2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда, приближение его к размеру прожиточного минимума в стране;

3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости;

4) бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В российском законодательстве предусмотрена совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активности, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья;

5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Другими приоритетами социальной политики РФ являются:

а) охрана труда и здоровья людей;

6) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

в) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастает в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

Государство при этом играет одну из главных ролей в урегулировании и предотвращении социальных конфликтов и использует для этого социальную политику.

Социальная политика не является неким механизмом набором технологий, которые самодостаточно используются в том или ином случае. Социальная политика - это сфера интересов различных социальных групп, а потому социальное управление в аспекте социальной политики имеет социально-политический характер. Цель социальной политики - социальное развитие общества на основе социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности людей. Эти цели должны стать ориентирами для формирования и применения технологий социальной политики.

Список литературы

1. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический словарь. М., 1996.

2. Волгин Н.А. Социальная политика.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 943с.

Подобные документы

Понятие, виды, содержание и способы разрешения социальных конфликтов как процесса обострения противоречия сторон-участниц в решении проблемы, юридический конфликт как его разновидность. Альтернативные и судебные способы разрешения социальных конфликтов.

дипломная работа [76,4 K], добавлен 06.05.2014

Понятие, виды, содержание и способы разрешения социальных конфликтов. Юридический конфликт как разновидность социального конфликта. Судебные процедуры разрешения социальных конфликтов. Арбитраж и третейское разбирательство в российском обществе.

курсовая работа [83,2 K], добавлен 06.05.2014

Сущность, цели и субъекты социальной политики. Условия, при появлении которых человек имеет право на социальное обеспечение. Пути решения проблем соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, направления социальной политики РФ.

реферат [30,3 K], добавлен 01.08.2010

Место социального конфликта в современном российском обществе на фоне его коренной реформации. Характеристика теорий социальных конфликтов. Причины и последствия, структура и этапы социальных конфликтов, классические и универсальные способы их разрешения.

реферат [52,9 K], добавлен 19.04.2011

Сущность социального конфликта. Особенности видов конфликтов, их формы и динамика. Конфликты в различных социальных структурах. Специфика путей разрешения социальных конфликтов. Отличительные черты социальных конфликтов Алена Турена и М. Кастельса.

курсовая работа [43,1 K], добавлен 18.05.2011

Основные виды социальных конфликтов как неотъемлемого момента социального бытия, их причины и стадии. Стратегия поведения в конфликте, пути выхода их него. Роль посредников в разрешении конфликтов, их виды. Отличия урегулирования конфликта от разрешения.

презентация [3,5 M], добавлен 07.06.2016

Понятие о социальном конфликте. Сущность конфликта и его функции. Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе. Основные характеристики социальных конфликтов. Механизмы разрешения социального конфликта. Технология предупреждения.

Во второй половине XVIII в. существенный вклад в становление теории конфликторазрешения был внесен И.Кантом и Г. Ф. В. Гегелем. Они разработали основы концепций гражданского общества и правового государства, в которых они усматривали эффективные институты ограничения власти правовыми законами и тем самым предупреждения и разрешения многочисленных конфликтов в обществе.

В истории философской мысли наибольший вклад в разработку теории правового государства внесли И. Кант и Г. В. Ф. Гегель. И. Кант сформулировал основную идею правового государства, согласно которой каждый гражданин должен обладать такими же, как у официальной власти, возможностями принуждения к безусловному исполнению правовых норм. В таком государстве, по мысли Канта, достигается сопряжение свободы и прав каждого человека со свободой и правами других людей. Поэтому правовым является государство, которое само себя ограничивает нормами правовых законов, подпадает под их власть и представляет собой такую организацию государственной власти, которая основана на праве как всеобщей и универсальной мере свободы, справедливости.

Отсюда вытекают принципы и признаки правового государства:

1. Первым принципом является верховенство права в форме правовых законов во всех сферах общества.

2. Вторым принципом является взаимная связанность государственных институтов и граждан в своих действиях нормами правовых законов и ответственностью друг перед другом. Иначе говоря, правовые законы обладают качествами всеобщности, универсальности и взаимности.

3. Третьим принципом является верховенство прав и свобод человека и гражданина, выражающаяся в конституционном обеспечении не только фундаментальных и неотчуждаемых прав и свобод человека, но и социально-экономических, гражданских, прав и свобод.

4. Четвертым принципом является разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых воплощается в самостоятельных и равноправных институтах по горизонтали и вертикали внутреннего устройства государства.

Дополнением перечисленных принципов являются признаки правового государства:

- развитое гражданское общество;

- свобода слова и др.

Вышеназванной спецификой правового государства обусловливается его роль как института политического конфликторазрешения. Проявлениями данной роли является следующее:

1. Предупреждение конфликтов на почве чиновничьего злоупотребления властью, с одной стороны, посредством эффективного контроля над государственными органами со стороны граждан и институтов гражданского общества.

2. Урегулирование возникающих социальных конфликтов на основе отработанных и справедливых судебных и иных согласительных процедур без их доведения до разрушительных последствий.

3. Разрешение социальных конфликтов, не подлежащих урегулированию, также существенно упорядочивается и облегчается.

4. Особая роль принадлежит разделению властей, по причине чего основные государственные институты равноправны, равновесны и сдерживают друг друга..

И. Кант и Г. В. Ф. Гегель создали целостную философскую теорию гражданского общества, показав, что гражданское общество и государство выступают двумя сторонами одной «медали» – социума, дистанцированными друг от друга. По их мнению, гражданское общество является сферой реализации особенных и частных интересов, устремлений и целей отдельных людей и социальных групп. Этим оно отличается от государства, выступающего легитимным выразителем всеобщих интересов и устремлений, являющегося внешней необходимостью по отношению к семье и гражданскому обществу, а также навязывающего им свою внешнюю волю посредством законов.

Локк Джон (1632-1704 гг.). Английский философ. Основным сочинением является труд «Два трактата о государственном правлении». В первом трактате Локк четко говорит о своей отрицательной позиции относительно теологической трактовки теории естественного права, в которой говорится о незыблемости и законности монархической власти.

По Локку отказ людей от естественного состояния и переход гражданскому обществу заключается в отсутствии единого центра, регулирующего отношения между людьми и разрешающего конфликты между ними, возникающие из-за взаимного несоответствия желаний людей. Естественное состояние, говорит автор, скорее противоположно, чем тождественно состоянию «война против всех», оно содержит угрозу сражений ввиду отсутствия общего арбитра для разрешения споров. Это требует от людей объединяться в союзы для создания государства. Результатом таких взаимоотношений становится измененное понятие свободы, не противоречащие законам. В соответствии этим, в естественном состоянии свобода человека заключается в том, что его воля не ограничена ни чем, кроме природных законов. А в обществе свобода его ограничена ничем, кроме его законов, установленных с общего согласия. Переход к гражданскому обществу зарождается при введении определенных законов, являющихся гарантом жизни, свободы, собственности.

По Локку фундаментом гражданского общества является договор, трактовка которого схожа с Гоббсовской . Люди во имя своих целей, способны отступить от естественного состояния. Таким образом, происходит заключение общественного договора, смысл которого сводится к образованию политического общества и государства.

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединявшихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. О полном отказе индивидов от естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Цель этого объединения - общее благо.

Важнейшие компоненты государства – принципы разделения власти и законности. Локк придерживается теории разделения властей. Главной властью является законодательная, напрямую исходящая из общественного договора, составляющая сущность гражданского общества. Исполнительная власть зарождается благодаря необходимости проводить решение законодательной власти в жизнь, а также тщательно следить за его исполнением. Федеративная власть, регулирует отношения государства с другими государствами, находящимися по отношению к нему в естественном состоянии.

В отличие от Т. Гоббса Джон Локк полагал, что естественное догосударственное состояние человеческого сообщества характеризовалось неограниченной свободой всех без исключения людей. На этой почве между людьми стали возникать разнообразные конфликты из-за собственности и имущественных споров. В государствесуществует три формы власти – законодательная, исполнительная и другие – должны быть представлены разными институтами, а также равноправны и самостоятельны. Для того чтобы государство не выходило за пределы своих полномочий, подданные должны делегировать ему не все свои права и полномочия. По его мнению, люди передают государству лишь комплекс полномочий, который необходим и достаточен для успешного исполнения своих функций, среди них существенное значение имеет предупреждение и разрешение многочисленных конфликтов.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – мыслитель, представитель радикального крыла французского Просвещения. Социальный идеал Руссо — это французский крестьянин, ведущий сельский образ жизни. Появление наук и искусств Руссо связывает со становлением неравенства между людьми.

В своих сочинениях представляет оптимистический подход к пониманию природы социального конфликта. "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах". Источниками конфликтов в современном обществе являются недостатки в его организации, предрассудки людей и их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство.

Всемирно-исторический процесс у него состоял из трёх моментов:

1) «естественное состояние», подразумевающее равенство и
свободу всех людей;

2) развитие цивилизации, ведущее к потере равенства и свободы;

3) общественный договор, обеспечивающий установление отношений мира и согласия между людьми в общест­ве, который, однако, должен контролироваться самим народом, а не правительством и правителями, которым выгодно веде­ние войн.

Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. В естественном состоянии, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Общество нуждается в гражданском мире - в Общественном договоре, по которому власть над обществом переходит государству. В основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными. Поэтому, Руссо выдвигает знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия Общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.


Цели и задачи

Цель работы определена её актуальностью и состоит в выработке теоретико-методолгического обоснования роли и значения правового государства как института предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов.


Введение и актуальность


В то же время естественное развитие социальной жизни, сопровождающееся глубочайшими изменениями, прежде всего в экономической и политической сферах жизнедеятельности общества, приводит и к изменению теоретико-методологических взглядов на природу возникающих конфликтов. Безусловно, особое внимание конфликтологов и политологов современного мира привлекают конфликты, развертывающиеся на международной арене. Именно они, в условиях порой неконтролируемого (в обход существующих международных норм) распространения оружия массового поражения, несут основною угрозу существования всего человечества. Однако статистические факты говорят о том, что количество политических конфликтов, развертывающихся между различными социальными и политическими силами внутри одной страны, за последнее время намного превосходит (более 90 %) количество международных конфликтов.
Важно обратить внимание, что довольно конфликтогенным является гражданское общество, однако даже понимание такой категории как гражданское общество, является крайне неоднозначным. Более того, с момента начала теоретической разработки гражданского общества наблюдалось неоднократное изменение подходов к определению его сущности.


Заключение и вывод

Конфликт неотъемлемая часть жизни каждого человека, поскольку он является своего рода методом разрешения возникающих в ходе реализации тех или иных общественных отношений, противоречий. Существование бесконфликтного общества не представляется возможным, поэтому данное явление нуждается в тщательном урегулировании.
Сущность конфликта не может быть раскрыта без опоры на категорию интереса, которая исследуется с позиции самых разных дисциплин, таких как социальная психология, социология, философия, экономка, юриспруденция. Данное обстоятельство указывает на общенаучность такой категории, как интерес, однако каждая из наук, предметом которой она является, определяет содержательную часть интереса с разных точек зрения.
Исход конфликта может как привести к решению определенных задач, достижению социально и стратегически значимых целей, так и разрушить определенные устои и даже навредить обществу в целом или отдельному человеку в зависимости от его масштабов.
Правовое государство играет колоссальную роль в жизни и развитии многих современных государств. Ведь именно правовое государство позволяет создать такие условия, при которых общество, государство и личность приходят к балансу и гармонии интересов. Баланс и гармония – залог успешного развития, особенно, в условиях повышения потенциальных возможностей возникновения конфликтов.
Правовое государство может стать одним из наиболее эффективных институтов предупреждения, урегулирования и разрешения конфликтов, поскольку оно подразумевает наделение каждого человека кругом конкретных личных прав и в то же время – обязанностей перед государством и обществом.
Таким образом, можно подвести следующие итоги по результатам решения задач исследования. Конфликты тесно связано с наличием в обществе противоречий. Противоречие – значительно более широкое понятие по сравнению с конфликтом: далеко не все противоречия перерастают в конфликт, однако конфликт всегда базируется на противоречии. При этом в условиях развития демократического правового государства становится возможным образовать такую систему урегулирования конфликтов, при которой будет поддерживаться баланс частных и публичных отношений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: