Государственный бюджет становится дефицитным как только налоги сокращаются

Обновлено: 30.04.2024

б) самый крупный денежный, фонд, который ис­пользует правительство для финансирования сво­ей деятельности.

4. Государственный кредит - это.

а) экономические отношения, при которых госу­дарство выступает в качестве заемщика, кредито­ра и гаранта;

б) это экономические отношения, когда государ­ство выступает заемщиком средств.

5. Бюджетная система включает в себя:

А: федеральный бюджет

Б: региональный бюджет

В: местный бюджет

Г: внебюджетные фонды

Д: финансы предприятий

7. К доходам бюджета относятся:

А: налоговые доходы

Б: неналоговые доходы

В: безвозмездные перечисления

Г: ассигнования на содержание бюджетных учреждений

13. К местным налогам относятся:

А: земельный налог;

Б: налог на имущество физических лиц

В: налог на имущество организаций

Г: транспортный налог

Методические указания для решения задач по теме «Государственные финансы»

Бюджет – это совокупность расходов и предполагаемых для их покрытия доходов.

Таким образом, бюджет можно представить в виде таблицы:

Расходы Доходы
- собственные - регулирующие
Если доходы = расходам, то бюджет сбалансированный Если доходы больше, чем расходы – бюджет профицитный Если расходы больше, чем доходы – бюджет дефицитный

Типовая задача.

Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области.

Сумма расходной части бюджета области = 500 млн руб.Дефицит бюджета =100 млн руб. Сумма собственных доходов =200 млн руб.

Решение: Заносим все известные данные в таблицу:

Расходы Доходы
-собственные – 200 млн руб. -регулирующие - ?
Сумма = 500 млн руб Сумма - ?
Дефицит - 100 млн руб

Так как в сбалансированном бюджете доходы = расходам, то доходы бюджета – дефицит бюджета = 500 млн руб. Таким образом, сумма доходов равна 400 млн руб. и регулирующие доходы = 400 млн руб – 200 млн руб = 200 млн. руб.

Задание: решить следующие задачи:

3адача 1.

Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области.

Сумма расходной части бюджета области = 300 млн руб.Дефицит бюджета =40 млн руб. Сумма собственных доходов =100 млн руб.

Задача 2.

Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сум­му субвенции.

Сумма регулирующих доходов бюджета = 400 млн руб. Сумма закрепленных доходов = 300 млнруб. Сум­ма расходной части бюджета = 800 млн руб. Сумма суб­венции составляет 30% суммы дефицита.

Задача 3.

Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета об­ласти, при условии, что расходная часть бюджета состав­ляет 340 млн руб., закрепленные доходы равны 110 млн руб, а дефицит бюджета 40 млн руб.

Локдаун из-за пандемии коронавируса Россия смогла пережить с меньшими потерями, чем многие развитые страны, по трем причинам. Во-первых, ограничения не затронули сельское хозяйство, строительство и значительную часть промышленности. Во-вторых, «помогла» низкая доля непроизводственных услуг в структуре экономики. В-третьих, сыграли свою роль меры поддержки, которые сократили спад ВВП на 1 п. п. К таким выводам пришли ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

Закрепить этот относительный успех и достичь в следующем году роста ВВП в 3,2% возможно при сохранении реальных расходов на уровне 2020 г. и отказе от практики бюджетного резервирования, утверждают они. В противном случае по инерционному сценарию Россию ожидает рост ВВП на 2,5% в 2021 г. и стагнация зарплат бюджетников и пенсий.

По итогам семи месяцев 2020 г. доходы бюджета упали на 4,8% (без учета доходов от продажи Сбербанка – на 10,3%), тогда как расходы бюджета выросли на 23%, а внебюджетных фондов – на 17%. «В наибольшей степени ожидаемо выросли расходы на здравоохранение (почти вдвое), на поддержку семей с детьми (в 2,4 раза), на трансферты регионам (+64%), – подводят итоги первой волны пандемии в ИНП РАН. – В составе расходов на национальную экономику в наибольшей степени увеличились расходы на транспорт (+39% год к году), связь (+35%) и дорожное хозяйство (+22%)». Дефицит в 1,4 трлн руб. был профинансирован за счет эмиссии госбумаг – по итогам 2020 г. он увеличится до 4,8 трлн руб., а госдолг на начало 2021 г. составит 13,5% ВВП.

В следующем году ученые ожидают роста налоговых поступлений на 1,5–5,5% – в основном благодаря восстановлению нефтяных цен и росту акцизов. При этом общая сумма доходов бюджета все же сократится на 2% – из-за сокращения на 18% неналоговых доходов. В 2022–2023 гг. рост бюджетных доходов, предполагают в ИНП РАН, будет обеспечиваться преимущественно ненефтегазовыми налогами – НДС, налогом на прибыль и НДФЛ, прирост доходов от которых за год составит 7–7,5%. При этом Минфин планирует сократить расходы.

«В 2021 г. предполагается сокращение финансирования на 6% в номинальном выражении (и на 9% в реальном) относительно уровня 2020 г., – говорится в прогнозе ИНП РАН. – В дальнейшем прирост расходов будет примерно соответствовать темпу роста цен, что означает стагнацию величины расходов в постоянных ценах. Это позволит снизить дефицит бюджета до 1,5% ВВП в 2023 г., причем основными источниками финансирования [дефицита] станут внутренние займы».

Основное, что дают такие меры, – это возможность стабилизации размера фонда национального благосостояния и госдолга. Но в результате сократится госпотребление, зарплаты бюджетников перестанут расти даже номинально, сократится реальный размер пенсий, снизятся темпы госинвестиций, прогнозируют ученые. Всего этого можно избежать. Для этого, по убеждению ИНП РАН, требуется только смягчить бюджетную политику.

«Главное, что понимается под смягчением бюджетной политики, – это пролонгация отмены ограничений на рост расходов в рамках бюджетного правила в 2022–2023 г., сохранение в эти годы дефицита бюджета и бюджетных расходов в реальном выражении на уровне 2020 г.», – пояснил «Ведомостям» директор ИНП РАН Александр Широв.

Каждый дополнительный рубль, потраченный на образование, здравоохранение, науку и инвестиции (инфраструктурные проекты), позволит получить прирост ВВП на 1 руб. в 2021–2022 г. и 1,5 руб. в 2023 г., уточняет он: «А в современной российской экономике каждый дополнительный рубль прироста ВВП формирует около 16 коп. дополнительных налоговых сборов без учета нефтегазовых доходов, т. е. мы получим около 700 млрд руб. дополнительных бюджетных доходов в рамках рассматриваемого сценария».

Финансирование крупных проектов по развитию человеческого капитала (образование, здравоохранение, фундаментальная наука и т. д.) можно было бы выделить в защищенный бюджет развития, финансирование которого могло бы осуществляться за счет конъюнктурных, т. е. нерегулярных доходов бюджета, добавляет Широв.

С расчетами ИНП РАН в целом согласны и опрошенные «Ведомостями» экономисты. «Мы не сможем совершить экономический рывок, если не будем наращивать расходы по важным направлениям, – указывает президент ВЭО Сергей Бодрунов. – Если будем придерживаться текущего плана – снизить расходы и вернуться к бюджетному правилу, – существенного роста ВВП ждать не стоит даже на фоне низкой базы».

Но кроме отказа от сокращения расходов нужно всерьез подумать о приоритетах в бюджетных статьях, считает директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев. «Можно пойти по пути разбрасывания денег пострадавшим отраслям без разбора. Но лучше понимать, действительно ли их проблемы связаны с кризисом или отрасль еще до кризиса находилась в сложном положении, – отмечает он. – Важно, чтобы сохранение бюджетных средств содействовало структурным изменениям в российской экономике и прежде всего росту новых секторов, росту новой экономики, динамичных компаний».

Замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов тоже согласен с выводами ИНП РАН. Он напоминает, что технически отказ от сокращения расходов – уже сам по себе бюджетный стимул, но его функция в кризис – временно заменить частный спрос. В этом, напоминает он, и состоит контрциклический подход к политике, который позволяет сглаживать колебания экономической активности, не нанося ущерба долгосрочной устойчивости государственных финансов.

«Если есть подозрения, что частный спрос будет подавлен более длительное время, чем в течение 2021 г., что безработица не будет падать, а производственные мощности не будут загружены, то фискальная политика должна реагировать на это продлением стимулов, – уверен Куликов. – На данный момент вопрос о длительности восстановления экономической активности очень сильно завязан на сроки медицинского решения проблемы коронавируса (по-прежнему довольно неопределенные), поэтому заранее вносить в долгосрочные планы правительства тот или иной график консолидации, в принципе, может быть преждевременно».

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков.

Внутренний долг государства – то, что государство взяло в займы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны (долг перед резидентами).

Внешний долг государства – это займы у граждан и организаций за рубежом (долг перед нерезидентами).

Рефинансирование долга – это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям.

Когда же бюджетных средств уже не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, т. е. объявить суверенный дефолт.

Экономические последствия государственного долга могут проявляться следующим образом:

- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из

производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

- перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

- усиливается неравенство в доходах;

- рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает

вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

- необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения

налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

- создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

- возлагается бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести

к снижению уровня их благосостояния;

- выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

- может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

Налогово-бюджетный (фискальный федерализм)

Принцип получаемых благ

1. Финансовый план правительства называется…

a. планом социального развития;

b. национальным планированием;

c. государственным бюджетом;

d. бухгалтерским балансом.

2. Государственный бюджет становится дефицитным, как только …

a. сокращаются налоги;

b. увеличиваются налоги;

c. государственные расходы растут;

d. государственные расходы превышают доходы.

3. К автоматическим стабилизаторам фискальной политики можно отнести…

Дефицит государственного бюджета - это. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит, сбалансированный бюджет. Внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета. Меры по управлению бюджетным дефицитом: эмиссия, секвестр и налоговое покрытие.

Фото Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Что такое бюджетный дефицит

Дефицит государственного бюджета - это превышение расходов бюджета над доходами.

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает - это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит - всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр - сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие - введение дополнительных налогов и сборов; заимствования - наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия - дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета - не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита - сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета - это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет - это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным - общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма - необеспеченных социальных программ.

Рост неоплаченного государственного долга.

Сокращение доходов из-за экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.

Неэффективность финансовой системы государства.

Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит - это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

Структурный дефицит - это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.

Циклический дефицит бюджета - это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции - снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.

Кредиты, полученные от кредитных организаций - банков и фирм.

Доходы от продажи государственного имущества.

Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.

Кредиты иностранных государств.

Кредиты зарубежных банков и фирм.

Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать - возвращать с процентами.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

Денежная эмиссия . Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция - деньги начнут обесцениваться.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень - перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.

Секвестирование бюджета . Урезание бюджетных расходов - секвестр - позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно - жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: