Государственное устройство характеризующееся единой конституцией и гражданством единой системой это

Обновлено: 02.05.2024

1)отдельные турритории (штаты, республики) которые обладают значительной самостоятельностью
2)наряду с общими (федеральными) законами на этих территориях действуют и собственные законы и собственные органы управления

Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства. Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство. Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. К признакам унитарного государства относятся следующие: 1. единая конституция, единая правовая система 2. единая система высших органов государственной власти 3. единое гражданство 4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права 5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью 6. подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти. К унитарным государствам, например, относятся Франция, Швеция, Норвегия, Португалия, Венгрия, Чехия и т. д. Федеративное государство – это сложное союзное государство, которое состоит из нескольких государственных образований, обладающей собственной компетенцией в области осуществления государственной власти. Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например такие, как Россия, США, Канада, Швейцария, ФРГ, Австрия, Индия и др. Для большинства федеративных государств характерно то, что федерацию составляют государственные образования (штаты, кантоны, земли, провинции и др.) , которые являются субъектами федерации и наделены определенными политическими полномочиями. В большинстве федеративных государств субъекты федерации не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конституции федерации. Для федеративного государства характерны следующие признаки: 1. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле слова, так как они не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях. 2. Как правило, субъекты федерации наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, в союзных конституциях за субъектами федерации закреплено право принимать собственные конституции, не противоречащие положениям союзной. 3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта. 4. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы. 5. Субъекты имеют, как правило, двойственное гражданство, то есть каждый гражданин субъекта одновременно является и гражданином союза. 6. Федеративному государству обычно присуща двухпалатная структура союзного парламента . Нижняя палата союзного парламента представляет собой орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верховная палата представляет субъектов федерации. 7. Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Среди федеративных государств выделяется РФ, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый правовой статус ее субъектов. Так, например, республики – это государства, которые имеют собственную конституцию, гражданство, а край и область этого не имеют. В основу государственного устройства РФ заложены сразу два принципа: национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориальный (край, область, город федерального значения) , что не свойственно большинству федераций мира.

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью»?

3. Унитарное государство

А2. Форма правления, при которой монарх лишь формально обладает верховной властью, «царствует, но не правит».

1. Парламентская монархия 2. Абсолютная монархия 3. Федерация 4. Республика

А3. Какая форма государства представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти, определяющих степень участия во власти народа и положение личности в государстве?

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3.Форма политического режима

4. Форма федерации

А4. . Верны ли следующие суждения?

А. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, форма территориально-

государственного устройства и политический режим.

Б. Наличие двухпалатного парламента является одним из признаков унитарного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А5. Отличительной чертой демократического режима является

1) наличие разветвленной системы законов

2) высокая явка избирателей на выборы

3) освещение выборов в правительственной печати

4) конкуренция на политической арене различных политических партий и движений

А6. Кабинет министров (администрация) формируется главой государства и ему же подотчётен в:

2. Парламентской республике

4. Парламентской монархии

А7. Любое государство характеризуется:

1).Возможностью осуществлять легальное принуждение

2. Взаимной ответственностью государства и личности

4. Разделением властей

А8. Унитарное государство:

1.Представляет собой союз суверенных государств

2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах

3.Предполагает существование собственных конституций в территориях

4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий

А9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:

1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию

А 10. Установите соответствие между типами государств и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ГОСУДАРСТВА

А) «разрешено все, что не запрещено» 1) правовое государство

Б) реализация принципа разделения властей 2) тоталитарное государство

В) цензура средств массовой информации

Г) сращивание партийного аппарата с государственным

Д) верховенство права

Е) «разрешено вс ѐ , что разрешено законом»

Тест «Форма государства» I I вариант

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «союз суверенных государств,

обра­зованный для обеспечения их общих интересов»?

1 . Конфедерация 2 . Федерация 3 . Унитарное государство 4. Монархия

А2. Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок?

1. Парламентская монархия 2. Сословно-представительная монархия 3. Республика 4. Абсолютная монархия

А3. Какая форма государства определяет, кому принадлежит верховная власть, порядок формирования, структуру, компетенцию высших органов государственной власти и их взаимоотношения с народом и друг с другом?

1. Форма правления 2. Форма государственного устройства

3. Форма политического режима 4. Форма политического союза

А4. Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому 2) монархическому 3) авторитарному 4) республиканскому

А5. Характерной чертой тоталитарного общества является

1) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2) конкуренция в борьбе за власть различных партий

3)уважение и защита законом прав меньшинства

4) закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

А6.Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия государства и главы правительства

1. Унитарное государство 2. Президентская республика 3. Парламентская республика 4. Федеративное государство

А7. Найдите в приведенном ниже списке черты демократического режима и запишите цифры, под которыми они указаны?

1) Верховенство права

2) Обеспечение свободных выборов

3) Однопартийная система

4) Монополия единственной идеологии

5) Навязывание определенной экономической модели

6) Терпимое отношение к инакомыслию

А8. Государственное устройство, характеризующееся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, - это:

1. Социальное государство 2. Бюрократическое государство 3. Унитарное государство 4. Федеративное государство

А9. В государстве А. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве:

1. Смешанная республика 2.Парламентская монархия 3. Президентская республика 4. Абсолютная монархия

А 10. Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства.

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «государство, состоящее из нескольких государственных образований – субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью»?

1. Конфедерация 2. Федерация 3. Унитарное государство 4. Республика

А2. Форма правления, при которой монарх лишь формально обладает верховной властью, «царствует, но не правит».

1. Парламентская монархия 2. Абсолютная монархия 3. Федерация 4. Республика

А3. Какая форма государства представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти, определяющих степень участия во власти народа и положение личности в государстве?

1. Форма правления 2. Форма государственного устройства

3.Форма политического режима 4. Форма федерации

А4. . Верны ли следующие суждения?

А. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, форма территориально-

государственного устройства и политический режим.

Б. Наличие двухпалатного парламента является одним из признаков унитарного государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А5. Отличительной чертой демократического режима является

1) наличие разветвленной системы законов 2) высокая явка избирателей на выборы

3) освещение выборов в правительственной печати

4) конкуренция на политической арене различных политических партий и движений

А6. Кабинет министров (администрация) формируется главой государства и ему же подотчётен в:

1.Президентской республике 2. Парламентской республике

3.Смешанной республике 4. Парламентской монархии

А7. Любое государство характеризуется:

1).Возможностью осуществлять легальное принуждение 2. Взаимной ответственностью государства и личности

3. Многопартийностью 4. Разделением властей

А8. Унитарное государство:

1.Представляет собой союз суверенных государств

2. Допускает существование правительств и законодательных органов в территориальных единицах

3.Предполагает существование собственных конституций в территориях

4. Исключает любые формы политической суверенности входящих в него территорий

А9. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример:

1.Парламентскую республику 2. Абсолютную монархию 3. Президентскую республику 4. Парламентарную монархию

А 10. Установите соответствие между типами государств и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИП ГОСУДАРСТВА

А) «разрешено все, что не запрещено» 1) правовое государство

Б) реализация принципа разделения властей 2) тоталитарное государство

В) цензура средств массовой информации

Г) сращивание партийного аппарата с государственным

Д) верховенство права

Е) «разрешено всѐ, что разрешено законом

11. Характерной чертой демократического государства является

а) открытый, публичный характер деятельности властей

б) отсутствие свободных средств массовой информации

в) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы

г) организация внесудебного преследования оппозиции

12. Какому политическому режиму в наибольшей степени свойственны разделение властей, многопартийность, сохранение гражданских свобод, регулярные выборы?

13 . Непосредственная демократия проявляется в

а) проведение референдума

б) работе парламента

в) принятии решения главой правительства

г) функциях Конституционного Суд

14. К чертам тоталитарного режима относятся:

а) равенство всех перед законом

б) полный контроль государства над обществом в) огосударствление правящей партии

г) всеобщий контроль над средствами массовой информации (СМИ)

д) принцип разделения властей

Укажите верный ответ 1) бвг 2) авг 3) абв 4) вгд

15. Что является характерным признаком демократического режима?

а) конфедеративное устройство

б) наличие системы разделения властей

в) сосредоточение власти в руках президента

г) единая законодательная система

16. Для унитарного государства характерно (а):

а) объединение государств на добровольной основе

б) существование двух уровней власти

в) сочетание местного и общегосударственного законодательства

г) власть главы государства распространяется на территорию всей страны

17. Государства Б. и Т. Объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это государство

18. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство

1 9 . Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к национально-территориальному устройству государства.

в) унитарное государство

20. Для какого политического режима характерно господство одной партии, навязывающей обществу определенную экономическую модель и систему политических ценностей, проводящей политические репрессии?

Тест «Форма государства» I I вариант

А1. Какой форме государственного устройства соответствует данное определение: «союз суверенных государств,

обра­зованный для обеспечения их общих интересов»?

1 . Конфедерация 2 . Федерация 3 . Унитарное государство 4. Монархия

А2. Форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок?

1. Парламентская монархия 2. Сословно-представительная монархия 3. Республика 4. Абсолютная монархия

А3. Какая форма государства определяет, кому принадлежит верховная власть, порядок формирования, структуру, компетенцию высших органов государственной власти и их взаимоотношения с народом и друг с другом?

1. Форма правления 2. Форма государственного устройства

3. Форма политического режима 4. Форма политического союза

А4. Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому 2) монархическому 3) авторитарному 4) республиканскому

А5. Характерной чертой тоталитарного общества является

1) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2) конкуренция в борьбе за власть различных партий

3)уважение и защита законом прав меньшинства

4) закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

А6.Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия государства и главы правительства

1. Унитарное государство 2. Президентская республика 3. Парламентская республика 4. Федеративное государство

А7. Найдите в приведенном ниже списке черты демократического режима и запишите цифры, под которыми они указаны?

1) Верховенство права

2) Обеспечение свободных выборов

3) Однопартийная система

4) Монополия единственной идеологии

5) Навязывание определенной экономической модели

6) Терпимое отношение к инакомыслию

А8. Государственное устройство, характеризующееся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны, - это:

1. Социальное государство 2. Бюрократическое государство 3. Унитарное государство 4. Федеративное государство

А9. В государстве А. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве:

1. Смешанная республика 2.Парламентская монархия 3. Президентская республика 4. Абсолютная монархия

А 10. Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства.

А) единая структура государства на всей территории страны

Б) существует два уровня государственного аппарата

В) двухпалатная структура парламента

Г) административно-территориальное образование не имеет гражданства

Д) объединение субъектов, обладающих относительной самостоятельностью

1) Унитарное государство

2) Федеративное государство

11. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу называется

а) социологическим опросом

12. Одна из характерных черт тоталитарного общества

а) запрещение законом призывов к насильственной смене государственного строя

б) конкуренция в борьбе за власть различных партий и движений

в) запрещение законом деятельности экстремистских организаций

г) отсутствие подлинной информации о действиях властей

13. Какому политическому режиму присущи свободные выборы, конкуренция различных партий и идеологий?

14. Что является характерным признаком демократического политического режима?

а) наличие публичной власти

б) единая законодательная система

в) федеративное устройство

г) гарантии прав и свобод граждан

15. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима?

а) установление многопартийности

б) культ личности

в) всеобщие выборы

г) наличие всенародно избранного парламента

16. В государстве Е. существуют два уровня гос.аппарата: центральный и региональный и двуканальная система налогов: центральные и региональные. Это государство

17. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство

в) абсолютная монархия

г) парламентская монархия

18. Верны ли следующие суждения о республике?

А. Примером современной республики можно считать Великобританию.

Б. Республика - это такая форма правления ,при которой глава государства избирается населением.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

1 9 . По форме правления Россия является

б) демократическим государством

в) смешанной республикой

г) унитарной формой

20. В государстве Т. Все органы власти, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона, существуют несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установлен в стране Т.?

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн) ; составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия) .

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

(от лат. unitas - единство) - одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.

Унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям самостоятельности, автономии. Политическое управление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств. Демократия как способ осуществления народовластия провозглашается, но для его реализации практически нет никаких условий. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям. Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр. Поэтому унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют послушных, нетворческих, безынициативных руководителей и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности. В целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства.

В России осуществляется переход от унитарного централизованного государства к федеративному. Этот процесс сопровождается многими противоречиями, трудностями, сохранением в новом становящемся качестве государственного устройства старых унитарных механизмов действия, стереотипов и шаблонов.

Андорра
Беларусь
Болгария
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Молдавия
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швеция
Эстония

Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Вьетнам
Грузия
Израиль
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Лаос
Ливан
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Оман
Саудовская Аравия
Северная Корея
Сингапур
Сирия
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония

Алжир
Ангола
Бенин
Ботсвана
Буркина Фасо
Бурунди
Габон
Гамбия
Гана
Гвинея
Гвинея-Бисау
Джибути
Египет
Замбия
Зимбабве
Кабо-Верде
Камерун
Кения
Конго (Браззавиль)
Конго (Киншаса)
Кот-д’Ивуар
Лесото
Либерия
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Марокко
Мозамбик
Намибия
Нигер
Руанда
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сомали
Сьерра-Леоне
Танзания
Того
Тунис
Уганда
Центральноафриканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Южно-Африканская Республика
Латинская Америка
Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Боливия
Гаити
Гайана
Гватемала
Гондурас
Гренада
Доминиканская Республика
Колумбия
Коста-Рика
Куба
Никарагуа
Панама
Парагвай
Перу
Сальвадор
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Доминика
Суринам
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Ямайка
Океания
Вануату
Кирибати
Маршалловы острова
Науру
Новая Зеландия
Палау
Папуа-Новая Гвинея
Самоа
Соломоновы острова
Тонга
Тувалу
Фиджи

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн) ; составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия) .

Унитарное государство, форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель и т. п.), а подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. п.). В У. г. действуют единая для всего государства конституция, общая система права, единая система органов государственной власти, что создаёт необходимые организационно-правовые предпосылки для централизованного руководства общественными процессами, усиления влияния центральной власти на всей территории государства. У. г. являются все социалистические государства, кроме СССР, Чехословакии и Югославии – социалистических федераций.

Большинство современных буржуазных государств (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) построены как У. г. Процессы экономической и политической централизации, характерные для периода государстевенно-монополистического капитализма, обусловливают преобладание унитаристских тенденций и в современных буржуазных федерациях (США, ФРГ, Канада и др.), где постоянно растут роль и влияние федеральных органов государственной власти.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: