Государственное управление в сфере социального обеспечения это

Обновлено: 26.04.2024

В юрисдикцию органов социального обеспечения входит одна из важнейших функций – управление данной сферой. Управление выступает в качестве неотъемлемой части осуществления социального обеспечения, и может подразделяться на несколько основных видов:

  • Общее управление социальным обеспечением;
  • Оперативное управление социальным обеспечением.

Управление выстраивается с учетом основных организационных и правовых форм социального обеспечения граждан. Это и социальное страхование граждан, и социальное обеспечение отдельных категорий, находящихся в зоне риска, а также государственная социальная помощь, осуществляемая в отношении граждан за счет государственного бюджета, ассигнованного в соответствии с законодательством государства.

Общее управление социальным обеспечение осуществляется в России непосредственно Правительством. На нем лежит ответственность за осуществление государственной социальной политики, а также за реализацию конституционных прав граждан в области социальной защиты и социального обеспечения. Эти права распространяются на социальное обеспечение, охрану здоровья и возможность получать качественные бесплатные медицинские услуги. Также государством оказывается содействие в решении социальных проблем, с которыми сталкиваются семьи, матери или дети. Всю ответственность берет на себя Правительство Российской Федерации, которое руководит деятельностью федеральных министерств и контролирует иные федеральные органы исполнительной власти.

Что касается оперативного управления органами социального обеспечения, то здесь ответственность возлагается на органы государственной исполнительной власти, на Министерство труда Российской Федерации, а также на Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие органы, а также подведомственные им организации, которые имеют то или иное отношение к реализации социальной государственной политики в нашей стране.

Функции органов социального обеспечения, а также их цели и задачи

Функции оперативного управления социальным обеспечением, в также функции, которые в большей степени сконцентрированы на социальном страховании индивидов, осуществляются в пределах полномочий внебюджетных фондов. Они не являются частью государственной исполнительной власти, к ним относятся:

  • Пенсионный Фонд России;
  • Фонд Социального Страхования граждан;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования.

Эти фонды осуществляются свою деятельностью в соответствии с целями, которые определены федеральным законодательством. Это и обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и выплаты в случае, определенные законодательством как те случаи, при которых граждане имеют право на получение определенных страховых выплат.

Готовые работы на аналогичную тему

Важно акцентировать внимание на том, что Пенсионный Фонд России, а также и иные страховые социальные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти, но их правовой статус обладает некоторыми элементами, которыми обладают аналогичные органы социального управления в нашей стране.

Цели и задачи, которые закреплены за Пенсионным Фондом России, во многом определяют его структуру, а также сферу деятельности, в которой он имеет законные полномочия и может осуществлять свою деятельность. Цели его организации и осуществления деятельности заключаются в создании эффективных гарантий со стороны государства в отношении пенсионных выплат и пенсионного обеспечения категорий граждан, которые оказались именно в том случае, который предусмотрен законом. Эти цели возможно достигнуть лишь при реализации некоторых задач. К таким задачам относятся следующие:

  1. Поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета нашей страны в целом;
  2. Обеспечение прав граждан на получение адресной помощи в виде социальных выплат;
  3. Своевременные финансовые выплаты в виде пенсий, пособий, а также предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан, которые заявили о своей неспособности самостоятельно удовлетворять первичные потребности;
  4. Финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченным возможностями, а также многодетных семей, детей-сирот, матерей-одиночек.

В рамках социального обеспечения немаловажную роль играет правовое регулирование. Основным министерством в данной области является Министерство труда Российской Федерации. Это – федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по выработке и последующей эффективной реализации государственной политики в соответствии с нормативным правовым регулированием таких сфер, как: демография, трудовая сфера, уровень доходов населения, благосостояние, уровень жизни, оплата труда, пенсионное обеспечение граждан, их социальное страхование.

Важно подчеркнуть, что свои функции Министерство труда осуществляет во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, а также сотрудничает с исполнительной властью, которая принадлежит субъектам Российской Федерации.

Что касается органов социального обеспечения, действующих на уровне субъектов Российской Федерации, то они могут носить разнообразные названия – это и министерства, и департаменты, комитеты и управления по социальной защите, отделы, которые ориентируют свою работу на социальное развитие населения страны. Несмотря на различные названия, их функции и роль одинаковая – они нацелены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для граждан, поддерживать уровень их доходов, а также осуществлять социальную защиту, социальное обеспечение и социальное страхование тех граждан, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 27.11.2021

Эксперт по предмету «Социология» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.

Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:

  • обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
  • обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
  • своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
  • разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
  • финансирование целевых программ.

Функциями Пенсионного Фонда России являются:

  • сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
  • управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.

Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд

возложены дополнительные функции, такие как:

  • осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
  • дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
  • осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
  • создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.

Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.

Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения

Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.

Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.

В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.

Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.

Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.

В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.

Характеристика регионального органа социального обеспечения

Орган регионального социального обеспечения относится к отраслевым органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и нетрудоспособных категорий населения, которым необходима поддержка со стороны органов социальной защиты. Деятельность такого органа основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, государственных законодательных актах, а также Конституции, законодательных актах субъекта Российской Федерации и Положением о региональном органе социального обеспечения.

Как правило, такой орган относится к юридическим лицам, имеет бюджетные счета в банке и казначействе субъекта Российской Федерации. Финансирование на его содержание выделяется из бюджета субъекта России, часть денежных средств которого предназначена для государственного управления. Имущество, которое необходимо для реализации деятельности, передается в оперативное управление. Деятельность регионального органа осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти государственного уровня, органами Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

В региональный орган социального обеспечения могут входить такие учреждения:

  • республиканские, областные, районные управления в виде комитетов, отделов социальной защиты населения;
  • стационарного и нестационарного социального обслуживания;
  • государственные службы медико-социальной экспертизы;
  • службы реабилитации инвалидов;
  • приюты для подростков и детей;
  • центры помощи семье и детям;
  • социальная помощь для лиц без определенного места жительства;

Задачи, возлагаемые на региональный орган социального обеспечения

Задачами регионального органа в области защиты населения являются:

  • проведение государственной политики в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста, а также нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
  • координация межотраслевого характера в сфере социальной защиты населения и проведение анализа социально-экономического состояния отдельных групп населения, мониторинг предоставления социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, прогнозирование развития социальной защиты;
  • создание оптимальной системы социальной защиты, повышение уровня эффективности, формирование новых видов социального обеспечения населения (допустимо привлечение негосударственных организаций);
  • внедрение современных технологий, формирование баз и банка данных обслуживаемого населения;
  • контроль за соблюдением законодательства, требований, выдвигаемых государственными стандартами и нормами в сфере организации социальной сферы.
  • взаимодействие с территориальными исполнительными органами власти по всевозможным вопросам защиты и обслуживания населения региона;
  • разработка мероприятий по обеспечению социальных гарантий, установленных законом;
  • в пределах региона контроль за исполнением федерального законодательства Российской Федерации и ее субъекта.

Функции регионального органа в области социальной защиты и обслуживания

Функции, которые региональный орган обязан выполнять в установленном порядке, представлены следующим образом:

  • разработка и проведение мероприятий по осуществлению государственной политики в сфере социальной защиты, передача эти проектов на рассмотрение в исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации, а также проведение заключения по нормативно-правовым актам, которые подготовлены иными исполнительными органами власти города;
  • проведение методического руководства нижестоящими организациями защиты населения в социальной сфере, а также иными подведомственными организациями по выполнению ими вместе с территориальными органами задач по защите населения;
  • организация работы по начислению и выплатам пособий для семей с детьми, ежемесячных и разовых пособий семьям, относящимся к категории «малообеспеченные»;
  • сотрудничество с учреждениями почтовой связи, кредитными организациями по реализации социальных выплат;
  • материально-техническое оснащение людей престарелого возраста, людей с ограниченными физическими возможностями, предоставление им льгот и выдача соответствующих документов;

Также органами социальной защиты населения проводится организация работы в сфере медицинского, культурного, социально-бытового обслуживания для лиц, находящихся в учреждениях социальной защиты; работа по проведению медико-социальной экспертизе граждан и создание и развитие Государственной службы, позволяющие проводить подобного рода экспертизы.

Задачи, возложенные на органы социальной защиты предусмотрены в сфере финансовой деятельности. К таковым относятся:

  • обязательное сотрудничество с иными органами власти при рассмотрении проекта о бюджете субъекта;
  • контроль за бюджетными расходами, а также распоряжением внебюджетных средств;
  • оказание услуг для удовлетворений нужд государственного характера в области социального обеспечения и защиты населения.

Помимо вышеуказанных задач, территориальные органы разрабатывают и вносят на рассмотрение предложения в сфере развития и укрепления материально-технической основы социальной отрасли

Орган регионального значения имеет возможность пользоваться перечнем прав при решении задач и проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности:

  • внесение предложений по совершенствованию законодательных норм социальной защиты и обслуживания населения;
  • издание методических рекомендаций и инструкций по различным направлениям деятельности по социальному обеспечению с дальнейшей передачей их в подведомственные организации;
  • владение и распоряжение имуществом, которое закрепляется за ними в рамках оперативного управления.

Значение руководителя в сфере социального обеспечения

Основным принципом, на котором основано управление региональным органом социального обеспечения – принцип единоначалия, то есть во главе находится назначенный органом исполнительной власти субъекта России руководитель. Его заместители наделяются полномочиями и снимаются с должностей аналогично руководителю. Руководитель обладает довольно широкими полномочиями для надлежащего и ответственного осуществления выполняемой им деятельности – организация рабочего процесса и управление деятельностью регионального органа в сфере социального обеспечения, руководителем которого он является.

Контроль за исполнением обязанностей, возложенных на подведомственные организации осуществляется проведением заседаний правительства субъекта Российской Федерации и совещаний, на которых присутствуют региональные органы, деятельность которых непосредственно связана с вопросами социальной защиты и обслуживания населения; передачей на рассмотрение исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации правовых актов в сфере совершенствования регионального законодательства, а также документов по вопросам осуществляемой деятельности органами регионального значения

В пределах своих полномочий руководитель может осуществлять такие процедуры:

  • издание приказов и распоряжений, которые являются обязательными для исполнения сотрудниками как регионального органа, так и его подведомственными учреждениями;
  • осуществление контроля за исполнением распоряжений руководителя;
  • назначение и увольнение с должности сотрудников регионального органа, руководителей подведомственных организаций социальной защиты, учреждений стационарного характера;
  • заключение трудовых договоров.

Процедура назначения на должность руководителей подведомственных организаций проводится только после согласования с руководителями административно-территориальных групп.

Руководитель также вправе определять полномочия для своих заместителей, распределять обязанности между несколькими руководителями, утверждать должностные инструкции и положения о работе структурных подразделений, а также структуру, штатное расписание, смету расходов на содержание сотрудников в пределах денежных средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации для государственного управления.

Руководитель наделен полномочиями, которые позволяют ему заниматься кадровыми вопросами, а именно организацией работы по повышению квалификации сотрудников, формированием кадровых резервов, совершенствованием условий труда сотрудников, обеспечением соблюдения работниками правил внутреннего распорядка, порядка работы с документами служебного характера. Он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность предоставления такой документации.

При органе социальной защиты создается коллегия. В ее состав входят: руководитель, его заместители, руководители подведомственных ему организаций и структурных подразделений. Помимо лиц, входящих в состав коллегии по должности, имеется список членов коллегии, который утверждается по представлению руководителя Правительством субъекта Российской Федерации. Коллегией рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности и регионального органа в области социального обеспечения и структурных подразделений, входящих в его состав. По итогам проведенного заседания составляется протокол, постановления и приказы руководителя. Для субъектов Российской Федерации задачи, функции и организационная структура практически одинаковы.

В подчинении регионального органа находятся районные, городские управления, комитеты и отделы социальной защиты населения. Их функция заключается в организации и выполнении работ социального обслуживания пожилых граждан, людей с ограниченными физическими возможностями, детей; обеспечении отдельных категорий населения социальными пособиями, реабилитацией инвалидов, предоставление государственной социальной помощи гражданам. Так же они взаимодействуют с многочисленными общественными организациями, оказывающими помощь людям с ограниченными физическими возможностями.

Понятие и значение государственного управления социальной сферой

Социальные правоотношения представляют собой одну из важнейших подсистем общества и предмет государственного управления в форме реализации социальной государственной политики, в том числе обеспечении населению достойного уровня жизнедеятельности, эффективной реализации социальных прав, в том числе прав на социальное обеспечение, охрану здоровья, на жилище и др.

Отсюда государственное управление социальными правоотношениями представляет собой одно из приоритетных направлений политики страны и опосредует систему экономико-правовых, организационных мер и мероприятий, целью которых является формирование условий и обеспечение населения социальными ресурсами.

Важнейшая цель государственного управления социальной сферы – это обеспечение доступности гражданам социальных благ, которые способны удовлетворить их биологические, экономико-социальные и духовные потребности.

Эффективность государственного управления социальными правоотношениями требует:

  • научной и практической обоснованности критериев нуждаемости в социальной поддержке различных слоев населения;
  • рационального использования привлеченных государством ресурсов на осуществление социальной политики;
  • координации действий органов публичной власти на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Отсюда главным затруднением в реализации государством своего социального назначения выступает оптимизация объема привлекаемых на социальные нужды ресурсов и эффективности обеспечения населению достойного уровня жизнедеятельности и удовлетворения социальных потребностей личности.

Цели и задачи государственного управления социальной сферой

Государственное управление социальной сферой опосредует широкий круг общественных отношений, в том числе:

  1. отношения на рынке труда – гарантий оплаты труда не ниже установленного государством уровня, охраны прав работника как более уязвимой стороны в трудовых правоотношениях, обеспечение занятости и снижения уровня безработицы;
  2. обеспечение экономических условий, в которых трудоспособное население способно получать доход достаточный для удовлетворения социально-экономических потребностей;
  3. реализация демографической политики государства – охрана материнства, детства, молодежи;
  4. поддержка социально уязвимых слоев населения – реализация инструментов социальных обслуживания, обеспечения, защиты, страхования, пенсионного обеспечения и др.;
  5. организация эффективных систем образования, в том числе переподготовки и повышения квалификации;
  6. развитие науки;
  7. организация и финансирование эффективной системы здравоохранения;
  8. предоставление жилья нуждающимся слоям населения, предоставление коммунальных и бытовых услуг;
  9. формирование условий для культурного и физического развития населения;
  10. реализация туристического потенциала территории;
  11. обеспечение безопасных добычи и использования природных ресурсов, охрана природы, ее сохранение и восстановление;
  12. охрана социальных прав населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Названные категории общественных отношений как предмета государственного социального управления обусловливают постановку следующих целей социальной политики:

  • обеспечение роста уровня жизнедеятельности граждан;
  • организация эффективной системы социальной охраны и обеспечения социально уязвимых групп населения;
  • управление рынком труда, в том числе установление минимальной оплаты труда, обеспечение занятости, снижения безработицы, контроль миграции;
  • стабильное и эффективное функционирование пенсионной системы;
  • качественное и доступное здравоохранения и социальное страхование.

Достижение таких целей требует от государства последовательного решения таких задач:

  • обеспечение баланса интересов отдельных социальных групп и приоритетов социально-экономического развития муниципалитета, региона, государства в целом;
  • формирование экономической и политической среды, способной обеспечить рост благосостояния граждан, их эффективное участие в производстве;
  • предоставление равных социальных возможностей граждан, в том числе на качественные и доступные здравоохранение, образование, жилье и др.;
  • обеспечение социальных прав граждан, в том числе категорий населения, нуждающихся в повышенной поддержке со стороны государства;
  • борьба коррупцией, с криминальной преступностью;
  • развитие всех областей социальной сферы – науки, образования, экологии, медицины, культуры, спорта и др.

Правительство РФ в государственном управлении социальной сферой

Основной закон страны в качестве одной из характеристик Российской Федерации называет «социальное государство», что возлагает на государство обязанности по обеспечению эффективной реализации и охраны социальных прав граждан.

Государственное социальное управление реализуется в России по следующим направлениям:

  1. законодательное и иное нормативно-правое регулирование социальной сферы;
  2. осуществление гарантированных законом и иными нормативно-правовыми актами социальных прав и интересов граждан;
  3. контроль деятельности органов публичной власти и их должностных лиц в области реализации задач социального управления.

Конституционно закреплена обязанность Правительство России по реализации в стране единой государственной политики в области научно-культурной и образовательной областях, а также в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии, в частности обязанности:

Государственное управление в сфере социальной защиты населения – это направление государственной политики и практической деятельности в сфере государственного управления социальной защитой граждан, призванной обеспечить снижение социальной напряженности, решение социальных задач.

Социальная защита населения

Основы осуществления социальной защиты населения составляет социальная сфера экономики, обеспечивающая стабильность развития общества и его переход на постиндустриальную стадию. Решение социально-экономических задач общественного развития обеспечивается формированием стратегии управления социальной защитой населения.

Функционирование системы социальной защиты населения требуется для обеспечения социальной поддержки граждан. Социальная защита населения – это особый социальный институт, который в Российской Федерации находится на этапе своего становления. Российское государство еще не полностью осуществило переход на новую современную форму управления сферой социальной защиты. Рыночная экономика характеризуется несовершенством в плане решения социальных проблем, что оказывает отрицательное воздействие на социальную защищенность отдельных слоев населения. В этих условиях механизм социальной защиты граждан играет ключевую роль, поскольку Российская Федерация является социально ориентированным государством.

Социальная защита населения признается приоритетным направлением социальной политики российского государства.

Социальная защита населения представляет собой совокупность целенаправленных действий и средств, применяемых государством для обеспечения наиболее уязвимым слоям населения социальной защиты, экономической самостоятельности, достижения социального благополучия, формирующего комплексную возможность решения социальных проблем, обусловленных реалиями рыночной экономики.

Социальную защиту населения обеспечивают следующие объекты социальной инфраструктуры: центры социального обслуживания граждан, территориальные центры социальной помощи детям и семье, социально-реабилитационные центры для отдельных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, детям-сиротам, трудным подросткам, центры психологической помощи гражданам, центры экстренной социальной помощи, дома ночного пребывания, дома престарелых, стационарные социальные учреждения, геронтологические центры, учреждения, ответственные за предоставление социальных услуг.

Готовые работы на аналогичную тему

Сфера социальной защиты населения сталкивается с рядом проблем, многие из которых обусловлены недостаточностью финансирования этой сферы.

Существование сферы социальной защиты населения без государственного регулирования в современных условиях невозможно.

Цели и задачи государственного управления в сфере социальной защиты населения

Социальная защита населения призвана обеспечить достижение следующих целей:

  • во-первых, избавить населения от состояния нищеты;
  • во-вторых, организовать оказание материальной помощи гражданам в условиях экстремальных ситуаций;
  • в-третьих, содействовать адаптации уязвимых с социальной точки зрения групп населения к условиям рыночного хозяйства;
  • в-четвертых, поддерживать особо уязвимые группы и категории граждан.

Государственное управление сферой социальной защиты населения призвано обеспечить поддержку для наиболее уязвимых слоев граждан, сформировать условия их нормального существования.

В качестве одного из основных инструментов государственного управления в сфере социальной защиты населения выступают правовое регулирование, обеспечивающего защиту трудовых прав населения, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное, поддержку малообеспеченных и многодетных семей, одиноких родителей.

Задачи государственного управления сферой социальной защиты населения состоят в следующем:

  • во-первых, достижение социальной стабильности общества;
  • во-вторых, организация системы адресной поддержки уязвимых граждан;
  • в-третьих, максимально возможное преодоление социального расслоения общества;
  • в-четвертых, решение социальных проблем развития российского общества.

Меры государственного управления системой социальной защиты населения

Государственная политика управления в сфере социальной защиты населения подразумевает применение следующих мер:

  • во-первых, установление минимального размера оплаты труда на уровне, равном или превышающем прожиточный минимум;
  • во-вторых, реализация мер обеспечения занятости граждан;
  • в-третьих, приближение к величине прожиточного минимума минимального размера пенсионного обеспечения;
  • в-четвертых, формирование системы выплат компенсационного характера и пособий в отношении наименее защищенных слоев населения;
  • в-пятых, формирование системы льгот социального характера, которые гарантируются и предоставляются государством в виде дотаций, пособий, компенсаций;
  • в-шестых, внедрение семейной формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, и детей-сирот.

Реализация указанных мероприятий обеспечивает развитие важнейших отраслей сферы социальной защиты населения и максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан.

Проблемы социальной сферы касаются всех слоев населения, его категорий и социальных групп. Как результат, население формирует многообразные социальные потребности, которые государство должно обеспечивать.

Государство в системе социальной защиты населения выступает в качестве основного участника, выполняя координирующую роль, регулируя социальную сферу, мобилизуя часть доходов бюджетной системы для финансирования реализации мероприятий социального характера.

Решение проблем социальной защиты населения обеспечивается за счет комплексного подхода к выработке и реализации стратегии государственного управления сферой социальной защитой и социальными процессами.


Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.

Оглавление

  • Тема 1. Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
  • Тема 2. Понятие управления социальным обеспечением
  • Тема 3. Правовое осуществление социального обеспечения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие управления социальным обеспечением

1) Понятие управления;

2) Общее управление социальным обеспечением;

3) Оперативное управление социальным обеспечением.

1) Понятие управления

В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:

а) Деятельность органов власти;

б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;

Термин «управлять» означает:

а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;

б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.

Следовательно, управление — целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.

Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.

С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает — управление, руководство.

Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.

Управление и администрирование — это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.

На практике существует несколько видов администрации:

а) Администрация международной организации;

б) Федеральная администрация;

в) Администрация субъекта РФ;

в) Муниципальные администрации;

г) Администрация предприятия, учреждения, организации.

2) Общее управление социальным обеспечением

Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.

В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.

Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства — Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.

3) Оперативное управление социальным обеспечением

Оперативный — непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.

Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (

1) Пенсионный Фонд России (ПФР);

2) Фонд Социального Страхования (ФСС);

3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);

б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).

Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:

— Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

— Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;

— Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);

— Определяют базу для начисления страховых взносов;

— Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.

Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:

1) Министерство труда и социальной защиты;

2) Министерство здравоохранения;

3) Министерство образования и науки;

4) Министерство Обороны;

5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.

На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) — управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.

В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:

— Разработка программ социальной защиты населения;

— Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;

— Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;

— Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;

— Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: