Государственно правовые признаки беларуси как суверенного государства

Обновлено: 28.04.2024

Суверенитет Республики Беларусь впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990 г. 25 августа 1991г. был принят закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете». Ст. 1 Декларации провозглашала Республику Беларусь суверенным государством, утвердившемся на основе осуществления белорусской нацией её неотъемлемого права на самоопределение, верховенстве народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. Республика Беларусь согласно Декларации гарантировала право каждого человека, независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола , образования, отношения к религии, места проживания, равные возможности на сохранение, изучение, и развитие родного языка, а также равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков.

Можно выделить следующие сферы проявления суверенитета Республики Беларусь:

а) государственное строительство и правотворчество;

б) экономическое и социально-культурное строительство;

в) оборона страны, государственная безопасность;

г) внешнеполитическая деятельность.

В сфере государственного строительства и правотворчества Республика Беларусь устанавливает основы политики: в области государственно-национального развития; определения государственного устройства и территории; развития законодательства.

Основы государственного суверенитета Республики Беларусь закреплены в первом разделе Конституции Республики Беларусь «Основы Конституционного строя». Части 2 и 3 ст. 1 Конституции закрепляют положение о том, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

К ведению Республики отнесены:

выбор формы правления;

формирование системы, структуры и полномочий органов государственной власти, установление общих принципов их организации.

Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида органов государственной власти, за пределы которых они не в праве выходить, характер их взаимоотношений с органами местного самоуправления.

Основой деятельности властных структур является ответственность за сохранение государственного суверенитета Республики Беларусь, обеспечение политической стабильности в обществе, эффективное развитие экономики, благополучие народа, защита суверенной и территориальной целостности Республики. Только эффективно действующий институт власти может обеспечить государственный суверенитет Республики Беларусь, её государственное единство. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти – разделение властей, подотчётность народу, гласность, верховенство права должны быть незыблемы.

Республиканское гражданство является необходимым элементом конституционно-правового статуса Республики Беларусь как суверенного государства. Оно выражает политико-правовую связь личности с государством независимо от национальной принадлежности. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства и проявляется в установлении единого гражданства для всех граждан Республики Беларусь, определении их правового статуса, а также статуса иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев – в чём, также проявляется государственный суверенитет Республики Беларусь.

Государственный суверенитет предполагает наличие единого правового пространства. В сфере правотворчества республика осуществляет разработку, принятие и реализацию законодательства всех отраслей права.

Характерным признаком государственного суверенитета является наличие территории.

Большинство стран мира в своих конституциях устанавливают положение о том, что их территория – едина, неделима, неотчуждаема, неприкосновенна.

В ст. 9 Конституции Республики Беларусь даётся определение территории Республики Беларусь как естественного условия и пространственного предела самоопределения народа Республики Беларусь, основы его благосостояния и суверенитета.

Независимо от государственно-политической формы самоопределения народа, территория всегда и при любых обстоятельствах будет его неотъемлемым условием существования, как объективная и историко-географическая данность. В состав территории государства включаются суша, воды, недра, пространство, образующее материальное содержание суверенитета. Государственная граница выступает юридически закреплённым пространственным пределом государственной территории и действием государственного суверенитета.

Государственный суверенитет предполагает независимость государства в проведении внутренней политики. Это возможно при распространении власти на всю территорию страны. В этих целях в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь было закреплено положение о том, что земля, её недра, другие природные ресурсы на территории республики являются собственностью народа Беларуси, которому принадлежит исключительное право по их владению, пользованию и распоряжению. Республика самостоятельно устанавливает порядок организации на территории Беларуси режим охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу экономическую безопасность. В настоящее время эти основополагающие положения закреплены ст. 13 Конституции Республики Беларусь.

Суверенитет возможен, когда государство самостоятельно решает территориальные вопросы.

Республика осуществляет политико-административную организацию территории, производя её деление на административно-территориальные единицы, осуществляя организацию государственной власти и государственного управления по территориальному принципу.

Республика Беларусь определяет изменение границ областей, районов, городов и иных административно-территориальных единиц государства (ч.3 ст. 9 Конституции Республики Беларусь).

Государственный суверенитет Республики Беларусь проявляется в праве:

устанавливать статус, режим и осуществлять защиту государственных границ, пограничных и иных специальных зон;

устанавливать режим и условия навигации в своём воздушном пространстве;

устанавливать правила использования национальных вод;

осуществлять охрану и оборону государственной территории, экономических зон;

организовывать таможенное дело на основе принципа единства таможенной территории.

Часть 2 ст. 1 Конституции Республики Беларусь закрепляет территориальное верховенство, то есть высшую власть в отношении своей территории. Исходя из этого, суверенитет предполагает такие свойства государственной власти, в силу которых её территориальное господство, верховенство, являются высшим и независимым.

Государственная территория, будучи пространством, на которое распространяется территориальное верховенство государства, представляет собой правовой режим, касающийся всех элементов государственной территории.

Из содержания понятия государственного верховенства следует, что любое посягательство на территориальную неприкосновенность государства означает посягательство на область осуществления его власти, поэтому представляет собой грубейшее нарушение государственного суверенитета. Подобным же образом следует рассматривать любую попытку реализовать в пределах государственной территории власть иного государства.

В сфере экономического и социально-культурного развития Республика Беларусь осуществляет самостоятельную экономическую политику на принципах регулируемых рыночных отношений, устанавливает правовые основы единого рынка, управляет государственной собственностью, анализирует воздействие системы хозяйствования на развитие социально-экономических и политических процессов.

К исключительному ведению республики отнесены также финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, организация экономической службы, включая Национальный и иные банки Республики Беларусь.

Суверенитет предполагает способность государства обеспечивать свою внешнюю и внутреннюю безопасность.

Военная доктрина, структура и организация Вооружённых сил Республики Беларусь, иные составляющие оборонной политики определяются исключительно республикой. Беларусь может заключать оборонительные союзы с другими государствами, создавать объединённые вооружённые силы или силы быстрого реагирования для поддержания мира

Республика Беларусь является субъектом международного права. Она осуществляет самостоятельную внешнюю политику, вступает в отношение с иностранными государствами, заключает с ними международные договора, обменивается дипломатическими и консульскими представителями, принимает участие в деятельности международных организаций, решает вопросы войны и мира.

Ст. 18 Конституции Республики Беларусь провозглашает внешнеполитический курс республики на признание и уважение государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. Об утверждении военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 3.01.2002 г. № 74–З (ред. от 06.01.2009 г. № 8–З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 2/826.

3. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 421–З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 2/1518.

4. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь от 27.07.1990 г. // Там же. – 2001. – № 2/795.

5. Автономов А.С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах. //Сов. гос. и право. – 1990. – № 6. – С. 130–139.

6. Вельяминов Г.М. Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания // Государство и право. – 2010. – № 10. – С. 101 – 104.

7. Головко А.А. Современные проблемы государственного суверенитета в Республике Беларусь // Право и демократия. Сборник научных трудов. Выпуск 10. – Минск, 1999. – С. 99–112.

8. Макуев Р.Х. Несостоятельность идеи «ограниченного» суверенитета // Государство и право. – 2008. – № 2. – С. 23 – 29.

9. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право. − № 4. − 2004. − С. 5−12.

10. Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. – 2007. – № 12. – С. 80 – 84.

11. Шавцова А.В. Конституционно-правовая основа финансово-экономической системы как гаранта государственного суверенитета Республики Беларусь // Право и демократия: Сб. науч. ст. – Вып. 15 (Отв. ред. В.Н. Бибило. – Мн.: БГУ, 2004. – С. 70–81.

12. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. – 2007. – № 5. – С. 5 – 12.

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами в международном общении.

Статус Республики Беларусь как суверенного государства был юридически закреплён в Декларации Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля1990 г.

25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного закона.

Принятие Декларации положило начало строительства суверенитета Беларуси.

Для государственного суверенитета Республики Беларусь характерны следующие черты:

1)верховенство государственной власти.

2)единство государственной власти.

3)независимость государственной власти.

6)собственные вооруженные силы.

7)собственная финансово-кредитная система.

10)самостоятельность в решении вопросов, развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества.

1.Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной и государственной жизни. Верховенство государственной власти означает, что на территории страны только государство выступает в качестве полноправного представителя народа и никакая другая власть не может с ней конкурировать.

2.Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов составляющих в своей совокупности высшую государственную власть – это означает что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства.

3.Независимость государственной власти внутри страны проявляется в том, что только государственная власть имеет исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный строй. Республика Беларусь самостоятельно определяет свою внешнюю политику, признана международным сообществом другими субъектами международных отношений, имеет право на юридически равных основаниях вступать во взаимоотношения с другими государствами, является субъектом международного права.

4.Территорией государства является суша, внутренние воды, воздушное пространство в пределах государственной границы, а так же территориальные воды (открытое море на расстоянии 12 миль от берега).

Границы государства – это проложенные в действительности или воображаемые линии на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Под административно-территориальным устройством понимают деление территорий государства на определенные части, в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

5.Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Согласно статье 10 Конституции Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства, как на территории Беларуси, так и за её пределами. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом.

6.В статье 10 Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь впервые было закреплено, что Республика Беларусь имеет право на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.

В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Беларусь Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Защита белорусского государства является конституционной обязанностью граждан Республики Беларусь, эта обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

7.Финансово-кредитная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой бюджетной и банковской систем, а так же включает финансовые средства внебюджетных фондов, учреждений, организаций и граждан. Одним из составных элементов финансово-кредитной системы является бюджетная система, в которую включаются республиканские и местные бюджеты.

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств, для обеспечения реализации задач и функций государства.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства.

8.Государственными языками в Республики Беларусь являются белорусский и русский языки.

9.Государственные символы являются обязательным атрибутом суверенного государства. В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь её символами являются государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.

Государственный флаг – один из основных символов государства, его официальный отличительный знак эмблема.

Государственный герб – официальный символический отличительный знак, эмблема государства, изображаемая на бланках и печатях государственных органов, денежных знаках и так далее.

Государственный гимн – это торжественная песня программного характера, прославляющая страну, государство, важнейшие исторические события, национальных героев.

10.Согласно статье 15 Конституции государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследования, свободное развитие культур всех национальных общностей проживающих в Республике Беларусь.

Лекция 8.11.Суверенитет народа, нации, государства. Их взаимосвязь.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.

Суверенитет и демократия.

Суверенитет как состояние высшей представительной, государственной власти.

Суверенитет и верховенство власти.

Формы проявления государственного суверенитета.

Субъекты, осуществляющие государственный суверенитет.

Гарантии государственного суверенитета.

Государственные символы Республики Беларусь, их правовая регламентация.

Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства.

Понятие было разработано в Средние века. В литературе отмечается, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж. Баденом в его первой из 6 знаменитых книг о политическом сообществе (1576г.):

Суверенитет - всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден).

Таким образом, разработанная в Средние века теория суверенитета абсолютизировала власть абсолютных монархов. Но в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).

В начале 20 в. появляется термин «национальный суверенитет». В Науке КП существует 3 суверенитета:

Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет.

Суверенитет— (франц.) «верховенство», «независимость», «самостоятельность».

В государстве не может быть несколько суверенитетов, он 1 и неделим, а выделение видов лишь условно.

Первичен суверенитет народа, т.к. во всех Конституциях есть положение, что народ является источником государственной власти. Сам по себе он реализоваться не может. Это возможно только в условиях наличия государства, государственных органов, законодательства.

Нация—часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства.

В самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделится от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства. (Работа Ленина)

В современных Конституциях есть положение, закрепляющее, что территория данного государства едина и неделима. Следовательно, есть заслон на распад государства.

Государственно-правовые признаки РБ, как суверенного государства. Гарантии суверенитета РБ.

Суверенитет РБ впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990г.

25 августа 1991г. был выдан закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете», который просуществовал до 15 марта 1994г. (принятие Конституции). Эта Декларация не отменена, но ее положения практически полностью перекочевали в Конституцию.

Признаки суверенитета РБ проявляются в:

Верховенстве, единстве и независимости государственной власти. Верховенство власти проявляется в том, что она принадлежит народу (ст.3 Конституции). Единство проявляется в наличии системы органов, составляющих в совокупности единую государственную власть. Независимость проявляется в том, государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику.

Наличии своей территории (ст.9 Конституции).

Наличии собственных вооруженных сил.

Наличие своего гражданства (ст.10 Конституции).

Наличии собственной денежной и финансово-кредитной системы.

Самостоятельности в вопросах науки, культуры и других сфер.

Наличии государственной символики (гимн, герб, флаг).

Гарантии суверенитета.

Под этим понимаются материальные, организационные и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.

Материальные (наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки)

Организационные (наличие эффективно функционирующих органов в государстве, органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, вооруженные силы))

Юридические (нормативная база, регулирующая данную сферу правоотношений, обеспечение отношений с государством)

В данном случае рассматриваемые институты наиболее похожи, потому что регулируют важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения. Но что касается субъектов данных отношений, то основы общественного строя закрепляли статус только наиболее крупных, коллективных субъектов: государства в целом, народа, социальных классов, партий и других общественных объединений. Основы же конституционного строя, кроме названных субъектов, определяют еще и положение человека.(статьи 2, 10,11)

Рассматриваемые институты максимально различаются! Почти все принципы основ общественного строя заменены на свою противоположность (раньше был принцип – вся власть советам, теперь разделение властей; раньше господство социалистической собственности, теперь равенство государственной и частной собственности (статья 13); главная социальная группа –рабочие-крестьяне, теперьлюбыеобщности и они равны между собой.)

Основы конституционного строя менее объемный институт.Считается, что конституционное право не должно очень широко регулировать общественные отношения, чтобы не ограничивать свободу общества. Советские же основы конституционного строя подвергали жизнь общества довольно сильному регулированию и поэтому состояли из значительного количества норм.

Вывод:Основы конституционного строя – самый главный институт в системе конституционного права, он включает только те нормы, которые содержатся в первом разделе и эти нормы, в отличие от советского времени, регулируют еще и положение человека, провозглашают его высшей ценностью (статья 2), а не только статусы государственных органов.

Многие нормы института основ конституционного строя посвящены государству. Понятие государства используется в широком и узком значении.

В широком государство представлено тремя компонентами:

1.Народ;

2.Органы власти;

3.Территория.

Из перечисленных документов видно, что в состав государства включается и неодушевленная часть (территория), но, несмотря на это, государство считается субъектом, а не объектом конституционных правоотношений.

В узком значении государство отождествляется только со вторым (органы власти) из названных компонентов. Дело в том, что внешне активность государства проявляется в деятельности органов власти, состоящих из должностных лиц.

«Республика Беларусь» – название нашего государства. Это название введено не Конституцией, а законом, принятым Верховным Советом 19 сентября 1991 года. Согласно закону, БССР переименовывалась в Республику Беларусь, а сокращенно – Беларусь. Таким образом, оба названия:«Республика Беларусь» и «Беларусь», являются официальными и имеют юридическоезначение. Республика Беларусь – полное название, Беларусь – сокращенное. Термин «Беларусь» употребляется в Конституции, например в ее Преамбуле, в статьях9, 11, 21.

Республика Беларусь – составное название, включающее два компонента:

1.Республика указывает на форму правления

2.Беларусь – собственное наименование.

В государствах используются различные подходы для их обозначения:

1.Используется только собственное наименование. (Украина, Япония)

2.Используется составное название, которое наряду с собственным названием указывает на:

a. форму правления (Республика Беларусь, Итальянская Республика, Соединенное Королевство Великобритания);

b. политико-территориальное устройство (Российская Федерация, США, Мексиканские Соединенные Штаты);

c. государственно-правовой режим(демократический, авторитарный) (Китайская Народная Республика).

В Конституции Республики Беларусь нет норм, которые прямо были бы посвящены особенностям формы правления. На нее указывает только наименование «Республика Беларусь». Как известно, выделяют 2 формы правления:

1.Республика

2.Монархия

Форма правления позволяет ответить на вопрос, в каком порядке: путем избрания на определенный срок или путем получения власти по наследству формируется глава государства. Следует иметь ввиду, что в республике Президент не всегда избирается непосредственно народом. Например, президент Италии избирается Парламентом. Для современных монархий, в свою очередь, характерно существование наряду с главой государства и выборного органа (Парламент).

Необходимо обратить внимание на отсутствие жесткой связи между формой правления и государственно-правовым режимом. Он бывает либо демократическим, либо авторитарным. И в республике и монархии могут иметь место оба режима. Однако,безусловно, демократическому режиму ближе республика.

Большое практическое значение имеет выделение разновидностей формы правления. В республике есть такие разновидности:

1. Президентская;

2. Парламентская;

3. Смешанная (полупрезидентская).

Форма правления в Республике не укладывается полностью ни в одну из выделенных разновидностей. Республику Беларусь можно считать суперпрезидентской республикой.

Суверенитет – это свойство власти, предполагающее, что она является высшей, главной.

Выделяют 3 вида суверенитета:

1) Национальный. Он предполагает право нации создать свое государство. Конституция Беларуси не упоминает в национальном суверенитете, но он провозглашался в декларации «О государственном суверенитете» Республики. Национальный суверенитет признается действующим международными правовыми актами. Белорусская нация реализовала свой суверенитет, поскольку именно она выступает национальной основой Республики Беларусь.

2) Государственный. Он включает 2 аспекта:

a. Верховенство. Государственная власть является главной, «верховной» по отношению к власти любых других субъектов на территории государства. Дело в том, что власть может принадлежать не только государству, но и политическим партиям, другим общественным объединениям, крупным субъектам хозяйства (предприятиям) и т.д. Но все названные субъекты должны подчиняться власти государства, правовым актам, которое оно принимает.

b.Независимость. Она характеризует уже не внутригосударственные отношения, а внешние международные отношения Республики Беларусь с другими государствами, иностранными организациями и гражданами. В этих отношениях нет верховенства, поскольку ни одно государство юридически не может обладать властью над другим государством, иностранными организациями, гражданами, которые находятся за пределами соответствующего государства. Независимость предполагает недопустимость вмешательства в осуществлении Республикой Беларусь своей внутренней и внешней политики со стороны любых зарубежных субъектов. Таким образом, понятие суверенного государства является более широким, чем независимое, поскольку независимость есть аспект суверенитета.

3) Народный. Он конкретизирует понятие государственного суверенитета и позволяет ответить на вопрос, кто принимает важнейшие решения в государстве. Таким субъектом статья 3 Конституции провозглашает народ. Народ и суверенитет выражаются, прежде всего, в референдумах и выборах.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь непосредственно не называет наше государство суверенным. Однако черты государственнго суверенитета, а именно верховенство и независимость отражены в частях 2-ой и 3-ей Конституции. Кроме того о государственном суверенитете Беларуси прямо сказано в статьях 9, 16, 19, 79. Советские Конституции Беларуси провозглашали нашу республику суверенной, однако это положение не соответствовало другим нормам Конституции, а также реальной действительности. Например, Конституция БССР 1978 года наряду с закреплением суверенитета республики устанавливала обязательность Конституции и законов СССР на территории БССР.

Юридическое оформление реального государственного суверенитета Беларуси прошло несколько этапов:

Говорят, что Кравчук не хотел ехать, и президенты, сговорившись, пригласили его отдохнуть и устроили охоту. Они заранее отловили дикого кабана и привязали его веревкой к дереву. Кравчук умудрился попасть в веревку и кабан убежал. С горя лидер Украины подписал соглашение)))

Через 2 недели к соглашению о создании СНГ присоединились остальные республики бывших СССР, кроме стран Балтии (Литвы, Латвии, Эстонии) В 2009 году из СНГ вышла Грузия. Поэтому на данный момент в СНГ 11 государств.

Рассмотренные этапы позволяют сделать вывод, что Конституция Республики Беларусь 1994 года не учредила Республику Беларусь в качестве суверенного государства. Конституция лишь отразила государственный суверенитет, который юридический был оформлен еще до принятия Конституции.

Конституция - важнейший нормативный акт государства, его Основной Закон, выражающий волю граждан и закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Конституции могут подразделяются на:

писаные - принимается в виде единого документа;

неписаные - совокупность законодательных актов (Швеция, Канада, Великобритания);

жесткие - изменяется (дополняется) в более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре (Россия, Беларусь, Румыния, Испания, Эстония, Швеция, Италия и др.);

гибкие - изменяется (дополняется) в том же порядке, как и обычные законы (Великобритания, Индия, Новая Зеландия и др.);

временные - (срок действия указан в самом тексте) (Бразилия, Мексика);

постоянные - (срок не указан).

Изменения в Конституцию могут вноситься в процессе текущей деятельности, тогда они отражаются в действующем тексте и влекут за собой изменения отдельных статей или включение новых.

Коренные изменения в политической, экономической и социальной жизни общества приводят, как правило, к принятию новой Конституции.

Сущность конституции заключается в том, что она является

основным законом государства

обладает наивысшей юридической силой

является политическим и идеологическим документом.


Понятие и форма государственного устройства Республики Беларусь. Понятие суверенитета, его виды. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства

Государственное устройство - это административно-территориальная или национально-территориальная структура государства, правовое положение государства в целом и его составных частей и характер взаимоотношений между ними. [2,128]

В соответствии со ст.1 Конституции Республики Беларусь наше государство является по форме государственного устройства унитарным.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

единая централизованная система органов исполнительной власти;

единая судебная система;

единая денежная система;

деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права. [2,130]

Суверенитет -независимое от каких либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, то есть суверенитет - это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

В период распада СССР в Республике Беларусь 27 июля 1990г. Верховным Советом была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, закрепившая основные принципиальные положения и атрибуты суверенитета. В августе 1991 г. Декларации был предан статус конституционного закона, основные положения, которого сохранились в ныне действующей Конституции. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Она защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. [1,139]

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

суверенитет народа, или народный суверенитет

суверенитет государства, или государственный суверенитет

Народный суверенитет, означает, что народ, составляющий данное государство, ни с кем не делит свою власть.

Согласно 3 ст. Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией. [4,4]

Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитических отношениях.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

независимость и самостоятельность

Верховенство государственной власти означает, что власть государства распространяется на всю территорию страны, на всех граждан и лиц, не являющихся гражданами, на юридические лица и общественные образования;

Самостоятельность и независимость государства означает, что государство по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику. Вместе с тем, независимость государственной власти Республики Беларусь не должна нарушать нормы международного права, т.к она присоединилась к этим нормам добровольно.

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Материальной основой государственного суверенитета является владение соответствующей территорией, определённой собственностью, культурным достоянием. [2,118]

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние, так и внешнеполитические вопросы. [2,123]

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придаётся государственно обязательная сила [1,139]

Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства - это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей её территории.

Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица. [2,121]

Признаки суверенитета Республики Беларусь:

Верховенство, единство и независимость государственной власти

Наличие своей территории, ее целостность и неделимость

Наличие своего гражданства

Право народа Республики Беларусь на самоопределение

Наличие собственных Вооруженных внутренних войск, органов государственной власти и общественной безопасности.

Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы

Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: