Государственно правовой конфликт это
Обновлено: 25.04.2024
Международные правовые акты, имеющие обязательный характер (международные договоры и конвенции) и международные правовые акты, имеющие рекомендательный характер.
Уникальность способов АРС проявляется и в том, что источниками нормативного регулирования способов АРС являются международные акты в форме международных соглашений и Типовых законов ЮНСИТРАЛ.
Характер международных соглашений (обязательный или необязательный) для Республики Беларусь, его юридическая сила определяются согласно правилам ст. 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В качестве примера можно привести Конвенцию ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (заключена в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года)
Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) были подготовлены два Типовых закона в области АРС, которые впоследствии были одобрены и рекомендованы Генеральной Ассамблеей ООН для принятия подобных законов на уровне национального права:
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (1985 год)
Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» (2002 год). Этот Типовой закон представляет собой свод положений, которые рекомендованы государствам для включения в их национальное право; его содержание исчерпывается 14 статьями. Поскольку текст Типового закона ЮНСИТРАЛ разработан с учетом практики применения согласительных процедур во многих странах, его использование в национальном праве различными государствами призвано способствовать единообразию правового регулирования в области согласительных процедур.
В сфере альтернативного разрешения споров существует несколько актов международного уровня, разработанных под эгидой Совета Европы и одобренных Комитетом министров Совета Европы для государств-членов. К ним относятся:
Рекомендация R (98) 1 о семейном посредничестве (Recommendation R (98) 1 on family mediation);
Рекомендация R (99) 19 о посредничестве в уголовных делах (Recommendation R (99) 19 on mediation in criminal matters);
Рекомендация Rec (2001) 9 об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами (Recommendation R (2001) 9 on alternatives to litigation between administrative authorities and private parties);
Рекомендация Rec (2002) 10 о посредничестве по гражданским делам (Recommendation R (2002) 10 on mediation in civil matters).
Основной причиной недостаточного применения названных рекомендаций Комитета министров Совета Европы признается то, что они «относятся к нормам мягкого права и не являются юридически обязательными для государств-членов. Другим препятствием к широкому распространению рекомендаций являются слишком обширные формулировки принципов посредничества, закрепленные в рекомендациях» .
Необходимо отметить появление в 2008 году нового правового акта на международном уровне – Директивы Европейского парламента и Европейского Совета (от 21 мая 2008 года) относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах, цель которой состоит в упрощении доступа к урегулированию споров путем содействия использованию медиации и обеспечению сбалансированного отношения между медиацией и судебными
Правовые конфликты –вид конфликта социального, их протекание облечено в рамки правовых процедур.
Юридический конфликт либо непосредственно связан с правовыми отношениями сторон и тогда представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права. Либо юридический конфликт (смешанные, переходные формы) – это противоборство, имеющее хотя бы один элемент (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) или объективную сторону (противодействия)) юридического характера, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре (юридизация конфликта), позволяющей в дальнейшем его завершение (приостановление, прекращение, а лучше разрешение) юридическим способом.
Причины конфликта –это явление, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его:
социально-политические и экономические; социально-демографические; социально-психологические; индивидуально-психологические;
частные причины -связанные с конкретным видом конфликта:
неудовлетворенность условиями деятельности;
нарушение служебной этики;
нарушение трудового законодательства; ограниченность ресурсов;
различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
Общие конструктивные функции конфликта
1 Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
2 Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту.
3 Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.
4 Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
5 Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворенности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.
6 Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.
7 Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей итем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.
8Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.
Деструктивные функции конфликта
Они проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.
1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.
2 Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.
3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.
4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.
6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.
7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.
Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
1На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.
Предконфликтная ситуация.Здесь закладываются предпосылки для образования конфликта. Это могут быть субъективные причины, объективные причины. При анализе предконфликтной ситуации следует выделять два этапа:
1) возникновение конфликтной ситуации;
2) осознание, восприятие конфликтной ситуации
2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Инцидент– это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, это ситуация, которая провоцирует конфликт (например, не выполнение условий договора), т.е. своеобразный «спусковой механизм», способствующий развитию событий.
Другими признаками конфликтных действий являются:
• расширение числа участников;
• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
• смещение эмоциональной окраски конфликтав сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.
Кульминация конфликта(развитие открытого конфликта). Конфликт достигает высшей точки по накалу аргументов и эмоций и может сопровождаться применением физической силы. Действия сторон могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми опосредованными в них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но они расширяют сферу конфликта. Кульминацией может стать судебное разбирательство и решение суда.
два возможных способа разрешения конфликта:
1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;
2) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.
Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.
Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.
Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.
Презентация на тему: " Государственно- правовые конфликты Выполнил: Студент группы ПЛ-21 МО Крыжановский Александр Эдуардович." — Транскрипт:
1 Государственно- правовые конфликты Выполнил: Студент группы ПЛ-21 МО Крыжановский Александр Эдуардович
2 Понятие государственно-правовой конфликт Сущность государственно-правовых конфликтов Влияние государственно-правовых конфликтов на функционирование политической системы общества Типы государственно-правовых конфликтов Сущность государственно-правовых конфликтов в Российской Федерации
3 Понятие государственно- правовой конфликт Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе.
4 Сущность государственно- правовых конфликтов Государственно-правовые конфликты возникают в самой системе государственной власти. В ходе подобных конфликтов борьба ведётся вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объёма их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия, ресурсы власти и т.д.
5 Если иметь ввиду государственно- правовой конфликт, то его специфика связана с природой самого государства, с сутью и содержанием политики в целом. Под политикой понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти.
6 Влияние государственно-правовых конфликтов на функционирование политической системы общества Типология политических конфликтов предполагает использование нескольких критериев для создания объемной картины рассматриваемого явления. Одним их таких критериев является выделение в рамках поля политики области, которая является политической по самой своей природе. Это политический режим и осуществление власти. Отсюда первой типологической группой политических конфликтов можно считать государственно-правовые конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. Эти конфликты являются институционализированными и публичными. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя конструктивные функции.
7 Типы государственно-правовых конфликтов · Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией); · Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; · Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека); · Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности).
8 Сущность государственно- правовых конфликтов в Российской Федерации
9 Отличительным аспектом государственно-правового строительства современной России является проблема теоретико- методологического осмысления сущности государственно-правовых конфликтов.
10 В государственно-правовой сфере возникает объективная необходимость исследовать конфликтные ситуации в современной России, а также и в сфере государственно-правовой, чтобы понять почему они происходят и как, по возможности, избежать их негативных последствий.
11 Основные положения теории социального конфликта Р. Дарендорфа
12 Отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт
13 Основа социальной жизни, её конфликтности являются властные отношения, господство одних групп над другими: хозяев – над работниками, офицеров –над солдатами, преподавателей – над студентами, государственных чиновников – над всем остальным обществом
14 Общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны и универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые, межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др.Правильнее говорить об регулировании конфликтов, а не их разрешении, потому что конфликты не исчезают никогда.
15 Общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.
16 Эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности её получить
17 Специфика государственно- правового конфликта
18 Специфика государственно-правового конфликта связана с природой самого государства, сутью и содержанием политики в целом. Под политикой понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти. Политика появляется там и тогда, где и когда общество разделяется на различные группы с несовпадающими интересами.
19 Источник государственно- правовых конфликтов
20 Источником является удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. Это не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей.
21 Объекты и субъекты государственно-правовых конфликтов
22 Объектами государственно-правовых конфликтов является государственная власть (специфический социальный ресурс) и политический статус социальных групп, политические ценности(патриотизм, гражданственность,права и свободы и пр.)
23 Субъектами государственно-правовых конфликтов являются социальные группы, либо представляющие их политические институты. Соответственно есть реальный и номинальный субъект политического конфликта.
24 Стоит отметить, что противоречия и конфликты могут возникать внутри государственных структур( на примере столкновения исполнительной и законодательной ветви власти). Поэтому политические институты должны быть признаны полноправными субъектами государственно-правовых конфликтов.
25 Таким образом можно отметить, что специфика объекта и субъектов государственно-правовых конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих этот вид межгрупповых конфликтов от всех других
26 Межгрупповым конфликтам свойственны: 1)преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов 2) непременная публичность означает что политика профессионализируется и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. 3)Повышенная частота означает то, что конфликтов в сфере государственного строительства сегодня много больше, чем остальных, потому что многие конфликты неполитической сферы переливаются в политическую сферу и требуют для урегулирования государственного вмешательства
27 4)Всеобщая значимость предполагает, что политический конфликт завершается принятием решения на государственном уровне, оно обязательно для всех членов общества. Практически любой государственно- правовой конфликт затрагивает каждого из нас. 5) «Господство-подчинение» есть осевой принцип, поскольку государственно-правовые конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. 6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликтов.
28 Из всех видов власти в обществе только государственная власть обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует вероятность в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает государственно-правовые конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям
Государственно-правовые конфликты - это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе. Здесь идет борьба за расширение правого поля, закрепленного в законодательстве, за правовые границы политических действий.
В тех случаях, когда такие конфликты протекают в институционализированных, правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к обществу в целом конструктивные функции. В ходе таких конфликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объема их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия и ресурсы власти и т.д.
Реалии государственно-правовых конфликтов (5):
1) конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной);
2) конфликты между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией);
3) конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;
4) конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека);
5) конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности) и т.д.
- Любая политическая система, политический режим представляет собой результат жесткой политической борьбы различных сил, экстрапалировавших свои интересы и требования в сферу политики, на уровень государственной власти.
- Конфликт, который в "погашенном" виде заложен в основу любой конституцинной системы, периодически оживляется в периоды избирательных кампаний.
- Институционально конфликт прописан в парламенте, где он выступает в наиболее зрелой и открытой форме.
- Запрограммированность государственно-правовых конфликтов в демократической системе обусловлена разделением властей.
- Накопление государственно-правовых конфликтов в недрах системы может породить новое качественное состояние последней – политический кризис.
Политический кризис - переломное состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении uмеющuxся конфликтов, в резком усилении политической напряженности и нестабильности. Основой его является изменение соотношения сил в правительстве или парламенте как следствие изменения общественных настроений, нарушения прежнего баланса интересов.
16. Политические конфликт и кризис. Виды политических кризисов.
Политический кризис - переломное состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении uмеющuxся конфликтов, в резком усилении политической напряженности и нестабильности. Основой его является изменение соотношения сил в правительстве или парламенте как следствие изменения общественных настроений, нарушения прежнего баланса интересов.
Политические кризисы бывают 3 видов: правительственные, законодательные и конституционные.
1. Правительственный кризис. Правительство постоянно пребывает в конфликтной зоне, это нормальный режим его деятельности. Однако возникновение именно кризиса связано с фактической потерей кабинетом министров опоры в обществе, в аппарате и в парламенте, что означает утрату одновременно и социальной, и политической опоры, ставит под сомнение его легитимность. Возникает проблема представительства интересов, решение которой возможно либо путем отставки прежнего и формирования нового правительства на основе нового большинства в парламенте, либо объявления досрочных парламентских выборов, призванных выявить новую расстановку сил в обществе и сформировать правительство в соответствии с ним. Правительственные кризисы чаще всего возникают в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе.
2. Парламентский кризис. Парламент также постоянно пребывает в конфликтной зоне, где развертываются следующие конфликты:
- между партийными фракциями;
- между парламентом и правительством;
- между парламентом и президентом;
- между парламентом и группами давления;
- между палатами парламента и т.д.
Если эти конфликты множатся, накладываются друг на друга и политическое решение их становится невозможным, возникает кризис парламента как института власти. Проявлениями его могут быть, во-первых, длительное отсутствие большинства по тем или иным вопросам для принятия важнейших решений. Парламент при этом не может выполнять свои законотворческие функции. Во-вторых, может развертываться острая конфронтация парламентских фракций, примерно равных по силе, по любому вопросу, что приводит к параличу парламента. Депутаты никак не могут прийти к стабильному общему решению по поводу правительства даже простым большинством голосов. Преодолению патовой ситуации служит обращение к народу, т. е. роспуск парламента, потерявшего дееспособность, и назначение новых парламентских выборов.
3. Конституционный кризис является сигналом, проявлением ослабления государственности и возникновения противоречий в социальном и политическом строе той или иной страны. Ему предшествуют конституционные конфликты, причины возникновения которых достаточно разнообразны. Это могут быть и конфликты, рожденные внутренними противоречиями самой конституции, ее несовершенством, неточностью формулировок и т.п. Другая группа конституционных конфликтов - это конфликты органов государственной власти с конституцией: попытки обойти конституционные нормы вследствие политического расчета или в силу правовой неграмотности. Конфликты такого рода не всегда носят политический характер; некоторые из них требуют только правового урегулирования. Однако в тех случаях, когда возникает конфликт устаревшей конституции с новой социально-экономической и политической реальностью, он не только легко может приобрести политическое измерение, но и перерасти в конституционный кризис, охватывающий всю государственную систему, вопросы власти и управления. Это происходит и в том случае, когда в конфликт с конституцией вступают оппозиционные силы, формы борьбы которых выходят за конституционные рамки.
Политические конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно возникает и развивается во взаимоотношениях субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения. Пример политического конфликта в российском обществе – события начала 90-х годов XX столетия. К осени 1993 года сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Конфликт приобрел характер острого кризиса.
Теоретически выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса (согласия) и заключения компромисса (соглашения с взаимными уступками), а для преодоления кризиса (поворотного пункта, исхода) необходимы кардинальные меры.
В данном случае были использованы все возможные способы разрешения конфликта. Были предприняты следующие политические акции 1993 г.: заключение конституционного соглашения; проведение референдума о доверии Президенту; создание альтернативной конституционной комиссии; Конституционного совещания; учреждение Совета Федерации, наделение его законодательными полномочиями. Политическая амнистия в феврале 1994 года создала условия для реализации другой политической акции – подписания Договора об общественном согласии представителями властных структур, политических партий, общественных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот правомерно можно рассматривать как проявление крепнущего в обществе желания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.
Одна из крайних форм проявления конфликтной политической ситуации — политический переворот. Это открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить стабильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает переворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.
В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попыток совершения революций. А потому проблема определения возможных стрессовых ситуаций, политических и социальных напряжений и разработки наиболее эффективных средств их ослабления и полного устранения стала одной из наиболее важных в политологии.
Неспособность общества восстановить внутреннюю стабильность с помощью политических средств имела в России следствием гражданскую войну после Октябрьской революции. Гражданская война как форма проявления общественных противоречий обычно бывает длительной и кровопролитной. Один из ее возможных результатов — полный распад системы. Однако чаще гражданская война завершается победой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.
Переломный момент, критическая ситуация в развитии политического процесса в политике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в результате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Любой политический кризис может быть результатом конфликта и может перерасти в конфликтную ситуацию.
Различают несколько видов (типов) политических кризисов.
Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.
Парламентарный кризис — это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.
Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой.
В ходе политической борьбы, столкновений интересов (социальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворческая деятельность становится формой политического противоборства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992—1993 гг. по вопросу о компетенции различных ветвей власти носил не столько правовой, сколько политический характер.
Внешнеполитический, или международный, кризис обусловливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не привел к мировой войне.
Противоречия, конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения.
Уровни формирования
Основные последствия
Условия разрешения
Положительные
Отрицательные
Дезинтеграция и дестабилизация общества
Разрешение противоречий и обновление общества
Гибель людей и материальных ценностей
На уровне подсистемы общества
Стимуляция переоценки ценностей
Неблагоприятные изменения отношений власти
Поиск путей и способов разрешения
Региональные и глобальные
Ускорение момента кристаллизации новых общественных структур
Активные действия по ликвидации
Обеспечение лучшего познания конфликта
В России есть глубокие революционные корни, которые пронизывают общественное сознание. Путем революционного переворота Россия вступила в XX столетие и путем революционного экспериментирования его завершает. Пример политического кризиса в российском обществе — события начала 90-х гг. К осени 1993 г. сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Двоевластие переросло в безвластие. Указ Президента РФ № 1400 создал условия для упразднения системы советской власти в России и отмены действовавшей Конституции. События в Чечне и вокруг нее с особой остротой подтвердили, что у власти нет конструктивных идей, достаточных сил, реальных механизмов вывода страны из постигшего ее социально-экономического кризиса. На разрешение данного кризиса были направлены следующие политические акции 1993 г.: заключение конституционного соглашения; проведение референдума о доверии Президенту; создание альтернативной конституционной комиссии, Конституционного совещания; учреждение Совета Федерации, наделение его законодательными полномочиями и т. д.
Выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса и заключения компромисса.
Для поддержания политического консенсуса (лат. consensus — согласие, единодушие) необходимы три условия: 1) готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь; 3) наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях. Договор об общественном согласии, заявление тринадцати предпринимателей "Выйти из тупика" — попытки определить пути к согласию, которое необходимо обществу, уставшему от политических разборок, конфликтов, постоянной борьбы оппозиции с властью.
Важное значение играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе не словесного "консенсуса", а баланса реальных сил.
Компромисс (лат. compromissum) есть соглашение, достигнутое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт. Политическая амнистия в феврале 1994 г. создала благоприятные условия для реализации и другой политической акции — подписания в конце апреля Договора об общественном согласии представителями ряда властных структур, политических партий, общественных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот правомерно рассматривать, как проявление крепнущего в обществе желания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.
Одна из крайних форм проявления конфликтной политической ситуации — политический переворот. Это открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить стабильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает переворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.
В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попыток совершения революций. А потому проблема определения возможных стрессовых ситуаций, политических и социальных напряжений и разработки наиболее эффективных средств их ослабления и полного устранения стала одной из наиболее важных в политологии.
Неспособность общества восстановить внутреннюю стабильность с помощью политических средств имела в России следствием гражданскую войну. Гражданская война как форма проявления общественных противоречий обычно бывает длительной и кровопролитной. Один из ее возможных результатов — полный распад системы. Однако чаще гражданская война завершается победой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.
Переломный момент в развитии политического процесса в политике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в результате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Любой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуацию.
Различают несколько видов (типов) политических кризисов.
Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.
Парламентарный кризис — это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.
Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой.
В ходе политической борьбы, столкновений интересов (социальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворческая деятельность становится формой политического противоборства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992 — 1993 гг. по вопросу о компетенции различных ветвей власти носил не столько правовой, сколько политический характер.
Внешнеполитический, или международный, кризис обусловливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не привел к мировой войне.
Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процесса, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход из него может быть обеспечен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Если выход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.
В развитых демократических странах большое значение придается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конфликтных и кризисных ситуаций.
Оппозиция (противопоставление) понимается обычно в двух аспектах:
как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим;
как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства.
Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организованного общества.
Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутренняя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, умеренная (конструктивная) и деструктивная, правая и левая, парламентская и внутрипартийная.
Весомой является властная оппозиция — парламентская. В Государственной Думе первого созыва, по некоторым аналитическим оценкам, 256 депутатов из 448 были настроены антиреформаторски. Из них 200 резко выступали против реформ. Безусловными (или условными) сторонниками реформ были 188 депутатов'.
В нынешней Думе оппозицию Правительству и Президенту составляет почти половина всего состава, (только коммунисты располагают 35 % мандатов). Наличие в Думе ощутимого "левопатриотического" большинства предопределяет острые политические баталии при обсуждении вопросов, превращает ее в источник постоянной "головной боли" исполнительной власти.
Немалую силу представляет собой партийная оппозиция, хотя современные российские партии немногочисленны. Тем не менее, политические акции партий, в частности их заявления, оценки, митинги, форумы, "круглые столы", теоретические конференции, дискуссии; выступления по телевидению и в печати их лидеров оказывают весьма ощутимое воздействие на общественное мнение, поворачивают его в том или ином направлении.
Автор статьи
Читайте также: