Государственно правовой конфликт это

Обновлено: 25.04.2024

Международные пра­во­вые ак­ты, имеющие обя­за­тель­ный ха­рак­тер (между­народ­ные до­­говоры и конвенции) и международные пра­во­вые ак­ты, имеющие ре­ко­мен­да­тель­ный характер.

Уникальность способов АРС проявляется и в том, что источниками нормативного регу­ли­­рования способов АРС являются международные акты в форме международных согла­ше­ний и Типовых законов ЮНСИТРАЛ.

Характер международных соглашений (обязательный или необязательный) для Рес­пуб­лики Беларусь, его юридическая сила определяются согласно правилам ст. 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В качестве примера можно привести Конвенцию ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (заключена в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года)

Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) были подготовлены два Типовых закона в области АРС, которые впоследствии были одобрены и рекомендованы Генеральной Ассамблеей ООН для при­нятия подобных законов на уровне национального права:

Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» (1985 год)

Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной про­цедуре» (2002 год). Этот Типовой закон представляет собой свод положений, которые рекомендованы государствам для включения в их национальное право; его содержание ис­чер­пывается 14 статьями. Поскольку текст Типового закона ЮНСИТРАЛ разработан с уче­том практики применения согласительных процедур во многих странах, его исполь­зо­ва­ние в национальном праве различными государствами призвано способствовать едино­обра­зию правового регулирования в области согласительных процедур.

В сфере альтернативного разрешения споров существует несколько актов между­народ­ного уровня, разработанных под эгидой Совета Европы и одобренных Комитетом министров Совета Европы для государств-чле­нов. К ним относятся:

Рекомендация R (98) 1 о семейном посредничестве (Recommendation R (98) 1 on family mediation);

Рекомендация R (99) 19 о посредничестве в уголовных делах (Recommendation R (99) 19 on mediation in criminal matters);

Рекомендация Rec (2001) 9 об альтернативах судебному разбирательству между адми­нист­­ративными органами и частными сторонами (Recommendation R (2001) 9 on alternatives to litigation between administrative authorities and private parties);

Рекомендация Rec (2002) 10 о посредничестве по гражданским делам (Recommendation R (2002) 10 on mediation in civil matters).

Основной причиной недостаточного применения названных рекомендаций Комитета министров Совета Европы признается то, что они «относятся к нормам мягкого права и не являются юридически обязательными для государств-членов. Другим препятствием к широкому распространению рекомендаций являются слишком обширные формулировки принципов посредничества, закрепленные в рекомендациях» .

Необходимо отметить появление в 2008 году нового правового акта на международном уровне – Директивы Европейского парламента и Евро­пейского Совета (от 21 мая 2008 года) относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах, цель которой состоит в упрощении доступа к урегулированию споров путем содействия исполь­зованию медиации и обеспечению сбалансированного отношения между медиацией и судебными

Правовые конфликты –вид конфликта социального, их протекание облечено в рамки правовых процедур.

Юридический конфликт либо непосредственно связан с правовыми отношениями сторон и тогда представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с созданием, реализацией, применением, изменением, нарушением, толкованием права. Либо юридический конфликт (смешанные, переходные формы) – это противоборство, имеющее хотя бы один элемент (субъект, объект, субъективную сторону (мотивацию) или объективную сторону (противодействия)) юридического характера, при котором стороны либо третьи лица обязательно прибегают к необходимой юридической процедуре (юридизация конфликта), позволяющей в дальнейшем его завершение (приостановление, прекращение, а лучше разрешение) юридическим способом.

Причины конфликта –это явление, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его:

социально-политические и экономические; социально-демографические; социально-психологические; индивидуально-психологические;

частные причины -связанные с конкретным видом конфликта:

неудовлетворенность условиями деятельности;

нарушение служебной этики;

нарушение трудового законодательства; ограниченность ресурсов;

различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

Общие конструктивные функции конфликта

1 Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в об­ществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельству­ет о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интере­сов в противоборстве.

2 Конфликт является формой разрешения противоречий. Его раз­витие способствует устранению тех недостатков и просчетов в соци­альной организации, которые привели к конфликту.

3 Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разря­дить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

4 Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.

5 Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворен­ности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в буду­щем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конф­ликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился.

6 Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творче­ство, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатыва­ются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д.

7 Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей итем самым может предосте­речь от последующих более разрушительных конфликтов.

8Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содер­жанием старые нормы.

Деструктивные функции конфликта

Они проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях.

1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жер­твы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в воен­ном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.

2 Конфликт может привести стороны противоборства (обще­ство, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного разви­тия, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.

4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, раз­рушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчужде­нию социальных образований внутри общественной системы.

5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе на­строений пессимизма и упадком нравов.

6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.

7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффек­тивности деятельности.

Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

1На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и глав­ные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конф­ликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно пре­тендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

Предконфликтная ситуация.Здесь закладываются предпосылки для образования конфликта. Это могут быть субъективные причины, объективные причины. При анализе предконфликтной ситуации следует выделять два этапа:

1) возникновение конфликтной ситуации;

2) осознание, восприятие конфликтной ситуации

2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Инцидент– это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, это ситуация, которая провоцирует конфликт (например, не выполнение условий договора), т.е. своеобразный «спусковой механизм», способствующий развитию событий.

Другими признаками конфликтных действий являются:

• расширение числа участников;

• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин кон­фликта, переход от деловых проблем к личностным;

• смещение эмоциональной окраски конфликтав сторону тем­ного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, нена­висть и т.п.;

• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его от­крытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Кульминация конфликта(развитие открытого конфликта). Конфликт достигает высшей точки по накалу аргументов и эмоций и может сопровождаться применением физической силы. Действия сторон могут быть открытыми, непосредственными или же скрытыми опосредованными в них проявляется специфическое поведение людей. Эти действия могут быть предсказуемыми и непредсказуемыми, но они расширяют сферу конфликта. Кульминацией может стать судебное разбирательство и решение суда.

два возможных способа разрешения конфликта:

1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;

2) преобразование субъективной, психологической стороны, иде­альных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.

Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.

Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекра­щается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобра­зуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уров­не, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.

Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда пре­образуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внеш­нем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигает­ся, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания до­полнительных ресурсов.

Презентация на тему: " Государственно- правовые конфликты Выполнил: Студент группы ПЛ-21 МО Крыжановский Александр Эдуардович." — Транскрипт:

1 Государственно- правовые конфликты Выполнил: Студент группы ПЛ-21 МО Крыжановский Александр Эдуардович

2 Понятие государственно-правовой конфликт Сущность государственно-правовых конфликтов Влияние государственно-правовых конфликтов на функционирование политической системы общества Типы государственно-правовых конфликтов Сущность государственно-правовых конфликтов в Российской Федерации

3 Понятие государственно- правовой конфликт Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе.

4 Сущность государственно- правовых конфликтов Государственно-правовые конфликты возникают в самой системе государственной власти. В ходе подобных конфликтов борьба ведётся вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объёма их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия, ресурсы власти и т.д.

5 Если иметь ввиду государственно- правовой конфликт, то его специфика связана с природой самого государства, с сутью и содержанием политики в целом. Под политикой понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти.

6 Влияние государственно-правовых конфликтов на функционирование политической системы общества Типология политических конфликтов предполагает использование нескольких критериев для создания объемной картины рассматриваемого явления. Одним их таких критериев является выделение в рамках поля политики области, которая является политической по самой своей природе. Это политический режим и осуществление власти. Отсюда первой типологической группой политических конфликтов можно считать государственно-правовые конфликты, возникающие в самой системе государственной власти. Эти конфликты являются институционализированными и публичными. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя конструктивные функции.

7 Типы государственно-правовых конфликтов · Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией); · Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить; · Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека); · Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности).

8 Сущность государственно- правовых конфликтов в Российской Федерации

9 Отличительным аспектом государственно-правового строительства современной России является проблема теоретико- методологического осмысления сущности государственно-правовых конфликтов.

10 В государственно-правовой сфере возникает объективная необходимость исследовать конфликтные ситуации в современной России, а также и в сфере государственно-правовой, чтобы понять почему они происходят и как, по возможности, избежать их негативных последствий.

11 Основные положения теории социального конфликта Р. Дарендорфа

12 Отличительная черта любого общества – отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт

13 Основа социальной жизни, её конфликтности являются властные отношения, господство одних групп над другими: хозяев – над работниками, офицеров –над солдатами, преподавателей – над студентами, государственных чиновников – над всем остальным обществом

14 Общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны и универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые, межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др.Правильнее говорить об регулировании конфликтов, а не их разрешении, потому что конфликты не исчезают никогда.

15 Общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.

16 Эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других групп не только самой власти, но и возможности её получить

17 Специфика государственно- правового конфликта

18 Специфика государственно-правового конфликта связана с природой самого государства, сутью и содержанием политики в целом. Под политикой понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти. Политика появляется там и тогда, где и когда общество разделяется на различные группы с несовпадающими интересами.

19 Источник государственно- правовых конфликтов

20 Источником является удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. Это не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей.

21 Объекты и субъекты государственно-правовых конфликтов

22 Объектами государственно-правовых конфликтов является государственная власть (специфический социальный ресурс) и политический статус социальных групп, политические ценности(патриотизм, гражданственность,права и свободы и пр.)

23 Субъектами государственно-правовых конфликтов являются социальные группы, либо представляющие их политические институты. Соответственно есть реальный и номинальный субъект политического конфликта.

24 Стоит отметить, что противоречия и конфликты могут возникать внутри государственных структур( на примере столкновения исполнительной и законодательной ветви власти). Поэтому политические институты должны быть признаны полноправными субъектами государственно-правовых конфликтов.

25 Таким образом можно отметить, что специфика объекта и субъектов государственно-правовых конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих этот вид межгрупповых конфликтов от всех других

26 Межгрупповым конфликтам свойственны: 1)преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов 2) непременная публичность означает что политика профессионализируется и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. 3)Повышенная частота означает то, что конфликтов в сфере государственного строительства сегодня много больше, чем остальных, потому что многие конфликты неполитической сферы переливаются в политическую сферу и требуют для урегулирования государственного вмешательства

27 4)Всеобщая значимость предполагает, что политический конфликт завершается принятием решения на государственном уровне, оно обязательно для всех членов общества. Практически любой государственно- правовой конфликт затрагивает каждого из нас. 5) «Господство-подчинение» есть осевой принцип, поскольку государственно-правовые конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. 6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликтов.

28 Из всех видов власти в обществе только государственная власть обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует вероятность в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает государственно-правовые конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям

Государственно-правовые конфликты - это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе. Здесь идет борьба за расширение правого поля, закрепленного в законодательстве, за правовые границы политических действий.

В тех случаях, когда такие конфликты протекают в институционализированных, правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к обществу в целом конструктивные функции. В ходе таких конфликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объема их полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия и ресурсы власти и т.д.

Реалии государственно-правовых конфликтов (5):

1) конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной);

2) конфликты между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией);

3) конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

4) конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека);

5) конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности) и т.д.

- Любая политическая система, политический режим представляет собой результат жесткой политической борьбы различных сил, экстрапалировавших свои интересы и требования в сферу политики, на уровень государственной власти.

- Конфликт, который в "погашенном" виде заложен в основу любой конституцинной системы, периодически оживляется в периоды избирательных кампаний.

- Институционально конфликт прописан в парламенте, где он выступает в наиболее зрелой и открытой форме.

- Запрограммированность государственно-правовых конфликтов в демократической системе обусловлена разделением властей.

- Накопление государственно-правовых конфликтов в недрах системы может породить новое качественное состояние последней – политический кризис.

Политический кризис - переломное состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении uмеющuxся конфликтов, в резком усилении политической напряженности и нестабильности. Основой его является изменение соотношения сил в правительстве или парламенте как следствие изменения общественных настроений, нарушения прежнего баланса интересов.

16. Политические конфликт и кризис. Виды политических кризисов.

Политический кризис - переломное состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении uмеющuxся конфликтов, в резком усилении политической напряженности и нестабильности. Основой его является изменение соотношения сил в правительстве или парламенте как следствие изменения общественных настроений, нарушения прежнего баланса интересов.

Политические кризисы бывают 3 видов: правительственные, законодательные и конституционные.

1. Правительственный кризис. Правительство постоянно пребывает в конфликтной зоне, это нормальный режим его деятельности. Однако возникновение именно кризиса связано с фактической потерей кабинетом министров опоры в обществе, в аппарате и в парламенте, что означает утрату одновременно и социальной, и политической опоры, ставит под сомнение его легитимность. Возникает проблема представительства интересов, решение которой возможно либо путем отставки прежнего и формирования нового правительства на основе нового большинства в парламенте, либо объявления досрочных парламентских выборов, призванных выявить новую расстановку сил в обществе и сформировать правительство в соответствии с ним. Правительственные кризисы чаще всего возникают в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе.

2. Парламентский кризис. Парламент также постоянно пребывает в конфликтной зоне, где развертываются следующие конфликты:

- между партийными фракциями;

- между парламентом и правительством;

- между парламентом и президентом;

- между парламентом и группами давления;

- между палатами парламента и т.д.

Если эти конфликты множатся, накладываются друг на друга и политическое решение их становится невозможным, возникает кризис парламента как института власти. Проявлениями его могут быть, во-первых, длительное отсутствие большинства по тем или иным вопросам для принятия важнейших решений. Парламент при этом не может выполнять свои законотворческие функции. Во-вторых, может развертываться острая конфронтация парламентских фракций, примерно равных по силе, по любому вопросу, что приводит к параличу парламента. Депутаты никак не могут прийти к стабильному общему решению по поводу правительства даже простым большинством голосов. Преодолению патовой ситуации служит обращение к народу, т. е. роспуск парламента, потерявшего дееспособность, и назначение новых парламентских выборов.

3. Конституционный кризис является сигналом, проявлением ослабления государственности и возникновения противоречий в социальном и политическом строе той или иной страны. Ему предшествуют конституционные конфликты, причины возникновения которых достаточно разнообразны. Это могут быть и конфликты, рожденные внутренними противоречиями самой конституции, ее несовершенством, неточностью формулировок и т.п. Другая группа конституционных конфликтов - это конфликты органов государственной власти с конституцией: попытки обойти конституционные нормы вследствие политического расчета или в силу правовой неграмотности. Конфликты такого рода не всегда носят политический характер; некоторые из них требуют только правового урегулирования. Однако в тех случаях, когда возникает конфликт устаревшей конституции с новой социально-экономической и политической реальностью, он не только легко может приобрести политическое измерение, но и перерасти в конституционный кризис, охватывающий всю государственную систему, вопросы власти и управления. Это происходит и в том случае, когда в конфликт с конституцией вступают оппозиционные силы, формы борьбы которых выходят за конституционные рамки.

Политические конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно возникает и развивается во взаимоотношениях субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения. Пример политического конфликта в российском обществе – события начала 90-х годов XX столетия. К осени 1993 года сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Конфликт приобрел характер острого кризиса.

Теоретически выход из политического конфликта возможен путем установления консенсуса (согласия) и заключения компромисса (соглашения с взаимными уступками), а для преодоления кризиса (поворотного пункта, исхода) необходимы кардинальные меры.

В данном случае были использованы все возможные способы разрешения конфликта. Были предприняты следующие политические акции 1993 г.: зак­лючение конституционного соглашения; проведение референду­ма о доверии Президенту; создание альтернативной конституци­онной комиссии; Конституционного совещания; учреждение Со­вета Федерации, наделение его законодательными полномочия­ми. Политическая амнистия в феврале 1994 года создала условия для реализации другой политической акции – подписания Договора об общественном согласии представителями властных структур, политических партий, обще­ственных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот право­мерно можно рассматривать как проявление крепнущего в обществе же­лания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.

Одна из крайних форм проявления конфликтной политичес­кой ситуации — политический переворот. Это открытая попыт­ка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить ста­бильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает пере­ворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.

В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попы­ток совершения революций. А потому проблема определения воз­можных стрессовых ситуаций, политических и социальных напря­жений и разработки наиболее эффективных средств их ослабле­ния и полного устранения стала одной из наиболее важных в по­литологии.

Неспособность общества восстановить внутреннюю стабиль­ность с помощью политических средств имела в России следстви­ем гражданскую войну после Октябрьской революции. Гражданская война как форма проявления общественных противоречий обычно бывает длительной и кро­вопролитной. Один из ее возможных результатов — полный рас­пад системы. Однако чаще гражданская война завершается побе­дой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.

Переломный момент, критическая ситуация в развитии политического процесса в по­литике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными соци­альными слоями. Политическая обстановка, возникающая в резуль­тате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Лю­бой политический кризис может быть результатом конфликта и может перерасти в конфликтную ситуа­цию.

Различают несколько видов (типов) политических кризи­сов.

Правительственный кризис выражается в потере исполни­тельной властью контроля над ситуацией и разрешается пере­становками в правительстве или его отставкой в полном соста­ве.

Парламентарный кризис — это такое изменение соотноше­ния сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевает­ся, как правило, роспуском парламента и назначением новых вы­боров.

Конституционный кризис означает фактическое прекраще­ние действия Основного закона страны из-за утраты его легитим­ности. Выход из него состоит в качественном обновлении Консти­туции или принятии новой.

В ходе политической борьбы, столкновений интересов (со­циальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворчес­кая деятельность становится формой политического противо­борства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992—1993 гг. по вопросу о компетенции различ­ных ветвей власти носил не столько правовой, сколько полити­ческий характер.

Внешнеполитический, или международный, кризис обуслов­ливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и вза­имных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не при­вел к мировой войне.

Противоречия, конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы (социальные, национальные, ведомственные, профессиональные и т. д.). Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты его смягчения.

Уровни формирования

Основные последствия

Условия разрешения

Положительные

Отрицательные

Дезинтеграция и дестабилизация общества

Разрешение противоречий и обновление общества

Гибель людей и материальных ценностей

На уровне подсистемы общества

Стимуляция переоценки ценностей

Неблагоприятные изменения отношений власти

Поиск путей и способов разрешения

Региональные и глобальные

Ускорение момента кристаллизации новых общественных структур

Активные действия по ликвидации

Обеспечение лучшего познания конфликта

В России есть глубокие революционные корни, которые про­низывают общественное сознание. Путем революционного пере­ворота Россия вступила в XX столетие и путем революционно­го экспериментирования его завершает. Пример политического кризиса в российском обществе — события начала 90-х гг. К осени 1993 г. сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Двоевластие переросло в безвластие. Указ Пре­зидента РФ № 1400 создал условия для упразднения системы советской власти в России и отмены действовавшей Конститу­ции. События в Чечне и вокруг нее с особой остротой подтвер­дили, что у власти нет конструктивных идей, достаточных сил, реальных механизмов вывода страны из постигшего ее социаль­но-экономического кризиса. На разрешение данного кризиса были направлены следующие политические акции 1993 г.: зак­лючение конституционного соглашения; проведение референду­ма о доверии Президенту; создание альтернативной конституци­онной комиссии, Конституционного совещания; учреждение Со­вета Федерации, наделение его законодательными полномочия­ми и т. д.

Выход из политического конфликта возможен путем уста­новления консенсуса и заключения компромисса.

Для поддержания политического консенсуса (лат. consen­sus — согласие, единодушие) необходимы три условия: 1) готов­ность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам; 2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь; 3) наличие у различных категорий граж­дан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях. Договор об общественном согласии, заявление три­надцати предпринимателей "Выйти из тупика" — попытки определить пути к согласию, которое необходимо обществу, уставшему от политических разборок, конфликтов, постоянной борьбы оппо­зиции с властью.

Важное значение играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе не словесного "консенсуса", а баланса ре­альных сил.

Компромисс (лат. compromissum) есть соглашение, достигну­тое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт. Политическая амнистия в феврале 1994 г. создала благоприятные условия для реализации и другой политической акции — подпи­сания в конце апреля Договора об общественном согласии пред­ставителями ряда властных структур, политических партий, обще­ственных организаций, в том числе профсоюзов. Акт этот право­мерно рассматривать, как проявление крепнущего в обществе же­лания уйти от конфронтационности, а также крайней усталости страны от распрей.

Одна из крайних форм проявления конфликтной политичес­кой ситуации — политический переворот. Это открытая попыт­ка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить ста­бильность системы. Если он имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (а именно это отличает пере­ворот от глубинных социальных преобразований), то в лучшем случае дает лишь выигрыш во времени, но обычно такая отсрочка не приносит желаемых результатов.

В послевоенный период, по оценкам западных политологов, 71 нация пострадала от государственных переворотов или попы­ток совершения революций. А потому проблема определения воз­можных стрессовых ситуаций, политических и социальных напря­жений и разработки наиболее эффективных средств их ослабле­ния и полного устранения стала одной из наиболее важных в по­литологии.

Неспособность общества восстановить внутреннюю стабиль­ность с помощью политических средств имела в России следстви­ем гражданскую войну. Гражданская война как форма проявле­ния общественных противоречий обычно бывает длительной и кро­вопролитной. Один из ее возможных результатов — полный рас­пад системы. Однако чаще гражданская война завершается побе­дой одной из сторон. При условиях сохранения системы такая победа полностью не снимает существующих противоречий.

Переломный момент в развитии политического процесса в по­литике обозначается термином "кризис" (греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход). По сути политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными соци­альными слоями. Политическая обстановка, возникающая в резуль­тате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политической правящей группой. Лю­бой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуа­цию.

Различают несколько видов (типов) политических кризи­сов.

Правительственный кризис выражается в потере исполни­тельной властью контроля над ситуацией и разрешается пере­становками в правительстве или его отставкой в полном соста­ве.

Парламентарный кризис — это такое изменение соотноше­ния сил в органе законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевает­ся, как правило, роспуском парламента и назначением новых вы­боров.

Конституционный кризис означает фактическое прекраще­ние действия Основного закона страны из-за утраты его легитим­ности. Выход из него состоит в качественном обновлении Консти­туции или принятии новой.

В ходе политической борьбы, столкновений интересов (со­циальных, национальных, групповых, ведомственных, местных и т. д.) вопросы содержания правовых норм и их применения оказываются в центре политической борьбы, а законотворчес­кая деятельность становится формой политического противо­борства, инструментом политики. Так, конституционный кризис в России в 1992 — 1993 гг. по вопросу о компетенции различ­ных ветвей власти носил не столько правовой, сколько полити­ческий характер.

Внешнеполитический, или международный, кризис обуслов­ливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и вза­имных уступок, он может перерасти в войну. Одним из классических примеров является кубинский кризис, который чуть не при­вел к мировой войне.

Социально-политический, или общенациональный, кризис есть поворотный момент в развитии социально-политического процес­са, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или гос­подствующей социальной группы. Выход из него может быть обес­печен частными перестановками внутри правящей группы и кор­ректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами. Если вы­ход не будет найден, кризис может перерасти в революционную ситуацию.

В развитых демократических странах большое значение при­дается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конф­ликтных и кризисных ситуаций.

Оппозиция (противопоставление) понимается обычно в двух аспектах:

как противодействие, противопоставление одних взглядов, позиций, политики, действий другим;

как группа лиц, партий, фракций, выступающих с иным или противоположным мнением, противоречащим господствующей, официальной точке зрения, мнению большинства.

Оппозиция правомерно рассматривается в качестве одного из институтов политической системы демократически организо­ванного общества.

Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутрен­няя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, уме­ренная (конструктивная) и деструктивная, правая и левая, парла­ментская и внутрипартийная.

Весомой является властная оппозиция — парламентская. В Государственной Думе первого созыва, по некоторым аналити­ческим оценкам, 256 депутатов из 448 были настроены антиреформаторски. Из них 200 резко выступали против реформ. Безуслов­ными (или условными) сторонниками реформ были 188 депута­тов'.

В нынешней Думе оппозицию Правительству и Президен­ту составляет почти половина всего состава, (только коммуни­сты располагают 35 % мандатов). Наличие в Думе ощутимого "левопатриотического" большинства предопределяет острые по­литические баталии при обсуждении вопросов, превращает ее в источник постоянной "головной боли" исполнительной влас­ти.

Немалую силу представляет собой партийная оппозиция, хотя современные российские партии немногочисленны. Тем не менее, политические акции партий, в частности их заявления, оценки, митинги, форумы, "круглые столы", теоретические конференции, дискуссии; выступления по телевидению и в печати их лидеров оказывают весьма ощутимое воздействие на общественное мнение, поворачивают его в том или ином направлении.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: