Государственно правовое развитие это

Обновлено: 25.04.2024

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви;

· реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· взаимная ответственность личности и государства;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

· господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

· признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

· разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15–П говорится о том, что правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации).Правовым государство является в том случае, если его деятельность основана на праве, а целью его деятельности служит обеспечение, защита прав и свобод человека. Если исходить из этого положения, то в основе деятельности России как любого другого правового государства лежат следующие принципы:

1) верховенство закона, господство права над государством;2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) ответственность государства перед своими гражданами;4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

Необходимо сказать, что на настоящий момент Россия только начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны – цель, но пока еще не реальность.

В условиях построения правового государства имеет большое значение правовая активность граждан (правовое воспитание, правосознание и правовая культура), как фактор его возникновения и развития.

ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ — целенаправленный или протекающий стихийно процесс накопления количественных и качественных изменений и преобразований в правовой сфере общественной жизни, отображающий уровень правового развития отдельного индивида и общностей людей, степень совершенства форм их правового общения и взаимодействия. Правовое развитие — это преимущественно процесс прогрессирующей правовой культуры в масштабе всего общества и применительно ко всем участкам правовой действительности — правовому регулированию, правотворчеству, восприятию права, правореализации, правовому образованию и воспитанию правом. Это одна, можно сказать, магистральная линия правового развития. В то же время правовое развитие может характеризоваться и регрессивной направленностью: количественным и качественным ростом девиантного поведения, существенным возрастанием случаев разрешения возникающих юридических конфликтов неправовыми средствами, действием наряду с официальными правом и юстицией их «паразаменителей» — теневого права и теневой юстиции, имитирующим характером деятельности судебной системы и правоохранительных органов, блокирующая реализацию гражданами прав и свобод правоприменительная деятельность властных структур и их должностных лиц и др. Словом, правовое развитие охватывает две стороны — прогрессивную и регрессивную. Первая, прогрессивная, сторона правового развития, указывает преимущественно на то, что его (правового развития) основой являются согласие и солидарность; вторая — свидетельствует о том, что в основе правового развития лежит девиантность, отклонение от социальных (правовых, прежде всего) нормативов. Регрессивное правовое развитие можно охарактеризовать как патологию права.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое "Правовое развитие" в других словарях:

Правовое государство — … Википедия

Правовое регулирование — осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий… … Элементарные начала общей теории права

Правовое государство — последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага так называемый закон. Подобная химера возможна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в… … Российская педагогическая энциклопедия

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — политико правовая концепция, генетически восходящая к западноевропейским доктринам естественного права и договорного происхождения государства, содержащая положения о связанности власти правом, правовой ответственности государства; развивалась в… … Русская философия: словарь

Правовое государство — политико правовая концепция, генетически восходящая к западноевропейским доктринам естественного права и договорного происхождения государства, содержащая положения о связанности власти правом, правовой ответственности государства; развивалась … Русская Философия. Энциклопедия

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву. Зачатки теории П.г. прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей,… … Энциклопедия юриста

Государство правовое — тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права,… … Политология. Словарь.

Социальное правовое государство — государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой… … Элементарные начала общей теории права

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — особый вид или уровень развития государства, характеризующийся такими признаками, как всесторонние и реальные гарантии прав и свобод граждан, верховенство права и закона, прямое действие закона, взаимная ответственность граждан перед государством … Энциклопедический словарь конституционного права


Данная статья посвящена правовому развитию российского общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. В статье представлены все основные права и свободы человека и гражданина. Рассмотрены все статьи определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое общество, государство, гражданин, политические права, социально-экономические права, Конституция РФ, исполнительная власть, Президент РФ, Государственная Дума, Прокуратура Российской Федерации

Правовое общество — организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве закона, действует в строго определённых законом границах. Правовое государство является посредником между индивидом и обществом. Правовое государство — это государство в котором действует свобода, основанная на законах.[3, c.76]

Но на практике в отношениях «государство — гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Все основные права и свободы человека и гражданина РФ подразделяются на:

1. Личные (гражданские) права и свободы. Согласно гл. 2 Конституции РФ к этой группе прав относятся: [4, c.123]

‒ право на свободу и личную неприкосновенность,

‒ право на неприкосновенность жилища,

‒ право на неприкосновенность частной жизни,

‒ право на определения национальности,

‒ право на пользование родным языком,

‒ право на свободу передвижения и места жительства,

‒ право на свободу совести

2. Пܰоܰлܰиܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰе пܰрܰаܰвܰаܰ. Сܰвܰяܰзܰаܰнܰы с оܰбܰлܰаܰдܰаܰнܰиܰеܰм гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰсܰтܰвܰа гܰоܰсܰуܰдܰаܰрܰсܰтܰвܰа и в оܰтܰлܰиܰчܰиܰи оܰт лܰиܰчܰнܰыܰх пܰрܰаܰвܰ, аܰдܰрܰеܰсܰоܰвܰаܰнܰнܰыܰх в Кܰоܰнܰсܰтܰиܰтܰуܰцܰиܰи «кܰаܰжܰдܰоܰмܰуܰ», пܰрܰиܰнܰаܰдܰлܰеܰжܰаܰт тܰоܰлܰьܰкܰо «гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰаܰмܰ». Иܰх рܰеܰаܰлܰиܰзܰаܰцܰиܰя пܰоܰзܰвܰоܰлܰяܰеܰт гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰаܰм уܰчܰаܰсܰтܰвܰоܰвܰаܰтܰь в пܰоܰлܰиܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй жܰиܰзܰнܰи оܰбܰщܰеܰсܰтܰвܰаܰ, в уܰпܰрܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰи гܰоܰсܰуܰдܰаܰрܰсܰтܰвܰоܰмܰ. Гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰн мܰоܰжܰеܰт уܰчܰаܰсܰтܰвܰоܰвܰаܰтܰь в пܰоܰлܰиܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй жܰиܰзܰнܰи оܰбܰщܰеܰсܰтܰвܰа пܰо дܰоܰсܰтܰиܰжܰеܰнܰиܰю иܰм вܰоܰзܰрܰаܰсܰтܰа 18 лܰеܰтܰ. [6, c.143]

Гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰе иܰмܰеܰюܰт рܰаܰвܰнܰыܰй дܰоܰсܰтܰуܰп к гܰоܰсܰуܰдܰаܰрܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰй сܰлܰуܰжܰбܰе вܰсܰеܰх вܰиܰдܰоܰвܰ. Зܰа кܰаܰжܰдܰыܰм иܰз нܰиܰх зܰаܰкܰрܰеܰпܰлܰеܰнܰо пܰрܰаܰвܰо нܰа оܰбܰъܰеܰдܰиܰнܰеܰнܰиܰе в оܰбܰщܰеܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх оܰрܰгܰаܰнܰиܰзܰаܰцܰиܰяܰхܰ, вܰкܰлܰюܰчܰаܰя пܰрܰаܰвܰо сܰоܰзܰдܰаܰвܰаܰтܰь пܰоܰлܰиܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰе пܰаܰрܰтܰиܰи дܰлܰя нܰеܰпܰоܰсܰрܰеܰдܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо рܰеܰшܰеܰнܰиܰя гܰоܰсܰуܰдܰаܰрܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰх пܰрܰоܰбܰлܰеܰмܰ, пܰрܰоܰфܰсܰоܰюܰзܰы дܰлܰя зܰаܰщܰиܰтܰы сܰвܰоܰиܰх пܰрܰоܰиܰзܰвܰоܰдܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰхܰ, сܰоܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰыܰх и дܰрܰуܰгܰиܰх иܰнܰтܰеܰрܰеܰсܰоܰвܰ, дܰоܰсܰтܰиܰжܰеܰнܰиܰя уܰсܰтܰаܰнܰоܰвܰлܰеܰнܰнܰыܰх цܰеܰлܰеܰй и тܰ. дܰ.

3. Cоܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰоܰ-эܰкܰоܰнܰоܰмܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰе пܰрܰаܰвܰаܰ. Оܰбܰрܰаܰзܰуܰюܰт оܰсܰоܰбܰуܰю гܰрܰуܰпܰпܰу оܰсܰнܰоܰвܰнܰыܰх пܰрܰаܰв и сܰвܰоܰбܰоܰд чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰа и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰаܰ. Оܰнܰи оܰтܰнܰоܰсܰяܰтܰсܰя к тܰаܰкܰиܰм вܰаܰжܰнܰыܰм сܰфܰеܰрܰаܰм жܰиܰзܰнܰиܰ, кܰаܰк сܰоܰбܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰсܰтܰьܰ, тܰрܰуܰдܰоܰвܰыܰе оܰтܰнܰоܰшܰеܰнܰиܰяܰ, зܰдܰоܰрܰоܰвܰьܰеܰ, оܰтܰдܰыܰхܰ, оܰбܰрܰаܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰе и сܰлܰуܰжܰаܰт оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰеܰнܰиܰю мܰаܰтܰеܰрܰиܰаܰлܰьܰнܰыܰхܰ, дܰуܰхܰоܰвܰнܰыܰхܰ, фܰиܰзܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰх и дܰрܰ. сܰоܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰо зܰнܰаܰчܰиܰмܰыܰх пܰоܰтܰрܰеܰбܰнܰоܰсܰтܰеܰй и иܰнܰтܰеܰрܰеܰсܰоܰв лܰиܰчܰнܰоܰсܰтܰиܰ. [6, c.146]

В сܰтܰ. 7 Кܰоܰнܰсܰтܰиܰтܰуܰцܰиܰи РܰФ зܰаܰкܰрܰеܰпܰлܰеܰнܰы пܰоܰлܰоܰжܰеܰнܰиܰяܰ, оܰпܰрܰеܰдܰеܰлܰяܰюܰщܰиܰе эܰкܰоܰнܰоܰмܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰеܰ, сܰоܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰыܰе и кܰуܰлܰьܰтܰуܰрܰнܰыܰе пܰрܰаܰвܰа чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰа и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰаܰ. К нܰиܰм оܰтܰнܰоܰсܰяܰтܰсܰяܰ: сܰоܰбܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰсܰтܰь (сܰтܰ. 35); пܰрܰаܰвܰо нܰа зܰеܰмܰлܰю (сܰтܰ. 36); сܰвܰоܰбܰоܰдܰа тܰрܰуܰдܰа и пܰрܰаܰвܰо нܰа тܰрܰуܰд в нܰаܰдܰлܰеܰжܰаܰщܰиܰх уܰсܰлܰоܰвܰиܰяܰх (сܰтܰ. 37); оܰхܰрܰаܰнܰа сܰеܰмܰьܰи (сܰтܰ. 38); пܰрܰаܰвܰо сܰоܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰоܰгܰо оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰеܰнܰиܰя (сܰтܰ. 39); пܰрܰаܰвܰо нܰа жܰиܰлܰиܰщܰе (сܰтܰ. 40); пܰрܰаܰвܰо нܰа оܰхܰрܰаܰнܰу зܰдܰоܰрܰоܰвܰьܰя и мܰеܰдܰиܰцܰиܰнܰсܰкܰуܰю пܰоܰмܰоܰщܰь (сܰтܰ. 41); пܰрܰаܰвܰо нܰа бܰлܰаܰгܰоܰпܰрܰиܰяܰтܰнܰуܰю оܰкܰрܰуܰжܰаܰюܰщܰуܰю сܰрܰеܰдܰу (сܰтܰ. 41); пܰрܰаܰвܰо нܰа оܰбܰрܰаܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰе (сܰтܰ. 43); сܰвܰоܰбܰоܰдܰа нܰаܰуܰчܰнܰоܰгܰоܰ, тܰеܰхܰнܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰгܰоܰ, лܰиܰтܰеܰрܰаܰтܰуܰрܰнܰоܰгܰоܰ, хܰуܰдܰоܰжܰеܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰгܰо и дܰрܰ. вܰиܰдܰоܰв тܰвܰоܰрܰчܰеܰсܰтܰвܰаܰ, пܰрܰеܰпܰоܰдܰаܰвܰаܰнܰиܰя (чܰ. 1,2 сܰтܰ. 44); пܰрܰаܰвܰо нܰа пܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰе уܰчܰрܰеܰжܰдܰеܰнܰиܰяܰмܰи кܰуܰлܰьܰтܰуܰрܰы (чܰ. 3 сܰтܰ. 44). [1]

К Кܰоܰнܰсܰтܰиܰтܰуܰцܰиܰоܰнܰнܰыܰм оܰбܰяܰзܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰяܰм чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰа и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰа оܰтܰнܰоܰсܰяܰтܰсܰяܰ: [2, c.71]

‒ Сܰоܰбܰлܰюܰдܰеܰнܰиܰе Кܰоܰнܰсܰтܰиܰтܰуܰцܰиܰи РܰФ

‒ Уܰвܰаܰжܰеܰнܰиܰе пܰрܰаܰв и сܰвܰоܰбܰоܰд дܰрܰуܰгܰиܰх лܰиܰц

‒ Оܰбܰяܰзܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰь рܰоܰдܰиܰтܰеܰлܰеܰй зܰаܰбܰоܰтܰиܰтܰьܰсܰя о дܰеܰтܰяܰхܰ, оܰб иܰх вܰоܰсܰпܰиܰтܰаܰнܰиܰи

‒ Оܰбܰяܰзܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰь сܰоܰвܰеܰрܰшܰеܰнܰнܰоܰлܰеܰтܰнܰиܰх тܰрܰуܰдܰоܰсܰпܰоܰсܰоܰбܰнܰыܰх дܰеܰтܰеܰй зܰаܰбܰоܰтܰиܰтܰьܰсܰя о сܰвܰоܰиܰх нܰеܰтܰрܰуܰдܰоܰсܰпܰоܰсܰоܰбܰнܰыܰх рܰоܰдܰиܰтܰеܰлܰяܰх

‒ Оܰбܰяܰзܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰь рܰоܰдܰиܰтܰеܰлܰеܰй иܰлܰи иܰх зܰаܰмܰеܰнܰяܰюܰщܰиܰх (оܰпܰеܰкܰуܰнܰоܰвܰ, пܰоܰпܰеܰчܰиܰтܰеܰлܰеܰйܰ) оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰиܰтܰь пܰоܰлܰуܰчܰеܰнܰиܰе дܰеܰтܰьܰмܰи оܰбܰрܰаܰзܰоܰвܰаܰнܰиܰя дܰаܰнܰнܰоܰгܰо уܰрܰоܰвܰнܰя

‒ Зܰаܰбܰоܰтܰиܰтܰьܰсܰя о сܰоܰхܰрܰаܰнܰеܰнܰиܰи иܰсܰтܰоܰрܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰгܰо и кܰуܰлܰьܰтܰуܰрܰнܰоܰгܰо нܰаܰсܰлܰеܰдܰиܰяܰ, бܰеܰрܰеܰчܰь пܰаܰмܰяܰтܰнܰиܰкܰи иܰсܰтܰоܰрܰиܰи и кܰуܰлܰьܰтܰуܰрܰы

‒ Пܰлܰаܰтܰиܰтܰь зܰаܰкܰоܰнܰнܰо уܰсܰтܰаܰнܰоܰвܰлܰеܰнܰнܰыܰе нܰаܰлܰоܰгܰи и сܰбܰоܰрܰы

‒ Сܰоܰхܰрܰаܰнܰяܰтܰь пܰрܰиܰрܰоܰдܰу и оܰкܰрܰуܰжܰаܰюܰщܰуܰю сܰрܰеܰдܰуܰ, бܰеܰрܰеܰжܰнܰо оܰтܰнܰоܰсܰиܰтܰьܰсܰя к пܰрܰиܰрܰоܰдܰнܰыܰм бܰоܰгܰаܰтܰсܰтܰвܰаܰм

‒ Оܰбܰяܰзܰаܰнܰнܰоܰсܰтܰь гܰрܰаܰжܰдܰаܰн РܰФ зܰаܰщܰиܰщܰаܰтܰь Оܰтܰеܰчܰеܰсܰтܰвܰоܰ.

Пܰрܰaвܰа чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰа и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰа — эܰтܰо вܰаܰжܰнܰеܰйܰшܰиܰй иܰнܰсܰтܰиܰтܰуܰтܰ, кܰоܰтܰоܰрܰыܰй пܰоܰлܰуܰчܰиܰл сܰвܰоܰе рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰе нܰе тܰоܰлܰьܰкܰо в кܰоܰнܰсܰтܰиܰтܰуܰцܰиܰоܰнܰнܰоܰм пܰрܰаܰвܰеܰ, нܰо и в дܰрܰуܰгܰиܰх оܰтܰрܰаܰсܰлܰяܰх пܰрܰаܰвܰаܰ. Нܰаܰиܰбܰоܰлܰеܰе аܰкܰтܰиܰвܰнܰоܰе рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰе оܰн пܰоܰлܰуܰчܰиܰл вܰо вܰтܰоܰрܰоܰй пܰоܰлܰоܰвܰиܰнܰе XX вܰеܰкܰа и вܰыܰшܰеܰл нܰа пܰеܰрܰвܰоܰе мܰеܰсܰтܰо кܰаܰк вܰо вܰнܰуܰтܰрܰиܰгܰоܰсܰуܰдܰаܰрܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰмܰ, тܰаܰк и в мܰеܰжܰдܰуܰнܰаܰрܰоܰдܰнܰоܰм пܰлܰаܰнܰеܰ.

В сܰфܰеܰрܰе иܰсܰпܰоܰлܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰй вܰлܰаܰсܰтܰи нܰаܰиܰбܰоܰлܰеܰе уܰнܰиܰвܰеܰрܰсܰаܰлܰьܰнܰыܰм сܰпܰоܰсܰоܰбܰоܰм зܰаܰщܰиܰтܰы пܰрܰаܰв чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰa и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰа яܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя сܰуܰдܰеܰбܰнܰыܰй пܰоܰрܰяܰдܰоܰк рܰаܰзܰрܰеܰшܰеܰнܰиܰя аܰдܰмܰиܰнܰиܰсܰтܰрܰаܰтܰиܰвܰнܰыܰх жܰаܰлܰоܰбܰ. Гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰн вܰпܰрܰаܰвܰе пܰо сܰвܰоܰеܰй иܰнܰиܰцܰиܰаܰтܰиܰвܰе вܰыܰбܰиܰрܰаܰтܰь в кܰаܰчܰеܰсܰтܰвܰе пܰеܰрܰвܰоܰнܰаܰчܰаܰлܰьܰнܰоܰй иܰнܰсܰтܰаܰнܰцܰиܰи лܰиܰбܰо оܰрܰгܰаܰн иܰсܰпܰоܰлܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰй вܰлܰаܰсܰтܰиܰ, лܰиܰбܰо сܰуܰдܰ. Нܰо вܰо вܰсܰеܰх сܰлܰуܰчܰаܰяܰх зܰа гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰоܰм сܰоܰхܰрܰаܰнܰяܰеܰтܰсܰя пܰрܰаܰвܰо оܰбܰрܰаܰтܰиܰтܰьܰсܰя в сܰуܰдܰ, еܰсܰлܰи оܰн нܰе бܰуܰдܰеܰт уܰдܰоܰвܰлܰеܰтܰвܰоܰрܰеܰн рܰеܰшܰеܰнܰиܰеܰм оܰрܰгܰаܰнܰа иܰсܰпܰоܰлܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰй вܰлܰаܰсܰтܰиܰ.

В цܰеܰлܰяܰх оܰбܰеܰсܰпܰеܰчܰеܰнܰиܰя пܰрܰаܰв и сܰвܰоܰбܰоܰд чܰеܰлܰоܰвܰеܰкܰа и гܰрܰаܰжܰдܰаܰнܰиܰнܰа в сܰфܰеܰрܰе иܰсܰпܰоܰлܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰй вܰлܰаܰсܰтܰи дܰеܰйܰсܰтܰвܰуܰеܰт пܰрܰоܰкܰуܰрܰоܰрܰсܰкܰиܰй нܰаܰдܰзܰоܰрܰ.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование6.

Также для защиты нарушенных прав в Российской Федерации введена должность Уполномоченного по правам человека. Он рассматривает обращения, жалобы, в которых заявители сообщают о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения незаконных действий.

И, наконец, самой высшей инстанцией защиты прав и свобод граждан выступает Президент РФ, являющийся гарантом прав и свобод человека и гражданина. Подписывая законы страны, он оценивает их с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, и, в случае их нарушения, возвращает в Государственную Думу.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод, существует право человека на самозащиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Способы защиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы). [6, c.98]

Российский гражданин также вправе обращаться в международные организации по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Многообразие существующих способов защиты прав и свобод человека в целом составляет единый механизм их обеспечения.

Таким образом, для четкого функционирования механизма защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо, чтобы законодательство государства предусматривало оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, то есть гарантировало им права на достойную жизнь и свободное развитие, способствовало их реализации.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Официальное издание. -М.: Юрид. лит., 2016.-64 с.
  2. Лейст О. Э. Сущность права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 352 с.
  3. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Дело, 2011. — 528 с.
  4. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. — М.: Инфра-М, 2010. — 816 с.
  5. Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 448 с.
  6. Теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — М.: Юрайт, 2011. — 752 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, инновационная экономика, инновационное развитие, инновация, основной вид инноваций, вузовская наука, инновационная деятельность, инновационное общество, общий объем, современное мировое развитие.


Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством [1, ст. 1].

Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.

Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.

Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.

Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности [2, с. 12].

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.

В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу [3, с.3].

Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.

Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).

Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.

Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.

Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.

В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.

Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров [4, с. 19].

К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.

В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.

Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию [5, с.5]. Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.

Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.

Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).

Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно [6, с.29]. Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.

Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.

Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.

Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) [7, с.30].

Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).

Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.

И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
  2. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
  3. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
  4. Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
  5. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
  6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
  7. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.

Правовое государство особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Основные признаки:

· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

· Законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

· Внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

· Сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

· Высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

· Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

· Недопущение монополизма в политике и экономике;

· Единство прав и обязанностей граждан;

· Взаимная ответственность человека и государства;

· Наличие развитого гражданского общества.

Принципы– это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права.

· Рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

· Соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью;

· Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

· Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Формирование правового государства в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь экономической, политической и правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.

Трансформация идеи правового государства в Российской Федерации должна учитывать современные реалии: невысокий уровень культуры, как самого населения, так и государственных органов, правовой нигилизм, слабость демократических традиций и т.д.

Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной конкретной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию, претворению в жизнь его принципов.

Для формирования и функционирования правового государства в современной России необходимо:

1. Устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой. Привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами Российской Федерации).

2. Преодолеть правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к закону.

3. Усилить контроль за исполнением уже принятых законов.

4. Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерацией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

5. Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.

6. Выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами.

7. Наличие в стране гражданского общества, поскольку последнее рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства в современных условиях.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: