Государственная помощь в виде субсидий субвенций

Обновлено: 26.04.2024

Субсидия от государства может стать поддержкой гражданам, которые нуждаются в этом. Помощь, на которую можно претендовать в тяжелой жизненной ситуации, положена не только пенсионерам и сиротам, но и другим социальным группам населения страны.

Что такое субсидия

Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.

Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.

К примеру, Наталья, родившая в 2021 году дочь в Москве, получила «Коробку для новорожденного» – помощь от государства, которая выделяется при определенных условиях:

  • один из родителей ребенка – москвич;
  • сам малыш родился в Москве;
  • свидетельство о рождении оформлено в московском роддоме.

В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!

Власти города предлагают два варианта поддержки на выбор – «Коробка» или 20 тысяч рублей. Интересно, что стоимость содержимого коробки превышает сумму, которую предлагают в качестве альтернативы.

Совкомбанк поддерживает политику РФ по улучшению демографической ситуации. Для многодетных семей действуют выгодные условия по жилищному кредитованию. Оформите заявку на ипотеку для многодетных и получите предварительное решение в течение минуты.

Виды субсидий

Упомянуть все варианты субсидий, доступные в России, сложно, однако есть основные виды, на которые можно разделить многообразие государственной и фондовой поддержки.

Жилищные

Это государственная помощь, которая выражается в предоставлении жилищного сертификата с определенным денежным номиналом.

У такой помощи есть несколько условий. Она положена определенному кругу лиц, ее достаточно сложно получить – придется доказать, что вы нуждаетесь.

Также ее направляют на оплату всего жилища, но обычно она покрывает только часть стоимости квартиры или дома.

Такую помощь используют:

  • при социальной ипотеке в качестве первоначального взноса;
  • для улучшения жилищных условий, чтобы количество квадратных метров на человека соответствовало норме;
  • как паевой взнос;
  • чтобы погасить ипотечный кредит и так далее.

Выплата положена:

  1. лицам, проживающим в аварийном жилье или в домах ветхого фонда;
  2. новообразованным парам, относящимся к категории «молодая семья»;
  3. участникам военных действий;
  4. малоимущим и многодетным семьям;
  5. жителям определенных регионов (Крайний Север);
  6. сиротам и так далее – в каждом субъекте свои правила выдачи жилищных субсидий.

В Республике Татарстан на дополнительные денежные средства могут претендовать работники медицинских организаций. Чтобы получить жилье, необходимо выиграть грант, а также:

  • проработать врачом на территории региона не менее 5 лет;
  • не иметь собственного жилища в регионе;
  • осуществлять трудовую деятельность минимум на одну ставку.

На эти деньги можно погасить долг по приобретаемому жилью либо оплатить часть ипотеки. Государственную поддержку на приобретение жилья можно использовать только один раз в жизни.

Детям

Основная помощь, которую государство оказывает каждой новоиспеченной матери в стране, – выплата материнского капитала.

Для стимуляции рождаемости власти сначала давали маткапитал на рождение второго ребенка, а с недавнего времени деньги положены и первенцу в семье – почти 484 тысячи рублей. На второго малыша добавляют еще примерно 155 тысяч рублей.

Также власти России и субъектов выплачивают пособия малоимущим и многодетным семьям.

В Ростовской области выплаты положены семьям, в которых рожден или усыновлен ребенок с 2018 года. В 2021 году такая семья получает более 11 тысяч рублей ежемесячно, если среднедушевой доход – в два раза ниже прожиточного минимума. После достижения малышом трехлетнего возраста выплата уменьшается до чуть более 5 тысяч рублей.

Также существует выплата для матерей, которые родили трех или более детей за один раз (тройня, четверняшки и так далее), тогда власти Ростовской области выплачивают по 71 тысяче рублей на каждого ребенка единовременно.

Инвалидам

В России выплачивается ежемесячная поддержка инвалидам, размер которой зависит от группы инвалидности.

Так, в 2021 году размер страховой пенсии составляет:

  • 12 тысяч рублей для первой группы инвалидности;
  • 6 тысяч рублей для второй группы;
  • 3 тысячи рублей для третьей группы.

Также есть надбавки в виде государственной и социальной пенсии для уязвимых групп граждан данного типа.

Помощь при оплате ЖКХ

В случаях, когда сумма затрат на жилищно-коммунальные услуги превышает половину зарабатываемых средств, местные и государственные власти оказывают помощь. Такая субсидия чаще всего выражается в скидке на определенные виды ЖКХ.

Выплаты пострадавшим при ЧС

В случаях, когда семья пострадавшего или пострадавших не зарабатывает более 50 тысяч рублей ежемесячно, ей положены выплаты в размере 20 тысяч рублей. 50% суммы идут из бюджетных денег страны, остальная половина – из региональных.

Предпринимателям

Чтобы помочь развить свое дело, безработным гражданам страны положена субсидия на открытие бизнеса или его развитие.

Поддержка положена не только уязвимым слоям населения, но и тем, кто хочет развивать рыночную экономику

Чтобы бизнесмену получить деньги, необходимо:

  • создать перспективный бизнес-план;
  • защитить его в центре занятости, доказать перспективность и пользу нового дела.

При запуске проекта предприниматель может получить 60 тысяч рублей. Если он продержится на плаву более 12 месяцев, то может претендовать на денежную поддержку в размере 300 тысяч рублей.

В Совкомбанке собственник бизнеса может оформить кредит на сумму от 150 тысяч до 30 млн рублей. Воспользуйтесь кредитным калькулятором, чтобы рассчитать ежемесячный платеж, или оставьте заявку онлайн, чтобы получить звонок от специалиста и уточнить все условия.

Поддержка положена не только в начале предпринимательского пути, но и на этапе развития предприятий. В каждом регионе собственные правила субсидирования, они основываются на степени необходимости деятельности каждой организации относительно нужд субъекта.

На автокредит

Существует программа льготного автокредитования, согласно которой из бюджетных денег выплачивают 10% стоимости автомобиля, чтобы покупатель использовал средства как первоначальный взнос по кредиту.

Для участия в программе необходимо оформить автомобиль не старше 2020 года выпуска, стоимостью не более 1 миллиона 500 тысяч рублей.

Также установлен список участвующих марок. В первую очередь это автомобили LADA, УАЗ и ГАЗ. Из иномарок можно выбрать модели концернов Hyundai, KIA, Renault.

Для граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, сумма субсидии увеличена на 15% и достигает 25% от стоимости автомобиля.

Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.

Цели субсидии

Выплаты назначаются тем, кто нуждается в помощи. Государство обязано заботиться о своих гражданах.

В Конституции Российской Федерации есть отдельная статья, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Пособия защищают и другие ценности России, которые определены в Конституции.

Кому положены

Как мы упоминали выше, право на субсидирование есть у граждан страны, которым действительно необходима помощь.

Важно: субсидия положена как физическим лицам, так и предпринимателям.

Физические лица:

  • безработные граждане;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп;
  • нуждающиеся в улучшении жизненных условий;
  • малоимущие семьи;
  • многодетные семьи;
  • пострадавшие при ЧС;
  • сироты и другие категории социальной защиты.

Юридические лица, которые могут претендовать на поддержку, могут быть как предпринимателями, так и частными предприятиями, муниципальными и некоммерческими компаниями.

Также существует понятие целевой субсидии, которую выплачивают учреждениям и муниципалитетам на постройку детского сада или для использования на похожие нужды.

Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить

Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.

К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.

В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.

Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.

Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.

Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.

Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.

БК РФ Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.08.2019 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 5 п. 3 ст. 132 не распространяется на средства, указанные: в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022) - до 01.01.2023; в п. 6.1 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ - до 01.01.2025.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 6 п. 3 ст. 132 не распространяется на средства, указанные: в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022) - до 01.01.2023; в п. 6.1 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ - до 01.01.2025.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса, субсидий, предоставление которых обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса, не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Главные распорядители средств федерального бюджета направляют до 20 августа текущего года в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) Правительства Российской Федерации, указанные в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, с проектом распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

Абз. 1 п. 4 ст. 132 не распространяется на средства, указанные: в п. 6 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ - с 01.01.2022 до 01.01.2023; в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022) - до 01.01.2023.

П. 4 ст. 132 не распространяется на средства, указанные в п. 6.1 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, до 01.01.2025.

4. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые распределяются соответственно актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, бюджетные ассигнования, увеличенные в результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по основаниям, установленным абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым пункта 7 статьи 217 настоящего Кодекса, которые распределяются актами Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 2 п. 4 ст. 132 не распространяется на средства, указанные: в п. 6 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ - с 01.01.2022 до 01.01.2023; в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022) - до 01.01.2023.

При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.

Субсидии распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, указанными в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи.

Повторное распределение между субъектами Российской Федерации субсидий, предоставление которых было осуществлено в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 94 настоящего Кодекса, не осуществляется.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 4.1 ст. 132 не распространяется на средства, указанные: в п. 19 ст. 10 ФЗ от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022) - до 01.01.2023; в п. 6.1 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ - до 01.01.2025.

4.1. Заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется до 1 января очередного финансового года, за исключением субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, заключение соглашений о предоставлении которых осуществляется не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного федерального закона.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 4.2 ст. 132 не распространяется на средства, указанные в п. 6.1 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ, до 01.01.2025.

4.2. В случае нарушения сроков, предусмотренных пунктом 4.1 настоящей статьи, бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение о ее предоставлении из федерального бюджета.

(п. 4.2 в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 423-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 434-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий в пределах суммы, необходимой для софинансирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (возмещения осуществленных расходов бюджета субъекта Российской Федерации), соответствующих целям предоставления субсидии, в размере установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации соглашением уровня софинансирования.

6.1. Предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период для субсидий утверждается Правительством Российской Федерации.

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

До 01.01.2025 п. 6.2 ст. 132 не распространяется на субсидии, указанные в ч. 7 ст. 7 ФЗ от 28.11.2018 N 457-ФЗ.

6.2. Установление в отношении отдельных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, иного предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета не допускается, за исключением:

1) субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2) субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества в случае реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в соответствии с актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации индивидуально определенных мероприятий, имеющих общегосударственное значение;

3) субсидий на софинансирование подготовки и проведения международных мероприятий, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации;

4) субсидий на софинансирование непредвиденных расходов, проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

7. Перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, осуществляется после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.

Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.

Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Субсидии предоставляются на основании соглашения.

Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенции, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции предоставляются на основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.

Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.

Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия», бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).

Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОЛЬГА ДМИТРИЕВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.

Субсидия – это разновидность финансовых выплат или поддержки, представляющийся из бюджета государства и региона или предназначенных для этого фондов. Проще говоря, это финансовая помощь лицам, органам местного самоуправления. Рассмотрим, в каких случаях можно получить субсидии и каких видов они бывают.

Что такое субсидия?

Единого и конкретного определения субсидии в законодательстве нет. Бюджетный кодекс РФ выделяет два типа выплат и дает им определения по отдельности:

  • Субсидия – трансферт между бюджетами, который предоставляется для помощи в расходах бюджетов муниципалитетов и субъектов;
  • Субсидия – денежные средства, поставляющиеся бюджетных денег или внебюджетного фонда для юридических лиц и физических лиц.

Деньги или иная помощь предоставляются лицу на определенных целевых основаниях, их выполнение является главным условием получения выплаты.

Виды субсидирования

Виды субсидий

Финансовая поддержка лиц и органов осуществляется различными способами. Выделяют следующие виды:

  • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ.

Физические лица могут получить выплату в случае, когда уплата коммунальных платежей требует затрат большей части заработка. Сумма зависит от дохода семьи и регионального законодательства.

Помощь для получения жилья может быть предоставлена для живущих в ветхом или аварийном строении, воспитанникам детских домов, военным, многодетным малоимущим семьям, молодым семьям, участникам ВОВ, бюджетным работникам и жителям Крайнего Севера. Сумма зависит от региона (в некоторых субъектах РФ субсидии выделяются не по всем категориям граждан) и группы, к которой относится физическое лицо.

Так как рождаемость в России находится не на самом высоком уровне, власти принимают все меры для стимулирования рождения детей. Для этого назначаются различные выплаты: материнский капитал (466 617 рублей на первого ребенка, 616 617 рублей на второго и третьего), жилищные для семей, малоимущим семьям с детьми (прожиточный минимум в субъекте).

  • Субсидии на открытие и развитие бизнеса.

Получить выплату могут только официально безработный гражданин. Сумма платежа составляет 59000 рублей. Для получения необходимо создать и защитить бизнес-план в центре занятости. Главное условие: перспективность проекта и действие бизнеса на протяжении одного года. При нарушении правил средства придется вернуть. Если предприниматель проработал более года, то может быть назначена субсидия размером в 300000 рублей.

Размер выплат для лиц с ограниченными возможностями зависит от группы инвалидности (их всего три). В 2020 году сумма для первой степени составляет 3626 рублей, также важно учитывать доход инвалида. Если он составляет ниже установленного прожиточного минимума, то ему будет начисляться и социальная доплата из федерального бюджета.

Государство гарантирует выплаты в 10% от стоимости автомобиля для первоначального взноса по кредиту. На дальнем Востоке сумма увеличена и составляет 25%

  • Субсидии при техногенных и природных катастрофах.

Эти выплаты касаются лиц, которые пострадали от наводнений, пожаров, взрывов на промышленности, катаклизмов. Субсидия составляет 10000 рублей из бюджета региона и столько же из федерального. При этом общая сумма не должна превышать 50 тысяч на семью. Лицам, попавшим в заложники, сумма составляет 100000 рублей.

Военным положена жилищная выплата для покупки жилья или строительства. Сумма зависит от звания, выслуги лет и количества членов семьи.

Как рассчитывается субсидия

Каждая из разновидностей имеет свои особенности расчета субсидий. Рассмотрим подробнее:

  • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ рассчитывается государственными органами в соответствии с Постановлением Правительства РФ №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилищного помещения и коммунальных услуг» по следующей формуле:
  • Жилищные субсидии рассчитываются с учетом количества льготных лиц (дети, пенсионеры, матери), размера доходов, минимального прожиточного минимума и региона проживания. Для этого можно использовать калькулятор или обратиться в органы, так как нужно учесть слишком много факторов.
  • Субсидии на детей могут выражаться в материнском капитале и для малоимущих семей. В первом случае суммы фиксированы. Во втором случае вычисляются доходы на год, после чего сумма делится на 12. Так получается среднемесячный доход, который делится на количество членов семьи. Если полученное число меньше прожиточного уровня, то семья может претендовать на выплаты.

Остальные субсидии имеют либо фиксированный размер, либо процентное отношение от суммы. Поэтому рассчитать будет не сложно.

Свойства субсидий

  • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе - от получателя не требуется возвращать деньги.

Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

  • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
  • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
  • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

Цели субсидирования

Цели субсидии

Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

Субсидии для развития бизнеса

  • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
  • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.
  • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.

Субсидии физическим лицам

Этот вид выплат назначается малоимущим и социально незащищенным гражданам. Целью субсидирования является облегчение бремени обеспечения денежными средствами для неотложных нужд.

Субсидии бюджетам регионов и муниципалитетов

Система бюджета в России построена по вертикали: часть средств уходит в федеральную казну, а вторая в местную или региональную. Субсидии выделяются для софинансирования нижестоящих бюджетов.

Кто может получить субсидию

В соответствии с действующим законодательством на помощь могут претендовать как физические, так и юридические лица.

Физические лица

Получателями могут быть лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, безработные, пострадавшие от техногенных и природных катастроф, а также лица, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Юридические лица

Среди юридических могут получить финансовую поддержку следующие категории:

  • государственные и муниципальные учреждения или предприятия;
  • коммерческие организации, занимающиеся каким-либо определенным видом деятельности;
  • некоммерческие организации, реализующие социальную деятельность.

Как оформить субсидию

Каждый вид поддержки имеет свои особенности оформления. Рассмотрим, как оформить субсидию подробнее.

Софинансирование оплаты услуг ЖКХ

Оформить финансовую поддержку можно в Городском центре коммунальных субсидий, в МФЦ или через сайт Госуслуг. Заявление подается лично, онлайн или при помощи почты. При этом оформление может осуществляться только собственником или нанимателем. На основании Постановления Правительства №761 можно составить доверенность на члена семьи.

Потребуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или договор аренды;
  • счета по оплате ЖКУ;
  • документы о наличии доходов или их отсутствии на всех членов семьи;
  • реквизиты для перечисления сумм поддержки;
  • заявление на получение субсидии.

Жилищные субсидии

Для получения субсидии нужно лично обратиться в компетентные органы с предварительно подготовленными документами, куда входят:

  • заявление в установленной форме;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или другое подтверждение права на собственность;
  • справка о составе семьи;
  • сведения о доходах и лицевом счете;
  • счета или чеки об оплате ЖКУ.

Субсидии на детей

Для получения субсидии необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения (по адресу официальной регистрации), в Многофункциональный Центр, в Пенсионный Фонд России, в отдел субсидирования или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Выплаты зависят от положения семьи и возраста ребенка. Для детей до 3 лет, которые являются первенцем можно получить пособие до 7600 рублей, на ребенка до 16 лет (если умер один из родителей) при показателе заработка ниже МРОТ и для детей до 18 лет на тех же условиях.

Для получения субсидии необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • справка о составе семьи; с места работы (если есть); ; ;
  • среднедушевой доход.

Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на открытие и развитие бизнеса

Для получения выплаты по данному основанию необходимо пройти следующие этапы:

Субсидии инвалидам

Инвалиды в большей степени могут рассчитывать на получение различной финансовой поддержки от бюджета. За финансирование данной категории граждан отвечает Региональное управление социальной защиты. Оформить можно как по между проживания, так и по месту регистрации.

Наиболее часто инвалиды получают субсидии на жилье. Рассмотрим подробнее этом вид социальной поддержки населения.

Инвалиды могут претендовать на получение выплаты на жилую площадь при соблюдении следующих условий:

  • размер жилой площади меньше установленного минимального уровня;
  • имущество не соответствует требованиям санитарии и техническим показателям;
  • в квартире или доме проживают сразу несколько семей с различными заболеваниями, которые создают опасность для здоровья и жизни инвалида;
  • отсутствие жилья.

Сумма рассчитывается так: средняя стоимость квадрата в регионе умножается на норматив жилой площади в 18 квадратных метров.

Для получения субсидии потребуются следующие документы:

  • официальное обращение о регистрации на получение собственности;
  • документы, которые подтверждают необходимость улучшения условий проживания;
  • справка медицинской экспертизы, которая подтверждает присвоение группы;
  • лицевой счет в банке;
  • сведения из домовой книги.

Этот перечень не является строгим и может меняться в зависимости от законодательства регионов.

Субсидии по автокредитованию

Получить субсидию можно в банке, который есть в перечне Министерства промышленности и торговли. Выплата является кредитом на льготных условиях, при которых государство оплачивает некоторое процентное отношение от суммы.

Этапы оформление кредита на льготных условиях:

  1. Выбор авто, которое подпадает под государственную программу.
  2. Расчет автокредита в банке, который содержится в перечне Министерства.
  3. Сбор документов.
  4. Проверка документации.
  5. Вынесение решения по вопросу выдачи кредита.
  6. Оформление КАСКО.
  7. Внесение первого взноса.
  8. Подписание договора.
  9. Получение автомобиля в распоряжение.

Денежные средства поступают на счет на следующий день, после одобрения финансирования. Сама субсидия перечисляется на второй день. Для оформления будущему владельцу машины потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение; ;
  • трудовая книжка или трудовой договор;
  • документы супруга, если он выступает поручителем.

Оформить заявку можно как в МФЦ, так и на сайте Госуслуг.

Субсидии при техногенных и природных катастрофах

Для получения и можно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства, в МФЦ, в ПФР, в организацию по субсидированию или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Списки пострадавших от техногенных и природных катастроф составляются исполнительными органами исполнительной власти регионов. Размер и порядок выплат определяется Постановлением Правительства РФ №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Такие граждане могут претендовать не только на выплаты, но и получение жилья.

Военные субсидии

Офицеры могут воспользоваться помощью государства, после того, как они встали на учет в качестве лица, которому требуется выплата субсидии. Оформить такой статус можно в исполнительном органе.

Потребуется следующий перечень документов:

  • заявление;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • домовая книга;
  • лицевые счета на последние пять лет;
  • справка о воинском стаже, данные о послужном списке и личное дело.

Основания прекращения выплат субсидии

Субсидии могут перестать выплачивать в соответствии со следующими основаниями:

  • доход семьи увеличился и стал превышать минимальный допустимый уровень, то есть заявитель может обеспечить себя самостоятельно;
  • заявитель изменил место проживания и официальной регистрации: изменилась привязанность к региону, в котором установлена выплата;
  • заявитель при оформлении финансовой помощи предоставил ложные сведения;
  • при слишком большой задолженности (ЖКУ, кредит или другие уплаты);
  • изменение состава семьи: один из детей вырос и перестал быть иждивенцем. Это приводит к тому, что средний доход на одного члена семьи увеличивается и основания для предоставления субсидии исчезают;
  • банкротство юридического лица или ИП, а также выявление мошенничества в их деятельности.

Органы, предоставившие разрешение на получение субсидии, контролируют ситуацию заявителя и своевременно принимают меры по прекращению выплат.

Ответственность и обязанности граждан

Ответственность и обязанности получателей субсидии

Получить финансовую помощь это только полдела. Нужно понимать, что получатель несет ответственность и обязанности при оформлении субсидии.

Так как субсидирование имеет целевой характер, то к его использованию предъявляются особые требования:

  • Заявитель несет ответственность за предоставление достоверной информации и документации. При недостоверных данных претендент получил отказ.
  • Если у получателя сложилась ситуация таким образом, что увеличился доход или любым другим образом улучшилась ситуация, то выплаты могут уменьшиться или полностью прекратиться. Гражданин обязан в течение одного месяца предоставить такую информацию в орган, назначивший субсидию.

Интересен момент и о целевом использовании средств. Получатель не имеет права потратить субсидию на нецелевое назначение. Также финансовая помощь оказывается только на определенные траты с конкретной максимальной суммой.

Как продлить субсидию

Продлить субсидию можно в МФЦ, через Госуслуг или при помощи почты. Также можно назначить доверенное лицо. Для продления понадобятся все те же документы, которые были нужно при первом оформлении, но только за последний период времени.

Заявитель должен подготовить документы и подать их в МФЦ (или другой орган в зависимости от вида субсидии). Должностные лица проверят достоверность информации и назначат продление выплаты. Стандартно вопрос рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. При положительном решении субсидия будет пересчитана и продлена.

В 2020 году были некоторые изменения из-за ситуации с коронавирусом, поэтому часть субсидий продлевается автоматически для уменьшения скопления людей.

Телефон горячей линии по вопросам субсидий

Получить точную информацию о размере, назначении и требования можно по номеру телефона организации, предоставляющей субсидии.

Москва и МО

Россия

В списке представлены горячие линии и номера главных отделов организаций. Заявитель будет перенаправлен в свой региональный отдел для получения более точной информации по своему вопросу.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Реестр субсидий из бюджета, включающий перечисления компаниям и регионам более чем на 15 трлн руб., будет снова открыт для общественности, сообщил Минфин. Но данных о получателях господдержки в нем не будет

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Минфин восстановит публичный доступ к реестру соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов, который был прекращен в декабре 2020 года. Это следует из методических документов по распределению ассигнований федерального бюджета на 2022–2024 годы, представленных министерством в начале июля.

В этих материалах указано, что Минфин планирует в конце 2021 года разместить на портале «Электронный бюджет» информацию о безвозмездных субсидиях юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям в целях «обеспечения публичности информации о предоставлении средств государственной поддержки».

Александр Мамут

Новый реестр субсидий будет опубликован в течение семи рабочих дней после принятия Госдумой закона о бюджете на 2022 год, то есть примерно к началу декабря 2021 года, следует из материалов Минфина. Публиковаться будет информация о субсидиях, планируемых к предоставлению в 2022–2024 годах. В документе министерства не указано, будет ли размещена информация о субсидиях, предоставленных до конца 2020 года, а также в 2021 году, когда реестр был недоступен. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Почему реестр субсидий важен

Реестр субсидий наполнялся в течение нескольких лет и содержал информацию о распорядителе и получателе госсредств, цели поддержки, графике перечисления субсидии и даже копии соответствующих соглашений о предоставлении субсидии. Специалисты по открытым данным Иван Бегтин и Ольга Пархимович писали в 2019 году, что в реестре была накоплена информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,4 трлн руб. Но в конце 2020 года реестр исчез с портала «Электронный бюджет» (сейчас по этому адресу выдается 404-я ошибка — страница не найдена).

На тот момент техподдержка портала сообщала РБК, что доступ к реестру приостановлен «по распоряжению руководства Федерального казначейства». Казначейство и Минфин (операторы портала «Электронный бюджет») не прокомментировали ситуацию.

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Фото: Scott Barbour / Getty Images

На чужой стороне: как сохранить свои активы за рубежом

Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn

«Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации

Фото: Sean Gallup / Getty Images

В России новые требования к кибербезопасности компаний. Как их выполнить

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Механизм распределения госсубсидий в бюджетной системе России «практически никогда не имел отношения к конкуренции», отмечали Бегтин и Пархимович: «Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим».

Каких данных станет меньше после возврата реестра

Два источника РБК, знакомых с ситуацией, сказали, что публичный доступ к реестру был приостановлен из-за «чувствительности» определенных субсидий с точки зрения западных санкций и возможных споров во Всемирной торговой организации (ВТО). Размещение сведений о госсубсидиях на портале «Электронный бюджет» регулируется Порядком ведения реестра соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, который утверждается Минфином.

Федеральное казначейство подтвердило РБК, что «в настоящее время осуществляется доработка информационных систем для размещения информации из Реестра соглашений (договоров) на Едином портале с целью обеспечения доступности пользователям». Объем размещаемой информации будет определяться обновленным приказом Минфина, подтвердили в казначействе. Там добавили, что причины закрытия доступа к реестру в 2021 году ведомству неизвестны, поскольку порядок ведения реестра субсидий — это прерогатива Минфина России.

Счетная палата была в курсе ситуации с доступностью реестра соглашений о предоставлении субсидий на портале «Электронный бюджет», для прояснения этого вопроса в Минфин было направлено соответствующее письмо, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Ведомство Алексея Кудрина выступает «за доступность информации в максимально возможном объеме».

«Счетная палата приветствует планы Минфина о возобновлении публичного доступа к реестру. Также мы надеемся на восстановление доступа к данным за 2021 год. Соблюдение принципа открытости имеет особое значение», — говорится в ответе ведомства на запрос РБК.

В 2019 году Международный валютный фонд анализировал ситуацию с прозрачностью российских данных о бюджете — в частности, призывал раскрыть на консолидированной основе доходы и расходы госпредприятий в составе бюджетной отчетности и снизить долю засекреченных расходов федерального бюджета. Минфин тогда подчеркивал, что большинство рекомендаций по повышению бюджетной прозрачности уже реализуются.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: