Государственная организация занимающаяся постановкой на учет и призывом граждан на военную службу

Обновлено: 07.05.2024

Статья 8. Организация воинского учета

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8

1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

проходящих военную службу;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

отбывающих наказание в виде лишения свободы;

постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения).

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответственно органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются структурные подразделения военных комиссариатов, передаются органам местного самоуправления таких муниципальных округов для реализации на территориях указанных населенных пунктов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых данные полномочия осуществляются структурными подразделениями военных комиссариатов).

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Совокупность полномочий, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, именуется первичным воинским учетом. Первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих на территориях соответствующих муниципальных образований, либо органами местного самоуправления муниципальных округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих в отдельных населенных пунктах муниципальных округов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет осуществляется структурными подразделениями военных комиссариатов). Осуществление первичного воинского учета организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов вправе:

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;

вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;

запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов обязаны:

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете;

поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинского освидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

(см. текст в предыдущей редакции)

представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вести прием граждан по вопросам воинского учета.

Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем средств, предоставляемых в виде субвенций бюджетам поселений, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете на соответствующих территориях по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива соответствующих затрат.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего перечисления в бюджеты поселений, бюджеты муниципальных округов и бюджеты городских округов.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.

Осуществление органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта прекращается в случае создания на территории поселения, муниципального округа или городского округа структурного подразделения военного комиссариата.

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Осуществление органами местного самоуправления муниципальных округов первичного воинского учета в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта прекращается в случае создания на территориях соответствующих населенных пунктов структурных подразделений военных комиссариатов.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

В случаях, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом настоящего пункта, осуществление органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения основания для прекращения осуществления таких полномочий.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

Прекращение осуществления органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета влечет за собой прекращение предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

фамилия, имя и отчество;

место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;

(см. текст в предыдущей редакции)

наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

место работы (учебы);

(см. текст в предыдущей редакции)

годность к военной службе по состоянию здоровья;

профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

основные антропометрические данные;

прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

прохождение военных сборов;

владение иностранными языками;

наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии;

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)

бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время;

пребывание в мобилизационном людском резерве;

наличие освобождения или отсрочки от призыва на военную службу с указанием соответствующего положения настоящего Федерального закона, на основании которого они предоставлены, а также даты заседания призывной комиссии, на котором было принято решение об освобождении от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, и номера протокола этого заседания;

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 192-ФЗ)

иные (в том числе биометрические) персональные данные, определенные Положением о воинском учете.

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 445-ФЗ)

5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:

удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

справка взамен военного билета.

Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им помимо документов, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, также персональные электронные карты.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 445-ФЗ)

6. Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Граждане РФ принимаются на учет в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по первоначальной постановке на воинский учет :

  • юноши — с 1 января по 31 марта;
  • девушки, получившие военно-учетные специальности, — в течение всего календарного года.

По повестке военкомата они обязаны явиться на медицинское освидетельствование и заседание комиссии с документами, указанными в повестке .

Медицинское освидетельствование проводится врачами-специалистами, персональный состав которых утверждается председателем комиссии.

До освидетельствования призывники по направлению военкомата должны пройти обязательные диагностические исследования (не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования), в частности :

  • флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
  • анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
  • анализ мочи (удельный вес, белок);
  • измерение роста и массы тела.

Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости — врачи других специальностей .

Медицинское освидетельствование граждан, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно .

Категории годности призывников к военной службе содержатся в Положении о военно-врачебной экспертизе и определяются на основании состояния здоровья граждан :

  • «А» — годен к военной службе;
  • «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • «В» — ограниченно годен к военной службе;
  • «Г» — временно не годен к военной службе;
  • «Д» — не годен к военной службе.

Перечень заболеваний, категории годности к военной службе и дополнительные требования к состоянию здоровья для службы по отдельным военно-учетным специальностям и для учебы в военно-учебных заведениях приведены в Приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе.

При первоначальной постановке граждан на воинский учет председатель комиссии может, кроме того, принять решение о годности призывника к обучению по военно-учетным специальностям и управлению транспортными средствами .

При невозможности принять решение самостоятельно комиссия направляет призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию .


Гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд .

По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы .

Независимая экспертиза производится за счет гражданина в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы .

Если призывник нуждается в продолжительном (свыше 3 месяцев) медицинском обследовании (лечении), комиссия выносит заключение о его временной негодности к военной службе на срок до 12 месяцев .


Направление на обследование (лечение) выдается призывнику на руки при объявлении ему решения комиссии. В направлении должны быть указаны: наименование медицинского учреждения, выдавшего направление, фамилия, имя, отчество, год рождения призывника, цель его направления на обследование (лечение), предварительный диагноз и дата явки в медицинское учреждение.

В случае направления на оперативное лечение в листе медицинского освидетельствования должна быть сделана отметка о согласии призывника на операцию, скрепленная его личной подписью.

Бланк направления должен иметь угловой штамп, печать военного комиссариата и подпись военного комиссара или его заместителя, а также номер, соответствующий порядковому номеру записи в книге протоколов заседаний комиссии.

К направлению на обследование (лечение) должны быть приложены два экземпляра бланка акта исследования состояния здоровья, медицинская карта амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывника.

Своевременность обследования (лечения) контролируется военкоматом. По его завершении составляется акт исследования состояния здоровья призывника. Уклонение от первичного и последующих медицинских освидетельствований влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей .

Участие в лечебно-оздоровительных мероприятиях относится к правам, а не к обязанностям призывника . Он сам должен прийти в медицинское учреждение с жалобой на состояние своего здоровья.

Постановка на воинский учет еще не означает, что гражданину в обязательном порядке придется служить в армии. Призывнику на этом этапе (под личную подпись) выдается лишь удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с соответствующим штампом военкомата, разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, порядок подготовки к призыву на военную службу и срок прохождения призывной комиссии.

Пример

ВОПРОС: Военкомат прислал повестку на медицинское освидетельствование юноше, которому не исполнилось 18 лет. Обязан ли тот выполнить предписание повестки?

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

В системе воинского учета принимают участие :

  • Министерство обороны РФ, Федеральная миграционная служба,
  • Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • организации.

С помощью воинского учета организуется призыв на военную службу. Учет состоит из сбора, накопления, обработки и анализа информации о потенциальных призывниках.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный .

На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций . Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Воинский учет ведет военный комиссариат (военкомат) по месту жительства или месту пребывания (на срок свыше 3 мес.) граждан. Если в населенном пункте военкомата нет, учет ведет орган местного самоуправления .

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций .

Воинский учет включает:

Органы власти и управления по запросам военкоматов обязаны:

Комиссия по постановке граждан на воинский учет состоит из :

  • военного комиссара района, города (иного муниципального образования) либо его заместителя (председателя комиссии);
  • специалиста по профессиональному психологическому отбору (психолога, имеющего соответствующий опыт работы не менее 5 лет);
  • секретаря комиссии (любого сотрудника военкомата с соответствующими обязанностями);
  • врачей-специалистов.

Комиссия по постановке на воинский учет обязана :

  • провести медицинское освидетельствование для определения годности призывника к военной службе по состоянию здоровья;
  • провести профессиональный психологический отбор для определения его пригодности к подготовке по какой-либо военно-учетной специальности;
  • принять решение о его постановке на учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас (как ограниченно годного к военной службе), или об освобождении от исполнения воинской обязанности (как не годного к военной службе).

Председатель или секретарь обязаны объявить призывнику о решении комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету .

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Тест по обществознанию Защита Отечества 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Войско, создаваемое в условиях военного времени в помощь регулярной армии из гражданских лиц, освобожденных от действительной военной службы

1) постоянная армия
2) гвардия
3) дружина
4) ополчение

А2. Официальное приглашение, обязательный вызов

1) контракт
2) повестка
3) присяга
4) договор

А3. Верно ли, что:

а) к выполнению боевых задач не привлекаются лица, призванные на военную службу по контракту;
б) физически слабый человек освобождается от воинского долга?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) к выполнению воинского долга человек должен готовить себя заранее;
б) воинский долг — это обязанность граждан России?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) мобилизация
2) повестка
3) контракт

А) добровольное поступление на военную службу на определенные срок и условия прохождения службы
Б) перевод вооруженных сил государства на военное положение
В) краткое письменное извещение с предложением явиться в военкомат для отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы

Вариант 2

A1. К внутренним угрозам безопасности нашей страны относится

1) угроза мировой войны
2) деятельность незаконных вооруженных формирований
3) нарушение государственной границы
4) нестабильная обстановка в Средней Азии

А2. Государственная организация, занимающаяся постановкой на учет и призывом граждан на военную
службу

1) военный комиссариат
2) Генеральный штаб
3) кадетский корпус
4) Федеральное собрание РФ

А3. Верно ли, что:

а) служить Отечеству можно в Федеральной службе безопасности РФ;
б) современная армия России имеет войска, способные быстро и эффективно реагировать на возникшую опасность государству?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) защищать Отечество — значит обязательно служить в армии;
б) защита Отечества — священный долг и почетная обязанность граждан Российской Федерации?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Что из приведенного списка не относится к качествам, необходимым человеку для прохождения
воинской службы?

1) воля
2) мужество
3) уважение к другому человеку
4) верность своему слову
5) слабохарактерность

Ответы на тест по обществознанию Защита Отечества 7 класс
Вариант 1
А1-4
А2-2
А3-4
А4-3
В1. 1Б 2В 3А
Вариант 2
А1-2
А2-1
А3-3
А4-2
В1. 5

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

должностное лицо военного комиссариата - председатель комиссии;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

представитель местной администрации;

специалист по профессиональному психологическому отбору;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: