Государственная граница устанавливается по соглашению между государствами

Обновлено: 25.04.2024

линии, определяющие пределы государственной территории. Сухопутные и водные Г.г. устанавливаются по соглашению между соответствующими государствами. Процедура установления границ имеет 2 стадии: договорное определение направления и положения границы (делимитация) и установление границы на местности (демаркация). Морские границы, отделяющие Территориальные воды прибрежного государства от открытого моря (См. Открытое море), устанавливаются, как правило, законодательством прибрежного государства в пределах общепринятой ширины территориальных вод (от 3 до 12 миль). Вертикальная поверхность, проходящая через сухопутные и водные границы, является границей воздушного пространства и недр государства (см. Воздушная территория).

Г.г., обозначаемая на местности пограничными знаками, неприкосновенна. Для обеспечения неприкосновенности Г.г. сопредельные государства устанавливают определённый режим границы, который фиксирует правила поддержания линии границы в надлежащем порядке, а также правила её пересечения. В целях охраны Г.г. в приграничных областях устанавливается специальный пограничный режим, который регулируется внутренним законодательством и соглашениями между сопредельными государствами.

Согласно Положению об охране государственной границы СССР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1960 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1960, № 34, ст. 324), Г. г. СССР на местности обозначается видимыми пограничными знаками (пограничные столбы, пирамиды, курганы, копцы, буи, створные знаки и др.). Линия внешнего предела территориальных вод, являющаяся Г. г. СССР на море, в отдельных местах для ориентировки может обозначаться буями и вехами. На пограничных судоходных реках Г. г. СССР устанавливается по середине главного фарватера или тальвега реки, на несудоходных реках — по середине реки или её главного рукава; на пограничных озёрах — по середине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера.

Советским правительством на сухопутной и водной территории СССР в некоторых случаях создаются пограничные зоны и пограничные полосы, в которых также вводится пограничный режим. Территориальные воды обычно включаются в пограничные зоны, а пограничные реки и озёра (вместе с островами) находятся под исключительным контролем пограничных войск.

Важное значение имеет своевременное и тщательное урегулирование пограничных конфликтов на основе взаимного согласия. В практике международных отношений такие конфликты разрешаются пограничными комиссарами (См. Пограничные комиссары), в задачу которых входит расследование и разрешение случаев нарушения границы (за исключением тех вопросов, которые требуют разрешения в дипломатическом порядке).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Значение границ государства состоит в том, что они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальным условием существованием всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства. Четкое разграничение принадлежащих государству ресурсов и пределов его верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между государствами и развития мирного сотрудничества. Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории.

Ст. 1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» указывает, что «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.

Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам обозначаются на местности. Как правило, границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, реки и т.п.) – это орографические границы. Границы могут проводиться также по прямой линии от одной точки до другой – геометрические; могут совпадать с параллелями и меридианими – астрономические. Также на практике применяется комбинированный способ установления государственных границ, включающий в себя несколько вышеперечисленных.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы по рекам устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами. Чаще всего они проводятся по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки, посередине главного фарватера или посередине несудоходной реки; на озерах и иных водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориальных вод или линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориальных вод устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль.

Современные границы в большинстве случаев представляют собой линии, точно обозначенные на карте и на местности. Как правило, такие границы устанавливаются по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в таком международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора.

Кроме договорных, существуют т.н. исторически сложившиеся границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но которые длительное время соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые устанавливаются при неокончательно урегулированном вопросе о границе между сопредельными государствами или после прекращения военных действий до подписания мирного договора, когда необходимо разграничить воюющие стороны. Такие линии установлены между Индией (штат Кашмир) и Пакистаном (1949 г.) и в ряде других регионов мира.

Международные договоры обычно содержат положения:

- о прохождении и обозначении государственной границы на местности;

- об уходе за пограничными знаками;

- о совместных комиссиях по проверке границы;

- о пограничных уполномоченных (комиссарах);

- о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами;

- а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и горном деле вблизи государственной границы.

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами.

Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этих целей применяется институт пограничных комиссаров (пограничных представителей).

Государственные границы могут изменяться, как подчеркнуто в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Современное международное право выделяет три основания для изменения границ:

1) во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;

2) во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;

3) в-третьих, это небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.

Порядок установления Государственной границы.

Современная международная практика выработала два основных этапа установления государственной границы – делимитацию и демаркацию.

Делимитация – это определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Делимитация завершает процесс дипломатических переговоров относительно государственной границы и закрепляется в договорах между сопредельными государствами. Делимитация проводится на правительственном или дипломатическом уровне. В результате делимитационной работы договаривающиеся государства составляют общее описание прохождения линии государственной границы и наносят ее на карту.

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. Работа по демаркации – это перенос на местность результатов делимитации государственной границы. При проведении границы на местности должны соблюдаться соответствующие положения соглашений о делимитации. Материалы делимитации госграницы служат правовым основанием для демаркации. О всех действиях по демаркации составляются специальные документы – протоколы с описанием прохождения линии границы, положения пограничных знаков, а также схемы и снимки этих знаков.

К демаркации границы предъявляются определенные требования: она должна обеспечить точность, ясность, прочность и наглядность, т.е. видимость прохождения границы во всякое время года, притом с возможно большего расстояния. Обозначение границы ясно видимыми пограничными знаками должно способствовать возможности проверки прохождения линии границы сопредельными странами.

По установившейся практике проведение государственной границы на местности осуществляется специальными смешанными комиссиями, создаваемыми на основе договоров сопредельных государств о делимитации. В виде исключения в таких комиссиях могут принимать участие и представители третьих государств.

В задачи демаркационных комиссий обычно входит: 1) проведение линии государственной границы на местности и составление крупномасштабных карт; 2) установление и обозначение пограничных знаков; 3) составление подробных протоколов-описаний прохождения линии границы с соответствующими схемами, фотоснимками, приложениями и т.п.

Линия государственной границы, подлежащая демаркации, разбивается на участки (секторы). Для работы на каждом из них создается подкомиссия из состава делегаций обеих сторон. Состав российской делегации в подкомиссии состоит из: 1) председателя, 2) членов (обычно двух), 3) секретаря, 4) технической группы, 6) команды по установлению столбов и 6) команды обеспечения.

Обычно работа смешанной демаркационной комиссии делится на три стадии: подготовительную, полевую и заключительную.

На подготовительной стадии работы российская делегация в смешанной комиссии: 1) собирает все материалы, характеризующие прохождение линии границы, 2) изучает и систематизирует их, 3) знакомится с договорами, приложенными к ним картами, документами о расположении пограничных знаков, инструкциями, а также 4) определяет состав делегаций в подкомиссиях и обеспечивает их утверждение.

Полевая стадия работы – это проведение линии границы непосредственно на местности и обозначение ее пограничными знаками.

Заключительной стадией работы смешанной комиссии является составление и подписание документов и демаркационных карт по описанию прохождения линии границы и расположения пограничных знаков. Основным итоговым документом демаркации границы, как было сказано выше, является протокол-описание линии границы, который должен быть точным и достаточно подробным, чтобы исключить возможность возникновения споров и различных толкований.

Все подлежащие подписанию итоговые документы демаркации составляются в четырех экземплярах: два на русском и два на языке сопредельного государства. Российская сторона получает по одному экземпляру на русском и иностранном языках. С подлинных экземпляров каждая сторона изготавливает необходимое количество копий, которые заверяются, как правило, секретарем каждой делегации.

Редемаркация – это проверка и уточнение в соответствии с соглашениями между государствами прохождения ранее демаркированной линии границы, а также восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа и постановка дополнительных знаков. При редемаркации оформляются те же документы, что и при демаркации.

При редемаркации возможны небольшие изменения линии границы по взаимному соглашению сопредельных государств.

Международные договоры, устанавливающие границу, могут прекращать свои действия или изменяться только по взаимному согласию сторон. Как было отмечено в Заключительном акте государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «их границы могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности».

Под государственной границей в международном праве понимается обозначенная на карте и закрепленная на местности линия, а также проходящая по ней вертикальная плоскость, которые определяют внешние пределы государственной территории. Иными словами, государственная граница представляет собой правовую “оболочку” государства, закрепляет территориальные пределы его суверенитета и юрисдикции. Спецификой данного института является то, что наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права он регулируется национальным законодательством каждого государства. Так, пункт 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан “О государственной границе Республике Казахстан” от 13 января 1993 года определяет границу как “линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории - суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана”.

Как видно из этого определения, государственные границы могут быть сухопутными, водными и воздушными - в зависимости от той географической среды, в которой они проведены. Сухопутная граница в большинстве случаев представляет собой полоску суши шириной около 6 метров, которая может доходить и до 2-5 километров (так называемая пограничная полоса). Вместе с тем, для дружественных сопредельных государств характерно отсутствие пограничной полосы, основное предназначение которой - предупреждение инцидентов, связанных с физическим перемещением лиц и предметов через границу. Как правило, сухопутные границы подробно обозначены на местности (демаркированы) и эмпирически наблюдаемы. Пограничные столбы и другие наземные знаки - наиболее частый атрибут сухопутных государственных границ.

Водные границы, в свою очередь, делятся на морские, речные и озерные. Морские границы государства, согласно Конвенции ООН по морскому праву, являются внешними пределами его территориального моря, максимальная ширина которого может составлять 12 морских миль. Условно говоря, морская граница государства проходит в 12 милях от берега и повторяет контуры побережья. Морские границы между противолежащими или смежными государствами обычно проводятся по срединной линии.

Речные границы устанавливаются в тех случаях, когда река разделяет два государства или протекает по территории двух и более государств. Международная практика знает несколько способов проведения речных границ; при этом выбор того или иного способа в первую очередь зависит от того, судоходна река или нет. На международных судоходных реках границы устанавливаются по линии главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин реки). Оба способа удобны тем, что дают прибрежным государствам равные возможности в области речного судоходства. Делить реку точно по середине бывает несправедливо, так как ее фарватер может не совпадать со срединной линией. На несудоходных реках границы, как правило, проводят по середине реки, а если она имеет несколько русел (рукавов) - по середине главного рукава. Наконец, речная граница может быть установлена договором между заинтересованными государствами с учетом исторических и других обстоятельств. Прибрежные государства могут положить в основу договора какие-либо другие критерии - это их суверенное право.

Что касается озерных границ, то в международном праве нет какого-либо универсального документа, регулирующего их установление. В большинстве случаев приозерные государства решают провести границу по прямой линии, которая соединяет точки выхода их сухопутных границ к берегам озера. Таким способом между Россией и Эстонией поделено Чудское озеро, а также ряд озер, находящихся между США и Канадой. Во всех случаях режим границы и порядок использования озера должны быть установлены специальным договором с согласия всех приозерных государств. Именно в этом заключается главная проблема правового статуса Каспия: помимо неопределенности его географической принадлежности (озеро-море) существуют большие разногласия по вопросу о добыче его ресурсов. Например, Иран требует установления на Каспии режима кондоминиума (совместного использования), что, в принципе, характерно для некоторых международных озер.

Воздушные границы государства - это вертикальная плоскость, начинающаяся у сухопутной или водной поверхности и проходящая по периметру его сухопутной или водной территории. Как уже отмечалось, воздушные границы государства простираются до условной границы между воздушным и космическим пространством, то есть примерно до 100-110 километров. Воздушные границы практически невозможно установить на местности, поэтому указанная вертикальная плоскость имеет воображаемый характер. Вместе с тем, воздушное пространство является неотъемлемой частью государственной территории и находится под полным суверенитетом и юрисдикцией соответствующего государства.

Говоря о государственных границах, необходимо различать такие понятия международного права, как делимитация и демаркация. Делимитация - это договорное определение границы сопредельными государствами. Делимитация носит вербальный характер: в договоре подробно описывается “маршрут”, по которому проходит граница, как правило, обязательными приложениями к такому договору являются географические карты. Другой особенностью договоров о государственных границах является их стабильность и неуклонное исполнение, что обусловлено императивным принципом нерушимости государственных границ. Участие каждого государства в процессе делимитации границ - составная часть этого принципа.

Демаркация представляет собой проведение границы на местности, то есть создание реальной видимой границы между двумя государствами. Демаркация заключается в установлении специальных пограничных знаков, характеристика которых содержится в особом протоколе демаркации. Демаркация должна осуществляться в строгом соответствии с делимитацией, так как настоящей границей считается не реально установленная, а закрепленная международным договором. Демаркированные границы охраняются принципом неприкосновенности государственных границ. В связи с тем, что демаркация - достаточно затратный процесс, многие государства ограничиваются лишь договорным определением границы.

По способу проведения границы делятся на орографические, геометрические и астрономические. Орографические границы проводятся по рельефу местности, совпадая с естественными природными преградами: горами, реками, болотами и т. п. Такие природные объекты с давних пор разделяли отдельные племена и народы, со временем трансформировавшись в естественные государственные границы. Кроме того, природные объекты являются хорошими ориентирами для обозначения границы на местности. В связи с тем, что рельеф местности подвержен определенным изменениям, на практике возникла необходимость периодически уточнять орографические границы. Этот процесс получил название редемаркации.

Геометрические границы - это прямые линии между специально выбранными точками, в роли которых могут быть как природные, так и искусственные объекты. Чаще всего геометрические границы проводятся в малонаселенных районах земного шара с однообразным рельефом (пустыни, полупустыни). В ряде случаев геометрические границы - наследие колониальной системы, когда державам-метрополиям проще было провести границу на карте, чем разбираться на местности. (Отсюда квадратные и прямоугольные формы африканских государств, американских штатов и др.). Достоинством геометрических границ является простота, а недостатком - игнорирование естественных демографических и миграционных процессов, что нередко приводило к территориальным конфликтам.

Наконец, астрономические границы проходят по меридианам и параллелям и характерны, главным образом, для государств-архипелагов, островных государств, а также для разграничения удаленных и труднодоступных морских пространств.

На практике обычно приходится иметь дело с комбинированными границами, различные участки которых являются орографическими, геометрическими или астрономическими.

Классификация государственных границ включает в себя деление последних на договорные и исторические сложившиеся. Исторически сложившиеся границы - это границы, которые не были затронуты процессом делимитации, однако признаваемые мировым сообществом в качестве незыблемых в силу исторических причин. В силу принципа нерушимости границ международное право в равной степени защищает как договорные, так и исторически сложившиеся границы.

Вообще, наличие в международном праве императивного принципа нерушимости государственных границ существенно ограничивает государства в выборе способов допустимого изменения сложившихся границ. Как уже отмечалось в главе 4, любое изменение границ в наши дни возможно только с согласия всех заинтересованных государств. Законными случаями пересмотра сложившихся границ являются: 1)сделки, связанные с продажей или иной компенсацией за передаваемую территорию (так называемая цессия); 2)обмен территориями; 3)редемаркация; 4)осуществление нацией или народом права на самоопределение. Иллюстрациями данных способов являются продажа в 1947 году Финляндией СССР территории в районе гидроэлектростанции Янискоки за 700 миллионов финских марок, уступка в 1967 году Францией Италии участка территории в Альпах в обмен на право пользования водами итальянской реки Ройя, соглашение 1968 года между Францией и Люксембургом об обмене участками с целью уточнения границы, распад СССР и появление новых независимых государств и т. д.

В научной литературе в качестве допустимых указываются и такие способы изменения границ, как восстановление исторических прав на территорию и наказание государства за агрессию.1 Данная точка зрения выглядит достаточно спорной, так как в современном международном праве нет каких-либо (даже приблизительных) хронологических критериев, относящихся к “исторической справедливости”. В самом деле: можно ли сейчас, в начале XXI века, пересматривать результаты захватнических войн и кампаний, имевших место двести, триста или пятьсот лет назад? Очевидно, что закрепление в Заключительном Акте СБСЕ 1975 года принципа неприкосновенности государственных границ как раз и имело своей целью положить конец любым односторонним территориальным притязаниям, в том числе и оправдываемым восстановлением исторических прав. Что же касается лишения государства части территории в виде наказания за неправомерное поведение, то история прошлого века знает подобные примеры. Так, после второй мировой войны принадлежавшая Германии территория Восточной Пруссии была разделена между СССР и Польшей, а у Японии были отторгнуты Курильские острова. Однако данный способ изменения государственных границ вызывает большие сомнения с точки зрения международно-правовой законности, так как он не предусмотрен ни одним действующим универсальным соглашением.

Регулирование института государственных границ включает в себя не только территориальный аспект, но и собственно правовой, который определяется таки понятием, как режим государственной границы. Данный режим регулируется, главным образом, национальным законодательством отдельных государств. Так, статья 7 уже упомянутого Закона Республики Казахстан “О государственной границе Республики Казахстан” называет следующие элементы режима государственной границы:

-порядок пересечения государственной границы;

-порядок плавания и пребывания казахстанских и иностранных судов в казахстанской части вод;

-содержание государственной границы;

-ведение различных работ, промысловой и иной деятельности на границе.

Цель установления режима государственной границы - регулирование всех вопросов, связанных с взаимоотношениями Республики Казахстан и сопредельных государств на границе. Поэтому некоторые вопросы правового режима границы неизбежно попадают под действие международного права, то есть регулируются соглашениями между сопредельными и другими заинтересованными государствами. Например, Республика Казахстан является участником Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах от 9 октября 1992 года. Данное соглашение обязывает его участников незамедлительно осуществлять взаимные консультации в случаях дестабилизации на каком-либо из участков внешних границ Содружества, координировать деятельность погранвойск, служб национальной безопасности, таможенных органов, служб фито-санитарного контроля, консульских служб, а также строго и неуклонно соблюдать законодательные положения, касающиеся режима государственной границы и пограничного режима. В целях осуществления согласованного контроля за положением на границе стороны могут проводить инспекции посредством своих уполномоченных представителей и через миссии по установлению фактов дестабилизации. В случаях систематических нарушений режима безопасности в зоне внешних границ Совет глав государств Содружества вправе применять согласованные невоенные санкции.

Республика Казахстан имеет общую границу с двумя огромными государствами - постоянными членами Совета Безопасности ООН: Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. Данное обстоятельство определяет приоритеты внешней политики Казахстана в области установления и поддержания режима государственных границ. 26 апреля 1994 года было подписано Соглашение между Республикой Казахстан и КНР о казахстанско-китайской государственной границе, а 21 октября 1994 года - Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о сотрудничестве в охране внешних границ, который 30 июня 1995 года был дополнен Договором о совместных усилиях в охране внешних границ. Кроме того, в 1998 году Казахстан и Россия подписали Соглашение о разделе дна северной части Каспия.

В 2002 году посредством переговоров и заключения соответствующего соглашения был урегулирован вопрос о государственной границе между Казахстаном и Узбекистаном. В целом необходимо отметить, что все международные споры и ситуации, связанные с государственными границами, Республика Казахстан стремится решать в строгом соответствии с международным правом, посредством равноправных консультации и в духе взаимного понимания. Помимо названных, договорная практика Казахстана в области государственных границ включает следующие соглашения:

-Протокол относительно намерений по делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 12 октября 1998 года;

-Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Узбекистан об участках деятельности пограничных представителей от 16 ноября 2001 года;

-Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой и Протокол к нему (ратифицированы Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Протокол между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 4 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы (ратифицирован Казахстаном 2 июля 2003 года);

-Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе (Указ Президента Республики Казахстан о его подписании издан 15 января 2005 года).

Государственная граница — это конкретная линия, а также проходящая по этой линии специальная вертикальная поверхность, которая осуществляет функцию по определению государственной территории, пространственного предела суверенитета государственного характера.

Стоит отметить, что прохождение границы устанавливается:

  • на суше по определенным точкам, специальным ориентирам или линиям рельефа, или каким-либо другим способом. Например, опираясь на 4 статью Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 года) граница, которая имеет свое местоположение на местности обозначена конкретными пограничными знаками таким образом: на любых сухопутных участках — главными знаками пограничной направленности, которые в свою очередь состоят из двух столбов и при этом устанавливаются соответственно на территории Российской Федерации, и Монголии, в большинстве случаев, на четком расстоянии 2,5 метров каждый от государственной границы, и центрового столбика, который в свое время был установлен между этими столбами на самой государственной границе, а также промежуточными пограничными знаками, состоящими из одного столба, установленного на самой государственной границе;
  • на морс по внешнему пределу вод территориального характера (то есть это те границы территориальных вод, которые прокладываются между противолежащими или смежными государствами и определяются по соглашению между ними). Таким образом, определенное соглашение между СССР, а точнее его Правительством и Правительством Финляндской Республики о границах на морских просторах, и границах континентального шельфа в Финском заливе (1965 год) достаточно подробно описывает прохождение границы по морю;
  • на реках по середине основного фарватера или (в определенных ситуациях) — по их середине. Поэтому опираясь на 6 статью Договора между Российской Федерацией, а также Литовской Республикой о российско-литовской границе государственной направленности (1997 года) «Государственная граница на каких-либо мостах, плотинах и иных построенных сооружениях, в свою очередь проходящих через реки, ручьи, озера и различные другие водоемы, проходит именно посередине данных сооружений или же по их специальной оси технологического характера при этом вне зависимости от прохождения государственной границы на самой воде».

Порядок установления границ

Важно знать, что все границы государственного характера устанавливаются в конкретном договорном порядке.

Во время начальных этапов решается вопрос о делимитации, то есть. принадлежности юридической направленности той или иной территории. Сама делимитация по большей части предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Например, во второй статье договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (2003 года) отмечается «Российско-украинская государственная граница проходит таким образом, что это в свою очередь четко указано в описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (показано в приложение 1) и изображено сплошной линией, которая имеет красный цвет для более четкой отметки на картах государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 2). Карты, а также описания государственной границы, которые в свое время прилагаются к настоящему договору, выступают в качестве его неотъемлемой части».

Демаркация

После того, как произошел процесс решения определенного вопроса о принадлежности какого-либо участка территории и после установления его границы на карте, государства осуществляют демаркацию государственной границы.

Демаркация представляет собой проведение конкретной линии границы на местности с одновременным обозначением ее специальными пограничными знаками.

5 Статья Договора заключенная между Российской Федерацией, а также Республикой Латвии о российско-латвийской границе государственной направленности от (2007 года) устанавливает: «С целью установления, а также обозначения на местности российско-латвийской государственной границы в соответствии с настоящим Договором и создания определенных актов демаркации Стороны в возможно короткий срок с того момента, как произошел процесс вступления в силу настоящего Договора в свою очередь, образуют на специальных паритетных началах Совместную демаркационную комиссию, поручив ей:

  • осуществлять процесс разработки, а после заняться утверждением порядка демаркации государственной границы;
  • установить на какой-либо местности конкретное положение линии государственной границы в соответствии с тем Договором, который осуществляет свои функции и прилагаемыми к нему «Описанием прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» и делимитационной картой;
  • заняться процессом создания специальной рабочей группы по демаркации границы, при этом контролировать их деятельность;
  • осуществить процесс по установке знаков пограничного порядка;
  • определить на реках, которые являются пограничными (канализованных руслах рек) или рукавах рек, канавах, а также ручьях конкретное положение их середины, и при этом узнать о точном прохождении границы на озерах;
  • заняться уточнение принадлежности каких-либо островов на реках;
  • осуществить работу по подготовке специальных проектов актов о демаркации границы;
  • заниматься решением иных вопросов, которые напрямую имеют отношению к проведению работ демаркационного характера.

Что касается любых актов демаркации, в свое время подготовленных Комиссией, то они подлежат утверждению самим Правительством каждой из Сторон».

Обозначение границы

Граница государственного порядка, которая присутствует на суше обозначается ясно видимыми специальными пограничными знаками — то есть определенными столбами, пирамидами или же чем-то подобным., на воде — створами, вехами. Власти компетентной направленности в свое время содержат пограничные знаки, а также пограничные просеки в соответствии с конкретными положениями актов демаркации государственной границы и актов совместных проверок.

Все имеющиеся обязанности по выполнению тех или иных отмеченных работ распределяются, чаще всего, таким образом:


Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Содержание

Виды границ





Государственная граница, небольшая ограда отделяет густонаселённый город Тихуана, Мексика, (справа), от Соединённых Штатов

Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства, являются государственной границей на суше.

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами.

Воображаемая плоскость, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.

Установление границ

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).

Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Согласно действующему Закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:

  • на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
  • на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;
  • на несудоходных реках, ручьях — по их середине или посередине главного рукава реки;
  • на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5 Закона о государственной границе РФ).

Обозначение границы





Линия государственной границы на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. В некоторых случаях могут использоваться и другие знаки, например маркировка на асфальте.

Регламентация пересечения границы



Граница Германии и Австрии. Обе страны входят в Шенгенское соглашение, пересечение границы свободное, она фактически не охраняется.

Большинство государств контролирует пересечение своих границ. Люди и транспорт могут пересекать границу только в строго определённых местах — пограничных переходах. Для пересечения границ многих стран требуется въездная виза — документ, разрешающий иностранцу доступ на территорию определённого государства. При пересечении границы человек проходит визовый, паспортный и таможенный контроль.

Некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию. Такая ситуация известна как безвизовый режим.

Государственные границы некоторых государств могут пересекаться свободно, контроль на границах отсутствует. Таковы, например, границы между странами, входящими в шенгенское соглашение.

Охрана границы

Охрана государственной границы производится пограничными органами (в Российской Федерации — органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации) в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами (в Российской Федерации — войсками ПВО и ВМФ) — в воздушном пространстве и подводной среде.

Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

В Российской Федерации понятие приграничной территории включает в себя:

  • пограничную зону,
  • российскую часть вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим,
  • пункты пропуска через государственную границу, а также
  • территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озёр и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. (ст. 3 Закона о государственной границе РФ)

Интересные факты

  • В 2006 году президент США Джордж Буш подписал закон, предусматривающий возведение стены на границе с Мексикой для борьбы с незаконной иммиграцией [1] (см. также Великая китайская стена).

См. также

Примечания

  1. ↑«Стенка на стенку. Государства отгораживаются друг от друга стенами», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4209 от 28 октября 2006 г.

Литература

Ссылки

  • Международное право
  • Границы
  • Государственные границы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственная граница" в других словарях:

государственная граница — Граница между отдельными странами (государственная граница), а также между субъектами федерации и иными территориальными единицами какого либо государства (политико административная граница). Syn.: политико административная граница … Словарь по географии

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА, СССР, Беларусьфильм, 1980 1988, цв., 8 фильмов. Историко приключенческий сериал. Режиссер: Борис Степанов (см. СТЕПАНОВ Борис Михайлович). Авторы сценария: Алексей Нагорный (см. НАГОРНЫЙ Алексей Петрович), Гелий Рябов (см … Энциклопедия кино

Государственная граница РФ — Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный предел… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА — см. Граница государственная … Юридический словарь

Государственная граница РФ — Государственная граница Российской Федерации (далее Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской… … Официальная терминология

Государственная граница — (англ. State frontier) линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия гос ного суверенитета. Линии,… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА — проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, а тж. проходящие по ним воображаемые вертикальные плоскости, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным… … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА — см. Границы государственные … Большой Энциклопедический словарь

Государственная граница — линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), предел действия суверенитета отдельного государства. Государственные границы подразделяются на сухопутные, речные, озерные, морские;… … Политология. Словарь.

государственная граница — см. Границы государственные. * * * ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА, линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), предел действия суверенитета отдельного государства (см.… … Энциклопедический словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: