Централизованная судебная система это

Обновлено: 18.04.2024

Судебное разрешение споров и конфликтов – одна из древнейших форм реализации властных полномочий. Человечеством накоплен огромный опыт организационных форм судебной деятельности, принципов построения судебных систем.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебных систем:

1. Централизованная, в которой наличиствует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, Верховным;

2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами;

3. Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным судом есть и автономные подсистемы судебных учреждений.

На вопрос о том, какая модель судебной организации является оптимальной, следует ответить, что все зависит от условий конкретной страны. Как уже отмечалось, организация судебной системы определяется ее правовой системой, уровнем экономики, культуры, национальными традициями, развитием демократии и гражданского общества.

Неслучайно международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не предлагают определенную модель судебной организации, а лишь рекомендуют государствам – членам ООН создать эффективные, доступные для населения национальные судебные системы, способные обеспечить рассмотрение дел в разумные сроки независимыми компетентными и беспристрастными судами. Надежная, цивилизованная судебная система – один из основных механизмов защиты прав человека.

Тем не менее представляется, что наиболее эффективной является смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется четкое функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. проводится узкая специализация судов и судей, а, следовательно, обеспечивается более качественное и оперативное осуществление правосудия, надежнее защищаются права и законные интересы физических и юридических лиц.

Более того, такая модель судебной организации в большей степени обеспечивает независимость судей и судебной власти в целом. Однако имеется немало сторонников централизованной судебной системы, считают ее перспективным путем дальнейшего развития[28].

Нужно также указать на то, что не следует отождествлять единство судебной системы с ее централизацией. Это схожие, но не идентичные понятия. Единство судебной системы выражается в единстве задач судов; принципов их организации и деятельности; применении единого законодательства, в основе которого лежит Конституция, законы, общепризнанные нормы и принципы международные права; общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов, единстве статуса судей, финансировании судов из средств государственного бюджета. Централизация судебной системы, как указывалось, предполагает наличие единого судебного центра, высшего суда для всех судов данного государства, отсутствие автономных образований (подсистем).

Судебная система может быть единой, но не централизованной (Республика Беларусь, РФ и др.).

В основу классификации судов по видам могут быть положены различные критерии.

Так, в федеративных государствах суды делятся на федеральные (союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальных единиц, образующих федеральное государство (Российская Федерация, США, Германия и др.). Это первый вид судов. Ко второму виду судов надлежит отнести общие и специализированные или, как их еще называют, суды общей и специальной юрисдикции, подсудности (общие

суды именуют и общегражданскими судами). Этот вид судов связан с характером рассматриваемых судами юридических дел; дел о преступлениях, по искам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, о нарушениях налогового, таможенного законодательства, об административных правонарушениях и т.п.

Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные – дела, требующие для правильного их разрешения узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений (несовершеннолетних, военнослужащих и т.д.)

Третий вид судов – местные и высшие. Такое деление судов присуще было дореволюционной России, современной Англии и др.

Четвертый вид – это деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление является достаточно условным, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) являются одновременно нижестоящими по отношению к высшему звену и вышестоящими по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции).

В Конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном законе нашей страны (ст. 109). Это объясняется тем, что создание и функционирование указанных судов неизбежно ведет к нарушению прав Человека и противоречит принципам демократического правового государства.

Вне зависимости от специализации, будь то суды общей компетенции или какие-то специальные, все судебные органы имеют определенное построение: иерархическую, или вертикальную, структуру. Это делается для того, чтобы у сторон либо у подсудимого был шанс обжаловать вынесенное решение или приговор, чтобы существовала инстанция, проверяющая решения нижестоящего суда. Количество судебных звеньев, или промежуточных инстанций, различно. Чаще всего это зависит от масштабов страны. В небольших государствах таких судебных инстанций может быть две, в более крупных – до четырех. В зависимости от этого суды именуют судом первой, второй, третьей и четвертой инстанции.

Двухзвенная судебная система встречается очень редко, в основном в небольших государствах с простым административно-территориальным делением и с немногочисленным населением. В этом случае суд первой инстанции выступает как основной суд и рассматривает большинство дел, а суд второй инстанции рассматривает жалобы на решения нижестоящего суда.

Следует заметить, что есть два варианта обжалования судебных решений, поэтому существует два типа судебных инстанций. Первый вариант – это кассационный порядок обжалования. Кассация означает, что суд второй инстанции рассматривает материалы дела и проверяет их с формальной точки зрения. Там заслушиваются только представители жалобщика и мнение нейтрального представителя государственной юстиции. Если суд второй инстанции (кассационный суд) найдет какие-то недостатки в процессе, то он отменяет решение нижестоящего суда и отправляет его на повторное рассмотрение.

Вторая форма обжалования – апелляция. При подаче апелляции вышестоящий суд заново рассматривает дело с привлечением сторон, вызовом свидетелей. Все судебное заседание проводится повторно, но судьями более высокой квалификации и с большим опытом, потому что в суды апелляционные, как правило, попадают судьи уже с достаточным стажем работы. При апелляционной форме обжалования может быть вынесено по существу новое решение, новый приговор. Апелляционный суд не отправляет дело на пересмотр – он сам может пересмотреть обжалованное решение или приговор. Апелляционная форма характерна для многих стран Запада. Она применяется в США, Франции, Индии и др. Кассационное рассмотрение жалоб практикуется в Италии, Германии и других странах.

В некоторых странах возможны оба варианта обжалования в зависимости от вида суда, категории дела и некоторых других причин. Задача адвоката – убедить суд принять дело к апелляционному рассмотрению или вернуть его на повторное рассмотрение после процедуры кассации. В странах с англосаксонской правовой системой имеет место только апелляционный пересмотр судебных дел, а в других странах возможны и кассационная, и апелляционная формы.

Если судебные органы той или иной страны трехзвенные,то суды первой инстанции, как правило, рассматривают малозначительные дела, суды второго уровня рассматривают дела более сложные, с более тяжкими наказаниями или более крупными суммами исков. Суды второй инстанции могут служить апелляционными и кассационными судами в отношении судов первой инстанции. Суды третьей инстанции (часто называемые высшими судами) рассматривают очень необычные и редкие дела (выступая в качестве судов первой инстанции) и служат кассационными и апелляционными инстанциями для судов первой и второй ступеней. Трехступенчатая судебная система существует в Болгарии, Венгрии, Польше и других странах.

Самая сложная система – четырехзвенная.От трехзвенной ее отличает наличие четвертой ступени – высшего суда, который, как правило, не рассматривает дела по первой инстанции, а является высшей кассационной или апелляционной инстанцией. Четырехзвенные системы существуют во Франции, Италии и др.

Есть и более сложные, замысловатые формы, но они обычно не поддаются какой-то классификации и существуют в связи с историческими особенностями страны. Это, например, архаичные формы судебной системы Великобритании и некоторых штатов США.

Достаточно сложно устроены судебные органы в федеративных государствах,поскольку судебные системы субъектов федерации там сочетаются с общефедеральными. Для федеративных государств характерны две основные модели: централизованная модель построения судебной вертикали (ее еще называют германской моделью) и модель американского типа. Бывают и смешанные модели (Австралия, Канада).

Американская модель это трехзвенная судебная система, включающая как федеральную вертикаль, так и судебные системы штатов. Федеральная судебная система состоит из трех ступеней, действует на территории всех Соединенных Штатов и охватывает 90 окружных судов штатов, 4 окружных суда на федеральных территориях и 13 апелляционных судов. Вершиной всех федеральных судов является Верховный суд США. Каждый штат США, кроме того, обладает собственной судебной системой. Большинство штатов имеют также трехзвенную систему, построенную по названному принципу: окружной суд, апелляционный суд и Верховный суд. Но есть и некоторые отклонения от этой классической системы. Например, в ряде штатов имеются местные суды, или суды справедливости (штат Калифорния), которые дополняют систему в качестве суда самого низшего уровня. В некоторых штатах сохранились традиционные судебные системы, основанные еще в колониальные времена. Например, в штатах Колорадо и Массачусетс существует совершенно нетипичная система, включающая семь уровней. Суды штатов рассматривают судебные дела, не включенные законодателями в компетенцию федеральной судебной системы. Однако в США случаются споры между юристами о том, куда следует обращаться гражданам – в федеральный суд или в суд штата, так как некоторые дела могут быть рассмотрены и тем, и другим судом.

Централизованная системав своем классическом виде представлена в ФРГ. Система судов ФРГ очень своеобразна, но главным является то, что в ней нет разделения полномочий между судами земель и федеральными судами. Земельные суды входят в систему всех судов Германии, т.е. в систему общефедеральных судов. Все суды объединяются системой централизованного обжалования. Инстанциями служат земельные суды, начиная с самого низшего уровня, а вершиной является федеральный суд.

Количество судебных звеньев в ФРГ в разных судебных системах различное. Например, административные суды, трудовые суды и социальные суды имеют три ступени, а система общей юстиции (уголовные и гражданские дела) – четыре уровня.

Границы судебных округов, как правило, не совпадают с границами административно-территориального деления. Так, в США действуют 90 районных (окружных) судов на 50 штатов. Там имеется 13 апелляционных судов, что также не совпадает ни с каким территориальным делением. Принято считать, что несовпадение судебных округов с административно-территориальными единицами или с субъектами федерации не связывает судей с местной властью и гарантирует их большую независимость. Однако в ряде стран (страны реального социализма) судебные округа совпадают с административно-территориальными и государственными единицами. Такая система существовала и в бывшем СССР.

Судебная власть реализуется посредством специального института – судебной системы.

Судебная система – это:

1. совокупность всех судов в РФ;

2. правила и принципы, на которых основана организация и функционирование судов.

В основе судебной системы РФ лежат суды – специально уполномоченные органы, созданные с целью рассмотрения по существу уголовных дел, а также разрешения споров между физическими и юридическими лицами, а также – осуществления иной деятельности, отнесенной законом к их компетенции (т.е. для судопроизводства). Практически все суды РФ являются государственными органами, исключение составляют третейские суды, которые рассматривают, в основном, споры, связанные с предпринимательской деятельностью[8].

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом. Однако, в Конституции РФ судебная система обозначена лишь в общих чертах. Более подробно она представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ред. 06.12.2011).

Согласно положениям данного закона, в Российской Федерации существует несколько видов судов, при этом суды делятся по уровню (на федеральные и суды субъектов) и по компетенции (по видам судопроизводства).

Рассмотрим деление по уровням.

Федеральные суды называются так потому, что они осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами государственной власти. Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами и деятельность их осуществляется на основании исключительно федерального законодательства.

Суды субъектов РФ осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета (за исключением мировых судей)[9]. Судьи этих судов назначаются (избираются) в соответствии с законодательством субъекта РФ. В настоящее время к судам субъектов РФ относятся два вида судов: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Деление судовпо их компетенцииосновано на рассмотренных выше видах судопроизводства. Именно деление судов по компетенции явилось главным принципом формирования судебной системы РФ.

Федеральным судом, осуществляющим конституционное судопроизводство, является Конституционный Суд РФ. Этот суд представлен в единственном числе – у него нет поднадзорных и нижестоящих в отношении его судов. Конституционные суды действуют в настоящее время и в ряде республик в составе Российской Федерации, но они относятся к подсистеме судов субъектов РФ и не подчинены Конституционному Суду РФ. Основная задача Конституционного Суда РФ – проверка соответствия законов и других нормативно-правовых актов Конституции РФ, а конституционные суды республик проверяют соответствие законов и нормативно-правовых актов, принятых в этой республике, своей республиканской конституции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ по уровню являются судами субъектов и, как уже было сказано, не являются нижестоящими судами по отношению к Конституционному суду РФ.

Остальные федеральные суды составляют единую централизованную систему, во главе которой стоит Верховный суд РФ.

Для описания судебной системы используются такие понятия, как звенья и инстанции.

Понятие звена судебной системы определяет место конкретного суда в иерархической системе (вышестоящих – нижестоящих) судов. Поскольку Конституционный Суд РФ, равно как и конституционные и уставные суды субъектов РФ представлены в единственном числе, то звенья судебной системы предусмотрены только в арбитражных судах, военных судах и судах общей юрисдикции. Понятие звена судебной системы - скорее, рабочий термин, подчеркивающий, что суды одного звена - независимо от их численности и внутренней структуры – обладают одним и тем же спектром полномочий. Особенно часто это понятие используется применительно к территориальным судам общей юрисдикции, поскольку численность судей в составе суда города или района может колебаться от одного судьи (в малонаселенном сельском районе) до нескольких десятков (в крупном городе); а компетенция и полномочия суда при этом – одни и те же.

Судебные инстанции выделяются в соответствии с определенной процессуальной компетенцией судов по обеспечению правосудия. Это понятие также применимо только к судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды первой инстанцииразрешают юридическое дело в первый раз и по существу. В этой инстанции в состязательном порядке выслушиваются стороны судебного процесса (истцы и ответчики, защитники и обвинители и т.д.), непосредственно допрашиваются свидетели, исследуются в полном объеме доказательства и от имени государства выносится решение либо приговор по рассмотренному делу. В подсистеме судов общей юрисдикции судом первой инстанции может быть суд любого звена. В подсистеме арбитражных судов таковыми являются арбитражный суд субъекта РФ.

Решение суда, принятое в первой инстанции, может быть обжаловано.

Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции обжалуется в апелляционном порядке. Суды апелляционной инстанцииразрешают юридические делаповторно по правилам судопроизводства в судах первой инстанции. Суд апелляционной инстанции может оставить решение суда первой инстанции без изменения, а может отменить его или изменить. При этом суд апелляционной инстанции – единственный суд, который может, в случае уголовных дел, отменить оправдательный приговор или пересмотреть приговор в сторону его усугубления. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке.

В подсистеме арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный апелляционный суд (суд второго звена) в отношении решений, принятых арбитражным апелляционным судом субъекта. В подсистеме судов общей юрисдикции судом апелляционной инстанции являются все суды, кроме мировых судей (включая Верховный Суд РФ).

Решения суда апелляционной инстанции может быть обжаловано либо опротестовано в кассационном порядке.

Суды кассационной инстанциипересматривают дела в ином процессуальном порядке. Суд кассационной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу. В судах кассационной инстанции не допрашиваются свидетели, не исследуются доказательства и т. д., а проверяется только сам судебный акт – на его законность и обоснованность.

В подсистеме судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции являются суды в субъектах РФ, приравненные к ним суды, а также – Верховный Суд РФ.

В подсистеме арбитражных судов судом кассационной инстанции является только федеральный арбитражный суд округа (суд второго звена)

Суды надзорной инстанциипо протестам прокурора либо председателя суда или его заместителя проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений. В настоящее время единственным судом. Осуществляющим надзорное производство, является Верховный суд РФ.

Кроме того, все суды являются судами, осуществляющими пересмотр дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Эта инстанция предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений суда в случаях, когда либо открылись обстоятельства, который не были известны суду при вынесении решения, либо появились новые, ранее не существовавшие обстоятельства. К таким новым обстоятельствам обычно относятся вступившие в силу решения Конституционного суда РФ либо Европейского суда по правам человека, которые признают неконституционной (противоречащей Конвенции о защите прав человека и основных свобод) норму права, на основании которой было вынесено судебное решение. Пересмотр дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам осуществляют суды, принявшие пересматриваемое решение.

Основанием для пересмотра судебного решения может являться соответствующая жалоба (апелляционная, кассационная) или представление прокурора.

Деятельность любого суда обеспечивает аппарат суда – структурное подразделение суда, обеспечивающее его деятельность. Аппарат суда может быть представлен как только секретарем суда, так и несколькими подразделениями – канцелярией, секретариатом, группой секретарей судебных заседаний и т.д. состав аппарата зависит от уровня суда и количества судей.

Организация судебных систем государств строятся с учетом историко-культурных, правовых и национальных традиций, государственного устройства, административно-территориального деления, а также некоторых других юридических требований как компетенция судов, инстанционность, судебные округа и т.д.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебных систем:

1. Централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, Верховным);

2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами;

3. Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений.

Представляется, что наиболее эффективна смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. проводится специализация судов и судей, а, следовательно, обеспечивается более качественное и оперативное осуществление правосудия.

Единство судебной системы выражается в единстве задач судов; принципов их организации и деятельности; применении единого законодательства; общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов, единстве статуса судей, финансировании судов из средств государственного бюджета.

В федеративных государствах суды делятся на федеральные (союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальных единиц, образующих федеральное государство.

Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные – дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений (несовершеннолетних, военнослуж. и т.д.)

Местные и высшие. Такое деление судов присуще было дореволюционной России, современной Англии и др.

Деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление достаточно условно, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) одновременно и нижестоящие по отношению к высшему звену и вышестоящими по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции).

В Конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном Законе нашей страны (ст. 109). Это объясняется тем, что создание и функционирование указанных судов неизбежно ведет к нарушению прав Человека и противоречит принципам демократического правового государства.

39) Основные этапы развития судебной системы в БССР (1917 - 1935 гг).

В Белоруссии на местах стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.

Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСРо суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на началах выборности судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др. Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые – для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.

Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были.

В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав РФ, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов.

Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей.В каждом из судебных округов для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.

Образование БССР в области судебного строительства было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Действовали следующие виды этих судов:

· 1)губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;

· 2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики;

В 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г., действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР.

Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики. Это было для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, включавшая общие и чрезвычайные (исключительные) суды. Таким образом, их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которые привели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческими жертвами.

Второй период истории советского суда в Беларуси – 1922-1935 гг. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение.

1922 год - Осуществляется первая кодификация права, учреждается прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд.

30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР приняла Положение о судоустройстве, обобщавшее опыт судебного строительства в республике.

В БССР создается судебная система, действовавшая впоследствии многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд.

Наряду с системой общих судов предусматривались военные трибуналы – по делам о преступлениях, совершенных в армии; особые сессии народного суда – по трудовым делам; земельные комиссии – по земельным делам; арбитражная комиссия – по спорам между социалистическими предприятиями (организациями).

Основным звеном судебной системы был народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района.

Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший Суд, действовавший в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.

Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза ССР.

С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствием Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик. В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени.

В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортные суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд. В 1934 г. – водный транспортный суд. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. – водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в ведение Верховного Суда СССР.

40) Судебная системы в Советской Беларуси (1936 - 1990 гг). Основные правовые источники судейства.

В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»

Верховный суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные полномочия вышестоящих судов.

2 вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик.

В БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды.

Верховный Суд БССР по Закону о судоустройстве БССР 1959 г. был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом, давать судам республики разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

Новый рубеж в развитии суда знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу.

30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже В 1986-1991 год начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции.

Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые в 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к суду

В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации».

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

- принцип единства судебной системы РФ

- принцип осуществления правосудия только судом.

- принцип равенства всех перед законом и судом.

- принцип независимости судей.

- принцип презумпции невиновности.

- принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

- принцип состязательности сторон.

- принцип открытости судопроизводства.

- принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

- принцип обязательности судебных решений.

- принцип государственного или национального языка в судах.

Система судов РФ. ( ДЛЯ ДОП. ВОПРОСА ОТ СУМАРОКОВА)

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

- Конституционный суд РФ.

- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

- Верховный суд РФ

- Суды субъектов РФ

- Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

- Военная коллегия Верховного суда РФ.

- Военные (флотские) окружные суды РФ.

- Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

- Высший Арбитражный Суд РФ.

- Федеральные арбитражные суды округов

- Арбитражные суды округов

- Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.
- Третейские суды
- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: