Гельвеций сравнивал процесс познания с судом 5 органов чувств это 5 свидетелей

Обновлено: 25.04.2024

Английский материализм
Склонность английских философов раннего модерна к эмпиризму объясняется тем, что в Англии начали формироваться буржуазные отношения в производстве и социальной жизни, что потребовало принципиального изменения статуса науки: последняя все активнее вмешивается в промышленность, политику и право. Наука нуждалась в концептуальном и методическом обеспечении, а это - задача философии. Именно ориентация на гносеологические и методологические вопросы отличает английский эмпиризм от континентальной философии этого же периода. Наиболее известные представители английского эмпиризма - Ф.Бэкон и Т.Гоббс.

Содержание работы

1.Английский (Ф. Бэкон. Д. Локк.) и французский (Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций) материализм.
2.Субъективный идеализм (Д. Беркли)
3.Спор между сенсуалистами (Д. Локк, Гельвеций) и рационалистами (Р. Декарт, Лейбниц)
4.Этика разумного эгоизма (Гельвеций и др.)

Содержимое работы - 1 файл

Вариант 6.docx

Во-первых, он интерпретирует личный интерес как материальную выгоду. Во-вторых, все феномены человеческой жизни, все ее события Гельвеций сводит к понятому таким образом личному интересу. Тем самым он оказывается основателем утилитаризма. Любовь и дружба, желание власти и принципы общественного договора, даже нравственность — все сводится Гельвецием к личному интересу.

Так, честностью мы называем “привычку каждого к полезным для него поступкам”. Когда я, скажем, плачу о погибшем друге, в действительности я плачу не о нем, а о себе, потому что без него мне не с кем будет поговорить о себе, получить помощь.

Конечно, нельзя согласиться со всеми утилитаристскими выводами Гельвеция, нельзя сводить все чувства человека, все виды его деятельности к пользе или к желанию получить выгоду. Соблюдение нравственных заповедей, например, скорее наносит индивиду ущерб, нежели приносит выгоду, — нравственность не имеет отношения к пользе. Отношения людей в сфере художественного творчества также не могут быть описаны в терминах утилитаризма. Подобные возражения раздавались в адрес Гельвеция уже в его время, причем не только от врагов, но и от друзей.

Так, Дидро спрашивал, какую выгоду преследовал сам Гельвеций, создавая в 1758 г. книгу «Об уме» (где впервые была изложена концепция утилитаризма): ведь она сразу же была осуждена на сожжение, а автору пришлось трижды от нее отречься, да и после этого он боялся, что его заставят (как Ламетри) эмигрировать из Франции. А ведь Гельвеций все это должен был предвидеть заранее, и тем не менее он сделал то, что сделал. Более того, сразу же после пережитой трагедии Гельвеций начал писать новую книгу, развивая идеи первой.

В связи с этим Дидро замечает, что нельзя сводить все лишь к физическим удовольствиям и материальной выгоде и что лично он часто готов предпочесть жесточайший приступ подагры малейшему презрению к самому себе. И все же нельзя не признать, что по крайней мере в одном вопросе Гельвеций был прав — личный интерес, причем материальный интерес, утверждает себя в сфере материального производства, в сфере экономики. Здравый смысл заставляет признавать здесь интерес каждого его участника, а недостаток здравого смысла, требование отказаться от себя и пожертвовать собой якобы ради интересов целого влечет за собой усиление тоталитаристских устремлений государства, а также хаос в экономике.

Обоснование здравого смысла в этой сфере оборачивается защитой интересов индивида как собственника, и это как раз то, что ставилось и до сих пор ставится в вину Гельвецию. А между тем, новый способ хозяйствования зиждется именно на таком независимом, руководствующемся собственным здравым смыслом и отвечающем за свои решения субъекте — субъекте собственности и права. За прошедшие десятилетия мы так привыкли отрицать частную собственность, так привыкли оправдывать свои действия бескорыстием и энтузиазмом, что почти утратили здравый смысл.

Тем не менее частная собственность и частный интерес — необходимые атрибуты промышленной цивилизации, содержание которой не исчерпывается одними лишь классовыми взаимодействиями. Конечно, не стоит идеализировать рыночные отношения, характеризующие эту цивилизацию. Но тот же рынок, расширяя границы спроса и предложения, способствуя увеличению общественного богатства, реально создает почву для духовного развития членов общества, для освобождения индивида из тисков несвободы. В связи с этим следует заметить, что давно назрела задача переосмысления тех понятий, которые прежде оценивались лишь как негативные.

Так, необходимо понять частную собственность не только как собственность эксплуататора, но и как собственность частного лица, свободно распоряжающегося ею, свободно решающего, как ему поступить, и опирающегося на свои собственные здравые суждения. Нельзя не учитывать при этом, что сложные взаимоотношения между собственниками средств производства и собственниками своей рабочей силы, в настоящее время существенно трансформируются благодаря тому, что увеличение прибавочной стоимости все в большей степени происходит не за счет присвоения доли чужого труда, а за счет повышения производительности труда, развития компьютерных средств, технических изобретений, открытий и т.п.

Важное влияние оказывает здесь и усиление демократических тенденций. Проблема частной собственности требует сегодня специального исследования; здесь мы можем лишь еще раз подчеркнуть, что, отстаивая частный интерес, Гельвеций защищал индивида как собственника, как равноправного участника промышленного производства и членаобщественного договора, родившегося и выросшего на почве демократических преобразований. Вопрос о соотношении индивидуальных и общественных интересов выводит нас к вопросу о разумном эгоизме и общественном договоре.

Французский философ Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: 5 органов чувств – это 5 свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты возражали ему, заявляя, что он забыл судью.

Гельвеций видел роль чувств в процессе познания в том, что они дают информацию для наблюдения (созерцания), чтобы затем формировались понятия путем абстрагирования от единичных случаев созерцания.

Таким образом, гносеологическую позицию Гельвеция можно охарактеризовать как сенсуализм. Человеческое познание, согласно Гельвецию, имеет чувственно-эмпирическую основу. Хотя он часто высказывался в духе сведения познания лишь в чувственному, но одновременно утверждал, что разум развился из чувственности, и сознание - это высший этап познания природы. Подчеркивал связь становления сознания с трудовой деятельностью людей.

Гельвеций верил в неограниченные возможности познания, способного давать знания о действительных вещах. Гельвеций высказывал свои взгляды по поводу характера наших заблуждений и считал, что существуют два рода заблуждений: природные, которые выражаются в невежестве, и приобретенные, которые возникают в силу ложных идей. Здесь и встает вопрос о Судье и об оппонентах.

Первое опубликованное произведение Гельвеция – труд "Об уме", над которым он работал более 20 лет. Эта книга за свои идеи вызвала негодование религиозных кругов и ее приговорили к сожжению. Гельвецию пришлось два раза отказываться от нее. Осуждение книги также отозвалось тем, что была запрещена "Энциклопедия". Таким образом, если речь идет о реакции религиозных кругов, то под Судьей оппоненты имели в виду Бога, который дает истинное познание; тогда как Гельвеций в вопросах познания основное место отводил не Богу, а пяти чувствам, которые дают истинное познание. Касательно заблуждений в познании: причину заблуждений Гельвеций видит не в том, что познающий не обращается к Богу, а в том, что познающий неправильно пользуется своими пятью чувствами – такие гносеологические взгляды не могли не вызвать реакцию со стороны религиозных кругов.

91. (П) Ф.Бэкон выделил четыре вида идолов познания, создающих у человека ложные представления. К какому виду идолов по Бэкону относится слепая вера в авторитеты:

а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра?

92. (П) Кто из философов XVII в. положил в основу своего учения суждение: "Мыслю, следовательно, существую":

а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Д.Локк?

93. (П) Кто из философов Нового времени развил учение об индукции как основном и универсальном методе познания:

а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Д.Локк, д) Г.Лейбниц?

94. (П) Демокриту принадлежит следующее высказывание:

"Есть два рода познания: один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие (виды познания): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого оно выступает в мышлении и обладает более тонким познавательным органом".

Определите, предшественником какого из направлений в гносеологии является Демокрит?

а) Сенсуализм. б) Рационализм. в) Эмпиризм. г) Агностицизм.

95. (П) Выделите из ряда нижеперечисленных философов представителей рационализма.

а)Ф.Бэкон б)Т.Гоббс в)Р.Декарт г) Д.Локк д)Б.Спиноза е)Г.Лейбниц

96. (С) Иллюстрируя ограниченность одного из методов научного познания, Б.Рассел проводит аналогию с курицей, которую, приучив выбегать на зов в надежде получить корм, в конце концов режут, "показывая, что для нее были бы полезны более утонченные взгляды о единообразии природы". О каком методе познания идет речь?

а) Анализ. б) Синтез. в) Индукция. г) Дедукция. д) Абстрагирование.

97. (П) Какую философскую позицию выражает суждение: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах":

а) сенсуализм, б) рационализм, в) диалектика, г) номинализм, д) агностицизм, е) реализм?

98. (П) Какое из нижеприведенных определений свободы принадлежит Б.Спинозе?

а) Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли.

б) Свобода есть познание необходимости и согласие с необходимостью. Свобода есть господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.

в) Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активно действующим существом.

99. (П) Выберите из группы философов XVII в. авторов концепций естественного права и общественного договора:

100. (С) .Установите соответствие наборов философских понятий с именами четырех великих мыслителей XVII века.

Наборы философских понятий:

а) объективный идеализм, плюрализм, деизм, рационализм;

б) материализм, монизм, пантеизм, рационализм;

в) материализм, монизм, эмпиризм;

г) дуализм, рационализм.

Мыслители XVII века:

1 - Г.Лейбниц; 2 - Б.Спиноза; 3 - Ф.Бэкон; 4 - Р.Декарт.

Ответ: (а - 1), (б - 2), (в - 3), (г - 4).

101. (П) “ . - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности.”

Вставьте пропущенное понятие.

102. (П) “ . - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и прежде всего научно-организованный опыт - эксперимент.”

Вставьте пропущенное понятие.

103. (С) Какими характеристиками в учении Г.Лейбница обладают “истины разума” в отличие от “истин факта”:

в) получение дедуктивным путем;

г) получение индуктивным путем;

д) извлекаемость из опыта.

104. (П) Установите соответствие ключевых понятий философских учений XVII века с именами философов:

Ключевые понятия философских учений:

а) идолы (призраки) познания, индукция;

б) монада, предустановленная гармония;

в) субстанция как “causa sui” (причина самой себя) и ее модусы;

г) интеллектуальная интуиция, дедукция, сомнение.

1. Ф.Бэкон. 2. Р.Декарт. 3. Б.Спиноза. 4. Г.Лейбниц.

Ответ: (а – 1);( б – 4);( в – 3);( г – 2).

105. (П) Философия трех великих мыслителей XVII века - Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница носит в онтологическом плане различный характер:

Установите соответствие онтологического характера философских систем и указанных авторов.

Ответ: а - Б.Спиноза; б - Р.Декарт; в - Г.Лейбниц.

106. (П) Кто является автором идеи разделения властей:

а) Локк, б) Гольбах, в) Вольтер, г) Гоббс, д) Гельвеций?

107. (П) Основоположником какой идеологии считается Д.Локк:

а) либеральной, б) консервативной, в) социалистической, г) анархической?

108. (П) Позиция какого философа отражена в следующем суждении: "Естественное состояние общества - это состояние войны всех против всех. Необходимым условием перехода от естественного состояния к гражданскому обществу является санкционированная общественным договором абсолютная власть"?

а) Руссо. б) Локк. в) Гоббс. г) Вольтер. д) Монтескье.

109. (С) Кто из французских просветителей наиболее детально обосновал идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума?

а) Вольтер. б) Дидро. в) Кондорсе. г) Монтескье.

110. (П) Какую характерную черту философии эпохи Просвещения отражает следующее высказывание П.Гольбаха: "Народы будут счастливы лишь тогда, когда философы станут королями или когда короли будут философами":

а) антиклерикализм, б) рационализм, в) гуманизм, г) материализм?

111. (С) Определите соответствие нижеприведенных характеристик философского знания с историческими этапами развития философской мысли.

Характеристика философского знания.

а) Критика схоластики.

б) Критика метафизики.

в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.

г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.

д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.

е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.

Этапы развития философской мысли.

I – философия Нового времени (XVII век); II – философия эпохи Просвещения (XVIII в.)

Ответ: (I – а,в,д); (II – б,г,е).

112. (С) Какой смысл имел провозглашенный философией Просвещения принцип равенства всех людей?

а) Равенство экономических, социальных и прочих условий существования.

б) Равенство возможностей разных людей, т.е. правовое равенство.

в) Равенство всех перед Богом.

г) Равенство способностей разумного выбора поведения.

113. (П) Какой критерий общественного прогресса применялся в философии Просвещения?

а) Уровень развития производительных сил общества.

б) Степень совершенства человеческого разума.

в) Степень демократичности политического устройства.

г) Уровень религиозности общества.

д) Уровень народонаселения.

114. (С) Выберите из нижеприведенного списка характеристики, свойственные философии Просвещения:

а) преобладание материализма;

б) преобладание идеализма;

в) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);

г) религиозный характер;

д) исторический оптимизм;

е) исторический эсхатологизм;

ж) преимущественный интерес к социальным вопросам;

з) преобладание онтологической и гносеологической проблематики;

и) социальный радикализм;

к) социальный консерватизм.

Ответ: а, в, д, ж, и.

115. (С) В нижеприведенном перечне философских положений французского Просвещения укажите те из них, которые являются новациями:

а) объявление разума доминантой общественного развития: “мнения правят миром”;

б) идея определяющей роли социальной среды в формировании и воспитании человека;

в) открытие материалистического понимания истории;

г) концепция разумного эгоизма;

д) эгалитаристский вариант теории общественного договора;

е) концепция общественного прогресса;

ж) создание системы законов и категорий диалектики;

з) принцип гармонии веры и разума.

Ответ: а, б, г, д, е.

а) упразднить частную собственность;

б) оставить ее в покое, раз уж она смогла возникнуть;

в) ограничить небольшими размерами, распределив по возможности поровну между всеми?

117. (П) За что многие французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:

а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;

б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;

в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам?

118. (С) “ . есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства.” (П.Гольбах)

Какую основополагающую философскую категорию определял подобным образом П.Гольбах? Вставьте пропущенное понятие.

119. (ПС) Установите соответствие видов материализма в философии французского Просвещения XVIII века и философов:

а) умеренный материализм деистического толка (допускавший существование Бога как первопричины) и

б) последовательный атеистический материализма.

1. Руссо, 2. Дидро, 3. Вольтера, 4. Гольбаха, 5. Ламетри, 6. Монтескье.

120. (П) Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: 5 органов чувств - это 5 свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду:

Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств - это пять свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду:

г) общественное мнение.

Представитель философии французского Просвещения:

Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:

Представитель рационализма:

Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:

а) разделения властей,

б) общественного договора,

в) ликвидации частной собственности,

г) определения политики экономикой.

Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:

а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;

б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;

в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам

г) за введение в лексикон понятия «энциклопедия».

Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:

а) веры и разума

б) разума и справедливости

в) любви и долга

г) веры и интуиции

Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это …

Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:

Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:

Философская позиция, выраженная в суждении: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах":

Гегель – представитель:

а) объективного идеализма,

б) субъективного идеализма,

в) метафизического материализма,

г) диалектического материализма.

Представитель немецкой классической философии - сторонник материализма:

Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:

Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":

Характерная черта философии Гегеля, которую отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения":

Диалектический механизм развития любого объекта, по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис - антитезис - . .

Кантовское понятие "априори" означает:

а) неразрешимое противоречие;

б) опытное знание;

в) внеопытное знание;

г) отрицание возможности познания мира.

Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:

а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.

б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.

в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.

г) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перво-двигатель".

Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:

Разработчик трудовой теории антропогенеза:

Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:

а) Уровень развития производительных сил.

б) Степень демократичности политического режима.

в) Уровень развития научных знаний.

г) Степень нравственного совершенства человека.

Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:

Общественно-экономическая формация, по Марксу, - это:

а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;

б) экономическая сфера жизни общества;

в) определенная стадия в развитии материального производства;

г) буржуазное общество.

Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:

в) экономические (производственные);

Философским открытием марксизма является:

а) материалистическое понимание истории;

б) формулировка принципов правового государства;

в) создание идеалистической диалектики;

г) формулировка категорического императива.

Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:

а) материалистов и идеалистов

б) агностиков и скептиков

в) сторонников диалектики и сторонников метафизики

г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма

Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Фило-софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:

б) подвергнуть его разумной критике;

г) сохранить его.

Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:

а) Историческое развитие носит субъективный характер.

б) Общественное бытие определяет общественное сознание.

в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.

г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.

Основоположник русского космизма:

Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Тема 4. Философия Нового времени VII -ХVIII вв.)

1. В истории философии существует преемственность в понимании многих идей, в частности, в гносеологии, в понимании того, где скрыта сущность явления или вещи. И на что нужно опираться в познании - на частное или общее, разум или чувства. Из нижеприведенных данных выберите верные цепочки последования:

а. Платон - номиналисты - Декарт;

б. Платон - реалисты - Декарт;

в. Платон - номиналисты - Бэкон;

г. Платон - реалисты - Бэкон;

д. Аристотель - реалисты - Декарт;

е. Аристотель - номиналисты - Декарт;

ж. Аристотель - реалисты - Бэкон;

з. Аристотель - номиналисты - Бэкон.
2. В философии Нового времени в рамках теории познания проходил спор между рационалистами и эмпириками. Эмпирики утверждали, что в процессе познания мы должны опираться на опыт. Рационалисты же считали, что:

а. Основанием истинного должен выступать разум.

б. Для достижения целей наша деятельность должна соответствовать разумным рассудочным правилам;

в. Научная деятельность должна соотносится с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами данной


  • Какими факторами социального развития он был обусловлен?

  • Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма?

  • Каковы его недостатки?

  • Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.

  • Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось?

7. Как известно, Ф.Бэкон и Р.Декарт занимались разработкой нового научного метода. Один из них в качестве такового предлагал дедукцию, а другой индукцию. В нижеприведенные отрывки из произведений философов вместо пропусков вставьте пропущенное название метода и определите, которому из мыслителей принадлежит данный отрывок:

«. мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с нею».

«Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или . Вдобавок следует заметить, что опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми, . же или чистый вывод одного из другого, хотя и может быть оставлена без внимания если она неочевидна, но никогда не может быть неверно произведена разумом, даже крайне малорассудительным».
8. Ф.Бэкону принадлежит учение об идолах и ложных понятиях, от которых должен освободиться человеческий ум для достижения истины. Он выделяет четыре вида идолов: рода, пещеры, площади, театра. Проставьте соответствия: (например, а. - 4):

а. Рода;


1. исходят от отдельного человека. Каждый смотрит на мир из своего угла;

2. связаны с человеческой природой. Человеческий ум, что кривое зеркало, он деформирует и искажает собственную природу вещей;

3. проникли в человеческую душу с помощью разных философских доктрин, утвердившихся в силу традиции, слепой веры в авторитеты;


  • Что такое «сила знания»?

  • В чем сила философского знания?

  • А как думаете Вы?

  • Приведите противоположные суждения философов.

  • Раскройте сущность этого метода.

  • Что о нем Вам известно?

  • Согласны ли Вы с утверждением Р.Декарта.

  • Какое значение имеет философия для каждого человека?

  • В каком соотношении находится философия с названными Декартом четырьмя ступенями мудрости?

  • Как бы Вы определили эту ступень?

  • Согласны ли Вы с автором?

  • Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?

  • Кто из представителей сенсуалистической традиции в гносеологии является автором вышеприведенного высказывания?

  • Что Вам об этом мыслителе известно?

  • Какие учения о субстанции Вам известны и в чем состоит их сущность?

  • Кому из философов Нового времени принадлежит тезис?

  • С чем он связан и какую научную основу имеет?

  • К какому направлению можно отнести это учение: материализму или идеализму? Почему?

  • Чье это утверждение и как называется такая философская позиция?

  • Взгляды какого течения в философии отражает этот тезис?

  • Попробуйте его опровергнуть.

  • Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

  • Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?

  • Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

  • Ответ аргументируйте.

  • В чем состоит отличие этого понятия материи от понятия материи в наше время?

  • Как называется концепция материи, которую отстаивал Гольбах?

  • В чем состоит ее положительный смысл и ограниченность?

  • Дайте философскую оценку этого рассуждения.

  • Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

  • Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа?

  • В чем ее ограниченность?

  • Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

30. Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».


  • Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.

  • Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?

  • Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий?

  • Что же, по-вашему «правит миром»?

31. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».

Заполните таблицы

3. Объективный идеализм

Тема 5. Немецкая классическая философия.

1. Установите, кому могли бы принадлежать следующие суждения:

• «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»;

• «Мы не можем познать материю, так как наше познание ограничено нашими ощущениями, которые отражают лишь внешнюю сторону вещей»;

• «Математик изучает одно и то же пространственное отношение методами геометрии, аналитической геометрии, алгебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человеческую жизнь разными путями и потому религия и наука могут существовать рядом, не уничтожая друг друга».


  • Что такое «априорное знание» по Канту?

  • Как вы считаете, имеется ли в реальности такое знание?

  • Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.

  • Каков их смысл и предназначение?

  • Приведите примеры, подобные антиномиям Канта.

  • Предложите свой императив в духе Канта.

  • Что такое категорический императив И. Канта?

  • Во всех ли обществах он осуществим?

  • Актуальна ли эта проблема сегодня?

  • Каково ваше отношение к категорическому императиву Канта?

  • Какие еще примеры такого рода можете Вы привести?

  • Какие синонимы этого понятия можно употребить?

  • Нарисуйте ее схему.

  • Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

  • Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология?

  • Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

  • Какое место в гегелевской философии занимает государство, нация?

  • Каково отношение Гегеля к войне, миру?

  • Может ли развитие совершаться вне времени?

  • Что общего и что отличного в их учениях?

  • Попытайтесь из данного текста выявить понимание абстрактного и конкретного Гегелем.

  • Прокомментируйте ответ Зорге.

  • Что вы знаете о философии истории Гегеля?

  • Сравните понимание предмета философии Л.Фейербахом и Гегелем.

  • Определите философское направление, к которому тяготеет Л. Фейербах.

  • Почему в философии Фейербаха человек превращается в абстрактное, вне мира обитающее существо, в «человека вообще»?

  • Почему Л.Фейербах так и не смог дать ответы на вопросы о различии сознания людей, живущих в разные эпохи и принадлежащих к разным национальным и социальным группам?

  • Каковы отношения Фейербаха с религией и Богом?

  • Сопоставьте его с Гегелем и Кантом по этому вопросу.

22. Сравните гносеологические позиции двух авторов:

«Критики чистого разума», где утверждается, что познавательные способности разума ограничены: разум не может познать всего в силу того, что он постоянно наталкивается на противоречия».

Один философ сравнивал процесс познания с судом, пять органов чувств - это пять свидетелей, только они могут знать истину.

Если продолжить данную аналогию, кто в данном случае выступает судьей?


Если чувства свидетели, то судья - это мозг, где все анализируется и принимается решение.


Какие философы считали критерием истины знания обеспеченные опытными данными?

Какие философы считали критерием истины знания обеспеченные опытными данными?


Что нужно знать свидетелю правонарушения?

Что нужно знать свидетелю правонарушения?

Может ли он отказаться от дачи показаний?

Почему некоторые люди не хотят выступать в качестве свидетеля по делу?


Можно ли судить о человека по его внешним данным ?

Можно ли судить о человека по его внешним данным ?


Кто назначает судей разных уровней ?

Кто назначает судей разных уровней ?

• раненый суд • городской суд • областной суд • краевой суд • окружной суд • верховный суд • конституционный суд.


Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств?

Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств.

А с помощью чего исходит рациональное познание?


Расположите суды в которые могут обращаться граждане России, по уровням от низшего к высшему :1)районный суд2)европейский суд3)областной суд4) верховный суд5)мировой суд?

Расположите суды в которые могут обращаться граждане России, по уровням от низшего к высшему :

4) верховный суд


Что нужно знать свидетелю правонарушения?

Что нужно знать свидетелю правонарушения?

Может ли он отказаться от дачи показаний?

Почему некоторые люди не хотят выступать в качестве свидетеля по делу?


В каких случаях человек может обратиться в суд(какой)?

В каких случаях человек может обратиться в суд(какой)?


Помогите, пожалуйста?

Верны ли след суждения о процессе познания 1.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства.

2. В процессе познания большую роль играет интуиция.


Объясните более понятно о этих судах : - конституционные суды, - арбитражные суды, - военный суды, - суды общей юрисдикции?

Объясните более понятно о этих судах : - конституционные суды, - арбитражные суды, - военный суды, - суды общей юрисдикции.


Почти у всех нас похожие потребности, но из - за различий во мнениях у каждого из нас еще есть и индивидуальные потребности.


Ну мне кажется что это будет А, но это не точно.


Новых людей, новые передачи, не хотелось бы продолжительной реклами.


Познавательные программы для детей в игровой форме.


Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно - технологической и научно - педагогической деятельности.


Мама. Лишь одно только слово . А сколько в нем тепла и любви. Ведь для каждого "мама " это : опора, защита и друг! Сколько нежности , тепла отдает нам наша мама. Сколько радости и света день за днем приносит нам! Никогда я не забуду мамину забо..


Мама, мама дорогая! Ты единственная такая, Ты хорошая Ты красивая Ты всегда милая! ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ МАТЕРИ.


1 - 4 2 - 3 Ответ : 4, 3 P. S Введение фермерского хозяйства - это признак доиндустриального общ - ва.


Укаждого человека есть две родины : малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой тыявляешься. А еще есть общая родина всех людей — планета Земля. Родинунужно любить и защищ..


В 7 : 00 утра встаю. В7 : 03 делаю зарядку. В 7 : 20 завтракаю. В 7 : 35 повторяю уроки. В8 : 00 иду в школу. В 13 : 40 обедаю. С 14 : 15 до 17 : 25 делаю уроки В 18 : 00 ужинаю. В18 : 20 смотрю телевизор(свободное время) В 22 : 00 ложусь спат..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: