Где сомалийские пираты нападают на суда

Обновлено: 29.04.2024

Последние десятилетия сомалийские пираты активно терроризировали торговые суда в районе Аденского залива. Это не только нанесло серьезный ущерб международному судоходству, но и неоднократно угрожало жизни экипажей кораблей. В 2010 году с этой угрозой столкнулось и российское судно.

Опасный регион

В наибольшей опасности торговые и пассажирские суда находятся поблизости территориальных вод Сомали, однако пираты их могут настигнуть на всем водном пространстве между Йеменом и Танзанией примерно в 500-мильной зоне от африканского берега. В этот криминальный промысел обычно подаются бывшие рыбаки или военные, что особенно активно наблюдается после распада Сомалийского государства в 1991 году. Обычно вооружены пираты самым простым стрелковым оружием – автоматами Калашникова, передвигаются на больших моторных лодках.

Аденский залив – это оживленная судоходная зона, здесь проложены важнейшие торговые маршруты из Европы в Азию и обратно через Суэцкий канал. За первое десятилетие XXI века на этом участке пути было совершено более 100 разбойных нападений на пассажирские лайнеры и торговые суда, несколько человек от рук бандитов погибло. Зачастую от сомалийских пиратов просто откупаются. По оценкам международных организаций, сумма ежегодного ущерба от пиратских налетов достигает 200 млн американских долларов.

Уже несколько десятилетий опасные участки в Индийском океане возле берегов Африки патрулируют военные корабли США, Японии, Китая, России и ряда европейских стран для защиты международного судоходства. Здесь засветился даже украинский фрегат «Гетьман Сагайдачный». В июне 2008 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, согласно которой патрульным судам разрешается входить в территориальные воды Сомали и использовать все необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя.

Эти меры себя оправдали уже в ноябре 2008 года, когда была отбита атака сомалийский пиратов на датский сухогруз «Пауэрфул» силами британского фрегата «Камберленд» при поддержке российского сторожевого корабля «Неустрашимый». Позднее «Неустрашимому» была доверена охрана другого датского сухогруза «CEC COMMANDER».

Захват

Сомалийские пираты неоднократно захватывали суда, в экипажи которых входили россияне, что вызывало серьезную обеспокоенность в Москве. Чтобы как-то помешать распространению этой напасти, в апреле 2010 года российская сторона внесла в Совбез ООН предложение о совместной борьбе с пиратством путем преследования разбоя на законодательном уровне. Это предложение получило поддержку и вылилось в появление резолюции, согласно которой, в частности, предусматривалось создание международного трибунала, который бы рассматривал преступления морских разбойников.

Россияне как будто чувствовали опасность. 5 мая 2010 года, менее чем через месяц после внесения предложения в Совет безопасности, уже российское судно подверглось атаке сомалийских пиратов. Это случилось примерно в 500 милях от побережья Сомали. Ранним утром вахтенный помощник нефтеналивного судна «Московский университет», принадлежащего Новороссийскому морскому пароходству, доложил капитану Юрию Тульчинскому о появлении на горизонте подозрительных шлюпок.

Практически сразу стало ясно, что к кораблю приближаются морские пираты. Тульчинскому было за кого беспокоиться. На танкере находилось 23 члена экипажа включая двух женщин. Боевики тут же себя проявили, выстрелив в сторону российского судна из гранатомета. Это был сигнал к тому, чтобы захвату судна не вздумали противодействовать.

Капитан забил тревогу и тут же вышел на связь с фрегатом «Маршал Шапошников», патрулировавшим воды Аденского залива. Его капитан Ильдар Ахмеров дал Тульчинскому четкие инструкции: «Старайтесь не терять скорость, маневрируйте, ищите помещение, в котором забаррикадируетесь!». «Маршал Шапошников» немедленно двинулся на помощь соотечественникам. От танкера его отделяло около 800 морских миль, расчетное время хода – 18 часов.

Тем временем экипаж корабля как мог оказывал пиратам сопротивление. Вокруг судна из противопожарной системы была пущена водяная завеса, чтобы помешать боевикам взобраться на борт корабля. Одновременно россияне вели по ним стрельбу из самодельных рогаток, используя в качестве боеприпасов все что для этого могло сгодиться: шайбы, болты, гайки.

На какое-то время пираты пропали из виду. Однако вскоре они появились в сопровождении еще одной лодки. После того, как у экипажа закончились «патроны», боевики пошли на абордаж, используя специальные крючья и сборную семиметровую лестницу, позволявшую преодолеть колючую проволоку, которой были оплетены бортики корабля. Вскоре пираты проникли на судно, но оно было уже обесточено и легло в дрейф.

К моменту подьема пиратов на борт экипаж с запасом еды и воды уже находился в надежном месте – румпельном отделении, имевшем двойную входную дверь, которую моряки усиленно забаррикадировали и замотали тросами. Отсюда можно было управлять судном в аварийном режиме. Тульчинский прекрасно осознавал, что, если пираты захватят хотя бы одного заложника — у них будет очень серьезный козырь в переговорах с российскими военными.

Еще перед тем, как двинуться в путь Ахмеров сигнализировал: «Всем-всем! Нападение на танкер. Окажите помощь». На призыв откликнулся дежуривший в регионе корабль НАТО, отправивший к месту происшествия самолет-разведчик. Пролетая над танкером, пилот передал его координаты, а также сообщил, что палуба пустая. Он связался с экипажем, который доложил, что держит оборону в забаррикадированном отделении.

Бандитам все же удалось повредить петли, на которых держалась одна из дверей, однако взломать ее так и не получилось. Они начали стрелять в помещение через технологическое отверстие в стене и иллюминаторы, однако экипаж не пострадал. Бросив бесперспективное занятие, сомалийцы занялись грабежом судна.

«Маршал Шапошников» подошел к танкеру около 2-х часов ночи 6 мая. К спецоперации приступили почти сразу. Вскоре с корабля вылетел вертолет с выключенными фарами и габаритами, чтобы отвлечь внимание пиратов. Сразу за ним к танкеру выдвинулись три катера, в каждом из которых находилась группа захвата в составе 8 человек. Стоило вертолету подлететь к «Шапошникову», как пилотов начали обстреливать. Командир патрульного корабля, предварительно связавшись с Москвой, дал команду стрелять на поражение.

Пока шел воздушный бой группа, захвата проникла на палубу танкера и начала прочесывать танкер. Неожиданно с Ахмеровым на связь вышел предводитель банды и сообщил, что экипаж у него в заложниках, которых он будет расстреливать по одному, если русские моряки не покинут судно. Но капитан знал, что пираты блефовали. Только что он выходил на связь с Тульчинским, и тот заверил его, что с ними все в порядке – они по-прежнему находятся вне зоны досягаемости бандитов.

Теперь можно было смело продолжать операцию. Вертолет дал пулеметные очереди по рулевой рубке, где предположительно прятались пираты, а между морпехами и боевиками завязалась короткая перестрелка. Ближе к рассвету террористов вынудили выйти на открытое пространство палубы с поднятыми руками.

В итоге вся операция на танкере заняла меньше часа. Никто из спецназа и членов экипажа не пострадал. Несколько боевиков получили ранения, один был убит. Горе-пиратам оказали медицинскую помощь, снабдили едой и водой и отправили на их же лодке восвояси. Как позднее выяснилось, сигнал от боевиков был потерян уже через час. Ни лодки, ни тел никто больше не видел. Очевидно, все они погибли.

Послесловие

Впоследствии некоторые мировые СМИ обвиняли Москву в том, что российские военные бросили сомалийцев на произвол судьбы, а не отправили в Кению или на Сейшельские острова, как того требует резолюция Совбеза ООН. Российская сторона ответила, что тюрьмы в этих государствах переполнены, и местные власти были бы совсем не рады такому пополнению. Законодательные системы Кении и Сейшел просто не справляются с таким количеством морских разбойников.

Были и более серьезные обвинения в адрес российских военных. В частности, анонимный представитель пиратов заявил информагентству «Сомалилендпресс» следующее: «Русские коммандос штурмовали судно до восхода солнца, начав перестрелку с нашими людьми, на борту они ранили троих, и один был убит. Русские не отпускали наших, вместо этого они расстреляли их в упор, а затем погрузили их безжизненные тела обратно в лодку. Мы осуждаем действия русских, они руководствовались расизмом и ненавистью к чернокожим и Африке. В будущем, если мы снова захватим русских, они встретят ту же участь — убьём».

Как отвечать на подобные угрозы? Только усилением координации между членами Совета безопасности ООН в решении проблемы сомалийских пиратов, о чем неоднократно настаивали в Москве. Это и повышение безопасности судов, курсирующих в неспокойных водах Аденского залива, и усиление патрулирования этого региона, и создание более четкой законодательной базы, которая могла бы повысить эффективность противодействия морскому разбою.

Пиратство у берегов Сомали и в Аденском заливе – общемировая проблема. Сегодня этот регион патрулируют корабли из нескольких флотов, чтобы держать пиратов в страхе. Но время от времени пиратам удается захватить какой-нибудь корабль.

Когда подобное происходит, получить корабль назад можно только после выплаты огромного выкупа, сумма которого может достигать нескольких миллионов долларов. Однако мы знаем об этих пиратах не так много, как нам кажется. Вот 10 неожиданных фактов о них.

10. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Пираты сорят деньгами больше всех на Сомали. Они тратят свои деньги так опрометчиво, что быстро возвращаются к нищенскому образу жизни, от которого пытались убежать. Сегодня лучшие пиратские «боссы» жалуются, что в мгновение ока растратили миллион долларов.

Получив свою долю выкупа, пиратские боссы растрачивают ее на машины, женщин, вечеринки, алкоголь и кат. Более умные строят большие дома, хотя они все равно растрачивают деньги впустую, как и другие. В качестве автомобиля пираты выбирают Toyota Land Cruiser, который стоит около 30 000 долларов. Поскольку в Сомали топливо дорогое, еще 30 000 долларов они тратят на то, чтобы его заправлять.

Однако в Сомали пираты пользуются большим уважением, а самый быстрый способ потерять это уважение - починить поврежденный автомобиль. Если джип поврежден, пират покупает новый. При этом повреждение может быть совсем незначительным. Достаточно треснувшего лобового стекла или царапины, чтобы заменить автомобиль.

9. У пиратов есть собственная фондовая биржа, где покупают акции на угнанное судно

Пираты не всегда уверены в том, что им удастся угнать корабль. Даже когда они находят один, то не уверены, что смогут успешно подняться на борт. Поскольку было бы дорого финансировать серию нападений, которые могут оказаться безуспешными, пираты обратились за финансированием к сомалийской общественности. В наши дни пиратов финансируют инвесторы, которые покупают акции на пиратской фондовой бирже.

8. Пираты получают немного


Несмотря на огромные выкупы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов, простые пираты - те, кто выполняет опасную работу, плывя на лодках по бурному морю в поисках подходящего судна, куда можно взобраться и пострелять, получают от 30 000 до 75 000 долларов выкупа. Пираты, которые используют свое оружие или лестницу, получают дополнительные 10 000 долларов.

Самую крупную прибыль получают инвесторы, которые покупают акции на бирже. Когда выкуп получен, инвесторы и несколько других заинтересованных сторон забирают свою долю. Часть средств также выделяется общине на строительство и содержание школ и больниц. Пираты делят между собой оставшиеся деньги.

7. Они пытались захватить военные корабли



Фото: businessinsider.de

Пираты, вооруженные автоматами АК-47, прекрасно осознают, что им не сравниться с вооруженными до зубов военными кораблями, которые борются с пиратством у берегов Сомали. Но это не помешало им попытаться захватить эти военные корабли. В каждом из подобных случаев пираты ошибочно принимали такие корабли за грузовые.

Чтобы захватить корабль, пираты подбираются к нему под покровом темноты. Как только они подходят достаточно близко, начинают палить по кораблю и пытаются подняться на борт. Тем не менее, когда с корабля им отвечают из более серьезного оружия, пираты быстро понимают, что совершили ошибку. Они поджимают хвост и пытаются убраться восвояси, но это не так просто.

В апреле 2010 года сомалийские пираты подобрались и открыли стрельбу по военному кораблю США USS Ashland, приняв его за грузовое судно. С USS Ashland последовал ответ, в результате которого были убиты два пирата. Остальные были арестованы. Пленные пытались отрицать, что являются пиратами. Вместо этого они утверждали, что являются контрабандистами, и только что доставили людей в Йемен, но их корабль сломался. Они дрейфовали семь дней и стреляли по кораблю только для того, чтобы привлечь внимание экипажа.

В ходе другого случая в 2010 году несколько пиратов напали на корабль USS Nicholas, приняв его за грузовое судно. Поняв, что совершили ошибку, они попытались сбежать, но экипаж USS Nicholas открыл огонь по пиратам и направился за ними. Пятеро пиратов были арестованы. В том же году 13 пиратов были арестованы при попытке захвата голландского военного корабля HNLMS Tromp. Они кинулись прочь, когда поняли свою ошибку, но с корабля открыли ответный огонь.

6. Как происходит угон



Фото: The Telegraph

Пиратство в Сомали - это незамысловатое дело, хотя оно может стать сложным. Перед выходом в море пираты находят инвесторов для финансирования своих нападений. Как мы уже упоминали, обычно это происходит на пиратской бирже. Затем они образуют две команды по 12 пиратов в каждой. Команда пираты отправляются на поиски корабля для угона на двух кораблях. Когда они обнаруживают подходящее судно, пираты под покровом темноты подкрадываются к нему, затем открывают огонь и пытаются подняться на борт. Первый пират, оказавшийся на борту захваченного корабля, получает бонус. Затем судно доставляют к побережью Сомали.

Когда корабль причаливает, команда А отправляется по другим делам, а команда Б берет на себя управление. Они сторожат корабль до окончания переговоров. Контроль за пришвартованным кораблем стоит денег. Экипаж нужно кормить. Здесь появляется другой бизнесмен. Он берет на себя расходы по уходу за экипажем в обмен на часть выкупа. Когда выкуп выплачивается, предприниматель получает свои инвестиции с процентами. Команда B получает 15 000 долларов за охрану судна. Основной инвестор похищения получает 30 процентов. Другие инвесторы получают деньги по своим акциям, а сообщество получает процент за «якорные права». Пираты, захватившие корабль, разделяют между собой остальное.

5. Как проходят переговоры

После высадки на корабль, пираты просматривают бортовые документы, чтобы найти владельцев. Информация передается переговорщику, который может находиться на судне или далеко внутри страны. Переговорщик, который обычно является доверенным лицом, связывается с судоходной компанией и объясняет ситуацию.

На переговорщиков со стороны пиратов обычно оказывается сильное давление, поскольку они должны обеспечить, чтобы пираты получили хороший выкуп, а судовладельцы не прекращали переговоров. Пираты не любят держать корабли слишком долго, а компаниям нужны их корабли для бизнеса. Поэтому они часто находят золотую середину. У пиратов есть также строгие требования, например, о том, что выкуп должен быть выплачен банкнотами номинальной стоимостью 50 или 100 долларов, напечатанными после 2000 года.

У нескольких судоходных компаний есть особый вид страховки для таких случаев - K&R. Поэтому они звонят своим страховщикам, которые связываются с компанией, предоставляющей такие услуги. Эта компания имеет дело с переговорщиком пиратов и обычно договаривается о выкупе без участия судовладельцев. Как только соглашение достигнуто, та же компания заключает контракт с частной охранной компанией, чтобы доставить выкуп.

На протяжении всего процесса переговоров судоходные компании поддерживают контакты со своими юристами, чтобы не нарушать никаких законов. За свою работу юристы получают около 300 000 долларов, в то время как ответственная компания получает всего 100 000. В целом, гарантия за судно стоит еще 1 млн. долларов, помимо выкупа. Судоходные компании часто компенсируют деньги за выкуп и все другие оплаченные расходы от страхования.

Однако пираты не освобождают судно и экипаж в момент получения выкупа. Сначала они подсчитывают деньги с помощью счетных машин и проверяют их на наличие фальшивых банкнот. Корабль и экипаж освобождают, когда убедятся, что все в порядке.

4. Сначала они защищали воды Сомали

Сомалийские пираты начинали свою деятельность не как пираты. После падения сомалийского правительства в 1991 году иностранные рыболовные траулеры беспрепятственно вторгались в сомалийские воды для промысла рыбы. Более бедным сомалийским рыбакам, в распоряжении которых были небольшие лодки и сети, приходилось наблюдать за сокращением улова.

Иногда с траулеров даже стреляли в рыбаков, когда те подходили слишком близко. В то же время другие иностранные суда сбрасывали радиоактивные отходы в сомалийские воды. Отходы часто проникали в прибрежные деревни, вызывая проблемы со здоровьем их жителей. В итоге рыбаки сформировали такие группы, как Национальная Добровольческая береговая охрана Сомали и Сомалийские морские пехотинцы (эти названия и сегодня используются пиратами) для защиты сомалийских вод.

Рыбаки часто захватывали эти суда в обмен на выкуп. Судовладельцы охотно платили выкуп, потому что они действовали незаконно. И они продолжали платить по мере того, как рыбаки повышали свои ставки. Поняв, что это хороший бизнес, рыбаки начали захватывать случайные суда у побережья Сомали. В наши дни пираты даже не являются бывшими рыбаками, это просто бедолаги, пытающиеся заработать на жизнь. Пиратство является крупнейшей отраслью Сомали совсем не просто так.


3. Они защищают рыболовные траулеры, ведущие незаконную деятельность


Фото: The Telegraph

Сомалийские пираты начинали с того, что преследовали суда, незаконно вторгшиеся в воды Сомали. В наши дни они сопровождают эти траулеры и позволяют им ловить столько рыбы, сколько те хотят. За охрану траулеры платят пиратам деньги.

Сомалийские пираты стали заниматься этим новым бизнесом в 2012 году, когда грузовые суда стали использовать вооруженную охрану. Многие из подобных траулеров хотят получить максимальную отдачу от потраченных денег, поэтому для вылова рыбы они часто незаконно используют сети. Больше всего это относится к кораблям из Ирана, Южной Кореи и Таиланда. Пираты выдали этим траулерам лицензии стоимостью сотни тысяч долларов.

По иронии судьбы сами сомалийские рыбаки не ловят рыбу в «плодородных» водах, где рыбачат траулеры, потому что пираты разворачивают рыбаков. Иногда пираты даже захватывают те же траулеры, которые они защищают, и требуют выкуп. Являются ли такие захваты результатом неудачных сделок, остается неизвестным.


2. Они стараются не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам


Фото: The Guardian

Учитывая, какое беззаконие творится в Сомали, если вы свяжетесь не с теми парнями, то навлечете на себя большие проблемы. Мы уже упоминали, что пиратство в Сомали внезапно прекратилось в 2012 году, когда грузовые суда начали использовать вооруженную охрану. Сомалийские пираты не захватывали ни одного судна вплоть до 2017 года, когда несколько пиратов захватили нефтяной танкер. Пираты едва начали обсуждать вопрос о выкупе, как вдруг отпустили корабль, не получив никаких денег. Судя по всему, нефтяной танкер Aris 13 перевозил нефть для влиятельного сомалийского бизнесмена. В таком обществе, как Сомали, «влиятельный» означает, что правительство будет защищать ваши активы.

Морские силы Пунтленда (Puntland), полуавтономного района Сомали, сделали именно это, вступив в перестрелку с пиратами. Позже в переговоры между пиратами и морскими пехотинцами были вовлечены лидеры кланов. Переговоры закончились тем, что пираты покинули судно, не получив выкупа. По этой причине сомалийские пираты, как правило, стремятся не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам.

1. Страховые компании зарабатывают больше, чем пираты

Сомалийские пираты не являются крупнейшими бенефициарами от пиратства, несмотря на то, что получают миллионы долларов в виде выкупа. Инвесторы получают больше денег. Но и они не самые крупные бенефициары. Страховые компании – вот, кто получает больше всего. Они получают в 10 раз больше, чем пираты за год.

Доходы от сомалийского пиратства составляют 7-12 миллиардов долларов в год. В 2010 году они составили 9 миллиардов долларов. Сомалийские пираты и их инвесторы не получили и половины этих денег. Вместо этого они получили менее 2 процентов. В 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов выкупа. В том же году, судовладельцы заплатили 1,85 млрд. долларов страховки от угонов и еще 1,4 миллиарда долларов потратили на оборудование для обеспечения безопасности.


С 10 мая 2012 года самые знаменитые морские разбойники XXI века не сумели захватить ни единого торгового корабля. Главная заслуга в победе над ними принадлежит одной семье.

Принуждение к пиратству

К 2005 году, когда в Аденском заливе пираты захватили первое крупное судно международной компании, война в Сомали шла уже почти 30 лет. После войны с Эфиопией последовала серия восстаний, которая буквально разорвала страну на лоскуты, контролируемые враждующими полевыми командирами.

Отсутствием пограничной службы воспользовались браконьеры. Траулеры со всего света вычерпывали из вод Сомали тунца, креветку и лобстеров на $300 миллионов в год. Хуже того, связанные с итальянской мафией фирмы начали сброс в местные воды токсичных отходов. Так иссякал единственный источник дохода и без того нищих сомалийских рыбаков. После недолгих попыток брать «пошлину» с иностранных мусорщиков и браконьеров они открыли для себя по-настоящему выгодный бизнес.


Техническое оснащение — рации, позже появились GPS-навигаторы. Разведка — взятка чиновнику в кенийском порту. Две деревянные лодки с навесными моторами по 60 лошадиных сил разгоняются до 25 узлов (46 км/ч) и догоняют в международных водах сухогруз или танкер.

Чтобы заставить капитана сбросить ход, пираты открывают предупредительный огонь из ржавых «Калашниковых» в направлении рубки и демонстрируют готовность выстрелить из гранатомёта. Ищут борт пониже, чтобы закинуть лестницу и подняться на палубу. Захватывают капитанский мостик и под угрозой оружия уводят судно в свою гавань. Корабль, чей борт поднимается над водой хотя бы на 8 метров, или способный развить скорость выше 18 узлов (33 км/ч), остаётся неприступным.

От угроз к насилию сомалийцы переходили нечасто. С 2008 по 2012 год, когда они захватили 170 судов с 3 400 членами экипажа, были убиты 25 моряков. Ещё 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.


В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 — 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000—20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

2008 — 42 захвата, 2009 — 46, 2010 — 47, 2011 — 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо — $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов — $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны — свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года — сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года — контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.


15 ноября 2008 года — 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года — нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года — угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай — выступают против общего противника.

Победа на берегу

Имея неудачный опыт создания собственной армии — «мусульмане не хотят убивать других мусульман» — Аль Нахайяны наняли в советники Эрика Принса, бывшего агента ЦРУ и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater / Xe Services / Academi. Он строит вооружённые силы ОАЭ из колумбийских контрактников, а с 2010 года на выделенные шейхами $50 миллионов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами, известные жесточайшими методами тренировок и поддержания дисциплины — инспекторы ООН зафиксировали случаи избиения и убийства курсантов.

Результатом их работы стало создание лучшего боевого подразделения в этой части Африки. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. С 10 мая 2012 года те захватили лишь один корабль — иранского браконьера, которого никто не хотел защищать.

«Этот проект был задуман и исполнен людьми, которых мы можем назвать париями, не являющимися частью цивилизованного общества. Но он стал одним из самых эффективных и результативных решений проблемы пиратства», — Foreign Policy цитирует Роберта Янга Пелтона, автора книги «Лицензия на убийство: наёмники на войне с террором».

В 2010 году на средства ООН в столице Пунтленда, Гарове, открылась крупнейшая в мире тюрьма для пиратов на 500 мест, и свободных там нет. Сегодня самыми опасными для судоходства районами у берегов Африки считаются воды Нигерии и Гвинеи.

Совсем недавно, буквально несколько лет назад, газеты пестрели заголовками в том смысле, что пираты из Сомали держат в страхе едва ли не всю северо-западную часть Индийского океана. Они становились героями документальных и художественных фильмов, теле- и радиопередач. А обсуждать было что. Если учесть, что только за 4 года (с 2008 по 2011) ущерб от их действий составил, по разным оценкам, от 450 до 650 миллионов долларов.

Однако сейчас о сомалийских пиратах ничего не слышно. Что же случилось? Куда они подевались? Попробуем разобраться в этом вопросе.

НЕТ РЫБЫ? ПУСТЬ ЗАХВАТЫВАЮТ ТАНКЕРЫ.

Сомали – одно из старейших государств мира. Под названием Пунт оно известно ещё со времён Древнего Египта. В 7 веке страну захватили арабы и правили там почти тысячу лет. А в конце XIX века север страны оккупировали англичане, а юг – итальянцы.

Лишь в 1960 г. государство освободилось от колониальной зависимости. Но это не привело к улучшению жизни граждан. Страну населяет несколько сотен различных народностей, которые непрерывно враждуют между собой. До сих пор в стране идёт гражданская война, и конца-края ей не видно. Так что не удивительно, что Сомали в настоящее время – одно из беднейших государств мира .

Для граждан, живущих на побережье Индийского океана единственным источником пропитания была рыбная ловля. Но к началу 1990-х годов рыбные запасы в регионе значительно сократились. И произошло это не в последнюю очередь потому, что рыболовством здесь занимались все, кому не лень.

Раздираемое внутренними междоусобицами государство просто не могло обеспечить защиту своих сограждан от иностранных браконьеров. Помимо этого, зарубежные суда начали сбрасывать в этом неохраняемом регионе Индийского океана высокотоксичные отходы химических предприятий. Понятно, что количество рыбы в результате этого отнюдь не увеличилось, а количество голодающих не уменьшилось.

А тут ещё страну охватила жесточайшая засуха. К концу 1992 года, если верить докладу ООН, около 5 миллионов человек (а это более половины населения Сомали) страдали от недостатка продовольствия. От голода погибло более 300 тыс. человек, а около 2 миллионов человек покинуло страну, спасаясь от последствий гражданской войны, голода и эпидемий.

Местным жителям не оставалось ничего иного, как заняться пиратским промыслом. Дело в том, что Сомали расположено на важном торговом морском пути из сказочно богатого нефтью Ближневосточного региона в Средиземное море (то есть в Европу). Ежедневно здесь проходят сотни нефтеналивных такеров и прочих судов, так что выбрать себе жертву пиратам не представляет большого труда. А если учесть, что торговым кораблям запрещено иметь на борту оружие, то эта задача ещё более упрощается.

«ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ»

Впервые о пиратах Сомали громко заговорили в 2005 г., когда ими было предпринято более 20 попыток захвата морских торговых судов и туристических лайнеров. Не все они увенчались для пиратов успехом, но мировая общественность была в шоке: получалось, что несколько шаек каких-то полудиких африканских рыбаков контролирует крупнейший морской торговый путь между Европой и Азией.

Самым «урожайным» для сомалийских пиратов можно считать 2010 год, когда ими было захвачено 47 судов, получен выкуп на общую сумму в 240 млн. долларов. И это при том, что захватив какой-нибудь корабль, пираты требовали за возвращение его владельцам отнюдь не баснословные деньги. Обычно выкуп составлял процентов 10 от стоимости судна. Да ещё можно было поторговаться и снизить сумму выкупа ещё в несколько раз.

Каждый пират, принимавший участие в захвате корабля, получал 30.000-80.000 долларов. Наиболее отличившиеся имели ещё и «премию» в размере пяти-десяти тысяч. Если учесть, что заработок простого сомалийского рыбака составлял 300-500 долларов в год, то можно представить себе, какая это была для него сумма и сколько было желающих принять участие в морском разбое.

КОНЕЦ ПИРАТСКОЙ ЭПОХИ

И, тем не менее, в 2012 году с морским разбоем сомалийских пиратов было практически покончено . На целых пять лет о них не было ничего слышно. Лишь в 2017 г. в этом регионе произошёл захват какого-то браконьерского траулера, за который никто не собирался платить деньги. В итоге пираты освободили всех захваченных людей без выкупа.

В чём же причины окончания пиратской деятельности? Их несколько.

Во-первых , транспортные компании стали нанимать для защиты своих судов частные охранные фирмы. Стоило это не дёшево, но всё же дешевле, чем пришлось бы платить пиратам в случае захвата судна.

Во-вторых , их стали жёстко привлекать к ответственности. В Сомали на средства ООН были построены три тюрьмы для пиратов на 500 мест каждая. И свободных мест там не было. В соседнем Йемене был проведён показательный процесс – шестерых пиратов казнили, ещё столько же получили по 10 лет тюремного заключения.

В-третьих, и это самое главное, сомалийских пиратов стали целенаправленно уничтожать физически.

► В 2008 г. странами НАТО было проведено как минимум три военные операции против пиратов. В том же году странами Евросоюза (уже отдельно от НАТО) провели свою военно-морскую операцию «Аталанта». Даже Китай, уже несколько столетий не отправлявший военные суда за пределы своих территориальных вод, направил к берегам Сомали целых три корабля. Не отставала и Индия.

► В 2009 г. сомалийские пираты захватили контейнеровоз, принадлежащий США. За последние 200 лет это был первый захват американского судна. Однако экипаж контейнеровоза сумел укрыться в машинном отделении и заблокировать управление кораблём. Поняв, что управлять судном нельзя, пираты покинули его, сумев захватить в качестве заложника капитана Ричарда Филлипса.

Вскоре их настигло судно с американскими снайперами из элитного отряда «Морских котиков». Дальнейшее было вполне предсказуемым. Капитан Филлипс был освобождён, а единственный оставшийся в живых пират был доставлен в США и приговорён к 33 годам тюремного заключения. Примечательно, что именно эта группа американского спецназа через два года ликвидирует в Пакистане «террориста № 1» – Усаму бен Ладена. Правда, ещё через некоторое время почти в полном составе погибнет в Афганистане.

► В 2010 г. сомалийскими корсарами был захвачен российский танкер «Московский университет». Экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал по рации помощь. Для освобождения заложников был направлен наш военный корабль «Маршал Шапошников» с группой спецназа.

В итоге российских граждан освободили. А десятерых захваченных пиратов посадили в резиновую лодку и «отпустили на все четыре стороны» в тысяче километров от берега. Что случилось далее, точно не известно, но как только «Маршал Шапошников» отошёл на некоторое расстояние, лодка с пиратами «исчезла с радаров».

► Но окончательную точку в борьбе с сомалийскими пиратами поставило семейство шейхов Аль Нахайян из Объединённых Арабских Эмиратов . Пираты мешали нефтяному бизнесу шейхов и последние в 2010 г. выделили 50 миллионов долларов для того, чтобы покончить с морскими разбойниками. Учитывая, что общий капитал семейства Аль Нахайян составляет 150 миллиардов долларов, такие траты для них были не такими уж и обременительными.

За эти самые 50 миллионов шейхи наняли Эрика Принса – создателя скандально известной частной военной кампании (ЧВК) «Blackwater». Принс на эти деньги сформировал оперативное спецподразделение из числа «прославившихся» своей жестокостью южно-африканских наёмников, специалистов по борьбе с партизанами.

Этот отряд, численностью около тысячи человек, имел на вооружении морские катера, бронетранспортёры, вертолёты и даже самолёты. За два года подчинённые Эрика Принса уничтожили подавляющее большинство баз пиратов на побережье Сомали и весь их разбойный промысел. С тех пор о сомалийских пиратах ничего не слышно. Сейчас центр мирового пиратства переместился в Юго-Восточную Азию .

А у меня возникает вполне закономерный вопрос: а почему бы и с современными террористами из так называемого «Исламского государства» (ИГИЛ) не бороться такими же жёсткими способами? И, главное, сообща. Смотришь, и в одно прекрасное утро и они разбежались бы, как те самые сомалийские пираты.


Истории о современных пиратах время от времени всплывают в прессе, вызывая недоумение у обывателя: неужели они все еще существуют? Между тем, меньше 10 лет назад у африканского побережья ураганили сомалийские пираты. До 2013 года флибустьеры-исламисты успели захватить 170 судов с суммарным экипажем 3400 человек, а убытки от них составили миллиарды долларов. Не так давно об одном из захватов той эпохи рассказывала «Медуза»: в плену у сомалийцев несколько месяцев провели моряки с украинского судна «Фаина». Мы же решили вспомнить о самом явлении в целом: откуда появились пираты в Сомали, как и сколько зарабатывали, как озолотили страховые компании — и где пребывают сейчас.

Изначально все организовывалось «с благородными целями»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

В отличие от большинства пиратских сообществ, которые придумывают себе благородную предысторию и соответствующие мотивы, сомалийское пиратство действительно начиналось с целей, которые можно назвать благородными. Океан вокруг Африканского Рога кишит рыбой и тысячилетиями кормит местное население. В начале 2000-х здесь случилась экологическая катастрофа, причем совсем не по вине сомалийцев. Сначала «ничейные» воды наводнили браконьеры из соседних стран, которые не только вылавливали рыбу самым скотским образом, но еще и стреляли по сомалийским рыбакам, чтобы отпугнуть их от рыбных мест. Потом итальянские промышленники при поддержке мафии захоронили у берегов Сомали токсичные отходы, которые еще сильнее ухудшили ситуацию. Море перестало кормить рыбаков, и рыбаки пошли на отчаянный шаг: они начали создавать группы по противодействию браконьерам.

Надо полагать, поначалу они и вправду верили в свою миссию. Их сообщества носили названия в духе «Национальные волонтеры береговой охраны», а все вместе они называли себя не иначе как «стражники моря». Выходя в океан с советскими AK-47, они сражались с теми, кто, как им казалось, был виновен в уничтожении рыбы. Но очень скоро дух возмездия и романтика улетучились. Вчерашние рыбаки начали просто грабить: сначала браконьеров, потом уже всех без разбора. Первые подобные набеги пришлись на 2004 год.

Сомалийские пираты считаются детьми анархии, но почву для них подготовило государство

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Сомали и части на которые распалась страна. Пунтленд — темно-синим, на северо-востоке

Развал Сомали, разрушение государственных институтов и последовавшая за этим неспособность защитить свои территориальные воды выступили важнейшими факторами появления пиратов. Тем ироничнее, что само государство некогда подготовило почву для его появления. После того, как Сомали рассорилось со своим бывшим протектором, Великобританией, лидеры страны склонились к союзу с СССР. Тот не остался в долгу и вложил огромные средства в инфраструктуру страны. А еще Советы предоставили Сомали массу оружия — хоть и устаревшего. Потом разразилась война с Эфиопией, Советский Союз поменял свои приоритеты и выступил против Сомали. Война привела к хаосу и экономическому коллапсу. В результате на месте Сомали мы наблюдаем гражданскую войну между несколькими квазигосударствами, которые грызутся за ресурсы.

С завалами оружия и анархией все понятно, но есть еще одна относительно малоизвестная деталь. Задолго до своего краха Сомали по примеру СССР пыталось создать нечто вроде колхозов, только для рыбаков. Их собирали в артели и в меру своего понимания социализма приучали к коллективизму и дисциплине, а также учили работать и жить сплоченными группами. Спустя десятилетия это привело к неожиданному результату: на счет роста эффективности рыболовства мало что известно, но подобные артели оказались хорошей основой для зарождения пиратства. Те самые артельные рыбаки, которые худо-бедно приучились к дисциплине и субординации, сумели пережить годы хаоса, потом взяли на себя роль народных мстителей браконьерам, а дальше вы уже знаете.

Иерархия сомалийских пиратов была выстроена по типу «Макдональдса»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

В 90-е годы улицы Чикаго наводнили уличные банды, которые контролировали продажу крэка. Молодой социолог Судхир Венкатеш, рискуя жизнью, сумел наладить контакт с одной из банд, «Черными королями», и выяснил любопытнейшую деталь. Оказалось, что с экономической и иерархической точек зрения эти группировки были устроены по тому же принципу, что и «Макдональдс» (и прочие подобные сети фастфуда). Низшие звенья, «солдаты», постоянно рисковали свободой и жизнью, продавая наркотики и участвуя в разборках, получая сущие гроши. Возможно, даже пойдя в тот же «Макдональдс» на кассу, они получали бы столько же. Но тогда зачем они занимались этим? Все дело в перспективах: рядовой боец был нищим, но стоящий над ним «менеджер» получал в разы больше. А тот, кто был еще выше рангом, в разы больше, чем менеджер. Бойцов на своих местах держали не деньги, а перспективы.

Сообщество сомалийских пиратов было построено по тому же принципу. По сравнению с «лейтенантами» рядовые бойцы получали сущие гроши (от 15 до 30 тысяч долларов за одно «дело»). Но их удерживала возможность отличиться и самому продвинуться в иерархии. Естественно, самих «лейтенантов» подстегивала возможность продвинуться дальше — до организатора набега или даже инвестора. Большую же часть (от 70 до 85% прибыли) получали вовсе не пираты, а инвесторы — воротилы, которые вложились в дело, купив или арендовав пиратам снаряжение и оружие и снабдив их данными о возможных целях. В конечном итоге каждый нищий рыбак, пошедший на абордаж, мечтал стать инвестором. И их система всячески поддерживала эту мечту (насколько бы иллюзорной она ни была): тот, кто первым забрался на судно, получал денежные бонусы и шанс быть замеченным, как и те, кто приходили на дело со своим оружием и снаряжением.

Сомалийские пираты старались обращаться с заложниками хорошо. Правда, понимали это своеобразно

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Изначально сомалийские пираты вели себя довольно благородно по отношению к атакованным. Старались во что бы то ни стало свести жертвы к минимуму, а захваченных в плен не казнили и не пытали. В этом был исключительно практический подход: чем больше проявляешь жестокость, тем больше шансов, что однажды кто-то из больших игроков не выдержит и решит вторгнуться в Сомали (в итоге так и вышло). Чем меньше жертв — тем больше свободы. Правда, следовать этому кодексу безоговорочно не получилось: в какой-то момент начались и пытки, и убийства заложников. Однако до 2011 пиратам удавалось обходиться без смертей. Судя по всему, первое (по крайней мере, первое громкое) убийство заложников произошло 22 февраля 2011 года, когда пираты, захватившие американскую яхту, столкнулись с американскими военными. Военные начали преследование захваченной яхты и сомалийцы расстреляли четырех американских граждан, которые находились на ней.

Всего сомалийским пиратам приписывают убийства как минимум 25 моряков (как во время абордажа, так и казня заложников), и еще 37 смертей в плену по разным причинам — от голода до самоубийства. Не так уж много, учитывая, что в общей сложности пираты захватили 3400 человек. Но и этих жертв хватило, чтобы стать изгоями даже в своей стране. Кроме прочего, сомалийские пираты отличались избирательным расизмом: к европейским и американским пленным относились относительно хорошо, к азиатам — практически как к рабам, зачастую обрекая на голодную смерть.

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Майкл Скотт Мур — американский журналист, написавший книгу The Desert and the Sea — о том, как провел 977 дней в плену у сомалийских пиратов

Члены экипажа украинского судна «Фаина», захваченного пиратами в 2008 году, рассказывают, что пираты поначалу вели себя агрессивно и недружелюбно. Но в какой-то момент обе стороны осознали, что полностью зависят от третьей — которая готовит выкуп — и отношение улучшилось. Морякам пришлось несколько месяцев прожить в одной каюте, но их выпускали для прогулки, кормили козлятиной и рисом, разрешали готовить из собственных припасов, даже закрыли глаза на то, что пленники приспособились варить самогон из сахара. Никаких пыток и избиений — только тягостное ожидание в сорокаградусную жару в переполненном помещении. Однако морякам повезло: их судно перевозило военную технику и сомалийцы надеялись на хороший выкуп.

Пиратские пристани Сомали контролировали шариатские суды и «бизнесмены»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Хобьо, пиратская пристань

Строго говоря, пиратов Сомали правильнее называть «пиратами Пунтленда». Подавляющее их большинство базировалось в отколовшемся от Сомали квазигосударстве Пунтленд. Сейчас Пунтленд уже выступает за присоединение к Сомали на правах автономии, но до этого там нередко случались вооруженные столкновения с Союзом исламских судов («судов» от слова «судья», а не «судно»). Повстанцы-исламисты захватили портовый город Хобьо, который стал столицей сомалийского пиратства. Здесь сложился диковинный симбиоз из пиратской республики и шариатских судей.

Любопытно то, как работала эта ключевая пристань в Хобьо. Простые пираты захватывали судно и приплывали на нем в порт. Дальнейшее было уже не их заботой. Связью с судовладельцами и выкупами занималась уже иная «структура», а обеспечением жизни заложников — третья. Всю эту систему из уважаемых, но разрозненных пиратских бизнесменов разного профиля связывали воедино инвесторы и местные боссы. Шариатские суды тоже имели свою долю. Люди, занимавшиеся обеспечением жизни заложников, получали свой процент в зависимости от того, как долго пришлось кормить и охранять захваченных. Процент был небольшим, но и работа, в общем-то, халтурная. Однако простые пираты заниматься ей не хотели.

Больше всего на пиратстве нажились страховые компании

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Сомалийские пираты получали лишь малую часть от выкупов и награбленного, большая часть оседала в карманах инвесторов. Однако и пираты, и инвесторы вместе не заработали и десятой доли того, что заработали страховые компании. Сравните: в 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов в качестве откупа, тогда как страховые компании заработали дополнительные 1.85 миллиарда на K&R (kidnap and ransom insurance) — страховании судов и экипажа от похищения. Еще 1.4 миллиарда пошли на установку охранного оборудования. Неудивительно, что из этого многие сделали вывод о том, что загадочные инвесторы пиратов — никто иные, как агенты страховых компаний. Впрочем, доказательств тому не нашлось, но предполагается, что организация набегов отлично мотивирует клиентов оформлять страховку по пунктам, которые ранее он считал незначительными.

Чтобы отпугивать сомалийских пиратов, использовали песни Бритни Спирс

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Результат антипиратского рейда индийского ВМФ в ноябре 2008 года. Не имеет никакого отношения к Бритни Спирс, но зато какой кадр!

The Guardian в 2013 году сообщала, что английские моряки использовали песни Бритни Спирс для отпугивания сомалийских пиратов. Особенно в ходу были песни Oops!…I Did It Again и Baby One More Time. Звучит как шутка, и в каком-то смысле так и есть. Однако моряки решили: раз сомалийцы живут по шариату и ненавидят западную культуру, песни Бритни, включенные на полную катушку — верный способ деморализовать противника. В общем, действовали по принципу «хуже не будет». Насколько эффективна эта стратегия — судить сложно, тем более, пользоваться ей начали уже когда сомалийское пиратство и так было на излете.

Сомалийские пираты по ошибке атаковали даже военные суда

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Одним из (сомнительных) доказательств того, что за сомалийскими пиратами стоят страховые компании, называли тот факт, что пираты никогда не нападали на вооруженные корабли и знали, какие суда наиболее беззащитны. На самом деле, это не так. На поздних этапах , когда паника из-за пиратов была уже ощутимой, пираты часто сталкивались с вооруженным сопротивлением вроде бы мирных судов — стало быть, знали не все и не про всех. Это нередко стоило разбойникам жизни.

Еще забавнее в этом смысле их попытки захватить военные суда. Происходило это по ошибке — сомалийцы принимали их за мирные. В одном только 2010 году сомалийские пираты в разное время напали на американские военные суда Ashland и Nicholas, а также на голландское военное судно Tromp. Во всех случаях команда давала ответный залп (несколько пиратов погибли), а затем сама захватывала нападавших и брала под стражу. В 2009 году пираты атаковали французский флагман La Somme, а также на немецкий корабль снабжения Spessart. Нетрудно догадаться, что ни в одном из случаев их попытки не увенчались успехом.

Многие пираты легализовались и стали законопослушными бизнесменами и рантье

Побороть сомалийских пиратов удалось не только с помощью силовых методов, но и благодаря легализации. Значительная часть пиратских боссов не только осталась в живых, но и процветает — они просто вложились в недвижимость в соседних странах. Сколотив стартовый капитал на пиратстве, они стали уважаемыми бизнесменами и рантье за рубежом. Особенно в этом плане примечательна столица Кении, Найроби, где есть целые кварталы, населенные исключительно выходцами из Сомали. И значительная часть недвижимости там построена на пиратские деньги.

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Мухаммед Абди Хасан — миллионер, филантроп, пират

Некоторых из боссов сомалийских пиратов удалось подкупить. Например, одиозный пиратский капитан Мухаммед Абди Хасан по прозвищу «Большой рот» ушел в отставку и распустил свою группировку за выплаченные ему приличные отступные. Правда, в конечном итоге это не спасло его от наказания: в 2013 году его арестовали в Бельгии за организацию нападения на судно «Помпеи», которое произошло в 2009 году. Ловили не без выдумки. Хасана пригласили в Брюссель для помощи в создании документального кино о сомалийских пиратах, где его истории уделялась бы особая роль. Пирата удалось поймать на тщеславии — он действительно приехал, но только чтобы обнаружить, что все это было подставой бельгийских спецслужб. Мухаммеда Абди Хасана упрятали за решетку на 20 лет: это первый и единственный случай, когда главарь сомалийских пиратов предстал перед судом.

Вслед за сомалийскими пиратами пришли камерунские

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

К 2013 году сомалийских пиратов удалось прижать благодаря международному военному вмешательству (в том числе России), а также высадке на территорию Пунтленда частной армии Academi (до 2009 года известна как Blackwater). Однако уже вскоре после этого пиратство перекочевало на другой конец Африки — в Гвинейский залив.

Камерунские и нигерийские пираты действуют не так нагло, да и не стараются захватить экипаж (в отличие от сомалийцев, у них нет своей базы, где они могли бы безопасно держать суда и заложников). Судя по всему, корабли они просто грабят и лишь изредка просят выкуп за угнанные. Проблем от них меньше, но оцените динамику роста их бизнеса: в 2014 году они совершили 28 нападений, в 2018 — 72, а в 2019 число их нападений выросло еще на 50%, перевалив за сотню (хотя точное число неизвестно). В 2019 году 90% всех захваченных в плен моряков приходилось на Гвинейский залив — как минимум 121 человек. Так что, судя по всему, после разгрома сомалийских пиратов их инвесторы, оставшиеся на свободе, просто переместили свое внимание на запад Африки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: