Где регистрируются адвокатские образования

Обновлено: 02.05.2024

1.1. Положение о порядке ведения реестра адвокатских образований и их филиалов (далее – Положение) определяет порядок ведения реестра адвокатских образований, их филиалов и иных обособленных подразделений, местом нахождения которых является территория субъекта Российской Федерации, а также созданных адвокатским образованием, включенным в реестр адвокатских образований субъекта Российской Федерации, обособленных подразделений, местом нахождения которых является территория иностранного государства.

1.2. Реестр адвокатских образований и их филиалов субъекта Российской Федерации (далее – Реестр адвокатских образований, Реестр) ведется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

В Реестр вносятся записи об адвокатских образованиях, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа которых является территория соответствующего субъекта Российской Федерации.

Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, вправе создавать филиалы, представительства и иные предусмотренные законом обособленные подразделения (далее – обособленные подразделения) в целях осуществления функций адвокатского образования вне места его нахождения.

Записи об обособленных подразделениях адвокатских образований вносятся в Реестр адвокатской палаты субъекта РФ по месту нахождения обособленных подразделений, определяемому в соответствии со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ.

Записи об адвокатских кабинетах вносятся в Реестр адвокатской палаты, членом которой является адвокат, учредивший кабинет.

Адвокатские образования вправе организовывать постоянно или временно действующие дополнительные офисы для организации профессиональной деятельности адвокатов, являющихся их членами (участниками, партнерами). Сведения о дополнительных офисах подлежат внесению в Реестр адвокатской палаты субъекта РФ по месту нахождения адвокатского образования и включаются в состав сведений об адвокатском образовании, их организовавшем.

Взимание платы за внесение сведений об адвокатском образовании (обособленном подразделении) в Реестр не допускается.

1.3. Реестр ведется в электронном виде. Адвокатская палата субъекта РФ самостоятельно принимает решение об объеме информации из Реестра, подлежащей опубликованию на официальном сайте в открытом доступе. На официальном сайте адвокатской палаты субъекта РФ в обязательном порядке в открытом доступе должны быть опубликованы сведения, содержащиеся в подпунктах 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15 пункта 1.5.1. Положения и подпунктах 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 пункта 1.5.2. Положения.

Форма Реестра установлена Приложением № 1 к настоящему Положению.

Реестровое дело адвокатского образования, обособленного подразделения формируется на бумажных носителях и хранится в адвокатской палате субъекта РФ.

1.4. По решению адвокатской палаты субъекта РФ ведение Реестра может осуществляться также и на бумажном носителе. Правила оформления Реестра на бумажном носителе, лицо (лица), ответственное за его ведение, определяются президентом адвокатской палаты субъекта РФ. Информация, содержащаяся в реестре на бумажном носителе, должна соответствовать информации в реестре на электронном носителе.

1.5. Содержание Реестра адвокатских образований.

1.5.1. Сведения об адвокатском образовании, вносимые в Реестр:

1) порядковый номер записи (регистрационный номер адвокатского образования);

2) дата внесения записи;

3) организационно-правовая форма адвокатского образования;

4) наименование адвокатского образования;

5) способ создания адвокатского образования (учреждение или реорганизация);

6) сведения о членах (учредителе – для адвокатского кабинета, партнерах, участниках) (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер);

7) дата создания адвокатского образования;

8) сведения о регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, ОГРН;

9) основание внесения записи в Реестр адвокатских образований (реквизиты решения совета адвокатской палаты субъекта РФ);

10) сведения о месте нахождения адвокатского образования;

11) сведения о банковских счетах адвокатского образования;

12) сведения о дополнительных офисах адвокатского образования;

13) сведения о руководителе адвокатского образования – для коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

14) сведения о реорганизации адвокатского образования;

15) сведения о ликвидации адвокатского образования.

1.5.2. Сведения об обособленном подразделении, созданном на территории субъекта Российской Федерации, а также на территории иностранного государства адвокатским образованием, действующим на территории субъекта Российской Федерации, вносимые в Реестр:

1) порядковый номер записи (регистрационный номер обособленного подразделения адвокатского образования);

2) дата внесения записи;

3) наименование и регистрационный номер адвокатского образования;

4) наименование обособленного подразделения;

5) дата создания обособленного подразделения, сведения о государственной регистрации изменений в учредительные документы адвокатского образования в связи с образованием обособленного подразделения;

6) сведения о постановке адвокатского образования на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;

7) основание внесения записи в Реестр (реквизиты решения совета адвокатской палаты субъекта РФ);

8) сведения о месте нахождения обособленного подразделения;

9) сведения о руководителе обособленного подразделения;

10) сведения о ликвидации обособленного подразделения.

1.6. Регистрационный номер адвокатского образования в Реестре включает аббревиатуру «ао» –- адвокатское образование, а также две группы цифр, разделенные косой чертой, из которых первые две цифры – номер субъекта РФ; вторая составляющая (третья и далее цифры) – порядковый номер записи при внесении сведений об адвокатском образовании в Реестр. Формирование второй составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. Регистрационный номер имеет следующий вид: ао01/11, ао35/2, ао77/253.

Регистрационный номер обособленного подразделения адвокатского образования в Реестре включает обозначение «ф» – филиал, либо «п» – представительство, а также две группы цифр, разделенные косой чертой, из которых первые две цифры – номер субъекта РФ; вторая составляющая (третья и далее цифры) – порядковый номер записи при внесении сведений об обособленном подразделении в реестр. Формирование второй составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. Регистрационный номер имеет следующий вид: ф01/253, п35/2, ф77/1486.

Регистрационный номер указывается на реестровом деле адвокатского образования, обособленного подразделения.

Регистрационный номер дополнительного офиса в Реестре включает обозначение «до» – дополнительный офис, а также три группы цифр, разделенные косой чертой и тире, из которых первые две цифры – номер субъекта РФ; вторая группа цифр – регистрационный номер адвокатского образования, третья составляющая – порядковый номер записи при внесении сведений о дополнительном офисе в Реестр. Формирование третьей составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. Регистрационный номер имеет следующий вид: до01/ао52/3 -123.

1.7. Сведения об адвокатском образовании, обособленном подразделении вносятся в Реестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта РФ.

Внесение в Реестр сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении подтверждается Свидетельством, выдаваемым адвокатской палатой субъекта РФ (приложение № 2).

Выписка из Реестра адвокатских образований выдается адвокатскому образованию, обособленному подразделению на основании составленного в произвольной форме запроса, а также на основании запросов уполномоченного органа, суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания.

Выписка из реестра адвокатских образований о месте нахождения дополнительного офиса выдается адвокатскому образованию на основании составленного в произвольной форме запроса, а также на основании запросов уполномоченного органа, суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания.

2. Порядок внесения сведений в Реестр адвокатских образований.

2.1. Основанием внесения записи в Реестр является решение совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

По решению совета адвокатской палаты субъекта РФ внесение сведений в Реестр может оформляться решением (распоряжением) президента адвокатской палаты субъекта РФ.

2.2. На основании заявления о внесении сведений в реестр совет адвокатской палаты принимает одно из следующих решений:

1) о внесении в Реестр сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении;

2) о внесении в Реестр сведений о прекращении деятельности адвокатского образования, обособленного подразделения;

3) о внесении в Реестр сведений о переименовании адвокатского образования;

4) об изменении либо дополнении включенных в Реестр сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении;

5) об отказе во внесении сведений в Реестр адвокатских образований.

2.3. Решения, указанные в п. 2.2 Положения, принимаются в течение 30 дней с момента поступления документов, предусмотренных п. 3.1 и/или п. 3.2 настоящего Положения.

Решение совета палаты, президента палаты по вопросу внесения сведений в Реестр может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством.

2.4. Адвокатское образование, имеющее статус юридического лица, считается учрежденным (ликвидированным) с момента государственной регистрации юридического лица (ликвидации юридического лица).

Обособленное подразделение адвокатского образования считается образованным (ликвидированным) с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с образованием обособленного подразделения.

Адвокатское образование (его обособленное подразделение) приобретает статус участника отношений, регулируемых Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», с момента внесения сведений о нем в Реестр адвокатских образований.

Адвокатский кабинет считается учрежденным (ликвидированным) с момента принятия адвокатом решения об учреждении (ликвидации) и приобретает статус участника отношений, регулируемых Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», с момента внесения сведений о нем в Реестр адвокатских образований.

3. Основания внесения сведений в Реестр адвокатских образований.

3.1. В целях ведения Реестра адвокатское образование, обособленное подразделение представляет в совет адвокатской палаты следующие документы:

1) уведомление о создании или переименовании адвокатского образования, либо об изменении места нахождения адвокатского образования, созданного в другом субъекте Российской Федерации;

2) копии учредительных документов адвокатского образования, для адвокатского кабинета – решение адвоката об учреждении;

3) копию листа записи, иного документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ – за исключением адвокатского кабинета;

4) копию свидетельства о постановке на налоговый учет;

5) копии документов, подтверждающих место нахождения адвокатского образования;

6) анкету адвокатского образования, обособленного подразделения.

3.2. Анкета адвокатского образования, обособленного подразделения (Приложение № 3) должна содержать следующую информацию:

1) наименование адвокатского образования, обособленного подразделения;

2) фамилию, имя, отчество руководителя;

3) место нахождения адвокатского образования, обособленного подразделения;

4) номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, сайта адвокатского образования, обособленного подразделения;

5) сведения о банковских счетах адвокатского образования, обособленного подразделения;

6) адрес для направления почтовой корреспонденции.

Анкета должна содержать информацию о согласии на размещение сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении на сайте адвокатской палаты, в информационных системах. Сведения, перечисленные в пунктах 1.5 настоящего Положения (за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 5, 6, 9, 11 пункта 1.5.1 Положения, подпунктами 5, 6, 7 пункта 1.5.2 Положения), размещаются на сайте адвокатской палаты в составе Реестра вне зависимости от согласия адвокатского образования.

В анкету включается информация об организованных адвокатским образованием постоянно или временно действующих дополнительных офисах, их адресах.

Анкета адвокатского образования, обособленного подразделения подписывается руководителем.

В случае изменения сведений, содержащихся в анкете, руководитель адвокатского образования, обособленного подразделения в пятидневный срок направляет в адвокатскую палату соответствующую информацию в письменной форме.

3.3. В случае ликвидации адвокатского образования, обособленного подразделения, а также в случае реорганизации, влекущей прекращение деятельности адвокатского образования, сведения о нем исключаются из Реестра.

Адвокат, являвшийся руководителем ликвидированного адвокатского образования, обособленного подразделения представляет в совет адвокатской палаты:

1) лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации некоммерческой организации, государственной регистрации изменений в учредительные документы в связи ликвидацией обособленного подразделения;

2) акт уничтожения неиспользованных ордеров и бланков адвокатского образования, а также печатей и штампов;

3) справку о сдаче архива адвокатского образования в государственный архив, либо о месте нахождения архива адвокатского образования.

Документы, указанные в подпунктах 1–3 настоящего пункта, представляются в совет адвокатской палаты в десятидневный срок с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации адвокатского образования, филиала.

В случае отсутствия сведений и документов, необходимых для внесения в Реестр о ликвидации адвокатского образования, совет адвокатской палаты получает (истребует) их у руководителя (учредителя) адвокатского образования и уполномоченных органов.

3.4. Сведения о прекращении деятельности адвокатского кабинета вносятся в Реестр в случае прекращения статуса адвоката, принятия адвокатом решения об избрании иной формы адвокатского образования для осуществления адвокатской деятельности, а также в случае изменения членства в адвокатской палате данного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ.

В случае приостановления статуса адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по его заявлению в Реестр вносятся сведения о приостановлении деятельности адвокатского кабинета на период приостановления статуса адвоката. В случае отсутствия такого заявления в Реестр вносятся сведения о прекращении деятельности адвокатского кабинета.

4. Реестровое дело адвокатского образования, обособленного подразделения.

4.1. Реестровое дело адвокатского образования, обособленного подразделения формируется и хранится в адвокатской палате субъекта РФ.

4.2. В реестровое дело включаются следующие документы:

1) уведомление об учреждении адвокатского образования;

2) копии учредительных документов адвокатского образования;

3) анкета адвокатского образования, обособленного подразделения;

4) решение совета адвокатской палаты, президента палаты о внесении сведений в Реестр;

5) свидетельство о регистрации адвокатского образования;

6) образцы оттисков печатей и штампов адвокатского образования;

7) сведения о банковских реквизитах адвокатского образования, обособленного подразделения;

8) список адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в адвокатском образовании, обособленном подразделении;

9) список стажеров и помощников адвоката адвокатского образования, обособленного подразделения;

10) иные документы, предоставленные адвокатским образованием, обособленным подразделением, в том числе сведения о дополнительных офисах адвокатского образования;

11) копии решений, принятых органами адвокатской палаты, в отношении адвокатского образования, обособленного подразделения.

5. Настоящее Положение вступает в силу с момента его принятия Советом Федеральной палаты адвокатов.

Правила подпунктов 11, 13 пункта 1.5.1, подпункта 9 пункта 1.5.2, а также правила пункта 4 настоящего Положения о порядке ведения реестрового дела адвокатского образования, обособленного подразделения вступают в силу с 1 января 2022 г.

1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

Учредительные договоры коллегий адвокатов, созданных до 01.03.2020, признаются неотъемлемой частью их уставов (ФЗ от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2.1. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

3. Адвокаты до учреждения адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро (партнерами).

Партнерский договор не представляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В партнерском договоре указываются:

1) срок действия партнерского договора;

2) порядок принятия партнерами решений;

3) компетенция и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа адвокатского бюро. При этом партнерским договором может быть определено равное либо различное количество голосов, принадлежащих каждому из партнеров при принятии решений общим собранием партнеров;

4) порядок формирования, состав, компетенция и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро;

5) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;

6) порядок приема в состав партнеров, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров;

7) порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, размер которого может быть установлен в твердой сумме либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными партнерским договором;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера в отношении заключения соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока действия партнерского договора;

2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

4) отказ одного из партнеров от дальнейшего участия в партнерском договоре, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

5) смерть одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

6) объявление одного из партнеров недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7) признание одного из партнеров несостоятельным (банкротом), если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.

8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.

12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

ФНС России от 13.12.2017 N ГД-3-14/8237

Федеральная налоговая служба в связи с запросами адвокатов о постановке на учет в налоговых органах в качестве адвоката в случае изменения членства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации при сохранении места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях изменения места жительства физического лица снятие его с учета в налоговом органе, в котором он состоял на учете, и постановка на учет в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании сведений, сообщаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

При этом постановка на учет адвоката согласно абзацу второму пункта 6 статьи 83 Кодекса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Кодекса.

При представлении в налоговые органы согласно пункту 2 статьи 85 Кодекса сведений об изменении адвокатом членства в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации без изменения места своего жительства, налоговым органом уточняется информация о его месте жительства в органах МВД России в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса.

В случае подтверждения органами МВД России отсутствия изменений в сведениях о месте жительства адвоката в соответствии с положениями Кодекса постановка на учет в налоговом органе в качестве адвоката сохраняется в налоговом органе по месту жительства данного адвоката.

Таким образом, выполнение требования Порядка в части представления документа, подтверждающего постановку на учет в качестве адвоката в налоговом органе субъекта Российской Федерации, членом адвокатской палаты которого он является, не представляется возможным.

Обращается внимание, что постановка на учет адвоката в налоговом органе по месту его пребывания при наличии у него места жительства положениями Кодекса не предусмотрена.

Учитывая изложенное, ФНС России просит учесть данное обстоятельство при решении адвокатских палат субъектов Российской Федерации о приеме адвокатов в члены адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в связи с изменением ими места жительства.

Создание адвокатских образований наша работа. Еженедельно мы создаем коллегию адвокатов или бюро, чем очень гордимся. Ведь для нас адвокаты не только клиенты, но и коллеги. Постараемся поделиться опытом как практики, в области регистрации и сопровождения действующих адвокатских образований. В данный момент нами создано около 100 адвокатских образований, 40 из которых, остались с нами на сопровождении бухгалтерского учета.

Вся деятельность адвокатов регламентируется законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Этот нормативный акт содержит систематизированные сведения о том, кто такой адвокат, границы его правоспособности, как сдать экзамен на статус адвоката и прочие основополагающие принципы существования адвокатуры. В том числе указанным законом установлены виды адвокатских образований. Учитывая положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коллегия адвокатов и адвокатское бюро – самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Целью создания адвокатских образований является координация профессиональной деятельности адвокатов с целью оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

Регистрации в органах юстиции подлежат все виды адвокатских образований, являющиеся некоммерческими организациями, а именно:

  • Коллегии адвокатов;
  • Адвокатские бюро;
  • Юридические консультации;
  • Адвокатская палата.

Адвокатский кабинет – форма адвокатского образования, учреждаемого адвокатом, принявшим решение осуществлять свою адвокатскую деятельность индивидуально. Обращаем ваше внимание, что адвокатский кабинет в Минюсте не регистрируется! Адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление об учреждении кабинета, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой, иной связи между советом и адвокатом. Необходимо отметить, что кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, который учредил кабинет, открывает счета в банках согласно действующему законодательству РФ, имеет печать, штамп и бланки с адресом и наименованием кабинета, содержащим указание на субъект России, на территории которого учрежден кабинет.

Коллегия адвокатов представляет собой некоммерческую организацию , в состав которой могут входить не менее двух учредителей (участников). Причем к учредителям (участникам) такого юридического лица предъявляются особые требования: они должны быть адвокатами, т.е. юристами, в установленном законом порядке получившими статус адвоката. Максимальное количество участников коллегии адвокатов законом не устанавливается.


Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокатское бюро, так же, как и коллегия адвокатов является коллективной организационно-правовой формой осуществления адвокатской деятельности. Однако в отличие от коллегии адвокатов, адвокатское бюро предполагает более тесные взаимоотношения между адвокатами-партнерами и, соответственно, более ограниченный круг партнеров.

Юридическая консультация – это форма адвокатского образования, которое учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти субъекта России тогда, когда на территории одного судебного района общее количество адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью. Юридическая консультация – это некоммерческая организация, создаваемая в форме учреждения. Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридическую консультацию, смету расходов на ее содержание. Остальные вопросы деятельности юридической консультации разрешаются в соответствии с действующим законодательством России и субъектов России.

Адвокатская палата представляет собой негосударственную некоммерческую организацию, основанную на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

2. Список документов для регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

Для того что бы зарегистрировать нко в форме коллегии адвокатов от Вас нам потребуются следующие данные:

1) Копии паспортов минимум двух учредителей - Адвокатов со стажем более 3 (трех) лет;

2) Копии удостоверений адвокатов;

3) Полное и сокращенное наименование Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро (сокращенное наименование может отсутствовать) – в наименовании необходимо указать территориальную сферу деятельности, например: Коллегия адвокатов города Санкт-Петербург, Московская городская коллегия адвокатов, Адвокатское бюро города Самара.

4) Сведения на адрес (место нахождения) Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро;

5) Определиться, кто будет руководителем Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро и с наименованием должности, например Директор, Президент, Председатель и т.д., его контактный номер и Email;

6) Определиться, кто выступит заявителем (заверит документы у нотариуса) – один из учредителей и его контактный телефон и Email.

3. Стоимость регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

Стоимость наших услуг по регистрации Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро составляет 19500 рублей. Для того, что бы приступить к регистрации Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро необходимо заключить с нами договор на оказание юридических услуг и внести предоплату 50%. Далее Вы предоставляете нам все данные, и за день Мы готовы подготовить для Вас все документы. Дополнительно Вы несете расходы на государственную пошлину в размере 4000 рублей, и расходы на услуги нотариуса составят примерно 3500 рублей.

4. Документы для регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

После предоставления нам данных мы готовим для Вас следующие документы:

  1. Устав в трех экземплярах;
  2. Протокол в двух экземпляра;
  3. Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  4. Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  5. Учредительный договор в трех экземплярах;
  6. Гарантийное письмо – 1 экземпляр (в зависимости от адреса);
  7. Копия свидетельства о праве на собственности – 1 экземпляр;
  8. Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины;
  9. Копия нотариальной доверенности.

После подготовки документов, мы отправляем Вам их на почту на согласование. Если есть какие-либо корректировки или замечания, то вносим правки (только те которые не противоречат законодательству).

Следующим шагом является заверение документов у нотариуса одним из учредителей, который подписывает также остальные документы. Подписи остальных учредителей требуются только в протоколе, который заявитель приносит с собой в трех экземплярах. Документы подписываются только синей ручкой, двусторонняя печать документов не допускается.

После заверения документов у нотариуса мы по доверенности подаем документы в Минюст на государственную регистрацию.

5. Сроки регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

Срок регистрации документов составляет 1,5 месяца. После подачи документов мы звоним и узнаем к кому на рассмотрение попали наши документы. Законом предусмотрено, что специалист Минюста рассмотрит наши документы на 14 рабочий день. Если документы проходят правовую экспертизу, то они отправляются дальше на регистрацию в УФНС, где сведения об Адвокатском бюро или Коллегии адвокатов будут внесены в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). Далее документы возвращаются обратно в Минюст, где мы их и получаем.

Пишите или Звоните!

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России

Если я действую как адвокат, учредивший адвокатской кабинет, и имею долги перед ПФ и ФНС, могу ли я стать учредителем коллегии адвокатов? И как происходит дальнейшее включение адвокатов в состав коллегии?

Ответ Юриста НКО:
Добрый день! Для начала нужно закрыть все долги Адвокатского бюро, сдать все отчетности. Только после этого можно учреждать Коллегию.
Учредители Коллегии после государственной регистрации становятся ее членами. Дальнейшее включение адвокатов в состав Коллегии происходит на основании личного заявления адвоката.

Добрый день! Может ли в адвокатском бюро остаться 1 учредитель, если второй учредитель уйдет из бюро? и Может ли 1 адвокат быть учредителем двух действующих адвокатских образований (АБ)? Спасибо

Ответ от Юриста НКО
Здравствуйте!
Один учредитель в Адвокатском бюро остаться может (учредителя вывести можно), а вот адвокатов-партнеров должно быть минимум два.
Понятия "учредитель" и "адвокат-партнер" не совпадают в данном случае.
Один адвокат не может участвовать в двух действующих адвокатских образованиях.

Добрый день! Нужно ли записываться в Минюст на подачу документов на регистрацию коллегии адвокатов? Как нко

Ответ: Добрый день! Записываться на подачу документов в Минюст не требуется. Можем помочь зарегистрировать Коллегию Адвокатов. Оставьте, пожалуйста, Ваши контакты.

Здравствуйте,
подскажите пожалуйста, входит ли учредительный договор коллегии адвокатов, с проставленной отметкой Минюста о регистрации, в комплект выдаваемый на руки документов? Или на руки выдается только Устав?

Ответ: Добрый день, Владимир! Учредительный договор в Коллегии адвокатов входит в состав учредительных документов и на нем ставится печать Минюста.

Добрый день.
А Бюро разве не нужен Партнерский договор? У Бюро Учредительный договор тоже заключается? Или только Партнерский договор нужен?
Подписи партнеров ставятся на Уставе?
Полномочия партнера-учредителя на подписание, заверение у нотариуса закрепляются в протоколе или через доверенность руководителя?

Ответ: Добрый день, Ирина. В соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в Министерство юстиции партнерский договор не предоставляется, до недавних пор в Минюст и договор не требовалось прикладывать, но в последнее время Минюст изменил позицию и стал запрашивать учредительный договор даже для Бюро.

Коллегия адвокатов создается 1,5-2 месяца. Это фактический срок от подачи, до получения уставных документов в Минюсте.

В Министерство юстиции подаются также удостоверения адвокатов. Но есть преценденты, когда создавались коллегии со стажем адвоката менее 5 лет. Все зависит от специалистов Минюста, они должны проверять стаж более 5 лет, но делают это не всегда.

Для государственной регистрации Адвокатского образования необходимо предоставить Заявление о государственной регистрации по форме Р11001. Заявление предоставляется в Министерство юстиции в двух экземплярах, одно из которых необходимо нотариально удостоверить. Заявителем выступает один из учредителей Адвокатского образования.

Для начала необходимо указать наименование юридического лица полное и сокращенное, если такое имеется. Наименование и сокращенное наименование организации напишите на русском языке. Далее необходимо указать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (адрес). В юридическом адресе обязательно указывается индекс и код субъекта РФ.

Этот лист — для учредителей-граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Фамилию имя и отчество (при наличии) заполните на русском языке (для иностранцев можно взять данные из нотариального перевода паспорта);

Если есть ИНН — указывается. Дата, место рождения и паспортные данные заполняются по паспорту или его нотариальному переводу.


На второй странице листа В укажите адрес учредителя:

  • для россиян: адрес по прописке или адрес временной регистрации,
  • для иностранцев и лиц, постоянно проживающих за пределами РФ: адрес места жительства за пределами РФ.

Далее заполняется лист Е. Это сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Адвокатского образования. Необходимо указать паспортные данные руководителя, указывается контактный телефон, а также должность в соответствие с уставом (Президент, директор, председатель и т.д.).

Далее необходимо заполнить лист И, который содержит в себе сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Далее заполняется лист Н. В нем указываются сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество заявителя полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) - физического лица (при его наличии). Сведения об ИНН заполняется физическим лицом, постановка на учет которого была осуществлена.

Адрес места жительства заявителя в Российской Федерации заполняется на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства.

В случае если заявитель не имеет места жительства в Российской Федерации указывается адрес его регистрации по месту пребывания.

В случае, если заявитель - иностранный гражданин либо лицо без гражданства - постоянно проживает за пределами Российской Федерации, то указывается адрес места жительства заявителя в стране, резидентом которой он является, на основании записи в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: