Функция участия в обеспечении мирового порядка и безопасности функция государства

Обновлено: 27.04.2024

Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом.

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно‑технические, торговые, кредитные, транспортные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.

Названные принципы предполагают систему государственно‑правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить дискриминационного характера. Ее осуществление допустимо только на основе закона, а собственнику надлежит компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т. е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.

Функция поддержания мирового порядка носит всеохватывающий характер и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз, а также справедливого и демократического по своему характеру миропорядка. Это предполагает выдвижение на первый план прав и интересов человека, обеспечение благополучия всех народов, приоритет интересов международного сообщества, без чего не могут быть гарантированы национальные интересы отдельных государств. Данная функция охватывает, во‑первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его производства и применения; ограничение или полная демилитаризация международных пространств и т. д.; во‑вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией, международным терроризмом; в‑третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных и религиозных меньшинств, что требует международного вмешательства; в‑четвертых, соблюдение принципа территориальной целостности государств и признание нерушимости существующих границ; повышение международной ответственности за нарушение мирового порядка.

Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не могут быть решены на национальном или региональном уровне и требуют международного реагирования.

К числу глобальных относятся, например, голод и нищета в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, проблема ресурсов, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях: 1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду; 2) рациональное использование природных ресурсов. Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.

Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.

Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно‑правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.

Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:

обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных прогнозов относительно неблагоприятных изменений глобального климата и природных ресурсов;

распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;

применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот, кредитов, системы штрафов и др.);

согласования национальной политики государств в экологической сфере;

механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.

Особую значимость представляет проблема укрепления стабильности в СНГ – зоне жизненно важных, стратегических интересов России.

Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.

Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние ивнешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Основные задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества.

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных).

Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

30. Функции и задачи государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.


Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функцийгосударства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса.Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям. выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведениезахватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

* управление хозяйством и обществом;
* оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются:

* по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
* по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства) ,
* по значению: на основные и неосновные,
* по видимости: на явные и латентные,
* по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

* Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
* Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
* Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
* Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
* Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети) , поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
* Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
* Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
* Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

* Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
* Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
* Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Государство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.

Признаки государства:
1) Наличие организационных документов (Конституция, военная доктрина, законодательство)
2) Управление и планирование:
3) Собственность (ресурсы)
4) Территория
5) Население
6) Наличие подчиненных организаций
7) Наличие государственного языка (языков)
8) Суверенитет
9) Гражданство
10) Государственные символы.

Функции:
1) Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
2) Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
3) Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
4) Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
5) Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети) , поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6) Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7) Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
8) Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
9) Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
10) Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
11) Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
12) Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств или их объединений. С учетом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникнет угроза безопасности России.

Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интернационализация мировой экономики, формирование мирового рынка, переплетение экономических интересов, появление транснациональных компаний, другие экономические факторы обусловили появление этой функции. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и партнерству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности. Некоторые объединения государств приобретают черты надгосударственной организации, элементы федерализма.

Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключений локальных и мировых войн, разрешении международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами. Они заботятся об укреплении миротворческих позиций ООН, ее важнейшего в этом отношении органа –Совета Безопасности. Для обеспечения международной безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для разрешения конфликтов и др. Сегодня особую остроту приобрела проблема исключения самой возможности использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранения опасности бесконтрольного использования ядерных, химических технологий.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержания мирового правопорядка. Названная функция является, пожалуй, самой динамичной и многообразной по направленности: количество глобальных (мировых) проблем не сокращается, а увеличивается, актуализируются задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия в их решении всех

В наше время наибольшая угроза мировому порядку исходит от международного терроризма. Чудовищные по своим разрушительным последствиям преступления террористов сотрясают весь мир и требуют адекватных совместных, скоординированных действий государств мирового сообщества. Обеспечение мирового правопорядка предполагает наступательную борьбу с международной, особенно организованной преступностью –контрабандой, наркобизнесом и др.

Обеспечение мирового порядка предполагает участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. Следовательно, развивающееся сотрудничество государств мира в решении глобальных проблем современности обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

Заключение

Исходя из рассмотренной в реферате информации, можно сделать вывод, что функции государства неразрывно связаны с потребностями обществами, которые формируются в определённые общественные задачи, в последствии реализуемые с помощью разнообразных государственных функций.

В реферате было подробно рассмотрено как понятие, так и значение государственных функций. Не менее подробно были проанализированы различные классификации –в частности, по происхождению в аспекте классовости, по направленности, с исторической точки зрения (постоянные и непостоянные), по степени важности (основные и неосновные).

Функции государства представляются неразрывно связанными с типом и видом государственного строя и структуры общества – в рамках истории, это, безусловно, классовая структура, сегодня же подразумеваются более гибкие формации. Эти формации сегодня связаны в первую очередь не с самим обществом, а в большей степени зависят от конкретно реализуемой государственной функции в том или ином случае. В случае выполнения социальной функции государства, общество невольно делится по степени нуждаемости в социальной поддержке, и тут особую категорию могут составлять пенсионеры и, к примеру, матери-одиночки (а следовательно, и сами дети – как ещё неспособные к самообслуживанию члены общества).

Наиболее подробно были рассмотрены государственные функции в рамках классификации по направленности. Иначе говоря, в ходе написания реферата были подробно проанализированы внешние и внутренние функции государства. Они были снабжены примерами из реальной общественной жизни, зачастую подкреплены юридическими и литературными цитатами.

Особое внимание было уделено объективному характеру государственных функций, реализуемых посредством сознательной деятельности людей и общества. Все функции государства представляются взаимосвязанными, действующими системно. Динамика и развитие государственных функций зависят в первую очередь от возникающих на пути развития общества задач, от задач, стоящих перед обществом в данный момент, и от целей, которые это общество преследует.

В современном мире существуют определённые тенденции развития государственных функций:

1. Расширение функций и увеличение государственного влияния на общественную жизнь. Несмотря на это, некоторые функции уже сегодня переросли государственный уровень и стали надгосударственными (экологические, функции охраны и защиты прав человека - эти функции сегодня реализуются сразу многими странами коалиционно, коллективно, путём объединения их в различные организации, зачастую напрямую отражающие сферу их интересов - Европейский суд по правам человека, Всемирный фонд природы и т.д.).

2. радикальное изменение содержательного аспекта многих функций, обусловленное целью формирования новой, более демократической государственности. С исторической точки зрения это кажется продолжением процесса деклассификации общества, возникновения внеклассовых, надклассовых и даже надгосударственных функций;

3. утверждение приоритета гуманистического, общесоциального начала в функционировании государства.

Также в реферате был упомянут аспект, касающийся разницы между функциями государства и его отдельных ведомств. Как уже было сказано, они не обязательно тождественны друг другу, но так или иначе связаны между собой и в некоторых случаях какое-либо ведомство или государственный орган может в значительной степени отвечать потребностям, связанным с какой-либо конкретной государственной функцией – в степени, значительно превосходящей реализацию этой функции другими ведомствами (органами, министерствами и т.д.).

В заключение хотелось бы добавить, что функции всех государственных структур подчинены общим государственным функциям – в первую очередь это выражается в неспособности им противоречить. По этой причине деятельность всех государственных структур должна протекать исключительно в русле основных функций государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: