Фсб как орган обеспечения безопасности государства курсовая

Обновлено: 02.05.2024

Федеральная служба безопасности РФ занимается контрразведкой, борьбой с терроризмом , коррупцией , организованной преступностью, разведывательной и пограничной деятельностью. Статистика ФСБ охватывает преступления экономической, коррупционной и террористической направленности, а также учитывает туристические потоки.

2.История создания

Федеральная служба безопасности (ФСБ) была создана в 1995 году. Именно тогда был подписан ФЗ от 03.04.1995 №40-ФЗ. Однако история создания ФСБ началась с Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Позже появилось Государственное политическое управление (ГПУ), Особое государственное политическое управление (ОГПУ), Наро́дный комиссариа́т вну́тренних дел ( НКВД ), Министерство государственной безопасности СССР (НКГБ СССР), Министерство государственной безопасности (МГБ), Министерство внутренних дел ( МВД), Комитет государственной безопасности ( КГБ ) и других служб государственной безопасности. Одна служба приходила на смену другой.

Функции ФСБ сходны с теми, что были у предшественников. Все они сводились к обеспечению безопасности страны. Штаб-квартира осталась в здании бывшего КГБ (Москва).

Полномочия ФСБ:

-предварительное следствие, дознание;

-оперативно-розыскная и разведывательная деятельность;

Сотрудники спецслужбы борются с терроризмом и особенно опасными преступлениями, занимаются разведкой, обеспечивают информационную безопасность.

Также на службу возложено оказание госуслуг – рассмотрение обращений граждан и организаций (включая выдачу архивных документов ФСБ), лицензирование и сертифицирование деятельности хозяйствующих субъектов, регулирование ввоза-вывоза специализированных техсредств.

Ведомство поддерживает связь с 204 спецслужбами в разных государствах. Официальные представители российской спецслужбы находятся в 49 странах мира.

Структура ФСБ:

-органы безопасности в войсках;

-научно-исследовательские, авиационные, военно-медицинские, экспертные, образовательные учреждения.

День работника органов госбезопасности в России ежегодно отмечают 20 декабря (Указ Президента от 20.12.1995 №1280). Поздравления принимают не только сотрудники ФСБ. Чествуют также сотрудников служб внешней разведки, охраны и других ведомств, которые защищают национальную безопасность государства.

3.Подразделения ФСБ

Спецназ – выполняет сложные боевые задачи, обезвреживает и уничтожает террористические организации, проводит диверсии.

Центр специального назначения – борется с терроризмом не только на российской территории, но и в других странах. Бойцы освобождают заложников, обеспечивают силовую поддержку контрразведывательных операций ФСБ. В составе ЦСН подразделение «Альфа», «Вымпел», «Сигма», УСО и региональные отделы ФСБ. ОМОН относится к другому ведомству.

Технические подразделения . О них мало что известно, по причине секретности. Они используют вертолеты последних разработок для эвакуации гражданских лиц и доставки отрядов на место проведения операций. Есть в арсенале службы броневик отечественного производства, по весу и оснащенности не уступающий армиям других стран.

Экспертные подразделения . Их несколько. Они занимаются экспертизами и анализом данных. Статистика ФСБ показывает, что здесь работают исключительно профессионалы с высшей аттестацией по роду занятий

4. Кадры ФСБ

Ведомство относится к высшей категории спецслужб. Сотрудники комплектуются из числа военнослужащих и гражданского персонала и работают по призванию. Отбор кандидатов очень строгий. Во внимание берутся профессиональные и моральные качества. В народе не зря говорят – бывших сотрудников спецслужб не бывает. Ветераны ведомства остаются активной частью службы. Они незаменимы в вопросах информационно-пропагандистской и просветительской работы.

Руководят службой генералы ФСБ. Первым директором ведомства стал генерал-полковник ФСБ Н. Голушко. Сегодня его возглавляет: начальник ФСБ – А. Бортников; его первые заместители – В. Кулишов и С. Смирнов.

Деятельность ФСБ контролирует президент страны. А Бортников одновременно председательствует в НАК и возглавляет Совет руководителей органов безопасности и спецслужб стран СНГ.

Данные о численности занятых лиц в ведомстве строго засекречены. Точных сведений нет даже на сайте ФСБ. Ведомство считается одним из самых секретных в России. Общественности доступны лишь отдельные архивы ФСБ. Например, для граждан доступна статистика ФСБ по массовым репрессиям . Получить доступ к делу своего родственника можно путем подачи соответствующего заявления.

5. Сотрудники ведомства

Офицеров службы безопасности готовят в Академии ФСБ. Высшее учебное заведение представляет собой целую сеть институтов – криптографии, связи и информатики (ИКСИ), подготовки оперативного состава (ИПОС). Также есть факультеты, где готовят переводчиков и руководящие кадры. В вузах ФСБ предусмотрена заочная форма обучения и факультет для иностранцев.

Кадры для пограничных войск готовит МПИ ФПС РФ. Ранее он был военным училищем войск НКВД.

Претенденты на получение любой должности проходят психофизиологическое исследование на полиграфе. Специалисты выявляют скрытые негативные особенности характера потенциального сотрудника, мотивы поступления на службу, «темные» пятна в биографии. Прибор используют также для проверки действующего кадрового состава в плановом порядке. Иногда его применяют при увольнении сотрудников.

Штатные сотрудники . Они числятся в ведомстве официально. Каждый сотрудник получает удостоверение ФСБ. Их полномочия регулируются законом и должностной инструкцией.

Внештатные сотрудники. Официальное трудоустройство не предусмотрено. Сотрудничество осуществляет добровольно. Какие-либо документы, подтверждающие связь человека с ведомством – отсутствуют.

Сегодня служба в ФСБ привлекает тысячи молодых людей. Особой популярностью пользуется служба по контракту.

Порядок вербовки агентов в ФСБ закреплен ведомственным приказом №00140. Оперативный работник лично принимает решение о вербовке граждан. Завербованные лица подлежат учету в УРАФ ФСБ РФ. Оперативнику дается двое суток для подачи сведений. После постановки на учет человек и члены его семьи ограничены в правах на трудоустройство, выезд за границу, поступление в вузы .

6. Итоги работы ведомства

В декабре 2019 года Москве прошло совместное заседание Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба, на котором подвели итоги работы за 2019 год и определили направления на 2020 год. Заседание проходило под руководством директора ФСБ России Александра Бортникова.

По словам Бортникова, за этот год в ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий нейтрализованы 32 боевика, задержан 41 бандглаварь, 241 бандит и 606 пособников, была пресечена деятельность 78 законспирированных ячеек международных террористических организаций.

«Силами МВД, ФСБ и Росгвардии ликвидированы 83 нелегальные мастерские по производству и переделке оружия, нейтрализовано 8 преступных групп, занимавшихся поставками оружия и боеприпасов из зон вооружённых конфликтов. Росфинмониторингом заблокированы финансовые активы более 2 тыс. лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности», — отметил глава ФСБ.

Кроме того, было проведено более 12 тыс. адресных профилактических мероприятий с лицами, подверженными воздействию террористической пропаганды, около 14 тыс. мероприятий с лицами, отбывающими наказание за совершение преступлений, около 35 тыс. мероприятий с трудовыми мигрантами.

7. Методы расследования

ФСБ активно использует систему технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий:

СОРМ-1 – для мобильной связи.

СОРМ-2 – для мобильного трафика.

СОРМ-3 – сбор и долговременное хранение информации.

Обозначенной системой пользуется сотрудники ФСБ, МВД, ФСО, ФСКН, таможня, ГУФСИН, СВР. Служба безопасности следит за бесперебойной работой СОРМ-1 и СОРМ-2.

Разработка ФСБ означает проведение оперативных мероприятий, типа наружного наблюдения, сбора информации, компрометирующих материалов, в отношении конкретного объекта.

8. Форма нового образца

Как можно узнать различные подразделения российской армии? По форме. Описание формы сотрудников ФСБ и правила ее ношения закреплены приказом ФСБ РФ от 27.08.2010 № 413.

9. Фильмы про ФСБ

Лучшие фильмы про ФСБ:

Убийство на «Ждановской» (1992).

Львиная доля (2001).

Личный номер (2004).

Обратный отсчет (2006).

Дружба особого назначения (2012).

Агент ФСБ 7 (2017).

Также в сети есть несколько интересных сериалов о работе спецслужбы. Среди них – «Желтый глаз тигра», «Операция «Сатана», «Дело Гастронома №1», «Подозрение», «Спящие».

10. Книги про ФСБ

«Контрразведка. ФСБ против ведущих разведок» А. Елизаров.

«Шпион божьей милостью, или Евангелие от ФСБ» С. Синякин.

«Новое дворянство: Очерки истории ФСБ» И. Бороган.

«ФСБ РФ при Барсукове» Е. Стригин.

«АЛЬФА» – моя судьба» Г. Зайцев.

«КАСКАД» и «ОМЕГА» В. Ютов.

Также ведомство учредило собственное издательство «Граница». Оно выпускает самую разную литературу – газеты, журналы, справочники, монографии, учебно-методические пособия, геральдические сборники и брошюры.

11. Список информационных источников

Федеральная служба безопасности является основной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. По этим положениям мы можем судить о значимости Федеральной службы безопасности РФ.
Целью моего реферата является рассмотрение вопроса об органах федеральной службы безопасности.

Содержание

Введение
Глава 1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение
1.1. История создания органов ФСБ РФ..……………………………………………….….5
1.2. Система органов федеральной службы безопасности……………………………. 5
1.3. Правовая основа деятельности органов федеральной службы безопасности……. 7
1.4. Принципы деятельности органов федеральной службы безопасности…………. …8
1.5. Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности…………………8
Глава 2. Деятельность органов федеральной службы безопасности
2.1. Контрразведывательная деятельность………………………………………………. 10
2.2. Борьба с преступностью…………………………………………………………….….11
2.3. Разведывательная деятельность……………………………….……………………….12
2.4. Деятельность ФСБ в Вооруженных Силах РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ…………………………………………………………………………..…………12
Глава 3. Полномочия ФСБ
3.1. Обязанности органов федеральной службы безопасности…………………. ……..14
3.2. Права органов федеральной службы безопасности…………………………..………15
Заключение…………………………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

правореф.doc

Глава 1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение

1.1. История создания органов ФСБ РФ..……………………………………………….….5

1.2. Система органов федеральной службы безопасности…………………………… . 5

1.3. Правовая основа деятельности органов федеральной службы безопасности……. 7

1.4. Принципы деятельности органов федеральной службы безопасности…………. …8

1.5. Правовой статус сотрудников Федеральной службы безопасности…………………8

Глава 2. Деятельность органов федеральной службы безопасности

2.1. Контрразведывательная деятельность……………………………………………… . 10

2.3. Разведывательная деятельность… …………………………….……………………….12

2.4. Деятельность ФСБ в Вооруженных Силах РФ и в системе обеспечения национальной безопасности РФ………………………………………………………………………… ..…………12

Глава 3. Полномочия ФСБ

3.1. Обязанности органов федеральной службы безопасности…………………. ……..14

3.2. Права органов федеральной службы безопасности…………………………..………15

В настоящее время в Российском обществе большую роль, большее значение имеют вопросы безопасности государства и общества. На первый план ставятся такие элементы механизма государства как органы и учреждения безопасности. Поэтому я считаю, что исследование такой темы, как Федеральная служба безопасности, её положение в механизме государства и представляет особую ценность. Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед этим государственным образованием, во многом определяет его роль в осуществлении работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, которая определяет положения разбираемого мной вопроса.

Федеральная служба безопасности является основной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивает безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службой безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. По этим положениям мы можем судить о значимости Федеральной службы безопасности РФ.

Целью моего реферата является рассмотрение вопроса об органах федеральной службы безопасности.

В процессе достижения поставленной цели я ставлю следующие задачи:

- рассмотреть исторический аспект возникновения Федеральной службы безопасности;

- раскрыть структуру, принципы, правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности;

- определить основные направления деятельности Федеральной службы безопасности;

- раскрыть обязанности и права органов Федеральной службы безопасности, а также сотрудников органов Федеральной службы безопасности;

1. Органы федеральной службы безопасности и их назначение

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Должности Директора ФСБ Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии.

Директору ФСБ России поручается управление органами федеральной службы безопасности и организация их работы, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях анализирует главные вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России утверждаются простым большинством голосов ее членов и вводятся в действие приказами ФСБ России.

Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регионах

Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, например, созданы региональные управления - Управление ФСБ по Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.

В настоящее время Директором ФСБ является Бортников Александр Васильевич. Родился 15 ноября 1951 года в г. Перми. Образование высшее. В 1973 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, работал по специальности на предприятиях г. Гатчины Ленинградской области. В органах государственной безопасности с 1975 года. Проходил службу на должностях оперативного и руководящего состава в контрразведывательных подразделениях УКГБ СССР по Ленинградской области. С 2003 года – начальник УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. С февраля 2004 года – заместитель директора – руководитель Департамента экономической безопасности ФСБ России, с июля 2004 года – руководитель Службы экономической безопасности ФСБ России.

Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2008 года назначен Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Генерал армии. Имеет государственные награды: орден «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степени, орден «За военные заслуги», орден Почета, 6 медалей. Награжден также наградами ряда зарубежных стран.

Заместителями директора ФСБ России являются:

1. Проничев Михаил Егорович

2. Смирнов Сергей Михайлович

3. Буравлев Сергей Михайлович

4. Горбунов Юрий Сергеевич

5. Кулишов Владимир Григорьевич. 1

1.1. История создания органов ФСБ РФ

21 декабря 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности РФ и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России). 3 апреля 1995 года Ельцин подписал Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», вступивший в силу 12 апреля 1995 года. В соответствии с ним ФСК была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, при этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. 23 июня 1995 г. соответствующие изменения были внесены в структуру федеральных органов исполнительной власти. Этим же указом были утверждены положение о службе и структура её центрального аппарата, повторявшая структуру ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, секретариат преобразован в управление делами).

14 августа 1996 года официальное наименование службы было изменено с « Федеральная служба безопасности Российской Федерации» на «Федеральная служба безопасности России». 9 сентября 1996 года переименование было отменено.

В мае 1997 г. произведена крупная реорганизация центрального аппарата: из 22-х управлений осталось 5, остальные сгруппированы в 5 департаментов.

11 марта 2003 года Президент РФ Владимир Путин своим указом передал функции Федеральной пограничной службы РФ и ФАПСИ в ведение ФСБ России.

В июле 2004 г. произведена следующая крупная реорганизация центрального аппарата: вместо департаментов созданы службы Федеральной службы безопасности, количество заместителей директора уменьшено с двенадцати до четырёх (включая двух первых) 2 .

1.2. Система органов федеральной службы безопасности

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов Федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом, не допускается.

В органах Федеральной службы безопасности запрещаются создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее . Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ) .
ФСБ в системе исполнительных органов государственной власти, в аспекте одной из важнейших функций государства обеспечения собственной безопасности, отводится огромная, если не сказать ведущая роль. Вместе с тем, как в научной, так и учебной литературе мало работ освещающих ФСБ России как структуру в системе федеральных органов исполнительной власти. Последнее отчасти, возможно, обусловлено некоторой «закрытостью» данной структуры, связанной со спецификой деятельности органов ФСБ. Однако, как представляется, такие разработки необходимы, так как без такого анализа было бы сложно понять разграничение полномочий между органами власти имеющим отношение к сфере государственной безопасности.

Работа содержит 1 файл

Копия РЕФЕРАТ 1.doc

Реферат по дисциплине
«Государственная политика и нормативно-правовое
регулирование в области безопасности жизнедеятельности»

на тему: «Роль ФСБ РФ в государственной системе обеспечения безопасности: нормативно-правовые основы деятельности, предназначение, структура, основные задачи»

Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее . Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ) .
ФСБ в системе исполнительных органов государственной власти, в аспекте одной из важнейших функций государства обеспечения собственной безопасности, отводится огромная, если не сказать ведущая роль. Вместе с тем, как в научной, так и учебной литературе мало работ освещающих ФСБ России как структуру в системе федеральных органов исполнительной власти. Последнее отчасти, возможно, обусловлено некоторой «закрытостью» данной структуры, связанной со спецификой деятельности органов ФСБ. Однако, как представляется, такие разработки необходимы, так как без такого анализа было бы сложно понять разграничение полномочий между органами власти имеющим отношение к сфере государственной безопасности.

1. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ) возглавляет директор ФСБ на правах федерального министра. Директор ФСБ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Должности директора ФСБ соответствует воинское звание генерала армии.

Правовую основу деятельности органов ФСБ и руководства (управления) ими составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806

Деятельность органов ФСБ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в органах ФСБ предусматривается военная служба.

Основными направлениями деятельности органов ФСБ являются: контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318.

Управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов ФСБ и находятся в прямом подчинении ФСБ. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

Задачами органов безопасности в войсках являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;
  • предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • организация и осуществление в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
  • участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации.

При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Таким образом, органы ФСБ выполняют отдельные задачи и осуществляют полномочия в области обороны и обеспечения национальной безопасности.

Важно отметить, что с учетом централизованного характера осуществляемого Российским государством военного строительства в области обороны оно обязано обеспечить не только демократическое и организационно - правовое единство органов государственной власти Российской Федерации, но и единство политического и военного руководства. Свою деятельность в области обороны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства Российское государство осуществляет путем: во-первых, приближения внутриармейских органов к уровню политического руководства страны и их политизации через Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, призванный обеспечить рабочую связь между стратегическим и политическим руководством; во-вторых, централизации органов военного управления на правительственном уровне через Министерство обороны Российской Федерации; в-третьих, огосударствления военного управления посредством формирования особых органов, призванных объединять и координировать усилия всех государственных и военных органов, или создаваемых на военное время, или действующих постоянно в мирное время, таких, например, как Совет Обороны, созданный в 1906 г [3] ., Совет рабочей и крестьянской обороны и Революционный военный совет республики, существовавшие в годы Гражданской войны, Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главного командования - в Великую Отечественную войну, Совет Обороны - в последние годы существования СССР, институт Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - в настоящее время

Конституция России (ч. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. В настоящее время конституции ряда государств также объявляют главу государства одновременно верховным главнокомандующим. В США и Франции Верховным Главнокомандующим является президент, в ФРГ - канцлер, в Англии - король или королева, в Японии - император.

Важно отметить, что деятельность Президента России как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации прежде всего должна быть направлена на проведение предусмотренных в отечественном военном законодательстве мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращение вооруженных конфликтов. Централизованный характер деятельности Российского государства в сфере военного строительства в большей мере проявляется в период военного положения, когда возникает настоятельная необходимость в объединении усилий всех государственных органов, органов местного самоуправления и органов военного управления, использовании всего экономического потенциала страны, людских ресурсов в целях отражения вооруженной агрессии, обеспечения независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Для осуществления указанной деятельности Федеральный закон «Об обороне» (пп. пп. 4 и 5 п. 2 ст. 4) наделяет Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации полномочиями по применению Вооруженных Сил; введению на территории России или в отдельных ее местностях военного положения; объявлению общей или частичной мобилизации; введению в действие нормативных актов военного времени и прекращению их действия; формированию и упразднению органов государственного управления военного времени.

Поскольку в основе мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращению вооруженных конфликтов, направленных против нее, лежит применение Вооруженных Сил Российской Федерации, справедливо полагать, что Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации призван в военное время прежде всего обеспечить стратегическое руководство и управление ими. Осуществляемое Президентом России руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в период военного положения становится управлением боевыми действиями войск, имеет цель разгромить войска противника с наименьшими потерями для своих войск и характеризуется оперативностью, твердостью, решительностью, гибкостью в принятии решений

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России - это "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах". Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России

Действующие федеральные законы и ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно - правовых институтов национальной безопасности. К примеру, Федеральный закон от 21 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила и нормы по безопасному ведению работ, утвержденные и введенные в действие Госгортехнадзором России, создали административно - правовой институт промышленной безопасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения, утвержденные и введенные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали административно - правовой институт безопасности дорожного движения. Аналогичный подход позволяет говорить об административно - правовых институтах радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, других административно - правовых институтах национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно - правового регулирования отношений безопасности.

Во-первых, она продолжает процесс, начатый Законом "О безопасности" и Конституцией РФ, органически соединяет, детализирует и конкретизирует нормы Закона "О безопасности" (1992 г.) и нормы Конституции РФ (1993 г.), а также нормы федеральных законов, регулирующих административно - правовые отношения в отдельных сферах национальной безопасности.

Во-вторых, Концепция является достаточно гибким, реально действующим нормативным правовым актом. Она закрепляет основные задачи, функции и административные полномочия государственных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с текущей внутренней и внешней политикой Российского государства. Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, Концепция утверждена Президентом РФ, уполномоченным руководить системой обеспечения национальной безопасности России, и поэтому является нормативным правовым актом, призванным консолидировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан.

Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее . Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ) .
ФСБ в системе исполнительных органов государственной власти, в аспекте одной из важнейших функций государства обеспечения собственной безопасности, отводится огромная, если не сказать ведущая роль. Вместе с тем, как в научной, так и учебной литературе мало работ освещающих ФСБ России как структуру в системе федеральных органов исполнительной власти. Последнее отчасти, возможно, обусловлено некоторой «закрытостью» данной структуры, связанной со спецификой деятельности органов ФСБ. Однако, как представляется, такие разработки необходимы, так как без такого анализа было бы сложно понять разграничение полномочий между органами власти имеющим отношение к сфере государственной безопасности.

Работа содержит 1 файл

Копия РЕФЕРАТ 1.doc

Несомненным достоинством Концепции является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности Президента РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Отмечая особые юридические свойства и достоинства Концепции, необходимо в то же время отметить и факторы, ослабляющие действие Концепции.

2. Структура и полномочия ФСБ

Специфика работы органов ФСБ определена необходимостью использования ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. На основании этих актов Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, территориальные органы безопасности по регионам и субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в войсках, территориальные органы безопасности по иным административно- территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации

Директору ФСБ России поручается управление органами федеральной службы безопасности и организация их работы, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях анализирует главные вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России утверждаются простым большинством голосов ее членов и вводятся в действие приказами ФСБ России.

В структуру центрального аппарата ФСБ входят департаменты, управления и других подразделения.

Так, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Компонентом системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.

Указанные органы безопасности формируются ФСБ России и находятся в ее непосредственном подчинении, дающим возможность исключить какое-либо воздействие на их работу со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также реализовывать централизованную государственную политику в области обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.

Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; борьба с преступностью.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.

Согласно ст. 10 названного Федерального закона оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом "Об оперативно - розыскной деятельности", уголовным и уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации. При осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности органы ФСБ руководствуются ведомственными нормативными актами (ст. 9 - 11 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации"), а при организации борьбы с преступностью - Законом об ОРД.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопасности исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.

Органы федеральной службы безопасности имеют право применять возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Ключевым образом это относится к органам внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, и т.д.

Контроль за работой органов федеральной службы безопасности исполняют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации исполняют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 28.11.2009)
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.04.2006)
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) (ред. от 29.04.2008)
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (ред. от 26.12.2008)
6. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) (ред. от 25.12.2008)
7. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"(ред. от 30.12.2008)
8. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (ред. от 26.06.2008).
9. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 05.10.2009)
10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 25.12.2008, с изм. от 22.06.2009)
11. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (ред. от 17.11.2008)
12. Указ Президента РФ от 06.07.1998 N 806 ред. от 11.06.2001) "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры"
13. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 23.10.2008)
14. Постановление Правительства РФ от 05.08.2009 № 636 "О внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы"
15. Приказ ФСБ РФ от 22 января 2007 г. N 21 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности"


16. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. М.: ИНФРА-М, 2006 г.
17. Административное право: учебник. / под ред. Л.Л. Попова изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2005.
18. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.:Норма, 2007.
19. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций - СПб.:ГУАП., 2007.
20. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. М.: Система ГАРАНТ, 2008.
21. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.:Юстицинформ, 2007.
22. Крутик А.А. Шпаргалка по административному праву: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2005.
23. Редкоус В. М. К вопросу о понятии административной деятельности органов национальной безопасности государств-участников СНГ // Право и государство: теория и практика. 2008. № 6 (42). С. 103-109
24. Смоленский М.Б. Административное право РФ. - Ростов на/Д: Феникс, 2005.
25. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Учебник. - Ростов на/Д: Феникс, 2006.
26. Четвериков B.C. Административное право. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: