Формы возмещения ущерба причиненного международно противоправным деянием государства или ммпо

Обновлено: 26.04.2024

В советской и российской доктрине международного права было принято различать политическую (нематериальную) и материальную международно-правовую ответственность. В Статьях Комиссии международного права такое деление отсутствует.

Политическая (нематериальная) ответственность субъекта международного права возникает в результате нарушения им своего какого-либо международно-правового обязательства.

Этот вид ответственности возникает из самого факта нарушения нормы, охраняющей интересы другого государства. Она возникает даже в том случае, если правонарушение не повлекло имущественного ущерба или иных видимых негативных последствий. Считается, что всякое правонарушение наносит вред другому субъекту или субъектам хотя бы в форме морального вреда, подрывая тем самым международный авторитет пострадавшего субъекта и устойчивость самого международного правопорядка.

Поведение (действие или бездействие), выразившееся в несоблюдении нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект—делинквентом. Другое дело, что многие деликты остаются как бы незамеченными, и вопрос о международной ответственности в практическую плоскость не переводится (например, нарушение сроков предоставления информации в международный контрольный орган о мерах по сокращению вооружений). Однако это не означает, что ответственность как таковая не возникла. Просто она не реализуется из-за незначительности деликта.

Как уже отмечалось выше, особо опасные деликты, подрывающие существенные основы международного права (например, незаконное применение силы), именуются международными преступлениями. Однако Комиссия международного права в Статьях отказалась от этого понятия, заменив его понятием «серьезное нарушение государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права».

Материальная ответственность субъекта международного права возникает в двух случаях: когда правонарушение повлекло материальный ущерб и когда ущерб возник без нарушения нормы права, но его возмещение предусмотрено тем не менее специальным международным договором.

Материальная ответственность в первом случае возникает как следствие прямой причинной связи между нарушением нормы права и материальным ущербом. Таким образом, политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно как результат одного и того же правонарушения.

В отечественной доктрине формами реализации политической (нематериальной) ответственности считались сатисфакция, репрессалии и коллективные санкции.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам (например, главе иностранного государства нанесено грубое оскорбление). Она чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специального законодательного акта, иных нормативных актов для обеспечения выполнения и т.д. Сатисфакция не должна быть непропорциональной вреду и не может принимать форму, унизительную для ответственного государства.

Репрессалии — ответные действия со стороны затронутого государства в отношении делинквента (например, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы). Действия по индивидуальной и коллективной самообороне в отношении агрессора относили к репрессалиям. От репрессалий следует отличать реторсии — ответные акции в связи с недружественными действиями, которые не составляют деликта (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес страны, которую посол представляет). Реторсии не считаются одной из форм ответственности, поскольку предпринимаются при отсутствии факта правонарушения. Считается, что репрессалии и реторсии должны быть соразмерными тем действиям, которыми вызваны.

Коллективные санкции — коллективные принудительные меры, которые согласно Уставу ООН могут предприниматься на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. По существу они могут представлять собой форму наказания за совершение международного преступления.

Материальная ответственность также реализуется в различных формах.

Реституция означает восстановление положения, существовавшего до правонарушения.

Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств, возврате территории, лиц, отмене какого-либо правового акта или их сочетания и т.д. и применяется, если материально это возможно.

Компенсация — возмещение (репарация) в форме выплаты денег за причиненный ущерб, насколько он не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом выражении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена. Ее суть заключается в возмещении фактических убытков, которые были вызваны нарушением международно-правового обязательства.

Субституция — это передача пострадавшему субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

Международное право признает возмещение непосредственных убытков (прямых и косвенных), а также упущенной выгоды.

Когда война считалась одним из средств разрешения международных споров, возмещение побежденной стороной победителю военных издержек именовалось контрибуциями. В настоящее время контрибуции не выплачиваются.

Раскрывая содержание международно-правовой ответственности в части 2 Статей, Комиссия международного права разработала положения, относящиеся к формам ответственности.

Под формами международной ответственности государства за международно-противоправное деяние понимаются юридические последствия (ст. 28), к которым отнесены следующие: прекращение противоправного деяния, предоставление надлежащих заверений и гарантий неповторения противоправного деяния и полное возмещение вреда.

При этом государство хотя и претерпело юридические последствия своего противоправного деяния сохраняет обязанность исполнить нарушенное международно-правовое обязательство.

Государство-правонарушитель обязано прекратить международно-противоправное поведение, если оно продолжается, а также предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения деяния, если того требуют обстоятельства.

В международной практике требование прекратить нарушение международно-правового обязательства является наиболее употребительным. Так, Совет Безопасности ООН, установив существование угрозы любого нарушения международного мира или акта агрессии, в первую очередь требует прекращения противоправного деяния. Прекращение международно-противоправного деяния не всегда удовлетворяет государство, чьи права и интересы нарушены. Иногда такое государство требует предоставления заверений и гарантий неповторения противоправных деяний в будущем. В Статьях предусматривается, что такие заверения и гарантии предоставляются, если того требуют обстоятельства (ст. 30).

Статьи предусматривают полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием. Вред может включать любой ущерб, как материальный, так и моральный. К формам возмещения вреда в Статьях отнесены реституция, компенсация и сатисфакция, отдельно или в сочетании (ст. 34). Государство- правонарушитель не может ссылаться на свое внутреннее право, чтобы избежать возмещения вреда.

Следует обратить внимание на то, что в международной практике встречаются такие понятия, как ущерб, вред и убытки. Однако в международно-правовых документах, за редким исключением, эти понятия не раскрываются. По мнению Комиссии международного права, вред охватывает любой ущерб, как материальный, так и моральный. Материальный ущерб касается ущерба, нанесенного имуществу или другим интересам государства или его граждан, который легко определяется в денежном исчислении. Моральный ущерб охватывает здесь такие понятия, как боль и страдания людей, потерю близких или личное оскорбление, связанное с вторжением в жилище или вмешательством в личную жизнь.

Проект статей Комиссии международного права устанавливает следующие формы возмещения вреда: реституция, компенсация и сатисфакция. Первые две формы считаются основными, третья — сатисфакция — дополнительной. Каждая форма может при­меняться самостоятельно или в сочетании с другими. Эти формы явля­ются способами осуществления обязательства в отношении возмеще­ния вреда. Рассмотрим каждую из них.

Реституция понимается как восстановление положения, которое существовало до совершения международно-противоправного деяния.

Реституция приоритетна по отношению к другим формам возмеще­ния вреда, что было отмечено Постоянной палатой международного правосудия по делу фабрики в Хожуве еще в 1928 году. Реституция может быть в форме материального восстановления, возврата территории, имущества, лиц, отмены нормативного правового акта или администра­тивной меры.

Обращение к реституции имеет ограничения. Во-первых, в ситуа­циях, когда реституция материально невозможна (например, навсег­да утерян объект, подлежащий реституции). Во-вторых, когда выгода от получения реституции непропорциональна издержкам ответствен­ного государства.

Компенсация — возмещение причиненного вреда деньгами или в иных стоимостных выражениях (драгоценные металлы, камни, зерно и пр.). Компенсация охватывает любой исчисляемый в стоимостном выражении вред, включая упущенную выгоду.

Хотя реституция приоритетна, но в практике наиболее часто встре­чается компенсация как в качестве самостоятельной формы возмеще­ния вреда, так и в дополнение к реституции.

В соответствии с Проектом статей компенсации подлежит и упущен­ная выгода. Международная судебная и арбитражная практика придер­живается осторожного подхода к возмещению упущенной выгоды, так как нет общепринятой методики ее исчисления.

Побочные расходы подлежат компенсации в том случае, если они были понесены для устранения вреда от международно-противоправно­го деяния или уменьшения убытков.

Сатисфакция применима тогда, когда причиненный противоправным деянием вред не поддается стоимостной оценке (оскорбление государства). Формы сатисфакции – признание нарушения, выражение сожаления, офиц извинение.

Формы возмещения вреда. Вред должен быть возмещен в полном объеме, и возмещение вреда осуществляется в форме:

1) Реституции. Государство, несущее ответственность за международно-противоправный акт обязано осуществить реституцию, т.е. восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния.

Наука МП различают 2 формы реституции:

а) Реституция в натуре – восстановление прежнего материального положения (возвращение культурных ценностей, восстановление здания, которое было разрушено).

б) Ресторация т.е. восстановление нематериальных прав что может выражаться в отмене каких-либо незаконных актов, например, прекращение оккупации.

Не всегда возвращение мб возвращено, например, предмет мб утрачен

2) Компенсация. Государства несущие ответственность за международно-противоправное деяние обязано компенсировать причиненный этим деянием ущерб поскольку такой ущерб не возмещен реституцией. Компенсация должна покрыть любой оценимый в финансовом отношении ущерб включая упущенную выгоду в той мере в какой она будет установлена ( на сколько государство сможет обосновать упущенную выгоду).

Ст. 38 говорит о %. На ту сумму, на которую причинен ущерб, например, если обязательство исполнено несвоевременно начислять проценты.

3) Сатисфакция. Государство несущие ответственность за международно-противоправное деяние обязано дать сатисфакцию за ущерб причиненный этим деянием, на сколько он не может быть возмещен реституцией или компенсацией. Сатисфакция представляет собой форму возмещения морального вреда причиненного международно-противоправным деянием. Сатисфакция может состоять в признании нарушения, выражение сожаления в официальном извинении или в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть не пропорциональной ущербу и не может принимать форму унизительную для несущего ответственность государства (нельзя заставить главу государства ползать на коленях)

Причем данные формы применяются в отдельности, так и в сочетании

Санкции. Введение санкций должно быть крайней мерой, которая допустима в случаях, когда иные способы воздействия не дали результата и когда Совет Безопасности определит наличие угрозы международному миру и безопасности.

Санкции- принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

В подавляющем большинстве случаев санкции организаций направлены против государств-делинквентов. Однако это не исключает возможности их применения и в отношении международных организаций, например, в случае нарушения последними заключенных с ними соглашений или норм общего международного права.

Первой областью применения санкций международных организаций является область их внутреннего права. Прежде всего, это касается деяний государств-членов, противоречащих целям и принципам организации.

Вторая область применения санкций организациями - область общего международного права и, прежде всего, его императивные нормы.

Значительны возможности применения санкций и у региональных организаций. Порою они применяют санкции и в случае нарушения норм общего международного права, имеющих императивный характер. В основном, речь идет об экономических санкциях, применяемых к случаям грубого нарушения прав человека.

(Дополнительно: проблема их эффективности. В целом она оценивается невысоко. Причина -в неточности критерия оценки. Не учитывается, что санкции ограничивают действия правонарушителя, сдерживают его, а также выполняют превентивную функцию не только в отношении объекта санкций, но и иных государств.

Следующая проблема санкций - ущерб, причиняемый ими третьим государствам, страдающим от перерыва связей с государством, против которого санкции направлены.

Следующая проблема состоит в том, что средства осуществления санкций находятся в руках крупных государств и соответственно от их позиции зависит эффективность санкций. )

Эффективность санкций международных организаций в решающей мере зависит от политики крупных государств, обладающих необходимыми экономическими и военными ресурсами, необходимыми для того, чтобы санкции были действенными.

Санкции должны вводиться в строгом соответствии с Уставом ООН, с принципами и нормами международного права, преследовать четко определенные цели, быть предельно адресными, подлежать регулярному обзору и предусматривать условия отмены.

Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства в отношении другого государства, исключается, если и в той мере, в какой это деяние является контрмерой, принятой против последнего государства

Статья 23. Форс-мажор

Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства, исключается, если это деяние обусловлено форс-мажором, то есть появлением непреодолимой силы или непредвиденного события, не поддающихся контролю государства, которые сделали в данных обстоятельствах выполнение обязательства материально невозможным.

Статья 24. Бедствие

Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства, исключается, если у исполнителя данного деяния не было в ситуации бедствия иного разумного способа спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему других лиц.

Статья 25. Состояние необходимости

1. Государство не может ссылаться на состояние необходимости как на основание для исключения противоправности деяния, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства, за исключением тех случаев, когда это деяние:
а) является единственным для государства путем защиты существенного интереса от большой и неминуемой опасности; и
b) не наносит серьезного ущерба существенному интересу государства или государств, в отношении которых существует данное обязательство, или международного сообщества в целом.

Статья 26. Соблюдение императивных норм

Ничто в настоящей главе не исключает противоправности любого деяния государства, если это деяние не соответствует обязательству, вытекающему из императивной нормы общего международного права.

Формы возмещения ущерба причиненного международно-противоправные деяния государству или международных межправительственных организаций (ММПО).

(По проекту статей об ответственности государств 2001 г. – Аналогично у ММПО)

Статья 34. Формы возмещения
Полное возмещение вреда, причиненного международно-противоправным деянием, осуществляется в форме реституции, компенсации и сатисфакции, будь то отдельно или в их сочетании, в соответствии с положениями настоящей главы.

Статья 35. Реституция
Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано осуществить реституцию, то есть восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния, если и в той мере, в какой реституция:
а) не является материально невозможной;
b) не влечет за собой бремя, которое совершенно непропорционально выгоде от получения реституции вместо компенсации.

Статья 36. Компенсация

1. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, насколько такой ущерб не возмещается реституцией.

2. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом выражении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Статья 37. Сатисфакция

1. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано предоставить сатисфакцию за вред, причиненный данным деянием, насколько он не может быть возмещен реституцией или компенсацией.

2. Сатисфакция может заключаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или выражаться в иной подобающей форме.

3. Сатисфакция не должна быть непропорциональна вреду и не может принимать формы, унизительной для ответственного государства.

Статья 38. Проценты

1. Проценты на любую основную сумму, причитающуюся согласно настоящей главе, начисляются, когда это необходимо для обеспечения полного возмещения. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата.

2. Проценты начисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, по дату выполнения платежного обязательства.

Статья 39. Усугубление вреда
При определении возмещения учитывается усугубление вреда намеренным или небрежным действием или бездействием потерпевшего государства либо любого лица или образования, в отношении которого истребуется возмещение.

Возмещение ущерба, причиненного международно-противоправным деянием, может осуществляться в форме реституции, компенсации и сатисфакции. Они могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании.

Реституция является первой формой возмещения ущерба. Она означает восстановление в пределах возможного положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Приоритет реституции подтвержден международной судебной практикой . Реституция может иметь форму восстановления разрушенного либо возврата имущества или территории. Существует понятие "юридическая реституция", которая требует изменения юридического положения в правовой системе несущего ответственность государства либо в его правоотношениях с потерпевшим государством, например отмена или изменение определенного закона или судебного решения.

См., например: решение Постоянной палаты международного правосудия по делу о фабрике в Хорзуве 1928 г. // PCIJ. 1928. Ser. A. N 17. P. 48.

Обязательство обеспечить реституцию не является абсолютным. Оно осуществляется в той мере, в какой реституция не является материально невозможной или совершенно непропорциональной. Это значит, что реституция может быть частичной и сопровождаться компенсацией. В случае полной невозможности реституция целиком заменяется компенсацией.

Реституция не должна возлагать на несущее ответственность государство бремя, совершенно непропорциональное выгоде потерпевшей стороны. Это положение применяется лишь тогда, когда существует серьезная диспропорция между бременем, связанным с реституцией, и выгодой, которую получит потерпевшее государство.

Компенсация - возмещение исчислимого в финансовом выражении ущерба, включая упущенную выгоду. Несущее ответственность государство обязано компенсировать ущерб, причиненный противоправным деянием, в той мере, в какой он не возмещается реституцией.

В решении по делу "Габчиково - Надьмарош" Международный суд определил: "Существует прочно устоявшаяся норма международного права, согласно которой потерпевшее государство имеет право на получение компенсации от государства, которое совершило международно-противоправное деяние, за причиненный ущерб" .

ICJ. Reports. 1997. P. 81.

В принципе, реституция первична. Однако она может быть невозможной, например в случае разрушения музея, или же недостаточной для полного возмещения ущерба. Компенсация призвана обеспечить полное возмещение. Это положение издавна подтверждается международной судебной практикой .

См., например: решение Постоянной палаты международного правосудия по делу о фабрике в Хорзуве 1928 г. // PCIJ. 1928. Ser. A. N 17. P. 47.

Исчислимый в финансовом выражении ущерб означает ущерб, причиненный как самому государству, так и его гражданам и компаниям. Государство вправе требовать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью его должностных лиц и граждан. Компенсируются не только материальные убытки, но и моральный ущерб, например потеря родных и близких, боль и страдания, оскорбления. В случае незаконного лишения свободы суды выносили решения о выплате пострадавшему фиксированной суммы за каждый день заключения. Особенно обширна соответствующая практика Европейского суда по правам человека.

Сатисфакция - третья форма возмещения, которое несущее ответственность государство должно предоставить во исполнение обязательства полного возмещения ущерба. Речь идет о возмещении ущерба, не поддающегося финансовой оценке, т.е. ущерба нематериального характера. Чаще всего речь идет о причинении ущерба достоинству государства, о его оскорблении, например оскорбление флага государства, нападение на его должностных лиц, нарушение дипломатической неприкосновенности. Нередко ущерб возникает из самого факта нарушения обязательства, независимо от материальных последствий.

Формы сатисфакции различны. Чаще всего это признание факта нарушения, выражение сожаления, официальное извинение, заверения в неповторении. В прошлом было немало случаев, когда крупные державы под предлогом сатисфакции выдвигали явно чрезмерные требования. Поэтому во избежание злоупотреблений, противоречащих принципу суверенного равенства, установлено, что сатисфакции должны быть пропорциональны ущербу и не принимать формы, унизительные для несущего ответственность государства.

При определении возмещения учитывается усугубление вреда намеренными или небрежными действиями потерпевшего государства либо лица или образования, для которого требуется возмещение. Эта норма представляет собой общий принцип права, известный правовым системам государств как "усугубляющая небрежность". Этот общий принцип был подтвержден Международным судом в решении по делу Леграндов .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: