Формой обращения в арбитражный суд по делам о взыскании обязательных платежей и санкций является

Обновлено: 30.04.2024

1. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

2. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Комментарии к ст. 214 АПК РФ

1. Заявление по поводу взыскания с обязанного лица недоимок по обязательным платежам, пени и штрафа должно соответствовать общим требованиям, установленным законодателем для подачи иска.

К числу таких требований относится:

- подготовка заявления в письменной форме;

- наличие под заявлением подписи руководителя контрольного органа либо иного лица, уполномоченного на его подписание доверенностью;

- возможность подачи заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в глобальной сети Интернет;

- указание на наименование арбитражного суда, в который подается заявление контрольного органа;

- указание на наименование контрольного органа, его местонахождение, адрес электронной почты, телефонов и факсов для оперативной связи и передачи информации в рамках рассматриваемого дела;

- указание на налогоплательщика либо иное обязанное лицо (его полное и сокращенное наименование, местонахождение, сведения о государственной регистрации, адрес электронной почты, номера телефонов и факсов для оперативной связи и передачи информации в рамках рассматриваемого дела, а если обязанным лицом является гражданин, то необходимо указание и на дату, место рождения, место жительства, место работы);

- перечень прилагаемых к заявлению документов;

- доказательства направления копии заявления со всеми к нему приложениями, отсутствующими у другой стороны, в адрес обязанного лица;

- наименование платежа, по которому заявлены недоимка, пени, штраф, с указанием размера подлежащей взысканию суммы и расчета по каждой позиции;

- правовое обоснование заявленных ко взысканию обязательных платежей;

- документальное подтверждение факта направления в адрес налогоплательщика или иного обязанного лица требования о перечислении всех указанных в нем платежей в добровольном порядке.

2. К заявлению контрольного органа должны быть приложены документы в обоснование обстоятельств, на которые он ссылается, копии свидетельств о государственной регистрации обязанного субъекта экономической деятельности в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, доверенность на подписание заявления, если оно подписано представителем руководителя контрольного органа, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) со всеми содержащимися в них сведениями, выданными налоговым органом не позднее чем за тридцать дней до обращения с заявлением в арбитражный суд.

Прилагаемые к заявлению контрольного органа документы могут быть направлены арбитражному суду в электронном виде.

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

2. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Комментарий к ст. 213 АПК РФ

1. В качестве общего правила процессуальным законом установлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Исключения из указанного правила могут быть установлены только федеральным законом. Вместе с тем значительная часть обязательных платежей и санкций взыскивается во внесудебном порядке. Например, в соответствии со ст. ст. 46 и 47 НК налоги (сборы и страховые взносы), пени и штрафы с организаций и индивидуальных предпринимателей подлежат взысканию по решению контрольного органа без обращения в арбитражный суд, в административном порядке, за исключением случаев, указанных в законе, в том числе в п. 2 ст. 45 НК. Контрольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налога, если решение о взыскании вынесено по истечении срока, установленного законом (абз. 1 п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК), а также в случаях, когда законом предусмотрено изъятие из исключения судебной подведомственности рассмотрения таких дел, возвращающее дело в судебную подведомственность, например, в соответствии с п. 2 ст. 45 НК. Аналогичный порядок применяется и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и страховых взносов (п. 9 ст. 46, п. 9 ст. 47 НК), а в случаях, предусмотренных НК, - при взыскании сборов, страховых взносов и штрафов (п. 10 ст. 46, п. 10 ст. 47 НК).

Арбитражный суд отказывает в принятии заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в случае обращения в арбитражный суд лица, не наделенного контрольными функциями, в связи с тем, что такое заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК), а если заявление принято, то производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК. Такие же последствия наступают и в случае подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, не осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

Если федеральным законом предусмотрен внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций, то заявление, поступившее в арбитражный суд, также не может быть принято и рассмотрено. В настоящее время арбитражный суд должен отказать в принятии такого заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК. В связи с изложенным не подлежит применению чрезмерно расширительное толкование п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК о возвращении заявления о взыскании обязательных платежей и санкций при установлении внесудебного порядка взыскания, данное Президиумом ВАС РФ до внесения изменений в АПК, установивших возможность отказа в принятии искового заявления . Если же заявление было ошибочно принято, то производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК.

Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров".

Если контрольный орган пропустил срок на взыскание обязательных налоговых платежей и санкций во внесудебном порядке, то он вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд даже в случае неоспаривания заинтересованным лицом решения налогового органа, поскольку действующее законодательство не содержит указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения должно расцениваться как его согласие с заявленным требованием .

Пункт 58 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Если при решении вопроса о принятии заявления о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд установит, что приложенные к заявлению доказательства и опубликованные нормативные акты не могут с достоверностью подтвердить наличие у заявителя права на обращение в суд с указанным заявлением, то в соответствии со ст. 128 АПК такое заявление подлежит оставлению судом без движения с предложением заявителю приложить к заявлению доказательства, свидетельствующие о наличии у заявителя полномочий по обращению в суд (см. также комментарий к ст. 52 АПК).

В случае реализации контрольным органом предусмотренных федеральным законом полномочий по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций и признания арбитражным судом по заявлению заинтересованного лица решения контрольного органа о взыскании незаконным заявление контрольного органа о взыскании тех же платежей и санкций, поданное в арбитражный суд, удовлетворению не подлежит .

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09.

Судебной практикой выработано правило, в соответствии с которым рассмотрение вышестоящим органом жалобы на решение о взыскании обязательных платежей и санкций влечет приостановление рассмотрения арбитражным судом дела в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК .

Пункт 62 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

2. Процессуальный закон предусматривает соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, связанного со взысканием обязательных платежей и санкций (см. также комментарий к ч. 5 ст. 4 и к ч. 2 ст. 189 АПК, которую дублирует комментируемая норма). Заявитель может обратиться в арбитражный суд, только если заинтересованному лицу ранее было предъявлено требование уплатить обязательные платежи и санкции в добровольном порядке, но указанное лицо его не исполнило в установленный срок. Если требование о добровольной уплате не направлялось заинтересованному лицу, то арбитражный суд возвращает заявление (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК), а принятое заявление подлежит оставлению без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК).

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 213 АПК РФ:

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды руководствуясь положениями статей 69, 117, 213 Арбитражного процессуального кодекса, статей 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу № А57-20613/2014, принимая во внимание изменение юридической квалификации сделок предпринимателя, что предоставляет возможность взыскания налоговой задолженности в судебном порядке.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды руководствуясь положениями пункта 2 статьи 45, пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обоснованности заявленных инспекцией требований. Доводы заявителя, приводимые в надзорной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Принимая оспариваемый судебный акт суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 6 статьи 215, статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 195, пункта 1 статьи 196, пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, пунктами 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

1. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

2. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Комментарий к ст. 214 АПК РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций. Наряду с общими требованиями письменной формы заявления, его подписания и возможности подачи в электронной форме (ч. 1 ст. 125 АПК), необходимости указания наименования арбитражного суда (п. 1 ч. 2 ст. 125 АПК), наименования лица, обращающегося в арбитражный суд, и места его нахождения (п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК), приложения перечня документов (п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК) к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций предъявляются специальные требования об указании наименования платежа, подлежащего взысканию, его размера и расчета его суммы (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи), норм ФЗ и иного нормативного правового акта, предусматривающего уплату платежа (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи), и сведений о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи).

Специальное требование, указанное в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, представляет собой, по сути, аналог требования п. 7 ч. 2 ст. 125 АПК. Специальное требование п. 2 ч. 1 комментируемой статьи является аналогом п. 4 ч. 2 ст. 125 АПК. А специальное требование п. 3 ч. 1 комментируемой статьи - аналог п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК.

Вместе с тем норма комментируемой статьи не включила в состав обязательных требований к заявлению контрольного органа о взыскании обязательных платежей и санкций указание на лицо, обязанное уплатить сумму задолженности, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК. В связи с тем, что каких-либо оснований для этого исключения найти не удалось, следует расценивать отсутствие подобного требования как упущение законодателя. В силу п. 1 ч. 2 ст. 216 АПК арбитражный суд обязан установить наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации. В соответствии со ст. 40 АПК указанное лицо является лицом, участвующим в деле, которого арбитражный суд должен уведомить о принятии заявления к производству и возбуждении дела, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта (ч. 1 ст. 121 АПК). Следует признать, что неуказание заинтересованного лица непосредственно в заявлении контрольного органа, подаваемом в суд, способно усложнить работу суда за счет необходимости установления наименования и места нахождения (и иных данных, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК) заинтересованного лица в приложенных к заявлению документах. По этой причине необходимо указывать непосредственно в заявлении контрольного органа, подаваемом в арбитражный суд, наименование, место нахождения или место жительства заинтересованного лица, а также иные сведения, предусмотренные обновленной редакцией п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК.

2. В ч. 2 комментируемой статьи в изъятие из общего правила, установленного ст. 126 АПК, указано, что к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций не прилагаются копии определения суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления требований (п. 6 ч. 1 ст. 126 АПК), документы, подтверждающие соблюдение досудебного или иного претензионного порядка, за исключением случаев, если это предусмотрено ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК), проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор (п. 8 ч. 1 ст. 126 АПК), выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК). При этом комментируемая норма вновь устанавливает обязанность контрольного органа приложить к заявлению документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке и доказывающий соблюдение досудебного порядка.

В случае неприложения документов, указанных в п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 126 и ч. 2 ст. 214 АПК, заявление подлежит оставлению без движения в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 128 АПК.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 214 АПК РФ:

Оставляя без рассмотрения заявление учреждения суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждением не доказано направление требования от 25.11.2009 № 4091 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней именно обществу. Судом апелляционной инстанции указанный вывод суда первой инстанции поддержан.

1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Комментарий к ст. 286 КАС РФ

В гл. 32 КАС РФ определены особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, т.е. по административным делам о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (п. 3 ч. 3 ст. 1 данного Кодекса). ГПК РФ не содержал подобной самостоятельной главы. В ст. 122 данного Кодекса предусматривался такой случай выдачи судебного приказа, как заявление требования о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Соответственно, это положение Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ в связи с принятием КАС РФ признано утратившим силу. Положения главы 32 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями гл. 26 "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ.

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ, принятым в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, с 6 мая 2016 г. КАС РФ дополнен главой 11.1, предусматривающей и регламентирующей вынесение мировым судьей судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций. Исходя из положений ст. 123.7 указанной главы право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций может быть реализовано лишь после отмены мировым судьей судебного приказа.

Часть 1 ст. 286 КАС РФ, регламентирующая право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, содержит положения, закрепленные по аналогии с положениями ст. 213 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ, которыми предусмотрено следующее: государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ч. 1); заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2). Разумеется, с учетом подведомственности административных дел в ч. 1 ст. 286 КАС РФ речь идет о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Уместно напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 КАС РФ встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.

В ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, а также предусмотрена возможность восстановления этого пропущенного срока. Эти положения закреплены соответственно п. 2 ст. 48 части первой НК РФ, но не во всем. Так, указанным пунктом (в ред. Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ) установлено следующее:

- заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом;

- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей;

- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока;

- пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

1. Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Комментарии к ст. 212 АПК РФ

1. Обязательные платежи, которые возлагаются законом на лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность, и санкции за их несвоевременное перечисление, отличаются большим разнообразием. Налоговые платежи и сборы, в свою очередь, устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях (ст. ст. 13 - 15 НК).

Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды являются составной частью единого социального налога (ст. 243 НК). К правоотношениям, связанным с их оплатой, применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено специальным законом .

См.: ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Налоговые органы, имеющие ярко выраженные фискальные функции, применительно к каждому субъекту экономической деятельности проводят систематические выездные и невыездные (камеральные) проверки, по результатам которых принимают решения о взыскании недоимок по обязательным (налоговым и неналоговым) платежам, пени и штрафу.

Недоимки и пени принято относить к одной группе требований, заявляемых в арбитражном суде (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47 НК), штрафы - к другой (ст. 114 НК). Это объясняется тем, что взыскание недоимок направлено на возмещение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, предъявленные ко взысканию пени - на компенсацию потерь, вызванных задержкой в перечислении платежа, в то время как начисленные штрафы всегда представляют собой санкции за нарушение срока своевременного перечисления обязательных платежей, иные правонарушения (несоблюдение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, несоблюдение кредитной организацией установленных для нее нормативов обязательных резервов, предоставление ею недостоверной информации, неисполнение предписания антимонопольного органа и др.).

Недоимки отличаются от исков тем, что предъявляются властным государственным органом. От иных дел, возникающих из публичных правоотношений, они отличаются имущественным характером.

Формирование законодателем специальной комментируемой главы о порядке рассмотрения арбитражным судом дел, связанных со взысканием обязательных платежей и санкций, направлено на закрепление специфики налоговых и близких к ним иных неналоговых правоотношений, которая направлена на повышение гарантий правосудия при рассмотрении экономических споров и эффективности судебной защиты нарушенного права.

В основе производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций находится базовое исковое производство, общие правила которого здесь широко применяются. Из этого факта вовсе не следует, что налоговый орган и налогоплательщик должны называться истцом и ответчиком.

Процессуальные особенности порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций, которые отличают его от искового производства, закреплены в комментируемой главе.

Названные особенности связаны со следующими обстоятельствами:

- большинство взысканий по обязательным платежам производится с предприятий во внесудебном порядке. Для этого достаточно решения налогового органа в целях списания денежных средств с расчетного счета хозяйствующего субъекта либо его же постановления для обращения взыскания на имущество должника;

- основания для взыскания недоимки, пени и штрафа в судебном порядке предусмотрены в налоговом законе (п. 3 ст. 46, ст. 60 НК);

- налоговые и неналоговые взыскания с индивидуальных предпринимателей производятся только в судебном порядке (ст. 48 НК).

2. Судопроизводство по делам о взыскании недоимок по обязательным платежам и санкций начинается с принятия к производству заявления от контрольного органа (налогового органа, органа социального страхования, Пенсионного фонда, иного государственного органа, органа местного самоуправления, которым переданы функции по взысканию обязательных платежей).

В заявлении контрольного органа должно содержаться требование о взыскании с должников по обязательным платежам обнаруженных недоимок и пени. В этом же заявлении могут быть указаны штрафные санкции за нарушение закона об обязательных платежах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: