Формирование гражданского общества это задача государства или самих граждан

Обновлено: 25.04.2024

Основные понятия: гражданское общество, сущность гражданского общества, принципы формирования гражданского общества, предпосылки гражданского общества, структура гражданского общества, функции гражданского общества, правовое государство, предпосылки создания правого государства, признаки (принципы) правового государства, пути формирования правового государства

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества.

Гражданское общество рассматривается

  • как противопоставление дикости (анархии)
  • как противоположность церкви (религиозным обществам)
  • как комплекс общественных отношений, противоположных государству
  • как конкретное явление западной цивилизации

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Мыслители о сущности гражданского общества

Мыслитель

Основные идеи

Т. Гоббс, английский философ

Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом

Дж. Локк, английский философ

Гражданское общество — это общество политическое, т. е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы

Ш. Монтескье, французский философ

Гражданское общество это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство

Т. Пейн, американский просветитель

Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства

Г. Гегель немецкий философ

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи

Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Процесс его формирования являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

Принципы формирования гражданского общества

  • Частная собственность на средства производства
  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
  • Осведомлённость граждан о деятельности государства и общества
  • Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
  • Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
  • Свобода формирования общественного мнения

Возникновение гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной, личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих предпосылках.

Предпосылки гражданского общества

частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция

большой удельный вес в обществе среднего класса

юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм

обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового. Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.

Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.

Гражданское общество

В широком смысле слова

В узком смысле слова

все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством

это общество на определённом этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства

Гражданское общество представляет собой необходимую демократическую прослойку между человеком и государством, не позволяющую последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Структура гражданского общества

— Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти

— Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)

— Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества

— Научные и культурные организации, спортивные общества

— Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы

— Независимые средства массовой информации

  • Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения)
  • Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил

Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

Функции гражданского общества

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан
  • Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества

Соотношение государства и гражданского общества

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

1. Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов

2. Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, обычаи, традиции, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

3. Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Предпосылки создания правового государства

  • Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства
  • Экономическая независимость и самостоятельность индивида
  • Режим демократии, суверенитет народа
  • Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства
  • Гражданское общество
  • Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества

Признаки (принципы) правового государства

Наименование признаков

Их сущность

Верховенство права во всех сферах общественной жизни

Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права

Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона

Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т. д.

Реальное разделение властей

Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»

Полная гарантированностъ и незыблемость прав и свобод человека

Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищённости

Взаимная ответственность государства и личности

Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов

Единство права и закона

Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека

Политический и идеологический плюрализм

Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Системная определённость признаков (принципов) правового государства

Правовое государство

Основано

  • на верховенстве закона; на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами

Предусматривает

  • взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства
  • неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства

Обеспечивает

  • права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества

Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Понятие "гражданское общество" является одним из главнейших понятий современной политологии. Оно появилось с того самого времени, как возникло государство и общество разделилось на государственную и негосударственную сферы. Уже многие годы оно рассматривается и описывается различными учеными, и с каждым годом эти описания становятся все более достоверными и разносторонними. Таким образом, понятие «гражданское общество» во все времена остается актуальным.
Вопрос проблем гражданского общества, которые относятся к связи личности, социальных групп и государства, сейчас стоит особенно остро. Это неудивительно, так как необходимыми факторами для создания гражданского общества являются демократия, рыночная экономика, а также правовое государство. Все эти инструменты общественного контроля помогают добиться обратной связи между человеком и обществом.
Вообще гражданское общество и правовое государство неразрывно связаны. Более того, гражданское общество является основой правового государства, поскольку обычное общество людей правовое государство образовать не может.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о формировании гражданского общества в России. Цель является весьма актуальной, поскольку наша страна не так давно отошла от тоталитарного режима, во время которого граждане практически не были защищены властью.

Понятие «Гражданское общество»

Понятие “грaжданское общество” практически всегда связывается с понятием «государство». “Государство существует в виде того, что противостоит обществу” – так говорил немецкий политолог Й. Изензее. С этим высказыванием трудно поспорить, поскольку гражданское общество дает частным лицам свободу во всех вопросах отношений друг с другом. По словам французского профессора политических наук Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства”. Что же касается государства, то в нем отношения между субъектами тотально регламентированы. Такими субъектами являются, к примеру, политические партии, государственные структуры и т.д.
Гражданское общество и государство не могут существовать друг без друга. Они зависят друг от друга и гармонично дополняют друг друга. Нельзя построить правовое государство без участия гражданского общества, поскольку общество, состоящее из граждан, не осознающих и не понимающих своих прав и свобод, не является рациональным для правовой жизни людей. Если проводить параллели, то гражданское общество является средством связи между свободами личности и волей государства, а государство в свою очередь должно не допускать хаоса, кризисов, упадков и обеспечить все условия для реализации прав и свобод личности. И хотя в жизни разделение гражданского общества и государства крайне условно, в науке без него нельзя понять ни уровень политического развития, ни механизмы общественной жизни.
Таким образом, гражданское обществоесть совокупность межличностных отношений и иных структур общественной жизни, развивающихся без вмешательства в них государства.
Становление гражданского общества в современной России, а также других странах СНГ, носит очень сложный и длительный характер. Это происходит потому, что эти страны, перейдя в демократическое общество из тоталитарного режима. еще не до конца освоились в этом обществе.

Формирование гражданского общества в современной России

Формирование предпосылок гражданского общества началось в 1985 году, с началом перестройки. Перераспределение собственности через приватизацию породило средний класс. Однако собственность, переставшая принадлежать государству, перешла в руки новой бюрократии в виде частной. Овладев государственной собственностью, эта бюрократия переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры, этим автоматически оградив их от контроля общества. Общественно-государственные отношения стали развиваться на основе мнимого конституционализма, появившегося, с одной стороны, из-за отсутствия четко сформированных устойчивых групп интересов у граждан, а с другой - из-за неспособности или нежелания правящих установить новые правила, которые были бы обязательными для всех, и в том числе для самихт правящих. К сожалению, в настоящее время правящая элита государства не стремится ограничивать себя и поощрять самодеятельность обычных граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.
В экономической политике реализация идеи индивидуальной свободы обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство граждан не могут заниматься активной экономической деятельностью, так как для этого своевременно не было принято соответствующих решений правительства. Становление гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями невозможно, пока существуют отсутствие возможности вложения капиталов в землю, высокие налоги и другие отрицательные моменты. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Среди них система ценностей и стереотипы, навязанные коммунистическим обществом. Они затрагивают все стороны гражданского общества: экономические, социальные, культурные. Из-за ошибок в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение таких ценностей, как собственность, рынок, конкуренция крайне затруднено.
Процесс вхождения личности в новые социальные связи сопровождается распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальной позиции от своей. Так индивид устанавливает собственную политическую позицию. На основе установленной позиции он начинает взаимодействовать с обществом и государством. В Российской Федерации большинство граждан не определились со своими политическими позициями, они не выходят за пределы семейных и родственных связей. Другие социальные взаимодействия неустойчивы. Общество может приспособиться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не думают, что любой незнакомый человек для них – враг. Устойчивость обществ с низким уровнем доверия очень хрупка. Даже само существование современных экономических и политических организаций в первую очередь зависит от надежности социальных связей между людьми, которые абсолютно друг друга не знают. Этот феномен социолог Дж. Коулман назвал "социальным капиталом". По его словам, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах доверие населения России было подорвано из-за экономического застоя, беззакония, семейственности, неэффективной власти, однако после падения СССР изменилось немногое. В начале 90х годов только около 30% россиян были согласны с тем, что людям можно доверять, в то время как в странах Запада эта цифра достигала 85%. Влияет на формирование гражданского общества и типичная российская модернизация, при которой в крайне сжатые сроки одновременно решаются задачи, оставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводят к слишком быстрым и радикальным переменам прежней социальной структуры. Из-за этого разные социальные группы начинают конфликтовать с государством путем забастовок.
Интересы и потребности социальных групп пересекаются в реальной жизни, несмотря на то, что порой они совершенно противоположны по направленности. Это не дает сформировать нормальные экономические, социальные, национальные и другие интересы. Снижение регулятивной функции государства наиболее остро проявляется в формировании крайне большого разрыва в уровне доходов небольшой политической элиты и большинства бедного населения. К примеру, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, а в 1995 году – аж 29:1, в то время как в европейских странах это соотношение от 5:1 до 8:1.
При всех этих условиях инициатором формирования гражданского общества может стать только сильное государство. Для этого ему необходимо создавать разнообразные (правовые, культурные, экономические) инструменты для самореализации индивидов и социальных групп, а также удовлетворять потребности этих групп. Таким образом, само государство должно постепенно превратиться в правовое.
Очевидно, что процесс формирования гражданского общества ни в коем случае нельзя ускорять, он должен протекать постепенно, поскольку гражданин такого общества должен иметь развитое правосознание, которое в условиях спешки получить нельзя. Такое правосознание должно возникать из различных индивидуальных начал личности, которые личность должна развивать самостоятельно, все время стремясь к самосовершенствованию.
Российское общество стоит перед двумя путями: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти, при которой народ будет от нее отчужден. Либо, что еще хуже, власть будет использоваться бюрократией в своих интересах, что окончательно отдалит общество от власти.

Понятие “гражданское общество” очень древнее. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[12].

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед.

В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

4) законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр[13].

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства[14].

Структура гражданского сообщества.

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкой личности.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

Признаки гражданского общества.

Из некоторых источников выяснилось, что основными признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;

- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества[15].

Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.

Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов. Изменение материального положения различных групп приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.

Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп, что снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других интересов.

Наиболее негативным последствия снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.


Свобода — то, о чем мечтает каждый школьник. Но прежде, чем ее получить, нужно многое освоить. В этой статье расскажем, что называют гражданским обществом и как оно связано со свободой.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие гражданского общества

Определение гражданского общества можно сформулировать двумя способами:

  • это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые ограждены соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  • это совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Еще этот термин используют для определения степени эволюции цивилизованного общества. В этом смысле гражданское общество — то, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей.

Примеры проявлений гражданского общества:

  • независимые средства массовой информации (пресса, радиовещание, телевидение);
  • экологические организации (общества охраны природы);
  • профсоюзы;
  • правозащитные организации;
  • спортивные организации;
  • творческие и культурные союзы и др.

Теперь мы знаем термин «гражданское общество» и можем перейти к определению правового государства.

Понятие правового государства

Правовое государство — это государство, в котором главенствуют нормы права и закон. Главная задача правового государства заключается в защите прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.

Гражданское общество влияет на государство через демократические институты. Это происходит за счет принятия законов о защите прав человека, об открытости и ответственности должностных лиц и т. п.

Например, свободные СМИ следят за решениями, которые принимают представители власти. Политические партии дают гражданам возможность сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают донести свои пожелания и добиться от государства решения проблем.

Вместе с тем гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Именно поэтому в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят.

Соотношение гражданского общества и государства

Таблица «Соотношение гражданского общества и государства»

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов.

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции.

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.

Основа

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он их реализует.

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Признаки гражданского общества

Основные признаки гражданского общества:

  • правовое государство с демократическим политическим режимом;
  • личная свобода человека — свобода слова, собраний, объединений, передвижений, религию и вероисповедание, выбор профессии, политические мировоззрения;
  • государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь гражданина;
  • законы и конституция обладают юридической силой;
  • высокий уровень профессионализма в юридической и политической практике;
  • контроль за властью, соблюдение существования правового государства и выявление нарушений;
  • гражданин имеет право привлечь к ответственности государство в судебном порядке.

Гражданское общество реализует ежедневные интересы людей. Оно создает условия для самореализации отдельного человека и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Функции гражданского общества

Какие функции выполняет гражданское общество:

  • укрепляет правопорядок;
  • просвещает население о правах и обязанностях;
  • повышает качество и доверие к демократическому процессу;
  • предоставляет гражданам свободу и защищает их от злоупотреблений властью;
  • решает социальные и частные проблемы, которые выходят за рамки правительства;
  • способствует увеличению интереса граждан к политике, повышению мотивации и способности участвовать в политических мероприятиях;
  • контролирует политическую власть — например, наблюдает за выборами для обеспечения демократии.

Структура гражданского общества

Гражданское общество состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой и объединяются в горизонтальную систему связей.

Вот что включает в себя гражданское общество:

  • различные общественные объединения — экологические, молодежные, культурные и др.;
  • правозащитные организации;
  • церковь и различные религиозные объединения;
  • профессиональные объединения;
  • негосударственные СМИ;
  • различные формы общественной активности и выражения протеста;
  • местное самоуправление;
  • государство (но это не главный элемент гражданского общества)
  • политические партии и движения (не все).

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека. Есть еще другие предпосылки:

Экономические

Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.

Социальные

Большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.

Культурные

Свобода слова, свобода информации, высокий уровень образования у населения.

Гражданское общество невозможно создать приказом сверху, оно не может появиться спонтанно в один момент времени. Создание гражданского общества — это постепенный процесс, которому способствуют экономические, политические, культурные предпосылки

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики.

Во время посткоммунистических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х гг. лозунг «гражданского общества» обобщал требования о прекращении слияния всех аспектов жизни в единое целое, т. е. разделял государство и общество. Эта задача остается одной из важнейших на современном этапе реформирования российского общества. В этом смысле гражданское общество - тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют магистральный путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление. Американский исследователь Д. Боуз пишет: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении». [1]

В политологической литературе, нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Американский политолог О. Энкарнасьон считает, что гражданское общество охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Этот мир включает в себя свободно созданные низовые организации граждан, такие, например, как ассоциации людей, проживающих по соседству, так же как и иерархически организованные группы типа общенациональных союзов и этнических ассоциаций. [2] А. Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил». [3]

Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. «…Великой целью гражданского общества является счастье индивидов: ибо как может благоденствовать общество, если каждый из составляющих его членов является несчастным?» [4] - вопрошал шотландский мыслитель А. Фергюсон.

Достойное существование человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства.
Полностью

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: