Особенности управления государственной собственностью находящейся за рубежом

Обновлено: 18.04.2024

Изложение перечня специальных функций управления государственной собственностью в России и за рубежом. Анализ нормативно-правовой базы, существующих методов и инструментов управления государственной собственностью. Выработка предложений по их применению.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 05.09.2018
Размер файла 55,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В диссертационном исследовании подробно описано дальнейшее построение модели координации взаимодействия при управлении государственной собственностью Российской Федерации за рубежом и, соответственно, дана декомпозиция системообразующих процессов с учетом требований процессно-ориентированного подхода.

В третьей главе диссертационного исследования рассмотрены возможные механизмы управления государственной собственностью за рубежом, находящейся в оперативном управлении Управления делами Президента Российской Федерации, Минэкономразвития России, Россотрудничества, Росимущества, других федеральных органов исполнительной власти, не обладающих дипломатическим иммунитетом. В частности, исследованы возможности применения следующих механизмов: передача имущества в доверительное управление, аутсорсинг, концессионное соглашение, безвозмездное пользование, аренда, создание госкорпораций и госкомпаний, для которых предложены сравнительные характеристики и установлены границы применения в зависимости от вещественного содержания собственности. Выбор соответствующего механизма управления объектами недвижимости, не обладающими дипломатическим иммунитетом, представлен в таблице 2.

Данная модель предназначена для ее использования Управлением делами Президента, имеющего объекты недвижимости, расположенные за рубежом, в оперативном управлении. Для всех остальных государственных структур (МИД России, Минэкономразвития России, Россотрудничество) такие механизмы управления не приемлемы, т.к. их использование повлечет потерю статуса дипломатического иммунитета. В диссертационном исследовании подробны изучены возможности применения аутсорсинга, исследована его сущность применительно к объектам недвижимости, расположенным за рубежом, и сделан вывод о том, что на аутсорсинг возможно передавать только ремонтно-эксплуатационные работы.

Таблица 2. Модель выбора механизма управления объектами недвижимости, не обладающими дипломатическим иммунитетом.

Еремин Сергей Геннадьевич, доцент кафедры "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ. Специалист в области финансового и административного права, а также в сфере управления государственной собственностью. Кандидат юридических наук.

Родился 22 июня 1976 г. в г. Москве. В 2001 г. окончил Московскую государственную юридическую академию им. О.Е. Кутафина. Продолжительное время проработал в Администрации Президента Российской Федерации.

Имеет ряд публикаций на тему правового регулирования финансовых отношений и управления государственной собственностью, в том числе: "Государственные и муниципальные ценные бумаги в Российской Федерации и их классификация" (в соавт.) (М., 2005); "Проблемы договорно-правовых отношений в финансовом праве" (Финансовое право. 2006. N 11); "О договорно-правовом регулировании в финансовом праве" (М., 2007); "Договор как особый инструмент регулирования финансовых отношений" (Право: теория и практика. 2007. N 6); "Особенности договорно-правового регулирования финансовых отношений" (Сборник статей аспирантов и студентов) (М., 2007); "Договор в финансовом праве (монография)" (М., 2008); "Концептуальные основы договора в системе источников финансового права. Общие вопросы теории и практики (монография)" (Germany, 2011); "Управление земельными ресурсами: в схемах и таблицах (коллективная монография)" (М., 2013).

Статья посвящена рассмотрению особенностей управления российской собственности, находящейся за рубежом. Показывается деятельность федеральных органов государственной власти в управлении российской собственностью за рубежом. В статье также выявлены проблемы управления государственной собственностью за рубежом.

Ключевые слова: собственность, государственная собственность, управление недвижимостью за рубежом, федеральная собственность, право собственности, органы государственной власти.

On the question of foreign ownership control system of the Russian Federation

The article is devoted to the consideration of the features of the Russian control of property held abroad. The author describes the activities of the federal authorities in the management of the Russian foreign ownership and also identifies problems of state property abroad.

Key words: property, state property, property management abroad, federal property, ownership, government bodies.

Последние годы значительно вырос интерес ученых и практиков к проблеме управления зарубежной собственностью Российской Федерации .

Среди трудов отечественных исследователей теории и практики управления государственной собственностью Российской Федерации за рубежом следует выделить работы М.М. Богуславского, И.Ю. Беляевой, С.И. Гайдаржи, В.П. Звекова, В.Ю. Кузнецова, В.И. Кошкина, Н.Н. Литягина, Е.А. Ларкиной, И.И. Лукашука, Ю.В. Матвеевой, И.П. Мельчука, О.А. Поповой, А.Г. Саркисянца, В.Г. Сироткина, Э.В. Талапина, В.И. Шупыро, Н.А. Ушаковой, В.В. Харченко и др.

Управление государственной собственностью Российской Федерации за рубежом осуществляется посредством применения политических, правовых, административных и экономических методов управления с целью удовлетворения интересов Российской Федерации [1].

Согласно российскому законодательству вопросы управления государственной собственностью Российской Федерации за рубежом отнесены к Управлению делами Президента РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству иностранных дел РФ, а также подконтрольным им организациям: ФГУП "Госзагрансобственность", Росимущество.

Рассмотрим более подробно деятельность органов государственной власти в сфере управления государственной собственностью за рубежом.

Согласно Указу Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1771 "О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями" Управление делами Президента РФ и Правительство Российской Федерации в лице Министерства иностранных дел РФ осуществляют непосредственную деятельность по управлению государственным имуществом, находящимся за рубежом. Эти два органа являются полномочными представителями Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР и осуществляют организацию поиска, защиту данного имущества, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него.

СПС "КонсультантПлюс".

На данный момент суммарная площадь зданий и сооружений, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации в 78 странах мира, составляет 649,3 тыс. кв. м, из которых около 146,1 тыс. кв. м предоставлены в безвозмездное пользование представительствам государственных органов Российской Федерации за рубежом.

Управление делами Президента Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, организующим и непосредственно осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов власти, непосредственно находящихся в подчинении Президента РФ, состоит из главных управлений. Непосредственную деятельность по управлению государственным имуществом, находящимся за рубежом, осуществляет Главное управление международного сотрудничества.

Главное управление международного сотрудничества является самостоятельным подразделением Управления делами Президента Российской Федерации в целях обеспечения сохранности и эффективного использования объектов федеральной собственности, расположенных за пределами Российской Федерации, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, а также для обеспечения международной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, его подразделений и подведомственных организаций.

Основными задачами Главного управления являются:

организация обеспечения сохранности и использования по назначению объектов федеральной собственности, расположенных за пределами Российской Федерации, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, находящихся в хозяйственном ведении федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по управлению собственностью за рубежом" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - ФГУП "Предприятие по управлению собственностью за рубежом");

организация работ по поиску находящегося за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, оформлению в установленном порядке прав собственности Российской Федерации на данное имущество, а также его защите;

курирование деятельности ФГУП "Предприятие по управлению собственностью за рубежом" Управления делами Президента Российской Федерации.

Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

организует управление объектами федеральной собственности и вносит предложения по его совершенствованию;

организует обеспечение эксплуатации и сохранности федерального имущества, осуществление учета и контроля за его эффективным использованием, вносит предложения по финансовому обеспечению расходов по эксплуатации этого имущества;

организует проведение работ по поиску находящегося за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, обеспечивает контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на эти цели;

организует работу по защите и надлежащему оформлению права собственности Российской Федерации на находящееся за рубежом имущество бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, в том числе его органов и организаций, упраздненных федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации.

Важно также отметить, что в ведении Управления делами Президента РФ находится Федеральное государственное унитарное предприятие "Госзагрансобственность".

В данной сфере Госзагрансобственность занимается вопросами:

управления недвижимым имуществом жилого и нежилого назначения за рубежом;

предоставления в аренду объектов федеральной собственности за рубежом жилищно-коммунального и социально-культурного назначения;

проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации административных, общественных, жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений и других объектов федеральной собственности за рубежом и на территории Российской Федерации, выполняя при этом функции заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатирующей организации;

оказания посреднических услуг при купле-продаже и сдаче в наем (аренду) недвижимого имущества жилого и нежилого назначения;

маркетинга конъюнктуры рынка недвижимости, предоставление информации о наиболее оптимальном инвестировании средств в объекты федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом;

консультирования по коммерческой деятельности, финансов и управления в сфере строительства и эксплуатации объектов недвижимости;

внешнеэкономической деятельности, включая коммерческие, финансовые и торговые отношения с участием российских и зарубежных партнеров.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В сфере управления государственной собственностью, находящейся за рубежом, МИД России:

осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации приобретение в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов;

организует учет недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИД России, представляет необходимые сведения о нем в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для включения в реестр федерального имущества;

осуществляет функции государственного заказчика и организует капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, инженерно-техническое оснащение объектов центрального аппарата МИД России, загранучреждений и территориальных органов.

В ведении МИД России находится Департамент капитального строительства и собственности за рубежом, который непосредственно производит управление зарубежной собственностью Российской Федерации, находящейся в ведении Министерства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственными и муниципальными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации.

СПС "КонсультантПлюс".

Минэкономразвития России обеспечивает руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также функции полномочного представителя Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации и закрепленного за Министерством на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации.

Минэкономразвития России вверено оперативное управление движимым и недвижимым имуществом Торгового представительства, которое является федеральной собственностью. Торговое представительство пользуется указанным имуществом безвозмездно для выполнения возложенных на него функций. Недвижимое имущество Торгового представительства закрепляется за Министерством экономического развития РФ на праве оперативного управления. Это Министерство в отношении указанного имущества осуществляет в установленном порядке права владения, пользования и распоряжения с учетом законодательства Российской Федерации и государства пребывания Торгового представительства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Непосредственным управлением заграничной собственностью Российской Федерации, находящейся в ведении Росимущества, занимается Управление отраслевых организаций и зарубежной собственности (далее - Управление). Основными целями деятельности Управления являются обеспечение осуществления Росимуществом от имени Российской Федерации полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации, и иного имущества финансово-кредитных, внешнеэкономических организаций, землеустроительных, налоговых организаций, организаций культуры, полиграфической деятельности, топливно-энергетического комплекса, промышленности и строительства, связи, СМИ, транспорта, природных ресурсов, рыбного хозяйства и имущественных отношений с зарубежными странами в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, международным законодательством либо законодательством государства местонахождения указанного федерального имущества.

В области управления заграничной собственностью Российской Федерации Управление обеспечивает осуществление Росимуществом от имени Российской Федерации полномочий учредителя и участника в находящихся за рубежом юридических лицах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права либо законодательством иностранного государства местонахождения федерального имущества.

Управление также подготавливает решения Правительства Российской Федерации о:

приобретении, перераспределении, распоряжении (за исключением случаев принудительного взыскания по решению компетентных органов) ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации и находящихся за рубежом юридических лиц;

внесении федеральной собственности в уставные капиталы юридических лиц, находящихся за рубежом.

Управление обеспечивает осуществление Росимуществом контроля за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования федерального имущества, находящегося за рубежом и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в том числе участвует в проведении документальных и фактических проверок (ревизии, инвентаризации) федерального имущества по согласованию с Управлением внутреннего контроля.

Управление организовывает работу по учету, инвентаризации, оформлению права собственности Российской Федерации в отношении имущества, принадлежащего бывшему СССР за рубежом, его эффективному использованию.

На основании изложенного представляется целесообразным предложить принять некоторые меры по решению таких проблем, как неэффективная организационная структура управления государственной собственностью, находящейся за рубежом; отсутствие должного учета объектов государственной собственности, находящихся за рубежом, а также ограниченность контроля за использованием и реализацией таких объектов.

Список литературы

  1. Шебанова Н.А. Собственность Российской Федерации за рубежом: правовое регулирование и защита: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2010.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Режим собственности российского государства за рубежом. Правовой режим собственности российского государства за рубежом определяется общим международным правом и международными до­говорами РФ с зарубежными государствами. Собственность России, находящаяся за рубежом (имущество посольств, консульств, средства на счетах в зарубежных банках, открытых на имя ЦБ РФ, и т.д.), обладает иммунитетом и неприкосновенна: она не может быть при­нудительно арестована, продана и т.д. Таким образом, правовой режим такой собственности не определяется законом места нахож­дения вещи (lex rei sitae).

Правило об особом режиме государственной собственности России не распространяется на так называемое «распределенное» имущество, то есть имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями (имущество государственных учреждений, осуществ­ляющих публично-правовые функции, например имущество музеев, также попадает под иммунитет). Согласно действующему законода­тельству (ст. 126 ГК РФ) государство не несет ответственности за действия своих предприятий (исключение - федеральные казенные предприятия, по обязательствам которых государство несет субсиди­арную ответственность), а последние не отвечают по долгам государ­ства. Данные положения распространяются в равной степени и на сферу внешней торговли.

Владение, пользование и распоряжение государственной соб­ственностью за рубежом регламентируется целой серией законода­тельных актов России. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 14 (в ред. от 18 сентября 1995 г.) «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом», решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются Правительством РФ.

Правительство РФ принимает решения о приобретении в федераль­ную собственность недвижимости за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций у юридических лиц, находящихся за рубежом.

В постановлении также говорится о порядке сдачи в аренду зару­бежного недвижимого имущества, закрепленного на балансе государ­ственных предприятий и учреждений, и др. Установлено, что Госком­имущество РФ (сейчас Министерство имущественных отношений РФ) является полномочным представителем Правительства РФ по воп­росам правопреемства в отношении зарубежной федеральной соб­ственности, за исключением «распределенного» имущества, а также выступает учредителем и участником от имени Российской Федера­ции в находящихся за рубежом юридических лицах.

Согласно Указу Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 733 «Об уп­равлении федеральной собственностью, находящейся за границей», для управления зарубежной федеральной собственностью за границей создаются акционерные общества на основе находящегося на терри­тории иностранных государств имущества РФ.

В соответствии с Указом Президента от 23 октября 2000 г. рас­положенные за рубежом служебные здания, сооружения, жилые дома, другое недвижимое имущество, находящееся на балансе государ­ственных органов РФ (за исключением объектов МИД РФ), переданы в ведение Управления делами Президента РФ. Таким образом, лишь два государственных органа в России вправе осуществлять управле­ние государственной собственностью за рубежом - МИД РФ (в отно­шении имущества, необходимого для осуществления его функций) и Управление делами Президента РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г, № 10 был утвержден Порядок отчуждения федерального недвижимого имуще­ства, расположенного за пределами РФ. В соответствии с Порядком решение об отчуждении (продаже, обмене, залоге, дарении) такого имущества принимается Правительством РФ по предложению МИД РФ, Управлением делами Президента РФ - по представлению специ­альной Межведомственной комиссии по обеспечению эффективного использования собственности РФ, находящейся за рубежом, и защи­те имущественных интересов РФ. На основании акта Правительства РФ об отчуждении имущества Министерство имущественных отношений РФ совместно с заинтересованным федеральным органом заключает договор об отчуждении имущества.

Такое обилие законодательного регулирования нельзя признать излишним на фоне имевших место многочисленных фактов злоупот­реблений с зарубежной собственностью России.

Так, например, в 1992 г. российский министр, временно занимая пост заместителя председателя Правительства России, выдал от имени Рос­сийской Федерации доверенность, на основании которой действующий по этой доверенности поверенный продал одной немецкой фирме нахо­дящийся в Берлине Российский дом науки и культуры (!), По действо­вавшему в тот момент законодательству России только Правительство РФ могло выдавать доверенности на совершение подобного рода сделок. Благо, что впоследствии немецкий суд согласился с доводами россий­ской стороны и признал договор купли-продажи недействительным как заключенный лицом, не имеющим полномочий на распоряжение таким имуществом.

Определенные особенности носит сотрудничество в области регу­лирования отношений собственности в рамках СНГ. В соответ­ствии с Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г. стороны Соглашения взаимно при­знали переход в их собственность имущества организаций бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях сторон. Кро­ме того, было установлено, что собственность сторон, их граждан и юридических лиц пользуется полной и безусловной правовой за­щитой, обеспечиваемой стороной, на территории которой она нахо­дится. Принудительное изъятие этой собственности допускается как исключение лишь с выплатой государством владельцу компенсации.

По другому Соглашению - о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом 1992 г. - государства-участники распре­делили движимую и недвижимую собственность бывшего СССР за рубежом в соответствии со шкалой фиксированных долей (Россия -61,34%, Украина - 16,37%, Беларусь - 4,13%, Казахстан - 3,86%, Узбекистан - 3,27% и т.д., без доли Прибалтийских государств, составляющей 4,77%). В последующие годы между странами СНГ и Россией были заключены соглашения, согласно которым Россия приняла на себя все обязательства бывшего СССР по внешнему долгу (около 70 млрд. долл.) в обмен на имущество бывшего СССР, находящееся за рубежом (по некоторым оценкам, его стоимость достигает 500 млрд. долл., однако проблема в том, что оно до конца не инвен­таризировано, и к тому же значительная часть имущества еще не найдена).

Следует отметить, что еще в Указе Президента РФ от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было в одностороннем порядке заявлено, что «Российская Федерация как государство-продолжатель Союза ССР принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обяза­тельств, связанных с использованием этой собственности».

Режим собственности российских физических и юридических лиц за рубежом. Режим собственности российских физических и юри­дических лиц за рубежом (включая имущество Русской православной церкви) определяется прежде всего законодательством соответству­ющего иностранного государства в соответствии с законом места нахождения вещи (lex rei sitae).

В частности, еще во времена СССР советские граждане, не имея возможности у себя в стране владеть на праве частной собственности землей и другими объектами недвижимости, могли быть собственни­ками этих объектов в соответствующих иностранных государствах. Однако часто иностранные государства, пытаясь ограничить указан­ные возможности, отказывали советским гражданам в праве на вла­дение недвижимостью, поскольку этим правом советские лица не обладали в соответствии с их личным законом. По существу подмена коллизионного начала места нахождения имущества (lex rei sitae) личным законом (lex personalis) в отношении прав советских граж­дан на владение имуществом в иностранных государствах означала не что иное, как их дискриминацию.

В этой связи нелогичным выглядит положение ст. 1196 ГК РФ, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Следуя буквально тексту данной статьи, российский гражданин располагает на территории иностранного государства той правоспособностью, которая предусмотрена российским правом, а не правом соответствующего иностранного государства. Очевидно, что гражданская правоспособность, то есть право иметь права и обязанности, в частности право приобретения имущества в собственность, должна определяться правом того госу­дарства, на территории которого находится гражданин.

Нелогичными выглядели также положения прежнего российского валютного законодательства, ограничивающие возможность российских лиц в приобретении собственности за рубежом. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. на приобретение недвижимости за ру­бежом, покупку акций иностранных компаний, открытие счетов в зарубежных банках требовалась лицензия ЦБ РФ. При этом сделки, направленные в обход Закона, признавались недействительными, и все полученное по ним взыскивалось в доход государства. Однако данные жесткие правила валютного законодательства, направленные на пре­дотвращение вывоза капитала за рубеж, не достигали желаемого эф­фекта. В частности, имелось лишь несколько примеров обращения в ЦБ РФ за разрешениями на приобретение недвижимости за рубе­жом, что было несопоставимо с реальными масштабами заключения таких сделок.

Новый ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. (в ред. от 29 июня 2004 г.) не предусматривает таких ограничений. В то же время в Законе сохранен контроль за открытием счетов резидентами в иностранных банках. Так, в соот­ветствии с п. 1 ст. 12 Закона резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организа­ции экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Следова­тельно, возможны ограничения на открытие счетов в тех странах, которые не участвуют в вышеупомянутых организациях.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные коллизионные привязки для регули­рования отношений собственности по российскому за­конодательству?

2. Каковы основные аргументы сторонников и противни­ков экстерриториального действия законов о национа­лизации?

3. В чем состоит порядок распоряжения собственностью РФ за рубежом?

4. Каков режим собственности российских физических и юридических лиц за рубежом?

Литература для дополнительного изучения

1. Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: исто­рия и современность // Законодательство. 1999. № 2-3;

2. Богуславский ММ. Современные правовые вопросы возвращения культурных ценно­стей в страну их происхождения // Государство и право. 1992. № 11;

3. Он же. Распоряжение собственностью России, находящейся за рубежом / Между­народное частное право: современная практика. Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: ТОН-Острожье, 2000;

4. Вещные права по законодательству стран континентальной Европы // Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнитель­но-правовое исследование / Рук. авт. колл. В.В. Залесский. М.: НОРМА, 2000;

5. Вилков Г.Е. Национализация и международное право. М., 1962;

6. Лаптев В.В. Вопросы собственности в современном международном частном праве // Вопросы международного частного права. М., 1956;

7. Молчанов С.Н. К вопросу о реституции культурных ценностей // МЖМП. 1998. № 4;

8. Сироткин В.Г. Золото и недвижимость России за рубежом. 2-е изд. М., 2000;

9. Сметанин А.В. Правовое регулирование использования федеральной недвижимости, находящейся за рубежом // Адвокат. 2004. № 5;

10. Фархутдинов И.З. Международное инвестицион­ное право: проблемы принудительного изъятия иностранной собствен­ности // МЖМП. 2004. № 2;

11. Харченко В.В. Порядок осуществления Российской Федерацией правомочий собственника за рубежом // Жур­нал международного частного права. 1997. № 1 (15).

Имущество государства и его лиц может находиться на территории другого государства постоянно или временно. Это может быть движимое и недвижимое имущество; федеральная собственность, собственность субъектов Федерации; собственность муниципальных образований; собственность физических и юридических лиц РФ. Значительная часть имущества за границей принадлежит Русской Православной церкви, различным благотворительным и общественным организациям.

В состав государственного имущества, находящегося за границей, входят акции, ценные бумаги, доли и паи в юридических лицах, недвижимость. Правовой статус государственной собственности за рубежом определяется российским законодательством, правом страны места нахождения имущества и международными договорами РФ. Российское законодательство определяет, какие государственные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду и т.п.

В соответствии с законодательством РФ управление государственной собственностью РФ за рубежом осуществляет Правительство РФ. От имени Правительства властные функции по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом, распоряжение этой собственностью и контроль за эффективным ее использованием осуществляет Министерство РФ по управлению государственным имуществом, которое является полномочным представителем Правительства РФ.

Решения о приобретении в федеральную собственность недвижимого имущества за рубежом, ценных бумаг, паев, долей и акций в находящихся за границей юридических лицах за счет федерального бюджета принимаются Правительством РФ. Оно также принимает решения о продаже, мене, залоге, дарении и изъятии такого имущества.

Сдача в аренду недвижимого имущества, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений, на срок до одного года осуществляется самостоятельно этими предприятиями; на срок до пяти лет — по согласованию с Мингосимуществом РФ; на срок свыше пяти лет — по решению Правительства РФ. При приватизации государственных предприятий закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий и продажи их на конкурсах и аукционах.

Российское законодательство устанавливает порядок участия РФ в находящихся за границей юридических лицах. Учредителем и участником от имени РФ выступает Мингосимущество РФ, которому по решению Правительства РФ предоставлено право вносить федеральную собственность в уставные капиталы таких юридических лиц (за исключением имущества, закрепленного за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения). Государственное предприятие осуществляет оплату уставного капитала юридических лиц (выкуп долей, паев, акций) по согласованию с Мингосимуществом.

Порядок и условия приобретения за границей государством, государственными и частными лицами РФ недвижимого имущества полностью подчиняется законодательству государства места нахождения имущества.

Государственная собственность пользуется за границей особым режимом — иммунитетом собственности государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, проявляется в том, что эта собственность не может быть объектом насильственных мер со стороны государства места нахождения имущества. Собственность государства без согласия собственника не может быть подвергнута отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильственно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц.

Такая собственность не просто изымается из-под действия принудительных мер судебного характера; к ней не могут применяться и административные меры; она не может быть объектом взыскания по любым внесудебным требованиям (в частности, не может быть национализирована).

В настоящее время в связи с повсеместным признанием функционального иммунитета государства имеет место отказ от безусловного иммунитета собственности иностранного государства и от связанной с ним доктрины акта государства (если государство владеет имуществом и заявляет, что это имущество принадлежит ему, то в суде другого государства такое заявление не может подвергаться сомнению).

Практика показывает, что по частноправовым сделкам государства имеет место наложение ареста на его имущество в порядке предварительного обеспечения иска. Однако такие случаи достаточно редки; обращение взыскания на имущество иностранного государства производится только по вступившему в законную силу решению суда.

Даже в российской правовой доктрине уже признано, что государство не всегда может претендовать на иммунитет его собственности, а в некоторых случаях не может и ссылаться на иммунитет такой собственности. На практике иммунитет собственности иностранного государства определяется законодательством государства места нахождения собственности и международным правом.

Российское предприятие, за которым государственное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, является юридическим лицом и осуществляет в отношении такого имущества права и обязанности собственника. Оперативную работу по экспорту и импорту ведут внешнеэкономические объединения РФ, созданные в различных правовых формах (в том числе полностью или частично принадлежащие государству). Такие предприятия и объединения — это самостоятельные юридические лица, по обязательствам которых государство не несет ответственности; имущество подобных предприятий не может пользоваться иммунитетом.

В отношении внешнеэкономических объединений (государственных промышленных предприятий) полностью действует принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц (за некоторыми изъятиями в отношении казенных предприятий). Имущество предприятия не пользуется иммунитетом от предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения, если речь идет об обязательствах этого предприятия.

В ином положении находятся государственные юридические лица, финансируемые из государственного бюджета, не занимающиеся частнопредпринимательской деятельностью, а осуществляющие государственные или публично-правовые функции (например, музеи). Такие лица пользуются судебным иммунитетом и иммунитетом собственности на равных основаниях с государством (решение Парижского суда Большой инстанции от 16 июня 1993 г.).

Вопрос об иммунитете собственности иностранного государства часто возникает в связи с иммунитетом государственных торговых судов. В Протоколе 1974 г. к Договору о торговом судоходстве между РФ и Великобританией 1968 г. предусмотрено, что морские суда и грузы, принадлежащие на праве собственности одному государству, не будут подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда другого государства. Однако государство-собственник обязано принимать в таких случаях необходимые административные меры для исполнения решения суда другого государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. признает полный иммунитет только государственных некоммерческих судов.

Особый режим предоставляется собственности иностранного государства и в области налогообложения. Это закреплено и в национальном законодательстве, и в международных соглашениях. Например, по законодательству США, собственность, которая принадлежит иностранному государству и используется для официальных целей, освобождается от общего и специального налогообложения. Обложение налогом недвижимости, принадлежащей иностранному правительству, находится в США в компетенции местных властей.

Судебная практика США — в силу принципа иммунитета к иностранным правительствам не могут предъявляться иски по поводу налогообложения их собственности, находящейся в США. В консульской конвенции между США и РФ закреплено, что недвижимость в США, принадлежащая российскому государству и используемая в официальных целях, подлежит освобождению от всех федеральных, штатных и местных налогов.


Государственная собственность — это такая форма собственности, при котором имущества, принадлежат полностью или частично, в виде долевой собственности.

Муниципальная собственность — это имущественный состав муниципального образования, куда входит недвижимость, движимость и земельные участки [1].

Споры по поводу определения и подходов к определению собственности возникали еще со времен Аристотеля, Смитта, Маркса, Кейнса, которые не утихает и по сей день.

В своем простейшем определении собственность означает принадлежность вещей, духовных, материальных ценностей определенным лицам. Однако в мире редко существует одна форма собственности в чистом виде, существуют лишь смешанные формы в пределах одного объекта и субъекта. Таким образом, собственность представляет достаточно иерархическую структуру. Поэтому и управление такой системой представляет собой сложный процесс. Для того, чтобы отразить роль собственности в современном мире, следует изучить опыт других передовых зарубежных стран.

Современная структура представляет сочетание 2 категорий собственности: государственной и частной, поэтому ведется постоянная борьба, ведь государственный и частный бизнес является непримиримыми соперниками. И не всегда передача государственного имущества в частный сектор будет являться эффективной, но и иногда будет опасной для благополучия граждан страны.

Зарубежная практика

Процессы управления государственной собственностью, протекающие во многих передовых странах являются схожими. Поэтому целесообразно будет выделить 3 модели: англо-американскую, японскую и немецкую.

Самой эффективной является модель США. Государственное имущество США включает: здания (55,3 % от общей суммы), сооружения, оборудование (36,7 %) и земля (8 %). Передача государственных предприятий в оперативное управление и эксплуатацию частным корпорациям является особенностью американской модели управления госсектором [2].


Рис. 1. Гос. имущество США

Государственные капиталовложения являются главными объектами научных исследований (рис. 2).


Рис. 2. Виды гос. собственности в США.

Управление государственной собственностью в стране восходящего солнца похожа на американскую и германскую. Структура же частной собственности имеет свои специфические особенности. Экономическая структура Японии была представлена несущественным числом финансово-промышленных конгломератов, собственность которых была в руках отдельных семейных кланов [3].


Рис. 3. Структура гос. сектора Японии

Что же касается управления собственностью в Германии, то основная доля активов также, как и в описанных выше моделях приходится на корпоративную собственность, однако корпорации Германии, я считаю, во многом отличаются от традиционных. Общеизвестный факт, что три универсальных немецких банка играют в корпорациях основную роль, а в некоторых областях страны государственные банки являются ключевыми акционерами [4].

Средняя Азия является зоной стратегических интересов Великобритании, Турции, США. Но не просто так объявлено, а именно значительная часть специальных служб, и таможня, и наркоконтроль, и пограничная служба, и полицейские службы финансируются Госдепом США. Здесь видно, что там где американцы объявляют свои интересы и начинают платить, как только режим перестает выполнять необходимость реализации каких-то целей патроном, там сразу происходит переворот, не зря видно, что в Киргизии произошло три, мягко скажем, государственных переворотов. На основе большинство исследований, что частные компании показывают более высокую производительность, чем государственные компании. Иностранная собственность имеет положительное влияние на компании [5].

Отечественная практика

Для решения проблемы управления активами в Российской Федерации необходимо с учетом зарубежного опыта разработать методологию управления собственностью, включающую различные приемы и методы, учитывающие многообразие и особенности видов и типов этой собственности, а также ее исторического развития в нашей стране.


Рис. 4. Структура собственности в России

Предложения и рекомендации

Обобщая опыт стран, проводящих реформы, необходимо разработать научно-методические основы управления, включающие:

1. Четкую выработку национальной политики и законодательное закрепление в сфере управления имуществом. У внутренней политики государства ни в коем случае не должна быть прозрачность управления имуществом.

2. Ясное осознание стоимости владения и пользования недвижимым имуществом. Государство должно ориентироваться в ценовой политике.

3. Информационная система управления имуществом, должна содержать точные сведения, быть обще и легкодоступными народу и постоянно обновляться. С помощью открытости будет видна работа государства в целом.

4. Внедрение системы ясной бухгалтерской и финансовой отчетности. Она не должна содержать каких-либо спорных, неточных моментов.

5. Правильный баланс между ролью лидерства и собственника. Необходимо отделить собственность на имущество от управления им. Собственник четко должен представлять, каким имуществом и как он владеет.

6. Привлечение в управление объектами собственности и работников компаний, увеличение заинтересованности в воспроизводстве отношений собственности. За счет этого, на мой взгляд, гораздо повысится эффективность управления объектами.

7. Обеспечение сочетания 3 уровней интересов: собственников, менеджмента и персонала, в специальном органе управления, как это делается в Германии, что как мы знаем приносим свои плоды.

8. Нуждается в дальнейшем совершенствовании и традиционные методы управления, такие как аренда или продажа. Необходимо их развитие по примеру стран ближнего зарубежья, где эти методы очень развиты.

1. Кошкин, В. И., Шупыро, В. М. Управление государственной собственностью: учеб. для вузов — М.: Инфра-М. 2003. — 566с.

2. Taylor & Francis Group Europa World Year, Том 1

3. Mr. Op Rady THE GENERAL INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS RESEARCH From January 15 to May 16, 2002

4. Laura Anne German Center for International Forestry Research (CIFOR) «Hybrid institutions»: applications of common property theory beyond discrete property regimes Home > Vol 4, No 1 (2010) >German

5. Ермоленко Дарья Владимировна, к.э.н., Научный журнал КубГАУ, № 49(05), 2009 года, «Анализ зарубежной практики управления собственностью».

Основные термины (генерируются автоматически): государственная собственность, собственность, США, имущество, форма собственности.

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

Под данным видом собственности понимается переданное в собственность государственных корпораций имущество Российской Федерации.

Однако государственная форма собственности также не подходит для определения собственности корпораций, потому что.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике

− коллективная собственность.

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо

Самой распространенной в США организационно-правовой формой социальных.

К вопросу о понятии приватизации государственного.

. приватизации, происходящей в США в те годы (заключение контрактов на обслуживание, где государство сохраняло контроль над собственностью).

собственности на имущество от государства к частным лицам, как форму отчуждения государственной собственности, как.

Охрана института собственности на Западе | Статья в журнале.

В последнее время в экономически развитых странах снижается доля различных форм частной собственности в экономике: падает значение индивидуальной (частной), собственности и, напротив, возрастает роль государственной собственности.

Совместная собственность на капитал | Статья в сборнике.

Смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности.

О насущном вопросе: определение понятий «собственность».

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть

собственность, отношения, владение, пользование, распоряжение, право собственности.

что «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале.

Последняя прямо названная в законодательстве форма собственности — муниципальная собственность — означает имущество, принадлежащее на

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная собственность.

Ипотека: история и современность | Статья в сборнике.

При данной форме залога к кредитору переходило только владение заложенной вещью, а не право собственности на нее.

Порядок обращения взыскания на заложенное имущество в США законодательно устанавливается не на

Основная форма государственной поддержки.

Внешние. 5. Форма собственности на инвестиционные ресурсы.

Вложение капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества (капитальных

‒ Покупка других имущественных и неимущественных прав, включая права на объекты интеллектуальной собственности [3, 84 с.].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: