Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования

Обновлено: 28.04.2024

Многие государственные услуги в настоящий момент имеют полностью или частично цифровой интерфейс, используемый для взаимодействия заявителей с органами власти. Однако даже если форма услуги представлена в режиме онлайн, некоторые органы власти по-прежнему осуществляют обработку данных при помощи устаревших бумажных процедур.

В рамках проекта по досудебному обжалованию реализуется единая цифровая платформа решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольными (надзорными) органами.

Константин Цветов, руководитель проектной группы по реализации проекта Аналитического центра при Правительстве России рассказал более подробно о проводимом эксперименте на конференции «Организация предоставления государственных услуг в условиях цифровой экономики. Итоги работы и перспективы развития», организованной Фондом социального страхования России.

Как отметил эксперт, миссия современного цифрового государства — это формирование системы государственного контроля (надзора), основанного на принципах открытости.

«Система досудебного обжалования должна стать одним из важнейших элементов будущей системы контрольно-надзорной деятельности, взять на себя задачи по мониторингу качества контрольных мероприятий, проводимых органами, выявлению причин невыполнения обязательных требований, а также стать одним из механизмов актуализации системы обязательных требований», — рассказал Цветов.

Он добавил, что впервые процедура досудебного разрешения спора с контролируемым лицом, реализуемая самостоятельно органом власти по жалобе заявителя, обрела свое воплощение в формате нормы в составе федерального закона о госконтроле, принятого в июле 2020 года.

Эксперт отметил, что вступление в силу досудебного порядка разрешения споров для отдельных видов контроля предполагается уже с 1 июля 2021 года. Обязательный статус данный порядок приобретёт с 1 января 2023 года. Но уже сейчас Правительством Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и Минцифрой России запущен эксперимент по апробации совершенно нового механизма взаимодействия государства и бизнеса в процессе разрешения споров при осуществлении контрольных мероприятий в досудебном порядке. В эксперименте участвуют 3 пилотных органа власти — МЧС России, Росздравнадзор и Ростехнадзор. А также прорабатываются подходы к цифровизации процедуры досудебного обжалования, модернизируются внутренние административные процессы, систематизируются и актуализуются нормативные регламенты.

«Важнейшим принципом новой системы является дистанционная форма взаимодействия контролируемого лица и контрольно-надзорного органа за счет полной цифровизации процесса («без бумаги»), а также реализация механизма решения спорных ситуаций по фаст-треку (укороченные сроки рассмотрения и реагирования)», - отметил эксперт.

Подача жалобы предполагается исключительно в электронном виде с использованием Единого портала государственных услуг, а рассмотрение – с помощью специальной системы досудебного обжалования, либо ведомственных информационных систем контрольных органов. Сроки подачи жалобы для заявителя строго ограничены законодательно, но могут быть продлены при документарном подтверждении заявителя.

Общий срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней. Этот срок можно продлить в случае необходимости, а, в случае отсутствия важных документов, контрольный орган вправе запросить их у заявителя.

За счет перевода процедуры досудебного обжалования в цифровую среду предполагается максимально упростить для заявителя механизм подачи жалобы, исключив формальные шаги и уменьшив до минимума набор документов, которые ему необходимо представить, а для контрольного органа это позволит значительно снизить трудозатраты, и, сократить срок рассмотрения обращения.

Внедрение цифровых инструментов формирования аналитики причин жалоб позволит в перспективе проводить мониторинг качества контрольных мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, выявлять причины невыполнения обязательных требований и участвовать в актуализации системы обязательных требований.

Контроль за процессом рассмотрения жалобы, включая получение итогового решения, может выполняться заявителем со своего смартфона.

Напомним, что система досудебного обжалования должна быть полностью внедрена в 2023 году. Для апробации нового механизма решено провести эксперимент. Порядок его организации и проведения закреплен постановлением Правительства РФ от 24 июля 2020 г. № 1108.

Ответственным за разработку методологического блока эксперимента является Минэкономразвития России, техническим заказчиком проекта – Минцифры России. К формированию общей идеологии проекта также привлечены специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора, а также представители экспертного сообщества и бизнес-объединений.

Для проведения эксперимента на первом этапе выбраны самые популярные виды контроля и самые «активные» ведомства.

Эксперимент проводится в 4 субъектах РФ: Москва, Московская область, Краснодарский край, Самарская область.

Подать жалобу можно через портал госуслуг в разделе «Жалоба на решение контрольных органов».

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности (далее – Политика) определяет общие условия порядка обработки персональных данных пользователей в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее - ФГИС ДО).

1.3. Обработка персональных данных в ФГИС ДО осуществляется на основании:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
  • законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
  • законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;
  • законодательства Российской Федерации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • законодательства Российской Федерации в сфере электронной подписи;
  • законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»;
  • постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. № 107 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;
  • иных нормативных правовых актов и актов ненормативного характера, которыми на Оператора ФГИС ДО возложены обязанности, реализуемые в процессе эксплуатации ФГИС ДО.

1.4. ФГИС ДО осуществляет обработку следующих данных:

  • имя;
  • фамилия;
  • отчество;
  • СНИЛС;
  • номер мобильного телефона;
  • адрес электронной почты;
  • адрес проживания физического лица;
  • ОГРН;
  • КПП;
  • адрес регистрации юридического лица;
  • рабочий адрес электронной почты сотрудника ведомства;
  • группы доступа, в которых состоит сотрудник ведомства;
  • адрес ведомства.

1.5. Персональные данные, переданные из учетной записи лица в ЕСИА, при авторизации в ФГИС ДО, обрабатываются на стороне ведомства, назначенного исполнителем по жалобе.

1.6. Хранение персональных данных, обрабатываемых ФГИС ДО, осуществляется в базах данных, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. Оператор ФГИС ДО обрабатывает персональные данные пользователей с целью обеспечения процесса досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

3. Доступ третьих лиц к персональным данным

3.1. Оператор ФГИС ДО может передать персональные данные пользователя третьей стороне в следующих случаях:

  • если пользователь дал согласие на осуществление передачи своих данных третьей стороне;
  • если передача необходима в рамках установленной законодательством Российской Федерации процедуры.

4. Способы обработки персональных данных и обязанности Оператора ФГИС ДО по защите персональных данных.

4.1. Оператор ФГИС ДО обязан принимать необходимые организационные и технические меры для обеспечения конфиденциальности, целостности, сохранности и доступности персональных данных пользователей.

4.2. Обработка персональных данных в ФГИС ДО осуществляется как автоматическим, так и автоматизированным способом.

4.3. При обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, Оператор ФГИС ДО обязуется соблюдать требования о раздельном хранении персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, определении мест хранения персональных данных и лиц, имеющих доступ к персональным данным в ФГИС ДО, и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации к обработке персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации.

4.4. При обработке персональных данных автоматическим и автоматизированным способом Оператор ФГИС ДО обязан своевременно производить оценку соответствия ФГИС ДО требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты информации и соблюдать иные требования к автоматизированной обработке персональных данных.

4.5. При наличии согласия субъекта персональных данных или соответствующих федерального закона, акта Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации или акта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, обработка персональных данных в ФГИС ДО может быть поручена Оператором ФГИС ДО третьему лицу, которое, в свою очередь, обязано неукоснительно соблюдать все требования к обработке персональных данных, установленных законодательством Российской Федерации в сфере персональных данных, а также настоящей Политикой.

4.6. При обработке персональных данных в ФГИС ДО Оператор ФГИС ДО не осуществляет трансграничной передачи персональных данных.

4.7. Оператор ФГИС ДО обязан соблюдать законные права пользователей ФГИС ДО в сфере обработки персональных данных, в том числе содействовать реализации прав пользователя, указанных в Политике, а также соблюдать иные требования к обработке персональных данных, установленные законодательством Российской Федерации.

5. Сроки обработки персональных данных

5.1. Обработка персональных данных прекращается по достижению целей обработки персональных данных;

5.2. Обработка персональных данных пользователя ФГИС ДО прекращается в случае удаления пользователем своей учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации.

5.3. Обработка персональных данных прекращается в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных.

6. Права и обязанности пользователей ФГИС ДО при обработке их персональных данных в ФГИС ДО.

6.1. Пользователь ФГИС ДО имеет право:

  • направлять Оператору ФГИС ДО запросы на получение информации, касающейся обработки его персональных данных;
  • оспаривать и обжаловать действия Оператора ФГИС ДО в сфере обработки персональных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • направлять свои предложения, вопросы и жалобы по использованию ФГИС ДО в службу поддержки ФГИС ДО через форму обратной связи и в иной форме, допустимой законодательством Российской Федерации;
  • отозвать свое согласие на обработку своих персональных данных, предоставленное в целях изменения и обновления данных из государственных информационных систем в ФГИС ДО, посредством направления оператору ФГИС ДО соответствующего отзыва с приложением документов, подтверждающих личность субъекта персональных данных (копии паспорта и номера СНИЛС);
  • потребовать прекращения обработки своих персональных данных посредством направления Оператору ФГИС ДО требования об удалении своей учетной записи в ФГИС ДО;
  • реализовывать иные права, предоставленные ему законодательством Российской Федерации в сфере персональных данных и возникающие в связи с использованием ФГИС ДО.

6.2. Пользователь ФГИС ДО обязан:

  • самостоятельно обеспечивать сохранность своего пароля от учетной записи в ФГИС ДО и нести ответственность за негативные последствия в виде неправомерного использования своих персональных данных третьими лицами, наступившие в результате небрежного отношения пользователя ФГИС ДО к своему паролю от учетной записи;
  • предоставлять необходимую информацию в ФГИС ДО при обязательности ее использования в целях, указанных в пункте 2.1 Политики, а также, если предоставление такой информации обусловлено требованиями законодательства Российской Федерации;
  • обновлять обрабатываемые в ФГИС ДО персональные данные в случае их изменения, если автоматическое обновление указанных данных невозможно;
  • осуществлять иные обязанности в сфере персональных данных, когда такие обязанности возникают у субъекта персональных данных в ходе обработки его персональных данных в ФГИС ДО.

7. Дополнительные условия

7.1. Оператор ФГИС ДО вправе вносить в Политику изменения без согласия Пользователя ФГИС ДО по своему усмотрению в том числе, но не ограничиваясь, в случае, когда такие изменения обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы использования ФГИС ДО.

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2012 г. N 1198
"О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг"

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2013 г., 5 января 2015 г., 20 ноября 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 декабря 2018 г. - Постановление Правительства России от 20 ноября 2018 г. N 1391

Министерство экономического развития Российской Федерации - уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее - система);

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - оператором системы.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1241 постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Установить, что этапы и сроки создания и ввода в эксплуатацию системы определяются решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности с учетом сроков, предусмотренных пунктом 4 настоящего постановления.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации до 1 апреля 2013 г. утвердить по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации методические указания по обеспечению функционирования и использования системы.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 5 в пункт 4 внесены изменения

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

до 1 января 2015 г. создать систему в соответствии с настоящим постановлением;

до 1 января 2015 г. обеспечить ввод в эксплуатацию и функционирование системы.

ГАРАНТ:

О вводе в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг см. приказ Минкомсвязи России от 26 декабря 2014 г. N 500

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1241 в пункт 5 внесены изменения

5. Федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов, предоставляющим государственные услуги:

до 1 января 2015 г. обеспечить при необходимости доработку государственных информационных систем, используемых при досудебном (внесудебном) обжаловании решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, и в отношении которых ими осуществляются функции оператора, для обеспечения информационного взаимодействия системы с такими государственными информационными системами;

с 1 января 2015 г. обеспечить в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, представление в систему информации о поступивших после указанной даты жалобах на их решения и действия (бездействие), на решения и действия (бездействие) их должностных лиц и (или) федеральных государственных служащих, совершенные при предоставлении государственных услуг.

6. Реализация настоящего постановления федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, предоставляющими государственные услуги, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование их деятельности.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам территориальных государственных внебюджетных фондов использовать систему для обеспечения досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных ими, их должностными лицами или государственными (муниципальными) служащими при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2012 г. N 1198)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания и функционирования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система).

2. Функционирование системы обеспечивается с использованием элементов инфраструктуры взаимодействия, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Система состоит из следующих подсистем:

а) реестр жалоб на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - жалобы), состоящий из следующих разделов:

реестр жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами, федеральными государственными служащими, должностными лицами государственных внебюджетных фондов (далее соответственно - федеральный реестр, жалобы на федеральный орган);

реестр жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами, их должностными лицами, государственными гражданскими служащими органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно - региональный реестр, жалобы на орган субъекта Российской Федерации);

реестр жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных или муниципальных услуг органами местного самоуправления, их должностными лицами, муниципальными служащими (далее соответственно - муниципальный реестр, жалобы на орган местного самоуправления);

б) портал системы, обеспечивающий с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доступ к информационному ресурсу системы.

4. Реестры жалоб, указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения (далее - реестры), содержат информацию о жалобах, поступивших:

а) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством портала системы;

в) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

г) с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа, предоставляющего государственную услугу или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

д) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);

е) с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг;

ж) при личном приеме заявителей.

5. Информация о жалобах, содержащаяся в реестрах, включает в себя следующие сведения:

а) содержание жалобы, предусмотренное частью 5 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

б) справочная информация, в том числе дата поступления сведений о жалобе в систему, ее регистрационный номер в соответствующем реестре (состав справочной информации может быть расширен уполномоченным органом по ведению информационного ресурса системы по согласованию с оператором системы);

в) сведения о ходе рассмотрения жалобы, включая даты приема жалобы, передачи жалобы для рассмотрения уполномоченному лицу, подготовки и согласования проекта решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы (далее - решение по жалобе), и его подписания;

г) текст решения по жалобе или ссылка на электронный документ, содержащий текст решения по жалобе.

6. Доступ к системе обеспечивается после прохождения заинтересованными лицами или органами процедуры регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

7. Перед размещением в реестрах информация с помощью средств системы проходит автоматизированную формально-логическую проверку в течение 1 календарного дня со дня поступления информации в систему. Автоматизированная формально-логическая проверка предусматривает проверку правильности заполнения интерактивных форм и полей реестров. В случае отрицательного результата проверки информация не вносится в реестр, лицо, представившее информацию в систему, извещается об этом и вправе повторно представить информацию в систему для внесения в реестр с учетом необходимых исправлений.

8. При использовании заявителем системы посредством портала системы обеспечивается:

а) возможность подачи заявителем в электронной форме жалобы и иных документов (при наличии), подтверждающих доводы заявителя (далее - документы);

б) доступность для заполнения и (или) копирования заявителем шаблонов жалобы в электронной форме;

в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения жалобы, поданной любым способом;

г) возможность получения заявителем решения по жалобе, поданной любым способом;

д) возможность ознакомления с информацией об общем количестве поданных и рассмотренных жалоб.

9. Сведения о содержании жалобы, поданной заявителем в электронной форме через единый портал или с помощью заполнения им непосредственно на портале системы интерактивной формы жалобы, разрабатываемой оператором системы по согласованию с уполномоченным на ведение информационного ресурса системы органом, размещаются в системе после прохождения проверки, предусмотренной пунктом 7 настоящего Положения, автоматически в течение 1 рабочего дня со дня поступления информации в систему.

10. Сведения о содержании жалобы, поданной способами, указанными в подпунктах "б" - "г", "е" и "ж" пункта 4 настоящего Положения, размещаются в системе с приложением электронных образов жалоб и документов, поступивших на бумажном носителе, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение 1 рабочего дня со дня поступления жалобы и документов. Указанная информация размещается в системе уполномоченным на это государственным (муниципальным) служащим, должностными обязанностями которого является подготовка проекта решения по результатам рассмотрения жалобы, органа, в который поступила жалоба и документы (далее - уполномоченный служащий), следующим образом:

а) информация о жалобах на федеральный орган размещается в федеральном реестре уполномоченным служащим соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда;

б) информация о жалобах на орган субъекта Российской Федерации размещается в региональном реестре уполномоченным служащим соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального государственного внебюджетного фонда, если иное должностное лицо или орган не определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) информация о жалобах на орган местного самоуправления размещается в муниципальном реестре уполномоченным служащим соответствующего органа местного самоуправления, если иное должностное лицо или орган не определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

11. В случае если указанная в пункте 10 настоящего Положения информация содержится в информационной системе органа, уполномоченные служащие которого размещают информацию в системе, такая информация может быть размещена в системе в автоматизированном режиме посредством организации взаимодействия системы с иными информационными системами согласно пункту 17 настоящего Положения.

12. Размещение сведений о жалобах и документах, в том числе решений по жалобе, осуществляется уполномоченным служащим с использованием своей усиленной квалифицированной электронной подписи.

13. Информация о жалобе в систему не вносится в случае перенаправления жалобы органом, в который поступила жалоба, по причине отсутствия полномочий на ее рассмотрение в орган, уполномоченный на ее рассмотрение.

14. Доступ к информации о ходе рассмотрения жалобы и о решении по жалобе обеспечивается посредством портала системы в течение 1 рабочего дня со дня размещения соответствующей информации в реестрах.

Указанные сведения размещаются в соответствующем реестре уполномоченными служащими в течение 1 рабочего дня с даты завершения каждого из этапов рассмотрения жалобы, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения.

15. В случаях, указанных в пункте 9 настоящих Правил, размещенные с использованием портала системы сведения о содержании жалоб направляются для рассмотрения по принадлежности в информационные системы федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих государственные услуги, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, уполномоченными служащими посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

16. Органы, указанные в пункте 10 настоящего Положения, обеспечивают достоверность и актуальность размещаемой ими в системе информации о жалобе, в том числе о ходе рассмотрения жалобы и результатах ее рассмотрения.

17. Взаимодействие системы с иными информационными системами осуществляется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующем порядке:

а) уполномоченный орган по ведению информационного ресурса системы определяет случаи и условия подключения к системе других информационных систем и по согласованию с оператором системы требования к ним;

б) оператор системы определяет порядок подключения к системе других информационных систем и обеспечивает указанное подключение.

Утверждено Положение о федеральной госинформсистеме, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении муниципальных и госуслуг.

Система состоит из 2 подсистем. Это реестр жалоб на органы, предоставляющие услуги (включая внебюджетные госфонды), их должностных лиц, муниципальных и госслужащих, а также портал, обеспечивающий доступ к информресурсу системы с использованием Интернета.

Реестр состоит из 3 разделов. Они касаются федерального, регионального и муниципального уровней.

Реестры содержат информацию о жалобах, поступивших с использованием Интернета посредством портала, по почте, через многофункциональный центр предоставления услуг, через официальный сайт органа, предоставляющего услугу, порталы услуг, при личном приеме заявителей.

Информация о жалобах включает в себя их содержание, справочную информацию, сведения о ходе рассмотрения и тексты решений или ссылки на соответствующие электронные документы.

Доступ к системе обеспечивается после регистрации и авторизации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информсистем, применяемых для предоставления муниципальных и госуслуг в электронной форме.

Органом по ведению информресурса системы назначено Минэкономразвития России, оператором - Минкомсвязь России.

Система должна быть введена в эксплуатацию с 1 января 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 ноября 2012 г. N 271, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 48 ст. 6706

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2018 г. N 1391

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 5

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1241

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПРОЦЕСС ДОСУДЕБНОГО (ВНЕСУДЕБНОГО)

ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), СОВЕРШЕННЫХ

ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания и функционирования федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система).

2. Функционирование системы обеспечивается с использованием элементов инфраструктуры взаимодействия, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

3. Система состоит из следующих подсистем:

а) реестр жалоб на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - жалобы), состоящий из следующих разделов:

реестр жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами, федеральными государственными служащими, должностными лицами государственных внебюджетных фондов (далее соответственно - федеральный реестр, жалобы на федеральный орган);

реестр жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами, их должностными лицами, государственными гражданскими служащими органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее соответственно - региональный реестр, жалобы на орган субъекта Российской Федерации);

реестр жалоб, поданных на решения и действия (бездействие), совершенные при предоставлении государственных или муниципальных услуг органами местного самоуправления, их должностными лицами, муниципальными служащими (далее соответственно - муниципальный реестр, жалобы на орган местного самоуправления);

б) портал системы, обеспечивающий с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доступ к информационному ресурсу системы.

4. Реестры жалоб, указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения (далее - реестры), содержат информацию о жалобах, поступивших:

а) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством портала системы;

в) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

г) с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа, предоставляющего государственную услугу или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

д) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал);

е) с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг;

ж) при личном приеме заявителей.

5. Информация о жалобах, содержащаяся в реестрах, включает в себя следующие сведения:

а) содержание жалобы, предусмотренное частью 5 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

б) справочная информация, в том числе дата поступления сведений о жалобе в систему, ее регистрационный номер в соответствующем реестре (состав справочной информации может быть расширен уполномоченным органом по ведению информационного ресурса системы по согласованию с оператором системы);

в) сведения о ходе рассмотрения жалобы, включая даты приема жалобы, передачи жалобы для рассмотрения уполномоченному лицу, подготовки и согласования проекта решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы (далее - решение по жалобе), и его подписания;

г) текст решения по жалобе или ссылка на электронный документ, содержащий текст решения по жалобе.

6. Доступ к системе обеспечивается после прохождения заинтересованными лицами или органами процедуры регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

7. Перед размещением в реестрах информация с помощью средств системы проходит автоматизированную формально-логическую проверку в течение 1 календарного дня со дня поступления информации в систему. Автоматизированная формально-логическая проверка предусматривает проверку правильности заполнения интерактивных форм и полей реестров. В случае отрицательного результата проверки информация не вносится в реестр, лицо, представившее информацию в систему, извещается об этом и вправе повторно представить информацию в систему для внесения в реестр с учетом необходимых исправлений.

8. При использовании заявителем системы посредством портала системы обеспечивается:

а) возможность подачи заявителем в электронной форме жалобы и иных документов (при наличии), подтверждающих доводы заявителя (далее - документы);

б) доступность для заполнения и (или) копирования заявителем шаблонов жалобы в электронной форме;

в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения жалобы, поданной любым способом;

г) возможность получения заявителем решения по жалобе, поданной любым способом;

д) возможность ознакомления с информацией об общем количестве поданных и рассмотренных жалоб.

9. Сведения о содержании жалобы, поданной заявителем в электронной форме через единый портал или с помощью заполнения им непосредственно на портале системы интерактивной формы жалобы, разрабатываемой оператором системы по согласованию с уполномоченным на ведение информационного ресурса системы органом, размещаются в системе после прохождения проверки, предусмотренной пунктом 7 настоящего Положения, автоматически в течение 1 рабочего дня со дня поступления информации в систему.

10. Сведения о содержании жалобы, поданной способами, указанными в подпунктах "б" - "г", "е" и "ж" пункта 4 настоящего Положения, размещаются в системе с приложением электронных образов жалоб и документов, поступивших на бумажном носителе, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение 1 рабочего дня со дня поступления жалобы и документов. Указанная информация размещается в системе уполномоченным на это государственным (муниципальным) служащим, должностными обязанностями которого является подготовка проекта решения по результатам рассмотрения жалобы, органа, в который поступила жалоба и документы (далее - уполномоченный служащий), следующим образом:

а) информация о жалобах на федеральный орган размещается в федеральном реестре уполномоченным служащим соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда;

б) информация о жалобах на орган субъекта Российской Федерации размещается в региональном реестре уполномоченным служащим соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального государственного внебюджетного фонда, если иное должностное лицо или орган не определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) информация о жалобах на орган местного самоуправления размещается в муниципальном реестре уполномоченным служащим соответствующего органа местного самоуправления, если иное должностное лицо или орган не определены решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

11. В случае если указанная в пункте 10 настоящего Положения информация содержится в информационной системе органа, уполномоченные служащие которого размещают информацию в системе, такая информация может быть размещена в системе в автоматизированном режиме посредством организации взаимодействия системы с иными информационными системами согласно пункту 17 настоящего Положения.

12. Размещение сведений о жалобах и документах, в том числе решений по жалобе, осуществляется уполномоченным служащим с использованием своей усиленной квалифицированной электронной подписи.

13. Информация о жалобе в систему не вносится в случае перенаправления жалобы органом, в который поступила жалоба, по причине отсутствия полномочий на ее рассмотрение в орган, уполномоченный на ее рассмотрение.

14. Доступ к информации о ходе рассмотрения жалобы и о решении по жалобе обеспечивается посредством портала системы в течение 1 рабочего дня со дня размещения соответствующей информации в реестрах.

Указанные сведения размещаются в соответствующем реестре уполномоченными служащими в течение 1 рабочего дня с даты завершения каждого из этапов рассмотрения жалобы, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения.

15. В случаях, указанных в пункте 9 настоящих Правил, размещенные с использованием портала системы сведения о содержании жалоб направляются для рассмотрения по принадлежности в информационные системы федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих государственные услуги, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, уполномоченными служащими посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

16. Органы, указанные в пункте 10 настоящего Положения, обеспечивают достоверность и актуальность размещаемой ими в системе информации о жалобе, в том числе о ходе рассмотрения жалобы и результатах ее рассмотрения.

17. Взаимодействие системы с иными информационными системами осуществляется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующем порядке:

а) уполномоченный орган по ведению информационного ресурса системы определяет случаи и условия подключения к системе других информационных систем и по согласованию с оператором системы требования к ним;

б) оператор системы определяет порядок подключения к системе других информационных систем и обеспечивает указанное подключение.

Подборка наиболее важных документов по запросу Фгис досудебное обжалование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Фгис досудебное обжалование

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А., Бондарева Э.С., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) В Российской Федерации создается государственная федеральная информационная система досудебного (внесудебного) обжалования, регулирование которой осуществляется федеральными законами и правовыми актами Правительства. В частности, принято и действует Постановление Правительства от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Что делать, если ГИБДД отказала в постановке автомобиля на учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме. В случае если жалоба была направлена через портал федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, то ответ направляется посредством системы досудебного обжалования (п. 17 Правил N 840).

Нормативные акты: Фгис досудебное обжалование

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" В Российской Федерации создается федеральная информационная система досудебного (внесудебного) обжалования, которая является федеральной государственной информационной системой. Создание и функционирование федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования регулируются федеральными законами и правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: