Это мастер в составлении судебных речей в древней греции

Обновлено: 25.04.2024

Исократ, Isokrates , 436-338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах школу красноречия, программа которой, кроме риторики, включала также изучение некоторых основ истории, литературы, истории права, и даже в некотором смысле психологии. Школа И. была первой в Европе средней общеобразовательной школой, которая должна была подготовить учеников к исполнению государственных должностей. В ней воспитывались ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликург, Дейнарх, историки — Теопомп, Эфор и др. И. развил также широкую политическую деятельность; из-за слабого голоса он не выступал публично, свои взгляды распространял при помощи политических брошюр, составленных в форме фиктивных речей, и публицистических листков. Во внутренней политике И. был сторонником олигархии, во внешней — идеей И. было объединение греческих городов для войны с Персией. Одержанная в той войне победа должна была освободить территории для переселенцев из перенаселенных областей Греции. Предводителей этого похода И. искал прежде всего в Афинах и Спарте, затем за пределами Греции; он видел его руководителя в Дионисии, тиране Сиракуз, а после его смерти — в Филиппе II, царе Македонии. Литературное наследие И. включает судебные речи, программные сочинения, политические брошюры и листки. Судебные речи датируются 403-390 гг. Это Против Эвфинуна на процессе без свидетелей (Pros Euthynun amartyros; 403 г.); Против Каллимаха (Pros Kallimachon paragrafe) Против Лойхита (Kata Loichitu epilogos; после 403), речь в защиту Алкивиада от обвинений Лисия; Против банкиров (Trapezitikos; ок. 394 г.), содержащая много интересной информации о торговле Афин с Босфором; Речь перед судом в Эгине (Aiginetikos; 390 г.). Риторическую программу И. представил в двух речах: Против софистов (Kata ton sofiston; 390 г.) и О обмене имуществом (Peri antidoseos; 353 г.); в этих речах И. осуждает ораторов, занятых пустыми делами и не заботящихся о форме и стиле своих речей, и софистов, предлагающих в своих риторических школах готовые образцы для подражания, не уделяя внимания общему образованию воспитанников; действиям противников он противопоставляет собственную программу, давая указания по поводу воспитания и образования молодежи, а также о композиции речей, их стиле и содержании. Особое внимание он обращает на содержание речи, ее нравственную направленность. В других речах И. полемизирует с софистическими декламациями Горгия и Поликрата; он ставит в упрек предшественникам их неумение, указывает ошибки, а затем демонстрирует, как следует выстраивать речи этого типа. 373 годом датируются три сочинения И., посвященные Никоклу, правителю Саламина на Кипре: Никоклея и Никокл или Киприоты, в которых автор дает рекомендации правителю и описывает обязанности подданного, и Эвагор, произведение восхваляющее умершего царя, отца Никокла. Это сочинение имеет существенное значение для истории литературы как самый ранний памятник прозаического похвального слова историческому лицу и образец для всей позднейшей литературы этого типа в Греции. Политические сочинения И. касаются прежде всего внутренней ситуации в Греции и проблемы войны с Персией. Самым ранним из них является знаменитый Панегирик (Panegyrikos; 386 г.), брошюра, написанная в форме речи на олимпийских играх; в ней И. высказывается в поддержку II Морского Союза. Платейская речь (Plataikos;373 г.) и Архидем (366 г.) представляет реакцию на экспансию Фив, призывает Афины прийти на помощь Платеям и Спарте в борьбе против этого города. Послание к Дионисию (367 г.) уговаривает тирана Сиракуз, чтобы он вступил в афинско-спартанский союз против Персии. В речи О мире (Peri eirenes; ок.357 г.) И. вновь агитирует за панэллинский мир и согласие. Проблемы внутренней политики Афин он решает в Ареопагитике (речи перед Ареопагом, после 355 г.). И., сомневавшийся в силе афинской демократии, выражает здесь уверенность в том, что возродить благоденствие и мощь Афин можно только вернувшись к законодательству Солона. С 346 г. И. посвящал все свои силы организации похода на Персию под предводительством Филиппа II Македонского. Этот вопрос затрагиваются в сочинениях Филипп (346 г.), Послания Филиппу (344 г.) и Послания Александру (342 г.). Политическим завещание И. стала Панафеянская речь (Panathenaikos;342-339 гг.), в которой он подводит итог своей политической деятельности, дополняя эти рассуждения литературной полемикой с софистами. Частное дело, просьба о возвращении Агенора из изгнания, содержится в письме И. к правителям Митилены (350 г.). Не сохранилась речь в честь Грилла, павшего под Мантинеей сына Ксенофонта. Не считаются подлинными Послание к Демонику, Послание Антипатру и третье послание к Филиппу (338 г.). И. был создателем теории классической греческой прозы; его главной заслугой было отделение языка прозы от языка поэзии (употребление поэтических выражений он допускал только в фиктивных речах), а также разработка ритмически расчлененного периода. И. предписывал всегда избегать зияний. Он был причислен к канону 10 аттических ораторов.

М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань» , 1998

Полезное

Смотреть что такое "Исократ" в других словарях:

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Список древнегреческих имен

Исократ — (436 338 гг. до н.э.) афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься. Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст… … Сводная энциклопедия афоризмов

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов … Большой Энциклопедический словарь

Исократ — (436 338 до н. э.), афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов. * * * ИСОКРАТ ИСОКРАТ (лат. Isocrates, греч. Исократис) (около 436… … Энциклопедический словарь

Исократ — (греч. Isokrates) (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского… … Античный мир. Словарь-справочник.

Исократ — (Isokrates) (436 до н. э., Афины, 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов (См. Софисты), испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей. Последовательно отстаивал… … Большая советская энциклопедия

ИСОКРАТ — (Isokratns) (436 338 до н.э.) др. греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к рых: Панегирик , Платейская речь , Филипп , Архидам , Ареопагитик , О мире ; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин.… … Советская историческая энциклопедия

Исократ — (Ίσοκράτης) афинянин, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436 338 г. до Р. Хр.). Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: царю македонян Филиппу,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.
Практическими потребностями было обосновано и появление теории красноречия. В IV в. до н.э. Аристотелем была написана «Риторика», в которой он обобщил теоретические основы ораторского искусства. Знаменитых ораторов одаряли почестями. Умению владеть словом хотели учиться, за учебу дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования.
Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного расцвета, роста культуры.
Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам - людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.
Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа - заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.
Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Это умение Платон называл «искусством гигантов мудрости».
Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен.
Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.
Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Искусные речи Горгия, игравшие роль политических памфлетов, призывавшие к борьбе против тиранов, привлекали внимание и прославили его имя. Речи Горгия изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры. Известен был Горгий и как логограф.
Популярным логографом был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Его знаменитая речь против Эратосфена направлена против одного из «30 тиранов».
Однако Лисий еще не выработал сложной техники доказательств, мало пользовался логическими доводами; главное внимание он уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Перед нами предстают картины повседневной жизни афинянина, описания его жилища. Мы видим мошенников, не соблюдающих законов, и хлебных спекулянтов, и пенсионера-инвалида, которого по доносу хотят лишить пенсии; слышим сурового и простодушного Евфилета, говорящего об убийстве Эратосфена.
Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.
Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ(436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей. Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому. Исократ явился создателем «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции.
В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
Знаменитым греческим оратором был Демосфен(384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах.
Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности - всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры.
Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений. Все его речи, например, «О венке», «Против Аристогитона», «За освобождение от повинностей», пронизаны мыслью, что все нравственно прекрасное заслуживает уважения.
Особенно хороша речь «О венке» («За Ктесифонта»). Демосфен выступил инициатором усовершенствования городских укреплений и вложил в это немало личных средств. Ктесифонт внес в Совет 500 предложение наградить Демосфена золотым венком, однако из-за протеста македонской партии награждение было отложено. Когда Александр Македонский одержал победу над Грецией, македонская партия начала процесс против Ктесифонта. По существу же это был процесс против Демосфена, вступившего в состязание с вождем македонской партии Эсхином.
Своеобразна композиция этой речи: оратор начинает и заканчивает ее обращением к богам. Главной частью является изложение существа дела, ясное по форме, полное динамики и экспрессии. Здесь рассуждение перемежается с повествованием. В речи большое количество изобразительных приемов: великолепная градация, метафоры, «вопрошания», риторические вопросы. Манера произнесения речей была очень бурной, оратор всегда стремился к максимальной внешней выразительности. Эратосфен утверждал, что во время произнесения речи Демосфена охватывало какое-то вакхическое неистовство. Особое значение придавал он интонационно-выразительным средствам. В результате упорного труда Демосфен овладел всеми лучшими качествами, которые были у других ораторов, хотя и все греческие ораторы мастерски владели правилами устной речи, законами логики, особенно рассуждений.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт ==> читать все изречения.

Судебное публичное говорение - один из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, каждая страна, народ вносят в него изменения, обоснованные потребностями общественной жизни [24] .

Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность, когда усилилось влияние демократической группировки и оживилась деятельность народных масс в жизни развитых греческих полисов, умение говорить убедительно, искусство публичной речи стало жизненно необходимым. Политическим деятелям приходилось публично отстаивать свои взгляды и интересы в Народном собрании или суде. И политическая судьба многих граждан Афин во многом зависела от умения говорить публично.

Практическими потребностями было обосновано и появление теории красноречия. В IV в. до н.э. Аристотелем была написана «Риторика», в которой он обобщил теоретические основы ораторского искусства. Знаменитых ораторов одаряли почестями. Умению владеть словом хотели учиться, за учебу дорого платили. Обучение риторике было высшей ступенью античного образования.

Практическое применение ораторское искусство получило в Сицилии. Там уже наметились его основные виды: политическое и судебное, распространившееся затем в Афинах в V в. до н.э. - период общественного расцвета, роста культуры.

Особенно распространенным жанром ораторского искусства были судебные речи. Судиться в Афинах было делом нелегким: института прокуроров не было, обвинителем мог выступать любой афинянин. Не было на суде и защитников. Знаменитые же законы Солона предусматривали, что каждый афинянин должен лично защищать свои интересы в суде. Не все афиняне обладали даром слова, не все умели хорошо говорить, вести спор, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Поэтому тяжущимся приходилось обращаться за помощью к логографам - людям, которые обладали ораторским талантом и составляли за плату тексты защитительных речей. Обвиняемый заучивал речь наизусть и в суде произносил ее от своего имени. На первом месте в речи стояло не убеждение в своей невиновности, а воздействие на чувства, стремление разжалобить судей, привлечь их на свою сторону.

Форма речи и искусство выступавшего играли не меньшую роль, чем содержание. Поэтому каждая судебная речь должна была начинаться вступлением, излагающим суть данного дела, для того чтобы заранее повлиять на судей. За вступлением шел рассказ о событиях, связанных с делом. Главная цель рассказа - заставить судей поверить в правдивость выступающего. В этой части использовались художественные элементы речи. Далее следовало доказательство. Заканчивалась речь эпилогом, который должен был вызвать сочувствие к обвиняемому и произвести особенно сильное воздействие. В соответствии с этим заключение было патетичным.

Суд в Афинах являлся общественной трибуной, на которой нередко сталкивались различные политические убеждения, и оратору было необходимо обладать знаниями и умением убеждать людей. Это умение Платон называл «искусством гигантов мудрости».

Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах.

Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.) представлял софистское направление в ораторском искусстве (греч. sophistes - искусник, мудрец). Софисты были прекрасными ораторами, владели законами логики, искусством спора, умели воздействовать на слушателей. Но их ораторское мастерство носило чисто формальный, показной характер. Считая, что понятие и сама истина относительны, софисты понимали цель ораторского искусства не как выяснение истины, а как убеждение слушателей в чем-либо во что бы то ни стало и выражали мнение, что любое положение можно доказать и опровергнуть.

Горгий обучал юношей из богатых семей практическому красноречию, умению логично мыслить и публично говорить. Слово, считал Горгий, есть великий властелин, так как оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить. Но чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Искусные речи Горгия, игравшие роль политических памфлетов, призывавшие к борьбе против тиранов, привлекали внимание и прославили его имя. Речи Горгия изобиловали метафорами, сравнениями, антитезами, предложениями с одинаковыми окончаниями. Разделение речи на равные части, противопоставленные по смыслу, симметрично построенные фразы с рифмой в конце известны как горгиевы фигуры. Известен был Горгий и как логограф.

Популярным логографом был Лисий (ок. 435-380 до н.э.), выдающийся судебный оратор, написавший более 200 речей. Его знаменитая речь против Эратосфена направлена против одного из «30 тиранов».

Однако Лисий еще не выработал сложной техники доказательств, мало пользовался логическими доводами; главное внимание он уделял убедительному изложению обстоятельств дела, образному рассказу. Перед нами предстают картины повседневной жизни афинянина, описания его жилища. Мы видим мошенников, не соблюдающих законов, и хлебных спекулянтов, и пенсионера-инвалида, которого по доносу хотят лишить пенсии; слышим сурового и простодушного Евфилета, говорящего об убийстве Эратосфена.

Древние критики отмечали умение Лисия создавать портреты, отражать характеры, психологию и стиль клиентов. Речи Лисия продуманы были от начала до конца: естественное вступление, образное повествование, отсутствие ложного пафоса, умеренность в использовании изобразительных средств (в основном - сравнения, повторы), краткость, строгий вывод. Лисий заложил основы композиции судебной речи.

Представителем пышного, торжественного красноречия был Исократ (436-338 до н.э.), ученик Горгия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей. Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому. Исократ явился создателем «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции.

В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили: 1) введение, цель которого - привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей; 2) убедительное изложение предмета выступления; 3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Знаменитым греческим оратором был Демосфен (384-322 до н.э.), который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах.

Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности - всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры.

Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений. Все его речи, например, «О венке», «Против Аристогитона», «За освобождение от повинностей», пронизаны мыслью, что все нравственно прекрасное заслуживает уважения.

Особенно хороша речь «О венке» («За Ктесифонта»). Демосфен выступил инициатором усовершенствования городских укреплений и вложил в это немало личных средств. Ктесифонт внес в Совет 500 предложение наградить Демосфена золотым венком, однако из-за протеста македонской партии награждение было отложено. Когда Александр Македонский одержал победу над Грецией, македонская партия начала процесс против Ктесифонта. По существу же это был процесс против Демосфена, вступившего в состязание с вождем македонской партии Эсхином.

Своеобразна композиция этой речи: оратор начинает и заканчивает ее обращением к богам. Главной частью является изложение существа дела, ясное по форме, полное динамики и экспрессии. Здесь рассуждение перемежается с повествованием. В речи большое количество изобразительных приемов: великолепная градация, метафоры, «вопрошания», риторические вопросы. Манера произнесения речей была очень бурной, оратор всегда стремился к максимальной внешней выразительности. Эратосфен утверждал, что во время произнесения речи Демосфена охватывало какое-то вакхическое неистовство. Особое значение придавал он интонационно-выразительным средствам. В результате упорного труда Демосфен овладел всеми лучшими качествами, которые были у других ораторов, хотя и все греческие ораторы мастерски владели правилами устной речи, законами логики, особенно рассуждений.

(436—338 до н. э.), афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов.

ИСОКРА́Т (лат. Isocrates, греч. Исокра́тис) (около 436 до н.э., Афины — 338 до н.э.), древнегреческий преподаватель риторики, теоретик ораторского искусства. Сын состоятельного владельца мастерской по производству флейт. В период правления в Афинах тридцати тиранов (см. ТРИДЦАТЬ ТИРАНОВ) Исократ руководил школой риторики на острове Хиос. В 403 он вернулся в Афины, около десяти лет был логографом (см. ЛОГОГРАФЫ) . Около 390 создал в Афинах собственную школу риторики, которая стала крупнейшей в Древней Греции. В программной речи «Против софистов» Исократ обосновал свои взгляды на обучение риторике. Он полагал, что риторика должна стать средством нравственного и политического воспитания. В курс обучения своей школы Исократ ввел историю, право, литературу, философию. Для становления оратора, по мнению Исократа, необходимы три составляющие: природное дарование, правильное обучение и постоянная практика.
Исократ пытался влиять на ход политических событий в Древней Греции. В 380 по случаю заключения Второго Афинского морского союза он написал «Панегирик». В этой речи он призывал греков объединиться для борьбы с общим врагом – Персидской державой. Позднее, убедившись в том, что ни Афины, ни Спарта не способны обеспечить единство греков, Исократ находит надежду в Македонии. В речах, обращенных к македонскому царю Филиппу II (см. ФИЛИПП II Македонский) , Исократ призывает того встать во главе общегреческого союза в борьбе с персами. В последней из известных речей Исократа — Панафинейской речи, призывы к единению уже смешиваются с предчувствием потери независимости греческими полисами. Исократ умер через несколько дней после битвы при Херонее в 338 и установления македонской гегемонии над всей Древней Грецией.
Из трудов Исократа до нас дошли тексты 21 речи, 9 писем и несколько фрагментов из пособий по обучению риторике. Сам Исократ не выступал перед слушателями из-за слабого голоса и природной застенчивости. Он получил известность как мастер письменного красноречия. Поэтому речи Исократа отличаются тщательной работой над словом. Каждая его фраза составляет художественное целое, смысловые части которого равномерно распределены и оформлены лексически. Исократ считал, что ораторская проза должна соперничать с поэзией. К недостаткам его стиля относят некоторую монотонность. Исократ создал жанр наставительной речи и прозаического энкомия (хвалебной песни), который впоследствии послужил образцом для панегириков (см. ПАНЕГИРИК) в честь эллинистических и римских правителей. Исократ и его школа оказали сильнейшее влияние на развитие античного ораторского искусства.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "Исократ" в других словарях:

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Список древнегреческих имен

Исократ — (436 338 гг. до н.э.) афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься. Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст… … Сводная энциклопедия афоризмов

Исократ — Исократ, Isokrates, 436 338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах … Античные писатели

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов … Большой Энциклопедический словарь

Исократ — (греч. Isokrates) (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского… … Античный мир. Словарь-справочник.

Исократ — (Isokrates) (436 до н. э., Афины, 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов (См. Софисты), испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей. Последовательно отстаивал… … Большая советская энциклопедия

ИСОКРАТ — (Isokratns) (436 338 до н.э.) др. греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к рых: Панегирик , Платейская речь , Филипп , Архидам , Ареопагитик , О мире ; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин.… … Советская историческая энциклопедия

Исократ — (Ίσοκράτης) афинянин, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436 338 г. до Р. Хр.). Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: царю македонян Филиппу,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Исократ" в других словарях:

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом… … Список древнегреческих имен

Исократ — (436 338 гг. до н.э.) афинский оратор и публицист, учитель Демосфена, основатель знаменитой школы красноречия в Афинах Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься. Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст… … Сводная энциклопедия афоризмов

Исократ — Исократ, Isokrates, 436 338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах … Античные писатели

ИСОКРАТ — (436 338 до н. э.) афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов … Большой Энциклопедический словарь

Исократ — (436 338 до н. э.), афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов. * * * ИСОКРАТ ИСОКРАТ (лат. Isocrates, греч. Исократис) (около 436… … Энциклопедический словарь

Исократ — (греч. Isokrates) (436 338 до н. э.) Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского… … Античный мир. Словарь-справочник.

Исократ — (Isokrates) (436 до н. э., Афины, 338 до н. э., там же), древнегреческий публицист. Ученик софистов (См. Софисты), испытал также влияние Сократа. И. писал политические памфлеты, которым придавал форму речей. Последовательно отстаивал… … Большая советская энциклопедия

ИСОКРАТ — (Isokratns) (436 338 до н.э.) др. греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к рых: Панегирик , Платейская речь , Филипп , Архидам , Ареопагитик , О мире ; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин.… … Советская историческая энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: