Если адвокат не выбрал организационно правовую форму своей работы

Обновлено: 27.04.2024

1. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

2. После регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе осуществлять предусмотренные настоящим Федеральным законом функции адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов либо их органов, за исключением функций, предусмотренных статьей 44 настоящего Федерального закона.

3. В течение шести месяцев со дня регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои организационно-правовые формы в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, основанных на членстве и отвечающих признакам некоммерческой организации, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется по решению общего собрания соответствующего адвокатского образования путем его реорганизации (выделения, разделения, преобразования) в одно или несколько адвокатских образований организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Контроль за соблюдением законодательства при проведении реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляют территориальные органы юстиции.

6. Настоящим Федеральным законом признается право адвокатов, работающих в юридической консультации, требовать ее выделения из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, с преобразованием данной юридической консультации в некоммерческую организацию одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о выделении юридической консультации с преобразованием ее в коллегию адвокатов принимается простым большинством от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты. При этом право стать учредителями (членами) вновь возникающей коллегии адвокатов принадлежит всем адвокатам, работающим в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты, в том числе не участвовавшим в выдвижении требования о выделении.

Решение о выделении юридической консультации с преобразованием ее в адвокатское бюро принимается двумя третями от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты. При этом учредителями (членами) вновь возникающего адвокатского бюро становятся только адвокаты, заключившие партнерский договор.

7. Решение адвокатов юридической консультации о выделении из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть направлено в двухмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное решение рассматривается общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в четырехмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

8. Права и обязанности реорганизуемой коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом. При этом вновь возникшему юридическому лицу передаются имущество в натуре и имущественные права, ранее находившиеся в пользовании соответствующей юридической консультации.

9. Настоящим Федеральным законом признается право адвокатов, работающих в адвокатском бюро, являющемся учреждением коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на передачу им права собственности на имущество указанного учреждения с последующим приведением организационно-правовой формы данного учреждения в соответствие с настоящим Федеральным законом. Решение о предъявлении требования о передаче права собственности принимается двумя третями от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующем адвокатском бюро на день регистрации адвокатской палаты.

10. Требование о передаче права собственности должно быть направлено в двухмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное требование должно быть рассмотрено общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в пятимесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

11. В результате удовлетворения требований, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящей статьи, коллегия адвокатов, образованная до вступления в силу настоящего Федерального закона, передает в соответствии с передаточным актом право собственности на имущество адвокатского бюро или имущество юридической консультации адвокатам, работающим в соответствующих бюро или консультации, в равных долях при условии формирования из этих долей неделимого фонда вновь возникающих коллегии адвокатов или адвокатского бюро.

12. Адвокаты, оставшиеся в составе коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, после удовлетворения требований, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящей статьи, вправе принять решение о преобразовании (разделении) коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в одно или несколько адвокатских образований организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

13. Разделение коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на два или более адвокатских образования осуществляется по требованию не менее половины адвокатов, являющихся членами реорганизуемой коллегии адвокатов, оставшихся в составе коллегии адвокатов после удовлетворения требований, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящей статьи. Права и обязанности реорганизуемой коллегии адвокатов переходят к вновь возникшим в результате разделения юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Распределение прав и обязанностей реорганизуемой коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, между вновь возникшими юридическими лицами осуществляется пропорционально количеству адвокатов, являющихся участниками вновь возникших юридических лиц. Юридические лица, возникшие в результате разделения коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе использовать наименование и символику реорганизованной коллегии адвокатов.

14. Требование о разделении коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на два или более адвокатских образования должно быть направлено в пятимесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное требование должно быть рассмотрено общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в шестимесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

15. Преобразование коллегии адвокатов или иного адвокатского образования, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется по решению общего собрания, принятому большинством голосов членов соответствующего адвокатского образования. При этом права и обязанности реорганизуемых коллегии адвокатов или иного адвокатского образования переходят к вновь возникшей коллегии адвокатов или адвокатскому бюро в соответствии с передаточным актом.

16. Коллегии адвокатов и адвокатские бюро, вновь возникшие в ходе реорганизации, являются правопреемниками коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

17. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе осуществлять перевод своих членов и передачу имущества между юридическими консультациями, адвокатскими бюро, а равно отчуждать имущество коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, иначе как в порядке, установленном настоящей статьей.

18. Если в течение трех месяцев со дня получения требований, предусмотренных пунктами 6, 9 и 13 настоящей статьи, общее собрание коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, не утвердит разделительный баланс или передаточный акт, а также в случае непредставления указанной коллегией адвокатов в 45-дневный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона списков адвокатов, являющихся ее членами, с приложением необходимых документов, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, в территориальный орган юстиции, то арбитражный суд по иску соответствующего территориального органа юстиции назначает внешнего управляющего указанной коллегией адвокатов и поручает ему осуществить ее реорганизацию.

19. Со дня назначения внешнего управляющего к нему переходят все полномочия по управлению коллегией адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащей реорганизации.

20. Внешний управляющий выступает от имени реорганизуемой коллегии адвокатов в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение арбитражным судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

21. Государственная регистрация юридических лиц, возникших в результате приведения коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

22. В органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, представляются нотариально заверенные копии следующих документов:

1) решение о реорганизации;

2) разделительный баланс или передаточный акт;

3) учредительные документы вновь возникающих юридических лиц;

4) документы, подтверждающие факт внесения сведений об адвокатах - учредителях в региональный реестр.

23. К реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются правила о реорганизации юридических лиц, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", если они не противоречат настоящей статье.

Статья 43. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.

2. После регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе осуществлять предусмотренные настоящим Федеральным законом функции адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов либо их органов, за исключением функций, предусмотренных статьей 44 настоящего Федерального закона.

3. В течение шести месяцев со дня регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои организационно-правовые формы в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, основанных на членстве и отвечающих признакам некоммерческой организации, в соответствие с настоящим Федеральным законом осуществляется по решению общего собрания соответствующего адвокатского образования путем его реорганизации (выделения, разделения, преобразования) в одно или несколько адвокатских образований организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Контроль за соблюдением законодательства при проведении реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляют территориальные органы юстиции.

6. Настоящим Федеральным законом признается право адвокатов, работающих в юридической консультации, требовать ее выделения из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, с преобразованием данной юридической консультации в некоммерческую организацию одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о выделении юридической консультации с преобразованием ее в коллегию адвокатов принимается простым большинством от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты. При этом право стать учредителями (членами) вновь возникающей коллегии адвокатов принадлежит всем адвокатам, работающим в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты, в том числе не участвовавшим в выдвижении требования о выделении.

Решение о выделении юридической консультации с преобразованием ее в адвокатское бюро принимается двумя третями от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующей юридической консультации на день регистрации адвокатской палаты. При этом учредителями (членами) вновь возникающего адвокатского бюро становятся только адвокаты, заключившие партнерский договор.

7. Решение адвокатов юридической консультации о выделении из коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть направлено в двухмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное решение рассматривается общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в четырехмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

8. Права и обязанности реорганизуемой коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с разделительным балансом. При этом вновь возникшему юридическому лицу передаются имущество в натуре и имущественные права, ранее находившиеся в пользовании соответствующей юридической консультации.

9. Настоящим Федеральным законом признается право адвокатов, работающих в адвокатском бюро, являющемся учреждением коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на передачу им права собственности на имущество указанного учреждения с последующим приведением организационно-правовой формы данного учреждения в соответствие с настоящим Федеральным законом. Решение о предъявлении требования о передаче права собственности принимается двумя третями от списочного состава адвокатов, работающих в соответствующем адвокатском бюро на день регистрации адвокатской палаты.

10. Требование о передаче права собственности должно быть направлено в двухмесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное требование должно быть рассмотрено общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в пятимесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

11. В результате удовлетворения требований, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящей статьи, коллегия адвокатов, образованная до вступления в силу настоящего Федерального закона, передает в соответствии с передаточным актом право собственности на имущество адвокатского бюро или имущество юридической консультации адвокатам, работающим в соответствующих бюро или консультации, в равных долях при условии формирования из этих долей неделимого фонда вновь возникающих коллегии адвокатов или адвокатского бюро.

12. Адвокаты, оставшиеся в составе коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, после удовлетворения требований, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящей статьи, вправе принять решение о преобразовании (разделении) коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в одно или несколько адвокатских образований организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

13. Разделение коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на два или более адвокатских образования осуществляется по требованию не менее половины адвокатов, являющихся членами реорганизуемой коллегии адвокатов, оставшихся в составе коллегии адвокатов после удовлетворения требований, предусмотренных пунктами 6 и 9 настоящей статьи. Права и обязанности реорганизуемой коллегии адвокатов переходят к вновь возникшим в результате разделения юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Распределение прав и обязанностей реорганизуемой коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, между вновь возникшими юридическими лицами осуществляется пропорционально количеству адвокатов, являющихся участниками вновь возникших юридических лиц. Юридические лица, возникшие в результате разделения коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе использовать наименование и символику реорганизованной коллегии адвокатов.

14. Требование о разделении коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, на два или более адвокатских образования должно быть направлено в пятимесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты заказным письмом в президиум коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствующий территориальный орган юстиции. Полученное требование должно быть рассмотрено общим собранием коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, в шестимесячный срок со дня регистрации адвокатской палаты.

15. Преобразование коллегии адвокатов или иного адвокатского образования, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется по решению общего собрания, принятому большинством голосов членов соответствующего адвокатского образования. При этом права и обязанности реорганизуемых коллегии адвокатов или иного адвокатского образования переходят к вновь возникшей коллегии адвокатов или адвокатскому бюро в соответствии с передаточным актом.

16. Коллегии адвокатов и адвокатские бюро, вновь возникшие в ходе реорганизации, являются правопреемниками коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

17. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, не вправе осуществлять перевод своих членов и передачу имущества между юридическими консультациями, адвокатскими бюро, а равно отчуждать имущество коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, иначе как в порядке, установленном настоящей статьей.

18. Если в течение трех месяцев со дня получения требований, предусмотренных пунктами 6, 9 и 13 настоящей статьи, общее собрание коллегии адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, не утвердит разделительный баланс или передаточный акт, а также в случае непредставления указанной коллегией адвокатов в 45-дневный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона списков адвокатов, являющихся ее членами, с приложением необходимых документов, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, в территориальный орган юстиции, то арбитражный суд по иску соответствующего территориального органа юстиции назначает внешнего управляющего указанной коллегией адвокатов и поручает ему осуществить ее реорганизацию.

19. Со дня назначения внешнего управляющего к нему переходят все полномочия по управлению коллегией адвокатов, образованной до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащей реорганизации.

20. Внешний управляющий выступает от имени реорганизуемой коллегии адвокатов в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение арбитражным судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

21. Государственная регистрация юридических лиц, возникших в результате приведения коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

22. В органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, представляются нотариально заверенные копии следующих документов:

1) решение о реорганизации;

2) разделительный баланс или передаточный акт;

3) учредительные документы вновь возникающих юридических лиц;

4) документы, подтверждающие факт внесения сведений об адвокатах-учредителях в региональный реестр.

23. К реорганизации коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются правила о реорганизации юридических лиц, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", если они не противоречат настоящей статье.

Выбор организационно-правовой формы создаваемого юридического лица имеет важное значения для всей его деятельности.

Следует определить условия создания данного юридического лица, роль, которая отводится клиенту в управлении данным юридическим лицом по отношению с другими учредителями (или акционерами), а также цели его создания, вид деятельности и т.п.

Юридическое лицо может преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не иметь извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Существуют определенные различия в правоотношениях между учредителями при создании коммерческих организаций в форме хозяйственных обществ, наиболее распространенными из которых являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

От выбора организационно-правовой формы будет зависеть "вес" клиента при принятии решения.

Если клиент обладает небольшой долей имущественных прав в уставном капитале создаваемого юридического лица, целесообразно создавать не акционерное общество, а общество с ограниченной ответственностью, поскольку п. 8 ст. 37 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что решение общего собрания по некоторым вопросам принимается участниками только единогласно и от клиента будет зависеть окончательное решение, т.к. он, имея даже незначительный процент участия в обществе с ограниченной ответственностью, может блокировать принятие решения общего собрания по установленным вопросам.

Выбор такой организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, в отличие от акционерного общества, позволяет не осуществлять после государственной регистрации юридического лица последующую регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, а сразу приступить к работе, что в нашем довольно бюрократическом государстве немаловажно.

Однако при организационно-правовой форме в виде акционерного общества облегчается процесс передачи имущественных прав, удостоверенных акциями, между акционерами, а также с третьими лицами, поскольку данная передача также не требует государственной регистрации изменений в учредительных документах, что имеет свои плюсы.

Одним из основных отличий такой организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, от акционерного общества является возможность для участника выхода из состава данного общества и истребования части имущества общества, соответствующей его доле в уставном капитале.

В зависимости от целей и задач по оптимизации налогообложения могут также создаваться организации, имеющие определенные организационные особенности, например организации, имеющие в штате работников-инвалидов, созданные общественными организациями инвалидов, отвечающие критериям субъекта малого предпринимательства для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также в ряде других случаев.

Следует также определить место регистрации юридического лица, т.к. иногда создание предприятий в офшорной зоне полагает минимизировать налогообложение.

Любая организационно-правовая форма юридического лица имеет как свои минусы, так и плюсы.

Их необходимо исследовать и представить клиенту полный правовой и экономический анализ, т.е.

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.

«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».

Адвокатский кабинет – прием на дому

Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.

Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).

Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).

Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.

Коллегия адвокатов – классика

Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.

Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.

Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.

Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.

Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.

Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор

Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.

Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.

Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.

Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.

Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.

Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. "Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование"). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 "Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" можно ознакомиться здесь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: